Понятие и основы административно-правового статуса административных органов. Государственное управление социально-культурной сферой

Особенностью АП является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще 1 особенность АП - обычно обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам АПО.

Субъект АП — это участник общественных отношений, носитель конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах АП. Это граждане, гос органы, общественные объединения. Права и обязанности субъекта АП образуют в совокупности его правовой статус.

Полномочия субъектов АП могутвыражать право гражданина на получение высшего образованияили занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства и т.д.

По своему административно-правовому статусу субъекты АП делятся на 2 группы: физ лица и организации. Физ лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Организации как субъекты АП делятся на гос. и негос.

Гос. организации:

1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством,

2) базируются на гос собственности,

3) управляются гос-вом.

Это органы гос аппарата — представит, исполнит, судеб, органы прокуратуры и др., гос предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д. Организации негос - не выполняют задач и функций государства, не финансируются государством. Это: профсоюзы , спортивные общества, партии, религиозные организации, коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Структура административно-правового статуса гражданина включает :

1) правовой статус личности;

2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере АП регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).

Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу, окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

Конституция РФ устанавливает в исключит случаях возможность ограничения прав личности “только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Например, право на неприкосновенность жилища м.б. ограничено сотрудниками полиции при наличии оснований, в частности при розыске преступника, если в кв. или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и т.д.


Вторая составная часть административно-правового статуса - статус гражданина РФ. Как субъект АП каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права , определяющие АП статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в гос и обществ деят-ти. Это нормы об участии в управлении делами гос-ва (ст. 32 Конституции), право на объединение (ст. 30), обязанность нести воинскую службу (ст. 59), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собственности и др. А также нормы, определяющие АП статус гражд в личной или семейной сфере, нап-р, право на изменение Ф.И.О.

Чтобы быть участником административных правоотношений, гражданин, как и др. субъекты АП, должен располагать административной правоспособностью. Это фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юр. обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью.

Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной, соц, культурной и административно-политической сферах. Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определённых законодательством. Например, не все граждане по состоянию здоровья, могут быть зачислены на действительную срочную военную службу.

В качестве социального элемента АП статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д. Четвертый элемент АП статуса гражданина называют особым статусом - это права и обязанности, кот граждане приобретают по желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Например, любители-охотники, туристы, коллекционеры и т.д.

Есть особенности АП статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, кроме:

1) они не могут избирать и быть избранными в гос органы власти и ОМСУ;

2) не несут обязанностей по военной службе;

3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответ. правовым актом;

4) им не м.б. проданы земельные участки;

5) они не могут заниматься предпринимательской или любой др. деят-тью, связь с обороной страны и гос. безопасностью, пользованием информацией, составляющей гос. тайну;

6) исключительно к ним м.б. применена и такая мера адм ответственности, как административное выдворение за пределы РФ.

Правовой статус органов исполнительной власти.

ОИВ - это орг-ция, которая, являясь частью гос аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с зак-вом, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Из определения следует, что этот орган:

Является частью гос. аппарата (Министерство является часть Правительства);

Имеет свою структуру;

Имеет территориальный масштаб деятельности и свою компетенцию (действует на определенной территории);

Образован в соответствии с законодательством; выступает от имени государства (например, когда Прав-во осуществляет свою деятельность за пределами РФ);

Осуществляет руководство в различных сферах деятельности (в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).

АП статус ОИВ определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, фед. и иными законами, положениями об органах (например, Положение «Министерстве внутренних дел Российской Федерации»). Все ОИВ обладают административной правосубъектностью. Административная правоспособность и дееспособность ОИВ возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением. АП статус ОИВ определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Характерные черты органов исполнительной власти :

Осущ-ляют исполнительно-распорядительную деят-ть;

Наделены оперативной сам-тью;

Имеют, как правило, постоянные штаты;

Образуются вышестоящими органами;

Наделены правом распорядительства (правом издавать подзаконные юр. акты, в т.ч. акты норматив характера);

Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления.

Виды органов исполнительной власти:

1. В соответствии с федеральным государственным устройством :

ФОИВ, распространяющие свою деятельность на всей территории России (Президент России и Администрация Президента, Правительство России, федеральные министерства, гос комитеты и др.);

Региональные ФОИВ, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

ОИВ субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий субъектов. В масштабе республик действуют главы республик, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

2. В зависимости от объема и характера компетенции :

Органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (правительства, администрация краев, областей);

Органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

Органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.

3. По порядку разрешения вопросов :

Коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

Единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью.

4. По основаниям образования :

Образование которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрация, правительства);

Создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов.

Понятие «административный орган» в отечественной администра­тивно-правовой литературе до недавнего времени вообще не ис­пользовалось, хотя оно уже давно и прочно вошло в оборот науки административного права многих зарубежных государств, напри­мер, Германии, Франции, Австрии, а также широко применяется в международном публичном праве. Необходимость рассматриваемо­го понятия в административном праве России, с нашей точки зре­ния, обусловливается следующим.

В качестве властвующих субъектов, осуществляющих государст­венное управление, в науке административного права называются органы государственного управления и органы исполнительной власти. При этом не проводится четкого разграничения между ор­ганами исполнительной власти и иными органами государственного управления. Очевидно, что государственно-управленческая деятель­ность осуществляется не только органами исполнительной власти, входящими в предусмотренную действующим законодательством систему этих органов, но и иными государственными органами и даже государственными учреждениями. Однако система таких госу­дарственных органов и учреждений, их организационно-правовые формы, компетенция, порядок взаимоотношений с органами ис­полнительной власти до настоящего времени действующим законо­дательством не определены. Не исследован их правовой статус и в науке административного права.

В этой связи представляется, что с учетом предложенного на­ми понимания административно-публичной деятельности в целях отграничения субъектов, осуществляющих эту деятельность, от органов, осуществляющих законотворчество и правосудие, следует ввести в понятийный аппарат административно-правовой науки понятие «административный орган». Федеральный законодатель в некоторых федеральных законах уже использует данное понятие. В частности, в §2 главы 25 Арбитражного процессуального кодек­са РФ употребляется понятие «административные органы», в каче­стве которых рассматриваются государственные органы и органы местного самоуправления (административные комиссии), имею­щие право принимать решения о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответст­венности.

Под административным органом следует понимать созданную в установленном административным законодательством порядке госу­дарственную или муниципальную организацию, а также индивидуаль­ного субъекта, которые уполномочены на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной дея­тельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Фе­дерации или муниципального образования и наделены соответствую­щими административными полномочиями нормотворческого, регуля­тивного и (или) охранительно-защитного характера.

В целях унификации рассматриваемого понятия и возможно­сти его универсального использования в нормативных правовых актах, регулирующих осуществление административно-публичной деятельности, рамками данного понятия, с нашей точки зрения, следует охватывать не только собственно государственные органы и органы местного самоуправления, но и государственные и му­ниципальные учреждения, публичных должностных лиц и иных индивидуальных субъектов, действующих в административных правоотношениях от имени государства или муниципального об­разования и наделенных определенными административными полномочиями.

Как указывалось выше, административные органы являются властвующими субъектами административного права. В этой связи они обладают некоторыми специальными признаками, по которым их можно отграничить от невластвующих субъектов администра­тивных правоотношений, а также от иных государственных органов и органов местного самоуправления, не являющихся администра­тивными органами.

1. Административный орган - это организация, образуемая го­сударством или муниципальным образованием, либо уполномочен­ный им в порядке, установленном законодательством, индивиду­альный субъект, действующие в административных правоотноше­ниях от их имени в целях реализации общих (публичных) интересов

Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муни­ципального образования.

2. Административный орган в отличие от иных субъектов адми­нистративного права, т.е. иных физических лиц и организаций, является властвующим субъектом административных правоотноше­ний, за исключением тех случаев, когда он вступает в такие отно­шения с иными административными органами, занимающими в этих отношениях равное с ним правовое положение.

3. Административный орган функционально создается для осу­ществления административно-публичной деятельности внутренней и (или) внешней направленности, которая является для него един­ственным или одним из видов деятельности. В этой связи админи­стративные органы не могут осуществлять законодательную и су­дебную деятельность. В то же время некоторые государственные органы, уполномоченные на осуществление административно-пуб­личной деятельности, а значит, являющиеся административными, одновременно наделяются правом осуществления и иных видов властно-публичной деятельности. Например, органы внутренних дел наряду с административно-публичной осуществляют оператив­но-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность.

4. Каждый административный орган имеет собственную компе­тенцию в административно-публичной сфере, т.е. административную компетенцию. При этом под административной компетенцией адми­нистративного органа, по нашему мнению, необходимо понимать перечень (объем) вопросов, возникающих в административно-пуб­личной сфере, властное решение которых отнесено законом или ос­нованным на нем подзаконным нормативным правовым актом к ве­дению данного органа. В нормативных правовых актах, определяю­щих правовой статус тех или иных административных органов, пере­чень вопросов, относимых к ведению соответствующих органов, как правило, раскрывается посредством использования таких элементов их правового статуса, как цели, задачи и функции. Поэтому можно сделать вывод о том, что административная компетенция админист­ративного органа выражается через цели его деятельности, решаемые им задачи и выполняемые им функции, которые определяются соот­ветствующим законом, подзаконным нормативным правовым актом и (или) положением об этом органе, например, положением о феде­ральном министерстве, федеральной службе, федеральном агентстве, об административной комиссии и т.п.

5. Административный орган наделяется необходимыми ему для реализации имеющейся у него компетенции административными полномочиями, т.е. административными правами нормотворче­ского, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера. В частности, административные органы в отличие от невластвую­щих субъектов административного права наделяются правом из­дания (принятия) нормативных и индивидуальных правовых ак­тов, правом совершения властных юридически значимых дейст­вий, в том числе и в отношении не подчиненных им организаци­онно физических лиц и организаций.

6. Административный орган, как правило, входит в иерархиче­ски построенную систему соответствующих административных орга­нов с подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Например, районный отдел внутренних дел входит в систему органов внутрен­них дел Российской Федерации, возглавляемую МВД России.

7. Административный орган, являющийся организацией, имеет структуру, в которую включаются внутренние подразделения этого органа (управления, департаменты, отделы, отделения и т.п.), предназначенные для решения отдельных задач и выполнения от­дельных функций, образующих в целом компетенцию данного ад­министративного органа. Например, в структуре территориального органа внутренних дел (милиции) имеются криминальная мили­ция и милиция общественной безопасности, которые состоят из отдельных подразделений: по борьбе с экономическими преступ­лениями, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительско­го рынка и исполнению административного законодательства, дознания, государственной инспекции безопасности дорожного движения и т.д.

8. Финансирование административного органа в зависимости от того, кем он создан или кем уполномочен на осуществление адми­нистративно-публичной деятельности, осуществляется соответст­венно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Фе­дерации или бюджета муниципального образования. Исключение составляют лишь случаи осуществления отдельных административ­но-властных полномочий индивидуальными субъектами, не со­стоящими на государственной или муниципальной службе и не находящимися в штате соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления. Примерами таких индиви­дуальных субъектов являются работники железнодорожного транс­порта, уполномоченные на составление в отношении нарушителей правил поведения на железной дороге протоколов об администра­тивных правонарушениях.

9. Административный орган реализует предоставленную ему компетенцию посредством использования специальных админист­ративно-правовых методов и форм осуществления административ­но-публичной деятельности, существенно отличающихся от право­вых методов и форм, используемых законодательными органами и судами при осуществлении законодательной и судебной деятельно­сти. В частности, правовыми формами деятельности администра­тивных органов являются совершение административно-правовых действий и издание (принятие) нормативных и индивидуальных административно-правовых актов, а к числу административно-пра­вовых методов могут быть отнесены методы административного регулирования, административного наблюдения (контроля, надзо­ра), административного ограничения, административного принуж­дения и административного арбитрирования.

Общими целями создания и деятельности административных ор­ганов являются:

1) обеспечение реализации законных интересов государства, муниципальных образований, прав и законных интересов индиви­дуальных субъектов и организаций в административно-публичной сфере;

2) обеспечение и постоянное поддержание на территории Рос­сийской Федерации публичного правопорядка, т.е.

Установленного нормами административного и иных отраслей публичного права по­рядка осуществления государственной власти, местного самоуправ­ления, иных видов публичной и частной деятельности, порядка пуб­личного взаимодействия между индивидуальными субъектами и (или) организациями;

3) обеспечение государственной и общественной безопасности, безопасности отдельных индивидуальных субъектов и организаций на территории Российской Федерации.

К числу общих административных задач деятельности админист­ративных органов, определяемых нормами административного права, можно отнести:

1) организацию эффективного функционирования системы соот­ветствующих органов и системы подведомственных им учреждений;

2) организацию эффективного и рационального управления вве­ренными им бюджетными и внебюджетными денежными средства­ми и иным имуществом;

3) организацию исполнения законов и подзаконных норматив­ных правовых актов в порученной им сфере ведения;

4) организацию исполнения судебных актов в порученной им сфере ведения;

Административные функции административных органов - это определенные соответствующими нормами административного права основные направления их деятельности, обусловленные поставлен­ными перед ними целями и решаемыми ими в административно­публичной сфере задачами.

В зависимости от направленности и содержания основных на­правлений деятельности административных органов можно выделить следующие функции этих органов.

1. Нормативно-политические функции, содержанием которых яв­ляются выработка государственной политики в административно­публичной сфере в целом или в ее определенной части, а также осу­ществление нормативно-правового регулирования в данной сфере или в соответствующей ее части. Исходя из этого можно говорить о двух видах нормативно-политических функций:

Выработка государственной политики в административно­публичной сфере в целом или в определенной ее части;

Осуществление нормативно-правового регулирования в адми­нистративно-публичной сфере в целом или в определенной ее части, т.е. издание (принятие) нормативных правовых ак­тов, регулирующих отношения в данной сфере или в ее соот­ветствующей части.

Названные функции выполняют только такие административные органы, которые занимают центральное, руководящее место в систе­ме административных органов России. К числу таких органов, в ча­стности, относятся Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства. Например, Министерство здравоохранения и социаль­ного развития РФ осуществляет выработку государственной полити­ки и нормативно-правовое регулирование в сферах здравоохранения, труда, занятости, социальной защиты населения.

2. Правоприменительные функции, содержанием которых явля­ется властное применение положений действующих в администра­тивно-публичной сфере в целом или в ее определенной части зако­нов, подзаконных нормативных правовых актов, а также судебных актов. В зависимости от направленности применения администра­тивными органами норм права в административно-публичной сфе­ре можно выделить два вида правоприменительных функций:

Осуществление индивидуального административно-правово­го регулирования конкретных отношений, возникающих в административно-публичной сфере, а именно правопредо- ставительной, регистрационной, лицензионно-разрешитель­ной, экзаменационной и других видов регулятивной дея­тельности;

Осуществление индивидуальной административно-правовой охраны и защиты конкретных отношений, возникающих в ад­министративно-публичной сфере, а именно административно­го наблюдения (контроля, надзора) за поведением субъектов указанных отношений, применение к ним в случае необходи­мости мер государственного принуждения.

Названные правоприменительные функции реализуются практи­чески всеми действующими в России административными органа­ми. В то же время имеются органы, которые осуществляют только или преимущественно индивидуальное административно-правовое регулирование (например, федеральные министерства социально­экономического блока и их территориальные органы, федеральные агентства и их территориальные органы), и органы, которые осуще­ствляют только или преимущественно административно-правовую охрану и защиту (например, органы внутренних дел, налоговые и таможенные органы, органы Федеральной службы безопасности, Фе­деральной службы судебных приставов).

Административные полномочия административных органов - это предоставленные данным органам соответствующими нормами ад­министративного права административные права, необходимые им для решения имеющихся у них административных задач и осуществ­ления имеющихся у них административных функций.

Все административные полномочия, имеющиеся у администра­тивных органов в целом, в зависимости от их содержания представ­ляется возможным подразделить на три большие группы:

1) полномочия по изданию (принятию) нормативных правовых актов, регулирующих типичные отношения как в административно­публичной, так и в других сферах функционирования государства и общества (например, правила дорожного движения, правила прода­жи отдельных видов товаров, правила оказания отдельных видов услуг и т.п.);

2) полномочия по изданию (принятию) индивидуальных право­вых актов, посредством которых обеспечивается индивидуальное ад­министративно-правовое регулирование и индивидуальная админи­стративно-правовая охрана и защита (например, приказ о принятии гражданина на государственную службу, решение о предоставлении индивидуально определенному физическому лицу и или организации субъективного публичного права, постановление о назначении инди­видуально определенному физическому или юридическому лицу ад­министративного наказания и т.п.);

3) полномочия по совершению иных властных юридически зна­чимых действий, посредством которых обеспечивается индивидуаль­ное административно-правовое регулирование и индивидуальная ад­министративно-правовая охрана и защита (например, государствен­ная регистрация прав на недвижимое имущество, транспортных средств, выдача лицензий и иных специальных разрешений, админи­стративное задержание гражданина, совершившего административ­ное правонарушение и т.п.).

Полномочия по изданию (принятию) нормативных правовых актов имеются лишь у некоторых административных органов, на­пример, у Президента и Правительства РФ, федеральных мини­стерств. Полномочия по изданию (принятию) индивидуальных правовых актов и по совершению властных юридически значимых действий имеются практически у всех административных органов, но в разном объеме с учетом характера и объема решаемых ими административных задач и выполняемых ими административных функций.

Административные полномочия, принадлежащие администра­тивным органам, являющимся организациями, реализуются от их имени должностными лицами этих органов.

В случаях, предусмотренных законами и подзаконными норма­тивными правовыми актами, регулирующими осуществление адми­нистративно-публичной деятельности, устанавливаются определенные ограничения полномочий административных органов, а иногда и полный запрет на их реализацию. В частности, в соответствии с действующим федеральным законодательством о государственном контроле и над­зоре установлены ограничения по количеству и продолжительности проверок, которые могут проводиться административными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей. В соответствии со статьями Закона РФ «О милиции» установлен запрет на применение должностными лицами органов внутренних дел специальных средств и огнестрельного оружия в отношении от­дельных категорий физических лиц.

Введение подобных ограничений и запретов обусловливается не­обходимостью обеспечения защиты прав и законных интересов фи­зических лиц и организаций, предотвращения необоснованного вмешательства государства в их частную деятельность, а предотвра­щения причинения им несоразмерного вреда.

Административные обязанности административных органов - это возложенные на них соответствующими нормами администра­тивного права обязанности, исполнение которых необходимо для обеспечения решения имеющихся у них административных задач и функций.

К числу наиболее общих административных обязанностей всех функционирующих в России административных органов, которые должны ими исполняться при осуществлении административно­публичной деятельности можно отнести:

1) обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, права организаций;

2) обязанность осуществлять административно-публичную дея­тельность строго в пределах предоставленной административному органу соответствующими нормативными правовыми актами ком­петенции;

3) обязанность соблюдать установленный соответствующими нор­мативными правовыми актами порядок (процедуры) деятельности административного органа;

4) обязанность соблюдать установленные для административного органа соответствующими нормативными правовыми актами ограни­чения и запреты.

Таковы наиболее общие основы административно-правового ста­туса административных органов.

В целях получения более полного представления о системе адми­нистративных органов, функционирующих в настоящее время в Рос­сии, проведем их классификацию по различным признакам (крите­риям). Подвергнем классификации только те административные ор­ганы, которые осуществляют внешнюю административно-публичную деятельность.

Еще по теме Понятие и основы административно-правового статуса административных органов:

  1. 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
  2. § 2. Понятие и основы административно-правового статуса общественных объединений
  3. 9.1. Понятие и виды предприятий и учреждений. Основы их административно-правового статуса
  4. § 2. Основы административно-правового статуса предприятий, учреждений
  5. § 4. Основы административно-правового статуса общественных объединений
  6. § 1. Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации
  7. 1.4 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
  8. § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
  9. § 6. Основы административно-правового статуса государственных служащих
  10. АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  11. Основы общего административно-правового статуса государственных служащих
  12. § 2. Понятие и элементы административно-правового статуса граждан
  13. § 2. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
  14. Глава 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти, государственного управления
  15. 4. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки
  16. 17.3. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере культуры

К категории социально-экономических прав относят культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.
В статье 44 Конституции Российской Федерации сказано, что каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Он имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Органы исполнительной власти не вправе утверждать репертуары театров, киностудий и других объектов культуры, а также утверждать сценарии кинофильмов и постановочные планы театров - подобные методы государственной политики были свойственны централизованному управлению культурой в СССР. Министерства и ведомства, действующие в сфере культуры, призваны стимулировать различные проявления творческой активности, независимо от их идеологической направленности.
Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ.
К федеральному органам исполнительной власти в области культуры Российской Федерации относится Министерство культуры Российской Федерации (в ее состав входят: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия; Федеральное архивное агентство).
Определенные задачи в области культуры возлагаются на Федеральное агентство по информационным технологиям и на Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которые входят в состав Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Министерство культуры Российской Федерации «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историкокультурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативноправовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии»1.
Важнейшим направлением деятельности Министерства культуры является программно-целевое регулирование: разработка и реализация федеральных, республиканских и региональных культурных программ и обеспечение их финансирования. Министерство осуществляет эти полномочия по согласованию с творческими союзами и иными общественными объединениями: представители наиболее крупных из таких объединений входят в состав коллегии Министерства и принимают непосредственное участие в разработке и реализации программ развития культуры.

Федерации»
Министерство культуры использует различные меры поощрения творческой деятельности: представление работников культуры и искусства к государственным наградам, премиям и в том числе почетным званиям, присвоение театрам и художественным коллективам независимо от их подчиненности звания «академический».
Министерство культуры координирует деятельность различных структур, направленных на поддержку театров, музеев, библиотек, учебных заведений. На уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления эти задачи и функции выполняют соответствующие структуры (главные управления, управления, отделы).
Федеральное архивное агентство находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела. В установленной сфере деятельности оно осуществляет:
а) оказание государственных услуг в сфере архивного дела;
б) государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;
в) обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.
Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из Федерального закона «Об архивном
деле в Российской Федерации», других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральное архивное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная архивное агентство России обеспечивает государственное регулирование развития архивного дела, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных и ведомственных архивов, контролирует соблюдение законодательства в области архивного дела. Федеральная служба осуществляет свою деятельность на основе Положения о ней1 . В систему Росархива входят федеральные и центральные государственные архивы, центры хранения документации, районные и городские архивы.
В соответствии со статьей 4. Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся: разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела; установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил; хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
в) государственных внебюджетных фондов;
г) государственных академий наук и организаций государственных академий наук;
д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации; решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований; решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации. К полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относятся;

Федерации» проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации; хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее - организации субъекта Российской Федерации); решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований. К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся: хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных
фондов:
а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее - муниципальные организации); решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.
Росархив осуществляет формирование, обеспечение сохранности и использование Архивного фонда Российской Федерации. Архивный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части. Разграничение архивных фондов на указанные группы производится в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих хранение документов.
Высшим должностным лицом Росархива является руководитель федеральной архивной службы России, который по должности обладает статусом Главного государственного архивиста России.

Еще по теме Система и административно-правовой статус органов управления культурой:

  1. Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  2. 17.1. Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой Организация и осуществление процесса получения образования

2. Система и административно-правовой статус органов военного управления.

Конституция РФ, ФЗ "Об обороне" и другие нормативно-правовые акты наделяют полномочиями в области обороны Президента РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ.

Конституция России (п. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. Президент РФ наделен Конституцией и законодательством РФ большими полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны государства.

К мерам политического характера в сфере организации обороны относится, в частности, определение основных направлений военной политики РФ. Поскольку военная политика имеет внутреннюю и внешнюю стороны, постольку Президент РФ имеет внутриполитические и внешнеполитические полномочия в области обороны.

К внутриполитическим полномочиям относятся утверждение военной доктрины РФ, введение в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии на территории РФ или в отдельных ее местностях режима военного положения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию, введение в действие нормативных актов военного времени и прекращение их действия, формирование и упразднение органов исполнительной власти на период военного времени.

К внешнеполитическим полномочиям главы государства относится ведение переговоров и подписание международных договоров РФ в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции реализует полномочия военного характера, связанные с организацией обороны:

Осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

В случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий;

Принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

Утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;

Утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

Утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

Утверждает планы применения Вооруженных Сил РФ. План применения Вооруженных Сил РФ представляет на утверждение Президенту РФ министр обороны. Разработка Плана является одной из функций Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Разработка осуществляется с участием федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы;

Издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утверждает Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы;

Утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Президент РФ наделен следующими полномочиями при реализации мер мобилизационного характера:

Объявляет общую или частичную мобилизацию в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов;

Утверждает мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования;

Утверждает план гражданской обороны.

Президент РФ, реализуя свои полномочия экономического характера при организации обороны:

Утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

Утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний.

К правовым мерам, осуществляемым Президентом РФ, относятся:

Утверждение общевоинских уставов, положений о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

Утверждение положений о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов.

Президент РФ также может осуществлять иные полномочия в области обороны, если они возложены на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами РФ.

Президент России реализует свои полномочия в области обороны, в частности, через Совет Безопасности РФ, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента от 2 августа 1999 г., призван быть главным аналитическим и прогностическим органом, осуществляющим подготовку проектов решений главы Российского государства, в том числе по основным направлениям военной политики. Через деятельность Совета Безопасности РФ реализуется принцип единства политического и военного руководства, поскольку происходит огосударствление военного управления посредством совмещения в одном лице должности Председателя Совета Безопасности, поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам военной политики в различных сферах обороны; организует и координирует разработку стратегии в области военной политики; разрабатывает предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления в процессе реализации принятых решений в области обороны.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об обороне" полномочия по реализации мер, связанных с организацией обороны, предоставлены также Федеральному Собранию РФ, состоящему из Совета Федерации и Государственной Думы. Их деятельность в этом направлении связана, прежде всего, с их участием в бюджетном процессе, предусматривающим стадии разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением оборонной части федерального бюджета. ФЗ "Об обороне" они наделяются полномочиями по рассмотрению расходов на оборону, установленных законами о федеральном бюджете. Решение о принятии государственного бюджета оформляется в виде закона, принимаемого Государственной Думой и подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. "а" ст. 106 Конституции РФ).

Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны.

На Правительство РФ возложено осуществление мер по обеспечению обороны, и оно несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Правительство как мы знаем это коллективный орган общей компетенции, призванный осуществлять исполнительную и распорядительную (административную) функции. Согласно Конституции РФ (ст. 110) исполнительную власть РФ осуществляет Правительство, Правительство - высший исполнительный орган власти в России.

Распорядительная функция Правительства России выражается в его деятельности по руководству подчиненными органами государственного управления, осуществляемой путем издания собственных актов (постановлений и распоряжений) и обеспечения их выполнения. В области обороны распорядительная функция Правительства России, прежде всего, связана с его деятельностью по осуществлению руководства оборонным и военным строительством.

Правительство РФ:

Руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

Разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

Осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

Устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;

Принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;

Определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

Ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;

Устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с использованием их имущества для нужд обороны и.т.д.

«Исполнительную функцию Правительства РФ можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению оперативного характера». Исполнительная власть организует реализацию принятых законов, что подразумевает решение многих конкретных вопросов, в том числе в области обороны, т.е. организует их исполнение, управляет подчиненным государственным аппаратом.

Правительство Российской Федерации:

Осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

Организует обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

Осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

Организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов и.т.д.

Непосредственное управление Вооруженными Силами, в соответствии с п.2 ст.13 ФЗ « Об обороне», возложено на министра обороны РФ, который осуществляет его через Министерство обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны. Оно является также центральным органом военного управления.

Правовой статус Минобороны России закреплен в Федеральном законе "Об обороне", а также в Указе Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".Свою деятельность Минобороны России осуществляет под руководством Президента РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минобороны России.

В соответствии с названными правовыми актами Минобороны России разрабатывает и принимает меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организует и осуществляет мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивает финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвует в осуществлении военного строительства в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину.

Минобороны России участвует в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине РФ; готовит Президенту РФ предложения по вопросам обороны; осуществляет контроль за состоянием Вооруженных Сил и др.

Основными задачами Министерства обороны являются:

Разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории

Организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации

Обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил

Координация деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны

Участие в осуществлении военного строительства в Российской Федерации

Совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил

Разработка мер, направленных на повышение авторитета и престижа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций

Участие в международном сотрудничестве по военным вопросам и.т.д.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб, несмотря на то, что ФЗ РФ от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" ст.15 ФЗ « Об обороне» , которая регламентировала основные функции Генерального штаба, была исключена.

Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил РФ и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Помимо Генерального штаба в аппарате Минобороны действуют главнокомандующие видами (родами) войск с главными штабами и военными советами.

Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота РФ. Руководит военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).

Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и различные службы.

В систему органов управления обороной входят также военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами.

Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., они создаются Минобороны России и являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных округов (управление флота). Военные комиссариаты отчитываются о своей деятельности перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных округов.

На военные комиссариаты возлагается проведение призыва людских ресурсов, поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом; обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в Вооруженные Силы и другие войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу; содействие образовательным учреждениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.

Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей.

Таким образом, организационная система военного управления в РФ построена на началах строгой централизации, вертикальной связи между ее звеньями, управление и непосредственное руководство работой которых сосредоточено в Министерстве обороны РФ. Именно оно несет ответственность за развитие и состояние Вооруженных сил РФ, их боеготовность, состояние воинской дисциплины.

И альтернативной гражданской службы влечет уголовную ответст­венность по ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации. 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ §1 Понятие, содержание и особенности управления безопасностью Безопасность - это неприкосновенность государственного суверенитета, территориальной целостности и обороноспособно­сти Российской...

Управления: командования объединениями, соединениями, воинскими частями. Территориальные органы военного управления: военные комиссариаты, образуемые Министерством обороны в субъектах РФ, городах (без районного деления), районах. 3. Военная служба и ее административно-правовое регулирование Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами: - ...

Метрология и сертификация; статистика; управление государственным имуществом; антимонопольная деятельность государства; государственные резервы; обеспечение безопасности и др. Административно-правовое регулирование прогнозирования и программирования в социально-экономической сфере Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, проведение в жизнь экономической реформы...

Конкретных административно-правовых отношениях. Административная дееспособность общественного объединения – это признанная за ними способность своими действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает и способность общественного объединения нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Контрольная работа

Тема: «Система и административно-правовой статус органов управления образованием»

Санкт-Петербург, 2010г.

Введение

1. Понятие, содержание и правовые основы управления образованием

2. Организация управления в области образования

3. Образовательные учреждения и их правовое положение

Заключение

Введение

Мировой опыт показывает, что функционирование эффективной системы образования современных государств составляет основу их экономического, политического и культурного благополучия, а также конкурентоспособность на мировом рынке. Необходимым средством проведения государственной политики в области образования, его реформирования и обеспечения системой образования ее функций, является законодательство об образовании. Общее образование является базовым во всей системе образования. Именно бесплатная общеобразовательная школа определяла, и будет определять культурно-образовательный уровень населения страны в целом, а тем самым состояние начального, среднего и высшего профессиональное образования, наконец - развитие культуры и науки, промышленности и экономики России. Административно-правовое регулирование призвано обеспечить: реализацию многоуровнего и непрерывного образования; защиту конституционных прав личности на доступность, свободу и плюрализм обучения; диверсификацию существующей образовательной системы с учетом изменений, происходящих в экономике и социальной сфере. Обязанность государства - гарантировать строго определенный соответствующими стандартами качественный уровень образования.

Наряду с наукой и культурой, образование является интеллектуальным и производственным ресурсом, ключевым фактором экономического роста, упорядоченности общественного материального благосостояния. Современные органы управления национальной образовательной системой имеют большие полномочия и ответственны по многим пунктам. Отсюда и проблематика данной контрольной работы: кто управляет современным Российским образованием в целом, какие вопросы контролируются на федеральном уровне и что привносят в процесс образования особенности региональной политики.

1.Понятие, содержание и правовые основы управления образованием

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Гражданам РФ гарантирована возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

В соответствии с Конституцией РФ и законом РФ «Об образовании» Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 27.12.2009) // РГ. №172. 31.07.1992. РГ. 29.12.2009. (далее Закон Об образовании) граждане имеют право на бесплатное получение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, при условии, что образование данного уровня гражданин получает впервые.

Осуществление прав граждан в области получения образования обеспечивается реализацией государственной политики в области образования, основывающейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единства федерального и образовательного пространства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании: демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений (ст.2 Закона Об образовании). Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 №803 (ред. от 24.03.2008) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» // СЗ РФ. 09.01.2006. №2. Ст. 186. СЗ РФ. 31.03.2008. . Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право РФ. М., 2008. .

Правовую основу деятельности органов управления в области образования составляют: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», и другие законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты, издаваемые субъектами РФ.

2.Организация управления в области образования

Закон «Об образовании» разграничил компетенцию органов управления образованием между федеральными, субъектов РФ и органами местного самоуправления. Так, ведению федеральных органов подлежат: разработка и реализация государственной политики в области образования; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области образования; разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования; формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования; установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений; установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений; разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций; установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и др. (ст. 28 Закона Об образовании).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) , согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 15 июня 2004г. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №280 (в ред. от 31.03.2009) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ» // СЗ РФ. 21.06.2004. №25. Ст. 2562. СЗ РФ. 06.04.2009. , является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Деятельность Министерства - его миссия - направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации - главной составляющей устойчивого и динамичного развития России.

К целям Министерства относятся: 1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе; 2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования; 3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества; 4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала; 5. Создание условий для активизации инновационной деятельности Www.mon.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. .

Минобрнауки России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам: а) образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность (за исключением вопросов авторского права и смежных прав, отнесенных к сфере ведения Министерства культуры РФ); б) формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности РФ; в) координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности; г) разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования; д) деятельность Высшей аттестационной комиссии; е) развитие информационных технологий в сфере образования и науки Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право РФ. М., 2008. .

Минобрнауки РФ возглавляет Министр (в настоящее время Фурсенко Андрей Александрович), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет пять заместителей. Структурными подразделениями Минобрнауки являются департаменты: Департамент комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса; Департамент государственной политики образования; Департамент государственной научно-технической и инновационной политики; Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей; Департамент стратегии и перспективных проектов в образовании и науки; Департамент международного сотрудничества в образовании и науке; административный департамент.

Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки. Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства от 16 июня 2004г Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 №299 (в ред. от 08.04.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 28.06.2004. №26. Ст. 2668. СЗ РФ. 13.04.2009. . Основными функциями Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам являются: а) обеспечение установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами порядка предоставления в Российской Федерации правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также порядка их использования; б) осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством РФ порядке; в) регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; г) осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов;
д) проведение аттестации и регистрация патентных поверенных РФ и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотренных законодательством РФ Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. .

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) согласно Положению о ней, утвержденном Постановлением Правительства от 17 июня 2004г. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 №300 (в ред. от 08.08.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. 28.06.2004. №26. Ст.2670. СЗ РФ. 17.08.2009. , является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в установленной сфере деятельности осуществляет: а) контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров; б) самостоятельно и совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях; в) лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); г) рассмотрение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ; д) рассмотрение вопросов присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, а также лишения (восстановления) указанных ученых званий, вопросов присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук и выдачу соответствующих дипломов установленного образца; е) создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют соответствующие министерства, комитеты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере образования, но осуществляется с учетом региональных масштабов и особенностей деятельности.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года (ст. 31 Закона об образовании).

3.Образовательные учреждения и их правовое положение

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные; учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. .

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Важное значение государство придает высшему профессиональному образованию. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ (в ред. от 21.12.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // РГ. 29.08.1996. №164. РГ. 23.12.2009. предусмотрены три ступени высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Законодательством установлены следующие виды высших учебных учреждений: университет, академия, институт.

Государственные высшие учебные учреждения, находящиеся в ведении РФ, создаются и реорганизуются Правительством РФ по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Высшие учебные учреждения, находящиеся в ведении субъектов России, создаются и реорганизуются органами исполнительной власти субъектов РФ. Муниципальные высшие учебные учреждения создаются и реорганизуются органами местного самоуправления городских округов. Негосударственные высшие учебные заведения создаются учредителем (учредителями) в порядке, установленном законодательством РФ. Лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии, представителей образовательных учреждений, научных организаций, экспертов из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку. Государственная аккредитация высшего учебного заведения проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлению высшего учебного заведения, согласованному с учредителем (учредителями), в порядке, установленном Правительством РФ Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право РФ. М., 2008. .

Заключение

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. В ходе работы установлено, что управление образованием -- это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

В системе образования продолжают развиваться негативные тенденции: серьезное отставание российских школьников от сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков; система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда; высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью; сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью.

Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда; развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений; недрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования и т.д.

Список использованной литературы

Нормативно-правовая

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 31.12.2008) // СЗ РФ. 26.01. 2009. №4. Ст.445.

2. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 27.12.2009) // РГ. №172. 31.07.1992., РГ. 29.12.2009.

3. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ (в ред. от 21.12.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // РГ. 29.08.1996. №164., РГ. 23.12.2009.

4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №280 (в ред. от 31.03.2009) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ» // СЗ РФ. 21.06.2004. №25. Ст. 2562., СЗ РФ. 06.04.2009.

5. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 №299 (в ред. от 08.04.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 28.06.2004. №26. Ст. 2668., СЗ РФ. 13.04.2009.

6. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 №300 (в ред. от 08.08.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. 28.06.2004. №26. Ст.2670., СЗ РФ. 17.08.2009.

Основная

1. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право РФ. - М.: Эксмо, 2008.

2. Административное право России. Часть 2 / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Щит, 2002.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2005.

4. Административное право / Под ред. Д.Н. Бахрах. - М.: Норма, 2007. Ресурсы интернета: www.mon.gov.ru - Сайт Министерства образования РФ

Подобные документы

    Понятие, сущность и задачи государственного управления образованием; органы управления в сфере образования РФ. Институциональное и нормативно-правовое регулирование по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Государственное регулирование образования в Российской Федерации, система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием. Полномочия органов управления образованием, особенности экспертизы и лицензирования.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Организационно-правовые формы государственного управления образованием в РФ. Общеобразовательные и профессиональные программы. Условия аттестации образовательного учреждения. Компетенция органов управления образованием. Необходимые условия для учебы.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    курсовая работа , добавлен 01.11.2010

    Законодательные акты, регулирующие деятельность органов управления в образовании. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Отраслевые органы в системе государственного управления образованием в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 08.11.2012

    Общественные отношения в сфере государственного управления. Понятие, содержание и правовые основы управления социальной культурной сферой. Функции управления в области социально-культурного строительства. Управление образованием, наукой и культурой.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Основы управления обороной, ее административно-правовое регулирование. Взаимоотношения ОВД с органами военного управления. Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности. Охрана государственной границы. Пограничные режимы.

    реферат , добавлен 25.05.2008

    Выявление компетенции органов управления образованием различных уровней и пункты исключительной компетенции каждого из них на основе анализа соответствующих статей законодательства. Рассмотрение политики Российского государства в сфере образования.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Управление образованием и наукой различными государственными и муниципальными органами, их права и обязанности. Компетенция органов управления образованием субъектов РФ. Образовательные и научные учреждения и сообщества, принципы их деятельности.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2011

    Государственная система управления образованием в Российской Федерации. Управление образованием на муниципальном уровне в российской образовательной системе. Проблемы внедрения инновационных форм управления муниципальным дошкольным образованием.



Просмотров