Характерные черты правосознания. Правосознание Какие правовые знания нам нужны

Какое опре­де­ле­ние пра­во­со­зна­ния дано автором? Что автор счи­та­ет глав­ной чер­той правосознания?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Правовая идеология, охватываемая понятием «правовая система», представляет собой активную часть правосознания. Правосознание – это отношение людей к праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в определённой среде – экономической, политической, нравственной. Существенное значение имеет здесь субъективно-психическая среда, выражающая отношение людей к праву (действующему, предполагаемому и желаемому). Такие отношения людей к праву и представляют собой правосознание.

Ключевой пункт правосознания – осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.

Различается правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют – но все они влияют! – на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Правовая культура – это общее состояние «юридических дел» в обществе, т. е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права.

Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т. е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

«Правовая культура» – явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре – высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т. д.).

(С. С. Алексеев )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие элементы:

1) ответ на пер­вый вопрос:

2) ответ на вто­рой вопрос:

Глав­ной чер­той пра­во­со­зна­ния автор счи­та­ет осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и пред­став­ле­ния о том, на­сколь­ко дей­ству­ю­щее по­зи­тив­ное право со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и справедливости, пра­во­вым цен­но­стям и идеалам.

Элементы от­ве­та могут быть пред­став­ле­ны как в форме цитаты, так и в форме сжа­то­го вос­про­из­ве­де­ния ос­нов­ных идей со­от­вет­ству­ю­щих фраг­мен­тов текста.

Сущность правосознания проявляется в его особенностях.

1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реали­зацию норм права.

2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.

Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их тре­бований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нрав­ственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.

3. Осознание правовых явлений жизни общества осу­ществляется посредством юридических понятий и категорий.

К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.

4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и на­ правления их развития.

Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.

Законодатель, осознав объективную необходимость правово­го регулирования этого явления общественной жизни, 22 декабря 1992 года принял закон РФ "О трансплантации человеческих орга­нов".

5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.

Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заим­ствование основных положений) римского права средневековым западноевропейским обществом.

Значение правосознания очень велико, оно определяет качество юридической практики, является детектором развития общества.

Структура правосознания состоит из следующих элементов: пра­вовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология (рациональный компонент) включает в себя понятия и представ­ления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и каче­ственные показатели таких представлений могут быть различны­ми: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. К правовой идеологии можно отнести и рассуждения о праве умуд­ренного жизнью сельского старца, и работу Г.Гегеля «Философия права». Роль правовой идеологии в правовом регулировании до­статочно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, док­трин осуществляется правотворчество, реализации права. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридичес­кая наука, которая определяет стратегию развития пра­вовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ совре­менной правовой ситуации.

Правовая психология (эмоциональный компонент) - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отно­шение людей к праву.

Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях. Эмоции органически включены в структуру сознания и чело­век не может руководствоваться в сфере правового регулирова­ния только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на ха­рактер и направленность правового поведения. Практика изуче­ния правомерного поведения показывает, что трудно что-либо по­нять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмо­циональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомер­ное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным пра­вовым актам позволяет выделить в правосознании и другие эле­менты .

Первый элемент - информационный . Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения коммента­риев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обяза­тельная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент - оценочный . Получив информацию о норма­тивном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека фор­мируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание цен­ности права личностью способствует превращению права из «чу­жого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов форми­руется элемент третий - волевой . Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти дру­гие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют право­вой установкой, т.е. психологической направленностью, готов­ностью человека как-то действовать в сфере правового регулиро­вания.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных эле­ментов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

Виды правосознания.

1. По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность правовых явлений выделяют:

1. Обыденное правосознание.

2. Профессиональное правосознание.

3. Научное правосознание.

Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представ­лениями.

Второй уровень - профессиональное правосознание , которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обу­чении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществле­ния практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание . Оно характерно для исследователей, научных работников, зани­мающихся вопросами правового регулирования общественных от­ношений.

2. По субъектам носителям правосознания выделяют:

1. Общественное правосознание.

2. Групповое правосознании.

3. Индивидуальное правосознание.

Общественное правосознание вклю­чает в себя правовые взгляды, идеи и тео­рии, которые отража­ют типичные свойства правовой действитель­ности общества.

На основе общест­венного складывается групповое и индивиду­альное правосознание. Прежде чем общест­венное сознание про­никнет в разум от­дельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное пра­восознание становится результатом усвоения группового и об­щественного правосо­знания на основе лич­ного опыта человека.

37. Деформации правосознания.

Под деформацией правосознания понимается искаженное представление о праве и правовых явлениях.

Деформация правосознания может проявляться в различное форме.

1. Правовой нигилизм , т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к со­жалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «пра­вовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он под­чиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сде­лать безнаказанно: и совершенно так же поступает правительст­во».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах - теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека.

Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населе­ния, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступ­ную клику.

2. В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо про­тивоположное явление - правовой идеализм или романтизм , одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем путл ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные иконы, принимаемые мудрыми правителями.

3. Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, со­стоящий в общественно опасном, намеренном, обманном, кон­фликтном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан (иностранцев) на чувства, знания, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представ­ления правовой действительности для достижения собственных порочных корыстных целей, обычно скрываемых под видом поль­зы народу и благосостояния государству.

Правовая демагогия тесно примыкает кправовому нигилизму, однако отождествлять их нельзя. Это во многом несовпадающие понятия.

Если правовой нигилизм означает отрицание ценности права, то правовая демагогия признает определенную ценность юриди­ческого и именно ее использует в своих целях. Правовой демагог может быть «глубоким» нигилистом, но ценность права осознает и это его свойство эксплуатирует.

4.В одном понятийном ряду с правовой демагогией находится юридический фетишизм. Имеется в виду гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-эко­номических, политических и иных задач. Юридический фетишизм выступает лишь средством правовой демагогии.

5. В юридической и публицистической литературе последнего времени стало активно использоваться понятие « правовой цинизм ». Правовой цинизм - своего рода «потолок» юридической демагогии. Это та же правовая демагогия, но только сильно кон­центрированная. Более того, о правовом цинизме, видимо, можно вести речь и тогда, когда налицо демонстрация наиболее наглых, откровенно вызывающих форм правовой демагогии, явного пре­небрежения правом при использовании его в очевидных узко­корыстных целях.

38. Правовая культура: понятие, структура и виды.

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми об­разцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем со­циальным, духовным, политическим и экономическим строем ка­чественное состояние, правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юриди­ческих актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура - определен­ное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.

Элементы правовой культуры:

1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т. д.

2. Вторым элементом структуры правовой культуры явля­ется уровень развития правовой деятельности. Последняя со­стоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образо­вательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности.

3. Третьим элементом правовой культуры общества является уро­вень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов до­кументов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой куль­туры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень раз­вития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господ­ствующим в общественном сознании представлениям о справед­ливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возмож­ности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опуб­ликованным в доступном для населения источнике и т.д.

При определении качества правовой культуры общества долж­но учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в ад­министративно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

Выделение структурных элементов правовой культуры доста­точно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляе­мой отдельно от правового сознания, а правосознание может про­явиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - пра­вовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом.

Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности , человека. В последнем случае также надо учи­тывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уро­вень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

39. Понятие и виды правомерного поведения.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из "чужого", исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов человека. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования. Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

РЕФЕРАТ

ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

на тему:

Правосознание и правовая культура

Выполнил:

студент группы

___________________

___________________

Проверил:

___________________

г. Нижний Новгород

Введение...................................................................................................................................3

Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания

1.1. Понятие и основные черты правосознания....................................................................4

1.2. Структура правосознания................................................................................................6

1.3. Функции и виды правосознания.....................................................................................7

Глава 2. Взаимодействие права и правосознания..............................................................10

Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

3.1. Понятие и структура правовой культуры....................................................................12

3.2. Виды и функции правовой культуры..........................................................................14

Глава 4. Правовое воспитание: понятие, методы, формы

4.1. Понятие правового воспитания................................................................................16

4.2. Формы и методы правового воспитания...................................................................17

Глава 5. Правовой нигилизм

5.1. Понятие и источники правового нигилизма.............................................................19

5.2 Формы выражения правового нигилизма....................................................................21

Заключение.....................................................................................................................23

Список источников..........................................................................................................24

Введение

Одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений занимает правовое сознание. Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действовавшему, так и к желаемому праву. Это и форма общественного сознания, система понятий, представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни. Каждый человек является носителем определенного правосознания.

Тема данной курсовой работы – «Правосознание и правовая культура» – актуальна в силу того, что, во-первых , правовая культура отображает качественное состояние правовой жизни общества, во-вторых , правовое сознание занимает одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений, в-третьих , правовая культура общества является частью его общей культуры и является показателем уровня правосознания и правовой активности общества, степени прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.


Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания

Понятие и основные черты правосознания

Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание –юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого – высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное.

И.А. Ильин в своей известной работе «О сущности правосознания» писал: «Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием... Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными».

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это – разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

Особое значение правосознание приобретает при использовании судами института аналогии права, когда решения выносятся не на основе конкретного закона (юридической нормы), а исходя из понимания судьями общих начал, принципов, смысла, духа российского права, личного опыта и собственных представлений о справедливости.

Правовое сознание тесно связано с политическим и нравственным сознанием. Ведь многие правовые акты, законы, оцениваемые правосознанием, имеют также политическое и нравственное содержание (например, Конституция).

Основные черты правосознания:

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и др.;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, то есть выступает своеобразным «внутренним» механизмом регулирования деятельности людей.

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и др.;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, то есть выступает своеобразным «внутренним» механизмом регулирования деятельности людей.

1.2. Структура правосознания

Структура правосознания. Состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни.

Вторая – психологическая – сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания – это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями.

Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Все это - «работа» второй, психологической, стороны правосознания.

Следовательно, мыслительная (идеальная) и чувственная сферы правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления.

1.3. Функции и виды правосознания

Правосознание выполняет следующие основные функции , раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет «что такое хорошо» и «что такое плохо» в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Правосознание не обладает той степенью нормативности, какой обладает право, но оно, во-первых, сопровождает, точнее, пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание - не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование – важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован.



Просмотров