Знаки движения по полосам на перекрестке. ПДД: знаки, движение по полосам и разметка. Полоса движения неотъемлемый элемент проезжей части

К написанию этой статьи побудил один из комментариев к статье , оставленный одним из читателей. Комментарий был следующего содержания:

Ехали в населенном пункте по условно разделенной дороге (не имеющей разметки) в левой полосе, не изменяя своего направления движения и опережая другой автомобиль, который в этот момент, двигаясь по условной правой полосе, начал смещаться влево. В итоге, оба автомобиля «притерлись» боками – у одного разбито правое крыло, у другого – обе левые двери. Инспектор ГИБДД определил виновным водителя автомобиля, который двигался в левой условной полосе и, таким образом, не уступил «помехе справа». И как всегда звучит вопрос: кто же, все-таки, виноват в этой ситуации?

Прав инспектор или не прав — ему на месте виднее, кто более виновен. К тому же, он определяет лишь юридическую виновность (невиновность) одного из участников ДТП. Но, почему-то, большинство водителей задаются подобными вопросами уже после того, как ДТП произошло, а не до этого. А разбитыми оказываются оба автомобиля.

Понятно, что «невиновному» расходы на ремонт покроет страховой полис ОСАГО, но неприятный осадок, все равно, останется надолго. «Виновному» же придется ремонтироваться самому.

Попробуем разобраться, как перестроиться в потоке — кто кому, все-таки, при перестроении, должен уступать дорогу на своей половине проезжей части.

Движение по полосам, правила перестроения, включая приоритет при выполнении маневра, т.е. кто имеет преимущество при перестроении, определены в пунктах 8 « » и 9 « » ПДД.

Теперь подробнее. Ниже представлены две картинки. Ширина проезжей части дороги на обоих снимках примерно одинакова. На верхнем фото изображена четырехполосная дорога. Об этом говорит дорожная разметка 1.3, которая разделяет противоположные потоки и разметка 1.5, обозначающая границы полос движения, т.е. полос четыре – по две в каждую сторону.

На нижнем фото изображена дорога, у которой всего две полосы — дорожная разметка 1.1 разделяет потоки противоположных направлений, а полосы для движения не разграничены. Но ширина проезжей части позволяет разместиться четырем легковым автомобилям – по два в каждом направлении.

Поскольку нас интересует приоритет в процессе перестроения (см. п. термин «Перестроение»), т.е. кто кому должен уступить дорогу, то обращаемся к п. Правил:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа ».

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств) ».

Т.е разметки на дороге может не быть вообще (что встречается очень часто), поэтому водители сами, визуально, с учетом габаритов своих машин, определяют середину дороги и количество полос на проезжей части. Т.е. полосы являются условные. И вот здесь кроется один нюанс.

Глазомер и чувство пространства у всех разное – для кого и середина дороги может являться полосой. С вопросов не возникает – нужно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. А для этого необходимо перестроиться на условную левую или условную правую полосу. Кто в этом случае при перестроении должен уступить дорогу?

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела:

Самые читаемые разделы сайта

52 комментария

  1. Сергей

    Хорошая статья и разъяснения полезные, признаться и сам частенько путался с полосностью, а здесь всё объяснено понятно со ссылками на пункты из правил, хорошо книжка с правилами дома есть, почитал освежил знания, больше, надеюсь, не буду путаться с этим. Спасибо.

  2. Сергей Д.

    Пожалуйста, Сергей. Удачи на дорогах!

  3. Дмитрий

    А как на счет проезда перекрестка, если нет указателей направления движения, в случае если до перекрестка было 2 полосы а после 1...

  4. Сергей Д.

    Здравствуйте Дмитрий.

    С одной стороны, ПДД данную ситуацию не оговаривают, и на первый взгляд должно действовать правило «помеха справа» (). Но нужно смотреть на перекресток, и что вы подразумеваете под двумя полосами и одной. Они как-то разделяются разметкой, чтобы осталась возможность определить, которая из полос «исчезла»?

    Если въезд на эту единственную полосу с двух предыдущих подразумевает обоюдное перестроение, то работает правило «помеха справа». Въезжающий на нее с правой стороны имеет преимущество.

    Если же «единственная» полоса за перекрестком является продолжением какой-то из полос до перекрестка, например, левой, а вторая (правая) просто прекращает свое существование, то для того, чтобы выехать в прямом направлении с правой полосы, нужно будет перестроиться влево. И здесь уже работает правило перестроения () – уступает тот, кто перестраивается.

    На практике же, часто получается, что кто-то из водителей обязательно окажется немного впереди, и действовать придется по ситуации.

    Предположим, по обеим полосам в прямом направлении одновременно выезжают на перекресток две машины, но автомобиль справа, едет чуть быстрее той машины, что находится слева. Обоим водителям предстоит выехать с перекрестка в одну полосу! Ситуация такова, что водитель правой машины может не заметить автомобиль слева (он будет в мертвой зоне), хотя согласно он должен уступить дорогу.

    Как поступить в этом случае водителю, который едет по левой полосе? Несмотря на свое преимущество, целесообразно чуть сбавить скорость и пропустить «правого» вперед! Поэтому, во многих ситуациях нужно учитывать особенность дорожной обстановки. Если у вас преимущество, и вы видите, что вам уступают дорогу, то можно смело использовать свое преимущество.

  5. Андрей

    Две полосы в одну сторону, в правой полосе которой часто бывают помехи в виде припаркованных автомашин, объезжая которые приходится выкатывать на соседнюю левую. Как тут быть?

  6. Сергей Д.

    Здравствуйте Андрей.

    Как быть? – аккуратно их объезжать, включая «поворотники» и уступая дорогу едущим по левой полосе. Если приходится часто объезжать припаркованные машины, то можно двигаться по левой полосе, в населенном пункте это не запрещено, но перед поворотом направо нужно будет перестроиться на правую полосу.

  7. Сергей П

    Сергей Д, а почему в последнем коменте вы пишете что если я двигаюсь справа от рядом идущего ТС и у меня возникает помеха виде припаркованного ТС я должен уступить дорогу тому кто слева.

  8. Сергей Д.

    Здравствуйте Сергей.

    Совершенно верно, правило «помеха справа» в этом случае не работает.

    Объезжая припаркованный автомобиль, вы меняете полосу движения, т.е. перестраиваетесь на левую полосу. Пусть это будет не полноценная смена полосы, а все равно левыми колесами ее заденете. Это перестроение, или изменение направления движения. Согласно , при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся попутно без изменения направления движения.

    Если дистанция до соседа слева (не интервал, а дистанция!) позволяет объехать припаркованный авто не уступая дороги соседу, например, едущий сзади по соседней полосе находится на почтительном расстоянии, или скорость вашего автомобиля выше и вы, никому не создавая помех, сможете спокойно объехать припаркованный автомобиль, то в этом случае – пожалуйста, можете ехать первым. Но если случится ЧП, то виновным будет тот, кто объезжал.

  9. Андрей К.

    Здравствуйте. Т-образный перекрёсток, главвная дорога прямо, и с неё поворачивает автомобиль на перпендикулярную дорогу (второстепенную), я же с этой перпендикулярной дороги выезжаю на главную налево, но при этом, тот кто поворачивает налево с главной, срезает траекторию и часть машины оказывается как бы на встречной, при этом провоцируя ДТП.

    Получается, если ДТП, не дай Бог, действительно случиться, кто будет в этом виноват? С одной стороны я, выезжая со второстепенной, как бы не уступил дорогу, но с другой стороны и тот, кто съезжает с главной, тоже нарушает, не соблюдая траекторию движения, разметки при этом при повороте на перпендикулярную дорогу нет.

  10. Сергей Д.

    Здравствуйте Андрей.

    Каждая аварийная ситуация, по-сути, требует индивидуального рассмотрения, поскольку, детали всегда важны. Но эти детали после факта свершения ДТП очень часто игнорируются. В итоге, за виновность (невиновность) принимается несоблюдение (соблюдение) какого-то пункта Правил или приоритета. Другие нюансы или детали, при этом, могут быть не учтены. Поэтому, на Ваш вопрос нельзя ответить однозначно, в смысле, кто будет прав, а кто не прав.

    Отсюда и рекомендация каждую ситуацию необходимо рассматривать НЕ с точки зрения «Кто будет виноват», а со стороны «Как избежать аварийной ситуации» в рамках Правил. Но рассуждать всегда нужно ДО того, как дтп может произойти. Для этого нужно видеть и анализировать происходящее.

    Применительно к вашему перекрестку, выезжающий с второстепенной дороги, всегда находится в более проигрышном положении, поскольку обязан уступить едущим по главной. Исходя из этого, не следует заранее «высовывать» нос автомобиля на проезжую часть, чтобы по нему не «чиркнул» имеющий приоритет проходимец, не владеющий своими габаритами. Вот, как-то так.

  11. Алексей

    Здравствуйте, как в такой ситуации: Город, перестроение до перекрестка, прерывистая разметка. Второе ТС двигается за первым ТС по правой полосе, у обоих одновременно включается поворотник влево и второе ТС, пропустив другие ТС, перестроилось в левую полосу, после чего первое ТС начинает перестроение и происходит ДТП.

    Кто должен был уступить дорогу? И при каких обстоятельствах 2е ТС должно однозначно уступить 1му. Спасибо:)

  12. Сергей Д.

    Здравствуйте Алексей.

    Оба автомобиля находятся на дороге в равной ситуации, т.е. следуют друг за другом, и оба выполняют перестроение на левую полосу. Второй автомобиль (едущий сзади) смог перестроиться раньше, и это естественно, потому что у него на дороге слева быстрее освободилось место для маневра.

    Теперь, водитель первой машины (тот, что ехал впереди второго тс), перестраиваясь влево, должен уступить дорогу и этому, второму, который уже успел перестроиться. Правило «помеха справа» в данной ситуации не действует.

    Водитель задней машины не обязан в этом случае уступать дорогу передней, но он мог бы, так сказать, помочь переднему перестроиться. Например, сам перестроился и чуть притормозил, как бы задерживая поток машин сзади себя, а за это время и передний сумел бы беспрепятственно перестроиться влево. Это бы заняло времени 3-5 секунд! А сколько пришлось ждать после ДТП?

    Дтп произошло по причине того, что водитель первой машины не увидел в слепой зоне зеркал автомобиль слева-сзади себя (это был второй, а мог бы оказаться любой другой транспорт). Чтобы не попадать в такие ситуации, нужно перед маневром активно крутить головой по сторонам. Зеркала не всегда выручают, поэтому необходимо повернуть голову и посмотреть в ту сторону, куда поворачиваешь.

  13. Николай

    Наши ПДД как и экономика-рынок всё расставит по своим местам. У кого преимущество решает каждый по своему менталитету. Я предлагаю на обсуждение своё мнение: Именно, перестроение автомобилей движущихся по соседним полосам в одном направлении следующее:

    Все равноправны до того момента когда возникает необходимость кому то перестроиться. Водителю необходимо перестроиться, действия следующие: Включается соответствующий указатель поворота — у него появляется преимущество перед водителем автомобиля, едущем сзади, в силу того что тот видит его указатели поворотов. Через некоторое время водитель начинает манёвр, убедившись в том, что водитель автомобиля, едущий сзади, начал увеличивать дистанцию. Закончив манёвр первый водитель должен некоторое время двигаться прямолинейно. Это исключит диагональную езду.

    Конечно, не исключается взаимопонимание и вежливость водителей. Если брать это за основу и включить в ПДД, то как следствие, будет больше порядка на дорогах и меньше аварий.

  14. Сергей Д.

    Здравствуйте Николай.

    Согласен с мыслью, что гораздо легче наблюдать за дорогой и сигналами машин впереди себя, нежели сзади, но приоритетным должно оставаться наблюдение с целью прогнозирования ситуации.

    Ваш взгляд, можно сказать, слишком демократичный, в реальности по ситуациям перестроения возникает множество всяких «если…». Все варианты развития событий в ПДД включить невозможно, да и не нужно.

    Именно прогноз развития обстановки часто игнорируется, и как следствие, или принимается неверное решение, или полное бездействие, или поздняя реакция на событие. Отсюда, вопрос «кто виноват» задается уже ПОСЛЕ того, как что-то произошло. Оно и понятно, если виноват, страховку уже не получишь, но и второму от этого не легче.

    Приоритет во время перестроения определен ПДД, и действует уже многие годы. Его нужно просто соблюдать. По большому счету, это тема большой дискуссии, и касается она, в основном, культуры вождения и отношений людей. Как Вы выразились – вопрос менталитета. Культура – она, ведь, в головах.

  15. Игорь

    Доброго время суток. Ехал по главной дороге, по крайней правой полосе, а др. авто по крайней левой и по второстепенной дороге.

    Мне нужно было перестроиться направо, чтоб попасть на мост. Это мне практически удалось, но др. авто ударил меня в правую заднюю дверь и правое заднее крыло. Разметка на дороге есть и я пересёк её (другого авто) для перестроения на мост. Вопрос: что делать с правовой точки зрения в случае, если нет разметки при аналогичной ситуации, ... и как насчёт не соблюдения дистанции др. авто (удар был сзади).

  16. Сергей Д.

    Здравствуйте Игорь.

    Здравствуйте, а если я ехал по крайней правой на однополосной широкой дороге, на перекрестке начал перестраиваться в левую сторону, и в меня въехала машина, движущаяся по левой стороне дороги, кто прав? После перекрестка начинается две полосы в одну сторону, а до перекрёстка одна полоса.

  17. Сергей Д.

    Здравствуйте Геннадий.

    Т.е. на этой широкой полосе одного направления спокойно умещаются рядом два автомобиля – один справа, второй – слева, и они едут каждый по своей стороне. Между ними разметка полос отсутствует. Они движутся параллельно друг другу, и тот, что ехал справа, начал перестраиваться влево.

    Преимуществом пользуется тот автомобиль, который едет, не меняя своего направления. Если еще точнее, то уступает дорогу тот автомобиль, который перестраивается ().

    В случае ДТП, по вопросу кто прав, а кто не прав, покажется странным, но могут быть варианты по характеру столкновения. Либо кто кого догнал, либо кто кого притер сбоку. Кто будет более виновен, утверждать не берусь.

  18. Денис

    Здравствуйте, такая ситуация: регулируемый перекресток по три полосы в каждую сторону, висит знак движение по полосам. Я иду на разворот, вижу автомобиль, едущий по крайней правой полосе с включенным поворотом.

    Я начал выезжать на разворот, водитель другого авто выключает правый поворот, и я понимаю, что может быть ДТП и беру максимально влево. Я уже в этот момент на второй полосе, а он на третей от пешеходного перехода, около трех метров на момент ДТП. Подскажите, кто прав, а кто виноват? Буду благодарен, заранее спасибо.

  19. Сергей Д.

    Здравствуйте Денис.

    Факты непосредственно на месте происшествия всегда более значимы в определении виновных, нежели мнение со стороны, пусть и со слов участников.

    С точки зрения ПДД вами не был соблюден приоритет, т.е. автомобиль вашего оппонента по отношению к вашему автомобилю имел преимущество в движении (). Тот факт, что он включал-выключал «поворотники» на исход дела не влияет. Он, в конечном итоге, двигался через перекресток «прямо», а вам, разворачиваясь, следовало уступить ему дорогу.

    Юридический виновник – ваш автомобиль. А насколько окажется виновным ваш оппонент (для определения обоюдной вины), это зависит от других фактов, например, нарушил ли он в данном месте какой-то пункт ПДД. Если ответ «да», то это нарушение должно быть зафиксировано.

  20. Юрий

    Абсолютно согласен с Николаем, что в связи с существующей высокой интенсивностью движения следует внести в ПДД запрет на опережение и обгон ТС, заблаговременно подающего сигнал указателем поворота, со стороны этого сигнала, с одновременным указанием времени в секундах, до истечения которого подающему сигнал запрещается выполнять маневр.

    При существующих сегодня ПДД абсолютное преимущество на всех автодорогах имеют водители, значительно превышающие установленную скорость, а также владельцы ТС с высоким соотношением мощности и массы, позволяющим им резко ускоряться.

    Осознание своего юридического преимущества в случае ДТП вышеназванными участниками движения создает постоянные аварийные ситуации и приводит во многих случаях к ДТП с серьезными последствиями. Оcтальные участники движения при перестроениях постоянно подвергаются риску стать виновником ДТП.

    А как же схожая ситуация, когда до перекрестка было, условно говоря, две полосы (без разметки), а после перекрестка одна, но выезд с перекрестка для правой полосы утыкается в тротуар, а левая полоса соответственно без изменений идет прямо, если ее мысленно прочертить? Ведь получается, что тот, кто справа, тот и перестраивается со своей «воображаемой» полосы и должен уступать тем, кто двигается ближе всего к осевой разделительной?

  21. Сергей Д.

    Здравствуйте Никита.

    Вы рассуждаете правильно. В предыдущем ответе, на который вы ссылаетесь, информация была неполная, и формировала двоякое толкование. Текст обновлен.

    Более полный ответ на вопрос изложен в статье ). В вашем случае, если ему не требуется повернуть направо, то перестроиться вправо его ничто не обязывает.

    Как быть? – действовать по ситуации, т.е. исходя из своего маршрута, т.е. куда вам нужно ехать. Если вам нужно «прямо», то целесообразно объехать «пробку» по правой полосе, далее – по обстановке. Если впереди этой «колонны» перекресток, то, выбираете полосу, опять же, смотря, в каком направлении вам нужно ехать.

    Но, объезжая, нужно понимать один момент. Эта очередь из машин на левой полосе движется или по какой-то причине стоит, или движется очень медленно? Дело в том, что если впереди них какой-то стопор, то они могут начать объезжать его по правой полосе. Поэтому, когда вы сами перестроитесь на правую полосу и поедете вперед, все внимание — на этот ряд машин слева, чтобы оттуда никто, перестраиваясь, случайно не «приехал» к вам в левый бок.

  22. Сергей Д.

    Здравствуйте Антон.

    Реальность такова, что все мы поставлены в условия необходимости доказывать свою точку зрения, тем более, если оказался прав. Система наказания, в свою очередь, построена таким образом, что если есть возможность «нагрузить», то это будет сделано. Поэтому, если есть несогласие с решением, нужно всеми силами доказать свою невиновность. Удачи в решении спора!

  23. Азат

    На трассе во время поворота налево, направо или разворота кому уступить дорогу? Уступать ли дорогу машинам сзади себя?

  24. Сергей Д.

    Здравствуйте Азат.

    Под выражением «на трассе», если не ошибаюсь, следует понимать движение вне населенного пункта. Поворот налево и разворот — – уступить встречному транспорту, который едет навстречу прямо и направо по равнозначной дороге. Поворот направо – путь с транспортом не пересекается, уступать дорогу не нужно.

    Если есть пешеходы, переходящие дорогу, на которую вы поворачиваете – уступить, согласно .

    Для того чтобы не пришлось уступать дорогу машинам, едущим сзади вас, следует перед началом поворота (разворота) занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (). Исключение составляет единственный случай – если вам нужно повернуть налево, а вас в этот момент обгоняют. Лучше всего дать возможность обгоняющему завершить обгон, т.е. уступить ему дорогу, потом повернуть самому, куда вам нужно.

Знаки, указывающие установленное движение по полосам - обозначают число линий, подходящих к перекрестку и направления, согласно которым водители обязаны двигаться, находясь на перекрестке.
Перед многими перекрестками установлен следующий знак, указывающий правила проезда линий проезжей части:

  • Разворот и поворот налево из крайней левой.
  • Проезд прямо из центральной и левой.
  • Поворот направо из правой.

Подобное значение заложено в знаки, указывающие направленное движение по полосам. Отличие данного указателя от предыдущего состоит в том, что они устанавливаются над определенной линией проезжей части на перекрестке. Примерами данных знаков могут являться:
Знак, который разрешает поворот налево и разворот.
Знак проезда в прямом направлении и для поворота направо.
Каждому водителю следует помнить, что штраф за поворот из полосы, которая не предназначена для данного маневра, составляет 1500 рублей. Более серьезные нарушения ПДД влекут за собой значительно больший штраф.

Объезд препятствия по проезжей части, предназначенной для встречного движения - штраф до 1500 руб.
проезжую часть - лишение прав сроком пол года, либо штраф до 5000 руб.

Знаки распространяющиеся на всем перекрестке

Данные знаки также относятся к категории, указывающих направления проезда на перекрестке. Указанный тип устанавливается перед пересечением проезжих частей, распространяется на всем протяжении перекрестка.
Чаще всего данный знак можно встретить перед круговым перекрестком. Согласно ПДД водители, выполняющие движение по полосе, обязаны выполнять его указания. Тем самым предполагается, что при въезде справа водитель должен закончить движение по полосе на перекрестке также с правой стороны, при въезде слева - выехать слева.
Обычно данные указания путают многих водителей. Поэтому правила проезда на перекрестке определяют сами водители. Чтобы не создать аварийную ситуацию следует запомнить несколько правил ПДД:
Если разметка не представляет собой сплошную линию, то водитель имеет право перестроиться в любую полосу в любой момент времени.
Выезд с кругового движения осуществляются исключительно с правой стороны. Иногда выезд регулируют знаки 5.15.1 и 5.15.2
Если перед круговым перекрестком установлен знак «Уступи дорогу», если вы не подчинились данному требованию, то в протоколе о нарушении ПДД будет числиться штраф размером 1000рублей.

Знаки, указывающие начало движения по полосе

Дорожные знаки данной категории предупреждают об образовании дополнительного участка для движения. Следует внимательно соблюдать действующие указания, ведь многие из них ограничивают движение по полосе максимальной скоростью. При нарушении скоростного режима может последовать штраф размером от 500рублей до 5000рублей, зависящий от превышения скорости.

Знак конца полосы


Знак, именуемый «Конец полосы», устанавливается для обозначения конца участка для проезда и дальнейшее сужение дорожного полотна. При перестроении транспортных средств при сужении дороги они обязаны предоставить преимущества транспорту, движущемуся слева.
При установленном нарушении данного правила ПДД водителю выписывается штраф размером 1000рублей.

Знак направление движения по полосам


Данный указатель имеющий схожее название и ранее уже рассматривался. Он определяет движение по полосе, когда их количество по одной стороне превышает количество по другой.
Основное назначение, заложенное знаком - регулирование направления проезда транспортных средств по участку дороги и облегчить ориентировку водителю на сложноорганизованных дорожных полотнах.
Так же на данных указателях могут обозначаться ограничения определенного участка проезжей части. Чаще всего движение по полосе грузовых транспортных средств. При нарушении данного правила ПДД водители, управляющие грузовыми ТС, получат штраф 500рублей. Двигаясь на грузовом автомобиле дальше второй линии проезжей части, штраф возрастает, составив 1000рублей.

Знаки, указывающие число полос


Указатель «Число полос» регулирует движение по полосе и максимально допустимую скорость. Некоторые дороги могут содержать определенный скоростной интервал для каждого участка индивидуально.
При этом разница между разрешенными скоростями чаще всего составляет 20км/ч. Во время проезда участка дороги достаточно легко нарушить скоростной режим, который указан ПДД. Причиной этому может служить заметно больная скорость потока автомобилей по левым полосам.

Мерой за нарушение скоростного режима при действии данного ограничения составляют:

  • 500рублей за превышение от 20 до 40км/ч.
  • 1000-1500рублей за превышение от 40 до 60км/ч.
  • 2000-2500рублей за превышение от 60 до 80км/ч.
  • Лишение водительского удостоверения, либо 5000руб за превышение от 80км/ч.

Логика здесь довольна таки прозрачна - чем значительнее превышение, тем суровее наказание. При повторном нарушении наказание существенно возрастает.
Не стоит забывать, что порой самые безобидные указатели на дороге скрывают за собой ужасные аварии, не стоит пренебрежительно относится к ним. Четкое соблюдение всех правил ПДД и ограничений, установленных около проезжей части, сократят вероятность получения постановления о правонарушении и уберегут вас от дорожных неприятностей.
С каждым годом возрастающие штрафы должны донести до водителя, так ли важно нарушить правила дорожного движения, чтобы сократить время пути, но тем самым создавая опасную ситуацию для других участников, находящихся на дороге.

Есть ли в ПДД указания для безопасного движения по полосам дорожного движения? Какие знаки и разметка регламентируют действия водителей? Правила общие для всех транспортных средств или есть особенности? Об этом, и об ответственности за несоблюдение правил говорит эта статья.

Определение

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ситуация, в которой водитель не сумел вовремя сориентироваться на дороге и определить полосу для движения, чревата штрафами и серьезной угрозой для жизни.

У проезжей части всегда есть дорожные полосы. Иногда их видно сразу: они выделены соответствующей дорожной разметкой.

Отсутствие разделительных линий не противоречит законодательству. Полосой считается часть дороги, ширина которой достаточна для безопасного движения автомобилей в одном ряду.

Когда это пространство четко обозначено, вопросов не возникает. Бывает, разметка не нанесена, стерлась либо скрыта под слоем грязи или снега. При отсутствии разметки водителю нужно самому определить собственное местоположение на дороге.

Условная линия, проведенная продольно строго посередине, разделяет дорогу на две половины:

  • справа находится полоса для попутного движения автомобилей;
  • слева расположена встречная полоса.

Можно применить и такой принцип: сколько автомобилей одновременно разъедется в одном сечении участка дороги, столько на ней полос.

Как определить количество при наличии разметки

Правилами предусмотрено 3 основных разметочных линии для разделения полос:

1.1 Сплошная линия Устанавливает границы для противоположных транспортных рядов.
Символ рубежей полос на участках повышенной опасности.
Единственная черта, пересекать которую запрещено.
1.5 Одинарная линия – прерывистая Разделитель потоков со встречных направлений на двух- и трехполосных дорожных участках.
С ее помощью обозначают границы для движения по 2-м и более полосам попутного движения.
Эту разметку можно пересекать при перестроении и обгоне.
1.6 Одинарная линия – прерывистая (отличие от 1.5 – более длинный штрих). Предупреждает, что по ходу движения линия разделения станет сплошной.
Граница для транспортных рядов противоположного направления.
Важно соблюдать осторожность при пересечении этой полосы: маневр можно начать на разрешенной разметке 1.6, а закончить на 1.1, а это уже наказуемо.

На размеченном участке легко узнать количество полос: их нужно сосчитать.

Разметка разделяет только противоположные потоки – сколько полос?
Если на участок полотна нанесена одна линия, и она является разделителем потоков ТС с разных направлений, понять, сколько на дороге полос, немного сложнее:

Нумерация

В Правилах нет метода определения нумерации полос дорожного движения. Логика предлагает вести отчет полос от обочины. Считается, что первая полоса для водителей та, на которую они осуществляют въезд.

Знаки движения по полосам

Указатели, регламентирующие движение в границах дорожных полос, относятся к группе особых предписаний. Их устанавливают на перекрестке, и они обладают правом отмены действия других знаков, предусмотренных для этого перекрестка.

Направление

Знак 5.15.1 указывает, сколько на дороге полос, и показывает направление, по которому движение разрешено.

Например, этот знак предписывает и разрешает:

  • поворот из правой полосы направо;
  • прямое направление по левой и центральной полосе;
  • повернуть или совершить разворот из левой полосы.

Указания знака 5.15.2 схожи с предписаниями предыдущего. Есть и отличие: указатель размещается над определенной полосой. Его действие распространяется на регулировку движения конкретной полосы.

У этих знаков имеется ряд особенностей:

Когда транспортных потоков в одну сторону больше, чем в другую, применяется похожий знак: 5.15.7. Знак может дополняться ограничениями по скоростному режиму и виду ТС.

Начало и конец

Знак 5.15.3 чаще устанавливают при подъеме либо в случае приближения к полосе торможения. Он предупреждает: вскоре появится дополнительная полоса.

Иногда знак дополнен указанием ограничения минимальной скорости автомобилей. Это означает, что на данной полосе следует соблюдать скорость, номинал которой указан на знаке. Или передвигаться с более высокой скоростью, но в пределах общих допустимых значений.

В Правилах есть знак 5.15.4, также предупреждающий о начале дополнительной полосы в середине дороги из 3-х полос. Иногда на нем имеется предписание для определенных ТС.

Знаки 5.15.5 и 5.15.6 указывают на конец любой дополнительной полосы.

Число

Этот знак информирует о количестве дорожных полос, сообщает о режиме передвижения.

Знак 5.15.7 устанавливают предварительно: за 50-150 м до размещенных на полосами дорожных запретов.

Правила

Законодательно установленные требования к безопасному движению в границах дорожных полос – общие для всех ТС. Тем не менее, существует ряд некоторых особенностей.

Для легковых авто

Для легкового транспорта предусмотрен ряд правил:

  1. Когда городские дороги обозначены знаками 5.1 или 5.3, они пролегают в ненаселенной местности, а также на дорогах с разрешенной скоростью 80 км/ч и более, водители обязаны двигаться по правой полосе. Если правая половина проезжей части свободна для проезда, передвижение по левой половине – запрещено.
  2. В городе водители имеют право на движение по любой полосе, из личных предпочтений.
  3. Если дорога загружена транспортом, перестраиваться и занимать другую полосу разрешено только в случае необходимости повернуть, развернуться, объехать препятствие, либо остановиться.
  4. Если дорога имеет более трех полос для одного направления, движение по крайней левой запрещено. Исключение – сильная загруженность на дороге, когда остальные полосы заняты. Перестраиваться разрешено только при развороте или левом повороте.

Для грузового транспорта

Для передвижения грузового транспорта по полосам дорожного движения также имеется ряд ограничений:

  1. Грузовики более 2,5 т при движении на трехполосной (и более) городской дороге имеют право использовать крайнюю левую полосу, если необходим разворот или поворот (налево). Других запретов для движения в границах городов для грузового транспорта не установлено.
  2. Вне населенного пункта водителям всех ТС, в том числе, грузовых, запрещено двигаться по левой полосе в случае, если по правой полосе возможен свободный проезд. Занимать левую полосу можно только в случае загруженности правой.
  3. Движение грузового транспорта более 3,5 т на автомагистралях и автомобильных дорогах разрешено только справа: по двум полосам. Передвижение на других полосах категорически запрещено. Грузовикам от 2,5 до 3,5 т на автомагистрали разрешена любая полоса, за исключением, крайней слева. Для ТС менее 2,5 т запрет не распространяется.

Для общественного

На специальную выделенную полосу для общественного транспорта указывает знак 5.14:

Знак действует на полосу, над которой он размещен. Его действие продолжается до перекрестка либо до знака, отменяющего выделение полосы: 5.14.1. В случае если выделенная полоса продолжается после перекрестка, размещается повторный знак.

Выделенную полосу обозначают и другими указателями:

  1. Знак, информирующий о дороге с полосой для общественного транспорта. Согласно предписанию, маршрутный транспорт движется навстречу автомобильному потоку.

  2. Знак, указывающий на выезд на дорогу с выделенной полосой:

    На дорожном покрытии полосу дополнительно выделяют литерой А. Участки для остановок общественного транспорта обозначают зигзагообразной разметкой желтого цвета.

    Правила позволяют следовать по этой полосе не только общественному транспорту.

    Беспрепятственно могут передвигаться:

    • рейсовые автобусы;
    • школьные автобусы;
    • троллейбусы;
    • велосипедисты;
    • такси (маршрутные и легковые).

    Водителям обычных ТС разрешено временное движение по «выделенке», но только в определенных случаях:

    1. При повороте, требующем правого перестроения.
    2. При въезде на полосу с прилегающей территории или второстепенной дороги.
    3. Для посадки либо высадки пассажиров.

    При этом водитель не должен мешать маршрутному транспорту.
    Иногда выделенные полосы становятся доступными для любого транспорта – если к обозначению дополнительной полосы добавляются информационные таблички:

    Для мотоциклов

    Мотоциклисты представляют серьезную угрозу для безопасного движения автомобилистов: рискованная манера вождения по разметке, между рядов часто провоцируют .

    При этом движение мотоцикла в границах дорожных полос не регламентируют. Мотоциклист подчиняется общим правилам.

    Для любого вида ТС запрещено заезжать на линии разметки, если только это не разрешенный маневр: , объезд, перестроение.

    В иных случаях движение должно осуществляться только в пределах размеченной дорожной полосы. Это правило для всех ТС, в том числе, для мотоциклов.

    В ПДД определено: движущийся транспорт обязан выдерживать дистанцию и боковой интервал.

    В теории, мотоциклу не запрещено двигаться в междурядье:

    • при отсутствии разметки на дорожном полотне;
    • если выдерживается боковой интервал с соседними автомобилями.

    Для оценки безопасного интервала важно оценить габариты соседнего транспорта. Если это большегрузный автомобиль, мотоциклиста на междурядье признают нарушителем.

    Двигаться в междурядье при наличии разметки категорически запрещено.

    Особенности движения по встречной полосе

    Движение по встречной полосе нежелательно, но в некоторых обстоятельствах – возможно и необходимо. Чтобы избежать неприятностей на этом опасном участке, следует:

    1. При повороте и пересечении дорог автомобиль не должен оказаться на «встречке», это расценят как нарушение, без учета количества полос и вида разметки.
    2. Когда обгон совершается на дороге с двусторонним движением на четырех и более полосах, проезд по «встречке» недопустим.
    3. Разрешен выезд на «встречку», если требуется совершить один из маневров: обгон, разворот, объезд препятствия, поворот влево. При этом дорога должна быть трехполосной, а ее средняя часть – предназначаться для движения в двух направлениях.
    4. Если дорога узкая и не имеет разделительной разметки, на встречную полосу можно выехать для обгона, при отсутствии запрещающих знаков поблизости.

    На перекрестке

    К пересечению перекрестков установлены специальные требования:

    1. Если указатели полос не установлены, а на проезжую часть не нанесена разметка, при поворотах необходимо стать в соответствующий ряд. Тем, кто планирует двигаться прямо, можно выбрать любую полосу.
    2. Если есть указатели полос, но нет разметки, нужно следовать знакам и двигаться в зависимости от того, куда необходимо направиться после перекрестка.
    3. В случае наличия разделительной разметки 1.8, нужно найти свою полосу и двигаться по ней. Каждый ряд имеет обозначение стрелки, показывающей разрешенное движение. Если можно свернуть налево – разворот также разрешен.
    4. В ситуации, когда на перекрестке есть знаки и разметка, имеющие противоречивую информацию, следует ориентироваться на знак: у него приоритет.

    При перестроении

    При необходимости маневрирования в полосах или перед перекрестком нужно помнить эти правила:

    1. Если автомобилист двигался прямо и намерен так двигаться дальше, водитель, который хочет свернуть и поэтому перестраивается, обязан его пропустить.
    2. В случае, когда водители одновременно намерены совершить маневр, преимущественное право у того, кто занимает положение справа.

    Для безопасности движения необходимо заблаговременно включать поворотник, выбрать правильную скорость и не забывать о зеркалах.

    Эти указания распространяются на движение по любой дороге, независимо от наличия разметки. Стоит помнить: если разделительных полос нет, то число направлений всегда будет четным.

    По дороге с реверсивной полосой

    Специальных знаков, указывающих, что на проезжей части имеется реверсивная полоса, в ПДД не предусмотрено. Есть знак 5.8, указывающий на реверсивное движение на дороге, знак 5.10 означающий, что скоро пересечение с дорогой с реверсивным движением.

    Реверсивные светофоры тоже не имеют отношения к обозначению полос. Они регулируют движение транспортных рядов.

    Реверсивные полосы обозначаются разделительной разметкой 1.9. Если она одна, полос, соответственно, две. Если разметок на полотне несколько, то полос реверса будет столько, сколько полос имеют соответствующие границы.

    Если светофор не функционирует или его просто нет, реверсивную линию пересекать разрешено, если от водителя она находится справа. Если имеются границы реверса с двух сторон, выезжать на такую полосу нельзя.

    Что разрешено при начале кругового движения

    На основании 8.5 ПДД, на круг можно въезжать с любой полосы.
    На кольцевом движении есть одна особенность: въезд разрешен в тот ряд, где водитель находился до начала круга.

    Например, с правого ряда проезжей части в левый ряд кругового движения въезжать запрещено.

    Штрафы за нарушения

    За нарушения ПДД и при законном установлении этих нарушений работниками ГИБДД, для водителей предусмотрена административная ответственность:

    Нарушение Размер штрафа, руб.
    Движение ТС по разделительной полосе (неправильное расположение транспорта на дороге) 1500
    Пересечение «сплошной» при выезде на разделительную полосу 500
    Перестроение между полос без предупредительных сигналов 500
    Поворот из полосы, запрещающей этот маневр 1500
    Движение по «встречке» для объезда препятствия 1000 – 1500
    Выезд на полосу встречного движения для обгона 5000

    на 4 – 6 мес.
    Лишение прав на 1 год, если правонарушение совершено повторно
    Если повторное нарушение зафиксировано автоматическими средствами,
    штраф 5000
    Использование велосипедной полосы автомобильным транспортом 2000
    Проезд по выделенной полосе 1500
    (для Москвы и С-Петербурга – 3000)
    Нарушение режима движения, установленного для полосы Штраф, аналогичный за нарушение скоростного режима

    Несмотря на то, что знак Направление движения по полосам встречается на отечественных дорогах достаточно часто, а за игнорирование его требований предусмотрены ощутимые штрафные санкции, многие водители «не замечают» его и продолжают движение так, как удобно только им. Если же в целом требования указателя и соблюдаются, отмечается забывчивость автовладельцев в части некоторых нюансов.

    Мало того, все это по совокупности нарушений серьезно увеличивает сумму штрафа. Достаточно часто из-за несоблюдения элементарных и несложных требований указателя Направление движения по полосам возникают серьезные дорожно-транспортные происшествия. К сожалению, в таких ситуациях часто страдают люди, получая серьезные травмы. Это происходит с завидной регулярностью, хотя требования знака предельно понятны - для того, чтобы правильно интерпретировать нужно всего лишь занять нужный ряд и следовать указаниям стрелок.

    Несмотря на то, что все участники дорожного движения проходили обучение в автошколе и сдавали экзамены, до сих пор встречаются такие водители, которые полностью убеждены в том, что белая стрелка на голубом фоне, это не что иное, как простая рекомендация, выполнять требования которой совсем не обязательно. На самом деле, эту группу дорожных указателей относят к знакам особых предписаний, выполнение которых строго обязательно для каждого водителя любого транспортного средства.

    Часто бывает так, что водитель элементарно не успевает вовремя сориентироваться и совершить перестроение, в результате чего принимает решение о том, что имеет право совершить левосторонний поворот из крайней правой полосы. Это в корне неверное мнение, которое прямо противоречит знаку, четко указывающему направление движения по полосам, и штраф за подобную невнимательность составляет до 1500 рублей. Если сотрудник ГИБДД зафиксирует и какое-либо сопутствующее нарушение, сумма административного штрафа многократно увеличится.

    Стоит отметить, что игнорирование таких простых, на первый взгляд, требований, может привести к тому, что водитель после совершения некорректного маневра окажется на полосе, которая предусматривает лишь одностороннее движение во встречном направлении. Подобное нарушение ПДД является тяжелым и влечет за собой более серьезное наказание. Так, в зависимости от обстоятельств нарушения, штраф может составить уже пять тысяч. Кроме этого, в качестве наказания суд может вынести постановление о временном лишении права управления ТС. Срок такого «приговора» может составлять от 4 месяцев до полугода или до одного года, если подобное нарушение повторное.

    Зачем используется знак движение по полосам

    Знак Направление движения по полосам на перекрестке несет в себе очень важную для каждого водителя информацию - он указывает каким образом можно продолжать дальнейшее движение, из каких полос можно совершать безопасные маневры. Данные указатели могут быть расположены как сбоку дороги, так и непосредственно над дорогой, а на стрелках, указывающих разрешенное направление могут быть изображены дополнительные условия проезда ТС. К примеру, ограничение скорости или вид транспорта, которому разрешено дальнейшее движение по конкретной полосе.

    Достаточно распространенной ситуацией, когда требуется установка данного указателя - разное число полос для движения. Чтобы вовремя сориентироваться в условиях невозможности увидеть дорожную разметку или ее полного отсутствия, устанавливается данный указатель. Игнорировать требования, которые налагает на водителя установленный указатель, могут лишь водители маршрутных транспортных средств. Стоит понимать, что, завидев имеющийся на дороге знак Направление движения по полосам, водитель должен успеть перестроиться в ту полосу, на которой будет разрешен маневр, который ему будет необходимо совершить. Так, если сделать этого автовладелец не успеет, и совершит левый поворот из крайне-правой полосы, инспектор ГИБДД вправе выписать ему штраф.

    Подобные указатели могут устанавливаться в виде одного блока, на котором показаны разрешенные направления движения, а могут устанавливаться и по отдельности - над каждой из присутствующих на участке дороге полос. В этих случаях никаких принципиальных различий в порядке разрешенного дальнейшего проезда нет. Если на дороге отсутствует читаемая разметка, знак Направление движения по полосам поможет каждому водителю правильно и быстро сориентироваться даже на самом широком участке автодороги с интенсивным движением. Многие водители, которые так или иначе нарушили правило, которое предписывалось знаком Направление движения по полосам, говорят о том, что в заблуждение их ввела разметка. Стоит понимать, что, если требования знаков и разметки различаются, руководствоваться следует исключительно знаками, в т. ч. установленными на временной основе.

    Где устанавливается указатель и зона его действия

    Несмотря на то, что знак Направление движения по полосам не совсем адекватно воспринимается многими водителями, он существенно упрощает процесс правильной ориентации на широкой проезжей части, включающей в себя большое количество полос. Как правило, этот указатель устанавливается перед сложным перекрестком, и призван облегчить его пересечение большим числом транспорта одновременно. Он может устанавливаться только двумя способами.

    1. На правой стороне - на обочине, как правило, за 50-150 метров до начала перекрестка.
    2. На растяжках, непосредственно над самой проезжей частью.

    Вне зависимости от способа размещения обозначает он одно и тоже, и трактовать его требования по-своему, водитель права не имеет.

    Как правило, первый способ установки можно наблюдать на дорогах, не отличающихся большим количеством полос. А второй тип монтажа указателя напротив, оптимален на широких проезжих частях со множеством полос. В этом случае водители, занимающие левые полосы элементарно не смогут увидеть знак, расположенный на обочине. Вне зависимости от способа расположения, его действие распространяется только на тот перекресток, перед которым он установлен. После пересечения перекрестка, следует принимать во внимание уже другие указатели и дорожную разметку.

    Стоит обратить внимание на такой момент, как наличие по центру перекрестка трамвайных путей. Если нет указателей, запрещающих левый поворот и разворот, а для совершения этого маневра неизбежно придется выехать на пути, делать это допускается исключительно из крайней левой полосы - она будет расположена справа от путей. С других полос совершать такое маневрирование строго запрещено. Строгое и четкое выполнение требований знака Направление движения по полосам позволяет грамотно организовать движение транспортных средств даже на самом загруженном перекрестке. От водителя в этом случае требуется лишь правильно и своевременно сориентироваться, занять соответствующую полосу, с которой будет допустимо совершать планируемый в дальнейшем маневр. Важно, чтобы он не противоречил ПДД и не стал помехой другим участникам дорожного движения. На видео можно посмотреть «разбор» последствий несоблюдения этого требования:

    Движение по полосам является неотъемлемой частью всего дорожного движения, так как это его основная часть. Оно очень точно регламентировано для безопасности движения, посредством специальных дорожных знаков и разметки. Какие виды подобных знаков существуют? Что будет за нарушение знака “Движение по полосам”? И какие ПДД по полосам в городе должен знать каждый водитель? Сегодня поговорим об этом.

    Как выглядит знак «Направление движения по полосам»?

    Знак “Направления движение по полосам” указывает, куда может двигаться автовладелец на своём автомобиле. Несмотря на то, что разновидностей знака довольно много, выглядят они все похоже. На самом знаке можно увидеть синий фон, на котором расположена белая стрелка, указывающая направления транспортного движения.

    Правила движения по полосам

    Движение по полосам регулируется не везде одинаково. Так в городе и за его пределами правила движения разные, и поэтому водитель должен быть максимально внимателен. Также количество знаков, регулирующих данные правила, значительно больше в городе, чем за его пределами, что обусловлено плотным движением. Все они разрешают разные манёвры, которые должен учитывать водитель. Ширина дороги также имеет значение, так как именно от этого зависит и скоростной режим, и количество полос движения.

    Внутри населённого пункта

    Движение в пределах города часто пугает новичков не только количеством машин, но и большим количеством правил, которые в первую очередь относятся к правильному движению по полосам.

    При движении в городе водитель должен держать у себя голове количество полос движения в одну сторону. Именно исходя из их количества автомобилист должен знать, как ему ехать.

    Если в городе имеется только 2 полосы для движения в одну сторону, то водитель вправе пользоваться любой, однако стоит заметить, что при повороте на перекрёстках он должен занимать соответственно левую или правую полосу в зависимости от того, куда водитель поворачивает, то есть, к примеру, если , то и должен он занять левую полосу перед поворотом, а на право – правую полосу.

    3 полосы для одного направления в городе уже выглядят более страшно, чем 2, но и здесь бояться нечего. Всё предельно просто. Использовать правую и центральную полосу можно, когда угодно, а вот крайняя левая может использоваться лишь в том случае, когда у водителя нет возможности поменять полосу из-за плотного дорожного движения.

    На перекрёстках автолюбитель также может встретиться с действием знаков “Движения по полосам”. Они обозначают, куда водитель может повернуть, находясь на той или иной полосе и, тем самым, запрещают поворот в иные стороны.

    За городом

    При езде за городом всё очень похоже и мало чем отличается. При трёхполосном движении также следует держаться правой полосы, использование остальных полос не запрещено, но рекомендуются пользоваться ими при высокой плотности машин или для перестроения, то есть ими рекомендуется пользоваться только в том случае, когда водителю нужно обогнать автомобиль или же плотность настолько высока, что автолюбитель не может продолжать движение по своей полосе.

    Виды дорожных знаков и правила их применения

    Как уже говорилось выше, разновидностей знака “Движение по полосам” в 2019 году немало и, соответственно, применяются они в разных случаях, а их указания могут вызывать некоторые трудности у автолюбителей, и поэтому стоит рассказать об их требованиях более подробно.

    Знак “Движение по полосе” очень сильно помогает водителям на дороге, так как чаще всего он применяется в населённых пунктах для того, чтобы избежать заторов. Знак представляет собой белую стрелку на синем фоне, указывающую, куда разрешено движение. Стоит заметить, что данный знак регулирует движение только на той полосе, где установлен.

    Знак чаще всего можно встретить на перекрёстках. Чтобы его не нарушать водителям приходится перестраиваться на полосу, с которой знак разрешает продолжить движение в нужном направлении.

    Знаков “Поворот” достаточно много и все они нужны для того, чтобы указать в какую сторону можно или запрещено ехать, также некоторые знаки предупреждают об опасных поворотах. Данные знаки можно встретить везде, но чаще всего они расположены за населённым пунктом, так как водитель может и не знать опасных участков дорожного движения.

    Знак “Начало полосы” указывает водителю, что скоро появится ещё одна полоса движения. На таком знаке может быть также изображена минимальная скорость движение по данной полосе или полосам. Сам знак представляет собой белую стрелку, из которой выходит ещё одна стрелка, указывающая на новую полосу, всё это на синем фоне. Минимальная скорость на данном знаке указывается синим кружочком, нанесённым на конкретную полосу движения, на котором указана минимальная скорость.

    Знак “Конец полосы” информирует водителя о том, что дополнительная полоса в скором кончится и ему придётся ехать по основной полосе движения. На данном знаке можно увидеть две белые стрелки, одна из которых направлена на вторую стрелку, что свидетельствует о переходе на основную полосу, и всё это на синем фоне.

    Знак “Реверсивное движение” представляет собой белую стрелку с двумя наконечниками на синем фоне. Само реверсивное движение означает, что движение по данному участку дороги может измениться на противоположное. Поэтому водителю крайне важно следить за подобным знаком, означающим началу реверсивного движения, также необходимо узнать о конце такого движения. Об этом свидетельствует всё тот же знак, но перечёркнутый красной чертой.

    Также водители могут встретить знак реверсивного движения, наконечники которого направлены вправо и влево. Это свидетельствует, что скоро водитель подъедет к дороге, где реверсивное движение, но такой знак устанавливается только на перекрёстках

    Противоречия знака и дорожной разметки

    Дорожные знаки и дорожная разметка обеспечивают функционирование движения в целом и не должны друг другу противоречить. Но иногда в силу каких-то обстоятельств между знаком и разметкой возникает противоречие и непонятно, как поступать в данном случае. Чтобы хорошо ориентироваться в подобных ситуациях, водитель должен знать, что знаки и разметка бывают:

    • временные. Устанавливаются на определённый промежуток времени и, как правило, связаны с ремонтными работами, осуществляющимися на определённом участке дороги;
    • постоянные. Действуют постоянно на определённом участке дороги и могут быть временно заменены на временные знаки.

    Наиболее явным отличием этих знаков и разметки является цвет. Временный знак – жёлтый, а временная разметка – оранжевая. Также эти знаки и разметки используются только на протяжении определённого времени, после чего убираются.

    Временная разметка и временные знаки устанавливаются, как правило, на ремонтируемых участках дороги, так как движение по постоянным знакам и разметкам невозможно и поэтому требуется дополнительное регулирование.

    Что касается приоритета знаков и разметки, то главнее временный знак и временная разметка, так как временные знаки и разметка устанавливаются чаще всего при ремонте дороги и отражают реальную ситуацию на определённом участке дороге и тем самым имеют приоритет над постоянными. Поэтому, если водитель видит и понимает, что перед ним временный знак, то ему следует выполнять требования только этого знака, если всё остальное противоречит ему, а в ином случае может быть выписан административный штраф.

    Несоблюдение требований знаков или разметки влечёт за собой соответствующее наказание, которое выражено в статье Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. Статья указывает, что наказание может быть выражено предупреждением или административным штрафом, максимальный размер которого составляет от 500 до 5 000 рублей. Также за движение по встречной полосе предусмотрена возможность лишения права от 4 до 6 месяцев. Подобное повторное нарушение будет уже караться обязательным лишением водительских прав на 1 год.

    Если вам интересно узнать, читайте статью нашего юриста, которая подробно расскажет об этом.

    Чтобы не возникало вопросов по поводу причины таких штрафов, стоит подробнее разграничить каждое нарушение и полагаемый штраф за него:

    • разворот, запрещённый знаком или разметкой, карается штрафом 500 рублей;
    • движение по дороге с односторонним движением по встречке карается штрафом 5 000 рублей или лишением прав от 4 до 6 месяцев. Важно отметить, что за первое такое нарушение не могут применить одновременно обе санкции;
    • за остановку или стоянку в неположенном месте, то есть там, где имеется конкретный запрещающий знак, автолюбитель может лишиться 1 500 рублей, а если данный пункт был нарушен в городе федерального значения, то штраф уже будет составлять 3 000 рублей;
    • движение грузовых автомобилей, где это запрещено дорожным знаком или разметкой, карается штрафом 500 рублей, а в городе федерального значения придётся уже заплатить 5 000 рублей.

    Стоит заметить, что повышенные штрафы в городах федерального значения обусловлены тем, что данные города играют важную роль в жизни страны и любое нарушения в пределах таких городов может вызвать повышенную опасность, а значит может привести и к повышенному ущербу.

    Лишить прав могут только, если виновник был пойман сотрудником ГИБДД, а если нарушением было зафиксировано на фото, видео, то в данном случае нарушителю будет выписан только штраф в размере 5 000 рублей.

    Важно отметить, что у водителя 60 дней, чтобы оплатить назначенный штраф за нарушение, а в ином случае дело будет передано в суд, который может рассматривать его и без участия самого водителя. Рассмотрение подобного дела в суде плохо тем, что нарушителю придётся заплатить ещё больше, а в некоторых случаях суд может также назначить обязательные работы.

    Как избежать ответственности?

    Дорожное движение регулирует множество знаков и разметок и бывает так, что они могут противоречить друг другу, и за всем этим нужно следить водителю, иначе он нарушит ПДД и рискует получить штраф. Чтобы была возможность защитить свои права, нужно помнить следующее:

    • знак главнее разметки, если та не временная, то есть, если водитель видит явное противоречие между постоянным знаком и разметкой, то он может смело выполнять требования знака;
    • некоторые знаки указывают минимальную или максимальную скорость на определённой полосе. Такая полоса может быть одна, и если водитель перестроится на другую полосу, то ограничения уже действовать не будут;
    • дорога с 3 и более полосами движения имеет также предупреждающие знаки, которые должны быть установлены на расстоянии от 50 до 150 метров от основных знаков, а в ином случае, если водитель не успел выполнить требования основного знака, а виной тому неправильная установка предупреждающего знака, то водитель вправе обжаловать штраф.

    Также следует затронуть один момент, который связан с применением камер фиксации, о которых будет рассказано ниже. Большинство штрафов выписывается водителям, которые нарушили правила дорожного движения в пределах камеры фиксации, однако не всегда такие штрафы законны, и речь пойдёт об ошибках, которые могут возникнуть при применении камеры фиксации нарушений. О таких случаях, которые можно обжаловать, мы и поговорим:

    • отсутствие соответствующего знака, который предупреждает автолюбителей о наличии камеры фиксации, может быть причиной обжалования выписанного штрафа за нарушение, которое зафиксировала камера, а о её наличии на определённом участке дороге не было сообщено. Можно сказать, что она была попросту спрятана, как радар за кустами;
    • следующий случай как раз касается хитрости инспекторов, которые прячут свои технические средства за кустами и тем самым становятся сюрпризом для автовладельцев, а это противоречит приказу МВД, в котором говорится, что подобные приборы должны быть видны с дороги;
    • плохое качество фото и видео с камеры фиксации, также является основанием для обжалования штрафа. На всех материалах должно быть хорошо видны отличительные признаки того или иного автомобиля, а в ином случае штраф может быть выписан совсем другому автовладельцу;
    • при наличии двух полос движения в одном направлении нужно знать, что если один знак ограничения скорости стоит с левой стороны, то он должен стоять и с правой стороны проезжей части, а если водителю был выписан штраф за нарушения скоростного режима, а знака на одной из сторон не было, то он вправе его обжаловать;
    • также водитель может попасть в такую ситуацию, когда он нарушил требования дорожной разметки, и это зафиксировала камера, а вот самой разметки на участке дороги нет, то есть дорожная разметка отсутствует там, где должна быть. В данном случае водитель также вправе обжаловать штраф.

    Сбором доказательств для обжалования подобных штрафов придётся заниматься самостоятельно. Наличие видеорегистратора на автомобилях очень сильно упрощает процесс обжалования.

    Камеры фиксации нарушений и движение по полосам

    Так как невозможно обеспечить все участки дороги сотрудниками ГИБДД, которые будут следить за движение, было найдено решение, которое заключается в установке камер фиксации нарушений. Это позволило повысить эффективность фиксации нарушений и как следствие повысить безопасность дорожного движения.

    Существует несколько видов камер, позволяющих фиксировать нарушения:

    • мобильные;
    • переносные;
    • стационарные.

    Все эти виды камер имеют свой функционал и у каких-то камер он шире, а у каких-то уже. Нас же интересуют стационарные камеры. Именно они имеют более широкий функционал и в 2019 году способны зафиксировать такие нарушения как:

    • игнорирование запрещающего знака;
    • нарушение дорожной разметки;
    • въезд на полосу движения для маршрутных средств;
    • выезд за стоп линию;
    • отсутствие включённых ближних фар;
    • игнорирования пешеходов на зебре;
    • игнорирование запрещающего знака светофора;
    • превышение скорости;

    Все эти нарушения способна зафиксировать стационарная камера. Такие камеры хороши тем, что их настройка необходима только один раз.

    Как только камера фиксирует нарушение, она сразу же передаёт всю информацию в ГИБДД, где уже занимаются установлением владельца ТС. После этого нарушителю отправят письмо с постановлением о штрафе и снимками авто в момент нарушения.

    Стоит заметить, что даже камеры способны совершать ошибки, которые, как правило, обусловлены состоянием погоды или хитростью автолюбителей. Плохо распознаваемый номер может привести к тому, что штраф будет назначен не тому человеку, но он с лёгкостью сможет обжаловать этот штраф и для этого ему нужно знать, как и где это можно сделать.

    Водитель, который желает обжаловать выписанный штраф, должен в течение 10 дней написать соответствующее заявление и вместе с ним посетить ГИБДД, также можно отправить данное заявление по почте или в электронном виде. По истечению 10 дней заявление могут и не принять. Срок начинает свой отсчёт с момента получения письма с Постановлением о штрафе. Конечно же, можно подать заявление и по истечению 10 дней, но в этом случае придётся восстанавливать срок обжалования, а для этого необходимо иметь доказательства невозможности подачи заявления об обжаловании штрафа.

    Если же заявление было принято, то на него также распространяется срок рассмотрения, который равен 10 дням. Однако не следует надеяться сразу на благоприятный исход, так как подобные заявления рассматриваются без водителя. Обычно сотрудники рассматривают только то, что указано в заявлении и поэтому очень вероятно, что ГИБДД оставит водителю штраф и тут уже придётся обращаться в суд, который расположен в районе, где было зафиксировано нарушение, а дальше можно предъявлять все свои доказательства, которые органы ГИБДД не сочли нужным приобщать к делу.

    Заявление об обжаловании штрафа должно содержать в себе следующие данные:

    • орган, куда будет направленно заявление;
    • личные данные отправителя, в тот числе и адрес проживания;
    • причина, по которой написано данное заявление, в данном случае это неправомерное назначение штрафа;
    • причины, по которым нарушение, за которое назначен штраф, не могло произойти;
    • данные сотрудника, которым был выписан штраф за нарушение;
    • дата составления заявления;
    • личная подпись заявителя.

    При любом случае, связанном с камерами фиксации нарушений, нужно учитывать то, что изображено на снимке и то, что написано в самом документе, также нужно учитывать время, когда произошла фиксация нарушения, и характеристики своего автомобиля, то есть каждый водитель должен в состоянии ответить, мог ли его автомобиль ехать, к примеру, с определённой скоростью. Такие знания могут оспорить позицию ГИБДД в суде, а значит, и обжаловать штраф вероятность больше.

    За суд придётся заплатить лишь в том случае, если он признает водителя виновным. Также иные расходы могут быть связаны с оплатой услуг юриста или с оплатой юридической консультации, которой будет достаточно для защиты своих интересов и выйдет она намного дешевле, чем юрист.

    Заключение

    Движение по полосам урегулировано разметкой и множеством знаков. Все обозначения знаков и разметки нужно обязательно знать, так как их на пути автомобилиста попадётся очень много. Это является самой важной и ответственной частью во всём процессе вождения, и незнание может привести не только к штрафу, но и к более печальным последствиям.

    Многие думают, что невозможно запомнить все обозначения и такие нюансы как приоритет знаков и разметки, но на самом деле это дело практики. Чем больше стаж вождения, тем легче будет применять свои знания и тем самым меньше нарушений водитель допустит. И не стоит ставить приоритет езды вне города при начале вождения, так как движения вне города и в самом городе сильно отличается как количеством знаков, так и разнообразием разметок.

    3 оценок, среднее: 5,00 из 5)



Просмотров