Основные деления права на отрасли. Деление права на отрасли и институты. Основания деления права на отрасли. система отраслей права

48 49 ..

3.

Основания деления права на отрасли

Выяснение критериев выделения группы норм в самостоятельную отрасль имеет важное научное и практическое значение. В период принципиальных перемен в общественной жизни появляются принципиально новые общественные отношения, требующие правового регулирования. Формируется ли при этом новые отрасли, или регуляция осуществляется в рамках существующих отраслей? Как определить «новую» отрасль? В науке отсутствует единство даже по поводу количества отраслей в системе российского права. В качестве самостоятельных отраслей называют, например, образовательное, налоговое, водное право и др.

Каковы же критерии деления права на отрасли?

Прежде всего, это специфические отношения, составляющие предмет правового регулирования. Наличие особых отношений, имеющих специфические родовые особенности, дает основание для выделения регулирующих их норм в самостоятельную отрасль. Так, трудовые отношения регулируются нормами трудового права, семейные – семейного, имущественные – гражданского права и т.д.

Однако одного предмета оказывается недостаточно для характеристики и формирования самостоятельной отрасли. Сходные отношения могут регулироваться нормами различных отраслей. Например, мелкое хищение влечет за собой административную ответственность. Хищение же крупное – предусмотрено нормами уголовного права. Отношения собственности регулируются нормами и конституционного, и гражданского права и т.д. Кроме того, довольно сложно определить специфику отдельных видов отношений достаточную для признания предмета отдельной отрасли. При характеристике только одного предмета регулирования, как основания деления можно выявить достаточно большое количество отраслей права.

Для выделения самостоятельной отрасли юридическая наука выдвинула еще один критерий –метод правового регулирования . Нормы каждой отрасли регулируют отношения отличными от других отраслей методами. Поэтому для каждой отрасли характерен свой отраслевой метод регулирования.

Если предмет правового регулирования показывает, что регулирует данная отрасль, то метод определяет как, каким образом это делается. Поскольку нормы права закреплены письменно, характер метода, его особенности так же находят текстуальное выражение. Каковы же эти формальные критерии, показатели метода?

1. Субъекты отношений . В каждой отрасли права характерны свои, свойственные только этой отрасли, субъекты. Для трудового права – это работодатель и работник, для гражданского права – покупатель, продавец, арендатор, для семейного права – супруги, родители, дети. Определение терминологически однообразно субъектам разных отраслей усложняет процесс правовой регламентации, порождает споры, снижает эффективность правового регулирования. Так, например, субъект «семья» характерен для семейного права. Однако наличие в гражданском праве такого субъекта «членсемьи нанимателя» порождало ненужные споры. В нескольких отраслях нормативно закреплен такой субъект как «должностное лицо». Это требует дополнительных пояснений в законодательстве, усложняет его толкование и реализацию.

2. Положение субъектов. В каждой отрасли права положение субъектов правоотношений различно. Так, для гражданского права характерно равноправие субъектов. В административных правоотношениях преобладают отношения господства и подчинения. В отдельных отраслях этот признак не столь заметен, однако при внимательном научном анализе можно определить особенности. Так, отношения равенства характерны не только для гражданского, но и для трудового права. Однако равенство здесь возможно лишь на стадии заключения трудового договора. В процессе выполнения трудовых обязанностей, в трудовых правоотношениях такого равенства уже нет. Работодатель проявляет по отношению к работнику хозяйскую власть.

3. Юридические факты. Для каждой отрасли права характерны свои юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.

4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.

5. Наконец отличаются отраслевые нормы ипо характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.

Критериями деления права на отрасли и разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается то, что регулируется этими нормами, то есть регулируемые однородные общественные отношения, требующих правового воздействия, метод правового регулирования, под которым понимается как совокупность юридических средств воздействия на определенную область общественных отношений, направленных на поведение людей. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования. Другими словами, основания для выделения в системе права новой, самостоятельной и обособленной отрасли права появляются лишь тогда, когда в жизни общества складываются новые общественные отношения, требующих урегулирования правом.

Круг отношений людей широк и многообразен - имущественные, семейные, трудовые и другие.

Существуют два основных метода правового регулирования.

Императивный метод применяется для регулирования вертикальных отношений, для которых свойственно неравенство сторон. Этот метод можно назвать власти и подчинения. Он используется в публичном праве для регулирования отношений между государством, с одной стороны, и гражданами и организациями с другой стороны.

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения и используется в таких отраслях как в гражданском, трудовом, семейном праве, то есть стороны не связанными отношениями власти и подчинения (продавец-покупатель, арендатор-арендодатель, муж и жена). Подобные отношения регулируются диспозитивными нормами права, то есть законодатель допускает, что субъекты этих отношений могут самостоятельно (автономно от государства) решает вопросы о форме своих взаимоотношений, урегулированных юридическими нормами. Например, договор купли-продажи, аренды или брачный контракт, в котором могут быть установлены соответствующие правила их поведения.

Необходимо учитывать, что выбор законодателем метода правового регулирования, определяется характером регулируемых общественных отношений. В выборе метода регулирования четко проявляется воля законодателя и его стремление добиться поставленной цели с помощью характерных средств, приемов, способов воздействия права на обязательные отношения.

Можно определить как совокупность юридических норм права, обособленных в рамках одной отрасли или нескольких отраслей, регулирующих конкретный вид общественных отношений.

Отрасли права используют для регулирования общественных отношений одни и те же способы, свойственные самой природе права:

  • 1) дозволение каких-либо действий, т.е. делается исключение из общих правил, и государство, таким образом, стремится наиболее целесообразно урегулировать общественные отношения субъектов;
  • 2) обязывание - нормы права, содержание приказ на совершение определенных действий или запрет, предостерегающий участников правоотношений от совершения конкретных действий.

Разные отрасли права используют их в разных сочетаниях. Например, в уголовном праве помимо запретов, как исключение, возможны и дозволения (например, право на необходимую оборону, обоснованный риск), а в гражданском праве допускаются дозволения, запреты и обязывания (например, запрещается совершение сделок, противоречащих закону, должник обязан возместить убытки).

Допустимо применения дополнительных методов: рекомендательный и поощерительный. При рекомендательном используются рекомендательные нормы права, не имеющие санкций (возможность субъекта самостоятельно определять наилучший вариант поведения с учетом возможностей и условий). Рекомендательный метод адресуются организациям или гражданами (физическим лицам), которым предписывают варианты поведения, желательное для государства. Но поскольку они не имеют санкций, их соблюдение не обеспечивается принудительной силой государства. Поэтому субъекты, к которым обращены эти нормы, вправе самостоятельно определить вариант поведения, то есть они могут и не следовать велению такой правовой нормы. Например, на основании ст. 582 ГК РФ лицо может (но не обязано) по собственному желанию подарить свое имущество для использования его по определенному назначению. Вышеуказанная норма носит рекомендательный характер.

Такое действие соответствует общественным интересам и является желательным для государства, однако оно не обязывает всех поступать подобным образом.

Рекомендательные нормы содержатся также в различных декларациях и конвенциях, принятых в международном праве, регулирующем отношения между суверенными государствами. Применение рекомендательных норм означает минимизация государственного вмешательства в деятельность субъектов права в условиях развития рыночных реформ и смягчение методов правового регулирования.

В качестве дополнительных методов возможно применение поощрительных норм права, которые носят стимулирующий характер поведения субъекта, например, трудового права и альтернативный метод правового регулирования. Например, представление дополнительных благ - премии, применяемые в трудовом праве. Данная норма направлена на стимулирование в дальнейшем более эффективной трудовой деятельности. В административном праве также применимы по- ощерительные нормы, которые устанавливают порядок награждения отличившихся граждан различными государственными наградами: орденами, медалями, а также условия присвоения почетных званий. В уголовном праве, как исключение, также используется этот метод. Так, ст. 64 УК РФ предусматривает смягчение уголовного наказания для лиц, совершивших преступления, но раскаявшихся и активно содействующих их раскрытию.

Система права формируется исторически, под влиянием целого ряда условий жизни данного общества. Это относится и к системе права в современной России, формирование которой на сегодняшний день не закончилось, так как общество продолжает развиваться. При этом используется то, что уже было ранее, так и происходящие изменений в системе права.

Особое место занимает конституционное (государственное) право, которое по значимости является ведущей отраслью отечественного права. Конституционное право регулирует общественных отношений, а также, в связи с тем, что основной источник норм конституционного права - это Конституция Российской Федерации («Основной закон»). Конституция РФ одновременно является источником норм и для других отраслей права: гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного и др.

Конституционное право - это ведущая самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, порядок формирования структуры и компетенции высших органов государственной власти, осуществление судебной власти, а также основные принципы организации и работы органов государственной власти и другие основополагающие общественные отношения. Нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, так как она обладает высшей юридической силой.

К источникам конституционного права относятся также: Федеративный договор об образовании РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты.

Административное право тесно связано с конституционным правом. Административное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государств. Нормами административного права устанавливаются принципы организации и деятельности органов исполнительной власти определяют их структуру и компетенции. Административному праву присущ властный метод регулирования общественных отношений. Представляющее большинство норм административное право содержится в указах Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других нормативно-правовых актах.

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Финансовое право - самостоятельная отрасль права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределение государством и муниципальными образованиями фондов денежных средств.

К источникам финансового права относятся Конституция РФ, законы и подзаконные акты, в которых содержатся положения, регулирующие финансовые отношения. Источником финансового права являются Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации.

Другая группа отраслей российского права направлена на регулирование имущественных отношений в их стоимостной форме, связанных с ними иных отношений. Первая среди этих отраслей является гражданское право. Гражданское право - это система правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства, автономии воли, имущественную самостоятельность участников гражданского оборота и связанные с ними личные неимущественные отношения. Имущественные отношения возникают между гражданами по поводу материальных благ. Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (отношения по созданию и использованию произведений литературы и искусства). В исключительных случаях неимущественные отношения не связаны с имущественными (достоинство, деловая репутация, честь и доброе имя). В результате регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, возникают основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ (Гражданский кодекс Российской Федерации, состоящий из четырех частей), указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативно-правовых актах.

В составе гражданского права выделяют две подотрасли права, такие как жилищное, наследственное, авторское и др. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ (состоящий из четырех частей) и других отдельных законодательных актов. Некоторые подотрасли гражданского права систематизированы в виде кодексов (Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания, Водный кодекс Российской Федерации).

Отношения по поводу имущества регулируются также и другими отраслями права, например, административным и финансовым правом. Но специфика гражданского права такова, что между сторонами регулируемых отношений отсутствуют отношения власти и подчинения, но признается юридическое равенство их правового положения. Кроме того, эти отношения обладают определенной автономией, что дает сторонам возможность юридически самостоятельно выбрать вариант своего поведения.

Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, которая регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, а также тесно связанные с ними отношения, и характеризующаяся наличием особого предмета, метода и принципов правового регулирования. Нормы этой отрасли определяют организационно-управленческие отношения, отношения по социальному партнерству, возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, регулирует вопросы по обеспечению условий и охраны труда работников, отношения по разрешению трудовых споров и т.д.

Для трудовых отношений характерно то, что они включают элементы управленческих. Например, по управлению производством и имущественных отношений (например, отношения, связанные с материальной ответственностью, относится по регулированию заработной платы).

В состав трудового права входит ее подотрасль права социального обеспечения.

Основным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также законы и подзаконные нормативно-правовые акты и ряд международных договоров, содержащих нормы трудового права.

Семейное право - это самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, но только в сфере семейно-брачных отношений (супругов, детей и других членов семьи).

Семейные отношения, как и гражданские, основаны на равенстве супругов в семье. Это говорит об определенном сходстве методов правового регулирования семейного и гражданского права.

Основными источниками семейного права являются Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации и другие нормативноправовые акты.

Уголовное право является самостоятельной функциональной отраслью российского права, представляющие собой совокупность правовых норм, установленных важными органами государственной власти, регулирующих общественные отношения в связи с совершением преступления. Нормы уголовного права определяют круг общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой охране, устанавливают основания для привлечения к уголовной ответственности, указывает виды, размеры и назначение наказания, устанавливают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовное право имеют специфический императивный метод регулирования. Диспозитивный метод регулирования в уголовном праве встречается крайне редко.

Основным источником норм уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ).

Уголовно-исполнительное право устанавливает порядок исполнения вынесенных судами вступивших в законную силу приговора, условия и порядок отбывания уголовного наказания, а также порядок деятельности исправительных учреждений. Источниками этой отрасли права является Уголовно-исполнительный кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты.

В системе российского права можно выделить и комплексные отрасли, которые формируются на стыке двух или нескольких отраслей права, но регулирующих однородную сферу общественных отношений. К ним относятся предпринимательское, муниципальное, земельное, информационное, экологическое право.

Следует отметить, что экологическое право включает, наряду с собственными нормами, регулирующими отношения в сфере охраны природной среды обитания человека (экологические отношения), также и нормы других отраслей права: конституционного, административного, финансового, гражданского, уголовного. Источниками этих норм, как правило, являются крупные нормативно-правовые акты. Например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и многочисленные другие нормативно-правовые акты. А нормы, устанавливающие юридическую ответственность за загрязнение окружающей среды, предусмотрены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ и некоторых других актах.

Выяснение критериев выделения группы норм в самостоятельную отрасль имеет важное научное и практическое значение. В период принципиальных перемен в общественной жизни появляются принципиально новые общественные отношения, требующие правового регулирования. Формируется ли при этом новые отрасли, или регуляция осуществляется в рамках существующих отраслей? Как определить «новую» отрасль? В науке отсутствует единство даже по поводу количества отраслей в системе российского права. В качестве самостоятельных отраслей называют, например, образовательное, налоговое, водное право и др.

Каковы же критерии деления права на отрасли?

Прежде всего, это специфические отношения, составляющие предмет правового регулирования. Наличие особых отношений, имеющих специфические родовые особенности, дает основание для выделения регулирующих их норм в самостоятельную отрасль. Так, трудовые отношения регулируются нормами трудового права, семейные – семейного, имущественные – гражданского права и т.д.

Однако одного предмета оказывается недостаточно для характеристики и формирования самостоятельной отрасли. Сходные отношения могут регулироваться нормами различных отраслей. Например, мелкое хищение влечет за собой административную ответственность. Хищение же крупное – предусмотрено нормами уголовного права. Отношения собственности регулируются нормами и конституционного, и гражданского права и т.д. Кроме того, довольно сложно определить специфику отдельных видов отношений достаточную для признания предмета отдельной отрасли. При характеристике только одного предмета регулирования, как основания деления можно выявить достаточно большое количество отраслей права.

Для выделения самостоятельной отрасли юридическая наука выдвинула еще один критерий – метод правового регулирования . Нормы каждой отрасли регулируют отношения отличными от других отраслей методами. Поэтому для каждой отрасли характерен свой отраслевой метод регулирования.

Если предмет правового регулирования показывает, что регулирует данная отрасль, то метод определяет как, каким образом это делается. Поскольку нормы права закреплены письменно, характер метода, его особенности так же находят текстуальное выражение. Каковы же эти формальные критерии, показатели метода?

1. Субъекты отношений . В каждой отрасли права характерны свои, свойственные только этой отрасли, субъекты. Для трудового права – это работодатель и работник, для гражданского права – покупатель, продавец, арендатор, для семейного права – супруги, родители, дети. Определение терминологически однообразно субъектам разных отраслей усложняет процесс правовой регламентации, порождает споры, снижает эффективность правового регулирования. Так, например, субъект «семья» характерен для семейного права. Однако наличие в гражданском праве такого субъекта «член семьи нанимателя» порождало ненужные споры. В нескольких отраслях нормативно закреплен такой субъект как «должностное лицо». Это требует дополнительных пояснений в законодательстве, усложняет его толкование и реализацию.


2. Положение субъектов. В каждой отрасли права положение субъектов правоотношений различно. Так, для гражданского права характерно равноправие субъектов. В административных правоотношениях преобладают отношения господства и подчинения. В отдельных отраслях этот признак не столь заметен, однако при внимательном научном анализе можно определить особенности. Так, отношения равенства характерны не только для гражданского, но и для трудового права. Однако равенство здесь возможно лишь на стадии заключения трудового договора. В процессе выполнения трудовых обязанностей, в трудовых правоотношениях такого равенства уже нет. Работодатель проявляет по отношению к работнику хозяйскую власть.

3. Юридические факты. Для каждой отрасли права характерны свои юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.

4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.

5. Наконец отличаются отраслевые нормы и по характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.

Комплекс указанных особенностей и характеризует в совокупности отраслевой метод правового регулирования. Следует отличать общеправовые методы – императивный и диспозитивный от отраслевых методов, которые проявляются в комбинации указанных элементов.

Единство предмета и метода правового регулирования как основания деления прав по отраслям признается всеми учеными. Однако в последнее время в связи с изменяющимися общественными отношениями и их нормативной регламентацией учеными были предложены дополнительные критерии. Таковыми, например, является законодательный массив - наличие достаточного большого количества нормативных актов, регулирующих данное отношение. Можно ли считать трансплантационное право самостоятельной отраслью? Предмет и метод здесь налицо. Однако эти отношения регламентируются небольшим количеством норм, причем, норм различных отраслей.

Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это обособленная область общественных отношений, которая нуждается в урегулировании нормами данной отрасли. Например, общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения объединены в Конституционном праве; общественные отношения в сфере наемного труда, правоотношения между наемными работниками и предприятием (организацией) работодателем объединены в группу норм трудового права.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует. Существует два основных метода правового регулирования:

  • - императивный метод содержит строгие предписания, выполнение которых обязательно и применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений (конституционное, административное, финансовое, уголовное право).
  • - диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношения власти и подчинения, предоставляет право выбора варианта поведения и применяется в частно-правовой сфере (гражданское, семейное право).

По особенностям юридических режимов все отрасли права принято подразделять:

  • 1) на профилирующие, базовые отрасли. К этому виду отраслей относятся отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;
  • 2) специальные отрасли, в рамках которых правовые режимы изменены и приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право;
  • 3) комплексные отрасли, отличительным признаком которых является соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей: торговое право, морское право.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: конституционное (государственное) право; административное право; гражданское право; предпринимательское право; трудовое право; финансовое право; уголовное право; экологическое право; семейное право; право социального обеспечения и др.

К процессуальным отраслям права относятся: гражданско-процессуальное право; уголовное процессуальное право; арбитражный процесс (особенность России)

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

По предметному единству отрасли делятся:

  • - на основные - в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, являются изначальными и восходят к древности;
  • - вторичные - они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право - это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов.

Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях.

Краткая характеристика некоторых отраслей права

Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает конституционное право. Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Преобладающим методом является императивный. Главный нормативный акт этой отрасли - Конституция РФ, другие источники - ФКЗ, конституции и уставы субъектов Федерации и др.

Административное право. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т. д. Основной метод - императивный. Основные нормативные акты: Конституция РФ, КоАП РФ.

Гражданское право. Предметом его регулирования являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право регулирует отношения хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т. д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники пользуются автономией в выборе вариантов поведения, т.е преобладающий метод, используемый в отрасли, - диспозитивный. В силу большого нормативного объема гражданское право дифференцировалось. Отдельные комплексы норм гражданского права обособились сначала в правовые институты, а затем и в отдельные отрасли: земельное право; авторское право; предпринимательское право; патентное право и др.

К источникам гражданского права относятся: Конституция РФ, ГК РФ, законы о собственности, о предприятиях и т. д.

В основе деления права на отрасли находятся предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия.

Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять – как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

– дозволение – предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

– обязывание – возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий;

– запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) – это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) – это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Принято также данные методы именовать в юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.

Еще по теме 2. Основания деления права на отрасли.:

  1. 32. Предмет и метод правового регулирования как основания деления на отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права
  2. 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли
  3. 24. Проблема деления права на частное и публичное. (Исторические и теоретические основания. Его практическое значение).
  4. Вопрос 65. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.


Просмотров