Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах. Конституционно-правовой статус личности в РФ (права, обязанности, гарантии)

В результате изучения главы студент должен:

  • знать понятие, структуру, принципы конституционно-правового статуса личности; международные и российские нормативные правовые акты, закрепляющие принципы конституционно-правового статуса личности; значение принципов конституционно-правового статуса личности для правового регулирования конституционных прав, свобод и обязанностей личности;
  • – уметь разграничить конституционно-правовой и правовой статусы личности; применять конституционные нормы при характеристике принципов конституционно-правового статуса личности; решать задачи в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими права и свободы личности;
  • владеть способностью восполнять пробелы конституционно-правового регулирования принципов конституционно-правового статуса личности путем применения аналогии закона и аналогии права; выделять основные проблемы в регулировании принципов конституционно-правового статуса личности, предлагать пути и способы их разрешения; анализировать решения Конституционного Суда РФ и демонстрировать навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации.

Понятие и структура конституционно-правового статуса личности

Глава 2 Конституции РФ называется "Права и свободы человека и гражданина". Однако содержание этой главы не сводится только к перечню прав и свобод человека и гражданина. Оно значительно шире и помимо конституционных прав и свобод человека и гражданина включает характеристику гражданства Российской Федерации, принципов правового статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ, хотя и не использует термин "конституционный статус личности", но фактически закрепляет его. Термины "конституционный статус личности" и "конституционное положение личности" равнозначны. Конституционный статус личности является ядром правового положения личности.

Правовое положение личности – это закрепленное нормами российского права ее положение, место в политической, социальной, экономической и культурной сферах жизни общества и государства, а также в сфере личной жизни и индивидуальной безопасности человека и гражданина. Политические, социальные, культурные отношения, а также отношения в сфере личной жизни и индивидуальной безопасности регулируются нормами всех отраслей российского права, в том числе и в первую очередь нормами конституционного права России. Они, и прежде всего нормы гл. 2 Конституции РФ, вследствие своего общерегулятивного характера закрепляют наиболее существенные, коренные, принципиальные отношения между личностью и государством в связи с их участием в управлении общественными и государственными делами, а также в социальной, экономической и культурной сферах жизни общества. Более подробно последние отношения регулируются нормами других отраслей российского права. Именно поэтому нормы Конституции РФ устанавливают конституционное положение личности хотя и в целом, но не во всей полноте и разнообразии, закрепляя лишь его основы.

Конституционные нормы, закрепляющие статус личности, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Совокупность норм Конституции РФ и развивающих их других норм конституционного права в сфере взаимоотношений личности, общества и государства можно подразделить на ряд конституционно-правовых институтов, являющихся элементами, структурными подразделениями конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. Каждый из таких институтов, будучи составным элементом конституционно-правового статуса личности, дает представление лишь о какой-то одной его стороне, а все вместе они составляют конституционно-правовой статус личности в обществе, государстве и коллективе.

Конституционно-правовой статус личности в России существует либо в силу принадлежности данного лица к гражданству Российской Федерации, либо в силу проживания на территории России в качестве иностранца или лица без гражданства. Полным объемом прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами конституционного права, обладают только граждане России. Следовательно, наличие гражданства является предпосылкой приобретения конституционно-правового статуса гражданина в полном объеме.

Другим элементом конституционно-правового статуса личности является правосубъектность, которая включает правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность означает способность иметь права и нести обязанности. Она органически связана с гражданством, вытекает из него, служит его логическим продолжением, конкретизацией его содержания. И гражданство, и правоспособность означают устойчивую связь между Российским государством и каждым его гражданином. Гражданство устанавливает правовую связь между государством и конкретным лицом в самом общем виде. Правоспособность конкретизирует правовое состояние, закрепленное институтом гражданства. Она означает, что гражданин Российской Федерации обладает всеми правами и несет все обязанности, которые вытекают из Конституции РФ и развивающих ее нормы российских законов. Правоспособность возникает с рождения человека и прекращается его смертью. Ее ограничение возможно в случаях и порядке, предусмотренных российским законодательством. В силу этого правоспособность как элемент правового статуса граждан делает более определенным место лица в правовом общении, а следовательно, и его положение в обществе и государстве.

Дееспособность личности означает способность своими действиями реализовывать свои права и выполнять обязанности. Она наступает:

  • 1) по достижении определенного возраста, который различен для разных конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Так, право избирать предоставляется гражданам Российской Федерации по достижении 18 лет, право быть избранным депутатом Государственной Думы гражданам Российской Федерации, достигшим 21 года. Президентом России может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет;
  • 2) при наличии определенных обстоятельств. Так, болезнь, потеря кормильца дают право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ). Наличие трудового договора гарантирует право на отдых, установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Условиями получения активного избирательного права являются: наличие гражданства Российской Федерации; отсутствие недееспособности, установленной судом; отсутствие обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

Деликтоспособность есть способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушения. В зависимости от вида юридической ответственности деликтоспособность наступает с разного возраста. Так, полная гражданско-правовая ответственность наступает с 18 лет. Исключение из этого правила составляют лица, вступившие в брак до совершеннолетия или эмансипированные лица. Суть эмансипации в том, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. Административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная по всем видам преступлений – с 16 лет, а по отдельным видам преступлений (убийство, разбой, грабеж, кража и т.д.) – с 14 лет.

Ядром конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации являются конституционные права, свободы и обязанности. Именно они характеризуют наибольший объем отношений, возникающих между личностью, обществом и государством в различных сферах общественной и государственной жизни. Конституционные права, свободы и обязанности выражают наиболее важные отношения между человеком, с одной стороны, государством, обществом и коллективом – с другой. В силу этого они закреплены в Конституции РФ, ее Основном Законе. Содержание и объем конституционных прав, свобод и обязанностей у граждан Российской Федерации одинаков и постоянен. Они являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, принадлежат каждому от рождения и не погашаются их неоднократным осуществлением.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшим элементом конституционно-правового статуса личности являются принципы, т.е. руководящие начала, идеи, пронизывающие его содержание, выражающие сущность всех составных институтов конституционного строя. Принципы конституционно-правового статуса личности отражают коренные отношения между личностью, с одной стороны, государством, обществом, коллективом – с другой.

К числу принципов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации можно отнести:

  • конституционное признание основных прав и свобод человека неотчуждаемыми;
  • принцип равенства всех перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрет любых форм ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности;
  • принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина и их признание непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемыми правосудием;
  • принцип сочетания частных и публичных интересов.

Реальность конституционно-правового статуса личности в обществе и государстве как в целом, так и в виде его отдельных элементов обеспечивается гарантиями. Под гарантиями принято понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека и гражданина.

Основной смысл и назначение гарантий заключается в том, чтобы не допускать препятствий для осуществления прав, свобод и обязанностей и устранять эти препятствия в случае их возникновения. Гарантии конституционно- правового статуса личности условно можно подразделить на две основные группы – общие и специальные. Общие гарантии могут быть как правовыми, так и неправовыми (см. подробнее гл. 14 настоящего учебника).

Правовое положение, правовой и конституционный статус личности (рис. 3.1). Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей.

Правовой статус – это совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.

Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому кон-

128 Глава III Конституционное право

Рис. 3.1. Соотношение правового статуса, конституционного статуса и правового положения личности

ституционное право выполняет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п.

Конституционный статус – это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.

Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод.

Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закоренелый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ездить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере использует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы: сами воздерживаются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпевшими).

§ 3 Конституционный статус личности129

Правовое положение – это совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей.

Оно всегда отличается от правового статуса, в частности, оно уже по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Коституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу: Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) человек, его права и свободы – высшая ценность;

2) все граждане имеют права и свободы от рождения;

3) граждане имеют равные права;

4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6) основные права и свободы гарантированы государством.

Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права – это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище 9 Здесь возможны два варианта.

Первый: если лицо (и его семья) относится к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.

130Глава III Конституционное право

Второй, если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;

конституционные свободы это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя. Можно лишь при желании помочь, как сделало это Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;

конституционные обязанности это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги (20 или 30% от заработной платы), он может выбрать работу с меньшим заработком, отчисления от которого, согласно закону, всего 12%. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию пр9тиворечит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер, за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии – это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государ-

§ 3 Конституционный статус личности131

ственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении работают Правительство, органы местного самоуправления и общественные объединения. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т. п.

Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры

Юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

132Глава III . Конституционное право

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод

В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются (см. рис. 3.2). На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участникам экономических отношений, но и полноправным субъектам во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

1. Личные (гражданские) права и свободы. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Связаны эти права с его индивидуальной, частной жизнью. Остановимся на рассмотрении наиболее важных из них.

Право на жизнь (ст. 20). В Конституции 1993 г. оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание человека на земле, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнь. И государство обязано создавать для этого

133 § 4. Классификация конституционных прав и свобод

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Гражданские

Политические

Экономические

Социальные

Культурные

право на жизнь

право на участие в управлении делами государства

право на частную собственность и ее наследование

свобода труда, право на труд в нормальных условиях

свобода творчества и преподавания

право на защиту чести и достоинства

право на объединение, свобода союзов, партий и т.п.

свобода экономической деятельности

право на отдых

право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.

право на свободу и личную непрнкосновенность

право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования

право на социальное обеспечение

право на неприкосновенность личной жизни I

право избирать и быть избранным

право на жилище

право на неприкосновенность жилища

равное право доступа к любым должностям

право на охрану здоровья и медицинскую помощь

право на свободу передвижения и выбор места жительства

право обращений в государственные органы

право на благоприятную окружающую среду

свобода совести, вероисповеданий

право на информацию,

право на образование

свобода мысли, слова

уголовно-правовые и процессуальные гарантии

Рис. 3.2. Конституционные права и свободы гражданина

134 Глава III Конституционное право

соответствующие условия, как-то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворять необходимые потребности личности, проводить мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды обитания, осуществлять политику, направленную на отказ от войн, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленно бороться с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия. Важное значение имеют и мероприятия медицинского, характера: диспансеризация, т. е. профилактический осмотр и своевременное выявление болезней, надлежащее медицинское обслуживание, служба «Скорой помощи», борьба с алкоголизмом и наркоманией и т. д.

В Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Это действительно Очень сложная проблема. В самом деле, не государство дает человеку жизнь, оно и не вправе ее отнимать. Кроме того, целью любого наказания должно быть перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным и цель не достигается. Все же смертная казнь легализуется Конституцией, но возможности ее применения резко сужаются:

а) она сохраняется временно;

б) может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры наказания;

в) назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

г) связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21). Достоинству..отмечал И. Кант, – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др. Для признания факта умаления достоинства и защиты его государством необходимо прежде всего не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона достоинства). Если вор возмущается тем, что его назвали негодяем и подонком, то вряд ли он получит защиту. Уважение к личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод135

удовлетворению прав и законных интересов граждан, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, особое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях. И, уж конечно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия: подвергнут медицинским, научным и иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок ареста предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, которое, кроме того, содержит развернутую систему гарантий от необоснованного ареста.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так Как возможны злоупотребления владением данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Если должностные лица государственных органов и других организаций, где обычно аккумулируются сведения о частной жизни людей (нотариусы, работники органов загса, врачи и др.), располагают определенными сведениями, они должны хранить тайну Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничение этого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имени установлен судебный порядок. Суд может потребовать устранить нарушения и возместить убытки и моральный вред.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребыва-

136 Глава III Конституционное право

ния (гостиница, дом отдыха, больница и т п.) К жилищу не принадлежат надворные постройки, гаражи, погреба и другие помещения, не используемые для проживания людей. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при. ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и т. д., что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища,-вправе обжаловать их действия При этом пострадавший может требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями.

Существуют законодательно установленные ограничения этого права. Так, допускается проникновение в помещение без согласия его владельца:

а) если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести соответствующее оперативно-следственное действие;

б) налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности;

в) работникам милиции, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление или имеет место несчастный случай;

г) судебному приставу для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в помещении в силу судебного решения.

Нарушение данного права квалифицируется как преступление (см. ст. 136 УК РФ).

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен зарегистрироваться в милиции, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т. п.). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом, и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

§ 4 Классификация конституционных прав и свобод137

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Каждый человек может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Лицо вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В официальных анкетах запрещено фиксировать наличие или отсутствие религиозных убеждений. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу – свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто вторгаться не может. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может, быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Инакомыслие, т. е. мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, у нас теперь не наказывается, да, впрочем, пока и не ясно, какая же сейчас идеология является господствующей. Мысль не может быть свободной, если она не сопровождается признанием свободы слова. Она означает беспрепятственное и безусловное право человека делать свои мысли достоянием других. Не только в устной, но и в печатной форме. Цензура запрещена.

Право на информацию (ст. 29). Это статья предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, в частности, если информация не составляет государственную тайну. Ранее эта норма не была обеспечена механизмом реализации. Сейчас действует Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», но проблема с реализацией данного права не снята. Порой даже журналисты, специалисты в области получения и распространения информации, не могут воспользоваться этим правом.

2. Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерацией. Они в принципе неотчуждаемы (прав-

138 Глава III Конституционное право

да, имеются исключения) и естественны, так же как естественно право народа в демократическом обществе, а следовательно каждого гражданина, быть источником власти государства. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из них являются следующие.

Право на участие в управлении, делами государства (ст. 32) Данное право может осуществляться в различных формах: непосредственно и через представителей. В этой же статье перечислен ряд дополнительных прав, конкретизирующих рассматриваемое право, носящее общий характер. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в решении вопросов формирования государственных органов, обязательных для государства, должностных лиц и граждан. Отдавая свое предпочтение программе той или иной партии, независимому ли кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти. Как правило, его осуществление связано с признанием избирателями определенных профессиональных и моральных достоинств кандидата. Каждый гражданин, указано в Конституции, имеет равный доступ к государственной службе без каких-либо ограничений. Значение имеют лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И, наконец, конституционно закреплено право граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, а также направлять туда индивидуальные и коллективные обращения

Право на объединение (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также дают возможность удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение – дело добровольное. Но вступив в него,

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод139

гражданин приобретает все права и несет все обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения. Можно быть участником нескольких объединений. Общественные объединения обеспечивают гражданину возможность участвовать в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Конечна, наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях,

Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить гражданам требования и интересы, осуществить свободу мысли и слова. Пользование этим правам не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно лишь при условии предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти. Проводить мероприятия разрешается без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

3. Экономические права и свободы. В своей основе они связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция установила возможность свободно использовать свои способности и имущество в целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской)

Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т. е. вестись честными и законными методами. В противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.

Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные на тру-

140Глава III Конституционное право

довые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т. п.) Сегодня все ограничения по объектам собственности и по возможностям использования имущества отменены.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенные законом целей., например, для создания юридического лица. Как правило, имущество юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной форме собственности.

Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество, в отношении оборотоспособности которого государством не установлены ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение возможно лишь по решению суда и только в предусмотренных законом случаях (например, в случае конфискации за совершенное преступление, реквизиции для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.

Право иметь в частной собственности землю it иные природные ресурсы специально оговорено в Конституции. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для его осуществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйственного использования. Другое дело, что последующее использование земли должно соответствовать ее категории и целевому назначению. Так, не допускается строительство промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

Возможности собственника земли и других природных ресурсов не безграничны/Статья 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но в различных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать правами законные интересы иных лиц,

4. Социальные права. Эти права сформировались позже других – в течение XX века – и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.

Право на труд (ст. 37). Это довольно-многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:

§ 4 Классификация конституционных прав и свобод141

а) право свободно распоряжаться своими способностями «к труду, выбирать род деятельности и профессию Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т. е на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,

г) право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.),

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Право на отдых (п. 6 ст. 37). Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство (ст. 38). По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое – детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве, пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и

142 Глава III . Конституционное право

детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но дополнительно существует частная система здравоохранения, развитию которой способствует государство.

Право на образование (ст. 43). Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее

§ 5. Конституционные обязанности143

профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.

5. Культурные права и свободы. Культурные права и свободы связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44). Государство не вмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет исключительное право на результаты своей деятельности, которое защищается государством.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галереей и т. п.). В этом отношении важное значение имеет рациональное размещение этих учреждений, с тем чтобы они были удобными и доступными. Посещение некоторых культурных учреждений бесплатно (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билет, предусматриваются льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, пенсионеров и инвалидов, военнослужащих срочной службы.

Правовое положение, правовой и конституционный статус личности (рис. 2.1).Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей.

Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому конституционное право выполняет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п.

Рис. 2.1. Соотношение правового статуса, конституционного статуса
и правового положения личности

Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод.

Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закоренелый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ездить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере использует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы: сами воздерживаются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпевшими).



Оно всегда отличается от правового статуса, в частности оно меньше по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу: Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

  1. человек, его права и свободы - высшая ценность;
  2. все граждане имеют права и свободы от рождения;
  3. граждане имеют равные права;
  4. основные права и свободы граждан неотчуждаемы;
  5. осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;
  6. основные права и свободы гарантированы государством.

Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.).

конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.

конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции , нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное

Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам .

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.

2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

В различных научных источниках данный институт именуется по-разному: (конституционные) основы правового статуса (положения) личности; конституционно-правовой (или государственно-правовой) статус личности (человека и гражданина). Одни авторы отождествляют эти понятия, другие проводят различия между ними. Следует отметить, что различия в терминах «конституционно-правовой» и «государственно-правовой» предопределены имевшими место в отечественной конституционно-правовой науке дискуссиями по проблемам предмета и наименования данной отрасли права (государственное право или конституционное) . Поскольку автор настоящего пособия является сторонником термина «конституционное право», в дальнейшем будет использоваться термин «конституционный».

Понятия «человек», «гражданин» и «личность» являются разноплановыми и имеют множество различий, но в аспекте конституционно-правового статуса их допустимо использовать как идентичные, специально оговаривая особенности.

Категории «человек», «личность», «гражданин» являются многоплановыми и по-разному раскрываются в различных областях знаний (в биологии, психологии, социологии, юриспруденции и др.). В конституционно-правовом аспекте в том или ином контексте эти категории также рассматриваются по-разному. Например, в формуле «права человека и гражданина» человек рассматривается как категория, охватывающая всех индивидов, обладающих признаками биопсихосо-циального существа. Гражданин в этом контексте понимается как индивид, обладающий гражданством соответствующего государства. А категория «личность» в конституционном праве используется, как правило, в качестве обобщающей для человека и гражданина.

Рассмотрим соотношение понятий «правовой статус (положение) личности» и «конституционно-правовой статус (положение) личности» . Правовое положение (или правовой статус) личности определяется как «система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права» . Иными словами, правовой статус личности как институт права - это закрепленные во всем множестве правовых норм права, свободы и обязанности, а также законные интересы, которые каждый человек приобретает в процессе реализации своей правосубъектности.

Понятие «конституционно-правовой статус личности» означает положение личности, определенное конституцией и иными актами конституционного законодательства. Поскольку конституционноправовые нормы регулируют наиболее важные отношения между государством и личностью, то конституционно-правовой статус личности можно рассматривать как категорию, предопределяющую объем, содержание прав, свобод и обязанностей, а также правовые возможности их приобретения и реализации. Отсюда конституционно-правовой статус личности составляет ядро ее правового статуса.

Рассмотрим теперь соотношение категорий «конституционные основы правового положения личности» и «конституционно-правовой статус личности». Семантический анализ показывает, что термин «основы правового положения» - это нечто внешнее по отношению к термину «правовое положение». Слово «основа» означает «опорная часть какого-либо предмета», «каркас», «остов», а также «то, на чем строится, зиждется, создается что-либо» . Следовательно, основа правового положения - это то, чем поддерживается статус личности. Отсюда понятие «основы правового положения», включая некий внутренний (по содержанию) элемент «каркас», «остов», содержит также и нечто внешнее по отношению к статусу, а именно то, на чем таковой базируется; словосочетание «конституционные основы» означает, что эти базовые положения закреплены непосредственно в конституции. Иными словами, конституционные основы правового положения личности обусловливают и обеспечивают определенное место (положение) человека в обществе, во взаимоотношениях с государством. В этом - некоторое сходство категорий «конституционные основы правового положения» и «конституционно-правовой статус личности». Но категория «конституционные основы правового

ПСЛ - правовой статус личности;

КСЛ - конституционный статус личности; КОППЛ - конституционные основы

правового положения личности

Схема

положения личности» по своему содержанию шире категории «конституционно-правовой статус личности». Последняя является ядром правового статуса, т. е. включает только такие конституционные положения (нормы), которые образуют структуру (каркас, остов) правового положения, предопределяют характер регулирования взаимоотношений государства и личности, перечень и содержание прав, свобод и обязанностей личности, а также основные начала реализации, защиты и восстановления нарушенных прав и свобод личности. А «конституционные основы правового положения личности» включают помимо названных элементов еще нечто внешнее по отношению к собственно правовому положению личности, коренящееся в материальных условиях жизни общества, в политической сфере и иных, что в совокупности и обеспечивает правовое закрепление, реализацию и защиту прав, свобод и обязанностей личности в данном государстве. Безусловно, между всеми названными категориями есть много общего. Во многом они пересекаются. Но есть и специфические особенности, которые предопределяют качественное своеобразие каждой. Схематично можно изобразить соотношение рассмотренных категорий следующим образом (схема).

На основании изложенного можно сказать, что в содержание понятия «конституционные основы правового положения личности» входят такие элементы, как: 1) гражданство, выражающее политикоправовую связь лица с государством; 2) общая правосубъектность как совокупность право- и дееспособности, закрепляемых в конституционно-правовых нормах; 3) закрепленные в конституции политикоправовые принципы регулирования положения человека в обществе, государстве и праве; 4) конституционные права, свободы и обязанности; 5) конституционные гарантии, обеспечивающие закрепление, реализацию и защиту правового статуса личности. Понятие «конституционный статус личности» как ядро правового статуса личности включает следующие элементы: 1) гражданство; 2) конституционную правоспособность и конституционную дееспособность; 3) конституционные принципы правового статуса личности; 4) конституционные права, свободы и обязанности личности; 5) конституционные гарантии прав и свобод.

В предложенной схеме отчетливо видно как сходство, так и различие рассматриваемых категорий. Сходство наиболее наглядно проявляется в наличии общих элементов. Кроме того, и по своему содержанию эти элементы во многом совпадают. Однако есть и различие, причем не только внешнее, но и внутреннее. В число политико-правовых принципов основ правового положения личности необходимо, как представляется, включать не только традиционно называемые в литературе (равенство перед законом и судом, признание прав и свобод человека и гражданина, неотъемлемость прав и свобод человека, равенство прав и непреложность обязанностей, полнота прав и свобод гражданина), но и такие, от которых зависит общее состояние регулирования положения человека в обществе, государстве и праве. Например, разделение властей как гарантия свободы личности; политический и идеологический плюрализм; принцип народного суверенитета и народовластия; принцип обеспечения прав коренных и малочисленных народов. Данные принципы определяют общую политику государства в отношении личности. В число гарантий конституционных основ правового положения личности входит вся совокупность конституционно-правовых норм, устанавливающих начала закрепления, реализации и защиты правового статуса личности. Это и конституционные начала экономической системы (признание многообразия форм собственности или отрицание частной собственности, закрепление социального характера собственности и т. п.), и основы политической системы, и собственно юридические гарантии.

К числу конституционных гарантий конституционного статуса личности относятся исключительно конституционно-правовые средства и способы, обеспечивающие реализацию, защиту и восстановление прав и свобод личности, например «защитные права».

Рассмотрим элементы конституционного статуса личности как конституционно-правового института, представляющего собой совокупность конституционных норм, закрепляющих и регулирующих ядро правового статуса личности, т. е. гражданство, конституционную правосубъектность, конституционные принципы взаимоотношений государства и личности, конституционные права, свободы и обязанности, конституционные гарантии прав и свобод.

В конституционно-правовой литературе отмечается, что способы закрепления, а также содержание конституционно-правового статуса личности во многом предопределяются общим подходом к регулированию данного института, который, в свою очередь, предопределен характером правовой системы в той или иной стране. Сложившиеся в зарубежных странах подходы к регулированию конституционно-правового статуса личности нашли отражение в юридической литературе и в самом общем виде выражаются в следующем.

В странах Центральной и Западной Европы, а также Америки сложился индивидуалистический , или либеральный , подход к регулированию статуса личности. Он характеризуется тем, что основной акцент в закреплении и регулировании статуса личности переносится на обеспечение личной свободы и невмешательство государства в частную жизнь человека. Основное внимание при этом уделяется закреплению личных и политических прав и свобод. Социально-экономические права или не закрепляются, за исключением, пожалуй, права собственности, или регулируются в самом общем виде. Этот подход предполагает высокую степень личностной активности в самореализации при условии минимальных преград со стороны общества и государства.

В противоположность индивидуалистическому существует коллективистский подход. Он характерен для стран, придерживающихся социалистической ориентации, а также ряда стран Азии. Он основан на приоритете общественных интересов и предполагает закрепление не только прав и свобод, но и достаточно широкого круга обязанностей личности перед государством. В этом случае индивидуальная активность не приветствуется и допускается лишь в той мере, в какой она соответствует общим интересам.

Существует еще один подход, именуемый мусульманским. Он сложился в исламских государствах. Здесь акцент делается не на правах человека, а на его обязанностях перед Аллахом. Да и вся правовая система базируется на принципах шариата, связывающего положение личности с его религиозным мировоззрением.

Эти подходы предопределяются множеством факторов. Нельзя не учитывать и общие исторические и даже геополитические факторы. Так, индивидуалистический подход, сложившийся в странах Западной и Южной Европы, не в последнюю очередь был предопределен материальными условиями существования людей. В глубокой древности в мягких комфортных климатических условиях Средиземноморья сложились благоприятные условия для формирования патриархальной семьи, а затем и соседской общины. Именно здесь появилась реальная возможность для обеспечения себя всем достаточным в рамках отдельной семьи, во главе которой стоял отец семейства, осуществлявший ведение общих дел своей властью, что, с одной стороны, объективно вызывало потребность в независимости от внешней публичном власти, а с другой стороны, закладывало основы уверенности в себе, опоры на свои силы. В дальнейшем такой характер самосознания лег в основу концепции свободы личности и индивидуализма.

В странах с более суровыми климатическими условиями, где сложился так называемый азиатский способ производства, объективно вырабатывались коллективистские начала общественной жизни. Отсюда вера и надежда на поддержку со стороны всего коллектива, взамен которой предполагалось необходимое самоограничение своих интересов.

Данный вопрос представляется весьма актуальным в современный период, поскольку основные концепции международной политики вырабатываются не без определенного приоритета западных стран, что влечет и приоритет либерализма (автономии личности, ее определенной свободы от коллектива, и прежде всего от государственной власти). Безусловно, такой подход нельзя отклонять, но, видимо, необходимо учитывать и другие обстоятельства, вырабатывая приемлемые для всех стран общие критерии и принципы политики в области прав человека, статуса личности и т. п.

В странах, где имеет место применение обычного права, точнее говоря, норм родовых обычаев (страны Тропической Африки и Океании), наблюдается родовой подход к определению положения личности, который исходит из неразрывной кровно-родственной связи человека с коллективом. Отсюда объем, содержание прав и их реализация зависят от родо-племенной принадлежности человека. Значительная часть его интересов предопределена интересами данной общины, которая может ограничивать процесс их удовлетворения .

Специфические особенности данных подходов предопределяют перечень прав, свобод и обязанностей, предоставляемых личности в тех или иных странах, их содержание и механизмы защиты.

  • См.: Конституционный статус личности в СССР / под ред. Аналогичный подход существует в странах Юго-Восточной Азии (Индия, Непал). См.: Сравнительное конституционное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. С. 237-240.

В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

    конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище? Здесь возможны два варианта.

    Первый: если лицо (и его семья) относится к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.

    Второй: если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;

    конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.

    Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя; при желании можно даже помочь, как, например, сделало Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;

    конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги, он может выбрать работу с меньшим заработком. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

  1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.
  2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.
  3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).


Просмотров