Оценка оспаривание. Теория всего. Досудебное урегулирование вопроса

При совершении какого-либо административного правонарушения в обязательном порядке должен составляться протокол. Бланк его образец можно найти в любой правовой базе онлайн (например, Гарант или Консультант Плюс). Но какое действие может быть отнесено к такому поступку?

Административное правонарушение и его характеристика

Протокол об административном нарушении должен заполняться непосредственно на месте совершения такого проступка. Он обязательно должен отражать действия или бездействия лиц, противоправные и виновные в них, результатом которых является конкретное нарушение закона. Административную ответственность может понести как физическое, так и юридическое лицо.

Документ может быть составлен в случае посягательства на общественный порядок, на жизнь и здоровье граждан, в случае нарушения правил эксплуатации отдельных транспортных средств, в случае нарушения правил дорожного движения, угрозы экологии и т. д.

Главные характеристики:

  • противоправность действия/бездействия: такое деяние должно нарушать нормы административного права или смежного с ним;
  • виновность в действии/бездействие: совершается с прямым или с косвенным умыслом или по неосторожности;
  • неотвратимость наказания: за действие/бездействие физ- или юрлицо несет ответственность.

Судебная практика показывает вероятность переквалифицирования административного разбирательства в уголовное.

Элементы

Протокол может быть составлен только при наличии всех основных элементов, из которых и складывается состав правонарушения. В нём все они отражаются в полной мере. К элементам относятся:

  • субъект административного правонарушения (физическое или юридическое лицо, достигшее возраста 16 лет и обладающее полной дееспособностью),
  • субъективная сторона административного правонарушения (вид умысла, который фиксируется в протоколе),
  • объект правонарушения (это то общественное отношение, которое было нарушено),
  • объективная сторона правонарушения (наличие признаков административного правонарушения).

Мера ответственности и наказание

В документе в обязательном порядке фиксируется не только факты совершения правонарушения, но и та мера наказания, которая рекомендуется к вынесению в постановлении. К мерам наказания относятся:

  • штраф,
  • административное задержание,
  • арест,
  • лишение (ограничение) некоторых прав,
  • предупреждение,
  • приостановление деятельности.

Не все административные дела тщательно расследуются со всеми свидетелями, доказательствами и иными данными. Связано это с тем, что такие правонарушения не несут в себе общественной опасности.

Протокол об административном правонарушении: обязательные реквизиты и составление

Эта бумага является официальным документом, содержащим в себе технические моменты совершенного деяния. Все факты, вся суть произошедшего дела рассматриваются и берутся именно из него.

Документ в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

Лицо, в отношении которого составляется документ, имеет право дать свою версию произошедших событий. Это нужно отразить в графе «объяснения». Стоит отметить, что правом написания такого документы обладает только должностное лицо. Об этом сказано в официальных нормативно-правовых актах . Перед началом составления ответственный разъясняет всем участникам процесса их права и об их обязанностях, о возможных возникающих в результате открытия административного дела правоотношениях. Всем участникам должны быть предоставлены копии протокола, а также полностью должно быть разъяснено его содержание.

В случае надлежащего оповещения юридического или же физического лица и при их неявке составление документа не отменяется. Его копия и извещение о составлении направляется неявившимся лицам в течение 3 дней. Обязательным условием является наличие двух подписей: должностного лица, которое составило протокол, и лица-нарушителя. В случае отказа правонарушителя подписывать бумагу это фиксируется в присутствие двух понятых и требует их подписей.

Условия составления

Правом написания протокола обладают должностные лица государственных органов в пределах своей компетенции. Протокол имеет стандартизированную форму, образец которой доступен в интернете. Написание и составление такого документа должно происходить немедленно после обнаружения правонарушения. Если дело требует выяснения дополнительных обстоятельств, то протокол должен быть составлен в течение 2 суток с момента обнаружения правонарушения.

Вынесенное постановление можно обжаловать в течение 10 календарных дней, как высшему должностному лицу того органа, которым было вынесено постановление, так и в суде.

Чтобы избежать открытия «новых обстоятельств», перед подписанием протокола необходимо обратить внимание на следующее:

  • во всех свободным строках протокола нужно поставить прочерк во избежание появления там дополнительной информации;
  • тщательно вычитать все предложения, которые касаются сущности произошедшего;
  • обратить внимание на нарушенную и записанную норму в протоколе.
  • при несогласии с версией должностного лица подробно изложить свою позицию в графе «объяснения».

При соблюдении всех простых правил составление не будет являться страшным действием, а станет мощным помощником в доказании своей невиновности или же, наоборот, поможет справедливо наказать нарушителя. Внимательность и аккуратность должны присутствовать всегда при составлении любых юридических документов . Человеческий фактор играет большую роль, поэтому во избежание появления ошибок проверка и перепроверка таких документов - самый важный этап.

Любое уклонение от закона должно документально фиксироваться. Именно поэтому об административном правонарушении. Заполненный образец этого документа послужит примером для правильного его оформления. Составляет его уполномоченное должностное лицо по причине происшествия события, которое нарушает закон.

Правила составления

О протоколе сказано в ст. 28.2 КоАП от 30.12.2001 №195-ФЗ. В законе раскрыта суть и правила составления документа. Заполненный образец протокола об административном правонарушении включает следующую информацию:

  1. Дата и место оформления.
  2. Должность, Ф.И.О составителя.
  3. Сведения о нарушителе закона. Им может быть гражданин или организация. Необходимо обозначить Ф.И.О, паспортные данные, адрес, прописку или юридический адрес, сведения о директоре организации.
  4. Данные о потерпевших и свидетелях, если они есть (Ф.И.О, паспортные данные, адреса).
  5. Сведения о правонарушении (дата, место, суть).
  6. Указание статьи закона.
  7. Пояснения нарушителя.
  8. Прочие сведения, которые нужны для помощи рассмотрения дела.

Образец протокола об административном правонарушении в РФ во всех случаях один. Документ будет отличаться лишь содержанием, поскольку составляется при конкретном нарушении. Заполненный образец протокола об административном правонарушении в ГИБДД включает примеры случаев, которые могут произойти на дороге.

Особенности составления

Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении в РФ? Делать это может только уполномоченное должностное лицо. Перед заполнением документа он должен разъяснить нарушителю о его правах и обязанностях, зафиксированных законом. Это тоже вносится в протокол.

Лица, на которых составляется бумага, должны ознакомиться с ее содержанием. Можно оставить пометку о несогласии с текстом или разъяснением. Заверяется документ с помощью проставления подписей составителя и нарушителя. Если второй не желает подписывать бумагу, это нужно указать в содержании.

Второй экземпляр протокола остается у лица, который составил его. Нарушителю надо расписаться в получении копии. Экземпляр выдается и потерпевшему. Если гражданин, из-за которого оформляется протокол, при данном событии отсутствует, ему предоставляют бумагу по почте. Закон установил на это 3 дня.

Составители

Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении? По ст. 28.3 КоАП данную работу выполняют:

  1. Должностные лица органов, которые обязаны по закону рассматривать административные правонарушения.
  2. Федеральные органы исполнительной власти - полиция, сотрудники налоговых органов, должностные лица по контролю в финансово-бюджетной сфере.
  3. Члены избирательных комиссий, лица уголовно-исполнительной системы, органы охраны.
  4. Органы местного самоуправления.

Срок составления

Период составления может быть разный в зависимости от случая. Его оформляют:

  1. Сразу же после нарушения.
  2. На протяжении 2 дней.
  3. С окончанием административного расследования.

Незамедлительно протокол составляется в том случае, когда установлены все сведения и обстоятельства события, необходимые для заполнения бланка. Если требуется выяснение какой-либо информации, законом предусмотрена возможность составления документа в пределах 2 дней с момента нарушения. При необходимости проведения расследования протокол составляют после данного мероприятия. Это разрешено законом.

Административное расследование выполняется в том случае, когда сведения могут быть получены с помощью результатов экспертиз и прочих действий, которые занимают какое-то время. Обычно на все уходит не больше 1 месяца. Но в некоторых случаях, указанных в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, данный срок можно увеличить. Если необходимо выполнить длительное расследование, то разрешенный срок может быть увеличен до полугода.

Образец

Единого заполненного образца протокола об административном правонарушении нет. Все госорганы с помощью своих внутренних документов утверждают форму протокола, применяемую в работе. Но содержанием и внешним видом бланки практически не отличаются. Образец протокола об административном правонарушении, заполненный участковым, включает те же разделы, что и остальные подобные документы.

Вверху посередине страницы указывается название документа, номер. Ниже с левой стороны фиксируется дата, а справа - место составления. Потом указывается информация о работнике, который составляет протокол, а также сведения о нарушителе. Причем потребуется не только Ф.И.О, паспортные данные, но и адрес, телефон, место работы.

Основную часть протокола составляет описание события. Ниже расположены пустые разделы, куда фиксируются данные о свидетелях и потерпевших. В конце ставится подпись нарушителя и составителя. Гражданин, из-за которого был составлен документ, подписью подтверждает, что ему объяснили права, обязанности, предоставили копию документа. Сведения о получении экземпляра удостоверяют подписью и датой вручения. Заполненный образец протокола об административном правонарушении присутствует в статье.

Ошибки

Неточности в этом документе бывают существенными и несущественными. К первым относят отсутствие сведений, указанных в ст. 28.2. ч. 2 КоАП. Это означает, что в протоколе надо заполнить все поля и указать все данные, о которых было сказано ранее.

Если документ оформляется в присутствии нарушителя, то нужны подписи, которые подтверждают ознакомление с правами и обязанностями и другой информацией протокола. При заполнении протокола без нарушителя и при невозможности сообщения ему о дате и месте заполнения, это считается нарушением процессуальных прав. Это влечет к отмене документа и прекращению производства по нему.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении по ПДД? Данным правом наделены инспекторы ГИБДД. Все исправления в документе заверяются подписью должностного лица, который заполнял бланк. Подпись ставит и нарушитель, подтверждающий, что он ознакомлен с исправлениями. Такие нормы заполнения обязательны для всех.

Несущественными ошибками считаются недостатки сведений, которые компенсируются при рассмотрении дела. К таким недостаткам относят заполнение документа при отсутствии нарушителя, если ему было предоставлено уведомление о дате и месте составления, но он не явился в назначенное место. Не считаются существенными и не имеют последствий орфографические ошибки, если они не в фамилиях.

Обжалование

Протокол можно обжаловать. Для этого надо собрать доказательства личной невиновности. Если документ составлен сотрудником ГИБДД, то в помощь подойдут аудио- и видеозаписи общений, а также фотографии. Каждая деталь может быть важной.

Необходимо заполнить раздел «Объяснения водителя». Там надо указать фразу «Не согласен». Затем уточняется, как все происходило на самом деле. В конце следует указать, какие есть доказательства. Пустые места надо прочеркнуть для исключения незаконного добавления сведений.

Важно подготовиться к разбору происшествия в ГИБДД или к суду. Нужно внимательно проанализировать ситуацию. Следует распечатать информацию из нормативных документов, относящихся к делу. Внимательный подход к ситуации позволит быстро решить эту проблему.

Наказание

Иногда оформление документа не происходит. Если зафиксировано нарушение, которое является общественно опасным, и за которое положено предупреждение или штраф, то протокол не требуется. Составлять документ не нужно в том случае, если сразу после нарушения был назначен штраф или вынесено предупреждение. В этой ситуации заполняется постановление, экземпляр которого предоставляется и нарушителю - лично или по почте. Если нарушитель не согласен с последним документом, то требуется протокол.

Протокол о нарушении служит подтверждением произошедшего события. Часто его составляют при нарушении правил ПДД. Кто бы его ни заполнял, необходимо придерживаться правил оформления. Тогда документ обладает законной силой.

Вы столкнулись с сотрудниками ГИБДД, и в отношении вас был составлен административный протокол? Как быть в таком случае: оплатить штраф? Или все-таки пытаться отстоять свои нарушенные права в государственных органах?

Отстаивать права надо в случае полной уверенности того, что протокол, составленный в отношении вас, не является законным. Вы можете сами попытаться разобраться в такой сложной правовой ситуации. Но консультация юриста в таком случае будет совершенно не лишней. Грамотный специалист без труда сможет разобраться в неоднозначной правовой ситуации и помочь в процедуре обжалования протокола ГИБДД.

Действуем оперативно

В самом протоколе нарушения правил дорожного движения указывается пункт, в соответствии с которым к водителю могут применяться те или иные виды правового воздействия. Если ГИБДД обвиняет вас в правонарушении, а вы не согласны с этим обвинением, то можно вообще не подписывать протокол. Двое понятых должны подтвердить факт того, что вы отказались от подписи протокола. Если вы все же решитесь подписать этот документ, то не спеша внимательно прочитайте его и изучите каждый пункт. Ведь часто сотрудники ГИБДД надеются на невнимательность водителя и пользуются этим.

В графе «объяснения» можно написать свое возражение относительно действий сотрудников ГИБДД, например, если вам не разъяснили ваши права и обязанности, сами понятые не были привлечены со стороны и заинтересованы в исходе дела, никто не нарушал правил. Важно иметь в машине видеорегистратор. Это не прихоть, а полезное устройство, которое позволяет запротоколировать ситуацию на дороге. И вы сможете благодаря видео доказать свою правоту в той же судебной организации.

Настаивайте на том, чтобы инспектор ГИБДД записал в протокол данные свидетелей. В незаполненных строках протокола желательно ничего не писать и просто поставить прочерки. Не забудьте о своевременном получении копии протокола об административном правонарушении.

Как обжаловать действия сотрудников ГИБДД?

Действия автомобильного инспектора обжалуются в установленном российском законодательством процессуальном порядке. В частности жалобу на инспектора надо писать вышестоящему должностному лицу, например начальнику подразделения ГИБДД или подразделения ДПС. Но это не очень часто помогает, особенно если водитель не обладает достаточным количеством юридических знаний. В подобных случаях не лишним будет подключение профессионального юриста. Образец жалобы можно взять в свободном доступе в интернете или попросить юриста написать за вас жалобу на действия сотрудника правоохранительных органов.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Если жалоба отклонена вышестоящими должностными лицами ГИБДД, то в таком случае можно обращаться непосредственно в судебные организации. Только имейте в виду то, что ваше исковое заявление должно быть подкреплено серьезными фактами, указывающими на вашу правоту. В судебный процесс можно привлечь третьих лиц или свидетелей, которые помогут вам в итоге выиграть дело благодаря своим показаниям.

На основании стандартного протокола об административном правонарушении выпускается еще один процессуальный документ, который называется постановлением по делу об административном правонарушении. В нем указываются виды правовых санкций, применяемых к водителю и статья КОАП, по которой автолюбитель в дальнейшем будет нести индивидуальную ответственность. Если за совершенное противоправное действие предусмотрен еще и штраф, то водителю выписывается еще и квитанция об его оплате с номером счета государственной автоинспекции. При лишении прав решение о штрафе и административном аресте автолюбителя принимает только районный или мировой судья , помните об этом. Без постановления судьи сотрудники ГИБДД не вправе привлекать вас к подобной мере ответственности перед законом.

​Все материалы по делу, например при лишении прав, представители ГИБДД направляют для рассмотрения в суд. Виновный водитель вызывается в административное производство специальной повесткой, в которой он извещается о месте и времени судебного заседания.

Проще или нет обжаловать постановление в суде, сказать сложно. Ведь удачный исход дела напрямую зависит от доказательственной базы, представленной автолюбителем. Она должна быть убедительной, полной и исчерпывающей. Помните о процессуальных сроках обжалования постановления о правонарушении, они равны десяти календарным дням . Если вы хотите обжаловать действия судьи, то писать жалобу следует в вышестоящий районный суд в том случае, если дело рассматривалось мировым судьей. Действия районного судьи можно обжаловать в порядке кассационного рассмотрения, то есть при обращении в надзорные инстанции, функции которых лежат непосредственно на прокуратуре.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

При составлении жалобы будьте крайне внимательны, не допускайте никаких фактических ошибок. Обращайте внимание на процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола ДТП на месте автоинспекторами. Часто инспекторы неправильно указывают дату или время составления административного протокола либо допускают разнообразные фактические ошибки, которые могут стать зацепкой в положительном исходе вашего правового вопроса. Запомните, если дело направлено на новое рассмотрение, то гипотетически вы сможете уйти от административной ответственности из-за истекшего трехмесячного срока действия постановления ГИБДД .

Основное правило при обжаловании протокола ГИБДД заключается в соблюдении всех процессуальных сроков. Будьте внимательные и воспользуйтесь помощью юриста при написании искового заявления и при составлении жалобы на действия сотрудников ГИБДД.

Что делать если ваша жалоба была оставлена без удовлетворения?

Вспомните один интересный факт, который гласит о том, что обстоятельства указанные в самом постановлении не относятся к числу доказываемых обстоятельств в судебном порядке. Способов обжалования протокола масса, но можно попробовать избежать ответственности просто напросто затягивая административное производство, не являясь в ГИБДД или в судебные заседания. Так поступать можно, но не рекомендуется. Ведь при надлежащем извещении вы сознательно нарушаете законодательство Российской Федерации, а за это тоже может быть предусмотрена правовая ответственность.

В жалобе на протокол можно указать факт не разъяснения вам прав и ваших обязанностей, отсутствие понятых лиц при составлении самого протокола, неправильно проведенное медицинское освидетельствование, привлечение свидетелей заинтересованных в исходе дела, наличие фактических ошибок в протоколе. Как видите, обжаловать постановление ГИБДД не сложно, но вам необходимо набраться терпения и собрать максимальное количество доказательств для благополучного исхода вашей правовой проблемы. Не бойтесь защищать свои нарушенные права и обязательно обращайтесь к грамотным юристам, если вы не уверены в правильности своих действий.

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

X Хотите оставить пожелание для автора?

Оставить пожелание Пропустить

Чем отличается отчет об оценке от заключения эксперта? Какой документ сильнее? Как оспорить отчет об оценке и заключение эксперта?

Эти и другие вопросы были заданы пользователем в нашей рубрике « » Вопрос интересный, поэтому на него даем развернутый ответ.

Отчет об оценке

В первую очередь рассмотрим отчет об оценке. Согласно статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - 135-ФЗ) отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет), является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости.

Также в этой статье установлены обязательные формальные требования для отчета.

О спойлерах. В серых полосах скрыт различный текст, например правовых норм или комментарии автора. Для того чтобы их прочитать, нажмите на полоску - чтобы скрыть, нажмите еще раз.

Spoiler

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также — отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны:

  • дата составления и порядковый номер отчета;
  • основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
  • сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
  • сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего Федерального закона;
  • цель оценки;
  • точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки;
  • стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
  • последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;
  • дата определения стоимости объекта оценки;
  • перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, отчет подлежит опубликованию в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оценщик может оценивать различные объекты. С одной стороны перечень объектов оценки указан в статье 5 135-ФЗ, но последним пунктом в перечне указаны иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Отсюда простое правило - если объект можно продать, то можно определить его цену. Если можно определить его цену, то значит этот объект может быть предметом рыночной оценки.

Spoiler

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

  • отдельные материальные объекты (вещи);
  • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • права требования, обязательства (долги);
  • работы, услуги, информация;
  • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Теперь главный вопрос - Зачем проводить оценку?

Есть два варианта оценки:

Обязательная оценка

Случаи обязательной оценки указаны в статье 8 135-ФЗ.

Spoiler

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

  • при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
  • при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
  • при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
  • при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
  • при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
  • а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
  • при национализации имущества;
  • при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
  • при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
  • при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд;
  • при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:

  • при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;
  • в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
  • в случаях, установленных Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральным законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;
  • в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, и в отношении которых Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации;
  • в связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • в случае передачи в аренду находящегося в федеральной собственности аэродрома;
  • в отношении находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества аэропортов Московского авиационного узла при реализации концессионных соглашений, объектами которых являются объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
  • в случае передачи имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в безвозмездное пользование органам власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, государственным, муниципальным унитарным предприятиям или государственным, муниципальным учреждениям.

В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру или по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве публичным партнером частному партнеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом.

Если цена государственного или муниципального имущества либо размер арендной платы за него установлены в соответствии с другими федеральными законами в связи с продажей, передачей в аренду или обременением сервитутом, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается.

Также случаи обязательной оценки могут содержаться в иных законах. Если Ваш случай не указан в каком-либо нормативном акте, то оценка для Вас будет добровольной.

Добровольная оценка

Добровольная оценка широко используется в последние годы. Приведу два примера.

Пример 1. Почти все проводят оценку стоимости недвижимого имущества перед заключением кредитного договора, если это недвижимое имущество будет передаваться в залог. С одной стороны, в статье 8 135-ФЗ проведение оценки обязательно в отношении предмета договора ипотеки, и то если есть спор о стоимости имущества. А с другой стороны, без такой оценки ни один серьезный банк не возьмет Ваше имущество в качестве залога.

Пример 2. Оценка широко используется при определении стоимости восстановительных работ, которые необходимо провести после причинения какого-либо вреда. Именно отчет об оценке, чаще всего принимается судом в качестве доказательства обоснованной стоимости необходимых работ.

Во всех случаях проведения оценки определенная стоимость, в силу статьи 12 135-ФЗ, является достоверной. Это значит, что та стоимость которая указана в отчете об оценке является достоверной и правильной, пока не отменили отчет, либо в судебном порядке не установлено иное.

Отсюда простое правило, если есть отчет об оценке и им установлена стоимость объекта оценки, то эта стоимость является достоверной, пока не установлено иное.

Заключение эксперта

Заключение эксперта - это письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

Эксперты делятся на две группы:

Государственные судебные эксперты - это лица состоящие в штате государственных судебно-экспертных учреждений. Задачами государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Главным нормативным актов регулирующим деятельность государственных судебных экспертов является Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - 73-ФЗ).

Просто эксперты - это лица заявляющие, что они имеют какие-то специальные технические познания, могут профессионально оказывать экспертную помощь, но при этом не являются работниками государственных экспертных учреждений.

В настоящий момент законодательством РФ не установлено нормативных требований к лицам, чтобы они могли называть себя экспертами. Это привело к тому, что на территории Российской Федерации действуют тысячи коммерческих компаний , в названии которых присутствует слова «эксперт» «экспертиза» и т.п. Эти юридические лица наживаются на правовой безграмотности простых граждан , т.к. экспертиза сделанная вне судебного процесса не имеет никакой юридической силы.

Мы подошли к одному из главных вопросов - это разделение экспертизы на судебную и внесудебную.

Судебная экспертиза

Согласно положений всех процессуальных кодексов, суду предоставлено право назначить экспертизу:

  • при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний различных областях науки, техники, искусства, ремесла - ст. 79 ГПК РФ;
  • для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, а в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе — ст. 82 АПК РФ;
  • признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются основания назначения судебной экспертизы - ст. 195 УПК РФ
  • и т.д. — случаев, при которых суд назначает судебную экспертизу множество.

Однако, во всех случаях, судебная экспертиза назначается судом и поручается судебным экспертам.

Судебный эксперты - это лица профессионально занимающиеся экспертной деятельностью, имеющие специальные технические познания и не зависимые от заказчика экспертизы. При проведении экспертизы эксперт предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение. Именно по этой причине, заключение судебного эксперта является важным и весомым доказательством, в отличии от заключения простого эксперта.

Внимательный читатель мог заметить, что в этот раз мы не используем слово «государственный». В гражданском и арбитражном судопроизводстве не обязательно поручать проведение экспертизы государственному экспертному заключению. Участники процесса, могут предлагать экспертную организацию, а суд уже выносит определение в котором будет указано - какой именно экспертной организации поручить проведение экспертизы.

Отсюда простое правило - только после вынесения определения о назначении экспертизы, проводимое исследование будет иметь статус «судебная экспертиза» и являться весомым доказательством.

Внесудебная экспертиза

Любой гражданин и организации при возникновении каких-либо спорных вопросов, требующих специальных технических познаний, может обратиться в экспертную организацию для проведения внесудебной экспертизы. В зависимости от того, кто будет проводить экспертизу и как - результат проведенной экспертизы может быть признан судом в качестве допустимого доказательства. Но только в том случае, если нет результатов судебной экспертизы.

До момента проведения судебной экспертизы любая экспертиза носит характер «заключение технического специалиста» и не более того. Данное заключение носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Однако, внесудебная экспертиза может быть положена судом в качестве доказательства, если отсутствуют обоснованные и достоверные данные свидетельствующие о недостоверности результатов экспертизы.

Если вдруг в суде представили какую-либо внесудебную экспертизы, то необходимо находить в ней реальные нарушения, либо заказывать такую же экспертизу, но у другого эксперта. При равенстве статуса двух экспертиз - внесудебные экспертизы - и различии в итоговых заключениях эксперта, данные сомнения будут обоснованными и подтвержденными, что будет являться основанием для ходатайства о назначении судебной экспертизы. При отсутствии второй экспертизы суд может отказать в проведении судебной экспертизы. К сожалению данный факт часто встречается в судебной практике и чаще всего связан с заинтересованностью судьи в результате процесса.

Оспоримость отчета об оценке и заключения эксперта

Напомним, что пользователь задал вопрос — «каким образом можно оспорить заключение эксперта». Ответ - никак.

Возможность поставить под сомнение отчет об оценке и невозможность оспорить заключение эксперта является одним из основных отличий в силе данных документов.

Экспертиза отчета об оценке

Отчет об оценке оспорим. Это правило содержится в статье 13 135-ФЗ. В случае, если есть сомнения в достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, отчет об оценке можно оспорить. Как уже указывалось выше, сомнения должны быть обоснованными, соответственно для обоснованности сомнений можно представить как другой отчет об оценке, так и провести экспертизу отчета.

Начиная с 2010 года 135-ФЗ ввел понятие экспертизы отчетов об оценке. Любое заинтересованное лицо, у которого на руках есть надлежащим образом заверенная копия отчета об оценке (прошитая, пронумерованная, заверенная подписью оценщика) имеет право направить отчет на экспертизу в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО). Стоимость экспертизы отчета об оценке зависит от тарифов СРО, но в основном в пределах 10 000-40 000 рублей за отчет.

Стоит помнить важное наблюдение - СРО много и каждое СРО заинтересовано в привлечении оценщиков именно к себе. До 2010 года можно было проводить экспертизы отчетов об оценке в экспертном совете иной СРО, именно по этой причине экспертные советы СРО чаще всего признавали недостоверными отчеты об оценке сделанные участниками иной СРО. Однако, с 2010 года экспертизы по оценке можно сделать только в экспертном совете СРО, членом которого является оценщик.

Если Вы хотите признать чей-то отчет об оценке недействительным, то попробуйте направьте его на экспертизу в другое СРО, но шансов на это будет немного.

Экспертиза заключения эксперта

Действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность направления на экспертизу заключения эксперта. Это связано с тем, что в случае заведомо ложного заключения эксперта он может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Spoiler

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

УК РФ, Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод

1. Заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Свидетель, потерпевший, эксперт, специалист или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

КоАП РФ, Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

К сожалению, наличие возможности привлечь эксперта к административной или уголовной ответственности не защищает стороны в процессе от недобросовестной работы эксперта. Для привлечения к ответственности необходимо доказать главный факт - заведомость ложного заключения, т.е. того, что эксперт заведомо знал, что он лжет. Именно из-за этого условия эксперты уходят от установленной ответственности за экспертизы с ошибками.

Т.к. заключение эксперта нельзя отправить на экспертизу, то значимость заключения эксперта как доказательства зависит от типа экспертиза - была она судебной или внесудебной.

Оценка отчета об оценке и заключения эксперта как доказательств

Наконец, после всего изложенного материала, можно оценить доказательственный вес отчета об оценке и заключения эксперта.

При рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции или арбитражных судах, суд оценивает доказательства.

Spoiler

Статья 67. Оценка доказательств

1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

3. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

4. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

5. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

6. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.

7. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 23.06.2016)

АПК РФ, Статья 71. Оценка доказательств

1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

3. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

4. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

5. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

6. Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

7. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

И несмотря на то, что для суда «никакие доказательства не имеют заранее установленной силы» тем не менее, это не так. В зависимости от того, какой документ представлен - этот документ имеет разную силу.

На первом месте - заключение эксперта по результату проведенной судебной экспертизы.

Самым весомым доказательством является результат судебной экспертизы. Если суд назначил проведение экспертизы и получено заключение эксперта, то для оспаривании этого заключения нужны очень веские основания. Даже при наличии каких-то весомых доказательств суд не отменит первоначальное заключение эксперта, а назначит повторную экспертизу или комплексную экспертизы. В любом случае, результатом будет заключение судебной экспертизы и данное заключение будет иметь самый высокий доказательственный вес.

На втором месте - могут быть заключение эксперта или отчет об оценке. Главным критерием будет являться вопрос о цели проводимого исследования.

Экспертиза проводится при необходимости каких-либо специальных знаний. И исследование вопроса о стоимости объекта исследования, также является по сути экспертизой (исследованием). Но из-за того, искомый объект более узко специализированный, исследование вопроса о стоимости объекта является прерогативой оценщиков, а не любых экспертов.

Данный правовой вывод исходит из того, что под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (ст. 3 135-ФЗ).

Соответственно, если вопрос в исследовании ставится о стоимости объекта или работ и услуг, а в отношении вопроса пользователя «оценка стоимости восстановительного ремонта после залива квартиры», то данное исследования в силу положений статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является оценочной деятельностью, которая:

1) должна выполняться субъектами оценочной деятельности (т.е. физическими лицами, являющимися членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшими свою ответственность) (ст. 4 135-ФЗ);

Spoiler

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

2) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Spoiler

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также — отчет).

Нарушение любого из двух вышеназванных условий лишает заключение эксперта своей надлежащей юридической силы.

Значит, если исследование проводится в отношении стоимости объекта, то отчет об оценке будет иметь больший вес, чем внесудебное заключение эксперта.

Вывод: судебная экспертиза имеет статус выше, чем внесудебная экспертиза или отчет об оценке. Экспертиза проведенная государственным судебным экспертом имеет статус выше, чем экспертиза проведенная простым экспертом. Отчет об оценке имеет статус выше, чем внесудебная экспертиза, если исследовалась стоимость объекта.

Назначение экспертизы - если есть отчет об оценке или заключение эксперта

Согласно условий задачи, поставленной пользователем, она имеет на руках отчет об оценке, а ответчик в суд представил заключение эксперта.

Как мы уже выше рассказали, если вопросом поставленным в исследовании эксперта являлось определение стоимости восстановительного ремонта, то данное исследование должно выполняться оценщиком и итоговый документ называться отчетом об оценке. Рассмотрим вариант, когда исследование сделано оценщиком, но итоговый документ назван заключением эксперта.

Главный вопрос - Зачем это надо оценщику? Ответ лежит на поверхности - заключение эксперта нельзя отправить на экспертизу. Подобное поведение является недобросовестным поведением оценщиков, когда они меняя название итогового документа не дают возможности провести экспертизу документа, при этом вводят в заблуждение участников процесса, тем, что документ сделан оценщиком.

Если обратить внимание суда на данное обстоятельство, то статус документа сразу будет принижен. Как мы уже знаем - внесудебное экспертное заключение имеет вес меньше, чем экспертное заключение.

В подобной ситуации у суда появится желание провести судебную экспертизу стоимости восстановительного ремонта.

Как уже говорилось выше определение стоимости является исследованием осуществляемом субъектом оценочной деятельности. Значит, необходимо на протокол, завить примерный текст:

«Вопрос о необходимости оценки стоимости восстановительного ремонта, при наличии у истца действительного и не оспоренного отчета об оценке и отсутствии у ответчика иного отчета об оценке - оставляю на усмотрение суда. От проведения экспертизы, назначенной судом уклоняться не буду.»

Подобный текст необходимо зафиксировать в протоколе, а также иметь аудиозапись судебного заседания . Напоминаем, что для ведения аудиозаписи разрешения суда не требуется, а вот проверить протокол при таких спорных ситуациях необходимо, т.к. внести замечания на протокол, которые подтверждаются аудиозаписью - можно только в течение 5-ти дней, потом будет поздно.

Судьи не любят назначать судебные экспертизы самостоятельно. Это связано с тем, что за назначением экспертизы судом следует перечисление бюджетных денег. Как мы помним — экспертизу надо сначала оплатить Это большая бумажная волокита. Именно по этой причине судьи стараются убедить одну из сторон заявить ходатайство об экспертизе. Тот кто заявил - тот и оплатит ее проведение. Конечно, после решения суда расходы на экспертизу будут взысканы с проигравшей стороны, и даже бюджетные деньги вернулись бы, но это лишние трудности для суда. А их судьи не любят.

Вместе с тем, у судьи есть возможность расценить отказ стороны от экспертизы как уклонение.

Spoiler

«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016)

Статья 79. Назначение экспертизы

3. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Именно по этой причине необходимо заявить о том, что Вы не уклоняетесь от проведения экспертизы, но оставляете данный вопрос на усмотрение суда. И обязательно проследить, чтобы данный текст был в протоколе судебного заседания. Если текст в протоколе будет отсутствовать, на основании аудиозаписи судебного заседания,необходимо внести замечания на протокол.

Если в результате судья назначит судебную экспертизу, то ее результат будет иметь большее значение, чем отчет об оценке и внесудебное заключение эксперта.

Однако, если судья вдруг вынесет решение основываясь на внесудебном заключении эксперта и проигнорирует отчет об оценке, то данное решение будет отменено вышестоящей инстанцией.


Оценка собственности юридических и физических лиц - это часто необходимая процедура во многих жизненных ситуациях: раздел совместной собственности, получение страховой выплаты, возмещение нанесенного ущерба, различные сделки купли-продажи, продажа конфиската и т.д. Поскольку в таких ситуациях обычно участвуют две стороны, то неизбежно возникают спорные моменты, когда одна из сторон выражает несогласие с оценкой имущества, считает ее результаты предвзятыми, заниженными или завышенными, выполненные не профессиональным оценщиком.В этом случае следует прибегать к такой услуге, как оспаривание оценки имущества или оспаривание отчета об оценке.

Разногласия могут возникать:

  • со страховой компанией при оценке застрахованного имущества;
  • с транспортной компанией при повреждении перевозимого груза;
  • с виновником залива или пожара при возмещении ущерба;
  • с потерпевшим от залива или пожара при возмещении ущерба;
  • между продавцом и покупателем при передаче недвижимости;
  • при оценке ущерба от коммунальных аварий специалистами ДЭЗ, ЖЭК и т.п.;
  • при описи вещей должника судебным приставом-исполнителем
  • при разделе собственности супругами
  • и т.д.

Что же в таком случае делать? В некоторых случаях необходимо и достаточно представить отчет встречной независимой экспертизы имущества, которая оспорит выводы предыдущей. Значит, надо обратиться к независимому оценщику либо в специализированную оценочную компанию. Именно такие специалисты, имея необходимый опыт и знания, смогут опровергнуть неверную оценку Вашего имущества представителями различных служб, судебными исполнителями или другими оценщиками. Именно специалисты оценочной компании имеют самую полную информацию о рыночных ценах, знают конъюнктуру рынка, имеют опыт работы с арбитражными судами и надзорными органами. Все вышеизложенное касается добровольного обращения клиента к оценщику. Если противная сторона согласиться и не будет оспаривать новый отчет об оценке - отлично. Если нет, то есть два пути - либо предложить оппонентам выбрать оценочную компанию совместно, чтобы ни у кого не возникла мысль о ее предвзятости, либо тратить дополнительные деньги и время и идти в суд, который уже в обязательном порядке назначит проведение оценочной экспертизы в рамках судопроизводства.


Наша компания предлагает полный спектр услуг по рыночной оценке имущества предприятий, организаций и частных лиц , в том числе, когда происходит оспаривание оценки имущества в исполнительном производстве.


Однако, законодательно предусмотрены случаи, когда участие оценщика при определении стоимости имущества, на которое обращено взыскание, является обязательным. Также судебный пристав при исполнительном производстве обязан привлечь оценщика и том случае, если должник или взыскатель оспаривают оценку имущества, выполненную судебным приставом. И вот тут надо знать, что законодательно предусмотрена невозможность оспаривания отчета оценщика, потому что он носит только рекомендательный характер для судебного пристава. Оспаривание величины стоимости объекта оценки, отраженной в этом отчете, допускается лишь в тех случаях, когда законом или иным нормативным актом установлена обязательность такой величины для сторон сделки, госоргана, должностного лица и органов управления юридического лица. И оспорить можно лишь отчет об оценке, выполненный судебным приставом. Более подробно об этом вы можете узнать на страницах



Отдельно стоит коснуться оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Налогоплательщик, считающий кадастровую цену его недвижимости завышенной, может обратиться в арбитражный суд. В случае положительного решения суда в государственный кадастр недвижимости вносятся необходимые изменения.


Можно попытаться решить проблему во внесудебном порядке. Для этого налогоплательщик подает заявление в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости. Такая комиссия действует в каждом регионе. В нее входят представители региональной власти, Кадастровой палаты, территориального управления Росреестра и Национального совета об оценочной деятельности. Этот вариант возможен, если данные для оценки недвижимости, представленные налогоплательщиком, разнятся с аналогичными данными оценщика. Или же налогоплательщик вначале определяет стоимость своей недвижимости с помощью оценщика. Затем приносит в комиссию отчет о независимой оценке его недвижимости (что происходит в большинстве случаев). Тогда комиссия просто обязана принять решение о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости. Если рыночная стоимость, установленная оценщиком, отличается от кадастровой более чем на 30%, заявитель должен также принести в комиссию заключение от СРО на этот отчет. Обычно комиссия принимает решение в пользу налогоплательщиков. Более подробно вы можете узнать об этом на странице



Просмотров