Особенности доказывания в суде присяжных. Особый порядок исследования доказательств, способных оказать на присяжных негативное психическое воздействие. Особенности процесса доказывания в суде присяжных

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики. Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы: побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, а последний – к росту инфляции; государственные инвестиции вытесняют частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения.

Эффект вытеснения – сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов; проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Фискальная политика часто запаздывает из-за административных и законодательных процедур, в результате она может воздействовать только на крупные изменения. Небольшие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

Политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных расходов, – очень популярная мера чисто политического плана. С другой стороны, увеличение налогов или урезание социальных программ связано с нежелательными социальными последствиями, и правительство часто не решается применять эти меры.

25.Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

Важно отметить, что главным источником дохода бюджета Республики Беларусь являются косвенные налоги: НДС и акцизы. В зависимости от характера торговой деятельности, проводимой субъектами экономических отношений, косвенные налоги делятся на 2 группы. Внутренняя торговля связана с использованием двух видов косвенных налогов: акцизов и фискальной монополии. Внешняя торговля связана с использованием таможенной пошлины на товары, которые экспортируются или импортируются. Налоговая система республики из двух основных функций (фискальной и стимулирующей) главным образом выполняет фискальную функцию. Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Республике Беларусь, является налог на добавленную стоимость. Одним из недостатков системы налогообложения Беларуси является введение частых изменений и дополнений в налоговую систему, которые не успевают принимать к работе, как плательщики, так и налоговые органы. Это наносит ущерб полноте и регулярности налоговых поступлений в бюджет. Законодательная и нормативная база по налогам усложнена, что приводит к ошибкам, как со стороны бухгалтеров предприятий, так и со стороны работников контролирующих органов. Существующая налоговая система характеризуется нереализованностью фискальной функции. С помощью фискальной функции формируется бюджетный фонд. В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Местные бюджеты делятся на: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); -бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинении); -бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).



Понятие и цели денежно-кредитной политики.

Денежно кредитная политика -комплекс мер по регулированию кредита и денежного обращения, направленных на стабилизацию экономики (отсутствие инфляции и безработицы).Объекты регулирования -денежная масса (предложение денег) и связанная с ней параметры % ставки. Субъекты ДКП : центральный банк (ЦБ), коммерческий банк (КБ). Конечные цели ДКП: 1)устойчивый экономический рост.2)полная занятость. 3)стабильность цен.4) равновесие платежного баланса. Промежуточные цели :1)объём денежной массы (предложение денег).2)уровень % ставки.3)валютный курс. Конечные цели достигаются только через правильно выбранные и промежуточ. цели. Промежуточные цели относятся к деятельности ЦБ.

27. Создание банковской системой «новых денег». Комбанки проводят балансовые операции. Существуют банковские активы и пассивы. По активам осуществляется развитие денежных ср-в, по пассивам – их накопление.

Баланс

Активы = пассивы – резерв

Банковская система обладает способностью создавать деньги, т.е. увеличивать предложение денег. В основе способности создания денег лежат:избыточные резервы, обязательные резервы, принцип мультипликатора. 1)разница между фактическими и обязательными резервами. Именно их банк может использовать для выдачи ссуд.2) части резервов, которые комбанк держит наличными на счетах НацБанка.

Созданные одним банком деньги превращаются в депозиты других банков, за исключением обязательных резервов, используемых для дальнейших выдач ссуд.Пример: Комбанк имеет 10000уе вкладов и норма обязательных резервов пусть 10%.

Баланс

Всего фигурирует 19000 уе.Норма обяз резервов (R) устан в НБ в % от объема депозитов и этот фиксированный размер ден ср-в каждый банк обязан хранить в форме резервов в НБ. Обяз резервы НБ использует для страхования вкладов, осуществления межбанковских расчётов, регулирования различ деят-сти банк-ой системы.Банк-ий мультипликатор (мультипликатор денег) – вел-на, обратная норме обязательных резервов = 1/R и выражает макс кол-во кредитных денег, кот. может быть создана избыточными резервами при данной норме обязательных резервов.Но сущ и более общая модель предл-я денег с учетом возможности оттока части денег с депозитов в наличночть.Денежная база (MB) – деньги выс эфф-сти, вкл:- наличность вне банковской системы - обязательные резервы комбанков, хран. в НБ.

MB = С+R (нал деньги + резервы);M S = наличные деньги + депозиты; M d =

Оценка эффективности фискальной политики: на примере России

дипломная работа

1.4 Проблемы осуществления фискальной политики

Даже сторонники кейнсианского направления признают, что применение фискальной политики в качестве инструмента макроэкономической стабилизации сопровождается трудностями.

Важной проблемой является недостаток гибкости бюджетно-налоговой политики. Поскольку некоторые государственные программы осуществляются несколько лет и расходы по ним уже запланированы, то быстрое увеличение и снижение государственных расходов представляется трудноосуществимой задачей.

Проблему негибкости усугубляет проблема временных лагов. Поскольку изменение бюджетно-налоговой политики подразумевает длительное обсуждение в парламенте, то образуется внутренний временной лаг между осознанием необходимости осуществления мер и их вступлением в силу. Кроме того, поскольку воздействие фискальных мероприятий на экономику проявляется не сразу, имеет место быть внешний временной лаг между моментом принятия мер и их результатами.

Наличие описанных выше лагов означает, что при принятии решений о фискальной политике необходимо ориентироваться на экономическую ситуацию, которая будет в будущем. Однако точно предсказать экономические события не всегда представляется возможным.

Кроме того, измерение и анализ экономической информации несовершенны, и определить величину отклонения экономики от своего потенциала крайне сложно. Возникает неопределенность относительно кого, какие меры нужно принимать в данный момент времени. В противном случае, эффект от бюджетно-налоговой политики может проявиться в противоположной фазе экономического цикла и усилить колебания деловой активности.

Также существует проблема неопределенности связанная с тем, что сложно предсказать эффективность, которую будут иметь предпринятые меры. Даже если предположить, что нам известно на какую величину нужно изменить совокупный выпуск, вопрос о том, на какую величину нужно изменить государственные закупки или налоги по-прежнему останется открытым.

Прогнозирование эффекта фискальной политики затрудняется также вариативностью ожиданий экономических агентов. От ожиданий во многом зависят результаты фискальной политики, однако сама политика также оказывает влияние на ожидания. Этот факт еще более усложняет осуществление бюджетно-налоговой политики.

Вследствие описанных выше проблем осуществление бюджетно-налоговой политики происходит практически «вслепую». Тем не менее, кейнсианцы не спешат отказываться от этого инструмента макроэкономической стабилизации, хотя многие из них признают, что применять фискальную политику нужно лишь в периоды глубоких спадов и не стоит пытаться сглаживать все колебания экономической активности.

Основными инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Государственные закупки - это способ закупок...

Анализ современной фискальной политики

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводиться в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства...

Методика составления плановой калькуляции производственных предприятий

Налоговая политика Российской Федерации, как инструмент экономического роста страны

При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», ее «цели», «методы» и «модели (типы)». Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления...

Налогово-бюджетная политика и ее роль в стабилизации и развитии экономики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1. стимулирующую 2. сдерживающую. Рисунок 1(а...

Особенности и проблемы реализации фискальной политики в Республике Беларусь

На базе кейнсианской теории известный английский ученый Дж.Хикс разработал стандартную равновесную модель рынка. 0бщее равновесие на реальном, (товарном) и денежном рынках исследуется с помощью аппарата кривых “IS-LM” (рис. 2.1)...

Проблемы и тенденции реализации фискальной политики в Республике Беларусь

Фискальная политика представляет интерес прежде всего с теоретической точки зрения, для получения ответа на вопрос: как можно использовать инструменты данной политики для стабилизации экономики...

Совершенствование государственного регулирования экономики депрессивных регионов в условиях стратегического планирования

В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц...

Фискальная политика

Время от времени правительства различных стран предпринимают действия, направленные на «стимулирование экономики», которое носит название фискальной политики...

Фискальная политика

Экономисты признают, что правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем при выборе и проведении фискальной политики на практике. Связано это со многими факторами. Фискальная политика - это временный процесс...

Фискальная политика в России: цели, механизмы и последствия

Как у любой политики, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы. Рассмотрим их далее. Существуют бюджетные дефициты. И побочные последствия их достаточно серьезны...

Фискальная политика государства в рыночной системе

Переход России к рыночной экономике изменил структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений...

Фискальная политика и ее влияние на макроэкономическую стабилизацию

Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов...

Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь

Вопросы совершенствования бюджетно-налоговой политики в Беларуси являются как никогда актуальными и важными на сегодняшний день. Общая неэффективность приемов и методов, используемых при составлении бюджета...

Эффективная социальная политика предприятия в кризисных условиях

Налогоплательщик всегда недоволен налогами, считая их слишком высокими. Государство почти всегда считает их слишком низкими. Как же на самом деле обстоит дело? Можно ли ответить на эти вопросы объективно? Какие новые количественные подходы для этого можно использовать?

1. Введение

По мнению большинства предпринимателей и экономистов одним из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, является нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. При таком фискальном нажиме страна получила целый ряд негативных явлений. Во-первых, сковывается предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, являющиеся наиболее важными и приоритетными с общегосударственных позиций, автоматически отсекаются от прибыльных сфер деятельности и начинают постепенно стагнировать, в результате чего происходит своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс стимулирует уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, следствием чего является обострение бюджетных проблем страны.

В сложившихся условиях актуализируется задача оценки эффективности действующей системы фискального регулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение этой задачи предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Здесь необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог на добавленную стоимость) и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже только этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования может быть достаточно, чтобы "зарезать" вполне нормальную экономическую структуру.

Однако в целом данное направление предполагает "расшивку" всей системы бухгалтерского учета для изменения самого механизма изъятия налогов и не предполагает методов макроанализа. В противовес ему количественный метод оптимизации налоговой системы нацелен на определение максимально рациональных налоговых ставок в рамках действующего фискального механизма. Понятно, что данное направление предполагает оптимизацию величин как отдельных налоговых ставок, так и совокупного налогового бремени. Сказанное относится как к юридическим, так и к физическим лицам. Данный метод не предполагает кардинального изменения действующей системы налогообложения и по сути своей нацелен лишь на определенную корректировку количественных фискальных параметров. Понятно, что это направление совершенствования системы государственного регулирования предполагает применение широкого спектра микро- и макроэкономических методов и моделей, которые и будут в центре нашего внимания.

Оценить эффективность фискальной политики можно с разных позиций, а именно: с позиции экономического субъекта (источника налогообложения) и государства (получателя налогов). С точки зрения юридических и физических лиц проблема оценки эффективности фискальной политики государства не представляет научного интереса, так как здесь действует прямолинейная и примитивная логика: чем больше налоговые изъятия, тем хуже. Значительно более интересной и менее однозначной ситуация становится при оценке фискальной политики с точки зрения государства. Здесь возможны две линии анализа: оценка эффективности фискальной политики на производственную активность экономической системы и на наполненность доходной части государственного бюджета. Как правило, эти две системы оценки вступают в противоречие и фискальная политика, эффективная в отношении второго критерия, может быть совершенно неэффективна с точки зрения первого. Кроме того, даже в рамках каждого из этих критериев фискальная политика может давать неоднозначный результат, то есть в развитии исследуемых процессов имеются точки перегиба.

Именно нелинейная зависимость объемов производства и налоговых поступлений от тяжести налогового бремени и является предметом изучения, когда оценивается эффективность фискальной системы. Как правило, все конкретные расчеты эффективностных параметров ведутся в рамках так называемой кривой А.Лаффера, в соответствии с которой функциональная зависимость налоговых доходов государства от уровня налогового бремени описывается параболой с точкой максимума.

Справедливости ради следует отметить, что концепция кривой Лаффера вообще занимает центральное место в современной теории фискального регулирования. При этом конкретные исследования в этой области идут, как правило, по двум направлениям. Первое (теоретическое) предполагает моделирование экономистами производственных и фискальных процессов и теоретическое выведение из построенных моделей параболической зависимости Лаффера. В работах подобного рода делается акцент на строгое доказательство наличия "эффекта перегиба" на фискальной кривой и выявление условий его возникновения, что само по себе имеет большое значение для экономической теории. К числу наиболее содержательных исследований этого направления можно отнести работы . Второе (прикладное) направление связано с практическими расчетами величин так называемых точек Лаффера (точек перегиба на фискальной кривой) применительно к отдельным странам и по сути дела представляет собой специфический раздел теории макроэкономического оценивания. В этом случае функциональные особенности экономической системы отходят на задний план, а на первом месте оказываются вычислительные алгоритмы и работа с конкретными статистическими данными. К числу таких работ относятся . В ряде случаев теоретические модельные построения сопровождаются эмпирическими расчетами, чем обеспечивается слияние первого и второго подходов. Однако таких исследований чрезвычайно мало и, похоже, что при всей своей привлекательности этот путь является малопродуктивным.

В рамках каждого из двух названных направлений также имеются различия в подходах к анализу проблемы. Условно их можно разделить на две группы. Первая группа исследователей, как правило, культивирует микроэкономический подход к описанию системы . Результаты, полученные для отдельного хозяйственного субъекта, экстраполируются на всех остальных экономических агентов, чем достигается необходимая степень общности проводимого анализа. Вторая группа экономистов придерживается принципиально агрегированных конструкций , что позволяет напрямую выходить на макрообобщения и не вдаваться во внутреннее строение экономики. Попытки объединить оба подхода являются исключением из правила и, как правило, оказываются малоэффективными.

В данной статье нами будут выполнены построения в рамках прикладного направления, базирующегося на использовании обобщенных макропоказателей. В частности, мы подробно рассмотрим некоторые возможные подходы к оценке эффективности фискальной политики государства и проверим наиболее продуктивный из них на российских данных 1990-1998 гг.

2. Постановка проблемы и методология исследования

В последнее время проводится много исследований, в которых делается попытка оценить эффективность отдельных сторон фискальной системы с помощью отыскания точек Лаффера для конкретных видов налоговых сборов. В работах рассматриваются налоги на добавленную стоимость и прибыль, начисления на заработную плату, налог на имущество, подоходный налог и т.п. Вместе с тем концепция кривой Лаффера изначально создавалась применительно к понятию совокупного налогового бремени, то есть всей массы налоговых отчислений. Ниже мы будем придерживаться именно такого понимания проблемы и, следовательно, будем отыскивать точки Лаффера для усредненного макроэкономического показателя налогового бремени. Под последним мы будем понимать долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны в объеме валового внутреннего продукта (ВВП) (в более общем случае можно использовать и показатель валового национального продукта).

В основе нашего исследования лежит предположение, что объем производства, отражаемый величиной ВВП X, зависит от уровня налогового бремени θ=T/X , где T - сумма налоговых поступлений в бюджет страны. Зависимость X(θ) аппроксимируется нелинейной функцией, параметры которой подлежат количественной оценке. Идентификация функции X(θ) позволит рассчитать точки Лаффера. При этом нами будут различаться точки Лаффера первого и второго рода (аналогичный подход использовался в ). Дадим соответствующие определения.

Точкой Лаффера первого рода будем называть такую точку θ*, при которой производственная кривая X=X(θ) достигает локального максимума, то есть когда выполнены условия: dX(θ*)/dθ=0; d 2 X(θ*)/dθ 2 <0 . Точкой Лаффера второго рода будем называть такую точку θ**, при которой фискальная кривая T=T(θ) достигает локального максимума, то есть когда выполнены условия: dT(θ**)/dθ=0; d 2 T(θ**)/dθ 2 <0 . Экономически точка Лаффера первого рода означает тот предел налогового бремени, который может выдержать производственная система, не срываясь в режим рецессии. Точка Лаффера второго рода показывает величину налогового бремени, за пределами которой увеличение массы налоговых поступлений становится невозможным.

Идентификация двух точек Лаффера и их сопоставление с фактическим налоговым бременем θ позволяет оценить эффективность налоговой системы страны и направления ее оптимизации. В этом, собственно, и заключается наша задача. Ниже мы рассмотрим некоторые подходы, с помощью которых поставленная задача может быть решена.

3. Эконометрические (статистические) методы оценки эффективности фискальной политики

В общем случае поставленная задача может решаться эконометрическими способами, в основе которых лежит постулат о том, что объем производства нелинейно зависит от величины налогового бремени. В этом случае объем ВВП достаточно аппроксимировать полиномиальной регрессией следующего вида:

где β i - параметры, подлежащие статистической оценке на основе ретроспективных динамических рядов.

Учитывая формулу (1) и то, что величина массы налогов есть

можно записать следующее соотношение

Для проведения соответствующих расчетов весь информационный массив должен быть представлен динамическими рядами двух "первичных" показателей - X и T. Зная эти величины, по формуле (2) можно рассчитать ретроспективный ряд для такого "вторичного" показателя, как θ. В дальнейшем в результате вычислительных экспериментов отыскивается полином (1) соответствующей степени. Желательно, чтобы это была квадратичная или в крайнем случае кубическая функция, так как более высокий порядок полинома впоследствии осложнит отыскание точек Лаффера (полиномы третьей степени и выше приводят к "размножению" стационарных точек производственной кривой X=X(θ) и предполагают дополнительную процедуру их выбраковки и фильтрации для выяснения, какие именно из них являются точками Лаффера).

Учитывая специфику операций сглаживания рядов, эконометрические модели типа (1) имеют ряд очевидных особенностей. Во-первых, для получения значений параметров β i необходимо иметь достаточно длинные и "хорошие" в статистическом смысле динамические ряды. Во-вторых, параметры β i постоянны во времени, что в некоторых случаях приводит к неизменности значений точек Лаффера (в частности, такая ситуация возникает для квадратичной функции). Это не совсем правомерно, так как более логично было бы предположить, что точки Лаффера являются плавающими во времени величинами.

Комментируя предлагаемый выше подход, который базируется на примитивной полиномиальной аппроксимации процесса экономического роста налоговой функцией (1), следует сразу оговориться: в данном случае решается чисто техническая, инструментальная проблема без учета внутрисистемных экономических связей. Явного моделирования функциональных свойств системы не ведется, однако таковые косвенно улавливаются зависимостью (1). При этом, хотя сама функциональная зависимость (1) нелинейна, регрессия (1), наоборот, является линейной относительно входящих в нее параметров и, следовательно, никаких особых технических сложностей при ее идентификации не возникает. В этом состоит один из существенных плюсов предлагаемой модельной схемы.

4. Аналитические (алгебраические) методы оценки эффективности фискальной политики

Учитывая, что для российской экономики пока еще не сформированы ретроспективные динамические ряды, достаточные для проведения корректных эконометрических расчетов, можно воспользоваться другими способами оценки эффективности фискальной политики. К числу подобных альтернативных подходов можно отнести методы точечно-кусочной аппроксимации анализируемого процесса с помощью степенной функции, которые принципиально отличаются от эконометрических методов, основанных на интервальной аппроксимации. В этом случае для каждой отчетной точки (в нашем случае года) строится своя функция X=X(θ) с соответствующими значениями входящих в нее параметров. Так как число параметров функции может быть больше одного, то для их однозначной оценки необходимо использовать дополнительную информацию о приростах переменных во времени. Учитывая нелинейность связи между объемом производства и уровнем налогового бремени, в качестве аппроксимирующей функции следует брать квадратичный полином. Здесь возможны два варианта расчета: обобщенный трехпараметрический и упрощенный двухпараметрический. Рассмотрим их более подробно.

1. Трехпараметрический метод. В основе данного метода лежит аппроксимация процесса экономического роста трехпараметрической квадратичной функцией, где в качестве аргумента выступает уровень налогового бремени:

где α, β и γ - параметры, подлежащие оценке.

Тогда в соответствии с (2) сумма налоговых поступлений определяется следующим образом:

В каждый момент времени объем ВВП зависит от уровня налогового бремени, причем характер этой зависимости задается формулой (4). Однако для однозначного определения трех параметров α, β и γ соотношения (4) недостаточно, в связи с чем необходимо составить еще два уравнения, включающие эти параметры. Такие уравнения можно записать, перейдя от функций (4) и (5) к их дифференциалам:

При переходе от (4) и (5) к соотношениям (6) и (7) нами использовалось предположение, что дифференциалы переменных X и θ удовлетворительно аппроксимируются конечными разностями: dX∼ΔX; dT∼ΔT; dθ∼Δ θ . Такое предположение традиционно для вычислительной математики и для нашего случая представляется вполне правомерным. Тогда в прикладных расчетах показатели ΔX, ΔT и Δθ означают приросты соответствующих величин за один временной интервал (год) между двумя отчетными точками, то есть ΔX t = X t+1 - X t ; ΔT t = T t+1 - T t ; Δθ t = θ t+1 - θ t , где t - индекс времени (года).

Таким образом, уравнение (4) описывает "точечный" экономический рост, то есть на конкретный момент времени t, в то время как уравнения (6) и (7) воспроизводят "интервальный" рост объема производства и налоговых сборов за период между текущей (t) и последующей (t+1) отчетными точками. В соответствии с данным подходом уравнения (4) и (5) задают семейства производственных и фискальных кривых, а соотношения (6) и (7) фиксируют их кривизну, тем самым позволяя выбрать из обозначенных семейств искомые функциональные зависимости.

Подобная схема расчетов основана на конструировании системы уравнений (4), (6) и (7) и ее решении относительно параметров α, β и γ, что позволяет охарактеризовать эту схему как аналитическую или алгебраическую. Решение системы (4), (6), (7) дает следующие формулы для оцениваемых параметров:

Идентификация параметров функций (4) и (5) позволяет элементарно определить точки Лаффера. При этом точка Лаффера первого рода θ*, когда dX/dθ=0 , определяется по формуле

а точка Лаффера второго рода θ**, когда d 2 T/dθ 2 =0 , находится в результате решения следующего квадратного уравнения

и в итоге вычисляется по формуле

Дополнительное исследование свойств функций (4) и (5) позволит определить являются ли найденные стационарные точки точками Лаффера. Если стационарные точки окажутся точками локального минимума или их значения выйдут за область допустимых значений , то точки Лаффера отсутствуют.

Альтернативой рассмотренному трехпараметрическому методу может служить подход, базирующийся на использовании в качестве производственной функции усеченного полинома третьей степени: X = αθ + βθ 2 + γθ 3 . При этом число параметров не меняется, оставаясь равным трем. В этом случае процедура отыскания лафферовых точек корректируется с учетом исходной кубической зависимости, а стационарные точки для фискальной кривой будут отыскиваться в результате решения кубического уравнения. Понятно, что такой алгоритм может генерировать две точки Лаффера второго рода. На наш взгляд, в силу большей однозначности и наглядности на практике следует использовать первый, базовый вариант трехпараметрического метода.

Следует отметить, что аналитический (алгебраический) метод оценки эффективности фискальной политики позволяет использовать функциональные зависимости с числом параметров, не превышающим трех. Большее число параметров требует добавления к базовой системе (4), (6), (7) дополнительных уравнений, что невозможно из-за узкой постановки исходной задачи.

2. Двухпараметрический метод. В основе данного метода лежит аппроксимация процесса экономического роста усеченной квадратичной функцией, включающей только два параметра:

Тогда сумма фискальных поступлений равна

Дополнительное ограничение, накладываемое на функциональные свойства производственной системы, задается уравнением, аналогичным (6),

Построенная система уравнений (14), (16) достаточна для отыскания параметров β и γ. Как и в случае трехпараметрического метода уравнение (14) воспроизводит "точечные" свойства производственной системы, а уравнение (16) - "интервальные". При этом вспомогательное уравнение, задающее динамические свойства фискальной системы, отсутствует; по умолчанию считается, что получаемая сумма налогов полностью детерминируется активностью производственной системы и уровнем фискального давления.

Формулы для оценки параметров на основе решения (14), (16) имеют вид:

Точки Лаффера первого и второго рода определяются из (14) и (15) по соответствующим формулам

Анализ условий второго порядка показывает следующее: для того, чтобы стационарные точки (19) и (20) были действительно точками Лаффера, необходимо и достаточно выполнения двух неравенств: β>0 и γ<0 .

5. Сравнительный анализ методов оценки эффективности фискальной политики

Нами рассмотрены два класса расчета эффективности фискальной системы с помощью точек Лаффера: эконометрические и алгебраические. Одновременно с этим мы предложили два подхода в рамках класса алгебраических методов. Проанализируем особенности, включая плюсы и минусы, каждого из них с тем, чтобы выбрать наиболее приемлемый для дальнейших прикладных расчетов.

Прежде всего об эконометрическом подходе. Как уже указывалось выше, порядок полиномиальной регрессии не должен быть слишком высоким, так как по мере его роста утрачивается смысл эконометрической процедуры сглаживания. Дело в том, что в предельном случае, когда порядок полинома (1) будет равен τ-1, где τ - число отчетных ретроспективных точек (лет), количество параметров, подлежащих оценке, также будет равно τ. В такой ситуации пользоваться статистическими методами построения регрессии бессмысленно, ибо все параметры могут быть однозначно определены алгебраически при осуществлении процедуры интерполяции исходного динамического ряда X полиномом (1). Таким образом, в предельном случае статистические методы переходят в алгебраические, что иллюстрирует их изначальное методическое единство. Однако процедуры интерполяции, вообще говоря, следует избегать по целому ряду причин.

Во-первых, полиномы высокой степени требуют высокой точности расчетов, так как в противном случае будут накапливаться вычислительные погрешности. Во-вторых, полиномы выше четвертой степени порождают серьезные алгебраические проблемы при дальнейшем определении стационарных точек. В этом случае задача сводится к решению алгебраического уравнения высокой степени (пятой и выше), что само по себе представляет сложную задачу. Однако даже после ее решения в дальнейшем предстоит классифицировать все стационарные точки на локальные минимумы и максимумы, по итогам чего среди точек локального максимума необходимо выбрать те, которые являются точками Лаффера. В конечном счете помимо чисто вычислительных проблем придется решать еще и проблему интерпретации полученных результатов, что также весьма непросто. В-третьих, сама процедура интерполирования априори предполагает, что имеется жесткая функциональная связь между объемом выпуска и уровнем налогового бремени. Хотя теоретически связь между этими переменными должна существовать, все же желательно, чтобы ее наличие было строго доказано. Кроме того, полиномиальная интерполяция, будучи технически безупречной, с содержательной точки зрения все же представляется несколько искусственной.

Между тем и построение регрессионной зависимости таит в себе целый ряд минусов. Во-первых, в России пока еще не накоплен информационный массив для формирования динамических рядов, позволяющих строить эффективные регрессионные модели. Во-вторых, в российской экономике переходного периода отсутствовала какая-либо устойчивость в развитии исследуемого процесса. Так, например, в одни годы увеличение налогового бремени сопровождалось сокращением ВВП, а в другие - увеличением. Фактически это означает, что некая гипотетическая функциональная связь между ВВП и налоговым бременем постоянно "ломалась" и для каждого короткого периода времени действовала своя производственная функция; попытка отыскать универсальную зависимость для всего периода исследования скорее всего обречена на неудачу. Именно этот факт и предопределяет необходимость использования двух- и трехпараметрического аналитических методов оценки точек Лаффера, как наиболее простых и максимально адекватных нынешним экономическим условиям.

Использование параметрических методов базируется на предпосылке о существовании функциональной связи между объемом производства и уровнем налогового бремени. При этом вид этой связи является общим для всех анализируемых годов, меняются в ней лишь параметры. Последние оцениваются "скользящим" способом, то есть для каждой пары лет отдельно. При этом первый, базовый год фигурирует в качестве "основного", а второй, вспомогательный используется для "помощи" при определении параметров производственной функции первого года. Нам представляется, что такой подход является наиболее перспективным и останется таковым в течение еще по крайней мере 5-6 лет, пока не будут накоплены данные о стабилизировавшемся процессе экономического роста.

При сопоставлении двух предложенных алгебраических методов можно сказать следующее. Достоинством трехпараметрического метода является прежде всего учет функциональных свойств как производственной (4), так и фискальной (5) функций. Следовательно, оцениваемые параметры одновременно "стягиваются" свойствами производственной и фискальной систем, которые на практике могут сильно различаться; в двухпараметрическом методе мы ограничиваемся свойствами только производственной кривой (14), что означает безусловное упрощение моделируемого процесса и ведет к огрублению получаемых оценок. Кроме того, сам вид исходной квадратичной производственной функции (4) является более общим по сравнению с формулой (14) и тем самым генерирует более богатую аналитическую схему. В этом смысле трехпараметрический метод является более предпочтительным. Вместе с тем вычислительная простота, наглядность и элегантность конечных результатов двухпараметрической схемы расчета предопределяют выбор ее в качестве рабочей методики. Нам представляется, что для уяснения макроэкономической ситуации следует пользоваться предельно простыми алгоритмами, не ведущими к двусмысленным интерпретациям.

6. Анализ свойств производственной и фискальной систем

Развивая последний тезис, покажем, что двухпараметрическая схема отыскания точек Лаффера является наиболее приемлемой с теоретической точки зрения. Для доказательства этого достаточно проанализировать свойства производственной и фискальной кривой.

Если точки Лаффера первого и второго рода для зависимостей (14) и (15) существуют, то производственная кривая и ее "аналог" в виде фискальной кривой будут иметь вид, как на рис.1. При этом несложно видеть, что объем производства и налоговые поступления синхронно обнуляются в двух точках: θ=0 и θ=-β/γ . Таким образом, активные области определения производственной и фискальной функций совпадают. При этом очевидно, что если -β/γ = 1 , то предельное налоговое бремя, при котором производственная и фискальная системы полностью "схлопываются", равно 100%. При 0 < -β/γ < 1 производственный и фискальный коллапс начинается раньше; в случае, когда -β/γ > 1 , обе системы продолжают функционировать даже при полном изъятии у хозяйственных субъектов получаемых ими доходов. Величины объема выпуска и собираемых налогов при 100-процентном фискальном бремени во всех случаях совпадают, что соответствует исходным теоретическим постулатам, и равны X(1) = T(1) = β + γ .

Однако самым важным и интересным представляется вывод о несовпадении точек Лаффера первого и второго рода, причем точка Лаффера второго рода смещена вправо по налоговой оси относительно точки первого рода: θ**> θ* (это непосредственно вытекает из формул (19)-(20) и хорошо видно при геометрическом наложении производственной и фискальной кривых на рис.1). Таким образом, производственная и фискальная кривые характеризуются различной степенью кривизны. Можно сказать, что фискальная кривая получается в результате деформации производственной кривой в сторону ее правого края. Максимальное значение объема производства X*, приходящееся на точку Лаффера первого рода, составляет X* = -β 2 / 4γ ; максимальное значение массы взимаемых налогов T*, приходящееся на точку Лаффера второго рода, составляет T* = -2β 2 / 9γ .

Отмеченная особенность во взаимном расположении точек Лаффера первого и второго рода представляется весьма важной. Это связано с тем, что современная теория налогов оперирует в основном точками Лаффера второго рода, оставляя без должного внимания точки Лаффера первого рода. Вместе с тем, по нашему мнению, конструктивный анализ фискальной системы предполагает рассмотрение трех параметров: θ, θ* и θ**. Дело в том, что в некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда θ* < θ < θ** . Это означает, что фактическое налоговое бремя меньше точки Лаффера второго рода и, следовательно, с точки зрения фискальных интересов государства имеет вполне нормальную величину. Однако при этом оно больше точки Лаффера первого рода, а это означает, что установленный налоговый гнет стимулирует спад производства и тем самым вступает в противоречие с долгосрочными интересами экономического развития страны.

Сказанное подводит к выводу о том, что в идеальном случае фискальная система должна быть настроена таким образом, чтобы выполнялось условие θ* > θ , ибо никакое усиление налогового давления не должно подрывать экономической активности хозяйственных субъектов.

Теоретическая схема функционирования производственной и фискальной систем, иллюстрируемая рис.1, представляется предельно простой и логичной. Вместе с тем она проясняет некоторые моменты теории налогов, которые раньше были не до конца проработаны. Данный момент является решающим при выборе двухпараметрического метода в качестве наиболее подходящего для практической оценки эффективности фискальной политики применительно к российской экономике.

7. Информационная база аналитических расчетов

В качестве исходной информации для расчетов нами использовались статистические данные о налоговых доходах и объеме ВВП, представленные в ; в качестве дополнительного источника использовались данные . Однако некоторые показатели, фигурирующие в указанных информационных массивах, несопоставимы. Так, например, с 1995 г. поменялась структура доходов консолидированного бюджета. В частности, до 1994 г. включительно в разделе "Неналоговые доходы" фигурировала статья "Прочие доходы" , которая впоследствии была ликвидирована. Чтобы выровнять динамический ряд по показателю "налоговые доходы" и получить сопоставимые данные за период 1990-1998 гг. мы суммировали данные статей "сумма налогов" и "прочие доходы" за период 1990-1994 гг. Полученные в итоге подобной корректировки ряды представлены в табл.1. Хотя подобный подход и небезупречен, в агрегатных расчетах его использование вполне допустимо; для более тонких расчетов первичную информацию следует "шлифовать" более тщательно.

Важным моментом в проведении последующих расчетов является то, что все изложенные выше методы оценки точек Лаффера работают для макропоказателей, исчисленных как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Даже в теоретических исследованиях отдельно рассматриваются как текущие, так и дефлированные налоговые доходы ; в зависимости от этого дифференциальные свойства фискальной кривой сильно меняются. Фактически это отдельная важная проблема теории налогов, так как эффекты для текущих и дефлированных налоговых поступлений сильно различаются за счет мощного влияния со стороны инфляционных тенденций.

Таблица 1. ВВП и налоговые доходы консолидированного бюджета России в 1990-1998 гг.

Период времени ВВП в текущих ценах, трлн. руб. ВВП в сопоставимых ценах 1990 г., трлн. руб. Налоговые доходы в текущих ценах, трлн. руб. Налоговые доходы в сопоставимых ценах 1990 г., трлн. руб.
1990 г. 0,7 0,66 0,2 0,159
1991 г. 1,4 0,51 0,3 0,109
1992 г. 19,0 0,43 4,8 0,109
1993 г. 171,5 0,39 47,1 0,108
1994 г. 610,7 0,34 148,2 0,083
1995 г. 1585,0 0,32 364,3 0,073
1996 г. 2200,2 0,32 473,0 0,067
1997 г. 2585,9 0,31 594,1 0,071
1998 г. 2585,9 0,27 544,1 0,055

В связи с этим в дальнейшем мы будем проводить расчеты по двум сценариям: для фискальных доходов в текущих (сценарий 1) и сопоставимых (сценарий 2) ценах. В качестве точки отсчета мы берем 1990 год. Следует заметить, что вычислительная двухпараметрическая схема оценки лафферовых точек инвариантна относительно используемых данных ВВП и налоговых сборов и, следовательно, никакой специфики для каждого из двух рассматриваемых сценариев не предполагает.

8. Результаты расчетов

Результаты расчетов, проведенные по формулам (17)-(20) и исходным данным таблицы 1, по первому и второму сценариям приведены в таблицах 2 и 3, соответственно.

Анализ таблиц 1 и 2 позволяет сделать ряд интересных выводов и проследить эволюцию фискальных отношений в России.

I. Фискальная система российской экономики в течение всего анализируемого периода испытывала постоянные встряски. Это выразилось по крайней мере в двух обстоятельствах. Во-первых, наблюдался значительный разброс значений фактического налогового бремени: от 21,5% в 1996 г. до 27,4% в 1993 г.; такая разница составляет 27% от базы 1996 г., что весьма чувствительно для любой экономики. Во-вторых, отсутствовала единая тенденция в динамике показателя уровня фактического налогового бремени, который совершал постоянные колебания вверх-вниз. Такое положение дезориентировало экономических агентов и предопределило противоречивость результатов всех последующих расчетов, в которых лишь отразилась общая неопределенность экономической ситуации в стране.

Таблица 2. Расчетные фискальные параметры российской экономики 1990-1998 гг. (сценарий 1).

Период времени Параметр β Параметр γ
1990 г. 29,1 -107,2 24,8 13,6 17,9
1991 г. -471,4 2211,7 21,6 10,7 14,1
1992 г. -6787,1 27184,5 25,2 12,5 16,5
1993 г. 15051,2 -52569,9 27,4 14,3 18,9
1994 г. 81421,9 -325249,6 24,3 12,5 16,5
1995 г. 55186,7 -210103,7 23,0 13,1 17,3
1996 г. -5652,9 73901,3 21,5 3,8 5,0
1997 г. 26154,2 -64848,6 23,0 20,2 26,6

Таблица 3. Расчетные фискальные параметры российской экономики 1990-1998 гг. (сценарий 2).

Период времени Параметр β Параметр γ Фактическое налоговое бремя θ, % Точка Лаффера первого рода θ*, % Точка Лаффера второго рода θ**, %
1990 г. -1017,0 15752,9 24,8 3,2 4,3
1991 г. 6715,1 -20224,1 21,6 16,6 21,9
1992 г. 5174,1 -13700,2 25,2 18,9 24,9
1993 г. 1245,5 703,6 27,4 -88,5 -116,8
1994 г. 862,2 2271,4 24,3 -19,0 -25,1
1995 г. 2584,2 -5227,5 23,0 24,7 32,6
1996 г. 3370,7 -8861,0 21,5 19,0 25,1
1997 г. 1315,6 120,6 23,0 -545,4 -720,0

II. Данные таблицы 2, относящиеся к первому сценарию, показывают, что наличие точек Лаффера было характерно отнюдь не для всех анализируемых нами лет. Так, из восьми лет только в 1990 г., 1993-1995 гг. и 1997 г. были зафиксированы точки Лаффера обоих типов, не выходящие за область допустимых значений; в остальные годы выявленные стационарные точки являлись точками локального минимума и, следовательно, не подпадают под определение лафферовых точек. С геометрической точки зрения это означает, что фискальная и производственная макроэкономические кривые постоянно выгибались то вверх, формируя тем самым точки локального максимума, то вниз, образуя точки локального минимума. Данный факт лишний раз свидетельствует о крайней неустойчивости процессов в фискальной сфере.

III. Сопоставляя между собой фискальные точки θ, θ* и θ**, полученные в ходе расчетов по первому сценарию, можно утверждать, что на протяжении почти всего переходного периода уровень фактического налогового бремени в России перекрывал обе точки Лаффера. Это означает следующее: налоговая система страны была построена таким образом, что стимулировала спад производства с одновременным сокращением налоговых доходов государства. Любое повышение фискального гнета только усугубляло и без того тяжелое положение в реальном секторе экономики. Несколько улучшилась ситуация лишь в 1997 году, который был одним из самых благоприятных лет периода экономических реформ. В этом году сложилась весьма своеобразная ситуация: уровень фактического налогового бремени θ оказался выше точки Лаффера первого рода θ* и ниже точки Лаффера второго рода θ**. Содержательно такое "срединное" положение параметра θ означает следующее: в 1997 г. налоговое бремя было установлено достаточно высоко, чтобы сдерживать экономический рост, но на вполне приемлемом уровне, чтобы не приводить к дальнейшему коллапсу бюджета. Иными словами, в этот момент фискальные интересы государства вступили в противоречие с целями поддержания долгосрочного экономического роста, причем "победила" фискальная составляющая макроэкономической политики. Для того, чтобы перевести экономическую систему из режима рецессии в режим роста необходимо было снизить налоговое бремя всего лишь на 3%, однако при этом соответствующим образом пострадала бы доходная часть консолидированного бюджета.

IV. Идентификация точек Лаффера по второму сценарию показала, что таковые существовали только в 1991, 1992, 1995 и 1996 гг. При этом в 1991 г. фактическое налоговое бремя занимало промежуточное положение между точками θ* и θ**, будучи почти вплотную прижато к θ** (зазор между ними составлял всего 0,3%). В следующем 1992 году "фискальная сопротивляемость" российской экономики возросла, но очередные сдвиги в налоговой системе привели к заметному росту налогового бремени и тем самым "передавили" даже тот предел, который был поставлен точкой Лаффера второго рода. Таким образом, государство в очередной раз действовало в ущерб своим собственным фискальным интересам, не говоря уже об интересах отечественного производителя. Подобные неосторожные действия правительства в налоговой сфере привели к тому, что в 1993-1994 гг. были зафиксированы явно вырожденные результаты - точки Лаффера приняли отрицательные значения. Геометрически это означает, что на всей области допустимых значений производственная и фискальная кривые вели себя монотонно; с экономической точки зрения это эквивалентно возникновению ситуации, когда экономические агенты однонаправлено реагируют на любые налоговые изменения. В такие периоды формируется своего рода всеобщее "фискальное безразличие", которое свидетельствует о серьезных проблемах в сфере государственного регулирования. Однако в 1995 г., сразу за указанной фискальной депрессией, наметилось резкое улучшение налогового климата - фактическое налоговое бремя впервые за все время оказалось ниже обеих точек Лаффера. Именно в этот период были заложены предпосылки для роста российской экономики. В следующем году ситуация немного ухудшилась - фактическое налоговое бремя снова оказалось зажато между двумя точками Лаффера. Последовавший за этим 1997 г. стал очередным годом "фискального безразличия", нейтрализовав собой все предыдущие позитивные сдвиги.

V. В целом результаты расчетов по второму сценарию подтверждают вывод, сделанный по количественным оценкам первого сценария, а именно: фактическое налоговое бремя в российской экономике переходного периода было чрезмерным; незначительные фискальные послабления в отдельные годы не меняли общей пессимистической картины.

9. Методические и экономические комментарии

Полученные количественные результаты и их анализ обозначили целый ряд моментов, которые требуют специального обсуждения. Ниже мы остановимся только на самых важных из них.

Во-первых, расчеты по обоим сценариям демонстрируют крайнюю неустойчивость точек Лаффера, которые служат основными индикаторами эффективности государственной фискальной политики. В связи с этим возникает правомерный вопрос: как воспринимать подобные скачки? Кроме того, помимо фискального фактора имеется множество не менее значимых сторон экономической жизни, которые предложенные нами методы не учитывают. Более того, при определенных обстоятельствах фискальный регулятор может стать второстепенным по сравнению с некоторыми из них. Возможно ли тогда игнорирование прочих аспектов экономического роста?

На наш взгляд, данные вопросы не отвергают развитой выше методической идеологии. Наоборот, именно из-за того, что в каждой период времени в системе постоянно возникают новые возмущения происходит перестройка и самой зависимости X = X(θ) , проявляющая в адаптивной процедуре пересчета ее параметров. Благодаря постоянно обновляющимся параметрам мы улавливаем роль и значение фискального фактора. Иногда фискальные инструменты теряют свою остроту и динамика производства начинает определяться какими-то другими переменными. В такие моменты наблюдается "фискальное безразличие", а любая перегруппировка различных групп факторов и их влияния на экономический рост может вызывать сильные колебания точек Лаффера.

Во-вторых, расчеты по двум сценариям дают плохо согласующиеся результаты. Так, например, те годы, в которые по первому сценарию точки Лаффера отсутствуют (1991, 1992, 1996), по второму сценарию, наоборот, обладают таковыми. Или "провальный" по второму сценарию 1997 год, оказывается вполне сносным по первому сценарию. Данные факты инициирует серьезные вопросы. Например, не являются ли возникшие нестыковки следствием методической некорректности использованного метода? Если нет, то какой сценарий следует выбрать в качестве базового?

Обозначенные вопросы являются, пожалуй, наиболее интересными, так как заставляют переосмыслить некоторые положения теории налогов. На наш взгляд, серьезного противоречия в результатах нет, если учесть, что первый сценарий учитывает реакцию на изменение налогового бремени не только физических объемов производства, но и среднего уровня цен; второй сценарий учитывает "чистый", очищенный от инфляции, эффект производства. В связи с этим более оптимистичные результаты, полученные по сценарию 1, следует воспринимать весьма осторожно, а предпочтение при анализе фискальных эффектов следует отдавать сценарию 2. В этом смысле первый сценарий может использоваться в аналитических исследования в основном в качестве вспомогательного.

В-третьих, за бортом анализа остался следующий важный вопрос: при выявлении слишком высокого уровня налогового бремени за счет каких конкретных налогов его можно уменьшить? Должна ли использоваться процедура одновременного пропорционального снижения всех налогов?

К сожалению, однозначного ответа на эти вопросы дать нельзя. По-видимому, процедура пропорционального снижения всех налогов должна быть признана как нерациональная, ибо это связано с масштабной встряской фискальной системы, что почти всегда имеет негативные последствия. Основной упор в таких случаях должен делаться на налоге с продаж, налоге на добавленную стоимость, налоге на имущество и подоходном налоге. Именно эти фискальные инструменты являются наиболее действенными и вместе с тем самыми "болезненными" для хозяйственных участников. В целом решения такого рода должны приниматься с учетом налоговой практики, а не теории. Тем не менее сами оценки того, насколько следует снизить совокупное налоговое бремя, могут служить полезным ориентиром при выработке окончательного решения. Помимо этого, использованный нами двухпараметрический метод может быть распространен и на конкретные налоги. Так, например, довольно легко построить динамические ряды для добавленной стоимости и налога на нее, после чего по описанному алгоритму установить связь между ними. Вполне реалистично построение аналогичных рядов для доходов населения и фискальных поступлений от подоходного налога; для имущества юридических лиц и налога на имущество и т.п. Такие детализированные расчеты позволят более четко определить рациональную фискальную политику, а именно: какие налоги следует "затянуть", а какие - "ослабить".

Таким образом, предложенная схема оценки эффективности фискальной политики на базе вычисления точек Лаффера предполагает определенное развитие и модификацию, что свидетельствует о ее практической состоятельности и плодотворности базовой идеи, лежащей в ее основе.

10. Заключение

Завершая разговор об эффективности фискальной политики российского государства, хотелось бы отметить ряд важных моментов, связанных с ее оценкой.

Во-первых, одним из достоинств параметрических методов является их дескриптивный характер. В поднимался вопрос о субъективности всех количественных оценок, получаемых с помощью оптимизационных схем и моделей; этот недостаток на параметрические методы не распространяется. Фактически весь класс алгебраических методов пассивно воспроизводит функциональные свойства производственной системы по принципу "черного ящика" без каких-либо априорных постулатов и предпосылок. Данный факт делает параметрические методы теоретически и идеологически нейтральными и, следовательно, максимально объективными.

Во-вторых, построение динамических рядов оценок эффективности фискальной политики (точек Лаффера) имеет большое значение в свете прогнозирования результатов фискальной политики государства. Однако на современном этапе доверие к подобным прогнозам подрывается чрезвычайной неустойчивостью всех экономических процессов; более или менее достоверные прогнозы могут делаться только при наличии устоявшихся производственно-фискальных тенденций. На наш взгляд, на практике залогом этого требования должна служить стабильность точек Лаффера в течении хотя бы 3-5 лет (флуктуации между их крайними значениями не должны быть больше 2-3%). Пока этот критерий нереалистичен. В связи с этим, хотя налоговое бремя в российской экономике последнего десятилетия было чрезмерным, без серьезных оговорок утверждать, что его снижение приведет к автоматическому росту производственной активности, нельзя. Однако если в последующие годы не произойдет экономических катаклизмов, то вероятность такого исхода достаточно высока.

В-третьих, помимо всего прочего, ретроспективная оценка лафферовых точек несет в себе еще и индикативную функцию. Так, например, обнаружение ситуации, когда фактическое налоговое бремя "залезает" вправо за обе точки Лаффера, может служить сигналом возникновения серьезных коллизий интересов производителей и государства. Однако для повышения эффективности индикативной нагрузки подобных расчетов необходимо повышать оперативность сбора достоверной информации. На сегодняшний день вся бюджетная статистика сильно запаздывает, что препятствует своевременному мониторингу текущей ситуации.

В-четвертых, проведенное исследование в очередной раз подтвердило вывод о том, что однозначного способа оценки эффективности фискальной политики с помощью точек Лаффера нет и быть не может. Даже в рамках алгебраических методов можно использовать как двух-, так и трехпараметрические вычислительные процедуры. Уже сам по себе этот факт свидетельствует не столько о потребности в разработке новых методов, сколько о необходимости сравнительного анализа уже имеющихся и просеивания наименее удачных из них в целях определения "главного", который впоследствии должен доминировать в аналитических исследованиях. По нашему мнению, именно в этом направлении должны концентрироваться дальнейшие усилия по совершенствованию инструментария оценки эффективности фискальной политики.

ЛИТЕРАТУРА

Соколовский Л.Е. Подоходный налог и экономическое поведение //“Экономика и математические методы”, Т.25. Вып.4. 1989.

Мовшович С.М., Соколовский Л.Е. Выпуск, налоги и кривая Лаффера //“Экономика и математические методы”, Т.30, вып.3, 1994.

Аркин В., Сластников А., Шевцова Э. Налоговое стимулирование инвестиционных проектов в российской экономике. М.: РПЭИ/Фонд Евразия. 1999.

Капитоненко В.В. Инфляционный сдвиг налоговой ставки на кривой Лаффэра /“Экономика и технология: межвузовский сборник научных трудов”. М.: РЭА. 1994.

Гусаков С.В., Жак С.В. Оптимальные равновесные цены и точка Лаффера //“Экономика и математические методы”, Т.31. Вып.4. 1995.

Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности //“Мировая экономика и международные отношения”, №11, 1997.

Балацкий Е.В. Точки Лаффера и их количественная оценка //“Мировая экономика и международные отношения”, №12, 1997.

Балацкий Е.В. Налог на имущество фирм и накопление основного капитала //“Мировая экономика и международные отношения”, №3, 1999.

Финансы в России. Стат.сб. М.: Госкомстат России. 1997.

Российский статистический ежегодник. Стат.сб. М.: Госкомстат России. 1997.

Российский статистический ежегодник. Стат.сб. М.: Госкомстат России. 1998.

Социально-экономическое положение России. 1998 год. Спр. М.: Госкомстат России. 1999.

По мнению многих ученых, эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая - для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика_позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема - сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения (подробнее о нем см. ниже). Сдерживающая - наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.

Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой - позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение. Допустим, государство увеличивает свои закупки и снижает налоги, т.е. проводит стимулирующую политику. Ее последствия следующие. Во-первых, рост совокупного спроса с AD1 до AD 2 приводит к увеличению совокупного дохода с У1 до У 2 (рис. 4.8). Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции в связи с повышением их прибыльности; если же будет понижена ставка подоходного налога - повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой AS1 в положение AS 2 и росту совокупного дохода с Y 2 до У 3 . В итоге уровень дохода увеличится с У:1 до Y 3 . Таким образом, экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста.

Главное достоинство недискреционной бюджетно-налоговой политики в том, что встроенные стабилизаторы включаются автоматически, немедленно при малейшем изменении экономической конъюнктуры, сглаживая колебания экономического цикла.

Вместе с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги (от англ. lag - запаздывание). Особенно значителен внутренний лаг, который включает: период времени от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий, а также период от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер фискальной политики. Помимо внутреннего имеется и внешний лаг: период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации в реальном секторе экономики. Временные лаги лишают бюджетно-налоговую политику гибкости. Кроме того, ошибки в расчете их длительности могут в отдельных случаях привести к дестабилизирующему действию: стимулирующие методы начнут действовать уже тогда, когда экономика вышла из спада и находится на фазе экономического роста, и наоборот.

Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику. Так, добиться стимулирующего воздействия можно путем увеличения государственных закупок, социальных трансфертов и снижения налогов. Известно, что величина мультипликатора закупок больше величин других мультипликаторов. Помимо этого оценить влияние государственных закупок на совокупный спрос легче, чем влияние других инструментов фискальной политики. Однако их использование ведет к увеличению бюджетного дефицита, что порождает ряд негативных последствий, о которых говорилось выше. Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов проблематично, потому что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от mрс, динамику которой предсказать достаточно сложно; во-вторых, для определения степени влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса необходимо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчет которых затруднителен.

Одна из серьезных проблем реализации фискальной политики - эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные - в этом и состоит эффект вытеснения.

Существуют аргументы, доказывающие, что данному эффекту противостоит обратный, который его смягчает, а иногда может оказаться и сильнее. Он возникает вследствие двух причин:

1) когда стимулирующая фискальная политика приводит к росту деловой активности, оптимистическим ожиданиям инвесторов, которые в таких условиях могут увеличивать объем инвестиций, даже, несмотря на некоторое повышение процентной ставки;

2) при анализе эффекта вытеснения исходят из предположения о неизменности объема сбережений (именно поэтому, если экономические субъекты покупают больше государственных облигаций, то они вынуждены приобретать меньше корпоративных бумаг). Однако экономический рост, вызванный экспансионистской фискальной политикой, сопровождается увеличением доходов, а значит и сбережений. Это позволяет одновременно наращивать инвестиции и увеличивать покупки государственных ценных бумаг.

Помимо эффекта вытеснения результативность стимулирующей фискальной политики ослабляет и инфляция спроса, которая может быть следствием увеличения совокупных расходов. В модели «доходы-расходы» механизм действия бюджетно-налоговой политики рассматривался при фиксированном уровне цен. В реальности уровень цен изменяется. Например, увеличение государственных закупок приводит к сдвигу кривой совокупного спроса AD 1 в положение AD 2 (см. рис. 4.8) и повышению уровня цен с P1 до Р 2 . Рост цен вследствие действия эффектов процентной ставки, богатства, импортных закупок ведет к уменьшению совокупного спроса, в результате чего прирост государственных закупок в краткосрочном периоде частично компенсируется, т.е. воздействие стимулирующей фискальной политики будет меньше предполагаемого.

Существуют также проблемы, связанные с действием автоматической фискальной политики. Она не только не в состоянии значительно влиять на ход делового цикла, но и на определенной его стадии может служить так называемым фискальным тормозом. Так, в ситуации, когда после серьезного спада производства экономика только начинает выходить из застоя и ей еще требуется поддержка, стимулы к развитию, встроенные стабилизаторы начинают действовать в обратном направлении, сокращая совокупные расходы и увеличивая налоговые изъятия в казну.

Не следует забывать и о том, что фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Решения об изменении налогов, государственных расходов принимаются Политиками, что позволяет использовать инструменты бюджетно-налоговой политики в предвыборных целях. Например, практика показывает, что перед выборами некоторые виды государственных расходов увеличиваются, а после них - сокращаются, что, естественно, не способствует повышению эффективности фискальной политики.

Для того, чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто с этой целью анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов, излишков. Однако судить по данным показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Объяснение в том, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты или излишки могут изменяться вследствие целенаправленного увеличения или уменьшения государственных расходов или налогов, т.е. проведения активной фискальной политики. Но, с другой стороны, на их размеры способны оказать влияние изменения объема совокупного дохода, происходящие в результате колебаний деловой активности, что обусловлено существованием встроенной стабильности.

С тем, чтобы развести указанные выше причины и получить возможность оценить правильность принимаемых фискальных мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.

Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.

Связь между государственными расходами и налоговыми поступлениями в казну можно показать графически. Государственные расходы на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема совокупного дохода. Поэтому кривая государственных расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рис. 4.9). Сумма налогов, получаемых государством, пропорциональна объему дохода. Соответственно, кривая налоговых поступлений Т будет восходящей.

Из рис. 4.9 следует, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при уровне дохода Y E . Допустим, фактический доход равен Y1, а потенциальный - Y 2 . Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налоговых ставках (кривые G и T остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN. Следовательно, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень совокупного дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, каким образом проводимая бюджетно-налоговая политика влияет на изменение совокупных расходов. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупных расходов. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей бюджетно-налоговой политики, цель которой - сокращение совокупных расходов.

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.

Налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.

    Налоговая система включает в себя:
  1. субъект налогообложения (кто должен платить налог)
  2. объект налогообложения (что облагается налогом);
  3. налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Существует два основных типа налогов: прямые налоги ,которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги , которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).

    Поэтому к прямым налогам относятся:
  • личный подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство;
  • налог на имущество;
  • налог с владельцев транспортных средств и др.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.

    В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения:
  1. пропорциональный налог,
  2. прогрессивный,
  3. регрессивный налог.

Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины дохода.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Регрессивный налог – это налог, налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода

доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

Таким образом, в своей налоговой политике государственные лидеры должны найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал бы экономике наилучшие условия для ее роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос помогает ответить кривая Лаффера.

Рис.№19.
Кривая Лаффера

КРИВАЯ ЛАФФЕРА показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.

Зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета связана со многими конкретными условиями той или иной страны. Поэтому нельзя дать какого-то единого рецепта для определения налоговых ставок вне зависимости от места и времени. Но принцип налоговой политики государства сводится к тому, что она должна обеспечить оптимальные условия для экономического роста, т. е.:

  • домашние хозяйства должны иметь располагаемый личный доход, соответствующий уровню экономического развития данной страны;
  • в государственный бюджет должны поступать доходы, за счет которых правительство было бы в состоянии обеспечить благоприятные условия для экономического роста.

Представленный на рисунке график показывает зависимость величины налоговых поступлений (Тр) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль (Т*). Если Т = 0, то вся прибыль остается фирмам, а в бюджет государства ничего не поступает. Если ставка налога на прибыль будет, например, 10%, то в бюджет поступит 200 млн р. дохода. Дальнейший рост ставки налога на прибыль будет сопровождаться увеличением дохода государственного бюджета, пока налоговая ставка не достигнет своего «критического уровня». В нашем примере он равен 50%. При налоговой ставке 50% доход бюджета достигнет своего максимума - 600 млн р. Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли будут уменьшаться. Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли, и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли. Если недомыслие финансовых руководителей государства доведет ставку налога на прибыль до 100%, то фирмы прекратят выпуск товаров и услуг, их прибыли упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет равна нулю.

Фискальная политика - сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:

  1. стабильного экономического роста;
  2. полной занятости ресурсов;
  3. стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Перерасход (дефицит) правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д. Оно может занять и у центрального банка. Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок.

Дискреционная - значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика - политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс - медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Ее иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только приготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, эта ситуация уже «устарела», и нужно разрабатывать новый законопроект.

Автоматическая фискальная политика. Эту политику называют также автоматической стабилизацией ,которая обеспечивает антициклические изменения в расходных и налоговых действиях правительства без преднамеренного обсуждения и изменения в фискальной политике. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Имеются три основных «встроенных» стабилизатора:

а) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма безработицы низка, а занятость велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Иными словами, во время спада программа пособий будет иметь налоговый дефицит, а во время подъемов - излишек.

6)Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время застоя и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит.

в) Прогрессивный подоходный налог. И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т. е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств.

Налоги в России впервые разделены на три вида:

    Федеральные налоги :
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • налог на доходы банков;
  • налог на доходы от страховой деятельности;
  • налог от биржевой деятельности;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенные пошлины;
  • подоходный налог с физических лиц и др.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.

Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

    Местные налоги , например:
  • налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
  • земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • курортный сбор и др.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы.

Выполняя работу 3, Вы узнаете о роли государства в рыночной экономике.

При изучении теоретического материала обратите внимание на то, в каких случаях государство вмешивается в рыночные отношения и почему оно это делает. Запомните определения налогов, их структуры и типы налогообложения.

Определите, каким образом государство может создать благоприятные условия для экономического роста.

Для лучшего усвоения тем работы целесообразно обратиться к периодическим специализированным изданиям. Поработайте со статистикой госбюджета, государственного долга и налоговых поступлений, приведенной в СМИ. Обратите внимание на изученные понятия, разберите, в каком ключе они используются в периодике. Постарайтесь разобраться в прочитанном.



Просмотров