Обязательное указание госта заказчиком 44 фз. Формирование и описание объекта закупки. Требования к характеристикам, не предусмотренные гостом

Каким образом осуществлять описание объекта закупки? С 1.07.16 внесены изменения в 33 статью 44-ФЗ и теперь не понятно, каким образом донести до участников что именно нужно заказчику. Например, необходимо купить стиральную машину. Пишем характеристики и функции, которыми она обладает и ГОСТ. Правильно ли это? Или теперь при указании ГОСТ, дополнительно можно писать только характеристики, не содержащиеся в упомянутом ГОСТе? Каким образом делать обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которое обязательно должно содержаться в документации.

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

С 1 июля вступают в силу изменения Закона от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ в ряд законодательных актов России по вопросам стандартизации. Закон был принят в качестве «спутника» Закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» с целью привести в соответствие с ним нормы 27 документов, среди которых Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ . Закон № 104-ФЗ вступил в силу 1 июля 2016 года, из чего следует, что с этой даты заказчики при составлении документации о закупке должны использовать документацию национальной системы стандартизации (а в случае неиспользования обосновать в документации о закупке причину).

Законом № 162-ФЗ предусмотрено среди прочего создание Федерального информационного фонда стандартов. С 1 июля 2016 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 28 июня 2016 г. № 589, которым утверждено Положение о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им. Определен состав входящих в него документов и правила его комплектования оператором (п. 6 Положения, утвержденного Постановлением № 589). Регламентированы вопросы организации учета, регистрации, комплектования и хранения документов, обмена такими документами с международными, иностранными и региональными органами по стандартизации. Отрегулированы вопросы предоставления сведений о содержащихся в фонде документах и их копий по запросам органов госвласти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

К документам в области стандартизации в соответствии с Закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ отнесены:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.

Все вышеперечисленные документы должны быть доступны на официальном сайте Росстандарта www.gost.ru. Вести и формировать фонд поручено Росстандарту.

Приказом Минпромторга России от 27 мая 2016 г. № 1730 утвержден порядок свободного доступа к национальным стандартам.При использовании описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки заказчику также необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о техническом регулировании .

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Закона № 184-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Журнал

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Заказчик самостоятельно принимает решение о том, какие требования к закупаемым товарам или используемым материалам должны быть установлены в документации. При этом Заказчик не обязан объяснять и обосновывать необходимость установления тех или иных требований, если они призваны обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение потребности учреждения.

Таким образом, предоставляет достаточно широкое правовое поле для Заказчика в сфере описания объекта закупки.

Варианты установления требований о соответствии ГОСТу

Существует несколько вариантов установления требований о соответствии товара ГОСТам. Прежде всего, техническое задание может содержать только указание на то, что товар должен соответствовать определенному стандарту, при этом Заказчик не указывает, какие именно конкретные характеристики товара необходимо предоставить участнику в составе заявки. Это один из самых простых вариантов, обеспечивающий наиболее полную конкурентную среду.

Кстати говоря, такой вариант является предпочтительным с точки зрения антимонопольного органа. И действительно, в данном случае возможность ограничения или введения в заблуждение участников ничтожно мала.

Вместе с тем, не стоит забывать, что некоторые ГОСТы содержат достаточно общие и емкие диапазоны характеристик материалов. Чаще всего ситуация такова, что Заказчик, помимо установления общего требования о соответствии стандарту прописывает более конкретные требования к материалу. Можно долго спорить о том, по каким причинам встречаются подробные и объемные технические задания, но, так или иначе, необоснованность таких требований доказать бывает достаточно сложно.

Однако и Заказчику не стоит чересчур увлекаться, поскольку при рассмотрении некоторых жалоб, антимонопольным органом принимается решение о чрезмерности и необъективностиустановленных требований, что ведет к ограничению количества участников закупки. Поэтому будьте готовы к тому, чтобы обосновать вашу потребность именно в тех показателях, требования к которым установлены в документации.

Показатели, отличные от ГОСТ. Вправе ли установить требование?

К сожалению, 44-ФЗ не содержит четких инструкций относительно того, каким именно образом Заказчик вправе варьировать требования к характеристикам, предусмотренным стандартами. Закон содержит достаточно расплывчатое указание на то, что если Заказчиком не используются установленные техническими и иными стандартами показатели, то документация должна содержать обоснование установления именно таких требований.

Органы власти в своих разъяснениях также расходятся во мнениях относительно правомерности и неправомерности в данном вопросе. Основываясь на судебных решениях можно прийти к выводу, что существуют три возможных варианта.

1. Требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом

Установлены требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом. Речь идет о том случае, когда помимо требования о соответствии ГОСТ Заказчик устанавливает требования к характеристикам, этим стандартом не предусмотренным вообще. В данном случае, исходя из позиции суда, основную роль играет формулировка как раз о той самой потребности Заказчика и о самостоятельном решении в части установленных требований. Если такое требование не ограничивает количество возможных производителей товара до единственного возможного, а также не противоречит иным установленным требованиям, нарушения законодательства отсутствуют.

2. Требования находятся в более узком диапазоне, чем предусмотрено ГОСТом

Требования к характеристикам товара в более узком диапазоне, чем это предусмотрено стандартом. В том случае, если ГОСТом или иным стандартом установлен некий допустимый диапазон, а Заказчик по собственной инициативе сужает его до некоторых пределов, документация должна содержать обоснование такого сужения. Разумеется, в данном случае следует иметь в виду, что некоторые диапазоны являются неизменными. Так, к примеру, очевидно, что размер фракции не является диапазоном, который можно изменить, как устанавливая требования, так и заполняя заявку.

Теперь, что касается самого обоснования. Законом не установлено, каким образом оно должно быть предоставлено, что именно должно содержать и насколько полно объяснять потребность. Ситуация аналогична разъяснениям к аукционной документации. То есть, отсутствует обязанность какого-либо документального подтверждения или подробного описания необходимости сужения показателей. Опять же не нужно забывать об ограничении. Если таковое отсутствует (и этот факт Заказчик может доказать), а также любое пусть даже формальное обоснование сужения диапазонов имеется в документации – Заказчик действует в рамках закона.

3. Допустимый диапазон выходит за рамки ГОСТа

Последний возможный вариант – когда допустимый диапазон выходит за рамки установленных стандартами требований. Разумеется, в этом случае техническое задание содержит требование о соответствии товара конкретному стандарту.

Так вот, судя по решениям судов выходить за рамки установленных стандартами требований, расширять их по собственному желанию нельзя и такое требование является нарушением законодательства о контрактной системе.

Подведем итоги

Подводя итог, следует еще раз напомнить об отсутствии четкой единой позиции относительно установления рассмотренных требований различными территориальными управлениями антимонопольного органа. Для того, чтобы минимизировать риски, Заказчику следует, прежде всего, руководствоваться разумностью при установлении требований. Не прописывайте те требования, которые откровенно неважны при выполнении работ или эксплуатации товара.

Основное назначение технического задания — четко определить и зафиксировать требования к объекту закупки. При этом закон устанавливает, что наименование закупки указывается в соответствии с (ч. 4 ст. 23). Каталог утвержден Постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145.

При наличии описания закупаемой продукции в КТРУ заказчик обязан:

  • описывать объект закупки так, как это предусмотрено КТРУ;
  • включить в описание письменное обоснование (если описание отличается от того, которое предусмотрено в КТРУ).

Утвержденными ПП от 05.06.2015 № 555 Правилами предусмотрена обязанность заказчика указывать наименование предмета закупки в процессе обоснования.

Формулировку требований заказчик составляет на основе правил описания объекта закупки (ст. 33). Выделим некоторые обязательные условия:

  • указание на эквивалент;
  • обоснованность регламентами или иными нормативными документами;
  • наличие спецификаций, планов, чертежей, эскизов, изображений (при необходимости);
  • новое состояние товара (если нет иной потребности у заказчика);
  • требования в отношении , предоставлении гарантии.

Что указать в техническом задании

  • общая информация;
  • информация о закупаемом объекте;
  • требования к поставщикам;
  • условия ;
  • приложения (допускается по усмотрению заказчика).

Этапы составления технического задания

1. Составить список терминов, определений и сокращений, которые будут использоваться в документе.

2. Предоставить полную информацию о заказчике:

  • наименование (официальное название организации с указанием организационно-правовой формы);
  • адрес (организации или подразделения, которое отвечает за госзакупку);
  • режим рабочего дня в соответствии с внутренним трудовым распорядком.

3. Предусмотреть в информации о закупке сведения:

  • или нет, а если да — права и обязанности каждого заказчика (ПП от 28.11.2013 № 1088);
  • централизованная закупка, сведения об уполномоченном органе (ч. 1 ст. 26 закона № 44-ФЗ);
  • привлечение экспертов, порядок их работы.

4. Перечислить сведения о госзакупке:

  • способ определения поставщика (ч. 1 ст. 24);
  • обоснование выбранного способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24).

5. Перечислить требования к участникам: деловая репутация, наличие у них производственных мощностей.

6. Указать исходные условия: справочная, производственная, опытная информация, которые оказывают влияние при исполнении контракта. Например, что обслуживать закупаемую технику возможно только в утренние часы.

7. Привести сведения об особенностях производственного процесса или архитектурного объекта заказчика, которые повлияют на процесс исполнения контракта. Например, при составлении технического задания на может понадобиться указать, что при доставке необходим подъем на третий этаж вручную из-за отсутствия лифта.

8. Указать точное местоположение объекта, а при необходимости — его полное описание. Это может потребоваться, например, для проектирования инженерных коммуникаций или для точного расчета стоимости ремонта.

9. Привести желаемые результаты (какую проблему хочет решить заказчик) и цели госзакупки (ст. 13 44-ФЗ).

10. Указать источник финансирования.

11. Установить для участников требование соблюдать определенную нормативно-правовую базу, в том числе относящуюся к предмету контракта, условиям исполнения, срокам, гарантийным обязательствам.

12. Определить условия госзакупки (ч. 1 ст. 19).

13. Указать наименование и обоснование объекта госзакупки.

14. Максимально точно и детально описать объект госзакупки (ст. 33).

15. Определить экологические особенности закупаемого объекта.

16. Уточнить объем закупаемых товаров, а также периодичность и срок поставки.

17. Определить гарантийный срок и объем предоставляемых гарантий.

18. Установить требования к упаковке, маркировке, какие условные и специальные обозначения должны быть на ней.

19. Обязать предоставлять подтверждение нового товара или потребности в товаре иного состояния.

20. Определить расходы на эксплуатацию.

21. Определиться, нужны ли монтаж и наладка.

22. Установить порядок поставки и приемки.

23. Указать на необходимость провести испытания, обучение лиц, которые будут использовать закупаемый товар.

Образцы техзаданий для товаров, работ, услуг в 2019 году

Помните, что универсальный образец технического задания по ФЗ-44 не разработан к каждой закупке требуется индивидуальный подход. Только так можно учесть все потребности и особенности заказчика. В качестве ориентира вы можете использовать этот пример технического задания по 44-ФЗ (образец).

Ниже представлен образец технического задания на поставку товара по 44-ФЗ.

Также образец техзадания на выполнение работ по ФЗ-44 вы можете найти в нашем материале о или системы .


Об описании объекта закупки в отсутствие ГОСТ.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок и который производится разными изготовителями, каким образом обосновать его показатели?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены:

Техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

Документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ));

Иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В том случае, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами.

Если заказчику необходимо осуществить закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то заказчик вправе не применять ГОСТы, стандарты или технические регламенты, а описать объект закупки на основании характеристик и их показателей, которые установлены его официальными производителями.

Однако в последнем случае заказчик должен будет подготовить обоснование невозможности применения ГОСТов, стандартов, технических регламентов и необходимости применения установленных заказчиком показателей.

Кроме того, для того, чтобы достичь целей осуществления закупки, заказчику необходимо описать товар, руководствуясь их качественными характеристиками, установленными официальными производителями.

Таким образом, заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством Российской Федерации установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отношении объекта закупки. Об этом говорится в письме Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745.

Поэтому в случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок, у заказчика отсутствует обязанность готовить обоснование невозможности применения ГОСТов, стандартов, технических регламентов и необходимости применения установленных заказчиком показателей.

Однако до появления правоприменительной практики целесообразно при закупках таких товаров подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.

Таким образом, в случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок, заказчик может сформировать описание такого товара на основании данных производителей такого товара, качественных показателей товара, которые необходимы заказчику, а также целесообразно подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок, заказчик может сформировать его описание на основании данных поставщиков (производителей), качественных показателей товара, которые необходимы заказчику, а также целесообразно подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.
6. Приказ Минстроя России от 14.11.2016 № 814/пр «Об определении официального сайта федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве».

Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2016 № 44668.

Сайт fgiscs.mi№stroyrf.ru является официальным сайтом федеральной государственной системы ценообразования в строительстве в сети Интернет

В информационной системе ценообразования подлежит размещению, в числе прочего, следующая информация:

сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов;

методики определения сметных цен строительных ресурсов;

сметные цены строительных ресурсов.


  1. О невозможности изменения контракта, если исполнитель зарегистрировался как ИП.
Регистрация физлица как индивидуального предпринимателя не создает правопреемства. Поэтому нет оснований изменять контракт.

Разъяснение касается случая, когда заказчик заключил контракт с физлицом, которое затем получило статус индивидуального предпринимателя. По мнению ведомства, такой исполнитель вправе продолжать выполнять обязательства по контракту как физлицо. Вносить изменения в контракт не нужно.


  1. Об изменении правил ведения реестра контрактов.
С января госзаказчики должны будут направлять в реестр контрактов больше сведений.

Правительство изменило правила ведения реестра контрактов.

Наиболее важные изменения вступят в силу в 2017 году поэтапно:

С 1 января госзаказчики должны направлять в реестр данные о размере аванса в случае, когда он предусмотрен контрактом;

С 1 февраля при закупке лекарств госзаказчики обязаны передавать сведения об их наименовании, номере регистрационного удостоверения, лекарственной форме и иные данные;

С 1 апреля нужно направлять больше сведений о контрактах, которые содержат гарантийные обязательства. Так, надо будет подавать информацию о гарантии качества товара, работы, услуги и сроке такой гарантии. В реестр будут вноситься и сведения о наступлении гарантийного случая, а также об исполнении обязательств по гарантии.

Перечисленные сведения сейчас в реестр контрактов не включаются.

За непредставление сведений и документов, включаемых в реестр контрактов, должностному лицу заказчика и сейчас грозит штраф в размере 20 тыс. руб. С вступлением в силу изменений он будет применяться и за ненаправление перечисленных данных.

Документ: Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 № 1285 (вступает в силу 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений)
9. Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вправе ли государственный заказчик заключить договор на поставку компьютера по п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2016 № 44-ФЗ без проведения конкурентного способа закупки? Если да, то нужно ли поставщику компьютера прикладывать к договору на поставку копию документа, подтверждающего признание компьютера продукцией, произведенной на территории Российской Федерации?

Заказчик вправе осуществить закупку товаров радиоэлектронной промышленности, включая компьютеры, в том числе происходящие из иностранного государства, у единственного поставщика. Приложения документов, подтверждающих страну происхождения, в этом случае не требуется.

Обоснование позиции:

Прежде всего, отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - контрагенты) или осуществляют закупки у единственного контрагента.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ выбор способа определения контрагента принадлежит заказчику, который осуществляет его в соответствии с положениями главы 3 этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу же ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 указанного Закона.

Анализ указанных норм показывает, что страна происхождения товара или территориальная принадлежность лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, практически не оказывает влияния на правила выбора заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Данный фактор может служить основанием для выбора способа закупки лишь при лечении гражданина иностранной организацией за пределами РФ (п. 3 ч. 2 ст. 83, п.п. 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), при закупке российского вооружения, не имеющего других российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), при осуществлении закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, по регулируемым ценам и с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст. 111.3 и 111.4 Закона № 44-ФЗ (п.п. 47 и 48 ч. 1 ст. 93 указанного Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Согласно же ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Отсюда, на наш взгляд, можно сделать выводы, что запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок, устанавливаемые на основании ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, носят характер исключения, а значит, вводящие их нормы не могут толковаться расширительно.

На основании ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ принято и постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 968). Запрет на закупку указанных товаров каким бы то ни было способом не устанавливается.

В соответствии с п. 2 Постановления № 968 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

Согласно же п. 3 Постановления № 968, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными этим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Минэкономразвития России. Данные условия установлены приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и фактически сводятся к установлению ценовых преференций для товаров российского происхождения (подробнее смотрите об этом в следующем материале: Энциклопедия решений. Условия допуска отдельных иностранных товаров к закупкам по Закону № 44-ФЗ).

Как видим, ограничения, и условия допуска фактически сводятся к установлению преимущественного происхождения радиоэлектронной продукции российского происхождения, причем ограничения применяются только при наличии конкуренции между заявками указанных товаров российского происхождения. Сама по себе возможность приобретения указанных товаров иностранного происхождения не исключается.

Безусловно, данные ограничения и условия допуска могут применяться только при закупке конкурентными способами, когда участники закупки подают заявки и (иногда) окончательные предложения. Однако ни одна норма Постановления № 968 не исключает возможности закупки радиоэлектронной продукции у единственного контрагента. Более того, Постановление № 968, в отличие, например, от постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не устанавливает обязанности заказчика, приобретающего радиоэлектронную продукцию у единственного поставщика, обосновывать невозможность закупки радиоэлектронной продукции российского производства.

В совокупности с вышеприведенными нормами Закона № 44-ФЗ это позволяет сделать вывод, что заказчик может приобретать радиоэлектронную продукцию, происходящую из иностранного государства у единственного контрагента, в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, при соблюдении условий, предусмотренных этим пунктом, без каких-либо иных ограничений.

10. Отсутствие декларации о производителе товара в соответствие с постановлением №832.

Отклонять ли заявку участника по Постановлению РФ 832 за отсутствие декларации о производителе товара?

Правительство РФ определило пищевые продукты иностранного происхождения и установило в отношении них ограничения допуска (постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 832).

Ограничения не распространяются на государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Как действует ограничение

Заказчик отклоняет все заявки с предложением иностранных товаров.

Такое требование применяется, если на участие в закупке подано две и более заявки и они удовлетворяют требованиям извещения, документации о закупке и одновременно содержат товары:

Из государств – членов ЕАЭС;

Разных производителей.

Ограничения допуска не применяются, если:

Проведение закупки началось до вступления в силу постановления № 832;

Закупка проводится на территории иностранного государства. Заказчиками являются лица, указанные в части 1 статьи 75 Закона № 44-ФЗ. Продукты закупаются для обеспечения деятельности таких заказчиков.

Если заказчик отклонил заявки с иностранным товаром, то при исполнении такого контракта нельзя:

Заменить продукты на товары иностранного происхождения (исключение: государства – члены ЕАЭС);

Заменить производителя.

Как подтвердить страну происхождения товара.

Каждый участник закупки должен продекларировать в поданной заявке наименование страны происхождения и производителя пищевых продуктов.
Наименование страны происхождения товара участник указывает согласно Общероссийскому классификатору стран мира.

В силу п. 3 Постановления № 832 подтверждением страны происхождения пищевых продуктов, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом № 44-ФЗ наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов. При этом наименование страны происхождения пищевых продуктов указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (далее – ОКСМ).

Т акими образом, из буквального прочтения п. 3 Постановления № 832 наименование страны происхождения и производителя может быть указано участником закупки как в отдельном документе-декларации, представленном в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ), так и в составе сведений о стране происхождения товара, предоставляемых в первой части заявки (п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Поэтому заказчик не вправе отклонить заявку участника в случае не предоставления отдельной декларации о стране происхождения и производителе товара.

При этом, если участник не предоставил информацию о производителе (в любой форме), то заказчик не должен отклонять заявку такого участника, а с учетом данных обстоятельств решать вопрос о применении п. 2 Постановления № 832.

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗописание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу ч. 2 ст. 33 Закона 44-ФЗиспользование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

По смыслу вышеуказанных положений, заказчик обязан использовать составлении технического задания общеупотребляемые обозначения и термины. В качестве примера можно привести указание размера продукции. Параметры размера продукции должны быть выражены в установленных нормах: см, мм, м, кубические и квадратные метры и т.д.

Не должно быть неупотребляемых параметров, которыми нельзя описать продукцию и которые вводят в заблуждение потенциальных участников, например: небесно - голубого размера; размер "объекта закупки" должен быть удобен для использования и т.д.

Желательно, чтобы технические параметры закупки входили в существующие ГОСТЫ. В случае, если параметры закупки выходят за рамки ГОСТов, то заказчик должен указать причины определения "завышенных / заниженных" параметров в техническом задании.

В случае сложности описания объекта закупки заказчик имеет право использовать ч. 3 ст. 33 Закона 44-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Например: описание инструмента, который используется в нейрохирургических операциях или инструмента для стоматологии.

В данном случае можно, указать общие параметры материал нержавеющая сталь по ГОСТу № "___", вес не более, метод стерилизации, требования к упаковке, если является специфической, стерильность и т.д.

К описанию приложить изображение инструмента с указание наглядных размеров на рисунке, чтобы потенциальный участник закупки понимал, что требует заказчик.

В отношении, непосредственно, ГОСТов, то указание ГОСТа является правом, а не обязанностью заказчика.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.



Просмотров