Ли свободы права законные интересы. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в рф. Культурные права человека

Конституционные нормы предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод , возлагают на него обязанности. Основные права , свободы и обязанности охватывают все главные области жизни и деятельности человека, но, разумеется, не исчерпывают всей их совокупности (множество других прав и свобод, как уже отмечалось, устанавливается всеми отраслями права , многими нормативными актами). Основные права и свободы – закрепленные Конституцией РФ неотчуждаемые, наиболее важные права и свободы. Они принадлежат каждому человеку или каждому гражданину. Эти права и свободы одинаковы и равны для всех. Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп: гражданские права и свободы политические права и свободы; экономические, социальные и культурные права и свободы.

Личные права и свободы

1. Личные (гражданские) права и свободы охватывают фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества , защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне. Именно в числе гражданских прав и свобод – право на жизнь, закрепляющее в юридической форме эту высшую ценность. Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Никого нельзя произвольно лишить жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни , она в настоящее время может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Конституция РФ устанавливает право на государственную охрану достоинства личности и подчеркивает, что ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также – без добровольного согласия – медицинским, научным или иным опытам (ч. 2 ст. 21).

Весьма большое значение имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), обеспечивающее государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу человека. Это право означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем. Свобода и личная неприкосновенность гарантируются законом и могут быть ограничены только компетентными государственными органами и только в установленном законом порядке. Конституция устанавливает, что арест , заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22). В настоящее время, до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ 1993 г., сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Допускается, например, заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого с санкции прокурора в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством (п. 6 раздела второго Конституции).

Задержание, заключение под стражу, лишение свободы подробно, конкретно регламентируются административным, уголовно-процессуальным, уголовным правом . Законодательство предусматривает ряд гарантий от незаконного ограничения свободы. Гарантия этому – установление ответственности за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности , вынесение заведомо неправосудного приговора , за заведомо незаконный арест и задержание.

Большое значение имеет конституционное закрепление права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23). Нормативные акты гарантируют соблюдение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений, устанавливают юридическую ответственность за нарушение такой тайны. Лишь в установленных законом случаях при соблюдении определенного порядка государственные органы могут знакомиться с корреспонденцией граждан.

Конституция фиксирует право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).

Она также устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24).

Конституция устанавливает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).

Существенный элемент свободы человека – неприкосновенность жилища. В ст. 25 Конституции РФ установлено: жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в него против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В определенных, строго ограниченных случаях при соблюдении установленного законом порядка компетентные государственные органы вправе проникнуть в жилище человека и против его воли, совершить там обыск. Этому посвящены специальные правовые нормы , в первую очередь – уголовно-процессуального права .

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. В то же время нельзя принуждать определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26).

Большое значение имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26).

В Конституции фиксируется и такая важная сторона свободы человека, как право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации , на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ (ч. 1 ст. 27). При этом каждый человек имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин РФ имеет право и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27).

В Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).

Положения Конституции РФ конкретизируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях » от 26 сентября 1997 г.*

* СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация – светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Установлено, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону. Они не выполняют функции органов государственной власти и местного самоуправления, не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.

Государство не вмешивается в воспитание детей родителями (или лицами, их заменяющими) в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Каждый человек имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Религиозные организации могут создавать образовательные учреждения. Вместе с тем и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях их администрация предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

Политические права и свободы

2. Политические права и свободы тесно связаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства, позволяют оказывать влияние на властные структуры.

Духовная свобода, свобода мнений, в том числе и в области политики, проявляются в конституционных свободе мысли и слова, праве на информацию. Они гарантируют от противозаконного вмешательства государственной власти в эту сферу, призваны предотвращать политический и идеологический контроль над духовной жизнью человека, его политическими взглядами, мнениями, высказываниями. Вместе с тем они позволяют человеку приобретать политические убеждения, высказывать, распространять свое мнение по политическим вопросам, проблемам государственной жизни. Средства массовой информации – сильное средство воздействия на политическое поведение людей, на их политическое сознание. Вот почему часто данные свободы и права относят к политическим, хотя их содержание выходит далеко за пределы политики.*

* Свободы и права, закрепленные в ст. 29 Конституции РФ, в литературе могут включаться в группу личных прав, и эта точка зрения нашла отражение в учебной литературе.

Закрепляя фундаментальную общечеловеческую ценность – свободу мысли и слова, Конституция вместе с тем гарантирует, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29). В то же время не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). К названному праву тесно примыкает право на информацию – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29). Конституция гарантирует свободу массовой информации, провозглашает запрет цензуры (ч. 5 ст. 29).

Важнейшей, наиболее массовой и действенной формой осуществления указанных выше прав являются средства массовой информации – периодические печатные издания (газеты, журналы и т.д.), радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроника, воздействующие часто на огромную аудиторию. Организация средств массовой информации, распространение, их отношения с гражданами и организациями, права и обязанности журналиста регулируются специальным Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, принятыми Федеральными законами от 15 декабря 1994 г., 12 мая, 6 июня, 19 июля и 22ноября 1995 г.* Он гарантирует реализацию соответствующих прав и свобод. Этот Закон, прежде всего, констатирует, что учреждение средств массовой информации, поиск, получение, производство и распространение информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством.

* ВВС. 1992. №7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 169; №24. Ст. 2256; №30. Ст.2870; 1996. №1. Ст. 4.

Однако не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.

Учредить средство массовой информации может любой дееспособный гражданин, достигший 18-летнего возраста (кроме отбывающих наказание в местах лишения свободы). Это же могут сделать объединения граждан, предприятия , учреждения, организации, государственные органы.

По общему правилу, средство массовой информации подлежит регистрации. Однако есть и исключения из правила, например касающиеся изданий, имеющих небольшой тираж. Не требуется регистрации, в частности, периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Закон предусматривает возможность и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации. Это может сделать только учредитель или суд при наличии обозначенных в законе оснований.

Проявлением политического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции).* Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30). Граждане РФ активно пользуются право на объединение, которое включает право создавать на добровольной основе общественные объединения, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

* Статус общественных объединений освещался в 9.2.

Широко используется и другое право (свобода) собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование.

Для реализации этого права принят Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 г.* В нем говорится, что впредь до урегулирования законом РФ порядка организации проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования необходимо при проведении этих мероприятий исходить из условия предварительного уведомления властей.

* ВВС. 1992. № 22. Ст. 1216

Осуществление права собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование не должно нарушить права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, предупреждают и пресекают противоправные действия, а в случае необходимости привлекают виновных к ответственности в соответствии с законодательством.

Свобода слова, массовой информации, право на объединение, право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование иногда рассматриваются в числе гражданских, а не политических прав и свобод.

Центральное место в системе политических прав и свобод занимает право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции). Здесь указаны и главные формы осуществления этого права – непосредственно и через представителей. В предыдущих главах освещались эти формы. Участие в управлении делами общества и государства реализуется посредством выборов, референдумов , собраний, через местное самоуправление и т.п.

Конституция РФ закрепляет ряд политических прав граждан РФ, путем реализации которых осуществляются разные формы участия в управлении делами государства; избирательные права граждан, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе , право участвовать в отправлении правосудия. Конституция РФ фиксирует активное и пассивное избирательное право граждан – право избирать и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако некоторые категории граждан не имеют права избираться и быть избранными: граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Эти структуры в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. Специальный нормативный акт довольно подробно регламентирует порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан. Как правило, заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Экономические, социальные и культурные права и свободы

3. Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы , прежде всего экономические.

Их перечень начинается со свободы экономической деятельности: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию и вообще запрещенная законом (ст. 34).

Признается и охраняется законом право частной собственности . Это означает, что каждый человек вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Лишить имущества можно только по решению суда . Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется право наследования (ст. 35).

В отдельной статье (ст. 36) закрепляется право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Подчеркивается, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция РФ в ст. 37 провозглашает свободу труда , подкрепляя это запретом на принудительный труд. Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и без какой бы то ни было дискриминации; право на защиту от безработицы . Это отвечает реалиям формирующихся рыночных отношений .

Им же соответствует и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая право на забастовку.

Фиксируется и право каждого на отдых. Закреплены конституционные гарантии этого права для работающих по трудовому договору : установленная законом продолжительность рабочего времени , выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Конституция в ст. 38 устанавливает государственную защиту материнства, детства, семьи. Забота о детях, их воспитание рассматриваются как равное право и обязанность родителей; закрепляется также долг трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.

Среди социальных прав важное место занимает гарантированное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В то же время поощряются добровольное социальное страхование , создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст.39).

Закрепляется право на жилище – одно из самых необходимых жизненных благ . Оно имеет ряд конституционных гарантий. Во-первых, оно подкреплено положением о том, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Во-вторых, органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство , создают условия для осуществления права на жилище. В-третьих, малоимущим, а также иным названным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

В числе важнейших социальных прав – право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Действенная конституционная гарантия этого состоит в том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета , страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации также финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения , принимаются мерыпо развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Гарантия рассматриваемого права заключается и в предусмотренной Конституцией РФ ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

право осужденного за уголовное преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом;

право просить о помиловании или смягчении наказания; принцип единственной уголовной ответственности за одно и то же преступление – никто не должен дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление;

недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств , полученных с нарушением закона.

Конституция РФ содержит также важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:

закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет: никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением ;

если после совершения правонарушения ответственностьза него устранена или смягчена, применяется новый закон;

закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.

Конституция РФ зафиксировала освобождение тех или иных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения человека от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51).

Конституция РФ закрепляет ряд основных обязанностей. Наряду с теми, о которых уже говорилось выше, устанавливаются:

обязанность граждан соблюдать Конституцию России и законы;

обязанность каждого платить законно установленные налоги сборы (причем законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков , обратной силы не имеют);

обязанность каждого человека сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

обязанность и долг гражданина РФ защищать Отечество.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Если же его убеждениям, а также вероисповеданию несение военной службы противоречит или имеются иные установленные федеральным законом обстоятельства, он обладает правом на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

В самом общем виде защита прав, свобод и законных интересов личности выступает как противодействие их незаконным нарушени­ям и ограничениям, предупреждением этих нарушений и ограниче­ний, а также возмещение вреда, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось (А. М. Ларин).

Требует пояснения вопрос о различении прав, свобод и закон­ных интересов. Термин "право" определяет конкретные действия человека, в то время как термин "свобода" подчеркивает более ши­рокие возможности выбора, не очерчивая конкретно результата (например, право избирать и быть избранным и каждому гаранти­руется свобода совести). Законный интерес в отличие от субъек­тивного права выступает как гарантированное государством дозво­ление, выраженное в стремлении субъекта пользоваться определен­ным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой. Законный интерес включает два правомочия: возможность пользо­ваться конкретным благом (право пользования) и возможность об­ращаться за защитой к государству (право притязания), где второй элемент является дополнительным, поскольку суть законного инте­реса в юридическом дозволении.

Значение прав, свобод и законных интересов личности в меха­низме действия права выражено в признании за ними возможности прямого действия. Это означает, что личность может осуществлять их, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь не­посредственно Конституцией и ссылаясь на нее.

Государственные гарантии прав, свобод и законных интересов личности разделяются на общие и специальные. Среди общих га­рантий: конституция, определяющая объем, осуществление и защи­ту закрепленных прав, свобод и законных интересов; выведение на уровень законов правовой регламентации прав, свобод и законных интересов; признание за президентом роли гаранта прав, свобод и законных интересов; установление правовых процедур защиты (кон­ституционных, судебных, административных и др.); применение юридической ответственности к лицам, нарушающим права, свободы и законные интересы. Среди специальных гарантий: 1) система судебной защиты; 2) административно-правовые способы защиты; 3) деятельность омбудсмена; 4) оказание адвокатской помощи; 5) возмещение вреда, причиненного незаконными действиями орга­нов государственной власти и должностных лиц и т. д.

Наряду с государственными гарантиями прав, свобод и законных интересов, которые являются важнейшими в пределах националь­ной правовой системы, существуют международная защита прав че­ловека, а также региональные формы и средства защиты прав че­ловека (европейская защита прав человека).

В современном мире защита прав, свобод и законных интересов личности перестает быть исключительно внутренним делом госу­дарства. Яркое подтверждение тому деятельность Европейского суда по правам человека, решения которого являются обязательны­ми для государств присоединившемся к Европейской конвенции по защите прав и свобод.

41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания. Под функциями права понимается его назначение, выраженное в направлениях воздействия на сознание и волю людей, на их поведе­ние. При рассмотрении функций права необходимо проводить раз­личие между правовым воздействием и правовым регулированием. При этом понятие правовое воздействие включает в себя не только регулятивное воздействие с помощью юридических средств (право­вое регулирование), но также идеологическое, информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Функции права проявляют­ся по всем этим направлениям. В этой связи может быть осуществ­лено деление функций права на регулятивные, идеологические, ин­формационные и ценностно-ориентирующие.

Распространение получила классификация функций права на общесоциальные и специальные. Среди общесоциальных функций права выделяются экономическая, политическая и воспитательная. Среди специальных (юридических) функций права различают регу­лятивную, охранительную, компенсационную, ограничительную и воспитательную.

Классификация общесоциальных функций достаточно условна, поскольку в реальности сложно провести разграничение правового воздействия при решении различного рода задач. Экономическая функция права во многом связана с использованием договорных от­ношений. При этом экономическая функция права осуществляется как путем регулирования правомерных действий в экономических отношениях, так и косвенным путем, угрозой применения санкций за совершение правонарушений в сфере экономики. Политическая функция права заключается в урегулировании отношений власти, отношений между социальными группами, политическими партиями и т. д. Регулирование прав и свобод человека - важное направле­ние политической функции права. Воспитательная функция права связана с воздействием по формированию правового сознания и правовой культуры, формированию правовой активности граждан. Право устремлено к обеспечению гуманного, справедливого отно­шения между людьми.

Среди специальных (юридических) функций права регулятивная функция занимает особое место, поскольку она связана с установ­лением позитивных правил поведения, направлена на организацию общественных отношений, координацию социальных взаимодей­ствий и обеспечение социальной целостности. Охранительная функ­ция права представляет собой правовое воздействие, нацеленное на охрану общезначимых экономических, политических, национальных и личных отношений, вытеснение явлений, чуждых обществу. Не следует охранительную функцию права связывать только с уже со­вершенными правонарушениями. Важнейшая ее составляющая - превентивное действие, предотвращение правонарушений.

Компенсационная функция права - инструмент обеспечения социальной справедливости (возмещение морального вреда, ком­пенсация за причиненный вред потерпевшим от преступлений и т. д.). Она свойственна различным отраслям права, является необхо­димым инструментом гармонизации интересов субъектов права. Ограничительная функция связана с необходимостью уравновеши­вания противоположных интересов. Это касается ограничения прав, чтобы действия одних субъектов не нарушали действий дру­гих (запрет на участие в политической деятельности государствен­ных служащих, ограничение прав и свобод в условиях чрезвычай­ного положения и т. д.). Восстановительная функция права позво­ляет восстановить прежнее правовое состояние, вернуть имуще­ство, реабилитировать имя, восстановить на работе и т. п. Она связана с неправомерными действиями других субъектов права и выражается в отмене вынесенных решений, восстановлении пра­вового статуса и т. д.

42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания. Правовое воспитание - это постоянное воздействие на человека и общество с целью формирования правовой культуры. Субъектами правового воспитания выступают как институты государства, так и институты гражданского общества: семья, трудовые коллективы, объединения граждан, учебные заведения, СМИ, политические деяте­ли, преподаватели, журналисты и др, Формы правового воспитания .

1) правовое обучение - состоит в передаче, накоплении и усво­ении правовых знаний в школе и иных учебных заведениях. Эта форма является наиболее эффективной и результативной, посколь­ку она предоставляет воспитываемому индивиду определенную сис­тему правовых знаний;

2) правовая пропаганда - заключается в распространении пра­вовых идей и правовых требований среди населения при помощи СМИ (пресса, телевидение, радиовещание, Интернет), Данная форма правового воспитания привлекает своими широкими возможностями - она доступна практически неограниченному числу индивидов;

3) юридическая практика - способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия людей в реализации пра­ва и правоприменительной деятельности. Юридические действия, осуществляемые индивидом самостоятельно, исполнение решений правоприменительного органа способствуют закреплению знаний о праве, обретению правовых умений и навыков;

4) самовоспитание - связано с личным опытом, самообразова­нием, собственным анализом правовых явлений. Без самовоспита­ния не может быть эффективной ни одна из форм правового воспи­тания. Только собственные усилия по приобретению правовых зна­ний, размышления о правовой действительности способствуют вы­работке правовой культуры личности.

Методы правового воспитания - это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уважение к праву и социальным ценностям, которые оно охраняет. Основные методы правового вос­питания - убеждение, поощрение, позитивный пример, принужде­ние и наказание. Показатели: правовая активность, правовая самостоятельность, креативность личности.

43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность

Законность в юридической литературе рассматривается в трех ракурсах: как метод, как принцип и как режим. Законность как ме­тод связывается с изданием законов и проведением в жизнь их предписаний. Законность как принцип состоит в строгом и неуклон­ном соблюдении и исполнении требований законов всеми субъекта­ми права. Законность как режим выражается в обоюдном соблюде­нии и исполнении законов как государственной властью и ее пред­ставителями с одной стороны, так и гражданами и всеми другими субъектами с другой.

В последние годы отмечается стремление связывать законность только с деятельностью государственных органов и должностных лиц (Н. В. Витрук). Иными словами субъектами законности не счи­таются граждане и иные негосударственные образования. Стремле­ние сделать законность уделом государственных структур, превра­тить в профессиональное понятие слабо согласуется с идеей верхо­венства права, отказом государству и его органам быть исключение и (особыми) субъектами права. Потому следует признать обоснован­ным сохранение традиционного подхода к вопросу о субъектах за­конности. Другое дело содержательная характеристика законности, связанная с проблемой соотношения права и закона, поскольку в самой законности не ставится вопрос о правовом и неправовом за­коне. Законность - это соблюдение и исполнение любого закона. Как представляется именно в правовом государстве, законность приобретает качество правозаконности.

Как сложное, многогранное явление законность перебрасывает мостик, фиксирует связь между законом и социальной реальностью. Законность выражается в системе требований, среди которых выде­ляют: верховенство закона, равенство всех перед законом, единство понимания и применения законов, соблюдение и исполнение зако­нов всеми субъектами права, обеспечение реализации прав и сво­бод граждан, последовательная борьба с правонарушениями, недо­пустимость произвола в деятельности должностных лиц.

В структуре законности выделяют ее нормативный компонент, который определяется действующим законодательством; идеологи­ческий компонент, который составляют правовые идеи, принципы, взгляды, т. е. правовая идеология; организационный компонент, ко­торый включает средства, приемы и условия осуществления закон­ности; обеспечительный компонент, который выделен в системе контроля и надзора за законностью.

Существование законности определено системой основополагаю­щих начал (принципов), тех характеристик, которые выражают ее природу и назначение. Чаще всего среди принципов законности на­зывают: 1) принцип верховенства закона, заключающийся в том, что все иные законодательные акты должны издаваться на основании и в соответствии с законом; 2) принцип равенства всех перед зако­ном, состоящий в том, что никто не может уклониться от предписа­ний закона; 3) принцип единства, выражающийся в том, что дости­гается единообразное понимание и применение законов на всей территории государства; 4) принцип ненарушаемости закона, не допускающий уклонений от исполнения законов ни по каким осно­ваниям.

В современной юриспруденции особое значение придается такой разновидности законности как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система требований и юридических средств, обеспечивающих неукоснительное действие всех субъектов права в соответствии с Конституцией. Для консти­туционной законности характерны такие признаки: правовой харак­тер Конституции, верховенство Конституции, прямое действие кон­ституционных норм, действие Конституции на всей территории государства. Режим конституционной законности обеспечиваемого с помощью специфического института конституционного контроля (в Украине - Конституционного Суда).

Государство, право и личность

контрольная работа

4. Основные права, свободы и законные интересы личности

Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны оградить человека от незаконных вмешательств со стороны государства и иных субъектов.

Второе поколение составляют социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.

Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. Сюда, входят право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.

В юридической литературе используется классификация, предложенная отечественным государствоведом Л.Д. Воеводиным. Он подразделил права и свободы человека, а также их обязанности на три группы:

Первую группу прав составляют естественные, неотъемлемые права человека. Их иногда называют личными или гражданскими правами, и они определяют автономность личности, ее свободу от государственной власти.(3)

1.Право на жизнь - основное, фундаментальное право человека. Это право является первичным по отношению к остальным правам, поскольку в случае гибели человека последние утрачивают свое значение. Право на жизнь рассматривается как право человека на свободу от любых незаконных посягательств на его жизнь и как право человека свободно распоряжаться своей жизнью. Право на жизнь, прежде всего, означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Оно предполагает также и возможность обращения человека к государству за защитой в случае любого незаконного или неоправданного в медицинском отношении вмешательства в его организм, которое может нанести вред его здоровью или представлять угрозу для жизни.

2.Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в Конституции РФ и состоит из двух элементов. Первым является свобода личности располагать собой и своим временем по собственному усмотрению. Второй элемент - это неприкосновенность личности. Различают физическую, нравственную и психическую неприкосновенность. Ограничение права на свободу и личную неприкосновенность допускается только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления.

3.Право на неприкосновенность частной жизни. Частной жизнью человека называют ту физическую и духовную сферу, которая контролируется самим человеком и свободна от любого незаконного внешнего воздействия. Право на неприкосновенность частной жизни состоит из нескольких прав: права на личную и семейную тайну; право на защиту чести и своего доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища.

4.Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Данное право является правом личности на свое этническое самоопределение.

5.Право на пользование своим родным языком. В соответствии с ч.1 ст.68 Конституции РФ государственным языком на территории РФ признан русский язык. Однако провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не препятствует существованию иных языков в субъектах РФ.

6.Право на свободу передвижения и выбор мест пребывания и жительства. Местом жительства человека признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом пребывания - место, где он находится временно.

7.Право на свободу совести. В широком смысле право на свободу совести понимается как право человека думать и поступать в соответствии со своими убеждениями; в узком - как свобода исповедовать выбранную им религию или не исповедовать никакой.(2)

Вторую группу прав образуют политические права, которые предназначены для непосредственного участия граждан данного государства в управлении обществом, способствуют развитию политической активности личности, гарантируют равный доступ к государственной службе.(3)

1.Свобода мысли и слова, т.е. возможность беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения по различным вопросам другим людям как индивидуально, так и в СМИ.

2.Свобода информации заключается в праве каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами. Установлено ограничение на действия с информацией, составляющих государственную тайну и ограничивается авторским правом.

3.Право на создание общественных объединений.

4. Право на проведение публичных мероприятий. Видами публичных мероприятий являются: собрание, митинг, демонстрация, уличное шествие, пикетирование. Цель проведения публичного мероприятия не должна противоречить Конституции и законодательству РФ. Проведение публичного мероприятия может быть запрещено, если не было подано заявление о его проведении; был нарушен порядок проведения; возникла опасность для жизни и здоровья граждан; был нарушен общественный порядок.

5.Право на обращение. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды обращений: предложение, заявление, ходатайство, жалоба. Обращение может быть личным и коллективным, но обязательно должно содержать индивидуальные подписи направивших его граждан.(2)

Третья группа (социально - экономические) прав обеспечивает материальные и духовные потребности личности.(3)

1.Право на предпринимательство.

2.Право на частную собственность. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен имущества иначе, чем по решению суда.

3.Право на землю. Это означает, что любой гражданин или какое - либо объединение граждан без каких - либо предварительных условий в порядке, установленном законодательством, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве частной собственности земельным участком.

4.Право на свободный труд означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также включает запрет на использование принудительного труда.

5.Право на свободный отдых. Данное право закрепляется в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, согласно которой гражданину, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. Право на социальное обеспечение. Сущность данного права состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенных способности или возможности трудиться и получать доходы от трудовой деятельности, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

7.Право на охрану и помощь семье. Государственная поддержка семьи носит комплексный социально- экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке.

8. Право на жилище. Статья 40 Конституции РФ определяет право на жилище как гарантированную возможность гражданина быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия.

9.Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

10.Право на благоприятную окружающую среду.

11.Право на образование.

12.Свобода творчества.(1)

Анализ сущности прав и свобод человека и их нормативного закрепления

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина...

Граждане как субъекты административного права

В соответствии с действующем законодательством граждане, чьи гарантии их прав были нарушены, вправе рассчитывать на возмещение государством, в лице конкретных должностных лиц исполнительных органов власти...

Изучение интереса как социального явления - задача общей теории интереса. Вопросы же исследования правовой категории "законный интерес" в ее соотношении с другими правовыми категориями должны рассматриваться и в теории права...

Законные интересы как элемент правового статуса личности

Реализация основных прав личности (и, соответственно, связанных с ними законных интересов) - это процесс их материализации, в ходе которого происходит получение каждым того блага, которое составляет содержание права (или законного интереса)...

Наказание в тюрьмах

При определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление в законе их обязанностей, прежде всего обязанности исполнить приговор суда о применении наказания. Ее должен выполнить сам осужденный, т.е...

Права и обязанности лиц, отбывающих наказание, уголовно-исполнительное законодательство делит на две группы: урегулированные в Общей части УИК РФ (основные права и обязанности); права и обязанности, урегулированные Особенной частью УИК РФ (т.е...

Правовое положение лиц, отбывающий наказание

Правовой статус личности

Личные (гражданские) права призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства...

Правоспособность граждан

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли...

Система национальных интересов России: сущность, типология, подходы

Большинство исследователей вопроса относительно понятия «национальный интерес» соглашаются, что национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства, причем эти интересы неразрывно связаны...

Соотношение законных интересов в сфере публичного и частного права

Пpaвa чeлoвeкa - этo oпpeдeлeнныe нopмaтивнo cтpyктypиpoвaнныe cвoйcтвa и ocoбeннocти бытия личнocти, кoтopые выpaжaют ee cвоoбoдy и являются нeoтъeмлeмыми и нeoбxoдимыми спocoбaми и ycлoвиями ee жизни, ee взaимooтнoшeний с oбщecтвoм, гocyдapcтвoм, дpyгими индивидaми...

Социально-правовое положение лиц, отбывающих наказание

Права, предоставляемые осужденным, носят субъективный характер, и их реализация осуществляется посредством исполнения обязанностей противоположной стороны существующих уголовно-исполнительных отношений. В свою очередь...

1. Цель и задачи участия прокурора в гражданском процессе Гражданским процессуальным законодательством прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле...

Участие прокурора в гражданском процессе

Права личности в структуре правового статуса – это формально определенные, юридические гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государстве. Права личности как права гражданина конкретного государства являются частью объективного права , т.е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности – это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально определенного субъекта права на основе норм объективного права.

Обязанности государства, возникающие в связи с представлением прав и свобод своим гражданам, находит свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т.е. тех условий возможностей, которые государства обязуются создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Нормативно определенные государством свободы человека, личности – это практически те же права гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни.

С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности – это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод гражданина. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. Содержание их не определено законодателем, на практике они выводятся по аналогии или расширенного толкования правовых норм.

Длительная борьба человека за свою свободу, права и интересы нашли отражение в нормативно-правовых документах. Среди них можно назвать такие, как Великая Хартия вольностей (1215 год), Петиция о праве (1628 год), Habeas Corpus AКT (1679 год), Декларация независимости США (1776 год), Всеобщая Декларация прав человека (1948 год), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год) и др. Важной особенностью этих документов являются подразделения в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущее ему от рождения, рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и независимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми (позитивное право).

В литературе принята классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы, т.е. по их социальному назначению . Выделяют четыре группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.


Политические права и свободы – это возможности человека в государственной и общественно политической жизни. К ним относятся: права на объединение свобода митингов, шествий, демонстраций; права избрать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный к любым государственным должностям; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др.

Социально-экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванных обеспечить удовлетворение экономических потребностей и интересов человека. К ним относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на следование и др.

Личные права и свободы – это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. К ним относятся: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на уважение, защиту чести и достоинства, свободу совести, право на неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.

Культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К ним относятся: право на пользование достижениями культуры, право на образование, свобода научного, технического и художественного творчества и др.

Перечисленные права и свободы относятся к числу основных. Они закреплены конституции государства и не могут быть изменены или отменены.

Юридические права и свободы не сводятся к одностороннему проявлению воли управомоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства, а также у других граждан и организаций. Юридические обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения. К основным обязанностям, закрепленным в конституции государства относятся: соблюдать конституцию и законы государства, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц, платить установленные налоги и сборы, зашита Отечества, воспитание и защита о детях, забота о нетрудоспособных родителях и др. Понятие юридической обязанности тесно связано с понятием юридической ответственности. Юридическая ответственность личности состоит в обязанности лица перетерпеть меры государственного воздействия за совершение поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Правовые статусы делятся на общие и специальные. Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, специальные – это особенные права, отражающие специфику различных групп населения (например, депутатов). Выделяют основные или конституционные права и права, предусмотренные текущим законодательством . Правовые статусы делятся на следующие виды :

а) граждан;

б) иностранцев;

в) лиц без гражданства;

г) лиц, которым предоставлено убежище.

Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – главная обязанность государства. В вопросе о правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий , ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реализации. В государстве устанавливаются общие и специальные гарантии, конституционные и отраслевые гарантии, экономические, социальные, политические, идеологические гарантии реализации прав и свобод личности. Они образуют систему, среди перечня которых особое место занимает юридические процедуры защиты, система юридических услуг.

Права, свободы и законные интересы являются центральным элементом правового статуса личности. По сути, реализация именно этого компонента правового положения позволяет каждому конкретному индивиду делать вывод о характеристике государства как соответствующего требованиям правового, демократического, справедливого и социального.

Перечень прав, свобод и законных интересов лиц в административно-правовой сфере (сфере управления) основывается на конституционных принципах и тесно связан с содержанием данного элемента в системе конституционно-правового положения личности. Это обусловлено тем, что административно-правовое регулирование является частью публично-правового регулирования и имеет своим содержанием взаимодействие граждан с органами государственной (исполнительной) власти.

Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ перечисление основных прав и свобод в Основном законе России не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим отраслевые права, свободы и интересы граждан обладают такой же государственно-правовой защищенностью, как и конституционные. Однако говорить о перечислении отраслевых (административных) прав, свобод и законных интересов не представляется возможным, поскольку они связаны не только с волеизъявлением каждого конкретного индивида (например, приобретение права управления транспортным средством), но и с особенностями его административной правосубъектности, которые возникают помимо желания субъекта (например, признание личности жертвой политических репрессий и, соответственно, закрепление за ним права на материальную компенсацию).

Говоря об административно-правовом положении несовершеннолетних нужно остановиться на двух основных моментах.

1. Несовершеннолетние граждане обладают значительным объемом общих прав, свобод и законных интересов в сфере государственного управления. Те права и свободы, которые в теории права классифицируются как абсолютные, принадлежат несовершеннолетним в полном объеме (например, право на жизнь, свобода мысли и слова и др.). Иные права, свободы и законные интересы не могут быть реализованы несовершеннолетними в силу их недееспособности / неполной дееспособности (например, доступ к государственной службе) или же могут быть реализованы частично, т. е. особым способом (например, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги возможно реализовать лишь в соответствующих пределах (в школах, детских лагерях, специализированных молодежных организациях и т. п.)).

2. Совокупность отраслевых прав, свобод и интересов несовершеннолетних в сфере взаимодействия с органами управления не подлежит унификации, поскольку обусловливается собственными особенностями каждого несовершеннолетнего субъекта права. Однако законодательством РФ предусмотрены права несовершеннолетних, которые они могут реализовать по своему усмотрению или по усмотрению их законных представителей. Так, например, в Основах законодательства РФ о культуре закрепляется право лиц, не достигших возраста 18 лет, бесплатного посещения музеев один раз в месяц.

Характеризуя основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в сфере государственного управления, еще раз напомним, что специфические отраслевые права, свободы и интересы несовершеннолетних могут возникать в соответствии с законодательством РФ при наличии особенностей административной правосубъектности несовершеннолетнего.

Еще по теме § 2. Основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних граждан в сфере государственного управления:

  1. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц.
  2. 10. Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые, права свободы и охраняемые законом интересы других лиц
  3. Основания и формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.
  4. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  5. ТЕМА: УЧАСТИЕ В ПРОЦЕССЕ ГОС ОРГАНОВ, ОМС, ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН, ЗАЩИЩАЮЩИХ НАРУШЕННЫЕ И ОСПАРИВАЕМЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ И ОХРАНЯЕМЫЕ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ.


Просмотров