Социальная психология и человеческие ценности. Общественная ценность труда

Введение

Ценностные ориентации - критерии (этические, эстетические, политические, религиозные и т. п.), на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации.

Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления человеком жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.

Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения.

В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство.

Вполне понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий не по принуждению) практически в каждой из своих групп членства стремится обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями. Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей.

Проблема ценностей человека в психологии. Иерархия ценностей человека.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”.

Ценности в психологии рассматриваются как ключевые жизненные ориентиры, определяющие способ и характер деятельности.

Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности.


Изучением ценностей человека занимается аксиология (axios - ценность).

Ценности вырабатывались человечеством путем обобщения происходивших типичных ситуаций и “оформлялись” в виде значимых принципов, ориентирующих жизнь человека. Существует некое единое для всех людей аксиологическое поле, в котором содержатся эти смысловые универсалии, и человек не придумывает ничего нового, а лишь “выбирает” из уже имеющихся те, которые соответствуют его индивидуальности.

Есть общечеловеческие ценности, в которых соединяются воедино ценности общественной и индивидуальной жизни. Они представляют собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей. Основными элементами этой системы являются:

  • природный и социальный мир;
  • нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы;
  • философские и религиозные идеи и другие духовные ценности

В личностном плане ценность может быть определена как такое отношение к предметам и явлениям действительности, которое показывает человеку его истинное благо, раскрывает перед ним возможность жизни, способной принести наибольшее счастье.

Общеизвестны два класса ценностей, которые выделил М. Рокич:

  1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Терминальные ценности:

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  • здоровье (физическое и психическое)
  • интересная работа
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного)
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • материально обеспеченная жизнь
  • наличие хороших и верных друзей
  • общественное признание и т.д.

Инструментальные ценности:

  • жизнерадостность (чувство юмора)
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  • широта взглядов (умение понять другую точку зрения)
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и пр.

Отечественный психолог В.Н. Мясищев рассматривал ценности с точки зрения психологии отношений. Как известно из его теории личность характеризуется несколькими типами отношений, или, говоря иначе, выделяются подсистемы личности такие, как интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Все ценности или аксиологическое “Я” человека имеют непосредственное отношение к этим подсистемам.

  1. Интрапсихические отношения - “Человек - Я сам”. Здесь выделяются три типа отношений:
  • отношения к телу (соответствует ценности здоровья)
  • к психическим способностям (познавательные процессы, интеллектуальные способности, знания, умения навыки)
  • духовное отношение к себе.

Второй пункт можно отнести к инструментальным ценностям, благодаря совершенствованию которых человек может достичь своих целей. Последний характеризует ценности саморазвития, духовного роста, стремлением индивида обнаружить и реализовать смысл своей жизни.

2. Интерпсихические отношения - “Человек - другой”

  • микросоциальным отношениям соответствуют ценности такие, как любовь, семья, дружба
  • мезасоциальным - работа, карьера, признание и т.д.
  • макросоциальным отношениям соответствуют общечеловеческие ценности, затрагивающие политические и правовые идеалы, этические и эстетические нормы.

3. Транспсихические отношения “Человек - мир объектов”

  • отношения с вещами (материальный достаток и финансовое благополучие)
  • отношения к идеям (этические, эстетические, религиозные, философские ценности).

Поскольку не может быть ценностей вне сфер взаимодействия личности, представляется правомерным рассматривать их с точки зрения обращенности их к тому или иному типу отношений человека. Система ценностных ориентаций в той или иной степени “привязана” к этим трем отношениям. Ценности некоторых типов могут преобладать у одних людей и быть неразвитыми у других. Ценностная ориентация личности представляет собой сложную сеть взаимодействий различных ценностей, где одни доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, третьи могут быть вовсе не активизированы, но потенциально присутствуют в аксиологическом “Я” индивида.

  • РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Представлены результаты изучения профессиональных ценностей профессии психолог. Определено понятие «профессиональные ценности психолога» и рассмотрены их составляющие. Показано, что получение вузовского образования влияет на формирование и изменение профессиональных ценностей студентов.

  • Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий
  • Социально-психологическая специфика юношеского (студенческого) возраста
  • Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте
  • Семейные перспективы женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Профессиональное становление личности тренера-преподавателя

В наши дни существует огромное количество всевозможных профессий, из которых необходимо выбирать молодому человеку в начале своего жизненного и профессионального пути. Если раньше подобной проблемы не было, ввиду того, что выбор будущей профессии осуществлялся по пути повторения этого выбора родителем, то сегодня как никогда молодые люди отягощены этой проблемой.

Изучением вопроса о профессиональном становлении личности очень активно занимались и занимаются Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, О.Г. Носкова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников и другие. Особенно следует уделить внимание Э.Ф. Зееру, с его точки зрения, профессиональное становление имеет свой потенциал развития. К нему можно отнести социально значимые качества, профессиональные умения, образование, общие и специальные способности и многое другое. Реализация этого потенциала зависит от большого числа факторов, таких как врожденная предрасположенность человека, специфика деятельности профессионала, социальная ситуация. Однако все эти факторы вторичны, первичным же фактором выступает система тех объективных требований к личности, которые детерминированы профессиональной деятельностью. Это объясняется тем, что в ходе выполнения данной деятельности возникают новые качества и уникальные свойства, не присущие учащемуся, но имеющиеся в арсенале дипломированного специалиста. Как таковое, профессиональное становление автор определяет, как совокупность социальных приемов влияния на человека, включение его в разнообразные значимые виды профессиональной деятельности с целью формирования у нее комплекса профессионально важных форм поведения, индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности и др. Другими словами, это «формообразование» личности, подходящей, адекватной тем требованиям, которые предъявляет та или иная профессиональная деятельность. То есть в узком смысле можно сказать, что процесс профессионального становления – это процесс, прежде всего заложения в личность ценностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Конечно, в каждом роде профессиональной деятельности эти ценности могут существенно различаться.

Наравне со многими другими профессиональными ценностями, существуют профессиональные ценности такой профессии, как психолог. Вопрос о том, какие именно ценности можно отнести к этой группе, рассматривается многими авторами (И.А. Ральниковой, Е.А. Ипполитовой, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящевой, М.В. Молоканым, Э.Э. Вернером и др.). Н.В. Бачманова и Н.А. Стафурина выделяют, как необходимые умение полно и правильно понимать человека, умение понимать внутренние свойства и особенности человека, умение к сопереживанию, умение анализировать свое поведение и умение управлять самим собой и процессом общения. Н.Н. Обозов, рассматривая специфику психологического консультирования, выделяет следующие профессионально важные качества психолога-консультанта: общительность – как контактность; динамичность – гибкость поведения; избегание разного рода субъективных отклонений в собственных оценках и поведении; толерантность к возможным срывам (невротическим), умение выслушать, понять; умение совместно с клиентом рассмотреть ситуацию затруднений; знание возможных вариантов конфликта. Е.В. Сидоренко и Н.Ю. Хрящева выделяют некоторые из общих как личностных, так и профессиональных качеств психолога, формирование которых, по их мнению, обеспечит эффективную психологическаю деятельность. В качестве этих свойств психолога авторы выделяют психологическую наблюдательность, эмпатию и креативность, психологическое мышление, самообладание и умение слушать. И.А. Ральникова и Е.А. Ипполитова для своего исследования использовали профессиональные ценности, адекватные, по мнению экспертов, для профессии психолога. Это способность к эмпатии (сопереживанию); умение устанавливать контакт; общая интеллектуальность; наблюдательность; способность к рефлексии; творческий склад ума; умение четко формулировать вопросы и выражать свои мысли; здоровье (физическое и психологическое); хорошие взаимоотношения в коллективе; свобода принимать решения; благоприятные условия труда; карьерный рост; достойная заработная плата; признание профессионализма другими людьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди определений авторами профессиональных ценностей психолога существуют небольшие различия, но в целом исследователи сходятся в их понимании. Чаще всего авторы солидарны в понимании под профессиональными ценностями психолога ценности и качества личности, необходимые для успешного осуществления профессиональной психологической деятельности; и в признании под профессиональными ценностями психологов рефлексии, эмпатии, наблюдательности и спонтанности.

Таким образом, объектом работы является профессиональные ценности, предметом – Профессиональные ценности студентов-психологов.

Цель работы – выявить особенности профессиональных ценностей у студентов-психологов в процессе их обучения.

Гипотеза исследования – вероятно, что в процессе обучения профессиональные ценности студентов-психологов претерпевают изменения.

В исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Соотношение ценности и доступности профессиональных психологических ценностей».

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 студентов-психологов 1 курса и 15 студентов-психологов 4 курса. Исследование проводилось на базе АлтГУ.

По результатам проведенного эмпирического исследования выявлено, что для студентов 1 курса более приоритетными оказались такие ценности как способность к эмпатии (р<0,001), умение устанавливать контакт (р<0,001), общая интеллектуальность (р=0,002), наблюдательность (р<0,001) и творческий склад ума (р<0,001). Вероятно, это обусловлено идеализацией студентами на данном этапе профессии психолога, актуализацией ценностей, свойственных именно для данной профессии. Для студентов 4 курса более приоритетными ценностями оказались здоровье (р<0,001), хорошие взаимоотношения в коллективе (р<0,001), свобода принимать решения (р=0,001), благоприятные условия труда (р<0,001), достойная заработная плата (р<0,001) и на уровне тенденции карьерный рост (р=0,051). Вероятно, это детерминировано становлением в конце обучения более реалистичного взгляда на профессиональную деятельность. Повышается значимость ценностей, обуславливающих общий психологический, физический и материальный комфорт в работе, на которую студенты намерены устраиваться. Критерий U-Манна-Уитни показал отсутствие значимых различий в ценностях способности к рефлексии, умении четко формулировать вопросы и выражать свои мысли, признании профессионализма другими людьми. Вероятно, данные ценности актуальны как для студентов, обучающихся на 1 курсе, так и для студентов, заканчивающих обучение и нацеленных на трудоустройство. В целом, можно сделать вывод о том, что студенты 4 курса имеют более «универсальные» ценности, являющиеся позитивными во многих других профессиях. Скорее всего, это связано с их скорым входом непосредственно в профессиональную сферу.

Таким образом, можно заключить, что получение вузовского образования действительно влияет на студентов, на трансформацию их жизненных перспектив и актуализацию поиска альтернативных вариантов профессионального развития в случае неудачи реализации себя в профессии психолога.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 15-18с.
  2. Бачманова, Н. В., Стафурина, Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: сборник научных трудов. - Вып. 5. - Л., 1985г. с.62-67
  3. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. – Спб.,1993г. – с.32
  4. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008г. – с.84
  5. Ральникова И.А., Ипполитова Е.А.. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе // Сибирский психологический журнал. – 2009г. - № 32. – с.18-22

Многие думают, что психологи - это люди, наделённые особыми талантами. Например, они видят окружающих насквозь и превосходно говорят с людьми в любых обстоятельствах. Конечно, грамотная четкая речь, аналитическое мышление, внимательность и умение слышать других важны для психолога, но эти способности далеко не определяющие. Так что же важно для психолога?

Интерес к людям

Если вас не интересует, как устроены люди, работать в сфере психологии не получится. Интерес к другим - это одна из важнейших ценностей психолога, благодаря которой и происходит понимание людей. Ведь если человеку действительно что-то интересно, он всегда пытается хорошо разобраться в этом.

К примеру, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые пары ругаются прилюдно? Чего им не хватает в жизни? Другие же считают, что выяснение отношений на публике неприлично. Почему для одних такое поведение приемлемо, а для других нет? В чем здесь дело? Если все эти вопросы всерьез занимают вас, то поздравляю - вы обладаете одной из важнейших ценностей профессии.

Интерес к людям проявляется в форме волнующих психолога вопросов, на которые требуется ответить. Именно этот интерес помогает выяснять истинные причины поведения и эмоциональных реакций, а не оценивать людей с точки зрения общепринятых «хорошо» и «плохо».

Желание помогать другим

Искреннее желание помочь другому в трудный момент, разобраться в сложившейся ситуации - еще одна ценность психолога. Ведь именно за помощью и приходят люди. Для психолога важно присоединиться к людям и вместе решить их проблемы.

Например, два человека поссорились и обратились к психологу. Им нужна помощь - решить возникший конфликт. Для психолога решение этого конфликта должно стать таким же важным, как и для этих людей.

Наверняка, вы и сами легко вспомните ситуации, где хотели помочь другим и порой переживали чужую трудность, как свою собственную. Так вот для психолога эта черта - профессиональная.

Стремление к собственному развитию

Психолог - это профессия, требующая постоянного дополнительно обучения. Все психологи посещают различные тренинги, семинары, курсы лекций, чтобы повысить профессиональную грамотность. Психология очень разнообразна и многогранна. Она вбирает в себя множество школ и направлений, которые осваивают всю жизнь, параллельно работая с людьми.

Психологи объединяются в профессиональные сообщества, организуют конгрессы, конференции, супервизии. Это те места, где специалисты узнают новые технологии, обмениваются опытом и учатся друг у друга.

Кроме того, любой практикующий психолог постоянно развивает себя, устраняет собственные внутренние противоречия. Нередко психологи меняют взгляды, убеждения, по-другому начинают относиться к некоторым вещам. Поэтому у каждого психолога есть свой личный психолог, к которому он обращается за консультацией.

Стремление к развитию других людей

Помимо совершенствования себя, для психолога должно быть ценным развитие других людей. Психологи-практики часто занимаются повышением уровня образования окружающих. Они меняют представления людей, расширяют их картину мира. Например, читают лекции, проводят вебинары, делают презентации и открытые семинары.

  • Профессиональные ценности - связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
  • Интеллектуальные - это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
  • Физические - спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
  • Духовные
  • Эмоциональные
  • Этические - честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
  • Эстетические - стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.
  • Материальные - деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
  • Культурные - искусство во всех своих проявлениях.
  • Патриотические -

Цель:

Описание:

Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие - это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача - из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

зачем это нужно (например, книга - для личностного развития, приемник - для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Цель:

Описание

- Купите газету, леди?



Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом - разбирала счета.


Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! - она взглянула на свой потрепанный коврик.


Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети - все эти вещи тоже подходили друг к другу.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное - преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Цель:
Необходимые материалы:

  • Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор, и должен быть наказан
  • Если сын ударил отца - ему следует отрубить руку

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности - добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Содержание:

Упражнение «Ценности»

Цель:

Необходимые материалы:

Описание:

семейные традиции

жизнь с родителями

эрудиция

профессиональная учеба

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего:

Рефлексия занятия

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие "Жизненные ценности" »

Психологическое занятие «Жизненные ценности»

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

    формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

    создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

    формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Ход занятия

Сейчас мы проведем игру, которая носит в первую очередь содержательный характер, она поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»- 4-5 мин

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий стоя в центре круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит…(дружбу, деньги свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

Обсуждение: - что понравилось в упражнении?

Что показало, открыло это упражнение?

Вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности)

Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к следующему упражнению, а также раскрытию темы занятия, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к теме нашего занятия:

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!

Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?

Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?

Виды ценностей:

    Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.

    Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.

    Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.

    Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.

    Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.

    Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.

    Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.

    Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.

    Культурные – искусство во всех своих проявлениях.

    Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.

Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся) ». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Какие чувства возникали по ходу упражнения?

Как проходило обсуждение в вашей группе?

Что оказалось самым ценным для нашей группы?

Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

Описание : вниманию группы предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)

Что вам кажется более ценным? Почему?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Дискуссия «Ценности разных эпох»

Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций
Необходимые материалы: информация для работы в малых группах (ксерокопии ижеприведенных текстов)

Законы Хаммурапи (П век до н.э., Общемесопотамское царство)

    Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан

    Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку

    Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

    Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

    Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства

    Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

    Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

    Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям

    Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

Упражнение «Ценности»

Цель: осознание жизненных ценностей.

Необходимые материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

Описание: Участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки ранжируются таком образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер предлагает представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос тренера, произносимый текст должен быть простым и четким.

семейные традиции

жизнь с родителями

своя собственная будущая семья

эрудиция

профессиональная учеба

профессиональное развитие и рост

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего: Ведущий подчеркивает, насколько важно выстроить собственную иерархию ценностей.

Рефлексия занятия . Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия. Бланки, каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.

Любое гармоничное общество в идеале должно состоять из самоактуализирующихся личностей, при этом гармония в обще­стве может быть достигнута, прежде всего, через внутреннюю гармонию каждого его члена.

Условием внутренней гармонииличности является развитие соответствующей системы ценнос­тных ориентации в процессе целенаправленного воздействия и обучения.

Ценностная ориентация - это и есть выбор личностью такого типа поведения (поступка), в основе которого лежат определенные, с той или иной глубиной осознанные (или вообще неосознанные) ценности.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Содержание образования в настоящее время, в условиях переоценки ценностей в кризис­ном обществе, должно быть посвящено не столько усвоению про­фессиональных знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию, формированию ценностных ориентации самоактуа­лизирующейся личности. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о подготовке к деятельности типа «человек - человек», в которой ведущее место должны занимать этико-де-онтологические аспекты, поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает сама человечес­кая личность. Такие виды профессиональной деятельности яв­ляются областями существования и развития общечеловечес­ких ценностей. Именно здесь реализуются ценности альтруизма и творчества, которые придают смысл данной деятельности.

Одним из ярких примеров подобной деятельности является деятельность практического психолога.

В качестве наиболее специфи­ческой характеристики профессии психолога, который должен быть готов работать с людьми, кардинально отличающимися от него по образовательному и культурному уровню, национально­сти, политическим и религиозным убеждениям и т. п., можно вы­делить, в частности, необходимость принимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от собственного, не теряя при этом сво­ей индивидуальности.

Система ценностных ориентации личности органично включено в структуру профессионально значимых качеств специалистов широкого профиля. Так, она занимает центральное место в структуре профессиональных качеств практических психологов.

Система ценностных ориентации психолога проходит ряд своеобразных модификаций. Она осмысливается и оценивается в процессе обучения, в процессе выработки личностной и профессиональной позиции, в процессе осознания этических норм профессиональной деятельности. Деятельность психолога - это такой вид социальной активности где обобщённые идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

В том случае если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами практических психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость детально и глубоко изучить проблему согласования ценностных ориентации личности и профессиональную систему ценностей будущих практических психологов.

Усложнение сис­темы личностных конструктов приводит, тем самым, к осознанию значимости высших ценностей-целей - профессиональной и личностной самореализации, творчества и свободы, а также к выбору более адекватных средств их достижения.

Описанные высшие ценности занимают ведущее место в структуре профессионально значимых качеств практических пси­хологов. Организованный на основе внедрения выделенных в ходе формирующего эксперимента принципов развития выс­шего уровня ценностной системы процесс психологического обу­чения создает адекватные условия для формирования профес­сиональной системы ценностей практического психолога.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития.:

  1. 60. Ценности и ценностные ориентации. Ценности и оценки. Переоценка ценностей в современных условиях.
  2. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.
  3. 3.Развитие идеи опережающего профессионального образования как усиления его влияния на развитие экономики. Принципы реализации идеи опережающего образования: опережающего потребности производства уровня профессионального образования населения; опережающей подготовки кадров для регионов; профессионального саморазвития личности обучаемых.
  4. 1.Развитие идеи гуманизации профессионального образования как усиление его личностной направленности. Принципы реализации идеи гуманизации профессионального образования: его гуманитаризация; фундаментализация; деятельностная направленность; национальный характер профессионального образования.


Просмотров