Главным источником хозяйственного права рф является. Контрольная работа: Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности

Тема: Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности

Тип: Контрольная работа | Размер: 64.50K | Скачано: 42 | Добавлен 07.02.11 в 10:02 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


1. Понятие и виды источников хозяйственного права 3

2. Лицензирование хозяйственной деятельности 11

Список литературы 16

Понятие и виды источников хозяйственного права

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Источники предпринимательского права — это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права , в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ . Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные пра-вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны про-тиворечить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те кон-ституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гаран-тии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государст-венных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим раз-граничением проводит дифференциацию источников права. Так, согласно ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся федераль-ная государственная собственность и управление ею, установление ос-нов федеральной политики и федеральные программы в области эко-номического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессу-альное и арбитражное процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодатель-ства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предприни-мательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного само-управления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение на-селением вопросов местного значения, владения, пользования и рас-поряжения муниципальной собственностью.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы Российской Федерации : Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правона-рушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законода-тельства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный норма-тивный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправо-вые отношения, но и отношения публичного характера (например, нор-мы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ оп-ределяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпри-нимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской де-ятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпри-нимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. Обра-щает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпри-нимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственнос-ти, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников пред-принимательского права играют федеральные законы . Не ставя пе-ред собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать зако-ны, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О кон-куренции и ограничении монополистической деятельности на товар-ных рынках» (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ);

законы, устанавливающие правовое положение субъектов, дей-ствующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприя-тиях), от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных коопера-тивах» (далее - Закон о производственных кооперативах), от 8 февра-ля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон о финансово-промышлен-ных группах);

законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской де-ятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991№ 1488-1 «Об ин-вестиционной деятельности» (далее - Закон об инвестициях в РСФСР), федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельнос-ти» (далее — Закон об аудите), от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценоч-ной деятельности» (далее—Закон об оценочной деятельности) и др.;

законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъ-ектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, на-пример Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках), Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торгов-ле» (далее - Закон о биржах) и др.;

Законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (да-лее - Закон о лицензировании), от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом ре-гулировании), от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной ре-гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон о регистрации) и др.

4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулиро-вания предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Пре-зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению го-сударственного регулирования цен (тарифов)»). Издаваемые Прези-дентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ опреде-ляет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гаран-тией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституцион-ности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ).

Указы как средство регулирования предпринимательских отно-шений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ , изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предприни-мательского права. Акты Правительства в точном смысле их регуля-тивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та-рифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое вре-мя основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большой массив источников предпринимательского права - норма-тивные акты федеральных органов исполнительной власти, приня-тые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наиболь-шее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Минис-терство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета, от-четности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирова-ние отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встреча-ются еще Постановления Верховного Совета РФ . Примером действу-ющего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 1320-1 «О разграничении государ-ственной собственности в РФ на федеральную собственность, государ-ственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативные правовые акты СССР также продолжают действо-вать, если они не отменены и не противоречат действующему законода-тельству Российской Федерации. Так, применяется, с учетом многочис-ленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утв. Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного ус-тройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъек-тов Российской Федерации. Их иерархия по юридической силе час-то напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источни-ков предпринимательского права можно найти и Законы г.Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образо-ваний и их органов связаны с правом собственности на принадлежа-щие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых сами-ми хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразде-лениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тай-ны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Ло-кальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота .

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко приме-няемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независи-мо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

(Ст. 5ГКРФ)

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применя-ются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации
являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двухсторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не попадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а, следовательно, уменьшением доходов.

Лицензирование хозяйственной деятельности

Лицензирование относится к одной из форм государственного регулирования деятельности предприятий, направленной на ее упорядочивание и совершенствование. Для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности необходима лицензия.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу 10 февраля 2002 г., заменив прежний закон с таким же названием от 25 сентября 1998г.

Этот Федеральный закон определил основные принципы осуществления лицензирования:

  • Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • Утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • Установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
  • Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • Гласность и открытость лицензирования;
  • Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а так же положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В новом перечне основных принципов отсутствует один, который стоял на первом месте в утратившем силу Федеральном законе от 25 сентября 1998 г.: защита прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан и безопасности государства. Теперь этот принцип фигурирует в качестве основного критерия определения лицензируемых видов деятельности.

Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает исчерпывающий их перечень. В него включено 103 вида деятельности. В п.3 этой статьи указывается, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Следует подчеркнуть, что действие Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на 17 видов деятельности, которые предусмотрены специальными федеральными законами. К ним, в частности, относятся следующие виды: деятельность кредитных организаций; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществление внешнеэкономических операций и др.

Лицензируются следующие виды деятельности в сфере торговля: торговля вооружением и военной техникой; торговля оружием основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; деятельность по продаже электрической энергии гражданам; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время насчитывается 40 федеральных органов и по 10 органов государственной власти в каждом субъекте РФ, которые осуществляют лицензирование предпринимательской деятельности. Полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ. Лицензирующие органы осуществляют следующие функции:

  • Предоставление лицензий;
  • Приостановление действия лицензии;
  • Возобновление действия лицензии;
  • Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • Аннулирование лицензии;
  • Введение реестров лицензии, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • Контроль над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • Обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  • Заявление с просьбой о выдаче лицензии на определенный вид деятельности с указанием срока, в течение которого лицензиат намерен ее осуществлять;
  • Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата;
  • Справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
  • Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействия.

Федеральным законом предусмотрены также основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его преобразование в другую организационно-правовую форму, изменение наименования или места нахождения; для индивидуальных предпринимателей - изменение имени или места жительства. В этих случаях лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии в случае выявления лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать 6 месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Федеральным законом так же предусмотрены основания, когда лицензия теряет юридическую силу, т.е. аннулируется.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

За рассмотрение заявления соискателя лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и за предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

Список литературы

  1. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник.- 5-е издание.М.: «Юриспруденция», 2009г.- 800с.
  2. Хозяйственное (предпринимательское право). Учебник для вузов/Отв. Ред. Д.ю.н., проф.Ю.Е. Булатецкий, д.и.н., проф. Н.А. Машкин - М.: Норма, 2007-752с.
  3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление.: учеб. пособиед/студентов вузов. Под. ред. В.Я. Горфинкеля. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 495с.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 апреля 2009 года. - Новосибирск: Сиб. университет.изд-во, 2009. - 541 с.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, к которым относятся:

широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

1. Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

хозяйственное право кредитный регистрация

2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

3. Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер. С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может потребоваться корректировка реальных хозяйственных отношений. Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории.

Источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

-

/. Понятие источников хозяйственного права.
Акты федеральных органов.
Акты субъектов Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления.
Акты органов бывшего СССР.
Международные акты.

1. Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:
акты федеральных органов;
акты субъектов Российской Федерации;

Акты органов местного самоуправления;
акты органов бывшего СССР;
международные акты.

2. Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а)Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей

Юридической силой и является базой текущего законодательства;
б)акты Федерального Собрания Российской Федерации:
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;
приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

3. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются па законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации:
конституции, уставы субъектов Российской Федерации;
законы субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
указы, распоряжения президентов (губернаторов);
постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;
нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;
приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

4. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
распоряжения;
решения.

5. После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству.
К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся:
законы СССР;
указы Президиума Верховного Совета;
постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.
6. Нормы международных актов имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании хозяйственных отношений чрезвычайно высока.

1. Под источником права в общем значении понимается государ-

ственная воля, выраженная в акте компетентного государственного

органа. В конкретном значении источником права являются именно

важно определить, в каких актах содержится отраслевое регулиро-

вание. Для хозяйственного права эта задача тем более важна, пос-

кольку в основе хозяйственного законодательства не было и нет

системообразующего акта и законы хозяйственной сферы представ-

ляют собой неупорядоченный ряд актов, принимаемых различными

государственными органами вне какой-либо системы. Установление

круга источников хозяйственного права осложнено и научными пред-

ставлениями о данной отрасли, ее системе, субъектах и т.п.

2. Очевидно, что главным источником является Конституция

Российской Федерации. Для хозяйственного права здесь центральное

значение имеют нормы ст. 8-9, определяющие равенство форм

собственности.

Переход к рыночным отношениям диктует необходимость ис-

пользовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм

собственности: государственной, муниципальной собственности и

собственности граждан.

В этой главе не упомянуты коллективная собственность, пол-

учившая закрепление в Законе о собственности в РСФСР. Известно,

что в ряде законодательных актов уже функционировавшая коллек-

тивная собственность кооперативов и колхозов переведена законо-

дателем в разряд коллективно-долевой (коллективно-совместной),

общей долевой, общей совместной, трактуемых в качестве частной

собственности (*1). Известно также, что в ст. 12 Конституции РФ пос-

ледних лет была реформирована и аграрная государственная собст-

венность: принадлежащие ранее государству имущественные фонды

совхозов объявлены собственностью совхозов, а их собственность в

(**1) См., например, ст. 5 Закона РФ "0 потребительской копперации в Российской

Федерации>. - ВВС. 1992, № 30. ст. 1788. ст. 8-9 Земельного кодекса РСФСР. -

ВВС. 1991 ,№22. ст. 768. Указ Президента РФ от 27 декабря 1992 года мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР>. - ВВС, 1992, № 1, ст. 53.

упоминаемых здесь актах в свою очередь стала трактоваться как

общая долевая, общая совместная, то есть частная собственность.

Исключительная собственность на землю государства заменена

своеобразным институтом многообразия форм собственности на зем-

лю отдельных субъектов.

Новая Конституция РФ устранила понятие личной собственности

граждан, что дало им основание использовать имущество в том числе

и в производственных целях, а не только для удовлетворения своих

потребностей, как это было ранее.

В новом Основном законе исключены нормы, говорившие о пла-

новости ведения хозяйства, исходя из задач перехода к рыночной

экономике. Устранено также упоминание о хозрасчете как методе

ведения хозяйства. Из этого можно сделать вывод, что данный метод

хозяйствования, опиравшийся на директивную плановость, по об-

щему правилу более не применяется лаже предприятиями, дейст-

вующими на базе государственной и муниципальной собственности.

Конституция РФ в ее нынешнем виде отразила противоречия

переходного к рынку периода. Она выразила шаткий компромисс

сил, выступающих за разные рыночные варианты хозяйства: капи-

талистический и социалистический.

Эти противоречия будут нам

понятны и в ходе изучения отдельных тем курса. Как они будут

разрешены, покажет время.

3. Основным видом источников хозяйственного законодательства

являются законы Российской Федерации. Переход к законодатель-

ству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно

следует отнести к положительному явлению в нашей жизни. Досто-

инство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и при-

нятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссы-

латься на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации

экономического строительства. Законы регламентируют исходные

позиции рыночной экономики. К числу таких законов относятся

Закон, Закон принимательской деятельности>, Закон РСФСР ограничении монополистической деятельности на товарных рынках>

Большая группа законов посвящена правовому положению субъ-

ектов, действующих в новых условиях. Это Закон РСФСР тральном банке РСФСР (Банке России)>, деятельности в РСФСР>, (*1),

(*2) и другие.

(**1) ВВС, 1991 .№ 1. ст. 5.

(**2) ВВС, 1992, № 18. ст. 961.

В законах (*1), областном Совете народных депутатов и краевой, областной адми-

нистрации> (*2) изложены основные положения о статусе регионов,

краев и областей, районов, городов, функционирующих на базе

муниципальной собственности и государственной собственности, на-

ходящейся в ведении краев и областей. Через компетенцию соот-

ветствующей администрации определена компетенция данных тер-

риториальных образований в области экономики.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хо-

зяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции

и товаров, инвестирования, приватизации) закупки сельскохозяй-

ственных продуктов, перевозки грузов и другие.

Законом урегулирован статус и деятельность центрального пра-

воохранительного органа власти хозяйственных отношений - Ар-

битражного Суда Российской Федерации, Закон суде> (*3) и Арбитражно-процессуальный кодекс (*4) определяют положе-

ние арбитражного суда и главную процессуальную форму реализации

защиты хозяйственных прав.

Необходимо учитывать, что правосубъектность и компетенция

регионов сегодня определяется наряду с названными законами также

Указом Президента РФ от 22 октября 1993 года № 1723 началах организации государственной власти в субъектах Российской

Федерации> (*5), которым утверждено Положение об основных началах

организации и деятельности органов государственной власти краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, ав-

тономных округов Российской Федерации на период поэтапной кон-

ституционной реформы. Этим Указом подтверждено также, что

названные законы применяются в части, не противоречащей насто-

ящему Указу (ст. 2).

Указом Президента РФ от 26 октября 1993 года № 1760 реформе местного самоуправления в Российской Федерации> (*6) уста-

новлено, что Закон РФ Федерации> применяется в части, не противоречащей настоящему

Указу, что функции городских и районных Советов выполняет со-

ответствующая местная администрация.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с Указом Пре-

(**1) ВВС. 1991. № 29, ст. 1010

(**2) ВВС, 1992, № 13, ст. 697.

(**3) ВВС 1991, № 30. ст. 1013.

(**4) ВВС, 1992, № 16, ст. 836.

(**5) САПП, 1993 № 43, ст. 4089.

(**6) САПП, 1993 №44 ст. 4188.

вании в период поэтапной конституционной реформы в Российской

Федерации> (*1) подтверждено действие всех законов Российской Фе-

Особо набежит сказать о таких законах, как Основы гражданского

законодательства Союза СССР и республик и ГК РСФСР, которые

применяются на территории Российской Федерации с оговорками,

сделанными в постановлении Верховного Совета Российской федера-

ции от 14 июля 1992 года № 3301-2 правоотношений в период проведения экономической реформы>. (*2) В

этих законах регламентируются традиционно по дуалистической мо-

дели отношения в области товарно-денежного оборота.

4. Указы Президента Российской Федерации составляют большой

массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отноше-

ния. В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации

указы Президента не могут противоречить Конституции и Феде-

ральным законам Российской Федерации.В случае их противоречия

действует норма Конституции, закона Российский Федерации.

Указы как средство регулирования хозяйственных отношений

применяются в силу этого при пробельности в решении законом тех

или иных вопросов или при необходимости оперативного развития

законодательных решений.

Таковы, например, Указ Президента РФ государственного регулирования поставок в 1992 году отдельных

видов продукции и товаров за пределы Российской Федерации в

декабря 1991 года резерва РСФСР в 1992 году (*4), Указ от 20 февраля 1992 года мерах по стабилизации работы промышленности Российской Феде-

рации в 1992 году> (*5), Указ от 16 февраля 1992 года лизации деятельности предприятий потребительской кооперации в

Российской Федерации> (*6).

Надо тем не менее отметить, что в период проведения реформы

президентские Указы использовались не только в дополнение и

развитие законов, но нередко даже вопреки Конституции Российской

Федерации. В качестве примера можно привести Указ Президента

(**1) (САПП. 1993. №41. ст. 3919)

(**2) ВВС, 1 992, № 30, ст. 1800. См. также: постановление Верховного Совета РФ от 3

марта 1993 г. "0 некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на

территории Российской Федерации". - ВВС. 1993. № 1 1 . ст.393.

(**3) ВВС, 1992, № 1,ст, 52.

(**4) ВВС. 1992, № 2, ст. 76.

(**5) ВВС. 1992, №9, ст. 442.

(**6) ВВС, 1992. № 9, ст. 415

мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР> (*1), в котором

вопреки ст. 12 действовавшей тогда Конституции Российской Фе-

дерации была намечена широкая приватизация земель, включение

их в оборот через залог, обмен земельных паев, сдача в аренду уже

не властью госорганов, а граждан, продажа земель гражданам и

юридическим лицам. Указ к тому же, не считаясь с волей собствен-

ников колхозов, декретировал преобразование коллективной формы

собственности в частную, заставляет колхозы выделять земельные

и имущественные паи членам колхозов и бывшим колхозникам.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встре-

чались постановления Верховного Совета Российской Федерации.

Такие постановления опирались на ст. 113 Регламента Верховного

Совета РСФСР. В соответствии с этой нормой в целях осуществления

распорядительных и контрольных полномочий Верховный Совет

Российской Федерации был вправе принимать и постановления.

Насколько точно здесь выдерживалась намеченная Регламентом

компетенция, проводилось разграничение между законодательным

разрешением вопроса и путем принятия постановлений? Ответить

на этот вопрос достаточно сложно. Однако, в области хозяйственных

отношений такие постановления необходимо учитывать в качестве

источников хозяйственного права.

Примером актов такого рода могут служить постановление от 30

Крайнего Севера и приравненные к ним местности" (*3), постановление

вердившее Положение о чеках (*5), и другие.

6. Постановления Правительства Российской Федерации, издан-

ные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками

хозяйственного права. Акты правительства в точном смысле их

регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и ис-

полнение законов, Трудно сказать, выдерживается ли сегодня пра-

вительством это положение. Например, большинство актов о статусе

хозяйствующих субъектов принято на уровне законов. Но тем не

менее статус такого важнейшего хозяйствующего субъекта, как ак-

ционерное общество определяет Положение об акционерных общес-

(**1) ВВС, 1992, №1, ст. 53.

(**2) ВВС. 1992, № 15, ст. 804.

(**3) ВВС, 1992, № 16. ст. 843.

(**4) ВВС, 1992, № 30.

ст. 1791.

(**5) ВВС, 1992, № 24, ст. 1283.

твах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от

Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых

биржах в РСФСР утверждено постановлением Правительства РСФСР

В этом смысле более обоснованно появление в ряду актов-норм

хозяйственного права постановления правительства Российской Фе-

дерации от 5 августа 1992 года, утвердившее Положение затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при налого-

обложении прибыли> (*4), постановления правительства Российской Фе-

7. В ряду источников хозяйственного права стоят акты минис-

терств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией.

Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, дей-

ствующих непосредственно в экономической сфере. Это министер-

ство финансов РФ, министерство внешнеэкономических связей РФ,

министерство экономики РФ, Государственный комитет по антимо-

нопольной политике и поддержке новых экономических структур,

Центральный Банк России и другие.

Например, такой важнейший акт, как Положение о бухгалтерском

учете и отчетности в Российской Федерации утверждено приказом

года утверждена инструкция сделок с ценными бумагами (*7). Постановлением комитета цен при

Министерстве экономики Российской Федерации № 2, 1992 г. ут-

вержден Порядок декларирования свободных цен и тарифов на

продукцию производственно-технического назначения, товары на-

родного потребления и услуги, производимые (оказываемые) пред-

приятиями-монополистами (*8).

(**1) СП РСФСР, 1991 ,№6, ст. 92.

(**2) СП РСФСР, 1991 ,№5. ст. 26.

(**3) ЭиЖ, 1991, №36.

(**4) САПП, 1992, № 9, ст. 602.

(**5) САПП, 1993, № 48, ст. 4662.

(**6) БНА, 1992, № 6.

(**7) ФГ, 1992, № 28.

(**8) ЭиЖ. 1992. №33,; №34.

Много актов по вопросам налогообложения издается Государст-

венной налоговой службой Российской Федерации, которые регули-

руют финансовые доходы предприятий и предпринимателей и в

частности являются источниками хозяйственного права. Например,

8. Местные органы власти и управления также могут издавать

нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь

на Конституцию РФ, Закон РСФСР от 4 июля 1991 года самоуправлении>, Закон РФ депутатов и краевой, областной администрации>.

Ст. 73 Конституции Российской Федерации предусматривает воз-

можности регулирования субъектами Российской Федерации всех

отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных

ст. 71-72. Эти указания Основного закона развиты в упомянутых

законах о компетенции соответствующих Советов и местной адми-

нистрации (ст. 27, 45, 49-57 Закона народных депутатов и краевой, областной администрации>;

ст. 18,38,39,60 и др. Закона).

Например, район вправе определить правила пользования при-

родными ресурсами, правила пользования водозаборными соору-

жениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации

муниципальных предприятий и муниципального имущества

(ст. 55 п. 7, II, 16 Закона), а

районная администрация определяет условия проведения изыс-

кательских работ на территории района (ст. 60 п. 13 того же

Очевидно, что главные регулирующие возможности территори-

альных образований и их органов связаны с правом собственности

на принадлежащие им имущественные фонды.

9. В связи с изменением функций государственного арбитража

и преобразованием его в арбитражный суд по новому должен быть

решен вопрос о нормативном характере актов Высшего арбитражного

суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Закона Пленум

Высшего арбитражного суда Российской Федерации рассматривает

обобщенные материалы практики применения законодательства ар-

битражными судами и дает в порядке судебного толкования руко-

водящие разъяснения по вопросам применения законодательства.

Разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РСФСР обяза-

тельны для всей системы арбитражных судов России. Являются эти

разъяснения источниками права?

(**1) ФГ. 1992. №16.

При решении данного вопроса, очевидно, надо исходить из двух

соображений. Преобразование арбитража в арбитражный суд озна-

чает отход от представлений об арбитраже, как об органе управления,

наделенном в силу этого правом регулировать деятельность пред-

приятий, основанных на государственной собственности. Превраще-

ние арбитража в арбитражный суд означает появление органа пра-

восудия в сфере экономических споров, где действуют уже не ячейки

государственного народного хозяйства, а самые различные субъекты,

основанные на разных формах собственности. Органы же правосудия

не могут законодательствовать. Как ранее мы не признавали нор-

мотворческой компетенции за Верховным Судом СССР, так не

может идти речь о признании возможностей нормотворчества за

Высшим арбитражным судом Российской Федерации. Это противо-

речило бы также принципу разделения законодательной, исполни-

тельной и судебной власти, закрепленному ст. 10 Конституции Рос-

сийской Федерации.

Исходя из этого разъяснения Пленума Высшего арбитражного

суда - не источник права, а лишь средство установления единооб-

разного понимания законов хозяйственной сферы. Обобщая прак-

тику, Высший арбитражный суд Российской Федерации разрабаты-

вает и в установленном порядке вносит предложения по совершен-

ствованию законодательства (ст. 32 Закона).

Под источниками права понимают формы закрепления и изложения правовых норм. Источниками хозяйственного права являются законодательные акты, международные договоры и иные источники, в которых содержатся нормы, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности.

К основным источникам хозяйственного права относятся:

1. Конституция Российской Федерации. Ряд статей Конституции России закрепляет общие принципы и гарантии при осуществлении предпринимательской деятельности. В частности, в ст.8 Конституции устанавливается, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституционная норма, изложенная в ст.34, гарантирует право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Конституция содержит и другие нормы, так или иначе относящиеся к предпринимательской деятельности, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права.

2. Международные договоры Российской Федерации. Международные договоры России с зарубежными странами является важным источником хозяйственного права, поскольку согласно ст.15 Конституции России международные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью российской правовой системы, а правила международного договора имеют приоритет перед нормами национального законодательства. К важным международным договорам в сфере предпринимательских отношений с участием России можно отнести Международную конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена,1980), Конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974), Конвенцию о международном финансовом лизинге (Оттава,1988), Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958), Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже (1961) и другие. Имеется также огромное число соглашений России с различными государствами по вопросам экономического и торгового сотрудничества.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ). ГК РФ на сегодня является основным кодифицированным актом, регулирующим предпринимательские отношения. Хотя формально ГК РФ регулирует весь комплекс имущественных и личных неимущественных отношений с участием любых субъектов гражданских правоотношений, он в полной мере применим и в отношении предпринимателей. ГК РФ изобилует статьями, специально посвященными регулированию предпринимательской деятельности. Так, ст.401 ГК устанавливает для предпринимателей повышенную ответственность при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, ст. 315 содержит для предпринимателей презумпцию недопустимости досрочного исполнения обязательства, а ст.428 вносит запрет на удовлетворение требования предпринимателя об изменении или расторжении договора присоединения, если он знал или должен был знать, на каких условиях заключает договор. При этом нормы ГК, посвященные регулированию предпринимательских отношений, имеют приоритет перед остальными нормами кодекса поскольку носят специальный характер.



4. Федеральные законы и законы субъектов федерации. Федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, можно разделить на две группы. Первую группу образуют федеральные законы, принятые в соответствии с ГК, которые вместе с самим ГК составляют гражданское законодательство России. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и поэтому субъекты федерации не могут издавать нормативные правовые акты в этой сфере. К такого рода федеральным законам можно отнести законы «О государственной регистрации юридических лиц» (2001) «Об акционерных обществах» (1995), «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998), «О несостоятельности (банкротстве)» (2002), «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2002) и многие другие. Вторую группу федеральных законов образуют федеральные законы, не предусмотренные ГК РФ, но относящиеся к какой-либо сфере предпринимательских отношений или регулирующие положение отдельных хозяйствующих субъектов. К ним можно отнести законы «О банках и банковской деятельности»(1996), «О рынке ценных бумаг» (1996), «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(1991), «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в редакции 1997), «О лизинге» (1999) и другие.

Субъекты федерации в пределах своей компетенции издают законы, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующего субъекта. Так, наряду с федеральным законом «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации» органы законодательной власти г. Москвы приняли закон «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории г. Москвы», который на территории данного субъекта действует параллельно с федеральным законом. При определении легитимности закона, изданного органом законодательной власти субъекта федерации, необходимо исходить из положений ст.71,72,73 Конституции России, разделяющих компетенцию Российской Федерации и субъектов федерации в регулировании различных аспектов предпринимательских отношений.

5. Указы Президента Российской Федерации. Указы Президента России выполняют функцию преодоления пробелов в законодательстве, когда по тем или иным причинам отсутствует соответствующий закон, упорядочивающий осуществление предпринимательской деятельности. Так, ввиду отсутствия в течение длительного времени предусмотренного ГК федерального закона о регистрации юридических лиц, действовал Указ Президента «Об упорядочивании регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (1994). В некоторых случаях Указы Президента издаются в целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, или при необходимости внести коррективы в порядок правового регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Однако при всех обстоятельствах Указы Президента являются подзаконными актами и должны соответствовать действующим законам.

6. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства России издаются в целях исполнения и конкретизации положений законов. Многие законы специально предусматривают возможность регулирования их отдельных положений актами Правительства. Так, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001) предусматривает, что положения о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

7. Акты министерств и иных органов исполнительной власти. Министерства и иные органы исполнительной власти (их структура определяется Указом Президента России) вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые и иные акты. Эти акты, издающиеся, как правило, в форме приказов, правил, порядков, указаний, инструкций, рекомендаций, разъяснений и даже телеграмм, позволяют осуществлять государственное регулирование предпринимательской деятельности и обеспечивать оперативное управление экономикой.

Помимо актов федеральных органов исполнительной власти предпринимательские отношения могут регулироваться актами органов исполнительной власти соответствующего субъекта федерации. Так, Постановлением Правительства г. Москвы от 22.01.2002 г. №68-ПП утверждена Методика расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящего в собственности г. Москвы.

8. Локальные нормативные акты. Этот тип источников предпринимательского права регулирует внутрифирменные отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе функционирования отдельного юридического лица и управления им. К локальным нормативным актам можно отнести Уставы хозяйственных обществ, Положения о филиалах и представительствах организации, о генеральном директоре, о правлении, Правила банковского обслуживания, Правила биржевой торговли, Положение об общем собрании акционеров. Локальные нормативные акты, содержащие нормы предпринимательского права, действуют только в пределах данной организации и принимаются в порядке, установленном законом или учредительными документами юридического лица.

9. Обычаи делового оборота. Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права является новеллой российского законодательства. Под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения независимо от того зафиксировано оно в каком-либо документе. Особенностями обычаев делового оборота как источников предпринимательского права является отсутствие необходимости письменной фиксации норм права в специальном нормативном акте. В месте с тем нормы права, закрепленные в правовом обычае подлежат применению также, как и писанные нормы, но только в случае когда последние отсутствуют. Иными словами правовой обычай выполняет свою регулятивную роль только в том случае, когда отсутствует нормативный акт, регулирующий данные отношения. Поскольку рыночная экономика в России ещё только начала развиваться на сегодняшний момент трудно назвать прочно сложившиеся обычаи в практике предпринимательской деятельности. Однако во многих странах правовые обычаи в сфере предпринимательства и коммерции применяются наравне с писанными актами. Одним из типичных примеров правовых обычаев в области международной купли-продажи товаров является Incoterms (последняя редакция производилась в 2000 году), толкование торговых терминов, осуществляемое Международной торговой палатой для унификации торговой практики различных государств.

Огромное значения для упорядочивания правоотношений в области предпринимательства имеют разъяснения высших судебных органов Российской Федерации по применению тех или иных законодательных актов на основе сформированной судебной практики. Хотя формально постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, информационные письма этих высших судебных органов не содержат норм права в силу особенностей континентальной правовой системы, к которой относится Россия, не придающей судебному прецеденту нормативный статус, они включают важнейший материал по единообразному толкованию тех или иных положений законодательных актов. Материалы судебно-арбитражной практики позволяют выделить основные тенденции и подходы в правоприменительной деятельности судебных органов.

На формирование правоприменительной практики в сфере предпринимательских отношений значительное воздействие оказывают так же судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, который выступает прежде всего как орган конституционного контроля, обеспечивающий соблюдение конституционных норм и принципов в деятельности законодательных органов государства и в судебной практике.



Просмотров