Элементом правовой нормы устанавливающим условия. Структура нормы права: определение, элементы и примеры. Изложение правовых норм в нормативных актах

Большинство процессов, происходящих при взаимоотношениях людей на уровне гражданского общества, в бизнесе, в политике, регулируется правовыми нормами. Их разработка - процедура, ход и содержание которой зависит от очень многих условий - от специфики исторического и культурного развития государства, его политической системы. Так же значим и международный фактор.

Посредством каких механизмов создание правовых актов, отражающих соответствующие нормы, может происходить на практике? Чем принципиально отличаются законы конституционного уровня от обычных? Какие бывают правовые нормы с точки зрения их классификации? Какое значение в аспекте их разработки имеет принцип разделения властей?

Что такое правовая норма?

Определимся с терминологией. В чем заключается понятие правовой нормы? Согласно одной из распространенных трактовок, под ним подразумевается правило, обязательное для исполнения группой субъектов в силу закона. То есть санкционированное органами власти, равно как и охраняемое им же в аспекте возможных нарушений. Отметим, что термины "норма права" и "правовая норма" современные российские юристы считают синонимами. Хотя допустимы и вариации в трактовках. Например, под нормой права может пониматься не правило, установленное государством, а привычный, нормальный с точки зрения восприятия обществом или какой-то его отдельной группой образец поведения, не обязательно кодифицированный в законах.

Каковы отличительные особенности правовых норм? Прежде всего, стоит отметить тот факт, что их характеризует общественная направленность. Объектом регулирования выступает либо социум в целом, либо отдельные его группы, в крайнем случае - должностные категории. Личностная ориентация не характерна для правовых норм, исходя из их содержания, разумеется, а не применения.

Основной принцип, в рамках которого правовые нормы РФ и других государств действуют, - обобщение свойств, максимально репрезентативно отражающих текущее развитие отношений между объектами регулирования. То есть тот или иной призван одинаково эффективно реализовывать интересы группы людей или же, как мы уже сказали, всего общества.

Правовая норма направлена на регулирование деятельности тех объектов, которые обладают сходными признаками, исходя, к примеру, из профессии, социальной категории, возраста и т.д. Если речь идет об обществе в целом, то здесь, как правило, подразумевается гражданская принадлежность людей или же территория, на которой они проживают.

Проблема соотношения теории и практики

Основная сложность для законодателя, который издает правовые нормы, - необходимость обеспечить соответствие положениям, которые содержатся в источниках, реалиям общества. Или той его части, которая релевантна сути закона. В законотворческих системах практически любой страны мира есть несовершенные правовые нормы. Примеры таковых встречаются и в России. Также в среде юристов (как тех, что относятся к практикам, так и тех, что занимаются научными исследованиями в области права) открыта дискуссия на предмет выбора основной методологии понимания права.

Есть те, которые считают, что должно осуществляться (по возможности) чтение правовых норм. То есть следует придерживаться смысла формулировок, присутствующих в текстах законов, в общепринятом значении. Но есть юристы, которым ближе толкование правовых норм. Они полагают, что не следует читать то, что написано в законах, буквально. Точнее, делать это можно, но только если нет существенного повода сомневаться в релевантности изложенного в правовых актах реальному положению дел.

Право и мораль

Касательно второго аспекта: когда идет толкование правовых норм, заметную роль, как полагают многие юристы, играет такая категория, как мораль. Человек, ответственный за применение тех или иных правил, изложенных в законах, руководствуется тем самым личностным восприятием текущего положения дел в сфере, подпадающей под регулирование. И потому трактует положения закона, исходя, в первую очередь, из персональных убеждений, а не в силу их смыслового содержания.

Есть сферы, в которых мораль может быть не очень уместным компонентом практического применения законов. Например, финансово-правовые нормы, регулирующие деятельность банков, должны быть как можно менее подвержены толкованию. Их специфика предполагает строгое чтение, работу с цифрами.

Виды правовых норм

Юристы подразделяют правовые нормы на три основных вида - обязывающие, запрещающие, а также управомочивающие. Граница между ними может быть достаточно условной. Например, некоторые финансово-правовые нормы, если продолжать о них разговор, могут в одних положениях наделять Центробанк правом проверять коммерческие кредитно-финансовые структуры, с другой - обязывать ЦБ делать это при наличии соответствующего повода. Во многих случаях структуры нормативно-правовых актов предполагают некую последовательность условий, при которой в первоочередном порядке могут применяться управомочивающие положения, и только при определенной совокупности условий - обязывающие. Возможна и обратная ситуация.

Есть и другие основания для классификации правовых норм. Они, к слову, могут удачно дополнять те, которые мы только что назвали. Речь идет о подразделении правовых норм на диспозитивные, факультативные и императивные. Те, что относятся к первым, допускают некую свободу субъекта, ответственного за применение законных положений. Он может задать себе вопрос: следует ли реализовывать какую-то норму или допустимо не пользоваться этой возможностью? Факультативные нормы предполагают некий альтернативный сценарий, но не отказ от применения положения. Императивные, в свою очередь, не подразумевают иных вариантов, кроме тех, что прописаны в законе. Каким образом обе классификации коррелируют между собой? Все очень просто. Как правило, обязывающие и запрещающие нормы императивны или факультативны. Управомочивающие чаще всего диспозитивны.

Нормы права принимает общество

В демократических режимах существует порядок, при котором включают такой параметр, как социальный характер происхождения. Это значит, что принятие того или иного закона прямым или опосредованным способом инициировано обществом. Оно соглашается на то, что его деятельность будут регулировать правовые нормы. Примеры, когда социум участвует в их установлении сам, - референдум, народный сход. Если речь идет об опосредованном способе участия общества в выработке соответствующих норм, то это чаще всего делегирование законотворческих полномочий через парламент.

Системность правовых норм

Совокупность правовых норм, принятых на уровне государственных институтов при участии общества, образует соответствующую систему. Она может включать источники, управляющие процессами на уровне самых разных социальных групп, в некоторых случаях совершенно не связанных между собой. Однако нормы правовых актов, стандарты и процедуры принятия законов, критерии их эффективности в этом случае будут иметь системную природу. Последняя является общей для источников регулирования с разной отраслевой или социальной направленностью.

Правовые нормы и государство

Каким образом государство участвует в строительстве и поддержке функционирования системы правовых норм, не считая обеспечения механизмов их принятия? Ответить на этот вопрос можно, взглянув на принцип разделения властей. Разработкой правовых норм занимается только одна из трех ветвей - законодательная. Но есть еще и исполнительная, а также судебная. Соответственно, роль государства - не только в издании правовых норм, но и в обеспечении их исполнения, а также разрешения в судебном порядке возможных споров по поводу трактовки тех или иных регулирующих положений.

Один из ключевых механизмов, в рамках которого осуществляется взаимодействие всех ветвей власти (а в особенности тех, что обеспечивают функцию исполнительной власти), - право принуждения. Государство обязывает исполнять предписания законов всех тех, для которых они релевантны. В странах с развитой правовой системой не допускается подменять закон иными правилами, имеющими происхождение вне институтов власти (за исключением случаев, когда это дозволяют сами правовые нормы). Примеры можно найти даже в российской практике. В частности, ГК РФ содержит норму, по которой подписание гражданско-правовых контрактов по установленным формам и стандартам может быть заменено деловым обычаем, сущность которого нигде четко не прописана - он основан на национальных традициях конкретного региона России. Но в общем случае гражданско-правовые нормы - это первостепенный источник стандартов поведения для общества или отдельных составляющих его групп.

В некоторых государствах главенствующую роль в правовом управлении общественными процессами играет не исполнительная и законодательная власть, а судебная. С чем это может быть связано? Прежде всего, со спецификой правовой системы, работающей в конкретном государстве, сущность которой, в свою очередь, определяется чаще всего культурно-историческими особенностями развития страны. Что это за системы? Рассмотрим их.

Романское и англо-саксонское право

Законы в разных странах могут работать в рамках несхожих систем. Однако в современном мире каждая из национальных совокупностей стандартов, определяющих сущность и действие правовых норм, так или иначе отражает одну из глобальных системных концепций законотворчества. Если говорить о развитых странах, то в них популярны две соответствующие системы - романо-германская и англо-саксонская. Каковы особенности каждой из них?

В рамках романо-германской системы в основе функционирования национальных правовых систем находятся кодифицированные источники. То есть законы, которые должны в достаточной, а в идеале - в исчерпывающей форме предписывать тем или иным объектам регулирования вести себя в рамках определенных правил. Это могут быть общие гражданско-правовые нормы, зафиксированные в отдельном кодексе. Или же, например, положения, регулирующие отношения в конкретных отраслях экономики. Кодифицируется в романо-германской системе также и любая уголовно-правовая норма.

Механизм, в рамках которого принимаются законы здесь, подразумевает главенствующую роль парламентских и исполнительных институтов власти. Правовые акты издаются только по факту прохождения определенного другими законами цикла обсуждений и согласований.

В чем особенности англо-саксонской модели? В том, что основной источник права в ней - судебный прецедент. Дело в том, что закон, как мы уже сказали выше, принимается либо самим обществом посредством референдума и схожих с ним механизмов, либо посредством делегирования социумом своих полномочий парламентским структурам. Но судебный прецедент имеет совершенно другие условия вступления в силу. Весь сводится к проведению судебного слушания. Как только выносится соответствующее постановление, оно становится источником, содержащим полноценные, подлежащие исполнению правовые нормы. Примеры стран, где работает англо-саксонская модель, - США, Англия, Канада.

В судебном прецеденте указывается, так же, как и в законе, объект регулирования. Как правило, это социальная группа, имеющая схожие признаки с фигурирующими в судебном процессе лицами - истцом, ответчиком или же обвиняемым. Рассмотрим пример.

Некий человек шел вечером по улице и нечаянно попал на территорию муниципальной школы города Джексонвилл. Охранник вызвал полицию, и гражданина арестовали по подозрению в умысле нанести школе какой-то ущерб. Состоялся суд, в котором соответствующий умысел не был доказан, однако человека признали виновным в нарушении существующих норм, запрещающих посягательство на муниципальную собственность. В результате появился прецедент следующего характера - в Джексонвилле недопустимо заходить на территорию муниципальных школ в вечернее время. Появляется обязательная к исполнению уголовно-правовая норма. Теперь жители этого американского города вынуждены быть особенно внимательными в ходе вечерних прогулок в районе соответствующих образовательных учреждений. Безусловно, судебные прецеденты есть и в романо-германской системе права. Однако они не имеют силу закона, а потому не могут использоваться вне судов. Они не общеобязательны, как в тех странах, где сильны англо-саксонские правовые традиции.

Многие юристы отмечают: границы между двумя системами права, о которых идет речь, имеют тенденцию к постепенному стиранию. В США, например, все большую значимость приобретают как раз-таки законы - те, которые принимаются парламентами штатов, или, если говорить о федеральном уровне, Конгрессом. Во многих европейских странах судебные прецеденты, несмотря на свое второстепенное значение при сопоставлении с законами, начинают играть все более весомую роль при решении спорных вопросов в аспекте правоприменительной практики, и де-факто часто выполняют функции официальных нормативных актов.

Правовые нормы и международные отношения

В рамках каких систем функционируют международно-правовые нормы при том условии, что на национальном уровне могут работать совершенно не схожие по ключевым принципам модели законотворчества? Собственно, основной акцент здесь делается на унификации процедур. Один из ключевых принципов международного права - императив норм, в одинаковой степени адекватно отражающих ход развития всего мирового сообщества в целом или отдельных регионов планеты, между которыми выстраиваются отношения в тех или иных сферах.

Другая особенность - целостность правоприменительного механизма. Она удачно дополняет императив, о котором идет речь. Общеобязательными сразу для нескольких стран могут быть только те акты, логика исполнения которых одинакова для всех случаев, то есть комплексна.

Один из главных документов, регулирующих международное право, - Венская конвенция от 1969 года. В нем, в частности, сказано, что отношения между странами следует выстраивать по принципу первостепенной значимости правовых норм, установленных на глобальном уровне. Национальное законодательство должно либо соответствовать положениям международного в тех сферах, где оно функционирует, либо подразумевать приоритет вторых в ходе правоприменительной практики. Если же государство, выстраивая законотворческую политику, этот принцип не соблюдает, то оно может быть исключено из соответствующей среды взаимодействия стран в правовом поле.

Другой важнейший документ - Декларация о принципах международного права, принятая в 1970 году. Он, в частности, является ярким примером нормативного акта, в котором имеется целостность принципов. В Декларации говорится, что участники международных отношений должны взаимодействовать, если речь идет о выработке нормативных положений, в рамках единых общепринятых подходов. Документ содержит принципы, не которые государствам следует ориентироваться. Рассмотрим их.

1. Принцип воздержания от применения силы одного государства против другого.

Территориальная целостность стран мира, равно как их политический суверенитет, должна гарантироваться международным правом. Возможное вмешательство в их дела военным методом должна быть согласована на уровне ООН.

2. Решение споров путями, которые не наносят вреда мировому сообществу.

Военные действия как метод решения споров не должны быть самоцелью. Государства обязуются в первоочередном порядке разрешать конфликты мирным путем.

3. Принцип отказа от вмешательства одних государств в дела других, способных решить проблемы в пределах собственной компетенции.

Если та или иная страна способна справиться со сложностями в одиночку, то международное право предполагает, что другие не будут навязывать ей свою помощь.

4. Государства должны проявлять тягу ко взаимному сотрудничеству.

Данный принцип подразумевает следование соответствующим положениям Устава ООН.

5. Народы имеют право на самоопределение, а также на равное положение.

Данная формулировка многими юристами понимается как наделение этносов ресурсом для формирования новых независимых государств.

6. Суверенные страны выстраивают отношения с другими на принципах равенства.

Предполагается, что одно государство не может иметь безоговорочного приоритета в решении каких-то спорных вопросов. Таковой может быть установлен только международным судом.

7. Государства должны выполнять свои обязательства, принятые в рамках взаимодействия с другими по стандартам ООН, добросовестно.

Важный нюанс: все вышеперечисленные принципы следует рассматривать в едином контексте. И потому государство, которое ведет международную деятельность в соответствии с Уставом ООН и иными источниками права, принятыми в этой организации, не может выбирать, каким принципам следовать, а каким - нет.

Конституционно-правовой аспект

Рассмотрим то, как организован процесс формирования источников права на высшем, конституционном уровне на примере механизмов, работающих в России. Каковы особенности законотворчества и исполнения законов, находящихся на верхней ступени в иерархии нормативных актов РФ?

Отметим, прежде всего, то, что конституционно-правовые нормы по своим ключевым признакам принципиально схожи с любыми другими (теми, что регулируют отдельные отрасли или социальные группы). То есть безотносительно того, какова конкретная классификация конституционно-правовых норм, все они будут обладать такими признаками, как общеобязательность, формальность, а также абстрактность. При этом исполнение установленных в них правил гарантируется государством.

В свою очередь, конституционно-правовые нормы также характеризуются целым спектром отличительных признаков. К таковым относятся:

Специфика формулировок;

Верхнее положение в иерархии источников права;

Большее количество общерегулятивных правил и принципов;

Учредительный характер норм (предполагается их раскрытие в дополнительных законах);

Специфика правоприменительной практики;

Природа объектов регулирования;

Незначительная роль санкционной части в структуре текста.

Принятая в России, предусматривает большое многообразие соответствующих нормативных актов. Вместе с тем в отношении каждого из них применим любой из вышеперечисленных пунктов.

Норма права — это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодей-ствий.

Признаки правовых норм :

1) Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят не персонифицированный, а всеобщий характер.

Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые «правила игры» для всех членов общества.

2) Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.

3) Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

4) Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.

5) Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать, как, например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной кампании 1996 г.

6) Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни.

Структура нормы права — это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если … — то … — иначе … » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.

В зависимости от структуры гипотезы бывают:

· ·простыми, т.е. в которых содержится только одно условие;

· ·сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права;

· ·альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

· ·абстрактными — гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

· ·казуистическими — гипотеза указывает на частные условия.

Диспозиция — это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях, определенных в гипотезе. Диспозиция — это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных ак

тивных действий, запрещающих — отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия.

Диспозиции бывают:

· простыми — диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его (ст. 53 ГК РФ);

· описательными — в диспозиции называется и описывается вариант поведения (ст. 68 ГК РФ);

· ссылочными — диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права (ст. 133 ГК РФ);

· бланкетными — диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам (ст. 264 УК РФ).

Санкция — это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.

Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции. Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений. Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или неблагоприятных последствий

Полные и логические нормы права

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:

· если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);

· то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);

· иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция).

Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.


Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.

По месту в механизме правового регулирования нормы права делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей, связаны с правомерным поведением субъектов.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Они являются основой для возникновения правоотношения.

Регулятивные нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие (дозволяющие ) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить — реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, — это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.

Помимо трех вышеуказанных типов, существуют нормы специального действия , которые не являются самостоятельными и направлены на обслуживание регулятивных и охранительных норм.

К ним относятся:

· нормы-дефиниции — содержат определение какой-либо юридической категории;

· оперативные нормы — определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц правовых норм (нормы о нормах);

· нормы-принципы , устанавливающие правовые основы тех или иных отраслей, институтов, права в целом;

· нормы-рекомендации — не обеспечены санкциями и являются своеобразными предложениями к субъектам права действовать наиболее целесообразным, с точки зрения государства, образом. Несмотря на официально ненормативный характер таких норм, повсеместное, массовое, регулярное использование рекомендательных норм придает им фактически нормативный характер;

· декларативные нормы - нормы-принципы, нормы, формулирующие задачу;

· коллизионные нормы - нормы, действующие в спорных случаях.

По степени обязательности нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные но рмы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

По характеру регулирования нормы права делятся на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений — юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности — процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

По кругу действия нормы права делятся на общие, конкретные и специальные. Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений, конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения, специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.

По предмету правового регулирования выделяют нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По степени определенности нормы права делятся на абсолютно-определенные и относительно-определенные.

Абсолютно-определенные нормы точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон.

Относительно-определенные нормы дают возможность действовать в пределах нормы.

По объему нормы права делятся на простые, сложные, отсылочные и бланкетные.

Простые нормы права — указывается правило поведения без расшифровки его признаков.

Сложные нормы права — дается правило поведения и его признаки.

Отсылочные нормы права - указывается правило поведения и дается отсылка к другой статье данного НПА.

Бланкетные нормы права - указывается, какие правила необходимо исполнять, дается отсылка к специальному нормативному акту (правила техники безопасности, стандарты и т. п.).

В зависимости от органа, издавшего норму, выделяют федеральные нормы, нормы субъектов федерации, нормы органов местного самоуправления, локальные акты.

По времени действия выделяют временные и постоянные нормы права.

Временные нормы права действуют в пределах определенного времени.

Постоянные нормы права действуют до их официальной отмены.

По кругу лиц нормы права делятся на общие и специальные.

Общие нормы права распространяются на всех граждан или юридических лиц.

Специальные нормы права распространяются на определенную категорию

Каждый человек современного общества, проживающий на территории какого-либо государства, наделен определенными правами и обязанностями, а также несет ответственность в случае нарушения законов этой страны. Именно поэтому он осуществляет всю свою повседневную деятельность согласно установленным нормам. И для него крайне важно знать законы своего государства, разбираться в их тонкостях, структуре, видах и степени ответственности в случае их нарушения. Следовательно, необходимо понимать, что такое норма права, понятие, признаки, структура ее.

В совокупности нормы права образуют институты (подинституты), а те, в свою очередь - отрасли. Но и сам этот элемент подразделяется на определенные звенья. Структура нормы права кратко - это ее строение. Каковы же ее виды, особенности и специфические черты, изложено далее по тексту.

Норма права всегда обращена к определенной категории лиц, оказавшихся в указанных ею ситуациях, и рассчитана на неизвестное заранее количество типичных случаев. Действие ее длится непрерывно.

От договоров или распоряжений индивидуального характера норма права отличается тем, что носит общий характер. Так, например, следует отличать НП, которая предусматривает наказание по УК РФ за убийство человека, от приговора, вынесенного какому-либо гражданину по данной статье. Приговор в данном случае является исполнением данной правовой нормы и носит разовый характер.

Таким образом, к специфическим чертам НП относятся:

  • Общая обязательность. Данное предписание должны соблюдать все без исключения граждане, к которым она обращена. То есть если норма права обращена к медработникам, например, то промышленные рабочие соблюдать ее не должны, а вот трудящиеся медицинских учреждений, оказавшиеся в условиях, прописанных в данном правовом положении, обязаны.
  • Связь с государством. Нормы права устанавливаются и регулируются компетентными органами власти. Их исполнение также контролируется посредством мер принуждения со стороны государства. В отличие, например, от норм морали, за нарушение НП специальные организации (суд, ОВД, прокуратура) могут возложить на человека, нарушившего их, определенные санкции (штрафы, взятие под стражу, назначение принудительных работ и т. д.).
  • Формальная определенность. Норма - это формальное правило, которое четко закреплено законодательством, даны конкретные формулировки ее самой и обязанностей, ответственности лиц, которые должны ее соблюдать.

Виды нормы права

Помочь разобраться в том, что такое норма права, понятие, признаки, структура данного определения, поможет знание видов данного юридического аспекта.

В зависимости от того, каковы по характеру правила поведения, которые содержатся в них, НП можно разделить на:

  1. Управомочивающие - дающие гражданину права и возможности выбирать. То есть человек может совершить какое-либо действие или же воздержаться от этого. Например, заключенный вправе отправлять письма и телеграммы в любом количестве за свой счет, но может и не делать этого, впрочем.
  2. Обязывающие - устанавливающие человеку обязательные действия. Например, каждый предприниматель обязан при регистрации заплатить госпошлину.
  3. Запрещающие - это нормы, определяющие запрет на что-либо. Например, в РФ существует табу на пропаганду гомосексуализма среди детей.

В зависимости от функций, которые выполняют нормы, они делятся на:

  1. Правоустановительные - прописывающие основные принципы.
  2. Правоохранительные - устанавливающие ответственность за нарушение закона. Подразумевают под собой санкционую систему.
  3. Регулятивные - регулирующие отношения между субъектами, устанавливающие их права и обязанности.

Исходя из степени определенности предписания, нормы права делятся на:

  1. Диспозитивные - не устанавливающие категорических правил. Например, при приобретении жилья покупатель обязан заплатить всю стоимость, если субъекты не установили иное договором (рассрочку).
  2. Императивные - напротив, определяют точное, неизменное правило. Например, никто не может быть подвергнут дискриминации по различным признакам согласно Конституции РФ.

Также НП можно подразделить по юридической силе (международные законы, законы страны, подзаконные акты), по отраслям права (нормы административного права, уголовного, семейного и т. д.), исходя из места действия (федеральные, региональные, местные). Классификация может быть проведена и по другим признакам.

Норма права - это звено системы законов, ее элемент. Следует также отметить, что все данные предписания действуют в тесной взаимосвязи между собой. Особенно это просматривается между правоустановительными и правоохранительными видами.

Когда рассматривается, что такое в целом норма права, понятие и структура ее обязательно должны быть изучены для общего понимания всей темы. Поэтому перейдем к рассмотрению строения (структуры) нормы права.

Структура

В общем понимании слова структура - этовнутреннее устройство, состав, пространственная конструкция чего-либо.

Структура нормы права - это же упорядоченность элементов, из которых она состоит, и отображение того, как они взаимодействуют между собой. Части НП даже могут превращаться друг в друга, соединяться и выступать единым фронтом.

Если рассматривать классическую модель строения, то элементами структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция. В этом строении части связаны между собой не в иерархическом порядке, а на синтетическом уровне, то есть все они равны между собой, и при потере хотя бы одной из них вся норма права разрушается.

Но не все НП имеют данное строение. Например, предписания Конституции зачастую обладают только диспозицией и гипотезой (регулятивные нормы), а иногда состоят только из одного из этих элементов (нормы-принципы). Структура нормы уголовного права может быть двухзвенной, включать в себя только диспозицию и санкцию. Это характерно для правоохранительных законов.

Как видно, структура и виды норм права тесно связаны между собой. Одни предписания включают в себя все три составные части, другие - только несколько.

В целом структура норм выполняет несколько функций:

  • отображает волю государственного органа в виде его властного вердикта, принятого закона;
  • устанавливает степень ответственности за невыполнение или несоблюдение общепринятых правил;
  • является критерием оценки человеческого поведения, с ее помощью решаются споры правового характера.

После того как рассмотрено, что такое норма права, понятие и структура ее в общих чертах, необходимо подробно разобраться в ее строении.

Классический вариант структуры нормы права

Структура нормы права может быть классической (гипотеза, диспозиция и санкция) и двухзвенной (предложение и распоряжение).

Сторонники первой теории являются приверженцами того, что правило поведения неразрывно с гранью его применения, а та, в свою очередь, - со средством защиты от нарушения этого предписания.

Данную модель можно характеризовать как систему " если..., то..., иначе". Так, гражданин государства обязан жить по законам собственной страны, во избежание наказания за их нарушение. При этом стоит отметить, что статья кодекса и норма права - это не одно и то же. В первую может входить сразу несколько НП.

Таким образом, выше было изложено, какова структура нормы права в традиционном ее понимании. Рассмотрим все звенья строения по отдельности.

Гипотеза

Структура нормы права состоит из трех элементов, как было отмечено ранее. Первый из них - гипотеза.

Это указание на ситуацию, условия, при возникновении которых возникает диспозиция (второе звено структуры). Она включает в себя прямое указание на факты юридического характера, влияющие на развитие или прекращение правоотношений. Например, если владелец имущества умирает, то его родственники получают наследство, или в случае сдачи в аренду жилья арендодатель приобретает плату согласно договору. В первом случае гипотезой является смерть человека, а во втором - сдача квартиры в аренду.

В гипотезе также присутствует обозначение лиц, на которых направлено данное предписание, а также может устанавливаться время, место и другие особенности события.

Виды гипотез

Логическая структура нормы права может включать в себя один из видов гипотез. Например, она может быть как абстрактной, так и конкретной. В первом случае гипотеза определяет участников и событие по общим признакам, а во втором - по частным. При этом первый вариант наиболее часто встречается в праве и является более продуктивным. Использование же конкретных гипотез ведет к неуклонному росту количества норм права, тем самым запутывая граждан. И с ее применением законодатель часто упускает другие частные случаи из виду.

В зависимости от степени сложности, данное звено структуры может быть сложным или простым. Простая гипотеза устанавливает одно условие, сложная - несколько сразу. При этом одной из разновидностей сложной гипотезы является альтернативная. В данном случае условия человеку выдвигаются или одни, или другие (одно из предложенных). Правило поведения в данной ситуации меняется от сложившихся условий.

Такие элементы структуры нормы права, как абсолютно определенная гипотеза, относительно определенная и абсолютно неопределенная, могут быть выделены исходя из степени своей определенности. Абсолютно неопределенный вид - это случай, когда норма не включает в себя четких формулировок, а предоставляет это право на усмотрение органа власти. Относительно определенная - это гипотеза, в которой законодатель не полностью ограничивает применение юр. нормы, а обуславливает это сдерживанием каких-либо условий, в отличие от абсолютно определенной, где четко и без других вариантов прописана норма.

Бывают гипотезы двухсторонние и односторонние. Первые из них называют только правомерные или запрещенные обстоятельства. А вторые включают в себя как правомерные, так и неправомерные действия, которые приводят в исполнение данную норму. При этом предполагается различное решение, выносимое по данной НП, в зависимости от данных обстоятельств. Например, в случае неявки в зал заседания определенных лиц, надлежащим образом извещенных о судебном процессе (месте его проведения и времени), по уважительным причинам, слушанье откладывается. Если эти же лица не были информированы по данному поводу, то заседание суда также переносится. А в случае их повторной неявки иск останется нерассмотренным.

Диспозиция

Второе звено, из которого состоитструктура нормы права, - это диспозиция. Это возможные и (или) обязательные для исполнения правила поведения, которые должны быть выполнены при возникновении тех или иных условий (гипотезы).

В этой части нормы права закрепляются права и обязанности участников отношений. А также разного рода запреты, поощрения или рекомендации, благодаря которым формируется поведение сторон.

В правоохранительных нормах диспозиция представляет собой описание действий, которые запрещены и посягают на охраняемые общественные отношения.

Виды диспозиций

В зависимости от сложности, можно выделить такие элементы структуры нормы права, как простая диспозиция и составная (сложная). Первый вид указывает единственное действие, которое необходимо выполнить при той или иной гипотезе, второй - несколько сразу.

Исходя из метода изложения, диспозиция может быть альтернативной, прямой или бланкетной. Прямая дает четкие указания на действия, альтернативная позволяет варьировать в зависимости от ситуации, а бланкетная отсылает к другим статьям закона или другим нормативно-правовым актам.

Как и гипотезы, диспозиции можно подразделить на абстрактные и конкретные. Первые - это перечисление предписаний, разрешенных или запрещенных деяний. А конкретная диспозиция - это четко сформулированные правила, права и обязанности сторон отношений. В законодательстве большее количество абстрактных диспозиций, чем конкретных, так как вторые все-таки не могут обеспечить бесперебойное соблюдение закона. Они слишком громоздки и технически неудачны в целом.

По форме выражения данные части структуры делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Значение этих видов элементов такое же, как у норм права (обязывающих, управомочивающих и запрещающих), которые изложены выше.

В случае если диспозиция нарушена, в действие вступает третье звено строения НП - санкция.

Санкция

Структура нормы права включает в себя и такой элемент, как санкция, которая представляет собой указания и меры воздействия на человека, нарушившего закон, со стороны государственного аппарата. Санкция неразрывно связана с диспозицией, так как в случае нарушения изложенных в диспозиции правил наступает ответственность человека в виде неблагоприятных последствий.

Логическая структура нормы права предполагает наличие одной или нескольких видов санкций, применяемых как по отдельности, так и в совокупности, в соответствии с нарушением.

Виды санкций

Виды санкций, как правило, различаются в соответствии с тем, к какой отрасли относится норма права. В Уголовном кодексе часто встречаются лишение свободы, штрафы денежного и имущественного характера, а также лишение возможности заниматься тем или иным видом деятельности. Вменяются данные наказания судом. В административном же праве чаще встречаются просто денежные штрафы и принудительные работы общественного характера. В этом случае санкции применяются административными органами и судом к лицам. В Налоговом кодексе - пени.

Также этот элемент НП можно классифицировать по степени неблагоприятных последствий на карательные и возместительные. К первым относятся штрафы, лишение свободы и другие наказания уголовные и административные. А ко вторым, например, санкции трудового характера или финансового.

А по степени определенности данное звено бывает альтернативным и кумулятивным. При альтернативной санкции могут быть объединены несколько видов наказаний в одной норме, при этом выбор остается за компетентным органом власти. Например, срок лишения свободы от полугода до двух лет или выплата штрафа. А кумулятивные включают в себя наказания разного рода, которые гос. орган вправе объединить.

В отличие от двух первых элементов нормы, санкция наиболее динамична, она меняется в соответствии с постоянно преобразующейся реальностью. То есть законодатель зачастую изменяет формы и размеры штрафов, так как предыдущие становятся неэффективными. Например, ежегодно происходит увеличение взысканий за нарушение правил дорожного движения. Связано это с тем, что с инфляцией деньги обесцениваются, и человеку ничего не стоит совершить правонарушение и заплатить указанную сумму государству, это для него становится неощутимо. Следовательно, законодатель должен повысить ставки.

Таким образом, были рассмотрены все элементы строения, структура нормы права. Примеры можно бесконечно приводить из различных отраслей законодательства. Но не все юристы-правоведы считают, что норма состоит из трех частей. Существует и другое мнение.

Двухзвенная структура

При двухзвенной системе в структуру нормы права входят два элемента: гипотеза (предложение) и диспозиция (распоряжение). Приверженцы данной модели появились еще в дореволюционный период. Тогда некоторые юристы предполагали, что норма состоит их определенных условий, при которых будет выполнено правило, и из формулировки самого этого закона. Каждая НП, согласно данной теории, может быть обусловлена тезисом: "если..., то".

Но другие ученые-правоведы считали, что по доброй воле человек не станет выполнять прописанные правила. Поэтому для их осуществления просто необходимо третье звено - санкция. При этом некоторые юристы просто не считали санкцию элементом структуры нормы права, они выделяли ее как самостоятельную величину, называя средством принуждения.

Что же касается современных правоведов (сторонников двухзвенной стуктуры), то они предполагают, что норма состоит из гипотезы и диспозиции или же из диспозиции и санкции.

Структура нормы административного права, уголовного, семейного или любого другого в целом не отличаются друг от друга. Различие можно заметить только между НП в отдельности (наличие двух или трех звеньев), при этом неважно, из какой они отрасли.

Итак, исходя из полученной информации о том, что такое НП,структура нормы права, примеры ее, можно сделать выводы:

  • Она является неотъемлемой, основной частью любого закона и права в целом.
  • Понимание ее строения очень важно как для обычного гражданина, так как он применяет данные предписания в своей повседневной жизни регулярно, так и для законодателя, который, принимая законы, должен обязательно брать во внимание необходимость и внутреннее содержание каждого звена в отдельности. Хотя структура правовой нормы в обыденной жизни рассматривается только при решении спорных ситуаций.
  • Рассмотренное строение является идеальной конструкцией, регулирующей правовые отношения между физическими и юридическими лицами. Структура возникла в результате стремления людей создать инструменты для освоения и познания правовой реальности.

ПРАВОВАЯ НОРМА - правило поведения общего характера.

Бу-ду-чи раз-но-вид-но-стью со-ци-аль-ных норм, правовая норма об-ла-да-ет все-ми при-су-щи-ми им при-зна-ка-ми. Правовая норма при-ну-ди-тель-на, то есть вы-ра-жа-ет пра-ви-ло по-ве-де-ния, ко-торое объ-ек-тив-но по сво-ему ха-рак-те-ру, до-пус-кая как ис-пол-не-ние, так и на-ру-ше-ние, ус-та-нав-ли-ва-ет-ся в ка-че-ст-ве обя-за-тель-но-го и обес-пе-чи-ва-ет-ся санк-ци-ей . Правовая норма со-ци-аль-на, то есть на-прав-ле-на на ре-гу-ли-ро-ва-ние от-но-ше-ний ме-ж-ду людь-ми и не яв-ля-ет-ся са-мо-ис-пол-ни-мой (тре-бу-ет для сво-его обес-пе-че-ния сис-те-мы спе-ци-аль-но раз-ра-бо-тан-ных и при-ме-няе-мых санк-ций). Правовая норма вы-ра-жа-ет со-ци-аль-но ти-пич-ные («нор-маль-ные») и со-ци-аль-но эф-фек-тив-ные (по-лез-ные) об-раз-цы по-ве-де-ния, ко-то-рые в си-лу это-го и ус-та-нав-ли-ва-ют-ся в ка-че-ст-ве при-ну-ди-тель-но обес-пе-чи-вае-мых пра-вил. Кро-ме этих при-зна-ков, об-щих для всех со-ци-аль-ных норм, Правовая норма об-ла-да-ет ря-дом и спе-ци-фических свойств. Правовая норма об-ще-обя-за-тель-на, то есть вы-ра-жа-ет тре-бо-ва-ние, ад-ре-са-ты ко-то-ро-го не пер-со-ни-фи-ци-ро-ва-ны и оп-ре-де-ля-ют-ся об-щи-ми, ро-до-вы-ми при-зна-ка-ми (гра-ж-да-не стра-ны , долж-но-ст-ные ли-ца, не-со-вер-шен-но-лет-ние, жен-щи-ны, имею-щие де-тей в воз-рас-те до трёх лет, и тому подобное). Об-ще-обя-за-тель-ность правовой нормы про-ис-те-ка-ет из её над-ле-жа-ще-го ус-та-нов-ле-ния (ком-пе-тент-ным ор-га-ном в оп-ре-де-лён-ном ис-точ-ни-ке пра-ва) и обес-пе-чи-ва-ет-ся в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти государственным при-ну-ж-де-ни-ем. Правовая норма пред-став-ля-ет со-бой фор-маль-но оп-ре-де-лён-ное пра-ви-ло по-ве-де-ния; она фик-си-ру-ет аб-ст-ракт-ные, фор-ма-ли-зо-ван-ные мо-де-ли по-ве-де-ния, но вме-сте с тем со-дер-жит до-ста-точ-но кон-крет-ные пред-пи-са-ния, по-зво-ляю-щие чёт-ко оп-ре-де-лять пра-ва и обя-зан-но-сти уча-ст-ни-ков ре-гу-ли-руе-мо-го от-но-ше-ния. Фор-маль-ная оп-ре-де-лён-ность правовой нормы тре-бу-ет её тек-сту-аль-но-го вы-ра-же-ния в том или ином ис-точ-ни-ке пра-ва (как пра-ви-ло, в письменном ак-те, хо-тя су-ще-ст-ву-ют и обыч-но-пра-во-вые нор-мы, не имею-щие письменного за-кре-п-ле-ния).

В за-ви-си-мо-сти от раз-ных сущ-но-ст-ных пред-став-ле-ний о пра-ве (ти-пов пра-во-по-ни-ма-ния) вы-де-ля-ют-ся и иные спе-ци-фические при-зна-ки правовой нормы. Для сто-рон-ни-ков ле-гист-ско-го (эта-ти-ст-ско-го, за-кон-ни-че-ско-го) по-зи-ти-виз-ма основным при-зна-ком правовой нормы яв-ля-ет-ся её ус-та-нов-ле-ние или санк-цио-ни-ро-ва-ние го-су-дар-ст-вом в ис-хо-дя-щем от не-го ак-те и обес-пе-чен-ность государственным при-ну-ж-де-нием. В рам-ках со-цио-ло-гической кон-цеп-ций пра-ва ак-цент де-ла-ет-ся на фак-ти-че-ской реа-ли-зуе-мо-сти правовой нормы; она долж-на быть ле-ги-тим-ной , во-пло-щать-ся в ре-аль-ных пра-во-от-но-ше-ни-ях, обес-пе-чи-вать-ся су-деб-ной и административной за-щи-той. С точ-ки зре-ния ес-те-ст-вен-но-пра-во-вой шко-лы важ-ней-шим при-зна-ком правовой нормы яв-ля-ет-ся её спра-вед-ли-вость, со-от-вет-ст-вие мо-раль-но-нрав-ст-вен-ным или ре-лигиозным пред-став-ле-ни-ям, до-ми-ни-рую-щим в об-ще-ст-ве. В ли-бер-тар-ных ин-тер-пре-та-ци-ях пра-ва правовая норма трак-ту-ет-ся как ме-ра сво-бо-ды уча-ст-ни-ков пра-во-от-но-ше-ний, вы-ра-жаю-щая и за-кре-п-ляю-щая их фор-маль-ное ра-вен-ст-во.

Правовая норма име-ет спе-ци-фическую ло-гическую струк-ту-ру, вклю-чаю-щую три эле-мен-та: ги-по-те-зу, дис-по-зи-цию и санк-цию. Ги-по-те-за - ука-за-ние на ус-ло-вия, при на-ли-чии ко-то-рых сле-ду-ет ру-ко-во-дство-вать-ся дан-ной нор-мой; дис-по-зи-ция - пред-пи-сы-вае-мое нор-мой пра-ви-ло по-ве-де-ния; санк-ция - не-бла-го-при-ят-ные по-след-ст-вия, на-сту-паю-щие в слу-чае на-ру-ше-ния дис-по-зи-ции. Схе-ма-тич-но ло-гическая струк-ту-ра правовой нормы мо-жет быть пред-став-ле-на в ви-де ус-лов-но-го пред-ло-же-ния: «Ес-ли… (ги-по-те-за), то… (дис-по-зи-ция), ина-че… (санк-ция)». Толь-ко един-ст-во всех трёх эле-мен-тов об-ра-зу-ет пра-во-вую нор-му.

Правовая норма все-гда вы-ра-же-на в том или ином нор-ма-тив-ном юри-дическом тек-сте (ис-точ-ни-ке пра-ва в фор-маль-ном смыс-ле). При этом язы-ко-вое вы-ра-же-ние и ор-га-ни-за-ция юри-дических тек-стов прак-ти-че-ски ни-ко-гда пол-но-стью не сов-па-да-ют с ло-гической струк-ту-рой правовой нормы. В кон-крет-ных их фраг-мен-тах (пре-ж-де все-го в стать-ях и пунк-тах за-ко-нов и других нор-ма-тив-ных ак-тов), как пра-ви-ло, бы-ва-ют пред-став-ле-ны лишь отдельных пред-пи-са-ния, об-ра-зую-щие тот или иной эле-мент ло-гической струк-ту-ры пра-во-вой нор-мы.

Раз-ли-ча-ют три спо-со-ба из-ло-же-ния правовой нормы в юри-дических тек-стах. Пря-мой спо-соб пред-по-ла-га-ет пол-ное вос-про-из-ве-де-ние в фраг-мен-те тек-ста (ста-тье, пунк-те) всех эле-мен-тов ло-гической струк-ту-ры правовой нормы. При ис-поль-зо-ва-нии от-сы-лоч-но-го спо-со-ба ука-зы-ва-ют-ся кон-крет-ные ста-тьи, час-ти, пунк-ты оп-ре-де-лён-но-го нор-ма-тив-но-го ак-та, где мож-но най-ти эле-мен-ты ло-гической струк-ту-ры правовой нормы, от-сут-ст-вую-щие в дан-ном фраг-мен-те. При блан-кет-ном спо-со-бе из-ло-же-ния для вос-ста-нов-ле-ния от-сут-ст-вую-щих эле-мен-тов ло-гической струк-ту-ры правовой нормы так-же не-об-хо-ди-мо об-ра-тить-ся к другому нор-ма-тив-но-му ак-ту, но от-сыл-ка к не-му осу-ще-ст-в-ля-ет-ся в са-мой об-щей фор-ме (например: «На-ру-ше-ние пра-вил тех-ни-ки безо-пас-но-сти на-ка-зы-ва-ет-ся…», «В слу-ча-ях, ус-та-нов-лен-ных фе-де-раль-ным за-ко-ном, …»). Кро-ме то-го, раз-ли-ча-ют аб-ст-ракт-ное (че-рез ука-за-ние на об-щие, ро-до-вые, фор-маль-ные при-зна-ки) и ка-зу-аль-ное (кон-крет-ное, де-таль-ное, си-туа-ци-он-ное) из-ло-же-ние правовой нормы. Аб-ст-ракт-ный спо-соб из-ло-же-ния правовой нормы ха-рак-те-рен для нор-ма-тив-ных ак-тов, ка-зу-аль-ный - для су-деб-ных и административных пре-це-ден-тов.

Су-ще-ст-ву-ет мно-же-ст-во раз-но-об-раз-ных клас-си-фи-ка-ций правовых норм. Все они в дос-та-точ-ной ме-ре ус-лов-ны. По от-рас-ле-вой при-над-леж-но-сти (по пред-ме-ту пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния) вы-де-ля-ют нор-мы кон-сти-ту-ци-он-но-го, ад-ми-ни-ст-ра-тив-но-го, гра-ж-дан-ско-го, уго-лов-но-го и тому подобное пра-ва. В за-ви-си-мо-сти от ха-рак-те-ра дис-по-зи-ции раз-ли-ча-ют за-пре-щаю-щие, обя-зы-ваю-щие и упра-во-мо-чи-ваю-щие правовые нормы. Спе-ци-фи-ка ис-поль-зуе-мо-го ме-то-да пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния по-зво-ля-ет го-во-рить об им-пе-ра-тив-ных (од-но-знач-но пред-пи-сы-ваю-щих кон-крет-ный ва-ри-ант по-ве-де-ния) и дис-по-зи-тив-ных (пре-дос-тав-ляю-щих воз-мож-ность для вы-бо-ра ва-ри-ан-та по-ве-де-ния) правовых нормах. По сфе-ре дей-ст-вия раз-ли-ча-ют правовые нормы об-щие и спе-ци-аль-ные, пред-став-ляю-щие со-бой ис-клю-че-ние, изъ-я-тие, ча-ст-ный слу-чай об-щих (например, правовые нормы, оп-ре-де-ляю-щие осо-бен-но-сти при-вле-че-ния к уго-ловной от-вет-ст-вен-но-сти отдельных ка-те-го-рий лиц - не-со-вер-шен-но-лет-них, де-пу-та-тов, су-дей). Из-вест-ны и так называемые не-ти-пич-ные нор-ма-тив-ные пред-пи-са-ния - нор-мы-прин-ци-пы, нор-мы-оп-ре-де-ле-ния.

Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях.

Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о поведении субъектов отношений. Социальная норма есть всегда правило должного поведения, она адресуется субъектам общественных отношений. Юридическая норма отличается от других видов социальных норм тем, что имеет предоставительно-обязывающий характер и является общеобязательным правилом поведения. В современных правовых системах юридические нормы в своей основной массе устанавливаются (санкционируются) государством .

Юридическая норма - это одна из реальных разновидностей социальных норм. Общим между правовыми нормами и другими социальными нормами является их предназначение. Норма права , как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности , разграничение этих свобод между людьми. Однако норма права - это также четко обозначенный масштаб правил поведения. Она требует официального признания со стороны государства. Юридическая норма - это общее правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Норма права - это особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки. Правовым нормам должны быть свойственны все признаки, характерные для права. Это такие признаки, как свобода, равенство, справедливость, общеобязательность, нормативность, системность. Эти признаки мы рассмотрели в теме: «Понятие права», а здесь остановимся на характеристике признаков, определяющих эти нормы с формальной стороны.

Признаком правовой нормы является, во-первых, ее формальная определенность. Это свойство не только позволяет выделить норму права из словесной оболочки того или иного , но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали , соотнести норму права с конкретной ситуацией, с ее участниками. Формальная определенность характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, т. е. имеет государственно-признанную форму выражения: форму закона , нормативного договора и т. д. Формальная определенность нормы права является одним из факторов культурного развития человечества.

Во-вторых, юридическая норма имеет общеобязательный характер. Норма права - это общеобязательное веление, выраженное в форме государственного предписания, которое носит безусловный (императивный) характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано, неважно, касается ли оно создания того или иного способа жизнедеятельности, т. е. для возможного, дозволенного поведения или же направлено на строго обозначенное обязательное поведение. В случае нарушения правила поведения субъект отношений несет заранее установленные негативные последствия.

В-третьих, юридическая норма имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет субъектам правоотношений определенную свободу действий, направленных на удовлетворение своих интересов или потребностей. Чаще всего такие нормы содержатся в частном праве, а в публичном праве, наоборот, речь идет об обязывающих нормах. Например, в гражданском законодательстве есть нормы, закрепляющие право собственности или другие вещные права . Что такое право собственности ?

Право собственности - это право собственника в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, т. е. он (собственник) вправе свободно определять судьбу вещи в рамках закона.

Следовательно, юридическая норма - это формально определенное общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и официально установленное (санкционированное) государством.

Правовые и технические нормы. Технические нормы так же, как и правовые, создаются людьми. Технические нормы складываются в рамках отношений «человек - машина». Под техническими нормами понимаются такие правила поведения, которые определяют приемы обращения человека с техническими средствами, предметами материального мира и силами природы. Технические нормы имеют определенный социальный характер в том смысле, что производство, в сфере которого эти нормы применяются, носит общественный характер. Тем не менее различие между техническими и правовыми нормами существенно: технические нормы определяют отношения людей по поводу обращения с этими предметами в производственной деятельности, а правовые нормы регулируют поведение человека в правильном обращении и эксплуатации этой техники.

Актуальной на сегодняшний день стала проблема соотношения правовых и технических норм, что обусловлено возрастающей ролью научно-технического прогресса и усложнением общественных отношений в производственной сфере.

Научно-техническая революция (НТР) и ее результаты требуют постоянного внимания и наиболее целесообразного поведения людей в обращении с различными техническими средствами. Пренебрежение этими правилами приводит к нежелательным последствиям, а иногда даже к глобальным катастрофам и катаклизмам (например, авария на Чернобыльской АС). Следовательно, технические нормы призваны регулировать отношения людей по поводу правильного использования технических средств.

Также немаловажное значение имеют вопросы государственного контроля за качеством продукции, производимой с внедрением технических новшеств. Актуальными являются проблемы, связанные с охраной здоровья людей и обеспечением прав потребителя.

Многие технические нормы, имеющие значение для общественной жизни, закрепляются в юридических актах. В актах органов государственной власти либо прямо излагается содержание технической нормы, либо содержится отсылка к техническим нормам, в связи с чем эти правила поведения становятся общеобязательными нормами, которые охраняются государством. В основном это нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сферах (например, правила ведения строительных работ, противопожарной безопасности, железнодорожного движения и движения иных видов транспорта, ГОСТов, стандартов, энергоснабжения, хранения взрывчатых веществ и т. д.). В некоторых из них предусмотрены санкции. Так, например, в уголовном законодательстве России есть нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение правил техники безопасности.

Правовые нормы, регулирующие поведение людей при обращении с техникой, стимулируют эффективность использования техники и ее воздействие на человека.

Внедрение новых прогрессивных технологий в производственную сферу и улучшение благосостояния народа выдвигают на передний план правильное обращение с этой техникой, строгое соблюдение правил безопасности в целях сохранения жизни и здоровья человека.

Соответственно государству приходится постоянно совершенствовать технические нормы, разрабатывать новые правила эксплуатации техники.

Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, т. е. они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях.

3. По функциональной направленности правовые нормы делятся прежде всего на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений , т. е. возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» - ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст. 58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором , за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами» - ст. 60 ТК РФ).

Различие - в расставляемых акцентах: на предоставлении права, запрете или обязанности. В управомочивающих нормах делается акцент на предоставление права, в обязывающих нормах на субъекта правоотношений четко возлагается обязанность совершать определенные действия, а в запрещающих - обязанность не совершать то или иное действие.

Необходимо учитывать также, что многие правовые нормы могут содержать в себе одновременно и правомочие, и обязанность, а иногда и запрет, потому что каждое субъективное право предполагает наличие соответствующей юридической обязанности , а юридическая обязанность - запрет совершать определенные действия, нарушающие правомочия субъекта права.

4. Нормы-принципы - это нормы, закрепляющие основополагающие, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. В главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя » содержатся нормы, закрепляющие принципы организации и деятельности государственного строя в Российской Федерации. Например, ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей ». А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть », устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации. Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения.

5. Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как преступление , наказание , штраф , сделка и т. д. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ).

6. По кругу лиц, на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории , а специальные - действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих , пенсионеров, женщин и др.).



Просмотров