Ущемление прав человека статья. Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами? Ущемление прав по национальному признаку

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 136 УК РФ

1. Запрет дискриминации человека установлен на международном уровне. В частности, он предусмотрен ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <1>. Этот же запрет, гарантирующий защиту прав и свобод человека, устанавливается и российским законодательством.
———————————
<1> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. С. 3 — 44.

Согласно Конституции (ст. 19) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
2. Объективную сторону преступления составляют действия (бездействие), выраженные в дискриминации (нарушении) прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от расовой, национальной принадлежности, от пола, языка и т.д., например, увольнение с работы по признакам принадлежности к определенной политической партии, отказ в приеме на учебу по признакам национальности и т.п.
Виды нарушений могут быть многообразны и зависят от характера нарушаемого права, свободы, законного интереса, но с нашей точки зрения все их можно объединить понятием воспрепятствования в реализации имеющегося права и т.д.
Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям не образует рассматриваемого состава преступления.
3. Рассматриваемый состав преступления будет иметь место только в том случае, если деяние совершено с использованием служебного положения, т.е. с использованием тех возможностей, прав и полномочий, которыми лицо обладает в связи с занимаемой должностью. При этом не имеет значения, занимает ли лицо должность в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ или в коммерческих или общественных организациях. Для наличия состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, важно лишь то, что лицо по службе обладает полномочиями или возможностями, которые позволяют ему ущемлять права свободы и законные интересы граждан, нарушая тем самым принцип равенства граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, не имеющих на это право других лиц, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности, предоставление льгот лицам определенного вероисповедания и др.).
4. Состав нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина формальный. Преступление считается оконченным с момента выполнения действия ограничивающего равноправие по признакам, указанным в законе, независимо от наступивших последствий.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив преступления и его цель не имеют значения для квалификации деяния.
6. Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, занимающее должность в государственной, муниципальной, коммерческой или общественной структуре.
7. Злоупотребления должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, нарушающие равенство граждан, квалифицируются по совокупности составов преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. ст. 285 или 286 УК. Подобные же деяния служащих коммерческих структур охватываются ст. 136 УК.

Одна из важнейших задач современного юридического права – обеспечение достоинства личности, равного положения всех людей, а ответственность за нарушение равенства прав регламентирует 136 статья УК РФ. По Конституции все людям обеспечено равенство между собой, нельзя выделять кого-либо по национальности, религиозным или различным верованиям, отношению к разным объединениям. Но иногда бывают ситуации, когда равенство нарушается.

Если имеется дискриминация прав и ущемление свободы человека сотрудником организации или субъекта власти, использующим своё положение, то статья указывает на возможность применения наказаний, а именно:

  • денежное взыскание величиной от 100 000 до 300 000 рублей или в величине зарплаты за период от 1 года до 2 лет;
  • невозможность занимать некоторые посты сроком до 5 лет;
  • рабочая занятость обязательного характера продолжительностью до 480 часов;
  • исправительный вид работ на период до 2 лет;
  • принудительный порядок работы длительностью до 5лет;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы на время до 5 лет.

Нарушение прав человека статья УК РФ номер 136 в прошлом выпуске первая часть статьи описывала возможность применения санкций ко всем лицам, позволяющим себе ущемлять права других людей. Проступки должностных лиц карались более жёстко и регламентировались пунктом 2 статьи 136 УК РФ.

В последнем изменении текста ущемление прав человека статья карает только должностных лиц различных организаций, государственных структур или консультантов некоммерческих организаций.

К объектам правонарушения относятся:


Субъектом правонарушения выступает физическое дееспособное должностное лицо коммерческой структуры или субъекта власти.

Анализ объективной стороны правонарушения указывает на нечёткость её определения. Она может выражаться в действии, либо в бездействии. Ущемление прав проявляется как прекращение трудового договора, непринятие на учёбу или отчисление с учёбы, также отказ в продаже различных видов товаров, телефона, отказ в оказании услуг. Пример, дискриминация проявляется в том, что предпочтение при поступлении на работу или учёбу отдается другим гражданам, хотя имеется кандидат, который объективно подходит лучше.

Дискриминация по национальному признаку статья УК РФ довольно мало рассматривается, и не поднимаются вопросы квалификации и путей преодоления дискриминации. Но в российских законах и судебной практике в последнее время произошли изменения, направленные на противодействие расизму, этнической и религиозной нетерпимости.


Наличие состава преступления определяет присутствие лица, имеющего полномочия, позволяющие ущемлять права других людей. Состав субъективной стороны правонарушения характеризуется наличием прямого злого умысла. Факт дискриминации проявляется только при намеренной дискриминации прав и свобод человека. Например, назначение на высокооплачиваемый пост родственников или знакомых, премирование, назначение надбавок к зарплате и т. д.

Дело о нарушении равноправия и ущемления свобод гражданина рассматривается в открытом судебном заседании. Судебная практика, как правило, показывает, что помимо наличия дискриминации, имеются ещё и другие правонарушения по отношению к потерпевшему.

Профилактика дискриминации

Вопрос дискриминации, особенно по национальному и расовому признаку, за последнее время встаёт всё чаще. Это связано отчасти с разжиганием межнациональной розни в газетах и других СМИ.

Чтобы избежать нарушений по статье, необходимо провести действия:

  1. Пропаганду толерантности по отношению к другим людям.
  2. Пресечение «кумовства» при назначении на должности.
  3. Ротацию кадров, особенно руководящего состава.

Разглашение данной проблемы привело к ужесточению санкций за такое правонарушение.
Это позволяет восстановить равенство между людьми.

Граждане нередко сталкиваются с дискриминацией. Это может быть ограничение прав и свобод человека по полу, расе, языку, национальности, социальным сторонам. Для разъяснения прав гражданам, незаконно подвергшихся гонениям и обвинениям, существует 136 статья УК РФ. В ней рассказано о наказаниях и ответственности за нарушение прав человека.

Статья 136 Уголовного кодекса РФ говорит о понятии «дискриминация». Она определяет, что это, по какому признаку могут дискриминироваться граждане страны. Также в статье указана ответственность за нарушение закона. Предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или исправительных работ, иногда назначается уголовное наказание.

Изложение и основные положения

136 статья называется «Нарушение прав и свобод человека и гражданина». Она указывает, что под дискриминацией понимается нарушение законных интересов человека вне зависимости от пола, национальности, расовой принадлежности, языка, на котором он говорит.

Нарушать права гражданина могут по имущественному положению, социальному месту в обществе, религиозным или прочим убеждениям, принадлежности человека к социальным группам или объединениям.

Законом предусмотрена ответственность в отношении лиц, осуществляющих дискриминацию с использованием служебного положения (органы прокуратуры, полиции, чиновники и пр.)

Наказания по статье

Уголовный кодекс, статья 136 в частности, гласит о возможных видах наказания при дискриминации человека служебным лицом (на выбор судьи):

  • штраф 100-300 тысяч рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • лишение права занимать должность до 5 лет;
  • обязательные работы до 480 ч;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы на 5 лет.

Комментарии к статье 136

В процессах о нарушении прав человека статья 136 позиционируется как уголовно-правовой гарант конституционного принципа.

Комментарии к ней:

  • Ст. 19 Конституции страны гарантирует обеспечение равных прав, свобод человека и гражданина вне зависимости от его пола, религии, языка, расы, национальности и прочих социально-общественных сторон. Главный документ РФ запрещает любое ущемление мужчин и женщин в этих правах по указанным признакам. Гарантом такого принципа выступает статья 136.
  • При дискриминации по национальному признаку, статья 136 УК РФ лицам, злоупотребляющим своим служебным положением, предусматривает уголовную ответственность.
  • Объектами преступления служат равенство прав, свобод, честь, достоинство, право на труд, свобода вероисповеданий.
  • Дискриминация может проявляться в увольнении с работы при сокращении мест, отказе в приеме на работу или ВУЗ, включая отчисление из него, по национальному или гендерному признаку, языку. При условии, что это место было отдано другому гражданину или гражданке, хотя первый имел объективное преимущество.


Также дискриминация часто проявляется в отказе на предоставление информации, продажу товара, выполнение работы по тем же признакам.

  • Статья о нарушении прав человека говорит, что основой для решения вопроса становятся именно указанные признаки, а не индивидуальные качества человека. Виды нарушения многообразны, зависят от характера права, свободы и интереса. Все они объединяются как воспрепятствование в реализации имеющегося права.
  • Уголовная ответственность наступает, если права и законные интересы ущемляются по мотивам дискриминации. Статья не может преследовать за действия, которые были совершены из корысти или личного интереса.
  • Нарушение конституционных прав людей рассматривается как преступление при наличии умысла на ущемление при сравнении с другими группами лиц.

В 2011 в ФЗ «Об уголовном наказании» были внесены изменения, согласно которым криминализированы действия и бездействия, совершенные лицом с использованием положения на службе.

В круг ответственных входят должностные представители органов государственной власти, местного управления, находящиеся в их ведении служащие предприятий и организаций, включая негосударственные, но обладающие функциями распоряжения и управления, позволяющими ущемить права и равенства граждан.

Лицо может занимать должность в Вооруженных силах РФ, войсках или формированиях, коммерческих организациях. Для состава преступления важно то, чтобы подозреваемый обладал полномочиями или возможностями, позволяющими ущемлять права и интересы, нарушая принцип равенства. Например, часто встречаются случаи продвижения по карьерной лестнице своих земляков, необоснованная прибавка к зарплате лицам определенных национальностей или пола.

Дополнительные комментарии:

  • Следствием нарушения равноправия становятся ущемления интересов по жилью, труду, доступа к вещам, нарушение личных и публичных прав, охраняемых законом. Так, часто нарушается право человека на безопасный труд, заработную плату, свободу выбора профессии.
  • Уголовные дела считаются публичными, возбуждаются следствием на основании заявления потерпевшего, сообщения о преступлении из прочих источников информации. Предварительное расследование по ним проводят представители Следственного комитета.
  • Запрет на дискриминацию установлен международным правом – ст. 14 Европейской конвенции о правах и свободах человека. Его принцип положен в 19 статье Конституции.
  • Преступление считается оконченным после момента выполнения действия, которое ограничивает равноправие по указанным в законе признакам. При этом могут быть любые последствия. Мотив и цель преступления не имеют значения.
  • Если властью злоупотребляют лица государственного или местного управления, при нарушении равенств граждан дополнительно могут использоваться статьи 285-286 УК РФ. Коммерческие структуры подвергаются суждению только по 136 статье.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Дискриминация как явление встречается очень часто, но судебная практика по ней необширная. Пострадавшие боятся обращаться в суд из-за преследований и гонений. К тому же, им сложно самостоятельно доказать нарушение закона, а адвокатская защита стоит дорого и не каждому по карману.


Случаи из судебной практики:

  • Гражданин М. подал в суд на работодателя, который отказал ему в праве на работу, сказав, что он инвалид, а потому не может выполнять труд так же хорошо, как здоровые люди. Адвокат защиты настаивал, что обвинение работодателю может быть вынесено по статье 136 – как прямое проявление дискриминации. Суд рассмотрел дело, но так как доказать слова работодателя было сложно (они разговаривали тет-а-тет), постановил отказать в удовлетворении иска за недостатком информации.
  • Гражданка С. обратилась в суд с иском против своего преподавателя ВУЗа. Она предоставила информацию о том, что, выбирая между ней и ее коллегой мужского пола, будучи в преимущественном положении, на место своего аспиранта он взял именно мужчину, хотя тот был объективно слабее. Это подтвердили ее коллеги. Суд признал, что гражданка права, наказал лицо, злоупотребившее своим положением, наложил штраф в размере 50 000 рублей. Гражданка была удовлетворена решением.
  • Гражданин Т. обратился в администрацию города Н. с просьбой провести пикет против повышения цен на бензин. Он подал необходимые документы, но ему было отказано в конкретном месте проведения, предложено другое, труднодоступное для общественности. На том же месте, где Т. планировал провести митинг, выступила партия КПРФ. Гражданин подал в суд на мэра по статье 136 – о дискриминации против общественной деятельности, ведь КПРФ не имела преимущества. В удовлетворении иска областной суд отказал, на что Т. отправился в районный. Там ему вновь отказали. Т. намерен обращаться в Верховный суд, а потом и в Европейский.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 136


Чаще по решению суда выносят обвинительные решения. Пострадавшие получают материальное возмещение ущерба, а преступное лицо ограничивается, как правило, штрафом. Принудительные и исправительные работы накладываются редко, как и уголовная ответственность. Лицо могут освободить от занимаемой должности, но, как правило, его просто переводят в другое учреждение.

Если пострадавший гражданин считает меру наказания неправомерной, он может подавать апелляции вплоть до Европейского суда по правам человека, в котором к рассмотрению дел подходят более серьезно, и есть шанс, что преступное лицо будет наказано сполна.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

У рассматриваемого обвинения по статье нет отягчающих и смягчающих обстоятельств. Конечно, судьи могут сделать поправку, если у преступника есть малолетний ребенок, но чаще уголовная ответственность не используется, а потому наличие несовершеннолетнего воспитанника никак не повлияет на выплату штрафа.

Ранее статья предусматривала ответственность для лиц старше 16 лет. Также в ранее существовавшей редакции части 2 статьи 136 квалифицирующим признаком нарушения закона считалось использование служебного положения. В настоящее время ч. 2 устранена, при сохранении указанного содержания в общем тексте статьи.

Конституция обеспечивает полноту свобод и прав гражданина и человека, неотъемлемость и недопустимость их ущемления. Эта гарантия исходит из признания индивида в качестве высшей ценности. В РФ запрещено издание законов, которые влекут нарушение прав человека. В мире гарантии обеспечиваются международными Декларациями и договорами. Эти нормы распространяют свое действие и на подзаконные акты. Рассмотрим далее, как проявляется нарушение конституционных прав человека. Примеры из практики также будут описаны в статье.

Общие понятия

Гражданин, чьи свободы и права были нарушены, вправе обратиться с жалобой в Конституционный суд. При этом необходимо точно определить, имело ли место ущемление, либо ограничение в действительности. Жалоба не будет принята, если в своем обращении заявителем не будет указано, в чем именно выразилось нарушение прав человека. В России законодательством разъясняются рассматриваемые понятия. Существует также перечень случаев, при возникновении которых гражданин может потребовать защиты. Нарушение конституционных прав человека проявляется в бездействии или действии органов и представителей власти. Такое поведение выражается в создании препятствий нормальному ходу жизни лица, несоблюдении норм Основного закона.

Проверка нормативных актов

Суд, рассматривая соответствие того или иного нормативного акта Основному закону, указывает всегда, в чем именно выразилось нарушение прав человека. Так, ряд положений Уголовного кодекса были признаны противоречащими Основам. Например, это коснулось положений УК, согласно которым, вещественные доказательства, имеющие вид предметов, ввиду своей громоздкости и по иным причинам не могут содержаться при деле, в том числе товары в больших партиях, хранение которых осложнено или издержки на это соизмеримы с их стоимостью.

Они передаются на основании постановления судьи, следователя либо дознавателя для реализации. Фактически при этом собственника лишали его имущества. КС отметил, что закон допускает изъятие без решения суда. Однако в этом случае это должна быть временная мера, не приводящая к лишению права на собственность и предполагающая последующий контроль. Рассмотренный случай представляет собой отчуждение имущества, взятого как вещественное доказательство. Такая мера недопустима без решения суда.

Судебная практика

В ряде случаев заявители, ссылаясь на нарушение прав человека, фактически ставят вопрос о расширении области действия оспариваемого положения относительно себя. Так, в обращении в КС на Закон, регулирующий ответственность за несоблюдение Правил пользования метрополитеном Москвы, гражданин утверждал, что Мосгордума вторглась в сферу полномочий Федерального собрания и установила административную ответственность за неоплаченный проход через пропускные пункты в виде предупреждения или штрафной санкции.

Вследствие этого, как указывал заявитель, имело место нарушение прав человека по целому ряду статей Основного закона. КС отказал в принятии жалобы на рассмотрение. Суд, разъясняя свое определение, отметил, что в обращении не было указано, в чем конкретно проявилось нарушение прав человека при реализации нормы, устанавливающей административную ответственность за бесплатный проход через ограждения при отсутствии соответствующих льгот. При этом перечень статей, на которые ссылался гражданин, носил произвольный характер. В жалобе, по существу, была оспорена компетенция Мосгордумы в области административного законодательства.

Законные ограничения

Сегодня достаточно остро проявляется межэтническая, политическая, социальная напряженность не только в пределах РФ, но и в мире. Одной из глобальных считается проблема терроризма. Она имеет транснациональный характер, угрожая стабильности на планете. Кроме этого, участились случаи катастроф техногенного и природного характера. Эти обстоятельства вынуждают правительства вводить ограничения свобод и прав человека. Они направлены на благо общества в целом и отдельных граждан в частности. Такие ограничения нельзя рассматривать как нарушение прав человека, их дискриминацию, умаление. Они - всего лишь уменьшение объема предоставленных возможностей согласно требованиям действительности. Такие ограничения базируются на конституционных принципах, направленных на обеспечение оптимального баланса между общественными и индивидуальными интересами, а также на справедливости и обуславливаются объективными причинами.

Норма закона

В соответствии со ст. 55 Конституции, свободы и права могут ограничиваться ФЗ только в той степени, в какой это нужно для обеспечения защиты государственного строя, здоровья, жизни, нравственности, интересов иных лиц, обороны страны. Существование определенных рамок устанавливается согласно необходимости осуществлять охрану признаваемых ценностей. В понимании конституционности существующих ограничений особое значение имеет разъяснение КС статьи 55 в части 3, положения которой устанавливают соответствующие критерии.

В заключение

Свободы и права граждан не могут быть безграничными. Это обуславливается тем, что индивид живет в обществе людей. Они также имеют свои права и свободы. В Основном законе закреплен принцип взаимного уважения. Таким образом, наряду со свободой и правами, человек обладает и соответствующими обязанностями. Реализация возможностей одними людьми не должна ущемлять интересы других. При нарушении прав и ущемлении свободы гражданина и человека государственная власть обязана содействовать в их восстановлении. Гарантией сохранности высших ценностей выступают те юридические возможности, которыми наделяется ущемленный индивид. В частности, он может подать жалобу в КС РФ. Государство, в свою очередь, должно привлекать к ответственности правонарушителей, применять к ним соответствующие меры, предусмотренные законодательством.

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 136 Уголовного Кодекса РФ

1. Статьей 136 УК устанавливается уголовно-правовая охрана неотъемлемого права человека на равенство с другими людьми, гарантированного ст. 19 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (глава 2), а также Всеобщей декларации прав человека, субъектами конституционных прав и свобод являются не только граждане Российской Федерации, но и люди вообще вне зависимости от их принадлежности к гражданству другого государства.

2. Дискриминация человека (или группы людей) - намеренное ущемление прав и свобод одного (одних) в сравнении с другим (другими).

Основаниями дискриминации являются обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 136 УК. Частью 2 ст. 19 Конституции РФ гарантировано равноправие людей независимо и от других обстоятельств. В силу этого действие ст. 136 УК не следует ограничивать обстоятельствами, указанными в ч. 1 этой статьи.

Дискриминация может быть выражена как в действии, так и в бездействии: в неисполнении обязанностей лицами, от которых зависит реализация принадлежащих человеку прав и его законных интересов, препятствовании реализации прав, ущемлении законных интересов, в том числе предоставлении преимуществ другим лицам за счет ущемления прав и законных интересов потерпевшего (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), а также в умышленном совершении других действий, в любой форме ограничивающих права человека по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Различия в объеме и содержании реализуемых конституционных прав отдельных людей нельзя рассматривать как факт дискриминации при отсутствии признаков намеренного ущемления прав одного (одних) по сравнению с другим (другими).

3. Преступление является оконченным с момента совершения этого деяния.

Последствием нарушения равноправия может явиться ущемление жилищных, трудовых, вещных, личных и публичных интересов, охраняемых уголовным законом. Например, по мотивам дискриминации может быть нарушено право человека на безопасные условия труда, ограничена свобода выбора профессии, вознаграждение за труд и пр. В том случае, когда эти нарушения связаны с намеренным ущемлением равенства по мотивам дискриминации, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

4. Нарушением равноправия является только такое ущемление прав и законных интересов человека, которое совершается по мотивам дискриминации. По ст. 136 УК не могут быть квалифицированы действия (бездействие), совершенные, например, из корыстной или и иной личной заинтересованности.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

5. Субъектом этого преступления является лицо, достигшее 16 лет.

6. Квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 2 ст. 136 УК, - использование служебного положения. Этот признак определяет способ нарушения равноправия и не зависит от особенностей субъекта этого преступления (например, признаков должностного лица). В том случае, когда по мотивам дискриминации служебное положение использует должностное лицо, содеянное им квалифицируется по совокупности статей УК (например, ст. ст. 136 и 286).



Просмотров