Отраслевые, функциональные и территориальные органы. Понятие и структура местной администрации

исполнительной власти города)

Уставом города (ст.ст. 45-46) и Законом № 65 «О Правительстве Москвы», установлена система органов исполнительной власти, в которую входят:

Правительство Москвы;

Подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города (департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции, префектуры, управы районов), деятельностью которых руководит Правительство.

Более полно структура органов исполнительной власти города определена в Указе Мэра Москвы от 19 июля 2007 г. № 44-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы».

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом. Систему отраслевых и функциональных органов исполнительной власти, подведомственных Правительству Москвы, составляют:

1) Департаменты: отраслевые или функциональные органы исполнительной власти города Москвы, проводящие государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности;

2) Комитеты: отраслевые органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие отраслевое управление в соответствующих областях деятельности;

3) Главные управления и управления: функциональные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие межотраслевое регулирование в определенной области городского управления; 4) и н с п е к ц и и: функциональные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие контрольные и надзорные функции.

Для координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, создаются комплексы городского управления, возглавляемые членами Правительства Москвы в соответствии с распределением обязанностей. В настоящее время созданы 5 таких комплексов.

2. Систему территориальных органов исполнительной власти города, подведомственных Правительству Москвы, составляют:

1) Префектуры административных округов города Москвы.

Система управления административными округами начала складываться в 1991 г., таким образом, административный округ – сравнительно новый структурный элемент в управлении городским хозяйством. Ранее, до июня 1991 г., действовала двухуровневая система управления городом «город – район», а 10 июня 1991 г. распоряжением Мэра № 47 было образовано промежуточное звено – административный округ, т.е. теперь управление городом базируется на трех уровнях «город – округ – район».

Положение о префектуре административного округа города Москвы утверждено Постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП (в ред. от 30 декабря 2008 г.). Положением установлено, что префектуры осуществляют в пределах установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа. Закреплен перечень полномочий префектур в области экономики, финансов, управления имуществом, строительства, землепользования и охраны окружающей среды, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка и услуг и других сферах;

2) Управы районов города Москвы.

Статус районной управы города Москвы впервые был закреплен в Законе города Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 «О районной управе в городе Москве». Согласно этому Закону, районная Управа представляла собой орган власти района, осуществлявший установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции городского (местного) самоуправления. В состав Управы входили районное Собрание и администрация района, возглавляемые главой Управы. В районное Собрание входили избираемые жителями района советники, глава Управы избирался районным Собранием по представлению Мэра Москвы. Администрация района состояла из заместителей главы Управы и руководителей структурных подразделений администрации, назначаемых главой Управы самостоятельно. Управа обеспечивала в пределах своих полномочий и под свою ответственность решение вопросов местного (районного) значения, осуществляла руководство хозяйственными и социальными службами района, являющимися структурными подразделениями администрации района.

В 2001 г. в Закон о районной Управе были внесены изменения, в соответствии с которыми за Управой закрепился статус органа местного самоуправления. Полномочия представительного органа населения в Управе осуществляло районное Собрание, в состав которого входили избираемые населением советники и глава Управы, избираемый районным Собранием из своего состава по предложению советников или Мэра Москвы. Администрация района состояла из заместителей главы Управы и руководителей структурных подразделений администрации, назначаемых главой Управы самостоятельно. Возглавлял и руководил деятельностью администрации района Глава Управы. Таким образом, с 1996 по 2002 г. Управа занимала нижнюю ступень в иерархии городских органов власти и наиболее тесно взаимодействовала с населением соответствующей территории.

С принятием Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» функции органов местного самоуправления – нижних ступеней публичной власти – перешли к муниципальным Собраниям и муниципалитетам, действующим на территориях внутригородских муниципальных образований, созданных в границах районов города Москвы. Закон о районной Управе утратил юридическую силу. Одновременно Постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП на территории районов города были образованы территориальные органы исполнительной власти города – управы районов и утверждено Положение о них. Система фактического двоевластия в районах города Москвы действует до сих пор.

В настоящее время в соответствии с Уставом города Москвы (ст. 46) и Положением об Управе района города Москвы (в ред. от 30 декабря 2008 г.), Управа – территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект соответствующего административного округа. Глава управы района назначается и освобождается от должности Правительством Москвы по представлению префекта соответствующего административного округа города Москвы, согласованному с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочным представителем Мэра Москвы в Московской городской Думе. Работники управы района (кроме обслуживающего персонала) являются государственными гражданскими служащими города Москвы. Положением установлены основные задачи и полномочия управ районов в области экономики, финансов, управления имуществом, строительства, землепользования и охраны окружающей среды, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка и услуг, транспорта, связи и безопасности движения и других областях.

Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Это отмечено в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Московская административная реформа направлена на повышение эффективности функционирования системы городского управления, упрощение механизмов взаимодействия населения города, предприятий и организаций с органами исполнительной власти в отдельных сферах и отраслях городского хозяйства. В указанных целях с 1 июля 2003 г. принимаются меры по введению режима «одного окна» по приоритетным направлениям основных отраслей городского хозяйства, в том числе в социальной и инвестиционной сферах. Постановлением Правительства Москвы от 10 июня 2003 г. № 438-ПП (в ред. от 11 апреля 2006 г.) установлено, что принцип (режим) "одного окна" означает, прежде всего, исключение возможностей необоснованного привлечения граждан, предприятий и организаций к оформлению или согласованию документов, выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы и иными городскими организациями.


Согласно ст. 37 Закона № 131-ФЗ в системе органов местного самоуправления в качеств обязательного условия должна формироваться и действовать местная Администрация, представляющая собой совокупность исполнительно-распорядительных органов муниципального образования.

Местная Администрация обычно создаётся и действует именно на основании предложения Главы местной Администрации, и затем её структура утверждается представительным органом муниципального образования.

Как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования местная Администрация призвана осуществлять функции управления подведомственными отраслями и сферами муниципального хозяйства, т.е. это тот орган местного самоуправления, который непосредственно отвечает за экономическое, социально-культурное и административно-политическое развитие жизнедеятельности территории муниципального образования.

По сравнению с другими органами местного самоуправления, правовой статус местной Администрации характеризуется следующими своими главными особенностями:

1. Местная Администрация - это самостоятельный орган местного самоуправления, наделенный собственной компетенцией в решении вопросов местного значения;

2. В случаях и порядке, установленных актами федерального и регионального законодательства, местная Администрация может осуществлять переданные её отдельные государственные полномочии;

3. В своей текущей работе местная Администрация является подотчётной, подконтрольной как перед Главой муниципального образования и представительным органом местного самоуправления, так и в некоторых случаях - перед соответствующими исполнительными органами государственной власти на федеральном и региональном уровне;

4. Финансово-экономическую основу функционирования местной Администрации составляют объекты муниципального имущества, которыми она распоряжается и управляет, и средства местного бюджета, выделяемые на её содержание;

5. По своей организационной структуре местная Администрация состоит из штата профессиональных муниципальных служащих, которые замещают определенные должности муниципальной службы;

6. Акты местной администрации занимают наименьшее место по своей юридической силе в системе муниципально-правовых актов , издаваемых органами местного самоуправления.

Сама организационная структура местной Администрации условно состоит из двух составных частей :

1. Аппарат Управления, включающий в себя различные отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти, ведающие вопросами управления отраслями и сферами муниципального хозяйства;

2. Службы и структурные подразделения вспомогательного Аппарата Главы местной Администрации, отвечающие за материальное и техническое, организационное и правовое обеспечение всей деятельности местной Администрации.


Важнейшей особенностью работы так называемых “отраслевых органов исполнительной власти”, входящих в структуру местной Администрации, является то обстоятельство, что они осуществляют функцию управления в отдельно взятых отраслях и сферах муниципального хозяйства путём создания на местах подчиненных муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Все отраслевые органы исполнительной власти, действующие в структуре местной Администрации, условно делятся на 3 группы:

1. Те органы исполнительной власти, которые занимаются вопросами экономического развития территории муниципального образования;

2. Отраслевые органы исполнительной власти, которые ведают вопросами социально-культурного развития территории муниципального образования;

3. Органы, которые отвечают за вопросы административно-политического развития территории муниципального образования.

Функциональные органы исполнительной власти представляют собой такие органы управления местной Администрации, которые призваны осуществлять специализированные управленческие функции в сферах распоряжения и управления муниципальным имуществом; планирование и прогнозирование социально-экономического развития территории муниципального образования и которые ведают вопросами управления муниципальными финансами.

В Томске таких 3: департамент экономики, Департамент финансов, Управлением имущественных отношении Администрации г. Томска.

Ещё оной важнейшей особенностью деятельности функциональных органов исполнительной власти, входящих в структуру местной Администрации является предоставление им права контролировать работу других отраслевых и территориальных органов исполнительной власти именно по вопросам, входящим в их компетенцию.

Территориальные органы исполнительной власти, созданные в структуре местной Администрации, являются органами межотраслевой компетенции, которые призваны заниматься вопросами экономического, социально-культурного и административно-политического развития территории муниципального образования в части, закрепленной за ними подведомственной территории. Примеры в Томске - все районные Администрации г. Томска.

Службы структурного подразделение вспомогательного аппарата Главы местной Администрации в отличие от остальных видов органов исполнительной власти, действующих в муниципальном образовании, обладают следующими своими главными особенностями:

1. Они прямо непосредственно подчиняются в своей текущей работе Главе местной Администрации;

2. Они, как правило, не наделены какими-либо властно-распорядительными полномочиями в отношении объектов муниципального имущества и средств местного бюджета;

3. Издаваемые ими муниципально-правовые акты по вопросам своей компетенции обычно имеют рекомендательную юридическую силу.

В Томске - это Общий отдел, Канцелярия, протокольная часть, контрольный комитет, правовой комитет, комитет по информатизации, кадровая служба, Централизованная бухгалтерия Администрации г. Томска

Компетенция местной Администрации и её органов.

Вся компетенция исполнительно-распорядительных органов муниципального образования устанавливается и регулируется специальными положениями (административными регламентами об этих органах), утверждаемых Главой местной Администрации.

Рассмотрим компетенцию отраслевых органов исполнительной власти на примере Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Томска.

Согласно положению об этом Департаменте, утв. Мэром г. Томска, перед ним ставится выполнение трех главных задач:

1. Участие в разработке проекта городского бюджета, городских целевых программ и планов развития г. Томска по разделу финансирования расходов городского бюджета архитектуры и строительства;

2. Формирование необходимой нормативно-правовой базы на уровне г. Томска в сфере осуществления градостроительной деятельности на территории г. Томска;

3. Осуществление контроля и надзора за соблюдением всеми участниками градостроительной деятельности утвержденных норм и правил, стандартов в сфере регулирования градостроительной деятельности и выполнения архитектурно-строительных работ.

Учитывая вышеперечисленные задачи, стоящие перед названным департаментом, он наделяется такими своими важнейшими полномочиями:

1. Разработка проекта Генерального плана развития г. Томска, проектов городских программ и планов в области муниципального жилищного строительства;

2. Подготовка специальных городских нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы градостроительной деятельности на территории г. Томска;

3. Принятие решения по согласованию с другими исполнительными органами городской Администрации об отводе земельных участков для ведения жилищного строительства;

4. Согласование и утверждение проектно-сметной документации на ведение архитектурно-строительных работ организациями-застройщиками на территории г. Томска;

5. Выполнение функции муниципального заказчика на выполнение архитектурно-строительных работ, финансируемое из средств городского бюджета;

7. Подписание актов рабочих и государственных приёмных комиссий о введении в эксплуатацию зданий и сооружений и иных объектов капитального строительства;

8. Выполнение функции государственного архитектурно-строительного надзора за соблюдением норм градостроительного законодательства всеми организациями-застройщиками на территории г. Томска.

Рассмотрим компетенцию функциональных органов исполнительной власти на примере Департамента финансов Администрации г. Томска.

Согласно уставу г. Томска и Положения об этом Департаменте, утверждённого мэром г. Томска, он является ведущим участником регулирования бюджетного устройства и процессов в г. Томске.

И поэтому перед ним ставится реализация трёх главных задач:

1. Подготовка проекта городского бюджета и отчет об его исполнении на очередной финансовый год;

2. Разработка локальных городских муниципально-правовых актов в сфере регулирования вопросов осуществления бюджетно-финансовой политики на территории г. Томска;

3. Осуществление ведомственного финансового контроля за надлежащим исполнением городского бюджета, целевым использованием по назначению средств городского бюджета и соблюдением действующего бюджетного законодательства в г. Томске всеми участниками бюджетно-финансовой деятельности.

Непосредственно в компетенцию данного Департамента входит выполнение таких своих основных конкретных полномочий:

1. Полномочие по учёту всех поступлений в городской бюджет и совершение всех финансовых операций со средствами городского бюджета;

2. Подготовка специальных положений по вопросам регулирования в г. Томске местного налогообложения, бюджетного устройства и процесса в г. Томске, условий и порядка оказания финансовой помощи из городского бюджета юридическим и физическим лицам;

3. Предоставление в необходимых случаях совместно с налоговой службой г. Томска отсрочек, рассрочек и освобождения от уплаты местных налогов и сборов и иных обязательных платежей в городской бюджет по обращениям юридических лиц;

4. Выполнение функции муниципального финансового Казначейства и главного кассира в отношении средств городского бюджета;

5. Управление муниципальным внутренним долгом и принятие всех необходимых мер по сокращению дефицита городского бюджета;

6. Организация размещения и выпуска муниципальных ценных бумаг на финансовых рынках по согласованию с Министерством Финансов РФ;

7. Утверждение сметы расходов всех бюджетных организаций, расположенных и действующих в г. Томске;

8. Проведение финансовых проверок и ревизий за финансово-хозяйственной деятельностью других служб и подразделений городской Администрации, муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

9. Право в необходимых случаях принимать соответствующие меры по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, в том числе - блокировать счета бюджетных организаций, приостанавливать деятельность бюджетных организаций и составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении виновных руководителей и должностных лиц городского самоуправления за нарушение действующего бюджетного законодательства.

Рассмотрим компетенцию территориальных органов исполнительной власти на муниципальном уровне. В качестве примера возьмем деятельность районных администраций г. Томска.

Согласно положению о районных Администрациях г. Томска, утверждённого постановлением мэром города, перед ними ставится выполнение следующих трёх главных задач:

1. Обеспечение планового и комплексного экономического и социально-культурного развития закрепленной за ними территории районов г. Томска;

2. Осуществление функций по распоряжению и управлению объектами муниципального имущества, которые находятся в их ведении на праве оперативного управления;

3. Контроль за соблюдением актов действующего законодательства всеми физическими и юридическими лицами на территории района по специальному кругу вопросов;

4. Охрана и поддержание общественного порядка;

5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан.

Непосредственно в компетенцию названных исполнительно-распорядительных органов городской администрации входит реализация таких принадлежащих им конкретных полномочий:

1. Участие в подготовке проекта городского бюджета; проектов городских целевых планов и программ развития г. Томска именно в части, закрепленной за ними подведомственной территории района;

2. Осуществление общего руководства деятельности подчинённых муниципальных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории районов г. Томска;

3. Реализация полномочий по распоряжению и управлению объектами муниципального имущества, находящегося в их ведении на праве оперативного управления и расходования средств городского бюджета по своему разделу бюджетной классификации;

4. Поддержка и развитие предпринимательской деятельности на территории района г. Томска в сфере малого и среднего бизнеса;

5. Осуществление функции муниципального заказчика на поставку товаров и оказание услуг для муниципальных нужд и обеспечение деятельности расположенных на территории района муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

6. Рассмотрение обращений граждан, совершение отдельных видов регистрационно-разрешительных действий;

7. Взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам поддержания и охраны общественного порядка, представительство и защита прав, свобод и законных интересов граждан в судебных органах.

Все районные Администрации г. Томска наделены правами юридического лица, и поэтому они могут самостоятельно вступать в договорные имущественные отношения с физическими и юридическими лицами и нести самостоятельную ответственность по своим юридическим обязательствам.

Службы и структурные подразделения вспомогательного аппарата Главы местной Администрации. Рассмотрим их деятельность на примере Правого комитета Администрации г. Томска.

В настоящее время правовой комитет Администрации г. Томска призван выполнять такие возложенные на него основные функции:

1. Юридическая экспертиза и подготовка проектов муниципально-правовых актов, которые подлежат утверждению Думой г. Томска и мэром г. Томска;

2. Разработка проектов гражданско-правовых договоров, заключаемых с физическими и юридическими лицами, и их юридическое сопровождение до момента заключения со стороны Администрации г. Томска;

3. Консультирование и оказание юридической помощи сотрудникам городской Администрации именно в применении актов действующего законодательства;

4. Официальное представительство и защита прав и законных интересов Администрации г. Томска, судебных и правоохранительных органов.

Организация работы и акты местной Администрации и её органов.

В основном вся организация и деятельность местной Администрации и её органов базируется на единочальных началах, т.е. каждый руководитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования самостоятельно по вопросам своей компетенции принимает управленческие решения, организовывает их исполнение и контролирует организацию принятых актов, а также несёт персональную юридическую ответственность за результаты своей деятельности перед Главой местной Администрации.

Тем не менее, как показывает сложившаяся муниципальная практика обычно при руководителе департамента Управление, значительно реже отделы, местной Администрации может создаваться и действовать специальная коллегия для оперативного рассмотрения и обсуждения вопросов, входящих в компетенцию названного руководителя местной администрации.

В состав коллегии, образованной при руководителе соответствующего исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят по должности все его заместители, руководители подчинённых структурных подразделений и служб, советники, консультанты-референты и руководители муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

В свою очередь, на заседании коллегий, созываемых и проводимых под председательством руководителя исполнительно-распорядительного органа местной Администрации, в основном рассматриваются и обсуждаются такого рода вопросы деятельности местной Администрации:

1. Участие в подготовке наиболее важных проектов муниципально-правовых актов, которые подлежат рассмотрению и принятию представительным органом муниципального образования или Главой местной Администрации;

2. Участие в разработке проектов местного бюджета, специальных целевых программ и планов развития территории муниципального образования именно в части своих выполняемых функций;

3. Подбор и расстановка кадров и разрешение иных внутриорганизационных вопросов деятельности местной Администрации;

4. Обобщение и подведение итогов текущей финансово-хозяйственной деятельности местной Администрации и подчинённых муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

5. Осуществление контроля за надлежащим исполнением принятых актов представительного органа муниципального образования и Главы местной Администрации;

Любые предложения и рекомендации, котрые выносятся на заседание коллегии в дальнейшем юридически оформляются путём издания соответствующих муницпально-правовых актов руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования:

1. Ориказы руководителя;

2. Распоряжения;

3. Должностные инструкции;

4. Административные регламенты или положения.

По общему правилу все вышемперечисленные виды муниципально-правовых актов вступают в свою юридическую силу с момента их издания руководителем соответствующего исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Они могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке либо отменены Главой местной Администрации.

Актами комиссии, создаваемой и действующей в структуре местной Администрации, являются постановление и решение. Причём Комиссии, действующие при Главе местной Администрации, всегда осуществляют свои полномочия только на коллегиальных началах. Заседание Комиссий, действующих при Главе местной Администрации, считаются правомочными, если на них присутствуют более половины от состава членов комиссии с правом решающего голоса.

В свою очередь, решения считаются принятыми на заседании комиссии при Главе местной Администрации, если за них проголосовало простое большинство от числа присутствующих на заседании членов комиссии.

Акты таких двух комиссии местной Администрации, как административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних, не могут быть отменены Главой местной Администрации. И они могут лишь быть оспорены заинтересованными лицами только в судебном порядке. А именно граждане вправе обжаловать, например, решение Административной комиссии или Комиссии по делам несовершеннолетних через суд в течение 10-ти дней с момента их принятия на заседании комиссии.

Конституция РФ определяет, что в стране существует три вида или ветви государственной власти. Это законодательная, судебная и исполнительная власть. Функции органов исполнительной власти, конечно же, отличаются от функций других органов. Сами эти органы могут быть систематизированы на некоторое количество видов.

Понятие и признаки

Орган государственного управления в толковании функционирующего в настоящее время права Российской Федерации ничем не отличается от термина и понятия органа исполнительной власти. То есть эти определения являются идентичными и взаимозаменяемыми при установлении административного правового статуса определенных органов.

По сути организация, являющаяся неотъемлемой составляющей огромного государственного аппарата, которая, к тому же, имеет собственную структуру и компетенцию, считается органом государственной власти. Кроме перечисленного, такая организация обладает определенным территориальным масштабом своей деятельности, а ее формирование и создание происходит в соответствии с законами страны. Исполнительные органы создаются для осуществления ежедневного и постоянного руководства практически всеми областями жизни общества. К этим сферам относятся: административно-политическая, экономическая и другие. Также подобная организация может выступать от имени государства.

Правовой статус

С точки зрения правового статуса органы исполнительной власти области, республики, других субъектов, а также федеральные, являются юридическими лицами. Они обладают определенными правами и обязанностями, то есть гражданской правоспособностью. Они юридически самостоятельны.

Единство системы

Взаимодействие органов исполнительной власти друг с другом, на любом уровне независимо от иерархии является одной из важных характеристик единства этой системы. Статья 77 Конституции РФ говорит, что единую исполнительную власть в нашем государстве представляют федеральные органы исполнительной власти и организации этой же власти, принадлежащие субъектам федерации. Именно благодаря высшему закону страны — Конституции — обеспечивается это единство. Также непосредственное огромное влияние на это оказывают такие факторы, как обязательность указов президента, постановлений и прочих нормативных документов, каковые издает высший орган исполнительной власти. Последним в нашей стране является Правительство. Конституционный суд способен давать надлежащую оценку выдвигаемым исполнительными органами актам на соответствие Конституции. Федеральные суды, в свою очередь, могут квалифицировать действия федеральных исполнительных органов на соответствие законам. Прокуратура исполняет контроль законности мероприятий исполнительных органов, к которым причисляются и местные органы исполнительной власти.

Иерархическое деление

Исполнительные органы государственной власти могут подразделяться по так называемой иерархии в общей системе рассматриваемой ветви власти. На самом высшем уровне при таком делении будут находиться федеральные органы. К ним, в частности, можно отнести Правительство РФ, всевозможные министерства федерального уровня, например, МВД РФ, а также службы и агентства, полномочия которых распространяются на всю федерацию.

Следующую ступень в системе захватывают исполнительные органы государственной власти всех государственных образований Российской Федерации. К этим можно отнести те органы, которые создаются непосредственно в определенной области, крае, республике, входящей в состав России, области или округа. Также к этой категории относят органы городов, имеющих республиканское значение. К таким городам в Российской Федерации причисляют Москву и Санкт-Петербург.

Виды органов исполнительной власти по перечисленным критериям делятся по территории их государственных властных полномочий. Определение границ этих территорий при этом играет важнейшую роль, так как деятельность этих органов напрямую зависит от этой территории. Так, например, Министерство юстиции Республики Алтай является исполнительным органом только в этой республике, за ее пределами его властные полномочия уже не действуют. При этом органы федерального уровня имеют право выполнять собственные права на всей территории России. Помимо этого, они вправе учреждать собственные отделы, управления, не входящие в состав исполнительных органов субъекта федерации (территориальные органы). Вместе с тем, такие территориальные органы реализовывают собственное функционирование именно в субъекте федерации. Помимо этого, могут образовываться и территориально-региональные органы. Их сфера влияния распространяется на несколько субъектов. После этого, таким районам обычно даются соответствующие названия - военный округ, экономический район и т. п.

Принцип федерализма

Перечисленные виды органов исполнительной власти, если рассмотреть их с одной стороны, предполагают иерархическую подчиненность вышестоящих нижестоящим, но, с другой стороны, последние все же имеют определенную самостоятельность. Такая система полностью соответствует основополагающему принципу федерализма. Целостная система органов исполнительной власти в общем образуется за счет реализации этого и других принципов.

Только лишь принимая данный принцип во внимание, необходимо создавать главные критерии распределения государственных властных полномочий как исполнительных органов государственных образований федерации, так и имеющих федеральный статус.

Деление по субъекту

Структура органов исполнительной власти подразделяется также по субъекту, который наделен правомочием создавать государственные органы. Здесь деление происходит на два вида. К первому относятся органы, формирование которых производится непосредственно самой Российской Федерацией. То есть, таким правом последняя наделена высшим законом страны - Конституцией. Соответственно, к данному виду будут относиться исключительно федеральные органы исполнительной власти, ну и, конечно, их территориальные органы.

Другой вид органов по обсуждаемому делению возникает путем их формирования субъектами РФ. Эти субъекты наделены такими полномочиями не только Конституцией РФ, но и своими внутренними конституциями, другими нормативными актами.

Двойное подчинение

Следует отметить, что органы, которые сформированы в государственных формирования (субъектах), зачастую находятся в так называемом двойном подчинении. Они подчиняются и высшим исполнительным органам республики, края, области, а также и определенным органам федерального уровня и значения. К примеру, управление внутренних дел того или иного государственного формирования России будет подчиняться президенту этого субъекта федерации или главе администрации, но в то же время будет подчиненным и у МВД самой федерации.

Способ создания

Следующим делением исполнительных органов на виды можно признать деление по способу их формирования, создания, а также проводимой при этом процедуре. Исполнительные органы при таком подходе бывают двух видов.

Первые - те, которые могут быть созданы главой государства, президентом, то есть верховным официальным лицом. К ним же можно отнести тех, которые формируют руководители и начальники администраций.

Вторые - формируемые Законодательными собраниями страны. Руководители таких органов избираются и наделяются соответствующими полномочиями органами законодательной власти федерации.

Организационно-правовая форма

На несколько видов исполнительные органы могут делиться по собственной организационно-правовой форме. Так, подразделение происходит на следующие органы:

  • правительство;
  • мэрия;
  • федеральная служба;
  • агентство;
  • администрация;
  • министерство;
  • всевозможные отделы, управления, департаменты и тому подобное.

Характер компетенции

Виды органов исполнительной власти принято определять и по содержанию их деятельности.

1. Исполнительные органы, осуществляющие управление на вверенной им территории основным количеством отраслей и сфер деятельности, принято считать органами общей компетенции. К деятельности таких органов можно причислить решение экономического, социального, культурного и других вопросов на определенной территории. То есть, названные органы могут проводить деятельность не конкретно по какому-то одному направлению, а в более широком смысле, охватывать все сферы управления. Одним из таких является высший орган исполнительной власти (Правительство РФ), вдобавок к таким причисляются правительства субъектов, руководители исполнительной власти государственных образований, президенты, губернаторы.

2. Исполнительные органы так называемой отраслевой компетенции, реализующие свою деятельность путем управления теми отраслями и сферами, которые им непосредственно подчинены. Сферы для каждого такого органа при этом могут быть различны.

3. Органы, осуществляющие координацию функционирования и работы отраслевых государственных органов по определенным вопросам, считаются имеющими межотраслевой характер компетенции. К ним относятся министерства, на которые возложены задачи по координации деятельности тех структурных подразделений, которые им подчинены. В основном это федеральные агентства и службы. Министерства, принадлежащие субъектам РФ, реализовывают собственную деятельность в какой-то конкретной сфере.

4. Последними в этом виде деления являются органы, имеющие специальную компетенцию. К ним в основном причисляются федеральные органы исполнительной власти, занимающиеся всевозможными надзорными, разрешительными, регулятивными и тому подобными функциями в разнообразных сферах. Это федеральные агентства и службы.

Органы, различающиеся по принятию решений

По этому критерию система органов исполнительной власти может быть поделена на единоначальные и коллегиальные.

Как следует из их названия, они различаются порядком принятия решений. Если первые могут устанавливать правовые акты путем принятия соответствующего решения одним лицом, то последние - только путем определенного совещания, собрания. Структура органов исполнительной власти значительно наполнена единоначальными органами. Такую классификацию имеют те, у которых руководящую роль занимает одно лицо (начальник или руководитель). В полномочия такого лица входит руководство не только самим органом, но и другими, нижестоящими. Руководитель принимает решения под свою ответственность, и эти правовые акты являются обязательными для всех его подчиненных. Но истины ради следует сказать о том, что такие решения руководитель все же принимает не только сам. На него влияют и коллегиальные органы, которые советуют ему то или иное действие.

При классификации на виды органов исполнительной власти приходится понимать, что в отличие от единоначального органа коллегиальные принимают решение советом или собранием, то есть тут принимает участие некоторое количество человек. Обычно, к таким относятся различные комиссии, правительство, администрации и другие. В таких коллегиальных организациях все заключения обретают силу, если при голосовании будет набрано большинство голосов.

Сотрудничество и отличие

Взаимодействие с другими ветвями власти (судебной и законодательной) происходит методом воплощения различных советов, представительств, а также посредством обмена какими-либо данными и информацией. Точно так же они могут контактировать и с негосударственными организациями.

Перечисленные органы считаются одним из видов государственных органов. Выступая от имени государства, они значительно отличаются по своей цели и деятельности от других организаций - как некоммерческих, так и коммерческих.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 45. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы. 1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом.

2. Руководители указанных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Москвы.
3. Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.
1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти - обобщенный термин, применяемый в Уставе города Москвы для обозначения органов исполнительной власти специальной компетенции.
Отраслевые органы исполнительной власти обладают полномочиями по осуществлению политики исполнительной власти (по государственному управлению) в пределах определенной отрасли хозяйства (например, Департамент науки и промышленной политики города Москвы). Функциональные органы исполнительной власти осуществляют определенную управленческую функцию, важную для всего городского хозяйства (например, Департамент финансов города Москвы). Вместе с тем особую функцию выполняют контролирующие органы, осуществляющие государственный контроль в отведенной им сфере хозяйства. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике. Закон города Москвы "О Правительстве Москвы" устанавливает виды отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города - департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции. Правительством Москвы установлены критерии создания отраслевых и функциональных органов исполнительной власти.
Департаменты города Москвы создаются для проведения государственной политики и осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной для развития города.
Комитеты города Москвы создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению.
Главные управления и управления города Москвы создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Главное управление создается при наличии структурных подразделений в административных округах города Москвы и при штатной численности не менее 60 единиц.
Инспекциями (государственными инспекциями) города Москвы являются органы исполнительной власти, наделенные в установленном порядке контрольными и надзорными функциями.
Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются в чистом виде отраслевыми, а главные управления и управления - функциональными органами. Контрольными и надзорными органами являются инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший орган исполнительной власти субъекта (в данном случае - Правительство Москвы) формирует иные органы исполнительной власти субъекта. В Уставе города Москвы и в Законе города Москвы "О Правительстве Москвы" отсутствует четкое указание на орган, уполномоченный создавать отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города. Вместе с тем часть 4 статьи 4 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" устанавливает, что Правительство Москвы утверждает и изменяет структуру органов исполнительной власти Москвы, т.е. определяет перечень органов исполнительной власти города. Структура органов исполнительной власти города зависит от стоящих перед Правительством города задач, которые меняются с течением времени. Как правило, изменение структуры органов исполнительной власти происходит после выборов Мэра Москвы наряду с формированием нового Правительства.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает порядок назначения руководителей отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города. Назначение руководителей указанных органов на должность (как и их заместителей) осуществляется распоряжениями Правительства Москвы. Названия должностей руководителей отраслевых и функциональных органов исполнительной власти различаются в зависимости от вида органа - руководитель департамента, председатель комитета, начальник главного управления, управления, инспекции.
По сложившейся практике многие члены Правительства Москвы одновременно являются руководителями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города.
3. Каждый отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города действует на основе соответствующего положения, в котором, как правило, указываются основные задачи и функции органа исполнительной власти, его права и обязанности, закрепляются основа внутренней структуры органа и статус руководителя.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:

а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;

б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:

а) органы руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением на соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);

б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами (глава Государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).

4. По организационно-правовым формам:

а) правительства (Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей);

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);

в) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);

г) администрации;

е) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).

5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление, подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;

в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.

6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):

а) коллегиальные органы;

б) единоначальные органы.



Просмотров