Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям. Классификация систем. Системы можно классифицировать по различным признакам

Классификация компьютерных сетей. Современные сети можно классифицировать по различным признакам:

Современные сети можно классифицировать по различным признакам:

По удаленности компьютеров :

· Локальные LAN (Local Area Network) - сеть в пределах предприятия, учреждения, одной организации. Компьютеры расположены на расстоянии до нескольких километров и обычно соединены при помощи скоростных линий связи.

· Региональные MAN (Metropolitan Area Network) - объединяют пользователей области, города, небольших стран. В качестве каналов связи используются телефонные линии. Расстояние между узлами сети составляет от 10 до 1000 км.

· Глобальные WAN (Wide Area Network) - включают другие глобальные сети, локальные сети, а также отдельно подключаемые к ней компьютеры.

По назначению и перечню предоставляемых услуг:

· Общее использование файлов и принтеров - с помощью специальной ЭВМ (файл-сервер, принтер-сервер) организуется доступ пользователей к файлам и принтерам.

· Общее использование баз данных - с помощью специальной ЭВМ (сервер баз данных) организуется доступ пользователей к базе данных.

· Применение технологий Интернет - электронная почта, Всемирная паутина, телеконференции, видеоконференции, передача файлов через Интернет.

По способу организации взаимодействия:

· Одноранговые сети - все компьютеры одноранговой сети равноправны, при этом любой пользователь сети может получить доступ к данным, хранящимся на любом компьютере. Главное достоинство одноранговых сетей – это простота установки и эксплуатации. Главный недостаток состоит в том, что в условиях одноранговых сетей затруднено решение вопросов защиты информации. Поэтому такой способ организации сети используется для сетей с небольшим количеством компьютеров и там, где вопрос защиты данных не является принципиальным.

· Сети с выделенным сервером (иерархические сети ) - при установке сети заранее выделяются один или несколько серверов - компьютеров, управляющих обменом данных по сети и распределением ресурсов. Любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера называют клиентом сети или рабочей станцией . Сам сервер может быть клиентом только сервера более высокого уровня иерархии. Иерархическая модель сети является наиболее предпочтительной, так как позволяет создать наиболее устойчивую структуру сети и более рационально распределить ресурсы. Также достоинством иерархической сети является более высокий уровень защиты данных. К недостаткам иерархической сети, по сравнению с одноранговыми сетями, относятся:

· Необходимость дополнительной ОС для сервера.

· Более высокая сложность установки и модернизации сети.

· Необходимость выделения отдельного компьютера в качестве сервера

По технологии использования сервера:

· Сети с архитектуройфайл-сервер - используется файловый сервер, на котором хранится большинство программ и данных. По требованию пользователя ему пересылаются необходимая программа и данные. Обработка информации выполняется на рабочей станции.

· Сети с архитектуройклиент-сервер - между приложением-клиентом и приложением-сервером осуществляется обмен данными. Хранение данных и их обработка производится на мощном сервере, который выполняет также контроль за доступом к ресурсам и данным. Рабочая станция получает только результаты запроса.

По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низко-, средне- и высокоскоростные.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, чем и является Конституция РФ, и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

Конституция РФ по способу изменения, внесения поправок и дополнений является жесткой, что характерно для писаных конституций.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Конституция РФ является республиканской.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, Индии, и в том числе России. Унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

О фиктивности конституции речь может идти при несоответствии устоям социально-экономической и общественно - политической жизни, систематическом нарушении декларированных прав и свобод человека и гражданина, игнорировании суверенитета народов и национальных групп. Реальным конституциям противостоят фиктивные, которые наполнены демагогией и декларациями. Они порождают конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в конституцию. Конституционные иллюзии появляются, когда конституция есть, но фактически она игнорируется. Считается, что

Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

в верховенстве конституции

в стабильности

в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

в реальности

в народности

в легитимности

Эти юридические свойства конституции будут рассмотрены более подробно в рамках следующей главы.

Виды

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

3.1 Обязательной сертификации подлежит продукция (услуга), на которую законами или государственными стандартами Российской Федерации установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и требования охраны окружающей среды.

3.2 Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России, другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации.

3.3 Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольную сертификацию могут проводить юридические лица, взявшие на себя функцию органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации (в пределах их области аккредитации).

Сертификация основывается на следующих принципах:

Государственности – обеспечения государственных интересов при оценке безопасности продукции;

Объективности – независимости от изготовителя и потребителя;

Достоверности – использования профессиональной испытательной базы;

Исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;

Демократичности – предоставления изготовителю самому выбрать орган по сертификации.

Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечивающая организацию методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый – процессный подход и органично с ним связанный.

Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

В стандартных ИСО 9001 и QS 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовы-вать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Принцип восьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.

Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам.

Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой системы создано АО "Сертификация биржевых товаров".

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Общепринятые схемы сертификации в РФ приведены в приложении, которые отличаются объемом и способами проводимых органом сертификации работ, а также устанавливаемого инспекционного контроля. Причем, от этих параметров схем сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности органа по сертификации в надежности выданных сертификатов. Схемы 1-8 классифицированы ИСО и общеприняты в зарубежной и международной практике. Схемы 9-10 основаны на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как общепринятой в ЕЭС практике элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

При наличии нескольких органов по сертификации заявитель вправе направить заявку в любой из них. Если заявитель не располагает информацией о таких органах и порядке сертификации интересующей его продукции, то эту информацию он может получить в территориальном органе Госстандарта России. Наличие заявки и содержащаяся в ней информация являются формой доказательства уверенности руководства предприятия-заявителя о выпуске (поставке) продукции, соответствующей по обязательным требованиям действующим стандартам и нормативным документам. Заявитель может дополнительно представить в орган по сертификации документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные соответствующими органами государственного управления в пределах своей компетенции, а также протоколы испытаний, проведенных при разработке продукции и постановке ее на производство. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение, и котором содержатся все основные условия сертификации, схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень испытательных лабораторий, проводивших испытания продукции, и перечень органов, которые могут провести сертификацию производств и систем качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Заявитель вправе выбрать конкретную испытательную лабораторию и орган по сертификации систем качества (производств).

З – заявитель;

ОС – орган по сертификации;

ИЛ – испытательная лаборатория.

1. Подача заявки на сертификацию З
2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы ОС
3. Отбор, идентификация образцов и их испытания ОС, ИЛ
4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации) ОС
5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия ОС
6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия ОС
7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией ОС
8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия З
9. Информация о результатах сертификации ОС

Госстандарт России выполняет следующие функции:

Координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации,метрологии;

Взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, серти­фикации, метрологии;

Направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стан­дартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

Подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

Устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

Принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

Осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

Руководит деятельностью по аккредитации испытательных ла­бораторий и органов по сертификации;

Осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

Представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии, и в межгосударственном совете СНГ;

Сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

Руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

Осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

Участвует в работах по международной, региональной и меж­государственной (в рамках СНГ) стандартизации;

Устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и ре­комендаций;

При разработке государственных стандартов определяет орга­низационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

Организует подготовку и повышение квалификации специалис­тов в области стандартизации.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

По принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

В зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

Среди распорядительно-исполнительных органов:

а) органы социальнокультурной сферы,

б) органы экономики,

в) правоохранительные органы.

В зависимости от способов формирования выделяют:

а) первичные органы,

б) производные органы.

Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных – либо путем назначения (Государственная Дума (ГД) – первичный, правительство – производный).

В зависимости от сферы деятельности:

а) высшие органы,

б) центральные органы,

в) местные органы.

В соответствии с федеральным устройством государства:

а) федеральные (центральные),

б) органы субъектов федерации.

Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:

Единоначальные (решения принимаются властью одного человека - руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

Коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, ГД).

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

Представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ – Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Законодательное Собрание Приморского края);

Исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ – Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);

Судебные органы – осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции – Верховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);


Органы надзора. Занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор – более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция – орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое – Госторгинспекция, Госгортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);

Органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава администрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д.

Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).

Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:

Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);

Органы местного самоуправления;

Органы надзора.

Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, ГД, Правительство РФ – федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Законодательное Собрание Приморского края – органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей.

Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.

Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими надзорными полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это орган надзора со специфическими полномочиями.

Системы можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим основные из них.

1. По степени сложности все системы можно разделить на три класса:

- простые динамические ;

- сложные динамические , различающиеся разветвленной структурой и большим разнообразием внутренних связей, но поддающиеся описанию ;

- очень сложные, не поддающиеся описанию.

2. По степени неопределенности во взаимодействии между собой элементов все системы можно разделить на два класса:

- детерминированные , в которых все элементы взаимодействуют друг с другом точно определенным и предварительно описанным образом;

- вероятностные , в которых характер реакции элементов на возникающие ситуации можно описать лишь с той или иной степенью достоверности.

3. По признаку глобальности сферы принимаемых управленческих решений выделяют централизованные и распределенные системы.

В централизованной системе решения принимаются одним лицом (в одном центре) и охватывают объект управления в целом. Положительными чертами такого управления являются высший уровень планирования, координации и контроля деятельности. Однако рост сложности, масштабов объекта управления приводит к появлению:

Во-первых, ситуации, когда решения долго не принимаются по причине перегрузки лица или центра принятия решений;

Во-вторых, увеличению длительности «цикла управления» из-за отдаленности места принятия решений от места их исполнения. Это может вызывать асинергический эффект резкого снижения эффективности управления. Для снижения вероятности такого эффекта создают распределенные экономические системы.

Распределенная система характеризуется наличием ряда иерархически, функционально, структурно связанных центров принятия решений и/или ответственности в согласованных сферах управления деятельностью системы.

«Распределение» затрагивает: декомпозицию целей и функций; права на принятие решений и распоряжение ресурсами; определение сфер ответственности и др. «Распределение» дополняют процедурами предварительного согласования и отчетности.

Недостатками таких систем являются повышенные риски:

Нарушения целостности при «распределении»;

Конфликтов уровней и/или элементов системы.

В настоящее время большинство экономических систем распределенные.



4. По участию человека в принятии и реализации решений выделяютавтоматические (без участия человека) и автоматизированные (с участием человека, чаще всего оператора) системы.

Применение автоматических систем ограничено объектами и процессами, которые могут быть описаны и в отношении которых можно заранее разработать модели. Они работают по жестким, заранее заданным алгоритмам. Такие системы также применяют для обеспечения безопасности управления и эффективности некоторых быстропротекающих процессов управления, часто при одновременном сохранении за менеджером задач наблюдения и контроля.

Если заранее описать, предсказать все ситуации невозможно, то участие человека в системе управления становится необходимым. Наибольшее распространение в настоящее время получилиавтоматизированные системы управления (АСУ) с распределением функций между человеком-оператором и техническими средствами, основными из которых могут быть признаны вычислительные машины. АСУ - это человеко-машинная (гуманистическая) система, совокупность элементов, алгоритмов и действий человека, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности, а также разработку или выбор вариантов команд управления (действий по достижению желаемого результата), передачу и исполнение команд управления.



По степени автоматизации выделяют экономические системы высокой степени автоматизации, средней и низкой. При исследованиях необходимо учитывать, что наблюдается тенденция повышения степени автоматизации операций менеджера от 10% (слабая автоматизация) до 10-40% (средняя степень автоматизации) и далее до 40-70% (высокая степень автоматизации). Как правило, в АСУ предусматривается и обеспечивается приоритет исполнения команд человека по отношению к командам, вырабатываемым автоматически.

5. По принципу управления, используемому в системе, выделяют системы программного, адаптивного, ситуационного, социально-этического управления.

При программном управлении система выдает управляющие воздействия в соответствии в заложенной в нее заранее программой вне зависимости от складывающейся ситуации. Например, при таком управлении ценообразованием цена товара остается постоянной независимо от уровня спроса.

При адаптивном управлении сигналы вырабатывают в зависимости от уровня определенного «отклика», являющегося «обратной связью». Например, если спрос на товар растет, то при адаптивном управлении цена может быть повышена, а при падении спроса - понижена (с учетом эластичности спроса).Гибкость системы управления предусматривает не только ее адаптацию, но и живучесть.

При ситуационном управлении решения и управляющие воздействия основываются на анализе вариантов с учетом: текущего состояния (например, того же спроса, запаса товара), располагаемых вариантов действий (например: повысить, понизить, не изменять цену), прогноза последствий (например, товар закончится быстрей, чем будет изготовлена и поступит новая партия, или имеются избыточные запасы, затоваривание). При этом открывается возможность учесть особенности конкурентной ситуации.

Принципы социально-этического управления позволяют исключить недопустимое воздействие на нецелевые элементы внешней среды, третьих лиц и др.

6. По признаку охвата ряда смежных областей деятельности выделяют неинтегрированные (простые) и интегрированные экономические системы.

Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах. Например, известны интегрированные системы проектирования и технологической подготовки объектов машиностроения. Такая интеграция не есть механическое объединение двух различных систем. Интеграция двух и более АСУ подразумевает возникновение на базе этих систем новой системы, имеющей свои цели и функции. В системе управления ценой интеграция позволит учитывать в цене стоимость разработки, производства и продвижения товара.

7. С точки зрения возможности выработки в процессе управления новых знаний можно выделить ординарные и интеллектуальные экономические системы.

Ординарные системы не создают новых знаний.

Интеллектуальные системы позволяют вырабатывать и использовать новую информацию для повышения эффективности и снижения рисков управления.

Творчество позволяет синтезировать в таких системах новые знания на базе композиции известных. Фундаментальная научная основа интеллектуальных АСУ - обеспечение и использование в различных вариантах и композициях существующих знаний для получения, таким образом, новых знаний, распространения этих знаний на новые области или на более длительный период времени.

8. По признаку рефлекторности. При исследовании экономических систем необходимо учитывать, относится ли эта система к рефлекторным или не относится.

Известно, чторефлекторная система управления откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом. Термин «рефлекторность» подчеркивает аналогию с рефлексами, существующими у любого организма. Они являются результатом длительного процесса обучения и эволюции. Известно, что в классической теории управления исследуют только рефлекторные системы управления.

Частным случаем рефлекторности является изотонность отображения внешних воздействий.Изотонным называют такое отображение внешнего воздействия системой, ее конструкцией, при котором большему воздействию соответствует большая ответная реакция.

Предположение о рефлекторном характере системы управления позволяет прогнозировать реакции в процессе исследований, поэтому в процессе исследований необходимо:

1)установить пределы рефлекторности реакций;

2) подтвердить или отвергнуть гипотезу о рефлекторном поведении объекта исследования в конкретных условиях.

Соответственно,нерефлекторной будет система, которая может неоднозначно, многовариантно реагировать на одно и то же внешнее воздействие. Нерефлекторность систем управления возникает при:

1) потере стойкости системы или прочности элементов;

2) повреждениях, поражениях, отказах одного или ряда элементов;

3) сильном стрессе человека, являющегося элементом системы управления.

Факт участия индивидуума в управлении делает автоматизированную систему управления нерефлекторной в определенных ситуациях. Это связано с многовариантностью действий человека, особенно трудно прогнозировать поведение индивидуума в ситуации риска, неизбежного выбора, сильного стресса. Одним из основных элементов теории нерефлекторных систем считают необходимость более полного учета особенностей субъектов управления, будь то отдельный индивидуум, социальная группа или общественный класс.

Возможны и другие виды экономических систем, их многообразие растет и отражает усложнение экономических отношений. Особенности этих систем, отраженные при их классификации, могут играть решающую роль в выборе методов исследования экономических систем и определять достоверность результата, эффективность и затраты на такие исследований.

Вопросы для самоконтроля

1) Выполните анализ различных определений системы.

2) Раскройте сущность понятия системы.

3) Перечислите основные категории раскрывающие сущность понятия системы.

4) Дайте характеристику понятия структуры системы.

5) Представьте характеристику сетевой структуры системы.

6) Охарактеризуйте иерархическую структуру системы.

7) Перечислите основные характеристики функционирования систем.

8) Назовите четыре группы свойств системы и представьте краткую характеристику свойств.

9) По каким признакам осуществляется классификация систем?

10) Дайте определение автоматизированной системы управления.

11) В чем отличие централизованной и распределенной систем?

12) Представьте характеристику интеллектуальных систем.

13) Раскройте сущность термина рефлекторность.

14) При каких условиях проявляется свойство нерефлекторности системы?



Просмотров