Какие права называются. Что такое право? Международное и национальное право

Понятие права и его признаки

Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Регулирование и охрана общественных отношений осуществляются с по­мощью социальных норм. В системе таких норм право зани­мает ведущее место. В юридической литературе право рас­сматривается как общесоциальное явление и как волеизъяв­ление государства (юридическое право).

Как общесоциальное явление право характеризуется опре­деленной свободой и обоснованностью поведения людей, то есть соответствующими возможностями субъектов общест­венной жизни, которые объективно обусловлены развитием общества, должны быть общими и равными для всех одно­именных субъектов. Исходя из этого, право подразделяют на: права человека; права объединений, групп, слоев; права на­ции, народа; права человечества.

Юридическое право - это свобода и обоснованность поведе­ ния людей, задекларированная государством в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и другими ис­ точниками права.

Утверждение о том, что право оторвано от государства, привело к возникновению различных концепций правопонимания: естественного права, положительного права, права реалистического, психологического и т.п.

Юридическое (положительное) право в свою очередь под­разделяют на объективное и субъективное.

Юридическим объективным правом называют систему всехправовых предписаний, установленных (санкционирован­ных), охраняющихся и находящихся под защитой государ­ства, имеющих общеобязательный характер, являющихся критерием правомерного или неправомерного поведения и существующих независимо от индивидуального сознания субъекта права. Юридическое субъективное право - это определенные воз­можности, мера свободы, принадлежащая субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет. К основным признакам права в его положительном (нор­мативном) понимании в качестве волеизъявления государства можно отнести следующие:

а) право - это система правовых норм;

б) это правила поведения общего характера;

в) эти правила имеют общеобязательный характер;

г) они тесно связаны между собой, действуют в единстве, объединяются в правовые институты, правовые отрасли и другие части системы права;

д) формально определены и закреплены в нормативно- правовых актах и других источниках права;

е) устанавливаются, санкционируются, гарантируются (обеспечиваются) государством и его органами;

ё) в своей совокупности регулируют социальные отношения между людьми; ж) правила поведения должны устанавливаться государ­ством с учетом принципов правды, справедливости, гуманиз­ма и милосердия.

Каждое право как элемент правовой системы состоит из множества правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам, между ними имеются конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обуслов­ленности и характерным признакам сходства иразличия между правовыми нормами все право можно представить как определенную систему.

Оно является системой правил общего характера. Это означает, что право имеет социальное назначение по регули­рованию поведения не только конкретного лица, но и кого-либо, кто вступает в отношения, которые им регулируются.

Право имеет общеобязательный характер . Его положения, содержащиеся в системе правовых норм, должны восприни­маться как безусловное руководство к действию, которое ис­ходит от государственных структур и не подвергается обсуж­дению или оценке с точки зрения их целесообразности, ра­циональности, желания или нежелания осуществлять.

Право характеризуется внутренней формой, то есть объ­ единением правовых норм в институты , подотрасли отрасли права и отдельные правовые комплексы.

Формальная определенность права характеризуется тем, что поведение субъектов в виде нормативной модели закреп­ляется в нормах права как права и обязанности участников общественных отношений, а также как вид и мера реакции государства (санкции), применяемые в случае Нарушения ве­лений, содержащихся в нормативных предписаниях. Эти предписания должны исполняться именно в таком объеме и в тех случаях, в которых они нашли свое формальное закреп­ление в тексте правовой нормы.

Право становится обязательным лишь тогда, когда оно представляется или санкционируется уполномоченным на то субъектом, в пределах его компетенции и в порядке, пред­усмотренном устанавливаемой процедурой, то есть с соблю­дением необходимых требований, поступающих в разработку, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение и отме­ну действия правовых предписаний.

Установление права означает подготовку и принятие орга­нами государства правовых норм. Санкционирование права - это утверждение, регистрация, предоставление разрешения на общеобязательность уже существующих социальных норм.

Осуществление права обеспечивается государством. Это проявляется в том, что государство создает, с одной стороны, реальные условия и способы, оказывающие содействие бес­препятственному добровольному осуществлению соответ­ствующими субъектами сформулированных в правовых нор­мах образцов поведения, а с другой - соответствующие меры поощрения, убеждения и принуждения к осуществлению же­лательного поведения, а также применяет эффективные санкции в случае невыполнения требований правовых норм.

Следовательно, право как волеизъявление государства - это система общеобязательных, формально определенных, уста­новленных или санкционированных государством, гарантиро­ванных и обеспеченных им правил поведения, тесно связанных между собой и регулирующих общественные отношения между людьми в интересах определенной части (большей или меньшей) населения в социально, неоднородном обществе.

Право имеет определенные направления влияния и стро­ится на конкретных правовых и демократических началах.

Функции права - это основные направления его влияния на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его влияния на общест­венные отношения между людьми.

Функции права подразделяют на общесоциальные и спе­циальные юридические.

К общесоциальным относятся функции: 1) гуманистическая - право охраняет и защищает права
человечества, народа, человека; 2) организаторско-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем; 3) информационная (коммуникативная) - право инфор­мирует людей о свободе законодателя; 4) оценочно-ориентировочная - поведение людей оцени­вается с учетом законов государства, определяет бесконф­ликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного по­
ведения; 5) идеологическо-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает в нем образцы правомерного поведения; 6) гносеологическая (познавательная) - право выступает источником знаний.

К специальным юридическим функциям права относят­ся регулятивная (статическая и динамическая) и охрани­тельная.

Регулятивная функция направлена на урегулирование об­щественных отношений посредством закрепления желатель­ного поведения в тех или иных отраслях и институтах права. Регулятивно-статическая функция - это влияние права на общественные отношения, что укрепляет и регулирует об­щественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - обеспечивает динамичное развитие гражданского общества; правовое воз­действие осуществляется таким образом, что, например, Вер­ховная Рада Украины исключительно законами регулирует права коренных народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права). Или путем приня­тия Государственного бюджета Украины создаются предпо­сылки для каких-либо расходов государства на общественные потребности (регулятивная динамика).

Охранительная функция направлена на охрану соответ­ствующей системы общественных отношений, на обеспече­ние их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшение или устране­ние их из повседневной жизни.

Издание служебным лицом нормативно-правовых или распорядительных актов, изменяющих доходы или расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, если предметом таких действий были бюджетные средства в круп­ных размерах, наказывается лишением свободы до четырех лет (ст. 211 УК Украины). Это охранительная функция права.

Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, обозначенные в нем закономерности общественной жизни.

В современной юридической литературе признаются принципы: демократизма, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и лица и т. п. Различают также общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.

Принципы права, как руководящие юридические требова­ния, отражают особенности и специфику юридического пра­ва, носят нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей. В теории права существуют разные классификации принципов права. На­пример, их подразделяют на общечеловеческие, типологи­ческие, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права.

Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощающие лучшие, прогрессивные достижения правовой истории человечества, признанные международными норма­ми права.

Такими принципами являются: 1) закрепление в праве меры свободы человека и обеспе­чение его основных прав; 2) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях; 3) верховенство закона как акта нормативного волеизъяв­ления высшего представительного органа государства; 4) взаимосвязь юридических прав и обязанностей; 5) регулирование поведения людей и их объединений по общепринятым типам правового регулирования: "разрешено все, что прямо не запрещено законом"; 6) деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу: "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом"; 7) четкое закрепление правовыми нормами процедурно - процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей; 8) правосудие осуществляется только судами и должно быть самой эффективной гарантией прав человека; 9) юридическую ответственность человек несет за свое ви­новное противоправное поведение; 10) в обществе должен действовать принцип презумпции невиновности лица.

Типологические принципы определяются как руководящие основы, идеи, свойственные всем правовым системам опре­деленного исторического типа, отражающие его социальную сущность.

Например, рабовладельческому типу права присущи такие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями; влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; ярко выраженный классовый характер действующего права; охрана частной собственности и тяжелое наказание за покушение на рабо­владельческую собственность; отсутствие четкой формули­ровки составов преступлений и широкий произвол судьи.

Феодальный тип права базировался на таких принципах: право привилегии, имевшее сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, то есть раздробленность права; наличие канонического (церков­ного) права, обладавшего юридической силой; жестокость и широкая возможность судебной расправы.

Особенности современных переходных типов правовых систем состоят в постепенном воплощении общечеловече­ских ценностей, что нашло отражение в общечеловеческих принципах права.

Конкретно-исторические принципы права определяют осно­вы,отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относятся: принцип демократизма; принцип законности; принцип гуманизма; принцип равенства всех перед законом; принцип взаимной ответственности государства и лица.

Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуютсятем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности, относятся принцип гласности судопроизводства и принцип полной ма­териальной ответственности.

Принципы институтов права - это основные идеи, лежа­щие в основе построения определенного института права: скажем, принцип неприятия двойного гражданства или принцип охраны и защиты всех форм собственности.

Социальная ценность и назначение права могут быть оха­рактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливо­сти, прогрессивных интересов граждан и общества в целом.

Социальная ценность и социальное назначение права харак­теризуются следующими его проявлениями:

1. Право определяется как мера свободы и неприкосно­венности человека, очерчивает пределы свободы, направляет­ся на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония.

2. Оно объединяет общую свободу участников социальных отношений, влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

3. Ценность и назначение права состоит в том, что оно яв­ляется выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ,
утверждает равенство и правовой статус человека в обществе.

4. Право представляет собой источник обновления об­щества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития.

5. В качестве явления культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем меж­ национального и международного значения.

Следовательно, право как социальный регулятор обществен­ных отношений обеспечивает регулирование наиболее важ­ных потребностей и интересов между людьми, как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового сообщества.

Общая характеристика основных отраслей права Украины

Государственное (конституционное) право - ведущая от­расльправа и законодательства, включающая систему право­вых норм, институтов и нормативно-правовых актов, кото­рые закрепляют и регулируют отношения народовластия, ос­новы конституционного строя в Украине, правового статуса человека и гражданина, территориального устройства, систе­мы государственных органов и организаций местного само­управления в Украине.

Административное право - система административно-правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют общественные отношения в сфере государственного управле­ния, то есть подзаконной исполнительной и распорядитель­ной деятельности органов государства, направленной на практическое исполнение законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социаль­но-культурным и административно-политическим строитель­ством.

Финансовое право - система правовых норм, регулирую­щих и охраняющих общественные отношения в сфере сбора и использования государственных средств и средств местного самоуправления.

Трудовое право - система правовых норм, регулирующих трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, без которого не может существовать ни одно общество.

Гражданское право - совокупность правовых норм, регу­лирующих имущественные, товарно-денежные и некоторые другие отношения, связанные или не связанные с имущест­венными, а также личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников этих отношений.

Брачно-семейное право - система правовых норм, регули­рующих правоотношения брака, семьи, усыновления, опеки и заботы, регистрации актов гражданского состояния.

Жилищное право в Украине регулирует специфический вид общественных отношений, возникающих в сфере удовлетво­рения человеком и гражданином естественной потребности в жилище.

Экологическое право - система правовых норм, регулирую­щих общественные отношения между людьми в сфере ис­пользования и охраны окружающей природной среды.

Предпринимательское право - система правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения в сфере предприни­мательства, то есть самостоятельной, инициативной, систе­матической, на собственный страх и риск деятельности по производству продукции, выполнению работ, предоставле­нию услуг и торговле с целью получения прибыли.

Уголовное право - система уголовных норм, установлен­ных законодательным органом, определяющих основы и принципы уголовной ответственности, устанавливающих, ка­кие общественно опасные деяния являются преступлениями, какой вид и мера наказания могут применяться к лицу, со­вершившему преступление.

Земельное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере владения, распоряжения и пользо­вания землей, определяют земли сельскохозяйственного на­значения, населенных пунктов, промышленности, транспор­та, связи, обороны, земли природоохранного, рекреационно­го и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, земли запаса.

Следовательно, отрасли украинского права следует рас­сматривать согласно различным основаниям классификации. В зависимости от места и роли в правовой системе общест­ва выделяют такие основные отрасли, как традиционные, специальные и процессуальные.

Юридический процесс - система взаимосвязанных право­вых форм деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц, а также определение других субъ­ектов, что выражается в осуществлении операций по реше­нию юридических дел, которые обусловливают соответствую­щие юридические последствия (документы или решения) и регулируются процедурно-процессуальными нормами.

Конституционно-процессуальное право - система правовых норм, регулирующих порядок реализации конституцион­ных материальных норм, проведение конституционного про­цесса, принятие и исполнение решений и выводов Конститу­ционного Суда Украины.

Административное процессуальное право - система административных процессуальных норм,

регулирующих порядок реализации норм административного права.

Уголовно-процессуальное право - система уголовно-процес­суальных норм, регулирующих порядок возбуждения уголов­ных дел, ведения относительно них дознания и предваритель­ного следствия, судебного разбирательства, вынесения при­говоров и других судебных решений, организация их исполнения.

Гражданско-процессуальное право – система гражданско- процессуальных норм, регулирующих порядок судебного раз­бирательства и вынесения решений в гражданских, трудовых, брачно-семейных, жилищных, земельных и некоторых других делах и организация исполнения принятых решений.

Хозяйственное процессуальное право – система арбитражно-процессуальных норм, регулирующих порядок примене­ния норм хозяйственного права и признания субъектов хо­зяйственной деятельности банкротами.

Характеристика источников права как внешней формы его проявления

Помимо внутренней, различают также внешнюю форму права, или источники права. Это способы юридического проявления права, его организация в надлежащую юридическую оболочку.

Право всегда должно иметь определенную форму, то есть быть формализованным, а форма должна быть содержатель­ной, то есть содержать определенный текст, выраженный юридическим языком, и нести очевидную смысловую нагруз­ку. Если норме не придана определенная форма, то она оста­ется нормой поведения, но не является нормой права.

К внешней форме (источникам) права относятся: право­вой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай - санкционированное государством об­щепринятое правило поведения общего характера.

Правовой (судебный или административный) прецедент - решение компетентного органа государства, которому предо­ставляется формальная обязательность во время решения всех последующих аналогичных судебных или администра­тивных дел.

Нормативный договор - объективно формально-обяза­тельные правила поведения общего характера, установленные по договоренности и с согласия двух или более субъектов и обеспечивающиеся государством (например, договор об об­разовании федерации, коллективный договор).

Нормативно-правовой акт - решение компетентных субъ­ектов, которое выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального докумен­та в письменной форме, обеспечивается государством и по­рождает юридические последствия.

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Законы - нормативно-правовые акты, утверждаемые законодательными органами, имеющие высшую юридическую силу и регулирующие наиболее важные общественные от­ношения в стране. Кроме конституции страны, существуют еще такие виды законов: конституционные, органичные, обычные.

Все законы имеют высшую юридическую силу, которая проявляется в том, что:

1) никто, кроме органов законодательной власти, парла­мента и народа в процессе законодательного референдума, не может принимать законы, изменять или отменять их;

2) Конституционный Суд Украины может признать закон Украины или его отдельное положение неконституционным;

3) все другие нормативно-правовые акты должны быть подготовлены в соответствии с законом;

4) в случае коллизий между нормами закона и подзакон­ного нормативно-правового акта действуют нормы закона;

5) только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятие закона в случае возвращения его Президентом по причине наложения вето. Подзаконные нормативно-правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства (их должностных лиц), уполномоченных на то госу­дарством общественных объединений по установлению, вступлению в силу, изменению и отмене нормативных письменных документов, развивающих или детализирующих отдельные положения законов.

Различают такие виды подзаконных нормативно-правовых актов в зависимости от субъектов, которые их издали:

· нормативные акты Президента Украины;

· акты Конституционного Суда Украины, Верховного Су­да Украины, высших судов Украины, Генерального прокуро­ра Украины, Верховного Суда Автономной Республики Крым;

· акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым;

Акты министерств, государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти со специаль­ным статусом;

Нормативные акты государственных администраций в регионах, городах Киеве и Севастополе, районах в этих городах;

Нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;

Нормативные акты отделов и управлений соответствую­щих центральных органов на местах;

Нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;

Другие подзаконные нормативные акты. Нормативные акты действуют во времени, пространстве и

относительно круга лиц. Характеризуя действие нормативно-правовых актов во времени, следует различать: вступление в силу; прекращение действия; обратную силу действия.

В теории права рассматриваются следующие варианты вступления в силу нормативно-правовых актов: по истечении 10 дней с момента его опубликования; срок устанавливается в самом нормативном или в специально принятом акте; если нормативный акт не публикуется, то с момента его получе­ния исполнителем.

Нормативно-правовые акты утрачивают силу вследствие: окончания срока давности, на который издавался акт; пря­мой отмены конкретного акта; фактической отмены акта дру­гим актом, принятым по одному и тому же вопросу.

Обратное действие - это такое действие на правоотноше­ние, которое подразумевает, что новый нормативный акт су­ществовал в момент возникновения правоотношения. Общее правило таково: "норма права обратной силы не имеет". Но бывают исключения, скажем, в уголовном, административ­ном законодательстве. Если нормативный акт, принятый по­сле совершения правонарушения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную си­лу, а если устанавливает или отягчает, то такая норма (или акт) обратной силы не имеет.

Действие нормативных актов в пространстве характеризу­ется определенной территорией: государства в целом, соот­ветствующего региона, административно-территориальной единицы, отдельного предприятия, организации.

Относительно круга лиц нормативно-правовые акты рас­пространяются на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.

Исключением признаются отдельные иностранные граж­дане, имеющие иммунитет от юрисдикции государства пре­бывания. Это отдельные дипломатические и консульские ра­ботники, вопрос о юридической ответственности которых ре­шается на основании международных соглашений.

Систематизация нормативных актов - деятельность по приведению в порядок и совершенствованию нормативных ак­тов, приведение их к определенной внутренней согласованности с помощью создания новых нормативных актов или сборников.

Систематизация осуществляется государством, его органа­ми и должностными лицами и негосударственными органи­зациями и их служащими.

В систематизации различают инкорпорацию и кодифи­кацию.

Инкорпорация - вид систематизации нормативных актов, состоящий в сведении их в сборники в определенном поряд­ке без изменения содержания. Критерии систематизации: хронологический или алфавитный порядок, направление дея­тельности, сфера общественных отношений, тематика науч­ного исследования и т. п.

Виды инкорпорации: по юридическому значению (официальная, неофициальная); по объему (общая, отраслевая, международная, специальная); по критерию объединения (предметная, криологическая, субъективная).

Разновидностью инкорпорации является консолидация, вследствие которой создаются новые нормативные акты. Нормативные предписания размещаются в логическом по­рядке после редакционной обработки (или без таковой), из­менения не вносятся.

Кодификация - вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, состоящий в их со­держательной переработке (устранение разночтений и проти­воречий, отмена устаревших норм) и создании сводного нор­мативного акта.

Разновидностями кодификации являются кодекс, устав, положение.

Кодекс - кодификационный акт, который обеспечивает детальное правовое регулирование определенной сферы об­щественных отношений и структурно разделен на части, раз­делы, подразделы, статьи, в определенной мере отражающие содержание той или иной отрасли законодательства. В совре­менном законодательстве Украины имеются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, Кодекс законов о труде и т. п.

Устав, положение - кодификационные акты, в которых определяется статус определенного вида государственных ор­ганизаций и органов. К ним не относятся положения об ин­дивидуально-определенных органах, не имеющие общего ха­рактера.

Правовые отношения

Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) пра­вовые отношения, которые постоянно возникают, изменяют­ся или прекращаются. Правоотношения - это урегулирован­ ные нормами права общественные отношения, участники кото­рых выступают как носители взаимных субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых государством.

Основные признаки правоотношений: а) возникают на ос­нове норм права; б) характеризуются наличием сторон, имеющих субъективные права и юридические обязанности; в) являются видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и общностей; г) осущест­вление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспе­чивается государством.

Правоотношения имеют сложное строение иохватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекраще­ния правоотношений являются юридические факты.

Субъектами правоотношений признаются те участники, ко­торые являются носителями субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. Субъекты правоотношений можно разде­лить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; различные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего регио­на и т. д.); гражданское общество.

Субъекты правоотношений должны обладать право­субъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Правоспособность - способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Дееспособность - способность субъектов своими дей­ствиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъек­тивные права и выполнять юридические обязанности. Ее раз­деляют на договоро- и деликтоспособность

Договороспособность - способность субъекта прав…

Отрасль права – это отдельный элемент общей системы права, объединяющий правовые нормы призванные регулировать конкретную область отношений. Характеризуется отрасль наличием определенного метода и предмета правового регулирования.

Существующие отрасли

Отрасль в свою очередь подразделяется на обособленные, но взаимосвязанные части, называемые институтами права. В настоящее время все правовое поле делится на следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, уголовное, экологическое, гражданское, семейное, трудовое, земельное, исправительно-трудовое, уголовное процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, международное публичное и международное частное право.

Краткое описание

Конституционное право – основополагающая отрасль правовой системы, объединяющая нормы регулирующие основы как общественного, так и государственного строя. Определяет права и , исполнительной власти и должностных лиц, компетенцию высших органов власти.

Административное право – объединяет нормы регулирующие сферу государственного управления, права и компетенцию государственных органов и должностных лиц, регулируют отношения между ними и гражданами, определяет виды административных правонарушений и ответственность за них.

Финансовое право – регулирует отношения связанные с созданием, распределением и использованием финансовых фондов государства. Регулирует все имущественные отношения, возникающие в государстве.

Уголовное право – нормы определяющие принципы уголовной ответственности, виды преступлений и ответственность за них. Нормы уголовного права носят в основном запретительный характер.

Гражданское право – основополагающее право, предметом регулирования которого являются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения граждан. В эту отрасль входят наследственное, авторское, изобретательское и предпринимательское право.

Экологическое право – новая , нормы которого регулируют действия граждан, юридических лиц и государства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Семейное право – регулирует личные неимущественные отношения граждан в браке и семье, а также родство, усыновление, опека и связанные с этим имущественные отношения.

Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем во всех проявлениях, на государственных и частных предприятиях, учреждениях и организациях.

Земельное право – право регулирующее отношения по поводу владения, эксплуатации и пользования землей. Регулирует все вопросы связанные с обработкой, повышением плодородия, охраны земельных ресурсов.

Исправительно-трудовое право – нормы этой отрасли регулируют вопросы связанные с отбыванием наказания, условиями нахождения осужденных лиц в исправительно-трудовых учреждениях, условиями функционирования этих учреждений и всей системы исполнения наказания.

Уголовное процессуальное право – определяет порядок ведения уголовных дел во время дознания, следствия и порядок рассмотрения дела судом.

Гражданское процессуальное право – публичное право, регулирующее гражданское судопроизводство: дела, вытекающие из семейных, трудовых, экологических, земельных и части административных споров.

Арбитражное процессуальное право – определяет нормы регулирующие отношения между между собой и между ними и государственными органами, а также регулирует некоторые административные споры.

Международное публичное право – не является частью национального права. Объединяет договора, конвекции, и другие международные соглашения, регулирующие отношения между странами и международными организациями.

Международное частное право – регулирует гражданские, трудовые, брачные и другие личные отношения, имеющие межгосударственный характер.

Источники:

  • Отрасли права

Отрасль права – элемент правовой системы, который представляет собой совокупность норм права , регулирующий однородную группу общественных отношений. Качественно определяется характерным предметом и методами регулирования. Отрасли права в своем составе имеют подотрасли (или институты права ). Нормы права , обслуживающие смежные отрасли, образуют систему так называемого комплексного законодательства.

Инструкция

По предмету регулирования отрасли права на право материальное и право процессуальное. Материальное право имеет своим объектом материальные отношения (имущественные, трудовые, семейные и т.д.). Процессуальное порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей (например, в судопроизводстве). Как правило, процессуальное право определяет и закрепляет правовые нормы осуществления и защиты материального права ; таким образом, можно говорить о том, что права характеризуется преимущественной выраженностью материального и процессуального права .Например, – преимущественно материальное, однако отдельные подотрасли гражданского права (например, жилищное или авторское) имеют сильно выраженный процессуальный компонент. Другой . В гражданско-процессуальном праве с очевидностью преобладает процессуальное, но ряд норм его содержит выраженный материальный компонент.

Существуют два типа (метода) и три основных способа правового регулирования. Два метода описываются двумя же полярными формулами. Первая – «дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе» – представляет так называемый «общедозволительный» или диспозитивный метод. Вторая формула – «запрещено все, кроме прямо разрешенного» – представляет «разрешительный», или императивный метод. Несколько упрощая, диспозитивный метод – и координация, императивный – приказ и субординация.Три способа правового регулирования (т.е. способа правового воздействия) – предоставление права , обязывание, запрет. Предоставление права означает, что субъекту права предоставлено право – в том числе совершать или не совершать определенные правовые действия, а также выбирать вариант своего поведения. Например, покупка телевизора означает, что законом купившему предоставлено право собственности на этот телевизор, в том числе право пользоваться, продать, подарить и т.д.)Обязывание – по сути предписание: субъект права обязан совершить какое-то правовое действие. Например, покупатель телевизора обязан (поскольку он субъект сделки купли-продажи) оплатить его стоимость.Запрет – так называемое «негативное» предписание: субъект права обязан не совершать какие-то действия. В той же сделке с телевизором закон запрещает продавать что-либо «в нагрузку» к покупаемому товару.

Таким образом, отрасль права определяется по предмету, методу и способу правового регулирования. Сказать, что сделка с телевизором относится к материальному – , недостаточно. Необходимо указать также преимущественный метод (в нашем случае диспозитивный) и – в случае, когда необходимо определить принадлежность конкретного случая к отрасли права – преимущественный способ регулирования.

Видео по теме

Гражданское право, или цивильное - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в обществе. Особенность гражданских правоотношений состоит в том, что вмешательство государства в них минимальна.

Общая характеристика гражданского права

Цивилистика считается частным правом, то есть регулирующим действия частных лиц. Практически вся обыденная жизнь граждан и хозяйственная деятельность предприятий регулируется нормами гражданского права.

Гражданское право пришло в современный мир из Древнего Рима. Судебная практика разрешения имущественных споров древних римлян в 19 веке стала основой гражданских кодексов европейских стран.

Отличительная особенность гражданского права – равенство участников правоотношений, свободная воля участников и их имущественная самостоятельность. Государство как властная структура практически не выступает участником правоотношений, за исключением государственной регистрации прав, имущества, организаций. Государство может быть участником гражданско-правовых отношений как собственник имущества и учредитель предприятий.

В жизни граждан нормы цивильного права регулируют:
- записи актов гражданского состояния, признание без вести пропавшим, умершим;
- дееспособность, ее возникновение, ограничение, лишение;
- опеку ;
- наследование;
- заключение сделок, договоров (кроме трудовых), и иных обязательств.

В жизни юридических лиц нормы гражданского права регулируют:
- организационно-правовые формы юрлиц;
- их создание, реорганизацию, ликвидацию;
- непосредственную хозяйственную деятельность, связанную с заключением договоров, исполнением обязательств.

Принципы гражданского права перечислены в ст. 1 Гражданского Кодекса РФ.

Что еще регулирует гражданское право

В связи с тем, что охватывает практически все области жизни граждан и деятельности организаций и предприятий, оно является самым объемным среди других отраслей права. Цивилистика имеет очень сложную разветвленную структуру. Она состоит из смежных подотраслей, институтов, подинститутов, которые закрепляют юридически:
- правовое положение имущества в различных его видах (вещи, недвижимость, деньги, ценные бумаги и т.д.);
- личные неимущественные отношения граждан, обладание нематериальными благами;
- право собственности (формы собственности, условия возникновения и прекращения прав на имущество);
- обязательственное право - нормы, регулирующие имущественный оборот, в него включают

Для того чтобы понять, зачем людям право, необходимо обозначить его функции. Их всего две: установить нормы поведения (правила), сделав их обязательными для всех членов общества, и следить за тем, чтобы эти нормы соблюдались. Регулятивная функция осуществляется путем закрепления в различных нормативных актах прав и свобод человека, охранительная – путем установления запретов и реализации наказания за совершенные правонарушения.

В большинстве случаев общее понятие права рассматривается в совокупности с понятием государства, так как оно осуществляет нормотворческую деятельность, и именно посредством государства обеспечивается применение принудительных норм воздействия к нарушителям права.

Нормы права принято классифицировать по их признакам. К первой группе относятся управомочивающие нормы. Они устанавливают, что можно делать. Обязывающие нормы содержат предписания, то есть устанавливают, что нужно делать. Запрещающие нормы, как и следует из названия, устанавливают, чего делать нельзя.

Так как человек на протяжении своей жизни взаимодействует с разными системами, становится участником различных отношений, существуют различные отрасли права (гражданское, уголовное, финансовое, административное, трудовое и так далее). Каждая из них регулирует тот тип отношений, который подпадает под ее нормы. И у каждой отрасли свой метод правового воздействия.

Если бы не существовало системы уголовного права, люди не чувствовали бы себя в безопасности. От многих правонарушений против жизни и здоровья личности, ее имущества, чести и достоинства потенциального преступника останавливает грозящее за правонарушение наказание. Без гражданского права ослабли бы механизмы регулирования договорных отношений, в которые человек вступает каждый день (в магазине, в общественном транспорте, на работе). Цепочку можно продолжить, но какую сферу жизни ни возьми, без права установился бы хаос.

Видео по теме

Классифицируются по различным основаниям.

Классификация отраслей права (рис. 13)

Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности -материальные и процессуальные.

Рис. 13. Виды отраслей права

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся:

  • на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, яапяются изначальными и восходят к древности;
  • вторичные - они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;
  • с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования.

Примером комплексной отрасли права является хозяйственное право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного нрава считали, что его нельзя представить как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природо 11 ол ьзо ван и я.

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов.

Рис. 14. Состав публичного права

Представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Состав частного права представлен на рис. 15.

Различия публичного и частного права представлены на рис. 16.

Рис. 15. Состав частного права

Рис. 16. Различия между публичным и частным правом

Деление права на публичное и частное восходит к античной древности. Авторы деления права на публичное и частное — римские юристы. Они сами отмечали условность этого деления, ибо государство так или иначе может принимать или принимает участие и в частном праве. В современных условиях государство все активнее вторгается в регулирование экономических отношений. Это является свидетельством того, что «частная жизнь» потеряла свой сугубо автономный характер.

Отметим, что в Советском государстве концепция частного права вообще не признавалась. Все отрасли права считались публичными.

Краткая характеристика некоторых отраслей права

Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает . Это объясняется спецификой общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли. правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Преобладающим методом является императивный. Главный нормативный акт этой отрасли — Конституция (Основной закон) Российской Федерации, которая является актом прямого действия. Другие источники — федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов Федерации и др.

. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т. д. Основной метод — императивный. Основные нормативные акты — Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

. Предметом его регулирования являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная отрасль права, регулирующая отношения хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т. д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники пользуются автономией в выборе вариантов поведения, т. е преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный. В силу большого нормативного объема гражданское право дифференцировалось. Отдельные комплексы норм гражданского права обособились сначала в правовые институты, а затем и в отдельные отрасли:

  • земельное право;
  • авторское право;
  • предпринимательское право;
  • изобретательское право;
  • патентное право и др.

К относятся: Конституция РФ, ГК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, законы о собственности, о предприятиях и т. д.

. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Нормы дайной отрасли регулируют отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (вопросы организации труда и его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнение; заключение трудовых соглашений; заключение коллективных договоров и др.).

Основной метод - диспозитивный. Основными источниками трудового права являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, другие законы и подзаконные акты.

. Предмет данной отрасли составляют общественные отношения в сфере денежного обращения, банковских операций, формирования бюджета, взимания налогов и т. д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом. Основной метод - императивный. Основные источники — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. законы о государственном бюджете, законы о банковской деятельности и др.

Земельное право. Предмет - общественные отношения в сфере землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной метод - диспозитивный. Источники — Конституция РФ, Земельный кодекс РФ и другие нормативные акты.

Уголовное право. Предмет - общественные отношения, охраняемые уголовным законом, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступления. Уголовное право объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану общественного и государственного строя, различных форм собственности, личности и прав граждан, поддержание правопорядка в стране. Данные нормы формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Система норм уголовного права образуется из двух частей: Обшей и Особенной. Метод- императивный. Основной нормативный акт — УК РФ.

Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследование преступления, отправление правосудия). Уголовно- процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношений с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права устанавливают цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяют круг и правовое положение участников уголовного процесса.

Метод - императивный. Основным нормативным актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданское процессуальное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении дел судами в сфере гражданского судопроизводства. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающих из гражданских, семейных, и трудовых правоотношений.

Нормы гражданского процессуального права формируют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия по гражданским делам; определяют подведомственность и подсудность рассматриваемых споров, правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства. Метод - императивно-диспозитивный. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Продолжаем неторопливое и вдумчивое изучение ключевых положений научного макета новой Конституции России , предлагаемого российскому народу Центром научной политической мысли и идеологии. На очереди - права и обязанности человека и гражданина России.

Эта тема крайне политизирована и оболгана либеральной парадигмой. В предложенной Конституции права человека очищаются от наносного и принимают вид естественный и традиционный - то есть в связке с обязанностями.

Глава 5. Права и обязанности человека и гражданина в России
Статья 19. Основы регулирования прав и обязанностей человека и гражданина

1. Права и свободы человека и гражданина в России связаны с его обязанностями и ответственностью как члена общества.

2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Государство ответственно за признание, соблюдение и защиту, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Порядок исполнения обязанностей и несения ответственности каждым человеком устанавливается законодательством России.

4. В России не принимаются (не издаются) правовые акты, отменяющие или умаляющие высшие ценности России, права и свободы человека и гражданина, за исключением случаев внесения изменений в Конституцию России.

5. Никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод.

6. Способность каждого человека своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста), если Конституцией России, федеральным конституционным или федеральным законом не установлено иное.

7. Исполнение обязанностей и несение ответственности неотчуждаемо и осуществляется каждым человеком и гражданином лично, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

8. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмо- тренных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.

9. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством России.

Статья 20. Права и свободы человека

1. Права и свободы человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Человек вправе осуществлять свободный выбор между добром и злом и ответствен в этом перед Богом и собственной совестью.

3. К правам и свободам человека относятся:

А) право на жизнь;
б) право на свободу;
в) право на признание и охрану достоинства человека;
г) право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну индивидуальных сообщений;
д) свобода передвижения;
е) право свободного выезда за пределы России и въезда в Россию;
ж) право на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам;
з) свобода вероисповедания;
и) свобода мысли и убеждений;
к) свобода слова и право на информацию;
л) свобода не запрещенной федеральным законом экономической деятельности;
м) право собственности;
н) право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам;
о) право на труд;
п) право на отдых;
р) право на жилище;
с) семейные права;
т) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
у) право на благоприятную окружающую среду;
ф) право на образование;
х) свобода творчества;
ц) право на доступ к культуре;
ч) свобода самореализации;
ш) право на социальное обеспечение;
щ) право на объединение;
э) право на мир без войны;
ю) право на психологический комфорт.

4. Перечисление в настоящей статье прав и свобод человека не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод человека, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах, а также общепризнанных прав и свобод.

Статья 21. Долг и обязанности человека

1. Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интересы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается.

3. Каждый человек, находящийся на территории России, обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России, уважать высшие ценности России.

4. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги и сборы.

5. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека.

6. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

7. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие России.

8. Труд является долгом каждого человека.

9. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни заниматься формированием своей духовной культуры - долг каждого человека.

10. Перечисление в настоящей статье обязанностей человека не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 22. Права и свободы гражданина

1. К правам и свободам гражданина России относятся:

А) право на участие в формировании государственных органов и управлении делами государства, контроль деятельности государственных органов и их должностных лиц;
б) право на равный доступ к государственной службе;
в) право на участие в отправлении правосудия;
г) право на народное самоуправление;
д) свобода собраний;
е) право на обращение в государственные органы, юридические лица, общественные объединения.

2. Перечисление в настоящей статье прав и свобод гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод гражданина, установ- ленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 23. Долг и обязанности гражданина

1. Поддержание и защита государственного суверенитета, единства, неделимости и территориальной целостности России является обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России. Гражданин России обязан уважать и защищать государственные символы России, реализовывать высшие ценности России.

2. Защита Отечества в целях обеспечения внешней и внутренней безопасности России является священным долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан исполнять воинскую обязанность. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

3. Гражданин России обязан участвовать в выборах и референдумах. Участие в деятельности Палаты высших ценностей России, избирательных комиссий является долгом гражданина России.

4. Гражданин России обязан рачительно и рационально использовать природные ресурсы России.

5. Содействие установлению и поддержанию согласия между российскими народами независимо от их расовых, национальных, религиозных, языковых и иных различий является долгом гражданина России.

6. Стремление к постоянному личному совершенству, развитию самосознания и чувства ответственности за свое поведение, гармоничной общественной жизни в целях продвижения России к высшим уровням достижений является долгом гражданина России.

7. Долгом граждан России является участие в отправлении правосудия в качестве присяжных и иных заседателей.

8. Перечисление в настоящей статье обязанностей гражданина не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 24. Равенство в правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина

1. Все равны перед законом и обладают на территории России всеми правами и свободами, исполняют равные обязанности и несут равную ответственность.

2. Государство гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защиту и восстановление нарушенных прав и свобод, а также несение ответственности каждым человеком независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, социального статуса, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав и свобод лиц, принадлежащих к одной и той же группе интересов, по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности или по иным признакам.

3. Установление преимуществ и предпочтений для лиц, принадлежащих к одной группе интересов и нуждающихся в государственной поддержке, либо лиц, осуществляющих государственные полномочия, допускается на основе баланса выс- ших ценностей России и принципа социальной справедливости и в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.

Подробнее о каждом праве и обязанности человека остановимся во второй части этого текста.

Кратко: гражданские права есть у физических лиц, у юридических лиц, у государства и у муниципальных образований.

Какие права бывают?

Начнем со слова «собственность ». Это важнейшее слово.

Есть такое выражение, как «это моя собственность», и подразумевают под этим чаще всего «это моя вещь».

В таком смысле это безграмотное выражение. «Собственность» - это не имущество, это не картина, корзина, картонка и маленькая собачонка.

«Собственность» - это не вещь, а право. Это право владеть, пользоваться, распоряжаться каким-либо имуществом, какой-либо вещью, каким-либо правом, каким-либо объектом гражданско-правовых отношений. Дом - это не собственность, а имущество, вещь. Выкопанный на даче в предчувствии большой заварухи подземный бункер - это не собственность, а имущество, вещь. «Собственность» - это тип отношений между субъектом права и объектом права, например, между старухой и разбитым корытом или Россией как государством и Кремлем как совокупностью строений. Собственность бывает частная, государственная, муниципальная - в зависимости от того, кто является ее субъектом.

Вот есть, например, стул. Он кому-то принадлежит. Например, Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову. Он может сделать с ним все, что захочет. У него на этот стул - право собственности. Стоп. А какое еще право бывает? Несобственности? Ну, как бы да. Если вы сняли квартиру и живете в ней, права собственности на нее у вас нет и не возникает, она не ваша (но право владеть и пользоваться квартирой у вас есть). Если вы - водитель автобуса и он принадлежит АТП, то права собственности на этот автобус у вас нет, сколько бы лет на нем вы ни ездили (но право владеть автобусом у вас есть).

Собственность - это полное право, абсолютное обладание вещью, господство над ней. Собственность означает три права сразу: право владеть, право пользоваться и право распоряжаться. Все три сразу.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. То есть он имеет право отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им (оставаясь собственником) права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им любым иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно (если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц).

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Объектами гражданско-правовых отношений являются не только вещи. Не только пачка сигарет и самолет с серебристым крылом (который, улетая, оставляет земле лишь тень). Объектами гражданско-правовых отношений являются права. У любого гражданина есть огромный ворох прав. Право купить пачку сигарет. Право требовать от супруга уплаты алиментов (в определенных, разумеется, случаях). Право передвижения по дорогам страны. А когда гражданин покупает билет на самолет - он что именно покупает? Бумажку? Нет, услугу. Он тем самым заключает договор предоставления ему услуги. Он покупает право один раз перелететь на этом самолете из одной точки в другую. Билет является документом, подтверждающим, что данный гражданин это право уже купил, а значит, обладает этим правом. Вот он стоит с билетом. Он заплатил. Есть две стороны - он и авиакомпания. И что изменилось в юридическом смысле после покупки этого билета? Появились гражданские правоотношения между этим гражданином и этой авиакомпанией. У этого гражданина появилось право требовать от авиакомпании перенести его на ее самолете из одной точки в другую, а у авиакомпании появилась обязанность перенести этого гражданина на ее самолете из одной точки в другую.

Таким образом, объекты гражданских правоотношений бывают материальные и нематериальные.

Итак, гражданские права бывают вещные и обязательственные. Вещные права - это отношения человека и вещи, субъекта и объекта.

Вещные права - это:

Право собственности;

Право владения;

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Сервитут;

Право хозяйственного ведения;

Право оперативного управления;

Право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от правомерной коммерческой деятельности;

Право члена семьи собственника жилого помещения.

Как право собственности приобретается? Такое приобретение может быть первоначальным (как пример: вы нашли глину и вылепили кувшин, раньше у этого кувшина собственника не было) и производным (вы купили кувшин у его собственника, который его когда-то вылепил).

Вот все способы первоначального приобретения права собственности на вещи:

Приобретение права собственности на вновь созданную вещь;

Приобретение права собственности на переработанную движимую вещь;

Приобретение права собственности на плоды, продукцию, доходы;

Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей;

Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество;

Добросовестное приобретение имущества от неуправомоченного отчуждателя;

Приобретение права собственности по давности владения;

Приобретение права собственности на самовольную постройку.

Производные способы приобретения права собственности по воле прежнего собственника:

Приобретение права собственности на основании сделки по отчуждению имущества;

Приобретение права собственности на имущество в порядке наследования;

Приобретение права собственности на имущество в результате реорганизации юридических лиц;

Приобретение права собственности на имущество в результате приватизации.

А может ли быть так, что у одной вещи есть два собственника? Конечно, может. Часто это бывает с объектами недвижимости: квартира принадлежит двум-трем-четырем физическим лицам. Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Общая собственность может быть совместной, а может быть долевой. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) и без определения таких долей (совместная собственность).

Общая собственность возникает и при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. При недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях (кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении).

Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца (а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения), продавец вправе продать свою долю любому лицу.

При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Уступка преимущественного права покупки доли не допускается.

Ну, достаточно зоны комфорта. Напрягитесь, прочитайте внимательно и вдумчиво первую статью Гражданского кодекса:

Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Еще по теме Кто имеет права и какие права бывают?:

  1. Разъясните, пожалуйста, кто выдает разрешения на перепланировку комнаты и какие существуют огра­ничения по переустройству помещений в жилых домах?
  2. § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки. § 2. Предмет и методология теории государства и права. § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук. § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина.
  3. Раздел IX. Основы военно­административного права, права государственной безопасности, административно­охранительного и административно-иностранного права Российской Федерации
  4. Формы права (понятие формы права; многообразие форм права; закон и его виды; пределы действия закона)
  5. Применение права [процесс применения права и его стадии; принципы применения норм права]

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство -



Просмотров