Соотношение понятий конституционное и государственное право. Понятие конституционного (государственного) права как ведущей отрасли российского права. Соотношение терминов «конституционное право» и «государственное право». По количеству обязанных субъектов

Вопросы, изучаемые в настоящем курсе, в тех или иных странах объединяются под различными названиями: публичное право, государственное право, конституционное право, конституционное право и политические институты. Термин «публичное право» обычно имеет собирательное значение и включает изучение нескольких отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых доминирует публичный (а не частный) интерес.

Термин «государственное право» традиционно применялся (и до сих пор иногда применяется) в отечественной литературе, поскольку в царской России не было конституции и термин « » был неуместен. В советское время, несмотря на то что первая российская конституция была принята в 1918 г., также предпочитали говорить «государственное право». Каких-либо существенных различий между понятиями «конституционное право» и «государственное право» в России ранее не проводилось, но в Германии некоторые авторы считают, что их содержание и объем не совсем одинаковы (в одних отношениях объект регулирования шире у конституционного права, в других — у государственного). В России тоже есть ученые, которые проводят такое различие, но по-другому: утверждают, что государственное право — комплексная составная часть конституционного права, а не особая отрасль.

Понятие «конституционное право и политические институты» (наряду с отдельно существующим на юридических факультетах курсом конституционного права) используется во Франции и некоторых других странах, находящихся в орбите ее влияния. Оно отражает социологизацию конституционного права, возрастающее влияние в нем политологической школы, акцент на изучении не столько конституционных норм, сколько политических институтов.

В России в настоящее время (за редкими исключениями) употребляется термин «конституционное право» (иногда в скобках ставится слово «государственное»). Свое название эта отрасль получила от особого документа — конституции, которую официально (например, в Германии) или неофициально (в Болгарии) называют основным законом. В СССР и в советской России последнее название указывалось в скобках: «Конституция (Основной Закон)».

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина .

Таким образом, различая российское конституционное право как отрасль действующего права, соответствующую науку и учебную дисциплину, следует иметь в виду, что в первом случае речь идет об объекте регулирования , во втором — о , в третьем — о предмете преподавания и изучения .

Объект регулирования отрасли конституционного права

В самом конечном счете объектом регулирования конституционного права, как и других отраслей, являются материальные и духовные блага, доступ к ним, их использование. Вместе с тем каждая из отраслей российского права имеет свой объект регулирования — определенную сферу общественных отношений. В это — имущественные и некоторые неимущественные отношения, в — трудовые отношения, в уголовном — преступления и наказания и т. д.

Российское конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения: основы жизни человека , существования и деятельности коллективов (объединений общественного, а не частного характера), государства и общества в тех пределах, где они поддаются правовому регулированию. Исходное начало этих отношений — человек, без него невозможны коллектив, общество, государство. В отличие от других отраслей права, которые также нередко регулируют очень важные, но отдельные группы общественных отношений (например, финансовые в финансовом праве), нормы конституционного права комплексно , в своей совокупности распространяются на все четыре сферы общественной деятельности : экономику, социальные отношения, политику, духовную жизнь общества (идеологию, культуру и др.). В социально-экономической сфере конституционное право устанавливает правовые основы отношений собственности, социальной роли государства и др., в политической сфере — основы организации и деятельности публичной власти (власти государства, выступающего от имени всего многонационального российского народа, народа субъекта Федерации, муниципального образования) и др., в духовной сфере провозглашает идеологический плюрализм и т. д. Неотъемлемая часть конституционного права — закрепление основных прав и обязанностей человека и гражданина, их гарантий, способов использования прав и выполнения конституционных обязанностей. Конституционное право РФ закрепляет также основы местного самоуправления (детально это изучается в муниципальном праве).

Конституционное право РФ не только устанавливает основы жизнедеятельности человека, коллектива, государства, общества, но, что не менее важно, регулирует и основы их взаимосвязей. Эти взаимосвязи складываются объективно, но опосредуются правом. В результате многие взаимосвязи человек — коллектив — государство — общество выступают в качестве властеотношений , когда власть народа реализуется путем участия отдельного гражданина (например, на референдуме), и как публичная власть территориальных коллективов (суверенная государственная власть, осуществляемая государством от имени всего общества; публичная власть народа субъекта Федерации и народа муниципального образования (последняя как местное самоуправление) в пределах их полномочий, определяемых конституционным правом, т. е. государственной властью). В таких властеотношениях есть и властвование, и подчинение, и координация. Государственная власть (в России — власть Российской Федерации), складывающаяся в обществе на основе сотрудничества (социального партнерства и др.) и борьбы (в современных условияхсостязательности) различных сил, социальных общностей, партий, играет главную роль в создании и распределении социальных ценностей в обществе — не только материальных, но и духовных благ, культуры, образования, здравоохранения и т. д. (другие разновидности публичной власти территориальных коллективов делают это в меньшей степени в соответствии с их возможностями).

Наряду с закреплением основ правового статуса человека, объединений, общественного и государственного строя многие вопросы, связанные с этими отношениями, конституционное право регулирует детально. Это относится к порядку выборов представительных органов (Государственной Думы, законодательных органов субъектов РФ), должностных лиц (Президента РФ), к наделению полномочиями глав администрации субъектов РФ, формам непосредственной демократии (референдум и др.). Конституционное право регламентирует разграничение предметов ведения Федерации и ее субъектов, роль партий и общественных объединений, способы осуществления основных прав гражданина (свобода слова, организация демонстраций и т. д.), роль конституционного контроля и др. По многим из этих вопросов приняты федеральные конституционные законы (о референдуме, о Конституционном Суде и др.) или федеральные законы (о выборах Президента РФ, о политических партиях и др.).

Особенности объекта российского конституционного права (основы отношений в обществе, государстве, правового положения личности, объединений граждан) определяют центральное, ведущее место конституционного права в системе российского права. Главный источник российского конституционного права — федеральная Конституция — содержит отправные для других отраслей права положения: например, положения о собственности — для гражданского, о праве на труд и свободе труда — для трудового, о праве обвиняемого на защиту — для уголовно-процессуального и т. д. Федеральная Конституция определяет исходные положения для конституций и уставов субъектов РФ (принципиальные формулировки об основах конституционного строя в конституциях и уставах субъектов РФ являются дублирующими), а федеральные нормативные акты в силу верховенства федерального права выполняют обязывающую и ориентирующую роль по отношению к правотворчеству субъектов РФ.

Правовые акты субъектов РФ, муниципальных образований должны соответствовать федеральной Конституции и федеральному законодательству. Кроме того, такие акты могут регулировать только ту сферу конституционно-правовых отношений, которая определена для них Конституцией РФ и федеральными законами (для актов местного самоуправления в муниципальных образованиях такая сфера определена также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, это вопросы местного значения).

Вопросы, регулируемые конституцией

Конституционное право — одна из основополагающих отраслей публичного права. Всем отраслям публичного права свойственна в ярко выраженной форме функция обеспечения общественного интереса.

Что же закрепляют нормы конституционного права? Краткий ответ будет таков: устройство государства.

Предмет конституционного права составляют:

  • принципы, или основы, государственного устройства , которые могут касаться как отношений в области экономики (плюрализм форм собственности, охрана права собственности и др.), так и организации и осуществления власти. В них выражаются основные характеристики государства: суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы;
  • основы правового статуса личности, принципы взаимодействия государства и гражданина;
  • основы федерализма , т. е. взаимоотношения между федерацией в целом и ее субъектами;
  • основы построения государственного аппарата . Конституционные нормы закрепляют основные принципы построения системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;
  • основы политического режима. Посредством такой правовой регламентации закрепляется народовластие, т. е. отношения, связанные с участием граждан в управлении государством, с формированием системы представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Источники российского конституционного права

Конституционно-правовые нормы и институты содержатся в источниках конституционного права. В юридическом смысле источниками конституционного права являются те нормативные правовые акты, которые содержат действующие в данный момент времени конституционно-правовые нормы.

Все источники конституционного права РФ можно разделить на несколько групп: конституционные (включая уставы субъектов РФ); законодательные (включая декларации высших органов государства, регламенты и другие постановления парламентов, принимаемые законодательными органами); акты главы государства; подзаконные акты (акты Правительства РФ, глав администраций субъектов РФ); судебные (органов конституционного контроля); договорные (международные договоры с участием РФ и внутригосударственные договоры). С определенными ограничениями источниками конституционного права на местном уровне могут быть локальные акты муниципальных образований, т. е. местного самоуправления (например, их уставы). Источниками конституционного права РФ являются также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Существует иерархия источников конституционного права и другие различия между ними.

Во-первых, различаются основной и другие источники конституционного права. Основным источником конституционного права почти всегда является конституция (в некоторых мусульманских странах — Коран). В России основной источник конституционного права — Конституция РФ 1993 г. На ее основе разрабатываются и принимаются федеральные правовые акты. В силу верховенства федерального права Конституция РФ является основным источником конституционного права и для субъектов РФ, хотя в них есть свои конституции и уставы. Они могут быть основным источником для регулирования предметов ведения, которые отнесены Конституцией РФ к исключительному ведению субъектов РФ. На основе Конституции принимаются другие правовые акты, являющиеся источниками конституционного права (законы, акты главы государства, правительства и др.). Они являются источниками конституционного права лишь в том случае, если они регулируют конституционно-правовые отношения (иначе это источники трудового, уголовного права и др.). Правовое регулирование субъектов РФ должно соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Во-вторых, источники конституционного права различаются в зависимости от сферы их территориального действия. Подавляющее большинство федеральных законов распространяются на всю территорию РФ, но может быть принят закон, распространяющийся на группу субъектов РФ или даже на один субъект РФ. Устав области или постановление правительства края, области и т. д. действуют на их территории, постановление муниципального представительного органа (думы, совета) — на территории муниципального образования. Некоторые федеральные акты или нормы имеют экстерриториальное действие, распространяясь на граждан РФ, проживающих за границей (например, нормы, связанные с их участием в выборах).

В-третьих, источники конституционного права могут быть неодинаковы но содержанию , характеру регулируемых общественных отношений (например, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с послед, изм. и доп.), Закон Саратовской области «О земле»).

В-четвертых, источники конституционного права различаются по кругу участников конституционно-правовых отношений, на которые эти акты распространяются (например, положение Конституции РФ о праве на труд распространяется на граждан РФ и неграждан, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с послед, изм. и доп.) регулирует действия, совершаемые только гражданами РФ, а Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации распространяется лишь на неграждан).

В-пятых, правовые акты различаются по своей юридической силе. Высшую юридическую силу на территории РФ имеет Конституция РФ, в пределах субъекта РФ по вопросам, относящимся к его исключительным полномочиям, — конституции и уставы субъектов РФ. За ними следуют соответствующие законы (Федерации и ее субъектов), затем — подзаконные акты главы государства — Российской Федерации (Президента РФ), глав администраций субъектов РФ, потом — постановления Правительства РФ и правительств, имеющихся в некоторых субъектах РФ, и т. д. Подзаконные акты должны соответствовать законам.

Особое место занимают постановления Конституционного Суда РФ , конституционных и уставных судов субъектов РФ, которые вправе признать закон неконституционным и тем самым лишить его действия. Своя градация существует внутри законов, действующих на одном территориальном уровне. За - коны о поправках к Конституции РФ (впервые приняты в 2008 г.) имеют доминирующее значение по сравнению с федеральными конституционными законами, конституционные законы стоят выше обыкновенных , принимаемых по менее важным вопросам. Особое место занимают законы, принимаемые путем референдума (референдарные законы). Во многих зарубежных странах они по своей юридической силе стоят выше обыкновенных законов: их нельзя отменить и изменить обыкновенным законом, но бывает и иначе. В Российской Федерации «референдарные законы» не принимались, вопрос о месте референдарных законов в праве не решен. В России действуют также некоторые законы или статьи законов бывших СССР и РСФСР , которые имеют, как правило, субсидиарное (дополнительное) значение.

Источниками конституционного права могут быть декларации (например, Декларация о государственном суверенитете России от 12 июня 1990 г.), в которых формулируются принципы, содержатся концепции, определяющие дальнейшее развитие страны, внутригосударственные конституционные договоры (между Российской Федерацией и субъектами РФ были подписаны более 40 внутрифедеративных договоров о разграничении полномочий между органами Федерации и ее субъектов), регламенты и иные постановления палат парламента (например, постановления Государственной Думы об амнистии).

Источником российского конституционного права может быть международный договор , ратифицированный Россией (например, Пакт о правах человека 1966 г., ратифицированный СССР). Такой договор, будучи частью международного права, может иметь приоритет перед законом (и в этом случае закон должен быть приведен в соответствие с ним), но не может противоречить Конституции (она должна быть предварительно изменена, если есть необходимость в таком договоре). В единичных случаях роль источника конституционного права выполняют постановления Пленума Верховного Суда РФ (таково, например, постановление от 31 октября 1995 г. по вопросу об условиях непосредственного применения Конституции РФ судами общей юрисдикции). Важные правовые акты принимает

Центральная избирательная комиссия (например, постановление от 11 августа 2007 г. о разделении территорий субъектов РФ на части для формирования региональных частей списков кандидатов политических партий по выдвижению кандидатов по выборам в Государственную Думу 2007 г. Однако такие акты имеют обычно кратковременный характер (однократный или ограниченный сроками) и скорее являются актами применения права.

Нормы конституционно-правового характера могут иногда содержаться в нормативных правовых актах, относящихся к другим отраслям права (например, важное положение о социальном партнерстве в ТК РФ).

Судебные прецеденты (решения «высоких» судов обшей юрисдикции), как и правовые обычаи , источниками конституционного права в России в отличие от некоторых других стран не являются. Последние могут применяться лишь в рамках организационно-технической деятельности некоторых государственных органов.

В некоторых субъектах РФ есть специфические для конституционного права источники — публично-правовые кодексы. Действует Кодекс о выборах и референдуме в Республике Коми, Избирательный кодекс в Московской, Воронежской областях. Различные другие кодексы, содержащие отдельные нормы, которые могут иметь конституционное (уставное) значение, есть в Татарстане, Свердловской области и др.

Конституционно-правовые факты

Для того чтобы конституционно-правовая норма действовала, работала, а не оставалась на бумаге, по общему правилу нужен юридический факт конституционно-правового характера. Конечно, определенные отношения в обществе могут возникать на основе норм-принципов. Таково, например, положение ст. 1 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, или ч. 1 ст. 4, гласящей, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Все лица, органы, общественные объединения внутри страны и на международной арене должны учитывать эти положения в своей деятельности. Следовательно, в данном случае возникают определенные правовые отношения (в том числе конституционно- правовые и международно-правовые). Однако такие отношения чаще всего имеют весьма обобщенный, абстрактный характер. Как правило, для того чтобы привести правовую норму в действие, для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений, особенно если мы имеем дело с нормами-правилами, необходим конкретный юридический факт. К числу таких фактов относятся события (например, в случае землетрясения Президент РФ может применить соответствующие нормы закона и своим указом ввести в районе бедствия чрезвычайное положение), состояния (например, состояние лица в гражданстве при соблюдении других условий (возраст и др.) дает ему право участвовать в выборах Президента РФ), действия (бездействие). Примером последнего рода может служить признание Конституционным Судом РФ федерального закона не соответствующим Конституции РФ. В связи с этим Правительство РФ не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ должно внести в Государственную Думу проект нового закона по данному вопросу, а Дума обязана рассмотреть его во внеочередном порядке.

Гарантии в конституционном праве

Важнейшее значение для осуществления конституционно-правовых норм имеют гарантии (от французского слова garantic, означающего обеспечение, ручательство). Как и в других отраслях права, гарантии могут быть по своему характеру общими (например, правовое государство — гарантия для всех), коллективными (равные условия для всех политических партий), индивидуальными (выплата государственной пенсии в соответствии с правом на социальное обеспечение конкретным пенсионерам), экономическими , социальными , политическими и юридическими. Для осуществления многих конституционных положений важнейшее значение имеют экономические гарантии. Развитая и устойчивая экономика обеспечивает, например, необходимый уровень готовности Вооруженных Сил для защиты государственного суверенитета, оснащенность государственного аппарата техническими средствами управления, регулярное проведение выборов (для этого необходимы значительные средства), материальное обеспечение судебной системы и т. д. С экономическими гарантиями неразрывно связана реализация экономических прав личности (на медицинское обслуживание, пенсии и т. д.).

В основе социальных гарантий лежит социальное партнерство, существование социального государства. Социальное партнерство создает условия для последовательного осуществления конституционных норм в ходе эволюционного развития общества. Для этого нужно находить компромиссы между интересами различных слоев общества, чему призваны содействовать меры публичной власти (прежде всего государственной власти). Социальные гарантии связаны с мерами по обеспечению свободного предпринимательства и свободы другой трудовой деятельности, с мерами по трудоустройству и ограничению безработицы и т. д. О социальном государстве сказано ниже.

Политические гарантии коренятся прежде всего в характере государственной власти, которая должна служить народу, а не определенным классам или группировкам, и связаны с демократическим режимом, политическим плюрализмом и многопартийностью, квалифицированным и служащим интересам народа государственным аппаратом. Немаловажное значение имеет уровень политической культуры государственного аппарата и всего населения, его приверженность к соблюдению конституции и умение пользоваться предоставляемыми законодательством возможностями.

Среди юридических гарантий особое значение имеет существование правового гоударства, должный уровень развития законодательства, его непротиворечивость, полное соответствие конституции, точное соблюдение конституции и законов. Особенно важна роль суда, его независимость, реальная возможность обжаловать в судебном порядке действия должностных лиц, органов государства. Исключительное место занимает надзор за соблюдением законности (его осуществляет прокуратура), а также конституционный контроль (его реализуют Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ).

Вопрос «Конституционное» или «Государственное» был объектом научного спора как в досоветской государственно-правовой литературе, так и в советском государствоведении. Не решен он и сегодня. Данная проблема приобретает характер «вечной». А связано это с различными подходами к объему правового регулирования рассматриваемой отрасли права и с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и науки существующих сторон общественного и государственного строя; также в качестве аргумента приводят такой формальный довод как необходимость отражения в наименовании отрасли названия ее основного источника Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право, 1995. № 5. С. 13..

Существует три основных точки зрения (теории) на соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право:

  • 1) эти два понятия являются тождественными, употребляются как идентичные;
  • 2) термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым;
  • 3) понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право».

Сторонники широкого видения предмета государственного права относят к нему не только устройство государства, но и государственное управление, значительно при этом расширяя область государственно-правового регулирования. Такая трактовка отрасли и науки была характерна для немецкой школы государственного права и получила широкое распространение в досоветской России. Следуя этой концепции учебники по русскому государственному праву наряду с разделом о государственном строе (устройстве) России, включали проблемы формы управления, государственного единства, прав подданных, основные начала государственного властвования, вопросы организации верховной власти (законодательной и правительственной), содержали главы о «подчиненном управлении» (функционировании, формах, элементах административной деятельности, организации центральной и местной администрации) и самоуправлении.

Приверженцы государственного права в советской правовой науке имели все основания отстаивать свою позицию ввиду сложившегося понимания всеохватывающей роли государства в обществе, принятого в науке широкого видения государственной власти, распространяющейся как на высший, так и местный уровень управления и скрепленной единством системы Советов, соединяющих законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность. Кроме того, советская Конституция имела в большей мере ценность идеологического и политического документа, чем высшего правового акта, и не могла стать реально действующим, непосредственно применяемым источником права и тем более дать имя отрасли.

Примечателен анализ западных авторов: «Как правовое основное устройство общежития конституция не ограничивается устройством государственной жизни. Ее регулированием охватываются также основы устройства негосударственной жизни, что особенно очевидно в таких ее гарантиях, которые относятся к браку и семье, собственности, образованию и действиям социальных групп или свободе искусства и науки. Поэтому «конституционное» право, с одной стороны, имеет более широкое поле действия, чем «государственное» право, которое по смыслу слов и по существу обозначает только право государства; с другой стороны, конституционное право более ограниченно, поскольку государственное право может охватывать также право государства, которое нельзя отнести к основному устройству общежития. Эти понятия, следовательно, идентичны лишь отчасти» Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / Пер. с нем. Е.А. Сидоровой. Под ред. и с вступ. ст. Н.А. Сидорова. М., 1981. С. 112..

Подобный взгляд можно встретить и у другого немецкого автора - профессора П. Бадуры, который пишет: «Под конституцией государства понимают собранные в одном конституционном законе («конституционной хартии») основополагающие правовые предписания относительно организации и осуществления государственной власти, государственных задач и основных прав. Включенные в конституционный закон правовые предписания образуют конституционное право, которое отличается от прочих норм правопорядка усложненной изменяемостью, связывает публичную власть во всех формах ее проявления и обладает приоритетом по отношению к другим правовым предписаниям, особенно законам» Бадура П. Систематическое расширение Основного закона Федеративной Республики Германии. М.: МГУ, 1996. С.6..

Современная тенденция российской науки, заключающаяся в расширении предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на ограждение его от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли - Конституционным правом. При этом шире становится сфера его регулирования и изучения, которая выходит за рамки традиционного предмета государственного права, смещаются акцепты в понимании роли современного государства во взаимоотношениях «государство - общество - человек».

Представляются обоснованными суждения профессора Н.В. Витрука Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакъяна. М., 2001. С. 34., много лет работавшего судьей Конституционного Суда РФ, о том, что предмет и содержание конституционного права в нашей науке неоправданно расширены за счет государственного права, включающего парламентское право, административное (регулятивное) и судебное право, которые регулируют отношения, связанные с организацией и функционированием законодательной, исполнительной и судебной власти.

Особенностью конституционного права является широта регулирования общественных отношений. Оно охватывает все сферы жизнедеятельности общества: экономическую, социальную, политическую и духовную, в то время как остальные отрасли охватывают своим регулирующим действием лишь отдельные стороны социальных связей. Однако такая широта регулирования не исключает специфичности тех общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права. Иногда их специфику видят в том, что данные отношения возникают и развиваются в связи с организацией государства в целом, охватывают все стороны его устройства. Соответственно считается, что государство составляет тот единый стержень, вокруг которого складывается целостный комплекс общественных отношений. Именно они подвергаются такому правовому регулированию, результатом которого является создание самостоятельной отрасли права. Те, кто придерживается такой позиции, называют данную отрасль «государственное право». Но подобное наименование не отражает полностью характера регулируемых общественных отношений, оно страдает узостью подхода к процессу регулирования, поскольку исключает из него гражданское общество и исходит из примата государства над личностью Ржевский В. А. Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 2003. С.278..

Разумеется, государство как явление общественной жизни входит в сферу конституционного регулирования, поэтому наименование «государственное право» применимо и используется в литературе наряду с наименованием «конституционное право». Но в любом случае государство не может выступать приоритетной категорией, оно связано правом и должно быть рассмотрено с позиции организации общества и первичности статуса человека и гражданина. Это означает, что государство составляет особым образом организованное общество, которое состоит из людей. Следовательно, в основе отношений, которые складываются в сфере государственной организации общества, стоит человек, что и является одним из необходимых условий существования правового государства.

Именно человек со всеми присущими ему качествами и особенностями общественной деятельности, а также коллективы людей (нации, социальные группы, весь многонациональный народ и т.д.) и их объединения (общественные организации, партии, религиозные конфессии, а в конечном итоге - государство в целом) являются участниками тех отношений, которые кристаллизуются в виде особой отрасли. Такие отношения нацелены на осуществление фактической власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности в процессе деятельности людей, их социальных групп и объединений во взаимоотношениях с государством. Подобного рода массовые и наиболее значимые для общества отношения получили названия конституционных отношений, поскольку в них воплощается фактическая конституция общества, выражающая его структуру и характер Впервые концепция конституционных отношений была рассмотрена в работе: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967. С. 16-25.. Между фактической и юридической конституциями существует необходимая связь, и суть этой связи в том, что фактическая конституция (соотношение общественных сил) отражается в конституционном праве и регулируется им, т.е. составляет предмет правового регулирования.

Итак, именно предметом регулирования определяется конституционный характер данной отрасли, которая является конституционным правом не столько по своему основному источнику - юридической конституции (это имеет значение как вторичный, дополнительный фактор), сколько по своему предмету, который составляют конституционные отношения (фактическая конституция).

Исходным и важнейшим ориентиром конституционного права признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное опосредующее звено между человеком и государством. Конституционное право складывается и укрепляется в государстве, для которого характерен широкий круг не только провозглашенных, но и гарантированных прав и свобод человека, реальное народное представительство и прямое осуществление народовластия, последовательное проведение принципа разделения властей. Развитие Конституционного права возможно лишь в Конституционном государстве, являющемся реальным воплощением государства правового.

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования. Выбирая один из этих двух терминов, мы должны применять его ко всем трем аспектам, если хотим избежать терминологической путаницы.
Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».
При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении. Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используются термины «публичное право» или «государственное право в широком смысле», которые охватывают и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права. Государственное же право в узком смысле – аналог конституционного права – рассматривается как основополагающая часть публичного права. Например, выдержавший десяток изданий учебник д-ра А. Катца (Германия) так и называется: «Государственное право. Основной курс в публичном праве»*. Другой германский автор – профессор университета в Кельне Клаус Штерн подчеркивает в своем капитальном пятитомном труде, что конституционное право образует центральную сферу государственного права и его можно характеризовать как государственное право в узком смысле**.
* Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im offentlichen Recht. Heidelberg: C.F. Muller Jur. Verl., 1991. См. особенно: S. 8 f. См. также: Stern K. Das Staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Bd. 1. Grundbegriffc und Grundlagen des Staatsrechts, Strukturprinzpien der Verfassung. Munchen: C.H. Beck"sche Verlagsbuchhandlung 1984, S. 7 ff.
** См.: Stern K. a.a. O., S. 11.
Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах, а также в Монголии, как и у нас, развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права, хотя там это движение находится еще в самой начальной стадии и возможны разные варианты развития.
В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...»*.
* Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981. С. 29. Этот перевод сделан с 11-го немецкого издания книги, вышедшего в свет в 1978 году. Мы в дальнейшем будем пользоваться позднейшим изданием: Hesse K. Grundzuge des Verfassungsrechts der Bundesrepublik Deutschland. 18., erg. Aufl. Heidelberg: Muller, Jur. Verl., 1991.
В нашей отечественной литературе еще в советские времена высказывалось мнение, в частности В.А. Кикотем, И.П. Ильинским, что конституционное право – это система собственно конституционных норм, которые не образуют отрасли права, будучи его ядром, включающим принципы всех отраслей*. В этой позиции есть немалый резон, однако идея эта, к сожалению, не получила у нас основательной научной разработки, и поэтому в настоящем учебнике вряд ли целесообразно пользоваться такой неустановившейся научной категорией, как «ядро права». Ограничившись сообщением читателю этой идеи, мы продолжим все же характеризовать изучаемую нами систему правовых норм как отрасль права, которая в каждой стране имеет основополагающее значение для других отраслей.
* См.: Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М.: ИГП АН СССР, 1976. С. 180–182, 216–220. Следует отметить, что в советской литературе неоднократно возникали споры о названии данной отрасли права. Последний их всплеск приходится на 60-е годы, когда была предпринята не завершившаяся тогда ничем попытка разработать и принять новую Конституцию СССР (см. работы защитников «государственного права» профессоров С.С. Кравчука, А.И. Лепешкина, и сторонников «конституционного права» профессоров В.Ф. Котока, И.Е. Фарбера). В 1975 году коллектив ленинградских авторов под руководством проф. В.А. Рянжина издал даже учебник под названием «Советское конституционное право», однако традиция именовать отрасль государственным правом тогда устояла и пала лишь в последние годы.
Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет. Поэтому в целях облегчения текста в учебнике в дальнейшем, как правило, рассматриваемую отрасль права мы называем только конституционным правом.

Конституционная наука изучает как комплекс норм КП, так и круг регулируемых ими общественных отношений.

Изучает всё это в исторической перспективе из-за динамичности конституционного права.

Наука КП осуществляет идеологическую, гносеологическую, эвристическую и аксеологическую функции.

Онтологическая – изучает бытийные аспекты КП институтов.

Гносеологическая – выработка новых подходов, способов и методов исследования.

Аксеологическая – изучение конституционно-правовых ценностей, которые являются мерилом существующих норм и отношений.

Эвристическая – не только исследование, но и оказание влияния на объект в определённой мере. Но изменение должно всегда соотноситься с КП ценностями.

Методология – общенаучные, частно-научные и специальные методы и средства познания:

Цивилизационный подход, диалектический метод, системный и функциональный анализ, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально юридический методы и др.

Источники:

Теоритические – труды учёных конституционалистов

Социальные – общественные отношения, социальные реалии, определённые черты общества.

Нормативные - НПА, договоры, судебные акты.

Соотношение понятий конституционное и государственное право

Сторонники идеи государственного права исходят из того, что предмет науки это государство во всех своих ипостасях и т.п.

Те кто за конституционное право говорят, что в таком случае сольются государственное и административное право.

Иногда государственное подразумевают как советское тоталитарное право, а конституционное как новое либеральное.

Хоть сейчас преобладает конституционное право, но их можно с государственным как тождественные использовать.

Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права

Роль КП в современных условиях – не закрепление демократических принципах в основном законе, а создание таких институтов, которые могли бы никогда не утратить своей демократичности.

Сейчас актуальная проблема защиты отдельных прав человека и гражданина.

Актуальная проблема федеративного устройства

Проблема концентрации власти у президента ну и там парламентаризм, избирательное право, самостоятельность исполнительной власти.

Проблема муниципальной власти

Судопроизводство в том числе административное и конституционное и конституционная охрана

Формирование цельной конституционной теории и отрыв её от практики.

Конституция РФ

Теоретические подходы к пониманию конституции.

Основные подходы:

1. Основной закон, обладающий особым способом, субъектом принятия, высшей юридической силой. Формальный смысл.

2. Система основополагающих правовых норм, юридически закрепляющих государственный демократический строй. Юридический смысл.

3. Гос. строй и преобладающие о нём в обществе и идеи. Фактический смысл.

4. Система ограничений государственной власти для реализации прав и свобод человека. Либеральный смысл.

5. Решение о характере и устройстве политической жизни государства учредительным органом власти. Позитивный смысл.

6. Основополагающие нормы естественного права, облечённых в форму общественного договора. Естественно-правовой смысл.

7. основа государственного строя, которая посредством правового оформления связывает государственное единство, многообразие политических сил и основополагающих социальных ценностей. Социологический смысл.

8. Состояние политического единства и порядка в государстве. С точки зрения абсолютной формы.

9. Сумма высших правовых норм государства, к которой восходят все другие. Абсолютная норма.

История и теоритические предпосылки возникновения конституции.

Впервые сам термин появился в римском праве и восходит к указам императора которые также назывались конституциями.

Конституции по гаю это особые законы в том плане, что принцепс не имел права их нарушить в отличие от других законов. Иначе он пошёл бы сам против своей власти.

В Англии потом вместо как установление стали понимать как устройство. Т.е. как государственное устройство.

Конституционное право или государственное право? Спор о терминах

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба термина: конституционное право и государственное право.

Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и во Франции, например, применяется термин «конституционное право», а в Германии, тоже демократическом правовом государстве, - «государственное право». В России в дореволюционный период использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что и тогда вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным скорее всего из-за малозначительной и формальной роли социалистических конституций и тотального огосударствления общественной жизни.

В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

Социальная природа российского конституционного права

Марксистская теория государства, долгие годы господствовавшая в нашей стране, исходила из классового понимания государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры, или «ведущей роли», одного класса. Тоталитарное государство таковым и было. Но демократическое государство не может быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии несовместимы. Поэтому в наше время стало бессмысленным выявлять «классовую сущность» конституционного (государственного) права, как это делалось государствоведческой наукой в тоталитарный период. В нынешнем российском обществе, постепенно приобретающем черты современного гражданского общества, существуют различные классы, но все граждане, независимо от социального положения, пользуются равными правами и возможностями.

Поэтому сущность природы конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюрализме, т. е. в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства и влиять на его политику. Это влияние оказывается посредством конституционноправовых институтов, через СМИ, политические права, общественные объединения и лоббистские организации. Конституционное право закрепляет права этих объединений граждан, создавая условия для постоянного контроля общественностью деятельности государственных органов, что в сочетании с демократическими правилами их избрания должно исключить возможность использования власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.

Социальный плюрализм, следовательно, есть антипод классовому пониманию сущности государства и права. Новое понимание социальной природы конституционного права соответствует теории правового государства, общепризнанным принципам демократии. Наше общество возвращается к такому пониманию государства, которое представляет собой своеобразный общественный договор между людьми. Этот договор наделяет государственную власть определенными полномочиями по принуждению к соблюдению норм права, но требует от государства не забывать, что оно получило эти полномочия от людей и обязано осуществлять их в интересах людей. Только народ может быть источником власти - с этой простой истины и начинается конституционное право каждой демократической страны.

Реалистический подход к выявлению социальной природы конституционного права весьма важен для уяснения роли этой отрасли права как регулятора социальных и политических отношений в обществе. Данная роль не сводится к подавлению социальной, экономической или политической борьбы в обществе, как это свойственно тоталитарному государству. Классы, социальные группы и слои, а также их объединения, реализуя свою свободу, вправе сами определять свои социальные позиции и социальное поведение в рамках конституционной законности. Но эти рамки надо установить, что как раз и является одной из функций конституционного права. Социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы, допуская легальную оппозицию, не допустить насильственного захвата власти какими-либо экономически сильными или социально активными классом, группой или слоем населения, злоупотреблений СМИ со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей.

Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы. Оставаясь бесклассовым, оно, однако, учитывает отношения между классами и социальными слоями, предлагая им цивилизованную правовую основу социального мира и согласия, исключающую необходимость прибегать к насилию.



Просмотров