Гражданско-правовая наука о национализации. Теоретические основы национализации Квалифицирующие признаки национализации

Национализация, как отмечал В. Винниченко, стала динамитом, которым большевики сорвали скалу капитализма. Советская национализация трактовалась как революционное средство, способ экономического уничтожения эксплуататорских классов, суть которой заключалась в принудительном изъятии у них средств и орудий труда и передачи в собственность пролетарского государства.

Предметом национализации были, прежде всего, земля, банки, промышленные предприятия, жилой фонд в городах. Дома в сельской местности подлежали национализации в порядке раскулачивания, конфискации имущества у буржуазии или занятия дома государственным или общественным учреждением.

Актом национализации дома считалось фактическое, без договора, занятие здания государственной или партийной учреждением, культурно-просветительской организацией до 24 августа 1922 г., даже если в ней продолжал жить предыдущий владелец. То же касалось движимого имущества, находившегося в фактическом владении этих организаций. Поэтому иски бывших владельцев о возвращении им этого имущества или о признании за ними каких-либо прав в отношении него не подлежали удовлетворению. Законы о национализации исключали возможность каких-либо споров между государством и гражданами о праве собственности на это имущество.

По декрету СНК УССР "мебель" от 23 декабря 1926 г., мебель, принадлежавших бывшим владельцам национализированных домов, которые остались у них, также подлежали национализации.

На основании этих документов можно прийти к выводу, что предметом национализации были не только средства производства и жилой фонд, как принято считать.

Однако в связи с тем, что содержание жилых домов требовало немалых средств, был взят курс на их денационализацию. Предметом денационализации было "будинковолодіння" (не только жилой дом, но и хозяйственные постройки). В соответствии с политикой советской власти, имущество возвращалось в собственность не только ради обеспечения жильем, а с целью "сохранение и восстановление жилой площади", то есть денационализация не означала обязательного восстановления прав предыдущих владельцев. Из этого вытекало следующее:

1) если лицо своим трудом или средствами существенно отремонтировала чужое имущество, то ее правам по трудовому принципу отдавалось преимущество перед правами документальных владельцев;

2) в случае конкуренции прав собственника и владельца, к которому имущество перешло по воле владельца, предпочтение отдавалось тому из них, в чьих руках оно будет использоваться более рационально, и кто не только сохранит его от уничтожения, но и сделает соответствующие улучшения;

3) в случае денационализации претензии третьих лиц о их "лучшие" права на имущество не подлежали рассмотрению.

Право собственности на денационализированных имущество возникало не с момента вступления в силу решения суда, а с момента издания акта денационализации (карты владения). Акт о денационализации удостоверял вещные права указанного в нем лица и мог быть признан недействительным только по решению суда. Народный комиссариат юстиции нацеливал суды на то, что их первейшей задачей является скорейшее закрепление права на будинковолодіння за определенными лицами или их объединениями.

Современность

В статье 1 Закона Украины "Об обращении имущества Компартии Украины и КПСС в государственную собственность" от 20 декабря 1991 г. было указано следующее: "Передано или должно быть передано на баланс Верховной Рады Украины, Верховного Совета Крымской АССР и местных Советов народных депутатов в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Украины от 30 августа 1991 г. "О запрете деятельности Компартии Украины" имущество партийных комитетов Компартии Украины, КПСС, в том числе предприятия и организации, принадлежащие Компартии Украины, ее средства, паи, акции, другие ценные бумаги и имущественные права, где бы они не находились, вращаются в общегосударственную (республиканскую) собственность и собственность административно-территориальных единиц (коммунальную собственность). Все имущество КПСС и имущество Компартии Украины, а также имущество партийных комитетов Компартии Украины в г. Киеве принадлежащих к общегосударственной (республиканской) собственности. Имущество, переданное на баланс Верховного Совета Крымской АССР, местных Советов народных депутатов, кроме города Киева, является собственностью административно-территориальных единиц (коммунальной собственностью)".

Этот Закон, принятый по результатам работы специальной комиссии Верховной Рады Украины, был первым примером применения национализации в Украине. Ему предшествовал Указ Президиума Верховного Совета Украины от 30 августа 1991 г. "О запрете деятельности Коммунистической партии Украины".

В действующем в то время Законе Украины "О собственности" срока "национализация" не было. Однако в части 4 статьи 48 было отмечено, что в случае принятия законодательного акта, прекращающего право собственности, государство возмещает собственнику причиненные убытки. Поскольку владельца партийного имущества не было, требовать денежного возмещения было некому. В конце концов, право на возмещение придавалось тому владельцу, кто приобрел имущество законно, чего про коммунистическую партию сказать было очень трудно.

Решением Конституционного Суда Украины от 27 декабря 2001 г. названный Указ Президиума Верховной Рады Украины был признан неконституционным. Однако действующая в то время компартия Украины была признана правопреемником КПСС, а следовательно, никаких претензий к государству Украина предъявить не могла.

Фондом государственного имущества Украины в последние годы все чаще предъявляются требования о признании за государством права собственности на имущество, принадлежавшее ВЛКСМ и их местным ячейкам. Однако в Украине не было принято ни одного законодательного акта о национализации имущества ВЛКСМ и других общесоюзных общественных организаций. Уставы этих организаций позволяли им создавать предприятия и передавать им часть комсомольского имущества. Кроме того, при решении таких споров не может оставаться вне внимания вопросы применения исковой давности.

В статье 55 Закона Украины "О собственности" допускалось, кроме реквизиции и конфискации, в случаях, определенных законом, возмездное изъятие имущества собственника по решению суда или другого компетентного органа. Какова юридическая сущность такого изъятия?

Можно утверждать, что речь шла о завуалированном национализации, поскольку такое изъятие не связывалось ни с обстоятельствами чрезвычайного характера, ни с совершением преступления или иного правонарушения.

в Соответствии с частью 2 статьи 346 ГК право собственности может быть прекращено в других случаях, установленных законом. Следовательно, возможность национализации как принудительного акта принципиально не исключается. Но, в отличие от "социалистической" безвозмездной национализации, в нынешних условиях она может быть только оплатной. Объектом национализации может быть не только определенный вид имущества от каждого из собственников, кто им владеет (земли сельскохозяйственного назначения, металлургическая отрасль промышленности), но и имущество данного юридического лица. Такая выборочная национализация - не единичный случай в мировой истории (например, национализация Суэцкого канала).

может проводиться национализация постановлением Кабинета Министров Украины? Выше указанная норма, а также положения частей 2, 4 статьи 4 ГК, в которых проведено четкое разграничение закона и подзаконного акта, дают основание для отрицательный ответ: нет, только по закону.

Однако нельзя исключать схемы добровольного передачи в собственность государства активов банкрутуючої частной юридического лица (например, банка) вместе с ее договорными или налоговыми обязательствами. Но это - не национализация.

Курский государственный университет

Кафедра гражданского права и процесса

Курсовая работа

на тему:

Национализация и реквизиция

в современном гражданском праве

Выполнила: студентка 5 курса

заочного отделения

юридического факультета

Озерова Е.В.

Проверил: ассистент кафедры

гражданского права и процесса

Свиридов Д.В.

Курск - 2008

Введение...................................................................................................................3

Понятие «национализации» и его признаки

1.1. признаки и сущность национализации как правового механизма

прекращения права собственности........................................................................5

1.2. развитие законодательства, регулирующего

национализацию....................................................................................................8

1.3. применение национализации в современной России.................................9

Реквизиция

2.1. история возникновения реквизиции как способа прекращения права

собственности.......................................................................................................15

2.2. понятие и порядок проведения реквизиции..............................................17

2.3. реквизиция и изъятие земельных участков...............................................21

2.4. проблемы процедуры реквизиции.............................................................26

2.5. сравнительный анализ понятий национализация,

реквизиция, конфискация........................................................................28

Заключение..............................................................................................................31

Литература.......................................... ....................................................................32

Введение.

Представленная курсовая работа нацелена на системный анализ таких правовых институтов прекращения права собственности как национализация и реквизиция, применение которых на практике вызывает массу вопросов. Причиной этому является отсутствие закрепленных в нормативно-правовых актах норм, детально регламентирующих принципы, порядок и условия проведения подобных процедур.

Таким образом, объектом исследования в рамках данной работы являются два механизма принудительного прекращения права собственности: национализация и реквизиция.

В работе предпринимается попытка проведения сравнительного анализа нормативно-правовых документов действующего российского законодательства, регулирующего рассматриваемые механизмы прекращения права собственности, а также попытка на основе теоретического анализа обобщить данные исследователей, касающиеся сущности правовых понятий национализации и реквизиции.

Право частной собственности является одним из основных прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ. Знание своих прав и обязанностей, и, на наш взгляд, главным образом, возможных правовых способов их ограничения на данном этапе развития общества необходимо в первую очередь для пресечения незаконных попыток подобных ограничений.

Раскрытие сущности механизмов прекращения права собственности невозможно без понимания того, что же такое право собственности и собственность в частности.

Определение понятия собственность в объективном смысле дано в ст. 209 Гражданского кодекса РФ:

Право собственность - право субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему материальными благами по своему усмотрению в пределах закона.

Из данного определения следует, что собственности присуще волевое содержание («по своему усмотрению»), поскольку именно суверенная воля собственника определяет судьбу принадлежащей ему вещи. В принципе собственник может совершать в отношении своей вещи все, что не запрещено законом либо не противоречит социальной природе собственности. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, но при подробном практическом рассмотрении вопроса «волевого» распоряжения собственностью возникает масса трудностей, особенно в аспекте способов прекращения права собственности, где предусмотрен ряд оснований, который не включает в себя волевой элемент.

Так российскому законодательству известны способы и условия прекращения права собственности:

а) добровольное прекращение права собственности на имущество;

б) утрата права собственности по объективным причинам;

в) принудительное изъятие у собственника его имущества.

Хотя Конституция РФ в ч.3 ст. 35 говорит о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, то есть фактически запрещает принудительное изъятие имущества у собственника, но в то же время допускает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд, только при условии предварительного и равноценного возмещения (национализация). Гражданский кодекс пошел дальше и, указав в ч.2 ст.235 недопустимость принудительного изъятия, расширил указанное в Конституции основание для возможного принудительного прекращения права собственности:

1. обращение взыскания на имущество по обязательствам;

2. отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

3. отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка;

4. выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;

5.реквизиция;

6. конфискация;

7. национализация.

Но, прописанные в законе, некоторые нормы права, регулирующие принудительное прекращение права собственности либо не могут применяться вообще за отсутствием правовых норм, конкретизирующих процедуру прекращения, либо вызывают массу споров при толковании и уяснении.

Таким образом, в рамках данной курсовой работы рассмотрены наиболее спорные и окончательно не урегулированные способы принудительного прекращения права собственности как национализация и реквизиция.

1. Понятие «национализация»

и его отличительные черты.

1.1. признаки национализации

Понятие "национализация" относится к числу наименее разработанных как в науке гражданского права, так и в законодательстве.

Национализация – это законный государственно-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (права участия в делах и капиталах) у государства, с целью обеспечения государством функциональности соответствующего сектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и т.п.).

Исходя из приведенного определения, можно выделить следующие признаки института национализации:

1. Национализация - это государственно-властный акт.

Никто не может осуществить национализацию имущества, кроме уполномоченного на это органа государственной исполнительной власти (п. 3 ст. 35 Конституции РФ). Данный орган сначала издает индивидуально-определенный акт о национализации конкретного имущества (имущественного комплекса), в котором определяет все значимые условия осуществления национализации (сроки и способ проведения, а также форму и порядок выплаты возмещения). Затем представители данного органа производят опись, если необходимо арест и оценку национализируемого имущества, а также передачу его на ответственное хранение. После этого предусмотрено равноценное возмещение владельцу и только затем - изъятие у владельца национализируемого имущества и передача его в собственность государства (в казну).

2. Национализация - это законный акт.

Акт национализации возможен только при условии его законности, т. е. при условии его соответствия конкретной норме действующего в момент акта национализации закона. Акт национализации, не соответствующий закону, является ничем иным, как актом насилия, произвола и причинения ущерба незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти. "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц", - провозглашает ст. 53 действующей российской Конституции. Убытки, причиненные такими действиями, подлежат возмещению по правилам, установленным ст. 1069 ГК РФ. При этом сам факт принятия закона, предусматривающего обязательность прекращения права частной собственности на то или иное имущество (в том числе путем его национализации), также является основанием для возмещения бывшим собственникам убытков (ст. 306 ГК РФ).

3. Национализация - это принудительный акт.

Сказанное ранее о нормах действующего российского законодательства (п. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 235, 306, 1069 и др. ГК РФ) позволяет сделать вывод о том, что принудительность касается исключительно самого факта национализации. Оспаривать законный факт национализации невозможно, но результатом национализации не должно являться то, что имущество бывшего собственника насильно уменьшается. Напротив, уменьшения имущества происходить не должно.

4. Национализация - это возмездный акт.

Выплата равноценного и справедливого возмещения необходимое условие всякой национализации по современному российскому законодательству. Без соблюдения этого условия нельзя говорить о законности национализации. Общее правило о возмездности всякого принудительного изъятия имущества государством установлено в п. 3 ст. 35 Конституции РФ, предъявляющем такие требования к возмещению, как равноценность и предварительность. Специальной нормой, устанавливающей возмездность именно национализации, является ч. 3 п. 2 ст. 235 ГК РФ. Нормами, относящимися к одному виду имущества, можно считать положения ФЗ от 25 декабря 1999г. №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" и ФЗ от 9 июля 1999г. №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" (в ред. от 26.06.2007).

Реквизиция - ст.242 ГК РФ. Реквизиция - принудительное изъятие имущества собственника в государственных или общественных интересах с выплатой ему стоимости этого имущества. Признаки: принудительное изъятие (независимо от воли собственника), применяется только при чрезвычайных обстоятельствах (аварии, эпидемии, стихийные бедствия и т.д.), при это реквизиту подлежит только то имущество, которое необходимо либо для предотвращения этих чрезвычайных обстоятельств, либо для устранения последствий таких обстоятельств, осуществляется реквизиция по решению органов исполнительной власти, при этом лица, у которых реквизировано имущество, выплачивается стоимость этого имущества. При этом, если собственник не согласен со стоимостью, то он может оспорить оценку в суде, но не саму реквизицию. Реквизиция не является мерой гражданско-правовой ответственности. При прекращении действий, которые послужили основанием для реквизиции, собственник вправе возврата ему имущества, если оно сохранилось в натуре.

Конфискация - ст.243 ГК РФ. Конфискация - принудительное изъятие имущества собственника безвозмездное в качестве санкции.

Национализация - ст.235, 206 ГК РФ. Национализация - принудительное обращение в собственность государства имущества граждан и юридических лиц на основании закона с возмещением стоимость имущества и других убытков, которые несет собственник. Стоимость можно оспорить в суде.

Момент возникновения права собственности у приобретателя вещи.

Первая причина состоит в том, что бремя содержания имущества лежит на собственнике. Вторая причина (ст.211 ГК РФ): Риск случайной гибели вещи или ее порчи несет собственник вещи, если законом или договором не установлено иное.

Риск случайной гибели - в гибели вещи не виноват не отчуждатель, не приобретатель вещи.

п.1 ст.223 ГК РФ: Право собственности у приобретателя вещи возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Под передачей вещи понимается фактическое вручение вещи приобретателю (п.1 ст.224 ГК РФ): вещь считается врученной приобретателю с момента фактического поступления ее во владение приобретателя.

Передачей признается также сдача вещи траспортной организации для отправки приобретателю этой вещи, а так же сдача вещи на почту для пересылки приобретателю этой вещи, если вещь отчуждена без обязательства ее доставки приобретателю.

Приравнивается также к передаче вещи вручение товарораспорядительного документа (например, коносамент) на эту вещь.

Исключение: п.2 ст.223 ГК РФ: если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности возникает в момент регистрации этого права в регистрирующем органе (недвижимое имущество).


При этом необходимо различать регистрацию договора об отчуждении вещи и регистрацию самой вещи.

Формы и виды собственности (права собственности).

Эти формы и виды собственности различаются в зависимости от того, кто является собственником имущества. В соответствии со ст.212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Различают две формы собственности (права собственности): частная собственность и публичная собственность.

Частная собственность имеет место тогда, когда субъектом права собственности является либо гражданин, либо юрлицо. Публичная собственность имеет место тогда, когда субъектом права собственности выступает публичное образование - РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

Разные формы собственности существует при одном и том же содержании собственности (права собственности). Так что название формы собственности - название условное.Частная форма собственности бывает двух видов: собственность физических лиц и собственность юридических лиц.

Публичная (скорее всего государственная, ошибка лектора) форма собственности представлена двумя видами: собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации.

Муниципальная форма собственности делится на три вида: собственность поселений, собственность муниципальных образований, собственность городских округов.По общему правилу для всех форм и видов собственности закон устанавливает одинаковый правовой режим, в частности п.4 ст.212 ГК РФ особо подчеркивает, что права всех собственников защищаются равных образом.

Однако даже в настоящее время из этого общего правила бывают некоторые исключения. Они предусмотрены п.3 ст.212 ГК РФ: особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владение, пользование и распоряжение им в зависимости от того, в чьей собственности это имущество находится, могут устанавливаться только законом (нельзя подзаконным нормативным актом). Законом определяются те виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (например, ядерное оружие).

Слово «национализация» происходит от латинского «пайо», что в переводе означает «народ». Поэтому национализацию следует связывать в первую очередь с «национальной основой» 1 , интересами Отечества, общим, т. е. народным, благом. Именно интересами общества, которые порождают благие для общественного развития публичные цели, может быть обусловлена национализация в истинном значении этого слова.

Обзор гражданско-правовой литературы, посвященной национализации, позволяет сделать ряд выводов, касающихся национализации в гражданском праве.

1. Институт национализации нормален , так как регулирует нормальные экономические отношения, и необходим для обеспечения поступательного экономического развития страны.

2. Институт национализации позволяет преодолеть индивидуализм участников гражданско-правовых отношений и провести идею общественного интереса (общеполезности, общего блага, публичного интереса).

3. Институт национализации является частным, поскольку гарантирует защиту интересов частных лиц от государственного произвола.

4. Национализация институт вещно-правовой, он не опосредует куплю-продажу и не является по своей сути обязательством из состояния.

5. Суть национализации заключается в прекращении права собственности частной и возникновении права собственности публичной.

6. Национализации свойственны принудительность и возмездность.

Наконец, основанием национализации должен быть государственно-властный акт, принятый на основании действующего в стране законодательства о национализации.

Проекты законов о национализации

Проект внесенный в Гос.Думу 12 февраля 2003 г. Н. В. Арефьевым, целью национализации обозначил «обеспечение обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ» (ст. 6). Предложенную формулировку вряд ли можно оценить как конкретную и понятную, а главное, индивидуальную как такое правовое явление, как национализация. Данная цель подходит для любого правового института. Право вообще призвано защищать права граждан и обеспечивать безопасность государства. С такой постановкой цели, думается, трудно обеспечить действенность проекта закона в случае сто принятия.

Проект внесенный в ГД 1 апреля 2002 г. депутатом Е. П. Ищенко, целью обращения имущества в собственность Российской Федерации определял «исключительно обеспечение государственных нужд» (ст. 4). При этом государственные нужды данный проект закона, как и проект Н. В. Арефьева, связал с обеспечением «обороны и безопасности страны, защитой интересов граждан». Использованное понятие, известное законодательству в связи с подрядами и поставками, как нам представляется, не может быть в данном случае признано удачным. Национализация - особый институт. Особыми должны быть и цели, не пересекающиеся с целями институтов иных, хотя и смежных.

Анализ отечественных законопроектов о национализации позволяет утверждать, что необходимая процедура национализации в них была отражена не так подробно, как того требует значение института. На наш взгляд, данная процедура должна быть формализована и включать ряд последовательных этапов: опись, арест, оценку, ответственное хранение, выплату возмещения, изъятие и, наконец, передачу в собственность государства. Каждому из этапов законодатель должен уделить внимание, поскольку здесь важны как последовательность процедуры, гак и соблюдение установленных сроков.

Сервитуты в Гражданском праве России

Сервитут - признанное законом право ограниченного пользования чужим имуществом (объектом).

Сервитут может быть срочным и постоянным.

Сервитут устанавливается по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом, и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования кᴏᴛᴏᴩого сервитут установлен.

Виды сервитутов

Земельный кодекс в статье 23 предусматривает 2 вида сервитутов:

  • частные;
  • публичные.

Частный сервитут

Ст. 274-277 ГК РФ устанавливают следующее.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, кᴏᴛᴏᴩые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута будет соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения данным участком.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах кᴏᴛᴏᴩых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по кᴏᴛᴏᴩым он был установлен.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если ϶ᴛᴏ крайне важно для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • ϲʙᴏбодного доступа к прибрежной полосе.

По правилам публичного лесного сервитута граждане имеют право ϲʙᴏбодно пребывать в лесном фонде.

По правилам публичного водного сервитута каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Похожие объекты:

55. Право оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Субъектами данного права теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций *(428), так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.
Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего).
Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.
Столь "узкий" характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен-ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов. С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения (или казенного предприятия) распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по долгам созданных им учреждений (или казенных предприятий), считая ее одной из основных особенностей имущественно-правового статуса этих юридических лиц (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК).
В зависимости от субъектного состава право оперативного управления имеет и свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать право оперативного управления, признаваемое за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

56. Понятие общей собственности. Общая долевая и общая совместная собственность.

Общая собственность – принадлежность одного и того же имущества одновременно нескольким лицам (сособственникам).

Объект общей собственности – индивидуально-определенная вещь (дом), совокупность вещей (наследственная масса) или имущественный комплекс (предприятие). Право общей собственности возникает на неделимые вещи, а также на имущество, которое не может быть разделено в силу указания закона (примером являются многие ценные бумаги). Общей собственностью могут быть и делимые вещи, если это предусмотрено законом либо соглашением.

Виды общей собственности :

1. долевая – общая собственность , в которой каждому сособственнику принадлежит определенная доля;

2. совместная – общая собственность , в которой доли ее сособственников заранее не определены, но могут быть выделены при ее разделе.

Общая собственность является долевой, если иное не установлено законом. Так, законом установлена совместная собственность на общее имущество супругов, а также членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Перевод имущества из режима совместной собственности в режим долевой допускается по усмотрению сособственников, а в обратном порядке – только в случаях, предусмотренных законом.

Подобщей собственностью понимается принадлежность одного и того же имущества одновременно нескольким лицам (сособственникам).

Право общей собственности - право двух или более лиц сообща по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое. Это право возникает на неделимые вещи (ч. 1 ст. 133 ГК РФ), а также на имущество, которое не может быть разделено в силу закона (например, многие ценные бумаги). Общей собственностью могут быть и делимые вещи, если это предусмотрено законом либо соглашением собственников (например, договором о совместной деятельности).

Выделяются двавида общей собственности (п. 2 ст. 244 ГК РФ):

1. долевая - общая собственность, в которой каждому сособственнику принадлежит определенная доля. Юридическая природа доли в общей собственности состоит в том. что участнику принадлежит доля в праве на общее имущество (идеальная доля), а не доля имущества или доля в стоимости имущества (реальная доля);

2. совместная - общая собственность, в которой доли ее сособственников заранее не определены, но могут быть выделены при ее разделе.

Так, законом установлена совместная собственность на общее имущество супругов, а также членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Перевод имущества из режима совместной собственности в режим долевой допускается по усмотрению собственников, а в обратном порядке - только в случаях, предусмотренных законом.



Просмотров