Что такое источники права определение. Какие бывают виды источников права? Применение полученных знаний при решении практических заданий

Воля , выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».

В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :

  • нормативный правовой акт;
  • договор нормативного содержания;
  • юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Это исторически первая форма права.

Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:

Продолжительность существования

Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. В древних текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку — система динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к окружающей действительности;

Устный характер

Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме;

Формальная определенность

Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой он применяется, круг лиц, на которых обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение;

Локальный характер

Как правило, обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Многие ученые отмечают тесную связь обычая с религией (например, в современной Индии обычное право входит в структуру индусского сакрального права);

Санкционированность государством

Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание его государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством. Однако в современных условиях существует более широкий перечень способов легального (официального) санкционирования обычаев в целях включения их в систему формально-юридических источников. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в сфере публичных и частных международных отношений.

Правовые обычаи подразделяются на определенные виды и подвиды. Можно выделить обычаи:

  • secundum legem (в дополнение к закону ), который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;
  • praetor legem (кроме закона ), который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;
  • adversus legem (против закона ), который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.

По юридической значимости обычаи делятся на основные и субсидиарные (дополнительные).

В зависимости от времени возникновения все правовые обычаи делятся на две основные группы: первую составляют санкционированные компетентными органами обычаи, сложившиеся еще в доклассовых или раннеклассовых обществах; во вторую входят относительно новые правовые обычаи, которые возникают в современных условиях. Так, в Индии по исторически сложившемуся правовому обычаю многие полномочия, которые конституция предоставляет президенту, осуществляет премьер-министр.

Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

Таким образом, обычай проявляется как способ постоянного формирования права. Он сохраняется лишь в той мере, в какой факты выражают его реальность. Каждый новый случай применения является новым прецедентом обычая, каждая новая форма по-своему моделирует содержание обычая. Поэтому обычай по сравнению с другими источниками (формами выражения) права обладает большей гибкостью, пластичностью. Однако такая изменчивая форма существования права имеет недостаток: норма обычая не так формально определена, как, скажем, норма, содержащаяся в законе. Поэтому в современном мире обычное право уступило место письменным источникам. Теоретически обычай может сохранять за собой только те место и роль, которые готовы ему уступить письменные источники. Однако часто закон опирается на обычай или возникает на его основе.

В современном обществе каждое государство по-своему решает, какое место отвести обычаю в иерархии источников права. Отсылки к обычаю традиционно применяются в международном морском и торговом праве . Так, срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Lex mercatoria (торговое право) не что иное, как обычай, предписывающий разрешать споры в стране продавца.

В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение в малоразвитых государствах Азии, Африки, Океании . В развитых государствах обычай понимается прежде всего как норма, дополняющая . Однако есть и исключения: в современных Франции и Германии в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.

В России также не исключается применение обычая как источника (формы выражения) права, но в первую очередь в сфере , где у участников присутствует определенная свобода выбора. Статья 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) дает определение обычаю делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Аналогичная отсылка содержится в ст. 82 Таможенного кодекса РФ.

Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.

Нормативный правовой акт

По мере развития , и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт . Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

Нормативный правовой акт как источник права имеет и преимущества, и недостатки.

К преимуществам этой формы писаного права относятся:

  • возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс с помощью мер принуждения;
  • оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений посредством мер принуждения;
  • удобство использования для лиц, применяющих право, так как содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов;
  • единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны — единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т. п.

Но в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера это регулирование не может быть до конца адекватным и всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Современные нормативные правовые акты — порождение романо-германской правовой семьи. Тенденция к законодательному оформлению права окончательно выявилась в XIX в., когда в большинстве европейских государств были приняты писаные конституции и различные кодексы. Однако в XX в. закон как источник (форма выражения) права постепенно начинает превалировать и в других правовых системах, например в англосаксонской и мусульманской, где прежде ведущими были иные юридические источники. В тех странах, где он является классическим и первостепенным источником права (Германия, Франция, Россия), на верхней ступени иерархической системы нормативных правовых актов находятся конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства нал другими нормативными актами, особенно актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).

Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

  • издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;
  • имеет государственно-властный характер;
  • охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;
  • обладает юридической силой , т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
  • существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты, снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц, разбит чаше всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;
  • является частью строгой иерархии и системы права.

Юридический прецедент

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

Юридический прецедент — древний источник права, его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в разных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира, в Средние века. Так, в Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавались обязательными при рассмотрении аналогичных дел. Вообще многие институты римского права сложились на базе судебных прецедентов. Тем не менее юридический прецедент в современном виде возник именно в Англии после того, как Вильгельм Завоеватель захватил эту страну в 1066 г. Начиная с реформ Генриха II Плантагенета (XII в.), стали появляться выездные королевские судьи, которые выносили решения от имени короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, однако со временем сфера их компетенции значительно расширилась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Право, которое сформировалось в ходе возникновения и упорядочения целостной системы судебных прецедентов, единых для всей Англии, а также других источников права, стало называться общим (common law).

В настоящее время этот источник права применяется в Англии, США, Канаде, Австралии и т. д. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых извлекаются юридические (судебные) прецеденты. Судебные решения во всем мире обладают авторитетом, а обобщение судебной практики высшей судебной инстанцией страны может оказывать позитивное влияние на право- реализацию. В отдельных странах такое положение судебной практики закреплено в законодательстве. Однако вне пределов указанных стран, где действует прецедентное право, решения судебных инстанций не выступают в роли источников права.

Для юридического прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

Казуистинность. Прецедент всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев — казусов.

Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обусловливает огромный объем прецедентного права.

Противоречивость и гибкость. Выше было отмечено, что даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, встречаются несогласованности и противоречия. Тем более неудивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость юридического прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не предоставляет. Впрочем, в противоположность гибкости иногда указываются такие недостатки прецедентного права, как его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесооб разности.

Итак, юридический прецедент — это решение по конкретному делу, которое обязательно для применения для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.

Необходимыми основаниями и условиями функционирования прецедента в качестве обязательного источника права являются:

  • наличие механизма опубликования судебных отчетов, что предполагает общеизвестность прецедентов;
  • существование оптимальной системы профессиональной юридической подготовки;
  • эффективно действующая иерархическая судебная власть;
  • нормативность его содержания;
  • признание со стороны государства.

Все, что касается юридического прецедента, можно с определенными оговорками отнести к административному прецеденту. В современных государствах возрастает юридическое значение деятельности многочисленных государственных органов по решению стоящих перед ними задач. В связи с этим административный прецедент также становится источником (формой выражения) права, хотя и используется реже юридического. Это такое поведение государственного органа либо любого должностного лица, которое имело место хотя бы раз и может служить образном при аналогичных обстоятельствах.

Как и юридический, административный прецедент в Российской Федерации не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов (в том числе судебных) создаются правила поведения, которые действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда отменяют действующие правовые нормы.

Ни сточки зрения формы выражения правил поведения, ни с точки зрения юридических средств, которыми государство придает этим правилам юридическую обязательность, все приводимые сторонниками существования юридического прецедента в России примеры не могут быть сопоставимы с тем, что имеет место в правовой системе Англии. Единственное, что объединяет все эти российские примеры с юридическим прецедентом, является присутствие в этих процессах суда, фактически участвующего в формулировании правил поведения. Тем не менее органам судебной власти в Российской Федерации явно не хватает необходимых властных полномочий для придания данным правилам требуемой официальной санкционированности. Сделать это может надлежащий правотворческий орган, который часто учитывает сложившуюся судебную практику при создании новых правил повеления.

Высшие судебные инстанции в России не случайно наделены Конституцией РФ (ст. 104) правом законодательной инициативы по вопросам их ведения, в связи с чем имеют реальную возможность побудить законодателя довести до конца процесс придания юридической обязательности формируемым при их участии правилам поведения.

Поэтому следует интерпретировать все случаи, когда судебные или иные административные органы в ходе осуществления правосудия, административно-властных полномочий или обобщений правовой практики детализируют, конкретизируют, дополняют или отменяют действующие правовые нормы, способствуя тем самым созданию нового порядка правового регулирования, в качестве начального этапа формирования новых норм права, своеобразного складывания судебных или административных обыкновений, которым еще не хватает надлежащей степени санкционированности государства. И лишь в дальнейшем этим обыкновениям соответствующим правотворческим органом может быть придана юридически обязательная сила.

Договор нормативного содержания

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

  • согласная воля двух или нескольких лиц;
  • взаимное познание этой воли;
  • возможность содержания воли.

Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по- разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.

Таким образом, нормативный договор — это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Характерной особенностью данной формы права является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормы соглашение договаривающихся сторон.

Исходя изданного понимания договора нормативного содержания можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника:

  • общий взаимный интерес сторон;
  • равенство сторон;
  • добровольность заключения;
  • возмездность;
  • взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
  • правовое обеспечение.

В нашей стране принята следующая классификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):

  • конституционно-правовые (Договор об образовании СССР 1922 г.. Федеративный договор 1992 г. и др.);
  • административные (соглашения между исполнительными органами власти и органами местного самоупрааления о делегировании последним определенных полномочий);

Как видим, эта классификация касается в основном договоров, выступающих юридическими источниками внутригосударственного права. Однако чаше всего нормативные правовые договоры используются в сфере международною права, где они являются, в сущности, основным источником (формой выражения): только дву- или многосторонних международных договоров насчитывается свыше 500 тыс. В конституциях многих государств (Франция, Нидерланды, Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.

Действительно, нормативный правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках не только национального, но и международною нрава. Нормоустанавливающее значение договоров ярко проявляется в таких , как международное и конституционное. Поэтому еще одной отличительной особенностью нормативного правового договора является то, что он чаще всего имеет публичный характер, т. е. сторонами таких договоров выступают государства, отдельные государственные органы, межгосударственные образования.

Юридическая наука

В различные периоды развития общества роль науки как юридическою источника постоянно менялась, то диктуя законодателю тексты законов, то практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели юридической науки определены достаточно четко: вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические, глубокие знания обо всей юридической действительности.

Следовательно, мнения ведущих ученых-юристов в большинстве случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источник права. В Древнем Риме юридическая наука являлась одним из ведущих источников (форм выражения) права. При этом она выступала и собственно формой существования и выражения права в Древнем Риме (т. е. при принятии судебных решений ссылались на труды известных юристов), и идеальным источником правовой материи, из которою черпались идеи для законодательной практики. В некоторых англоязычных странах можно до сих пор встретить в судебных решениях ссылки на высказывания известных юристов, однако такие ссылки являются лишь дополнительной аргументацией. К числу юристов, на чьи сочинения можно ссылаться как на источники права, относятся: Р. Глэнвилл («О законах и обычаях Англии», XII в.),

Г. Брактон («О законах и обычаях Англии», XIII в.), Ф. Литтлыон («О держаниях», XV в.), Э. Кок («Институции», XVII в.), У. Блэк- стон («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).

Статья 38 Статута Международного Суда, принятого 26 июня 1945 г., характеризует судебные решения и юридическую науку (доктрины и идеи) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве лишь «вспомогательного средства для определения правовых норм». Часто такие ссылки можно встретить в неофициальных мнениях судей Европейского Суда по правам человека, которыми они обосновывают свои коллегиальные решения.

Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Но только в мусульманских странах юридическая наука продолжает оставаться ведущим источником (формой выражения) нрава. Мусульманское право, или шариат (пер. с араб. — путь следования), складывается из четырех частей:

  • (сборника проповедей пророка Мухаммеда);
  • Сунны (сборника историй о жизни пророка, его жизнеописания, записанного его учениками);
  • Иджмы (согласованного заключения древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившего значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны);
  • Кияса (рассуждений мусульманских юристов в области нрава по аналогии в отношении к новым, не предусмотренным Кораном случаям).

Мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается не к Корану, который он не может и не вправе толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными- богословами и содержащими такое толкование. Так, законодательство Египта, Ливана, Сирии и ряда других арабских стран устанавливает, что в случае пробела в семейном праве судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».

Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов — знатоков ислама имеют официальное юридическое значение.

К источникам права относятся:

1. Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.

Он возникает путем перерастания обычаев в правовые (Законы XII таблиц), сохраняет свое значение в международном праве.

Этот вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на протяжении длительного исторического развития. Определенная часть из них перестает соответствовать потребностям общества и утрачивает свое значение, «уступая дорогу» другим, более востребованным.

Обычно выделяют следующие виды правовых обычаев : прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талиона). Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат проводимой им политике, а также со сложившимися нравственными основами образа жизни.

Термин «обычай» в современных правовых системах трактуется, как правило, неоднозначно. Нередко наряду с ними используется понятие «обыкновение». Обыкновение, играющее большую роль в регулировании торговых отношений, определяется, как правило, сложившимся на основе столь постоянного единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерений.

Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями :

– носят локальный характер;

– тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);

– их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;

– их применение обеспечивается санкцией государства;

– отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционно сложившихся норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в различных сферах деятельности и международного общения. В данном случае обычай может рассматриваться как основание для создания новых норм международного права и как результат такого процесса.

2. Нормативный правовой акт – официальный письменный документ, содержащий властное предписание государственных органов, общественных и частных организаций, органов местного самоуправления, руководителей учреждений, предприятий, организаций, которое устанавливает, изменяет и отменяет нормы права (законы, постановления, инструкции).

3. Юридический прецедент – это конкретное решение по определенному делу, принятое судебным или административным органом, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел (лежит в основе англосаксонской системы права).

Прецедент (лат. предшествующий) – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода; характер поведения субъекта (субъектов) права в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец поведения для других в аналогичных обстоятельствах.

Правовой прецедент – это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

Судебный прецедент является весьма распространенной формой права в современном мире. Юридическая практика в целом и судебная практика в частности фактически получили значение источника права еще в Древнем Риме, поскольку ряд институтов римского права складывался именно в ходе судебной практики. В отечественной науке судебный прецедент как источник права отрицался. Назначение судебной практики признавалось как средство формирования правосознания юристов, являющегося личностным механизмом разрешения юридически значимых дел. Иными словами, судебная практика рассматривалась как определенная идеология.

Этот источник права широко используется в англосаксонской системе права. Так, в Великобритании право создано королевскими Вестминстерскими судами, ибо общее право – это право судебной практики. Судебная практика в Великобритании и других государствах данной правовой семьи не только реализует право, но и создает норму права. Соответственно судьи исполняют роль субъектов правотворчества. Обязанность придерживаться норм права, уже содержащихся в общей части судебных решений, уважать судебные прецеденты вполне логична для права, созданного судебной практикой. Судьи в государствах с общей системой права обязаны придерживаться решений, принятых их предшественниками.

Судебный прецедент – источник права, в наибольшей мере раскрывающий своеобразие англосаксонской правовой системы. Возникший в Англии и распространившийся в десятках стран мира, он повсеместно остается в основе своей английским, хотя, конечно, и отражает специфику местных условий и британской колониальной политики.

Помимо судебного прецедента в странах, где действуют административные суды, применяется и административный прецедент . Наиболее широко это происходит во Франции. Такое положение объясняется сравнительно молодым возрастом административного права (возникло в конце девятнадцатого века) и его комплексным характером, охватывающим разнообразный спектр общественных отношений. Для придания единообразия регулируемым правам общественных отношений практика рассмотрения специальными (административными) судами дел и споров идет по пути основных положений и принципов судебного прецедента.

4. Договоры нормативного содержания – это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей (широкое применение находит в гражданском, международном, конституционном праве).

Значимость нормативного договора как одного из источников определяется тем, что право по своей сути, за незначительным исключением, «договаривается» с субъектами права о характере юридически значимого поведения в обществе в той или иной ситуации по различным поводам. Такое понимание права зародилось еще в античности. Римские юристы согласие народа считали универсальным правообразующим фактором. Это нашло свое отражение в доктрине естественного права, признающей договор в качестве единственного правомерного источника позитивного права. В то же время сторонники естественно-правовой школы договор рассматривали как фактический, но не юридический источник, как средство добровольного самоограничения свободной личности.

Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Для нормативных договоров как особых видов договоров характерны следующие основные черты :

– предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;

– заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;

– охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;

– распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

– рассчитаны на неоднократное применение;

– как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);

– продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений;

– при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации – конституционные или уставные).

Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.

6. Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в процессе правотворчества и реализации права.

Доктрины ученых– это регулятивная роль юридической науки, когда формулы крупных ученых-юристов становятся составной частью нормативных правовых актов, кодексов (уголовного, гражданского и т.д.), судебных прецедентов. Доктрина имеет значение формы права, в частности, в мусульманском праве для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров.

В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII - XIX вв. В литературе отмечается, что относительно недавно с победой идей демократии и кодификации доктрина уступила свое первенство закону.

7. Рецепция права – заимствование (использование) содержания некоторых форм права из правовых систем других стран (римское право) или из прошлого своей страны (например, СССР).

8. Общие принципы права – исходные общие начала правовой системы (принцип справедливости, доброй совести, гуманизма и т.д.), на которые юристы (особенно в судах) ссылаются при отсутствии норм, закрепленных в различных формах права.

9. Религиозные тексты

Для мусульманского и индуистского права характерно переплетение с религией. Так, мусульманское право имеет четыре источника. Это, прежде всего Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету (570 – 632); Сунна – сборник традиций, связанных с посланцем Бога; иджма – единое соглашение мусульманского общества; кияс, или суждение по аналогии. Мусульманское право – это право общины верующих. Существующие в мусульманских государствах законы фактически воспроизводят указанные источники. Для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения, выражающегося в применении только в отношении мусульман. При этом предусматриваются изъятия из этого принципа в отношении немусульман.

Норма есть во всякой форме права – в древнем обычае и в современном законе, в юридическом прецеденте и договоре нормативного содержания и т.д. Норма без всякого преувеличения играет в сфере права основополагающую роль, нормативность – универсальное и глубинное качество права.

    Понятие и структура правовой системы.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

1. национальные правовые системы;

2. правовые семьи;

3. группы правовых систем.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны.

Правовая система – это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Правовая система – это вся правовая действительность, все, что имеет юридическую окраску.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовую систему можно определить как взятые в единстве основные правовые явления конкретной страны:

    собственно право и выражающее его законодательство;

    правовая идеология;

    юридическая практика (в ее широком смысле (правоотношения, учреждения, акты реализации и т.д.).

Эти структурные элементы правовой системы позволяют совместить нормативный (законодательный), идеологический (духовный) и «фактический» (конкретно-практический) аспекты правовой действительности в их главных, конститутивных (основополагающих) для данной правовой общности измерениях.

Право и выражающее его законодательство

Они являются главным, цементирующим элементом правовой системы. Без права нет правовой системы, ибо оно вызывает к жизни каждый из ее элементов. Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления – элементы правовой системы: правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения. Хорошо продуманное, эффективно действующее законодательство делает таковой и правовую систему в целом. Законодательство означает юридизацию общественных, в данном случае правовых, отношений.

Правовая идеология (доктрина)

Под «правовой идеологией» теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Такое понимание соответствует философскому восприятию идеологии как системы общественных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Формирование правовой идеологии – это процесс осмысливания обществом множества правовых явлений, выработка научно-теоретического багажа на пути понимания правовой действительности. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления – правовая психология.

В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

Юридическая практика

Это важный элемент правовой системы. Он связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика – это всегда определенный результат правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представляют собой юридические нормы в реальности и как они применяются.

Юридическая практика в свою очередь влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность. В то же время не всякая юридическая практика и не все ее правоположения являются прогрессивными, правильными и используются для совершенствования законодательства.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Оно включает в себя понятие «системы права» в первом блоке – «право или собственно законодательство», то есть правовая система значительно шире как понятие, чем «система права». Обычно говорят о «национальной правовой системе», например, России, ФРГ, США и т.д. В мире более 200 государств. Столько же и правовых систем.

Национальные правовые системы могут быть объединены в правовую семью.

На процесс формирования системы права значительное влияние оказывает принадлежность государства к определенному виду правовой семьи.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения.

    Критерии классификации правовых систем. Юридическая компаративистика.

Среди современных компаративистов отсутствует единство мнений на подходы к классификации правовых систем. Предлагаемые подходы к их классификации в значительной степени носят относительно условный характер. Это объясняется тем, что в силу динамизма развития общественных отношений «не может быть законченной правовой или любой иной классификации».

В мировой литературе выделяются четыре родовых теории : французская (Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1988); германская (Цвайгерт К., Котц Г. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. М., 1995); американская (Glendon M., Gordon M. and Osakwe C. Comparative Leqal Traditions, 1985); современная российская теория (Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996). Несмотря на условность критериев при подходе к их объединению в правовые семьи это позволяет исследовать процесс проявления определенных признаков и тенденций, выявить закономерности развития и связей.

В своей классификации различных национальных систем Р. Давид исходит из двух критериев, рассматриваемых и учитываемых в совокупности: 1) юридико-технического критерия (источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и практика юристов и т.д.); и 2) идеологического критерия (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

К. Цвайгерт и Г. Котц в своей классификации исходят из такого критерия, как «правовой стиль» национального права, который определяется пятью факторами: происхождением и эволюцией соответствующей системы права, своеобразием юридического мышления, специфическими правовыми институтами, природой источников права и способами их толкования, идеологическими особенностями. Исходя из этого, они объединяют различные системы права, обладающие единством «правового стиля», в следующие «правовые круги» (группы): романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, исламский, индусский.

В.С. Нерсесянц считает, что помимо юридико-технологического и идеологического критериев необходимо учитывать и критерий уровня (и меры) правовой развитости национальных систем.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем. Эта совокупность определяется несколькими критериями объединения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность исторической судьбы и исторических корней. Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права . Имеется в виду внешняя форма права, то, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), их роль, значение, соотношение.

3. Структурное единство, сходство . Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, институтов).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений . В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права . Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

Основными правовыми семьями на нашей планете являются:

    семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы – романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон). Романо-германская правовая семья охватывает большинство стран Европы (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция). К этой семье примыкает латиноамериканское право, правовая система Японии, скандинавское право;

    семья нормативно-субъективных, англо-саксонских правовых систем – прецедентное право (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент, которые выполняет служебную роль нормы права);

    семья религиозно-традиционных систем – страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм: мусульманское право, индусское право, обычное право стран Африки, дальневосточное право (эта семья охватывает 4/5 планеты);

    семья социалистических систем права (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);

    систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему – совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельной части юридической науки сравнительное правоведение (компаративистику) , назначение которого состоит в сравнении между собой правовых систем разных государств, их институтов и отдельных норм для определения общих закономерностей и особенностей развития права в различных регионах, частях нашей планеты, использования опыта правотворчества и применения юридических норм других государств.

    Основные правовые системы (семьи) современности: англосаксонская, романо-германская (континентальная), мусульманская, семья традиционного права.

Форма (источник права) – это официальные документы или специальные положения, закрепляющие юридические нормы.

Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко применяемыми являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договора, нормативные акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.

Выделяют четыре основные формы права:

1) нормативный акт;

2) нормативный договор;

3) правовой обычай;

4) юридический прецедент.

Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему стала обязательной как устойчивая норма.

1) обычаи – это правила поведения, которые в отличии от права никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей;

2) обычаи возникают в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами (группой) лиц. Однообразные или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев;

3) обычаи относятся к такому виду не правовых социальных норм, которые связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия;

4) обычаи соблюдаются не в силу опасения государственного принуждения или иных форм официального давления, а в силу привычки, естественной потребности человека в определенной, очерченной рамками этого обычая манере поведения. Привычка становится второй натурой человека (человек – раб привычек), превращается в потребность вести себя так, как это предписывается обычаем, а не иначе.

Обычаи, санкционированные государством в лице уполномоченных на то органов, называются правовыми. Они, как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением.

Правовой обычай, о чем свидетельствует его название, является одной из форм (источников) права.

Он органически сочетает в себе моральные требования, предъявляемые обществом и государством к поведению отдельных лиц и их объединений, с правовыми. Правовой обычай является своеобразным «нормативным актом», вбирающим в себя наряду с правовыми и моральные начала.

Юридический прецедент- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Судебный прецедент- придание конкретному решению суда обязательного значения. Слово « прецедент» означает факт.

Нормативный договор- это либо международный договор, либо договор о разграничении предметов ведения между субъектами федерации.

Во всех современных государствах используется, прежде всего, такая наиболее четкая и совершенная форма права, как нормативный акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы. Его отличительные черты: определенное содержание общих правил поведения, писания, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу. К числу в России относятся законы, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представляет собой соглашение нескольких субъектов права, содержащие юридические нормы. Нормативный договор есть всегда результат волеизъявления двух или более субъектов права, делающий возможным взаимный учет и согласование интересов сторон. В качестве примера выступает Федеративный договор, заключенный в Москве 31 марта 1992 г.

Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный акт. Немаловажное значение имеют нормативный договор и соответствующий обычай. Юридический же прецедент, в качестве которого рассматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобязательное значение, как самостоятельный источник права у нас отсутствует, хотя складываются предпосылки к его появлению.

У каждого вида права есть свои источники. Давайте рассмотрим, что является источником права для различных видов права.

Источники международного права

Источниками международного права являются международный договор и международный обычай. Но, наряду с ними, выделяют еще такие источники, как акты международных организаций, акты международных совещаний и конференций. Но подобные акты могут считаться источниками международного права только тогда, когда они устанавливают обязательные правила поведения для международных организаций и других субъектов международного права. Также, в международном праве существует концепция «мягкого права», включающая в себя рекомендательные акты или программные установки международных организаций и органов, пример такого источника права – резолюции генеральной Ассамблеи ООН.

В статье 38 Статута Международного Суда ООН есть перечень источников международного права, основываясь на которые, суд разрешает споры. Вот этот перечень:

  1. международные конвенции,
  2. международный обычай,
  3. общие принципы права, которые признаны цивилизованными нациями,
  4. судебные решения,
  5. доктрины специалистов, в качестве вспомогательных средств определения правовых норм.

Источники конституционного права

Источниками конституционного права являются правовые и законодательные акты, содержащие нормы конституционного права. Главным источником конституционного права, конечно же, является конституция. Она регулирует самые важные общественные отношения. Кроме этого, она выражает и закрепляет высшие правовые нормы, выступая в виде абсолютной нормы.

Конституция нашей страны формирует из своих статей и предписаний конституционно-правовые нормы.

Конституция возглавляет всю систему российского права, а также систему источников конституционного права. А все это потому, что она устанавливает виды правовых актов, которые издают высшие органы и должностные лица публичной власти; регулирует основные этапы законодательных процедур; утверждает всю систему источников права и основные правотворческие процедуры. Все остальные источники конституционного права являются производными от Конституции.

Источники гражданского права

Источниками гражданского права являются Конституция Российской Федерации, международные договоры России и нормы международного права, гражданское законодательство, то есть Гражданский Кодекс, другие правовые акты, с содержанием норм гражданского права (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти), обычаи делового оборота. Все эти источники права можно разделить на два типа: правовые обычаи (источники ненормального характера – обычаи делового оборота) и нормативно-правовые акты (указы, инструкции, законы, договоры).

Источники трудового права

Источниками трудового права являются указы и законы, коллективные договоры и соглашения. Источники трудового права разнообразны и имеют несколько классификаций:

  • По характеру принятия их делят: на принимаемые государственными органами (указы, законы), принимаемые по соглашению госорганами, профсоюзами, работодателями (коллекционные договоры, соглашения), принимаемые органами международно-правового регулирования труда (конвенции, рекомендации Международной организации труда, пакты о правах человека).
  • По правовой иерархии или по юридической силе: снизу вверх – это локальные акты, соглашение о труде, акты судебных органов, подзаконные акты, законы, акты международного правового регулирования труда, Конституция РФ.
  • По сфере действия: действующие в отдельных организациях, в регионах, в отдельных субъектах Федерации, во всех пределах РФ.

Источники российского права

Источниками российского права являются нормативный акт, правовой обычай и нормативный договор. Самым характерным источником права для РФ является нормативный акт. Издавать нормативные акты имеют право не все государственные органы, а только исполнительные и законодательные органы власти. Основное место среди нормативно-правовых актов занимают законы, которые принимают законодательные органы и обладающие высшей юридической силой.

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения и закрепления правил поведения общего характера.

Формирование таких правил поведения может осуществляться путем прямого установления государством в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо путем санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений и пр.

К органам, осуществляющим нормотворческую деятельность, относятся, например, Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.

Следует особо подчеркнуть, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой нормативный акт. Например, указы Президента о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и т.д. не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер. Они не могут выступать источниками права, ибо не содержат каких-либо общих правил, то есть юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные, конкретные дела, именуются индивидуальными. Издаются они всеми государственными органами, но, естественно, в пределах их компетенции (например, соответствующие структуры власти принимают решение о предоставлении гражданам жилой площади, о назначении пенсии и т.д.), но от этого источниками права не становятся.

Мировой и исторический опыт свидетельствует, что возможно и иное решение: к источникам права в некоторых странах (например, в Великобритании) относятся не только нормативные акты в поясненном уже понимании, но и правовые обычаи, судебные, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Под правовым обычаем (обычным правом) следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Например, суды в дореволюционной России за недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Обычное право не должно противоречить закону.

Судебный прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение, по существу, становится нормой права, и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, статья 5 Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положение об обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, и др.

Нормативный договор – соглашение равноправных участников общественных отношений, предназначенных для определенного круга лиц в рамках одного или нескольких государств (например, межгосударственные договоры).

1. К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. В Российской Федерации согласно действующей Конституции законодательный орган РФ есть, как уже сказано, Федеральное Собрание – парламент России. Закон также может быть принят непосредственно народом – путем референдума (всенародного голосования). Так, Конституция РФ была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года. Законами регулируются наиболее значимые, важнейшие общественные отношения.

Законы в Российской Федерации по своему значению (юридической силе) делятся (классификация ученых МГЮА) на:

а) основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно статье 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень вопросов, относящихся к ведению РФ, содержится в статье 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 70 Конституции РФ Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;

в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции РФ). Федеральные законы, согласно статье 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным конституционным законам;

г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Законы, уставы субъектов РФ (республик и др.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Уголовный кодекс РФ и др.)

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Они суть подзаконные акты.

2. Подзаконный акт, как акт правотворчества, основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распределения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на:

1. Общие. Нормативные предписания высших органов исполнительной власти. Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. Например: постановления правительства, нормативные указы президента.

2. Местные подзаконные акты. Издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах... Действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например: постановление местной администрации города.

3. Ведомственные подзаконные акты – разновидность правовых актов общего действия, которые распространяются на ограниченную, специальную сферу общественных отношений. Например: банковские, транспортные, правоохранительные органы издают приказы, инструкции.

4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются общественными организациями для разрешения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Например: уставы политических партий.

Значительное место среди подзаконных актов как источников права занимают указы Президента Российской Федерации, хотя, как уже отмечалось выше, не все они могут быть таковыми. Источники права – это те указы Президента, которые содержат нормы права, то есть нормативы, и направлены на регулирование общественных отношений. К их числу относится, например, Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".

Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания – Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 года "О совершенствовании деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации") и др.

На территории субъектов Российской Федерации, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов РФ. Это постановления, распоряжения органов исполнительной власти краев, областей, другие правовые акты.

К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года субъектами Российской Федерации (при этом надо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям новой Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ), международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, надо иметь в виду и то, что, согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ есть составная часть ее правовой системы. На значение общепризнанных норм международного права как источника права РФ указывает и статья 17 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, соответствующие Конституции РФ.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период 13 – 20 вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (то есть представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 году и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 года.

1. Как Основной Закон государства и общества Конституция в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного и общественно-экономического строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно статье 135 Конституции РФ, положения главы 1 "Основы конституционного строя", главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" и главы 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции, и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).



Просмотров