Понятие и классификация земельно-правовых норм. Контрольная работа: Виды земельно-правовых норм, их составные элементы

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом "условие" не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция - это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции - в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.

Необходимо также иметь в виду, что любая правовая норма, в том числе и земельно-правовая, рассчитана на некие обобщенные, типичные ситуации и не всегда достаточно однозначно может быть применена к конкретным случаям. Это требует вдумчивого изучения правовой нормы и возникающих на ее основе земельных правоотношений. Процесс познания правовой нормы, т.е. уяснения ее подлинного смысла и рамок практического применения, называется толкованием правовой нормы.

Толкование может быть легальным (официальным) и научным (неофициальным). Легальное толкование дается самим законодателем или управомоченным им органом. Оно является обязательным для практического применения.

Научное толкование дается учеными-правоведами или научными учреждениями. Оно имеет рекомендательный характер и не является обязательным для практического применения. Процесс познания осложняется иногда тем, что во избежание нежелательных повторений в законодательстве о земле имеются отсылочные нормы, т.е. нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или даже иного нормативного акта.

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

Тема III Земельно-правовые нормы и правоотношения.

Понятие и особенности земельно-правовых норм.

Земельно-правовая норма – норма права, регулирующая земельные отношения, содержащаяся в источниках земельного права . Таким образом, земельно-правовая норма обладает всеми признаками правовой нормы, или нормы права:

Регулирует общественные отношения;

Регулирует типичные по своему характеру отношения;

Обращена неопределенному (непоименованному) кругу лиц;

Многократно применяема;

Обладает формальной определенностью;

Зафиксирована в нормативно-правовых актах;

Обеспечена силой государственного веления и принуждения.

Особенность земельно-правовых норм детерминирована спецификой земельных отношений, которые, в свою очередь, обусловлены уникальностью объекта правового регулирования, которым является земля как основа жизни и деятельности народов, населяющих соответствующую территорию, и проявляет себя одновременно как природный объект, природный ресурс и недвижимое имущество (см. Тему I).

В связи с тем, что земельное право является комплексной отраслью, как система правовых норм, оно состоит из различных по своему характеру норм права, связанных между собой.

Как идеальная конструкция, земельно-правовая норма представляет единство трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Однако по способам фиксации земельно-правовые нормы можно подразделить на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы обращены ко всем участникам земельных правоотношений и устанавливают земельный правопорядок. Они определяют позитивное поведение субъектов, объем их субъективных прав и обязанностей в земельных правоотношениях. В связи с этим структура регулятивной нормы двухсоставная и представляет единство гипотезы и диспозиции .

Большая часть положений ЗК РФ и других нормативных актов, входящих в систему земельного законодательства, относится именно к регулятивным нормам. Предписывающие, дозволяющие, управомачивающие, обязывающие или запрещающие нормы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны земли могут также содержаться и в нормативно-правовых актах, относящихся к иным отраслям законодательства, однако в этом случае они будут входить в состав норм земельного права. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 101 ЗК РФ, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется не только земельным, но и лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель водного фонда, наряду с земельным, регулируется водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ). Нормы земельного права содержаться также и в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее ГрК РФ) – о порядке использования и охране земель, предназначенных и использующихся для застройки. Нормы, определяющие виды и порядок использования садовых, огородных, дачных земельных участков, содержаться в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», хотя его нужно отнести скорее к гражданскому, чем к земельному законодательству. Перечень таких примеров можно продолжить.


Охранительные нормы направлены на защиту и охрану правопорядка, установленного регулятивными нормами. Таким образом, они обращены к участникам правоотношений, которых можно квалифицировать как «правонарушители», т.е. к лицам, которые совершили виновное противоправное деяние в области земельных отношений. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. В состав охранительной нормы обязательно входит указание на меру ответственности за нарушение правила поведения, охраняемого государством, то есть санкция.

Нужно отличать, нормы, направленные на охрану земель, которые по своему характеру являются регулятивными, так как устанавливают обязанности или запреты для лиц, использующих земельные участки и, направленные на охрану земельного правопорядка. Большая часть охранительных норм содержится в соответствующих законах, определяющих состав земельных правонарушений и санкции за земельные правонарушения: в Уголовном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском кодексе РФ. Однако часть охранительных норм содержится в ЗК РФ и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Их специфика заключается в том, что в качестве санкции применяется изъятие земельного участка, таким образом, сама санкция носит земельно-правовой характер, а не административный, уголовный или гражданско-правовой.

По способу (методу) воздействия на участников правоотношений нормы права подразделяются на диспозитивные и императивные. Метод регулирования является одним из критериев деления норм по отраслям. В связи с этим, классические отрасли преимущественно используют какой-то один из методов – либо императивный, либо диспозитивный, поэтому императивный метод получил также наименование «административный», а диспозитивный – «частноправовой».

Земельное право является комплексной отраслью. Это обуславливает наличие как диспозитивных, так и императивных норм в его составе . Диспозитивным методом регулируются земельные отношения, которые возникают между равноправными субъектами. Прежде всего, это отношения между собственниками земельных участков или иными правообладателями по поводу реализации и защиты своих прав и законных интересов.

Земельные отношения в области охраны и защиты земли как природного объекта и природного ресурса регулируются преимущественно императивными нормами. В таких отношениях одним из участников является государство в лице своего компетентного органа, либо иной управляющий орган, уполномоченный государством выполнять функции управления земельными отношениями (например, орган местного самоуправления).

Можно выделить и иные виды земельно-правовых норм:

Нормы-принципы, определяющие общие начала регулирования земельных отношений;

Отсылочные нормы, то есть содержащие отсылки к другим статьям того же закона, либо к другим нормативно-правовым актам;

Дефинитивные, то есть закрепляющие легальные определения юридических понятий;

Коллизионные, направленные на разрешение противоречий внутри системы права.

Многообразие земельно-правовых норм обусловлено тем, что земельное право самостоятельная комплексная отрасль в системе права России, тесно связанная со многими другими отраслями права. При этом необходимо понимать, что отношениями в обществе по поводу земли приобретают характер земельных правоотношений только в том случае, если они урегулированы нормами земельного права.

Земельно-правовые нормы классифицируются по различным критериям: по содержанию, по характеру предписаний, по способу воздействия на участников земельно-правовых отношений, по институтам земельного права и т. д. По субъектам, осуществляющим право пользования земельными участками, все земельно-правовые нормы делятся на нормы, касающиеся граждан, юридических лиц, государственных органов и др. В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников земельно-правовых отношений земельные правоотношения делятся на две группы: материально-правовые нормы и процессуальные нормы земельного права.

Материально-правовые нормы - это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д. Земельное право России: Учебник / Под ред. В.В.Петрова. - М., 1995. - С. 52-53.

Процессуальные нормы устанавливают порядок заявлений, просьб и ходатайств по предоставлению земли, порядок обжалования решений, процедуру рассмотрения земельных споров и т.п.

Материально-правовые нормы земельного права классифицируются на 1) нормы положительного правового регулирования, которые устанавливают права и обязанности участников земельно-правовых отношений (регулятивные нормы); 2) нормы-гарантии, которые обеспечивают соблюдение регулятивных норм земельного права.

Нормы положительного правового регулирования (регулятивные нормы) непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей также подлежат разделению:

1. уполномочивающие нормы - это нормы, которые направлены на реализацию участником земельно-правовых отношений своего права на совершение определенных положительных действий (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т. д.); при их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т. п.

2. обязывающие нормы - это нормы, устанавливающие обязанность участника земельно-правовых отношений совершить определенные положительные действия; при их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т. п. Так, ст. 42 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. 12--13 ЗК РФ;

3. запретительные нормы - это нормы, запрещающие участнику земельно-правовых отношений совершать те или иные действия противоправного характера; при их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запретительные нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Так, ст. 23 и 42 ЗК РФ запрещают нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

4. компенсационные нормы - это нормы, предусматривающие обязанность участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный правомерный вред и др. Земельное право: Учебник / С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; 3-51 Под ред. С. А. Боголюбова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - С. 52.

5. Особую группу материально-правовых норм, регулирующих земельные отношения, составляют экологизированные земельно-правовые нормы, предусматривающие обязанности субъектов земельных отношений по охране земель и других природных ресурсов от вредного негативного воздействия.

Обязывающие и запретительные нормы являются, как правило, императивными, то есть не допускающими никаких отступлений. Уполномочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, то есть допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта повеления, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если норма формулирует правило условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких- либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной. Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные.

Нормы-гарантии подразделяются на 1) поощрительные нормы - направлены на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование); 2) карательные нормы - устанавливают принуждение субъектов земельных правоотношений к выполнению предписаний регулятивных норм, а также ответственность субъектов земельных правоотношений за виновное противоправное невыполнение, нарушение данных предписаний.

Процессуальные земельно-правовые нормы, находящиеся в тесной связи и во взаимодействии с материальными нормами, имеют по отношению к ним служебный характер. В процессуальных нормах указывается порядок действия, обеспечивающий практическую реализацию прав и обязанностей, предусмотренных в материальных нормах. Они регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействия с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, проведения землеустройства, ведения мониторинга земель и государственного земельного кадастра, разрешения земельных споров. Земельное право России: Учебник / Под ред. В.В.Петрова. - М., 1995. - С. 52-53.

Процессуально-правовые земельные нормы подразделяются на:

1. правонаделительные нормы (определяют порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав, законных интересов);

2. правообеспечительные нормы (устанавливают порядок реализации предоставленных участникам земельно-правовых отношений прав и обязанностей);

3. правоохранительные нормы (устанавливают порядок разрешения земельных споров);

4. правопрекращающие нормы - это нормы, которые определяют порядок прекращения прав на земельный участок.

Классификация земельно-правовых норм может быть произведена и по институтам земельного права (право собственности на землю, государственное управление землями и т.д.), и по объектному признаку в зависимости от категории земель (нормы, определяющие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и т.д.), и по субъектам, осуществляющим пользование земельными участками (нормы, предусматривающие права на землю граждан, предприятий и т.д.

Каждый вид использования земли регулируется соответствующими правовыми нормами. В этих нормах определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель тем или иным субъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участков, содержание прав субъектов земельных отношений условия и пути защиты их прав от нарушений и т.д.

В теории права под нормами права понимаются общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные и обеспечиваемые обществом и государством, закрепленные и опубликованные в официальных актах, направленные на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Основными признаками нормы права являются:

общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);

предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

системность (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

В теории права главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В регулятивных содержатся предписания, предостав-ляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.

Выделяют следующие виды регулятивных норм: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.

В зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные.

Выделяют также следующие виды норм права:

а) в зависимости от функциональной роли они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности).

б) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, экологические, земельные и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

в) в зависимости от методов правового регулирования - на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

г) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах и других нормативно- правовых актах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием) и др.

Таким образом, нормы земельного права можно определить как установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу охраны и использования земельных ресурсов.

По мнению В.В. Петрова, в зависимости от характера предписания и способа воздействия на субъектов земельных отношений нормы земельного права подразделяются на ма-териально-правовые и процессуально-правовые нормы.

Материально-правовые земельные нормы содержат права и обязанности участников земельных отношений, а также за-преты на совершение определенных действий.

Выделяют следующие виды материально-правовых зе-мельных норм: 1. запретительные нормы, запрещающие совершать те или иные действия (нарушать права пользователей земельных участков, осуществлять самовольную застройку участков и т.д.);

обязывающие нормы, предписывающие строго выполнять те или иные действия (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате);

управомочивающие нормы, дающие право субъектам земельных отношений на совершение определенных дей-ствий (предоставление земельных участков в собствен-ность, землепользование, аренду);

компенсационные, предусматривающие обязанность по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных и общественных нужд);

поощрительные нормы, направленные на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование);

карательные нормы, предусматривающие принуждение субъектов земельных отношений к выполнению тех или иных предписаний и их ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний.

В свою очередь, процессуальные земельно-правовые нормы являются средством реализации материальных норм и указывают, как и каким образом следует действовать, чтобы они были претворены в жизнь, реализовались на практике.

Например, процессуальные нормы регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, процедуру проведения землеустроительных работ, ведения мониторинга земель, Государственного земельного кадастра, контроля в области охраны и использования земель, порядок разрешения земельных споров и т.д.

Каждый вид использования земли регулируется соответствующими правовыми нормами. В этих нормах определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель тем или иным субъектам права, предельные

размеры предоставляемых земельных участков, содержание прав субъектов земельных отношений условия и пути защиты их прав от нарушений и т.д.

Все перечисленные выше нормы земельного права являются «первокирпичиками» отрасли земельного права, которые регулируют поведение определенного круга лиц в определенных обстоятельствах. В тоже время, среди них выделяют совокупности земельно-правовых норм, регулирующих однородный узкий круг сходных обще-ственных отношений и получивших название институ-тов земельного права.

Еще по теме 1.3. Нормы земельного права:

  1. 3.1. понятие нормы налогового права, ее структура. нормы налогового права И статьи налогового кодекса российской федерации. виды налоговых норм И ИХ основные признаки

Земельно-правовая норма – это общеобязательные, формально-определнные установленные правила поведения участников земельных отношений, охраняемые силой государственного принуждения.

Как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом "условие" не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция - это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции - в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.


В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).



Просмотров