Как выучить тгп за ночь. Как не спать всю ночь и быть бодрым? Технологии компьютерного обучения

Теория государства и права - это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.

Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.

Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Теория государства и права изучает:

· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

· функции государства и права;

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций .

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология , или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.


Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Готовитесь к сессии или к защите диплома? Или производите срочную работу?

А может быть, у вас впереди важнейшее за много лет мероприятие, которое вы боитесь проспать и потому решили не ложиться? Как бы то ни было, мы поможем вам и расскажем, как ни спать всю ночь и при этом оставаться бодрым.

О кофе, чае и энергетиках

Наверное, каждый знает, что чашка крепкого кофе может надолго отбить у человека желание погрузиться в «царство Морфея». Однако не все знают, что такой способ: а) действует далеко не для всех и б) некоторым даже очень вреден. Поэтому, если вам это помогает и у вас нет никаких противопоказаний к кофеину, можно и выпить чашечку-другую кофе — это приведет вас в форму на некоторое время. Здесь следует помнить, что такой способ хорош именно как единичный случай, когда очень хочется поспать, но нельзя, и не следует злоупотреблять им. Дело в том, что кофеин вообще не нужен организму, и кофе мы пьем только потому, что она нам нравится, или это вошло у человека в привычку. Если выбирать между зерновым и растворимым кофе, заваривайте зерновой — в нем кофеину приблизительно в 5 раз больше, чем в растворимом.

Другие способы стимуляции

Каждый, кто хоть раз сдавал сессию, знаком с предэкзаменационным волнением. Чаще всего оно охватывает студентов, которые затянули с изучением материала и приступили к подготовке, когда до часа Ч остается мало времени. Но если правильно подойти к процессу, можно быстро выучить билеты к экзамену.

Как готовиться к экзамену по билетам

От правильности планирования процесса подготовки напрямую зависит итоговый результат. Поэтому, чтобы сдать экзамен по билетам следует:

Придется на пару недель сессии ограничить общение с приятелями и отказаться от походов в ночные клубы - настоящие друзья все правильно поймут, развлечения никуда не денутся, зато появится уйма времени на качественную подготовку, а чуть позже - и веская причина отметить успех.

Как лучше всего учить билеты к экзамену

Итак, комфортная обстановка для изучения экзаменационных вопросов создана, теперь настал черед разработать собственную методику для запоминания информации с учетом четырех рекомендаций:

  • выучив вопрос, вычеркивайте его из общего списка: постепенное сокращение перечня оказывает положительное психологическое влияние;
  • никогда не зазубривайте материал - это не даст положительного результата, при изучении билетов постарайтесь понять суть вопроса - информация отложится в памяти сама собой;
  • учите вопросы не по порядку, а чередуя сложные с простыми, что позволит мозгу отдыхать. Если новый вопрос нельзя понять без осмысления хотя бы одного предшествующего, то следует учить все по порядку.
  • делайте записи - это поможет быстрее и лучше усвоить материал любого характера, так как подключение зрительной и мышечной памяти способствует более качественному запоминанию.

Приемы запоминания

Чтобы выучить все билеты к экзамену, нужно не столько их зазубривать, сколько использовать приемы, разработанные специально для лучшего запоминания.

  1. Отталкивайтесь от своих индивидуальных способностей: аудиалы лучше запоминают информацию после прочтения вслух, а кинестетики - после написания шпаргалок.
  2. Когда нужно выучить билеты на экзамен в сжатые сроки, можно ежедневно изучать весь необходимый объем материала, но на различном уровне углубления в тему, то есть, постепенно переходя от уровня дилетанта до статуса эксперта. В первый день просто прочесть конспект или кафедральную методичку (тройка уже в кармане), во второй - пройти тот же материал по учебнику (сдать на четверку), в третий - заполнить все пробелы, разобрать наиболее сложные моменты (можно замахнуться на отлично).
  3. Не пытайтесь запомнить все подробности.

    Как не спать всю ночь и быть бодрым?

    Из главы учебника выделите основную мысль, определения и формулы: структурированная информация небольшого объема запоминается легче.

  4. Записывайте ответы в виде тезисов, вызывающих ассоциации. Выделите три главных предложения, в которых сформулированы проблема, основная мысль и выводы.

Приемы подготовки к экзаменам зависят от специфики предмета: в точных науках не обойтись без дополнительной практики, а гуманитарные - требуют способности запоминать большие объемы информации, развить которую помогут специальные приемы и правильная организация учебы.

Реально оценивайте свои силы и объем информации, который необходимо выучить. Если остался один день или несколько часов, не хватайтесь за все сразу, повторите самые сложные вопросы, или, наоборот, прочтите весь материал, систематизируйте основные моменты. Быстро выучить экзаменационные билеты реально, главное правильно подойти к решению проблемы.

Готовитесь к сессии или к защите диплома? Или производите срочную работу? А может быть, у вас впереди важнейшее за много лет мероприятие, которое вы боитесь проспать и потому решили не ложиться? Как бы то ни было, мы поможем вам и расскажем, как ни спать всю ночь и при этом оставаться бодрым.
Конечно, к разным способам бодрствования ночью не стоит прибегать часто, поскольку немного людей могут переносить такие нагрузки без вреда для своего самочувствия. Будем надеяться, что вы воспользуетесь нашими советами лишь в действительно важных, безвыходных ситуациях.

О кофе, чае и энергетиках

Наверное, каждый знает, что чашка крепкого кофе может надолго отбить у человека желание погрузиться в «царство Морфея». Однако не все знают, что такой способ: а) действует далеко не для всех и б) некоторым даже очень вреден. Поэтому, если вам это помогает и у вас нет никаких противопоказаний к кофеину, можно и выпить чашечку-другую кофе — это приведет вас в форму на некоторое время. Здесь следует помнить, что такой способ хорош именно как единичный случай, когда очень хочется поспать, но нельзя, и не следует злоупотреблять им. Дело в том, что кофеин вообще не нужен организму, и кофе мы пьем только потому, что она нам нравится, или это вошло у человека в привычку.

Сон – в руки!

Если выбирать между зерновым и растворимым кофе, заваривайте зерновой — в нем кофеину приблизительно в 5 раз больше, чем в растворимом.

Чай содержит меньше кофеина, но зато, по мнению большинства исследователей, более безопасный для здоровья. Так что, если вы любите чай, пейте его. Лучше заваривать крепкий чай, но не без соблюдения меры, конечно. Однако, если кофе достаточно выпить 2-3 чашки, чтобы не заснуть на протяжении ночи, то чаю — уже 4-5 чашек. Больше пить не рекомендуется, потому что существует вероятность отравления.

Теперь пару слов об энергетических напитках. У них содержимое кофеина, конечно, чуть меньше, чем в кофе, но зато присутствуют другие тонизирующие вещества. Главнее всего здесь — не переборщить. Крайне не рекомендуется пить такие энергетики, в которых одновременно содержатся и кофеин, и алкоголь. Дело в том, что кофеин бодрит, а алкоголь, напротив, расслабляет нервную систему, и от такого сочетания самочувствия может ухудшиться. Что касается дозы энергетических напитков, то не рекомендуется выпивать больше 2-х банок за ночь, то есть 300-400 мг.

Также можно посоветовать пить таблетки янтарной кислоты, которая применяется не только для борьбы с похмельем. 5-6 таблеток помогут хорошо ободриться.

Другие способы стимуляции

Для некоторых идеальным способом того, как ни спать всю ночь и оставаться при этом бодрым, может стать, например, музыка. У этого стимулятора есть как свое достоинство, так и недостаток. Достоинство музыки (понятно, бодрой, способной стрясти человека) заключается в том, что она, особенно в сочетании с «питьевыми» стимуляторами, может достаточно быстро и надолго подбодрить человека. Недостаток проявляется тогда, когда человеку придется работать ночью. Одно дело просто не спать и веселиться под музыку, и совсем другое — писать дипломную или курсовую работу. Музыка отвлекает от дел, не дает сосредоточиться. Если вам она не мешает, используйте ее, только не разбудите родных и соседей и слушайте ее или не очень громко, или в наушниках.

Также отличным для некоторых способом того, как ни спать всю ночью, будет изменение деятельности. Если вам нужно дописать работу, посидите часа полтора, потом послушайте музыку или посмотрите какое-то видео, займитесь домашними делами, а потом опять за работу. А если вам нужно просто дождаться утра, можете сходить в клуб или встретиться с друзьями, или заняться в доме разными делами — время пролетит незаметно. Главное — избегайте приема алкоголя, чтобы не заснуть.

Теперь поговорим о том, чего нельзя делать. Как вы уже знаете, не рекомендуется пить разные стимуляторы нервной системы в больших дозах — чай, кофе, энергетики. Также на это время желательно отказаться от приема еды. Дело в том, что при активной работе пищеварительной системы нервная система успокаивается, «засыпает», потому постарайтесь не есть.

15 проверенных способов, как не спать всю ночь

Для каждого студента понятие «экзамены» не самое приятное, поскольку связаны с данным этапом учебы обычно бессонные ночи, масса материала, который нужно выучить и полное отсутствие свободного времени. Такая перспектива никому не понравится, но если все рационально распределить, а также учесть несколько советов при подготовке, то и процесс этом не будет таким мучительным для учащихся. Рекомендации в данном случае достаточно просты:

  • Старайтесь пройти все билеты, чтобы потом не сетовать на судьбу, что вам попался именно тот билет, который вы не учили. Количество экзаменационных билетов обычно не большое, поэтому выучить их вполне по силам каждому.
  • Составьте график «уровня знания» билета, чтобы вам было легче их учить. Напишите по порядку номера билетов, а затем отмечайте, какой из них вы знаете отлично, какой нужно бы перечитать, а на каком требуется акцентировать особое внимание.
  • Если время позволяет, можно сделать по каждому билету небольшой конспект, который поможет вам в повторении материала. Для этого нужно написать в тетради номер билета, а затем по каждому вопросу составить план его содержания в 2-3 пунктах.
  • Не нужно заучивать билеты наизусть, поскольку вы можете легко сбиться при ответе – нужно уметь ответить на вопросы в нем своими словами, чтобы было видно ваше понимание материала.
  • Если вы хотите удивить преподавателя, то можно почитать дополнительную информацию по билетам, которой вполне достаточно на просторах всемирной паутины или же в специализированной литературе в библиотеках.
  • Не стоит перечитывать экзаменационные билеты, слушая беседу друзей, телевизионную передачу или отвлекаясь на переписки, поскольку вы просто не сможете запомнить то, что вы читаете, так как основное внимание подсознательно будет обращено на развлекательные моменты.

Подготовка к экзамену – это дело серьезное, поэтому и относиться к этому процессу нужно соответствующим образом. Если вы хотите получить хорошую или даже отличную оценку, постарайтесь выделить на подготовительный процесс несколько дней, а ночь перед экзаменом лучше использовать по прямому назначению, а именно, хорошо выспаться, чтобы идти на экзамены полным энергии сил и со свежими мыслями.

Кроме того, нельзя забывать и о дополнительных вопросах, которые могут возникать у комиссии, принимающей ваш экзамен.

Каждому из нас приходится сдавать в жизни огромное количество экзаменов: школа, вуз, аспирантура, получение водительских прав… Представляете, сколько можно потратить нервов, времени и сил, и все-таки не получить вожделенной отметки? И хоть есть общеизвестная истина, что глупый студент платит репетитору, а умный – экзаменатору, на всех финансов не хватит .

Итак, несколько советов для тех, кто не знает, как сдать экзамен с первого раза не зная предмета. Ну, конечно, самый оптимальный вариант – выучить все назубок, чтоб зловредный экзаменатор не сумел вас «завалить». Но это обычно способ из области фантастики.

Как не спать всю ночь и остаться бодрым: полезные советы

Рассмотрим, что же можно сделать, если экзамен на носу, а вы не выучили предмет.

  1. Общая рекомендация : просидеть всю ночь над учебниками, пытаясь «впихнуть» в свою голову материал целого семестра – это не выход. Так остатки ваших знаний превратятся в жуткий винегрет, и на экзамене вы будете клевать носом и путать Ван Дейка с Ван Даммом. Попытайтесь перед экзаменом поспать хотя бы 5-6 часов.
  2. Обязательно пишите шпаргалки, если есть время. Так вы облегчите себе запоминание материала, к тому же маленький объем шпаргалки позволяет уместить на ней только самое главное. При умении «лить воду», этот минимум материала вы на экзамене сумеете развернуть в полноценный ответ.
  3. Постарайтесь прочитать перед испытанием (хотя бы по чужой тетради) как можно больше лекций – так вы поймете, какой точки зрения придерживается преподаватель, и сможете ему «подыграть». Ни в коем случае не спорьте с экзаменатором! Он будет отстаивать свою позицию любой ценой (чтоб не уронить авторитет) и все более раздражаться. А раздраженный преподаватель – это почти уже верная «пара».
  4. Когда вы вытянули билет, постарайтесь вспомнить все, что знаете по данным вопросам. Если не помните вообще ничего – спасти положение может только: а) если вы спишете; б) если преподаватель ненадолго выйдет, и вы спишете; в) если вы под благовидным предлогом выйдете и спишете за дверью.
  5. Списывать тоже надо умеючи . Ни в коем случае не суетитесь, не ерзайте, ничего не роняйте: это привлечет внимание экзаменатора, и он будет за вами наблюдать. Если это произошло, некоторое время изображайте «ботаника»: следя краем глаза за педагогом, делайте умный вид, а затем начинайте что-то строчить на листочке. Тогда к вам потеряют интерес, а вам того и надо: потихоньку вытаскивайте «шпору».
  6. Когда вы сели отвечать, изображайте уверенность. Не мямлите, говорите громко, отчетливо, смотрите экзаменатору в глаза. Используйте фразы типа: «по мнению исследователей…», «на мой взгляд…», «во-первых…, во-вторых…», «таким образом…».
  7. Если вы все проделали верно, то смело закрывайте зачетку с отметкой «отлично» и бодро выходите за дверь в объятия однокурсников.

Вступай в сообщество полезных советов «SOWETU»

1. Государство это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальными органами управления и принуждения (аппарат государства), издаёт обязательные правовые веления и обладает суверенитетом.

Признаки :

¾ наличие территории;

¾ публичный характер власти;

¾ нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений;

¾ наличие специальных органов управления и принуждения (наличие аппарата государства);

¾ налогообложение населения;

¾ обладание суверенитетом.

2. Право это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой свободы и справедливости, закреплённая большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Признаки :

¾ право исходит от государства;

¾ закрепляется в официальных актах государства – нормативно-правовых актах;

¾ выражает волю и интересы либо большинства, либо некоторой части населения (элиты находящейся у власти);

¾ характеризуется принудительностью;

¾ регулирует широкий круг общественных отношений.

Свойства :

¾ нормативность;

¾ формальная определённость;

¾ системность;

¾ принудительность;

¾ волевой характер права;

¾ динамизм права.

3. Теория государства и права это теоретическая наука, которая изучает государственно-правовые явления и процессы общественной жизни и складывающиеся между ними связи и отношения .

Как наука она изучает – общие (основные) закономерности возникновения, становления,

функционирования и развития государства и права и связанных с ними явлений и процессов.

4. Государственная власть разновидность публичной и политической власти, обладающая монопольным правом изъявления своей воли и силы, принимающая общеобязательные для субъектов веления в виде юридических установлений и предписаний, опирающаяся на специальный аппарат управления и государственное принуждение с целью обеспечения и поддержания стабильности и порядка в обществе.

5. Форма государства это единство трёх основных элементов формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

6. Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними ;

7. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями; между центральными и местными органами государственной власти.


8. Политический (государственный) режим это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

9. Монархия это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично (царь, король, шах) и передаётся, как правило, по наследству.

10. Республика это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми народом на определённый срок.

11. Федерация (объединение, союз) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.

12. Унитарное государство это единое (цельное) независимое государство территориальные образования которого не обладают суверенитетом.

13. Конфедерация это временный юридический союз суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, экономических, внешнеполитических и др.)

14. Функции государства это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

15. Механизм (аппарат) государства это целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

16. Орган государства это составная часть (элемент) механизма государства, участвующая в осуществлении задач и функций государства и наделённая для этого властными полномочиями.

17. Типология (типы) государства это учение о типах государства (это группировка государств по типам).

В результате типологии определяется - тип государства.

Тип государства это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности или группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

18.Политическая система общества это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им.

19.Партия это общность людей объединённых организационно и идеологически, имеющая целью в результате выборов или иными путями (переворот, восстание) взять в свои руки управление государственными делами для того, чтобы использовать государственную власть для защиты выражаемых ею социально-классовых, религиозных, национальных и иных интересов.

20.Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества компетентного органа (лица), имеющий официальный (государственно-властный) характер, письменную форму выражения, содержащий в себе норму права и регулирующий общественные отношения.

21. Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий в себе первичные (изначальные) юридические нормы и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

22. Подзаконные акты - это изданные на основе законов акты, содержащие правовые нормы и участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

23. Систематизация законов - это упорядочение действующих законов и других нормативно-правовых актов, приведение их в стройную согласованную систему.

24. Кодификация это вид систематизации права, при котором изменяется содержание правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы, создаётся единый нормативно-правовой акт.

25. Инкорпорация это вид систематизации, при которой действующие нормативно-правовые акты упорядочиваются внешне без изменения и переработки их содержания.

26. Система права это его внутреннее строение (структура), которая выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделением права на отдельные самостоятельные части (отрасли; институты права).

27. Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений, поведения субъектов с помощью норм права и других правовых средств (договоров; актов правоприменения).

28. Механизм правового регулирования это взятые в единстве и во взаимодействии все правовые средства (элементы) с помощью которых осуществляется правовое регулирование (нормы права; правоотношение, акты реализации прав и обязанностей; применение и акты применения права; правосознание).

29. Социальные нормы это установленные обществом общеобязательные правила поведения, определяющие устойчивость взаимоотношений людей в различных сферах их жизнедеятельности.

30. Норма права (юридическая норма) это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующая общественные отношения.

31. Гипотеза нормы это часть нормы права, описывающая определенные условия (обстоятельства) , в результате которых у субъектов возникают предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

32. Диспозиция нормы это часть нормы права, указывающая каким может быть или должно быть поведение субъектов при наличии условий (обстоятельств) предусмотренных гипотезой.

33. Санкция нормы это часть нормы права, в которой определяются те неблагоприятные последствия , которые должны наступить в случае нарушения диспозиции.

34. Институт права это часть отрасли права, состоящая из норм регулирующих определённый вид (сторону) однородных общественных отношений.

35. Отрасль права это часть системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений, своим особым методом.

36. Подотрасль права совокупность родственных правовых институтов .

37. Правотворчество это специфический вид государственной деятельности направленный на выработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

38. Правотворческий процесс это творческая технология издания нормативно-правовых актов и доведения их до адресатов.

39. Юридическая (законодательная) техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки , оформления , публикации и систематизации нормативно-правовых актов , обеспечивающих их совершенство и эффективное использование.

40. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение субъектов к праву и правовым явлениям общественной жизни.

41. Правовая культура общества – это совокупность прогрессивных ценностей созданных в сфере права в процессе исторического развития человечества.

42. Правовая культура личности – это степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающий правомерное поведение этой личности.

43. Правоотношения это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.

44. Объект правоотношения это материальные и нематериальные блага, ценности на которые направлены действия субъектов правоотношения (это то по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи).

45. Субъекты правоотношения это индивиды и организации (физические и юридические лица), которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

46. Субъективное право это вид и мера возможного (дозволенного) его поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

47. Юридическая обязанность это предписанная обязанному субъекту мера должного (необходимого) поведения.

48. Правоспособность это предусмотренная нормами права (законом) способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

49. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.

50. Юридические факты это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

51. Фактический состав это совокупность юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий предусмотренных нормой права.

52. Толкование норм права это интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смыла и содержания применяемых правовых норм, для более правильной их реализации.

53. Способы толкования - это специальные приёмы, правила, средства познания смысла юридических норм используемые субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.

54. Акты официального толкования (интерпретационные акты ) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результаты официального толкования.

55. Реализация права это претворение правовых предписаний и установлений в жизнь, т.е. в поведение и деятельность субъектов (граждан; организаций).

56. Применение права это осуществляемая компетентными государственными органами, должностными лицами или негосударственными органами государственно-властная, организующая, протекающая в процедурно-процессуальной форме деятельность, состоящая в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права .

57. Аналогия закона это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) применяет к конкретным общественным отношениям нормы, регулирующие сходные (аналогичные) отношения к рассматриваемому делу.

58. Аналогия права это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) при рассмотрении конкретного дела исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства.

59. Акт применения права это изданный компетентными государственными органами (негосударственными органами), должностными лицами правовой акт , содержащий в себе индивидуальное, т.е. персонально-определеное правовое предписание и имеющий определенную специфическую форму.

60. Законность это режим общественно-политической жизни основанный на строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами политической и правовой систем требований норм права .

61. Правопорядок это состояние упорядочения общественных отношений основанное на праве и законности.

62. Правомерное поведение это поведение, соответствующее предписаниям норм права .

63. Правонарушение это осознанное, волевое, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом, нарушающего норму права, наносящее вред (ущерб) общественным отношениям и влекущего за собой юридическую ответственность.

64. Правовая система это совокупность взаимосвязанных, согласованных, взаимодействующих правовых средств , регулирующих общественные отношения, а также совокупность правовых элементов характеризующих уровень развития той или иной страны.

65. Правовые системы «семьи» это совокупность национальных правовых систем , объединённых :

¾ общностью исторического формирования,

¾ структуры и источников,

¾ ведущих отраслей и правовых институтов,

¾ правоприменения,

¾ методов и способов развития.

66. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти , которой свойственны :

¾ демократический режим конституционного правления и законности;

¾ развитая прогрессивная правовая система;

¾ разделение властей и их взаимоконтроль;

¾ признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

¾ взаимная ответственность государства и личности;

¾ демократическое гражданское общество.

67. Гражданское общество это система общественных отношений, в которых находятся между собой субъекты, обладающие реальными правами и свободами и находящиеся под покровительством государства.

Составил: Савватеев А.И.

21 июня 2013

Поступив в вуз, на первых порах новоиспеченный студент может несколько растеряться от того, сколько совершенно новых и неизвестных учебных предметов придется изучать. Представители технических специальностей сконцентрируются на математике, физике и химии, гуманитарии - на социологии, языках и обществоведении, а юристы - на политологии, теории государства и права и изучении законодательства.

Почему вместе?

Многих может интересовать вопрос, почему же государство и право нужно изучать вместе, ведь по отдельности их можно рассмотреть лучше и детальнее? Дело в том, что закономерности касательно возникновения и развития права и государства практически одинаковы. Они изменяются в зависимости друг от друга, а также от преобразований той социально-экономической формации, которой они принадлежат. Можно сказать, что совмещенное понятие теории государства и права органично, т.к. связывает два элемента, трудно отделимых друг от друга.

Общая информация

В основе предмета «Теория государства и права» лежит обобщенная система знаний о принципах возникновения и развития государств на различных этапах истории, а также о их правовых особенностях в разный исторический период. Студенту необходимо знать, что теория государства и права - это вводная дисциплина, которая призвана всего лишь ознакомить с основами юриспруденции. Однако качественно освоив вступительную часть юридических наук, с легкостью можно будет разобраться и в более сложных предметах юридической отрасли.

Основное о предмете

Чтобы понять, что же представляет собой теория государства и права, нужно выделить объект и предмет данной науки. Объектом, как и во всех общественных науках, тут является само общество со всеми его изменениями и закономерностями развития. Предмет же должен рассказывать, что на самом деле изучает данная наука. Исходя из названия, легко можно сделать вывод, что предметом ТГП являются различные государственно-правовые явления на разных уровнях их возникновения и трансформации.

Что изучает ТГП

Из всего курса можно выделить особо важные пункты, на изучение которых будет уходить львиная доля времени студента. В первую очередь, это функциональная составляющая государства и права как раздельно, так и в тандеме. Также теория государства и права направлена на изучение социальных закономерностей, благодаря которым и происходят изменения в самом государстве, а также в его правовой составляющей. Очень важным пунктом при изучении предмета будет ознакомление с различными, довольно-таки сложными правовыми категориями, с которыми и далее будет работать будущий юрист. Важно разобраться и во всех классических примерах возникновения и развития государств и их правовой базы. Это может очень помочь студенту, т.к. зная, что история имеет свои циклы, которые со временем повторяются, можно определить закономерности возникновения и даже этапы развития различных государств. И при этом можно научиться немного прогнозировать, с юридической точки зрения, ситуацию даже в своей стране.

Источник: fb.ru

Актуально

Экзамен - проверочное испытание по какому-нибудь учеб­ному предмету (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М, 1991. С. 903) Это ϲʙᴏеобразный "венец", конечная форма изуче­ния определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.

Цель экзамена - завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему по­нятий и отметить степень полученных знаний. Отметим, что тем самым экза­мены содействуют решению главной задачи высшего образова­ния - подготовке квалифицированных специалистов.

Основные функции экзаменов: обучающая, оценивающая и воспитательная.

Обучающее значение экзаменов состоит по сути в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники ин­формации. Стоит заметить, что он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. В первую очередь, именно во время экза­менов "старые" знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень - на уровень системы как упо­рядоченной совокупности данных, что позволяет студенту по­нять логику всего предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложен­ных для самостоятельного изучения, новейшей научной лите­ратуры (монографий, статей и т. п.} и нормативной базы (зако­нов и т. п.)

Оценивающая функция экзаменов состоит по сути в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям сту­дентов (что выражается в конкретной оценке), гак и в опреде­ленной степени всей работе по данному предмету.

В случае если экзамены принимаются объективно и доброжелатель­но, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, от­ветственное отношение к делу, развивают чувство справедли­вости, уважения к науке и преподавателям.

Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, име­ет ϲʙᴏи нюансы, тонкости, аспекты, кᴏᴛᴏᴩые студенту необхо­димо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, кᴏᴛᴏᴩых нет в экзаменационных билетах, но на кᴏᴛᴏᴩые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к эк­замену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени ис­пользовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на данные и некᴏᴛᴏᴩые другие вопросы.

Перед экзаменом на консультациитрадиционно спраши­вают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходи­мо запоминать определение понятий, так как именно в нем фикси­руются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.

Исключая выше сказанное, студент-юрист в процессе заучивания опреде­лений конкретных понятий "наращивает" ϲʙᴏю правовую куль­туру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙую­щей юридической деятельностью. Всякая наука, в т.ч. теория государства и права, имеет ϲʙᴏю систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопус­тимо.

При этом преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как сту­дент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать за­ученную дефиницию ϲʙᴏими словами. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что для экза­менов крайне важно разумное сочетание запоминания и понима­ния, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

Следует иметь в виду, что некᴏᴛᴏᴩая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запо­минанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, на­пример, идет о той информации, кᴏᴛᴏᴩая содержится в про­грамме курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдель­ных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.) Учитывая, что программа курса долж­на обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необхо­димо научиться максимально использовать сведения, содержа­щиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный ми­нимум.

Следует распространить ϶ᴛᴏт метод запоминания и на не­кᴏᴛᴏᴩые классификационные критерии: предмет и метод пра­вового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и струк­тура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде ϲʙᴏеоб­разной схемы, специфического универсального набора.

Нужно помнить, такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облег­чить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не те­ряя при ϶ᴛᴏм той информации, кᴏᴛᴏᴩую крайне важно запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразитель­ности, ассоциативности, творческого отношения к анализу кон­кретного учебного материала.

Психологи для улучшения запоминания предлагают опре­деленные способы. Важно заметить, что один из них - использование ассоциаций. Ассоциация в психологии - ϶ᴛᴏ связь, образующаяся при оп­ределенных условиях между двумя или более понятиями, пред­ставлениями и т. д. Иначе говоря, ϶ᴛᴏ такой психический процесс, в результате кᴏᴛᴏᴩого одни понятия или представле­ния вызывают появление в уме других. "С чем большим коли­чеством фактов мы ассоциировали данный факт, - повествовал из­вестный психолог У. Джеймс, - тем более прочно он задержан нашей памятью. Отметим, что каждый из элементов ассоциации есть крю­чок, на кᴏᴛᴏᴩом факт висит и с помощью кᴏᴛᴏᴩого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно... Тайна хоро­шей памяти есть, таким образом, искусство образовывать мно­гочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, ко­торый мы желаем удержать в памяти" (Джеймс У. Психология. М., 1091. С. 194)

Для того, ɥᴛᴏбы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнитель­ные (моторные) ресурсы памяти.

В идеале, к экзаменам крайне важно начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.) По большому счету возможности для ϶ᴛᴏго преподавателями создаются. При этом далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку.

Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и исключительно для того, ɥᴛᴏбы "свалить" экзамен. При этом они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими поня­тиями. По϶ᴛᴏму знания, приобретенные с помощью подобного методатрадиционно менее прочны и надежны.

Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зре­ния, связанный ассоциациями с другими событиями и неодно­кратно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.

Не стоит забывать, что важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилия­ми ϲʙᴏей мысли, а не памятью.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уде­лить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, кур­сам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, ил­люстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие ау­диторию в данный момент вопросы. Стоит сказать, для написания же и опуб­ликования печатной продукции нужно время. Отсюда изложе­ние некᴏᴛᴏᴩого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции прак­тически всегда ограничен.

На консультациях подчас задают вопросы: каким пользо­ваться учебником при подготовке к экзамену? Важно заметить, что однозначно от­ветить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различ­ных школ, научных направлений, по-разному интерпретирую­щих философские проблемы государства и права и т. п., и по­϶ᴛᴏму в каждом из них есть ϲʙᴏи достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной ин­формации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий.

Отвечая на конкретный вопрос, крайне важно исходить из принципа плюрализма, согласно кᴏᴛᴏᴩому допускается много­образие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с услови­ем ее достаточной аргументации.

При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лек­циями, учебниками и т.п. максимально использовать и про­грамму курса. Ведь она содержит в себе разделы, темы и основ­ные проблемы предмета, в рамках кᴏᴛᴏᴩых и формируются во­просы для экзамена. По϶ᴛᴏму студент, заранее посмотрев про­грамму курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему помо­жет программа и в какой последовательности (ɥᴛᴏбы структу­рировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.

Программа окажет содействие, напомним, и на самом экза­мене. Не стоит забывать, что важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет ϲʙᴏю логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в кᴏᴛᴏᴩой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смы­словой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где распо­ложен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абза­це), как он связан и соотносится с другими вопросами и приме­няя приемы, так сказать, "систематического и логического тол­кования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить ϲʙᴏй ответ.

На экзамене преподаватель может задать студенту допол­нительные и уточняющие вопросы. В случае если первые задаются по­мимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как прави­ло, с плохим ответом, то вторые - в рамках билета и направле­ны на уточнение мысли студента.

Иногда студент сознательно пытается "вырыть яму" для преподавателя. Так называют ситуацию, когда студент заведо­мо в ϲʙᴏем ответе опускает какую-либо деталь, ɥᴛᴏбы препода­ватель задал ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий вопрос. Блестящий ответ на уточ­няющий вопрос исключительно усиливает эффект общего ответа студен­та. Но здесь есть и негативные стороны, в результате действия кᴏᴛᴏᴩых студент сам может попасть в "вырытую им яму". Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискус­сионном аспекте, слаборазработанном понятии и т. п.

Можно выделить следующие критерии, кᴏᴛᴏᴩыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:

правильность ответов на вопросы (верное, четкое и дос­таточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);

полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

умение связывать теорию с практикой, творчески при­менять знания к неординарным ситуациям;

логика и аргументированность изложения;

грамотное комментирование, приведение примеров, ана­логий;

культура речи.

Это значит, что преподаватель оценивает как знания дан­ного предмета (содержания), так и форму изложения их сту­дентом (об экзаменах подробнее см.: Фарбер И. Е. Очерки ву­зовской педагогики. Саратов, 1984. С. 230-249)



Просмотров