Деликтоспособность - это способность отвечать за свои действия. Административная деликтоспособность. Административная правосубъектность физических лиц

Административная дееспособность - это одно из понятий, которым оперируют правоведы. Данная статья поможет разобраться, что оно обозначает, как соотносится с понятием административной процессуальной дееспособности и чем отличается от административной правоспособности.

Административная правоспособность. Дееспособность субъектов административного права

Когда мы говорим о правовом статусе какого-либо субъекта в области административных правоотношений, мы рассматриваем 3 понятия:

  1. Административная правоспособность (АП).
  2. Административная дееспособность (АД).
  3. Административная деликтоспособность.

Первое понятие означает возможность иметь права и исполнять обязанности, закрепленные нормативно-правовыми актами в области административного права. В качестве примеров административной правоспособности граждан можно привести право на медицинское обслуживание и обязанность отдать воинский долг Родине.

Второе понятие означает возможность реализовать имеющиеся права. Из ранее приведенных примеров понятно, что АД проявляется при обращении за медицинской помощью, а также при призыве на воинскую службу.

Третье понятие связано со способностью нести ответственность за совершенные административные правонарушения. Иными словами, административная деликтоспособность — это возможность быть привлеченным к административной ответственности.

В АЖНО ! АП и АД неоднородны. Часть прав и обязанностей, входящих в АП и реализуемых через АД, может принадлежать всем от рождения (например, право на имя), другая часть возникает с наступлением определенного возраста (например, право на образование), третья связана с наличием определенных условий (например, права полицейского обусловлены поступлением на эту службу), четвертая определенного социального статуса и даже пола (например, пенсионеры, инвалиды, беременные женщины наделены дополнительными правами).

Ограничение административной правоспособности и дееспособности граждан

Законодательство допускает возможность ограничения АП и, как следствие, АД. Можно условно разделить такие ограничения на уровни:

  1. Общефедеральный:
    • при введении чрезвычайного положения в соответствии с законом «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ могут быть ограничены полномочия исполнительных органов, введены ограничения на свободное передвижение и перемещение товаров;
    • при военном положении на основании закона «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ допускаются эвакуация, отселение, изъятие имущества.
  2. Территориальный:
    • законом «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-I устанавливается ограничение на въезд, проживание, ведение предпринимательской деятельности в ЗАТО;
    • законом «О Государственной границе РФ» от 01.04.1993 № 4730-I предусматривается особый порядок пропуска людей и транспорта, а также перемещения грузов.
  3. Индивидуальный:
    • признание человека недееспособным или ограниченно дееспособным на основании ст. 29 и 30 ГК РФ лишает или ограничивает его права на участие в административном судопроизводстве;
    • совершение административного правонарушения может повлечь применение таких мер ограничения, предусмотренных КоАП РФ, как лишение водительских прав, прав на приобретение и ношение оружия.
  4. Специальный:
    • закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ ограничивает право занимать должность, которая предусматривает подчинение близкому родственнику;
    • закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ» от 08.05.1994 № 3-ФЗ запрещает этим лицам осуществление предпринимательской деятельности.

Административная правоспособность гражданина РФ наступает с рождения. А с какого возраста наступает административная дееспособность?

Принимая во внимание отмеченную выше неоднородность АП и АД, становится очевидным, что возникают они не одновременно. Даже административная деликтоспособность, которая по общему правилу наступает с 16 лет, имеет ряд исключений.

Рассмотрим некоторые примеры наступления АП и АД:

  1. АП, связанная с такими правами, как право на жилище и медицинскую помощь, возникает с момента рождения. Эти права человек получает автоматически по факту рождения. Однако мы понимаем, что младенец самостоятельно обратиться за медицинской помощью не может. Только по достижении определенной физической и психической зрелости ребенок, в том числе малолетний, сможет обратиться к врачу. Это и будет моментом наступления его АД в данной сфере. Законодательством этот момент не урегулирован.
  2. Административная правоспособность наступает с рождения в отношении прав на занятие физкультурой и спортом, однако АД к реализации этого права наступает или в связи с достижением определенного возраста (может определяться правилами физкультурно-спортивной организации), или когда позволяют физические данные человека.
  3. АП в области образования также наступает с момента рождения. АД, связанная с получением дошкольного образования, наступает в возрасте 2 месяцев, а начального общего — с 6,5 года (закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Достижение указанного возраста предоставляет возможность получать образование.

ВАЖНО! АП и АД юридического лица возникают с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о его создании и заканчиваются после внесения в реестр записи о прекращении его деятельности.

Административная процессуальная дееспособность

Определение административной процессуальной дееспособности приведено в ст. 5 КАС РФ. Это понятие более узкое по сравнению с АД, так как связано исключительно со способностью осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Прежде всего, процессуальная дееспособность связана с возможностью выступать в суде в качестве лица, участвующего в деле, а также поручать ведение дела своему представителю.

Процессуальная административная дееспособность наступает :

  • с 18 лет при условии, что гражданин не признан недееспособным;
  • 16 лет по таким делам, в которых право участвовать в суде самостоятельно предусмотрено законом (это же правило относится к ограниченно дееспособным лицам).

Интересы лиц, не обладающих процессуальными правомочиями, в суде представляют их законные представители.

В той же статье указан перечень субъектов в виде органов власти и организаций, которые обладают административной процессуальной дееспособностью, а соответственно, могут быть административными истцами и ответчиками.

ВАЖНО! Филиал юридического лица не обладает административной процессуальной дееспособностью и не может быть административным ответчиком в суде (апелляционное определение ВС КБР от 04.03.2016 по делу № 33а-273/2016).

Поскольку КАС РФ — относительно новый законодательный акт, судебная практика по нему на настоящий момент достаточно противоречива. Так, хотя межведомственная комиссия и не упомянута в качестве субъекта, обладающего административной процессуальной дееспособностью, в ст. 5 КАС РФ, Волгоградский областной суд в своем апелляционном определении от 02.03.2016 № 33а-3326/2016 отверг невозможность предъявления к этой комиссии административного искового заявления. В то же время Верховный суд КБР (апелляционное определение от 15.01.2016 № 33а-1584/2015, 33а-7/2016) посчитал невозможным предъявление иска к структурному подразделению федеральной службы.

В заключение отметим, что административная правоспособность — это возможность иметь права и обязанности в области административных отношений, а административная дееспособность - это выражение практической реализации таких прав и обязанностей. Административная процессуальная дееспособность определяет прежде всего возможность выступать в суде в качестве административного истца или ответчика.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность - это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет в последствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т. д. обладают все лица, закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения этих прав. А право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года. Достаточно жесткие требования, причем и возрастного плана, предъявляются к лицам, претендующим на должности судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышестоящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ - 35 лет с юридическим стажем не менее 10 лет, а Конституционного Суда РФ - 40 лет с соответствующим стажем работы не менее 15 лет. И наоборот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для большинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом возможного продления службы - окончательно.

Право на службу в органах внутренних дел кроме общих требований, предъявляемых к государственным служащим, определяется физическими данными, отвечающими особым требованиям, и другими обстоятельствами, которые закреплены в нормах Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Существует еще немало людей, административная правоспособность которых отличается от основной массы граждан РФ, например субъекты административной опеки или лица, проживающие в пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах и т. д. Субъекты административной опеки нуждаются в силу своей слабой социальной защищенности в специальной помощи государства, содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении им определенных льгот и привилегий. Эти граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления. В пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах, наоборот, устанавливаются особые правила въезда и пребывания людей, ограничиваются иные права и свободы проживающих там граждан.

Таким образом, будучи в принципе равной, в реальности административная правоспособность для различных людей неодинакова. Однако Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в административно-правовой сфере, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.

Административная правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.

Административная дееспособность - это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), а отдельные права в административно-правовой сфере - и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.

Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно-правовой сфере), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения. Пример первого случая: положение Конституции РФ, согласно которому не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными. Пример второго случая: норма Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которой гражданин не может быть принят на государственную службу в случае признания его решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

На основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей административной дееспособностью, осуществляют субъективные права и обязанности, вступая при этом в конкретные административные правоотношения.

В случаях, установленных законом, субъективные права и обязанности реализуются лицами через своих законных представителей, которыми могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители. Однако законодательством также предусмотрен ряд прав и обязанностей, которые могут приобретаться и осуществляться только лично гражданами без участия третьих лиц.

7.Административная деликтоспособность -умение субъекта адекватно оценивать производимые им действия и нести юридическую ответственность за них и наступившие последствия. Деликтом является проступок, который несет возмещение причиненного вреда, взыскиваемый в пользу пострадавших лиц. Наступление деликтоспособности, как и дееспособности, напрямую связано с возрастом лица. Так, в гражданском праве субъект подвергается ответственности с полного 18-летия, а лицо в возрастном промежутке от 14 до 18 лет несет ответственность только в особых ситуациях, которые предусмотрены законом. По законодательству РФ для физического лица полноценная административная деликтоспособность наступает с 16-летнего возраста, как и общая ответственность. Для юридических лиц и организаций она начинается с момента утверждения гос. органами или начала регистрации лица, занимающегося предпринимательством. Ее объем может быть измерен уставными истинами, положениями организации и определенным законодательством. Иногда для полной деликтоспособности необходимо получение разрешения или лицензирования определенного вида деятельности.

Личность административного правонарушителя

дипломная работа

§1.1 Административная деликтоспособность в структуре правосубъектности

Реализация гражданами предоставленных им субъективных прав неизбежно порождает возникновение, изменение либо прекращение тех или иных правоотношений. Но следует иметь в виду, что при любых обстоятельствах одной из сторон отношений в сфере государственного управления выступает компетентный орган, наделенный юридически-властными полномочиями.

Юридической основой правового отношения являются правовые нормы, применение которых приводит к возникновению правосубъектности, а реализация последней - к осуществлению правоотношения. Юридические факты - изданные нормативные акты, совершившиеся действия или события - предшествуют образованию и правосубъектности, и материального правоотношения, а также возникновению правового процессуального отношения, имманентных ему правоспособности и дееспособности. Как видим, в генезисе и механизме реализации правоотношения специфическое место занимает категория правосубъектности, и лишь на основе ее анализа может быть дана определенная характеристика субъектам правового отношения. Различные аспекты правосубъектности, включая ее содержание и структуру, стали предметом пристального внимания видных ученых в области общей теории права и теории права и государства, административного права, гражданского права. Однако, исходя из анализа имеющихся научных взглядов, отметим, что подходы к рассмотрению правосубъектности существенно отличаются друг от друга. При этом основное расхождение сводится к различию по числу составляющих ее элементов.

Основные позиции сводятся к тому, что правосубъектность включает: Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 2003.

1) правоспособность и дееспособность (А.П. Алехин, А.П. Коренев, А.С. Пиголкин, В.Н. Хропанюк);

2) правоспособность, дееспособность и деликтоспособность (Д.Н. Бахрах, В.В. Лазарев);

3) правосубъектность тождественна правоспособности (С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, С.Ф. Кечекьян).

В связи с этим считаем необходимым сопоставить различные точки зрения и определить собственные позиции, которые имеют принципиальное значение для дальнейшего рассмотрения темы нашего исследования.

Сопоставление позиций начнем с последней. Так, А.В. Венедиктов, рассматривая правосубъектность и правоспособность как идентичные понятия, указывал, что государство наделяет лиц “правоспособностью или, что то же самое, правосубъектностью, т.е. способностью иметь права и обязанности”. Этой же точки зрения придерживаются С.Н. Братусь, отмечая, что “правоспосбоность и правосубъектность - равнозначные понятия”, а также С.Ф. Кечекьян, полагающий, что “дееспособность является ничем иным, как видом специальной правоспособности”. Прежде всего, отметим, что мы категорически не согласны с отождествлением правосубъектности и правоспособности, однако позволим себе аргументировать это несогласие несколько позже и остановиться на анализе первых двух позиций.

В качестве исходных моментов для дальнейших рассуждений примем следующие утверждения, во-первых, правосубъктность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица, во-вторых, потенциально правосубъектность включает, во-первых, способность иметь права, нести обязанности, во-вторых, возможность их реализации.

Вместе с тем, в определении того, что включает в себя способность иметь права и обязанности у различных авторов имеются некоторые расхождения, что же касается раскрытия собственно возможности их реализации, то расхождения носят более глубокий характер и требует более детального изучения.

Итак, общее трактование правосубъектности не вызывает принципиальных разногласий и основные точки зрения сводятся к тому, что правосубъектность является “исходным институтом, определяющим права граждан в сфере управления”, определяет “административно-правовой статус физических лиц”, “административно-правовое положение граждан”, “меру участия субъектов в правовых отношениях”. Булатов Р.М., Исаев Г.А. Криминальная социализация казанских подростков и преступность. // Государство и право. 2002. №4

Например, В.В. Лазарев лаконично, хотя и абсолютно верно утверждает, что правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности. Не возражая против этого, В.Н. Хропанюк добавляет, что способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности должны быть закреплены в законодательстве, более того речь идет о том, что указанные обязанности лицо должно не просто иметь, а нести. Такой же позиции придерживается В.С. Четвериков, который под административной правоспособностью понимает возможность иметь субъективные права и исполнять административно-правовые обязанности, уточняя, что эта возможность должна быть реальной и обеспеченной государством. Обратим внимание и на точку зрения А.С. Пиголкина, который, разделяя позицию названных авторов, уточняет, что участники различных правоотношений способны иметь конкретные позитивные права и обязанности.

Согласимся с тем, что говоря о правоспособности действительно необходимо вести речь именно о позитивных правах, т.е. о способности лица иметь их вообще, в будущем, т.е. безотносительно к их реализации.

Таким образом, на наш взгляд, правоспособность - это обеспеченная законом и гарантированная государством возможность иметь позитивные субъективные права и нести юридические обязанности.

Ранее мы высказывали несогласие с отождествлением правосубъетности и правоспособности, поскольку при таком подходе первая полностью поглощает вторую. Мы исходим из того, что правосубъектность понятие более широкое и наряду с правоспособностью включает в себя и дееспособность.

Раскрывая содержание последней В.В. Лазарев считает, что дееспособность - способность реализовать права и обязанности своими действиями. Несколько иной точки зрения придерживается А.С. Пиголкин, полагая, что под дееспособностью следует подразумевать способность своими действиями приобретать права и налагать на себя юридические обязанности. Денисенко В. В. Административная деликтность как элемент оперативной обстановки и объект организационно-правового воздействия органов внутренних дел. Дис. канд. юр. наук. Волгоград, 2008

На основании данных позиций можно обобщенно сформулировать, что дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общей обладают все без исключения субъекты правоотношений, специальная же распространяется только на строго определенный вид общественных отношений, например, относящихся к сфере государственной службы.

Ранее мы сопоставляли точки зрения, высказываемые учеными различных отраслей права. Мы считаем это корректным и допустимым, исходя из того, что по своей сути и содержанию они не могут иметь ярко выраженных, принципиальных расхождений. Вместе с тем, мы естественно отдаем себе отчет в том, что, во-первых, различаются три вида правосубъектности: общая (способность быть субъектом права вообще); отраслевая (способность быть субъектом права соответствующей правовой отрасли) и специальная (способность быть субъектом определенной группы общественных отношений в рамках конкретной отрасли права), во-вторых, объемы гражданской, административной либо уголовной дееспособности будут различными.

В рамках рассматриваемой темы нас интересует, прежде всего, административная дееспособность, т. е. способность гражданина своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности в сфере государственного управления. При этом ее наступление связано с достижением определенного возраста. Так, частичная административная дееспособность у граждан наступает со школьного возраста. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, обязаны иметь документ, удостоверяющий их личность. С этого возраста они могут быть привлечены к административной ответственности. Полная дееспособность у граждан наступает по достижении 18-летнего возраста. При конструировании понятия “административная правосубъектность” следует учитывать, что административная правоспособность и дееспособность значительно уже общей гражданской правосубъектности, которой обладают физические и юридические лица, и охватывает лишь одну и то довольно специальную часть прав и обязанностей, которыми наделены и в действительности реализуют граждане, государственные и общественные органы как субъекты административно-правовых отношений. Сопоставляя правоспособность и дееспособность, нельзя не обратить внимание на то, что они различаются качественно. В целях установления и уточнения этих различий единственно возможным средством, по нашему мнению, является сопоставление указанных категорий. Если правоспособность объективно имманентна субъекту права - человеку, ибо каждый гражданин в силу рождения как носитель личности уже приобретает свойства субъекта права и должен обладать правами, то дееспособность, как волевая деятельность, требует субъективных усилий для приобретения прав, обязанностей и их реализации. Булатов Р.М., Исаев Г.А. Криминальная социализация казанских подростков и преступность. // Государство и право. 2002. №4

Дееспособность нельзя признать особым правом субъекта. Она находится в необходимой причинной связи с правоспособностью, является условием ее осуществления, хотя соотносится не с правом или обязанностью, а с юридическими фактами, создающими возможность самостоятельного осуществления конкретных прав. Поэтому в отношении административной ответственности признание дееспособности уже само по себе свидетельствует о признании правосубъектности.

Дееспособность субъекта неотделима от его правоспособности и составляет, наряду с ней, неотъемлемое свойство административной правосубъектности. Как две стороны одного явления, обе свидетельствуют и о содержании правосубъектности, и о возможности самостоятельного осуществления прав, обязанностей, различных юридических действий в пределах правоотношения.

В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И, напротив, все дееспособные люди являются правоспособными. Следовательно, правоспособность - понятие более широкое, так как распространяется на больший круг лиц. Различия в дееспособности отдельных лиц заложены уже в самой природе людей и в условиях их жизни.

1. Возраст. Правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность). Равным образом законодательно определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права н несет соответствующие обязанности (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти; будучи депутатом, обязан отчитываться о своей деятельности перед избирателями). Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности.

В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной. Так, несовершеннолетние совершают сделки только с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

2. Состояние здоровья, оказывающее на дееспособность субъектов существенное влияние. Если вследствие душевной болезни или слабоумия гражданин теряет способность понимать значение своих действий и руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Гражданские права и обязанности таких лиц осуществляют их опекуны. В соответствии с законом ограничивается дееспособность лиц, страдающих алкоголизмом или злоупотребляющих наркотическими веществами.

3. Родственные связи также в известной мере оказывает влияние на дееспособность субъектов. Это касается прежде всего брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому.

4. Законопослушность субъектов. Так, лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его правоспособность.

5. Религиозные убеждения субъектов. В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. Например, служить в армии или в других государственных органах, где необходимо пользоваться оружием, применять насилие в отношении других людей.

Граждане России, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно-правовые отношения с государственными органами и их подразделениями и должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.

Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права могут возникать: Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 2005.

1) на основе реализации гражданами принадлежащих им прав в сфере управления;

2) в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере управления;

3) при защите прав, свобод и законных интересов граждан;

4) при нарушении (невыполнении) гражданами правовых обязанностей.

Последнее основание, на наш взгляд, приводит к возникновению не просто административно-правовых, а административно-деликтных отношений.

Указанные варианты возникновения административно-правовых отношений полностью охватывают все возможности, которые могут иметь место в процессе взаимодействия граждан с органами государственной власти. Первые два из них вполне объяснимы с точки зрения наличия дееспособности граждан. В случаях, когда речь идет о защите гражданских прав, дееспособность вообще притушевывается, ибо защите подлежат права, принадлежащие всем субъектам, а не только дееспособным гражданам. В противном случае налицо защита прав, осуществляемая государством по принципу выборочности. И уж совсем неясно в каком качестве проявляется дееспособность при нарушении гражданами возложенных на них обязанностей либо прав других граждан, иными словами, дееспособность связана с возможностью осуществления своих прав, однако неясно как соотноситься дееспособность одного лица с правоспособностью других лиц. То, что субъект своими действиями способен осуществлять свои права и обязанности, не дает ответа на вопрос о том, что делать в тех случаях, когда действиями субъекта наносятся вред интересам других лиц, общества и государства. Ответ на этот вопрос может быть дан лишь в том случае если признать наличие деликтоспособности Словарь иностранных слов - зн. Преступность, способность к преступному поведению, правонарушению. в качестве самостоятельного элемента правосубъектности. Вполне очевидно, что недостаточно того, чтобы лицо могло своими действиями осуществлять свои права, но еще необходимо, чтобы оно понимало, что в случае неправомерного поведения оно может быть привлечено к ответственности.

Мы придерживаемся позиции, согласно которой правосубъектность включает в себя: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. На наш взгляд, является целесообразным выделение деликтоспособности в качестве самостоятельного элемента правосубъектности. Мы исходим из следующего:

Дееспособность - это, прежде всего, способность лица самостоятельно осуществлять предоставленные ему права, т.е. это потенциальная возможность лица реализовать свои права в будущем.

Сопоставляя имеющиеся точки зрения, позволим себе высказать суждение, что и позиция сторонников А.С. Пиголкина (включающих в правосубъектность только правоспособность и дееспособность и исключающих деликтоспособность), и приверженцев А.П. Алехина (считающих, что правосубъектность характерезуется правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью входящей, в дееспособность составной частью) отражают правосубъектность односторонне.

В первую очередь мы не разделяем точку зрения, что деликтоспосбность следует относить к дееспособности, т.е. включать в нее.

Дееспособность - это наделение лица возможностью осуществлять права и обязанности. Общеизвестно, что лицо наделяется определенной совокупностью прав с рождения, но лишь с момента достижения определенного возраста (в соответствии с российским законодательством с 18 лет) гражданин может приступить к осуществлению прав в полном объеме. Кроме того, существует частичная дееспособность (примерно с 7 ми до 16 -ти лет), когда малолетние дети и несовершеннолетии могут осуществлять, в частности, мелкие сделки (покупка продуктов в магазине), частично реализовать права (например на образование). В то же время административная деликтоспособность однозначно определена шестнадцатилетним возрастом и на наш взгляд, она не может быть частичной или же ограниченной. Бахрах Д.Н. Административное право Российской Федерации. М., 2006.

Иными словами, дееспособность - это лишь возможность осуществлять права, т.е. вступать в правоотношения, она может быть осуществлена, а может быть и невостребована, не реализована, а деликтоспособность возникает уже после совершения проступка либо с момента реализации права. Таким образом, дееспособность и деликтоспособность два качественно различных состояния человека, две составляющие, которые вместе с правоспособностью образуют правосубъектность.

Коль скоро дееспособность является самостоятельным элементом правосубъектности и является необходимым условием для осуществления правоспособности, то в той же мере правомерно утверждать, что деликтоспособность так же является основанием для осуществления дееспособности ибо без этого основания дееспособность мертва и может рассматриваться лишь чисто теоретически.

Мы рассматриваем деликтоспособность как специфический элемент правосубъектности, как “способность нести юридическую ответственность за свои действия”, востребованность в котором возникает в случае совершения деликта. Включать в правосубъектность правомерное поведение человека мы считаем нецелесообразным.

Деликтоспособность, на наш взгляд, это ответственное осуществление субъективных прав и юридических обязанностей, способность лица нести ответственность за свои поступки.

Деликтоспособность предполагает не просто гипотетическую способность лица отвечать за свои поступки, но неизбежно порождает обязанность государства отреагировать на поступки лица.

Деликтоспособность связана с неправомерным поведение субъекта, но главным является то, что деликтоспособное лицо должно понимать, что его действия могут идти в разрез с требованиями законодательства, тем самым предвидеть последствия своих действий.

Деликтоспособность - это умение правильно пользоваться дееспособностью. Поясним это на примере осуществления гражданином права на владение и управление транспортом, человек может иметь автомобиль (наличие правоспособности) он может получить право по достижению установленного возраста (наличие дееспособности), но это не означает, что он сможет управлять автомобилем (отсутствие деликтоспособности).

Рассматривая содержание правосубъектности отметим, что правоспособность и дееспосбность означает, что государство с одной стороны наделило гражданина способностью иметь определенные права, с другой стороны определило условия, когда они могут начать реализоваться, иными словами это те обязательства, которые государство берет на себя во взаимоотношении с гражданином. Любые правовые отношения как известно, предполагают наличие как минимум 2-х сторон. Однако при этом не должно быть положения, когда одна из сторон имеет обязательства перед другой. Следовательно, необходимо обозначить ту часть обязательств, которую граждане берут на себя вступая в правовые отношения с государством, а именно эти отношения и составляют часть предмета административного права.

Эту часть обязательств граждан мы и связываем с деликтоспособностью при этом не важно к каким последствиям приведут действия гражданина, главное, чтобы он сознавал свою ответственность перед государством и был готов к ней.

Исходя из такого понимания деликтоспособность присутствует как в случае правомерной линии поведения субъекта, так и при совершении им административного деликта. Однако в первом случае государству безразлично отношение субъекта к возможной ответственности, так как субъект не нарушает интересов государства выраженных в соответствующих нормах права. В связи с этим о деликтоспособности ведут речь, и мы с этим согласны лишь в тех случаях, когда совершен административный проступок и когда возникает необходимость применения к лицу мер принудительного характера, в том числе связанных с наложением административных взысканий.

В связи с вышеизложенным полагаем, что в случаях нарушения лицом норм права, в нашем случае административных, речь идет об отношениях связанных с совершением деликтов, а значит, эти отношения есть ни что иное, как административно-деликтные отношения.

В юридической литературе и судебной практике совокупность преступлений долгие годы рассматривалась в связи с решением вопросов назначения наказания. Так, в конце 50-х годов Н.А...

Право на защиту как субъективное гражданское право

Особый интерес при рассмотрении проблемы субъективного гражданского права вызывает доктринальный спор о его структуре, а также об определении сущности и природы права на защиту. Представляется...

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Трудовое правоотношение - это основанное на соглашении между работником и работодателем правовое отношение, по которому одна сторона (работник) обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию (работу по определенной специальности...

Санкции в уголовно-процессуальном праве

3. правовом статусе участников финансовых правоотношений и о его правовой защите. Для реализации поставленной задачи я решила исследовать как правовые источники (ФК, ГК, К. РФ и т.д.), так и различные литературные (уч. "Финансовое право" Н.И...

1. Административное право в России сформировалось в результате:
отпочкования от государственного права в 19 веке
перехода от полицейского права к административному 19 и 20 веках
разделения государственного права на административное, конституционное право в начале 20 века
верными являются все указанные ответы

2. Отношения, складывающиеся при межотраслевом управлении, относятся:
к горизонтальным и вертикальным
чаще к вертикальным, чем к горизонтальным
к горизонтальным отношениям
к вертикальным отношениям

3. Основным признаком акта органа исполнительной власти является:
официальный характер и двухстороннее волеизъявление
наличие норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц
их индивидуальный и правонаделительный характер
издание субъектами исполнительной власти и подзаконность

4. Взаимодействие судебной власти и исполнительной власти заключается в том, что:
судебные органы подчиняются исполнительной власти
суды финансируются из местного бюджета
органы исполнительной власти проверяют работу судов, заслушивают отчеты судей
исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы

5. Какой из признаков состава административного правонарушения является обязательным при квалификации проступка «нарушение правил сезонной охоты»:
средства совершения проступка
способ совершения проступка
время совершения проступка
мотив совершения проступка

6. Правительство РФ имеет право издавать:
указы и постановления
постановления и распоряжения
указы и распоряжения
постановления, распоряжения и указы.

7. Установленная нормами административного права возможность реализации индивидом прав и осуществления обязанностей в сфере госуправления — это:
административная дееспособность
административная деликтоспособность
административная правосубъектность
административная правоспособность.

8. В состав Правительства России, кроме председателя и его заместителей входят:
представители субъектов РФ
федеральные министры – руководители министерств
руководители федеральных органов исполнительной власти
председатели правительств субъектов РФ.

9. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзорные функции, является:
федеральный надзор
государственный комитет РФ
федеральное министерство
федеральная служба

10. Единоначальный орган исполнительной власти, действующий в рамках определенной административно-территориальной единицы, ставший правопреемником существовавшего ранее коллегиального органа — исполнительного комитета – это:
орган мсу
департамент
администрация
комитет
управление

11. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти, является:
его исполнительно-распорядительный характер
его исполнительный характер
его распределительный характер
характер согласовывается.

12. Разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, обеспечение проведения в РФ финансовой и денежной политики является компетенцией:
Председателя Правительства РФ
Президента РФ
Правительства РФ
Государственной Думы РФ.

13. Административная деликтоспособность наступает:
с 16 лет
с 21 года
в отдельных случаях- с 14 лет
с 18 лет.

14. Для какого принципа государственной службы характерны следующие проявления: соответствие деятельности интересам общества, государства общедоступность государственной службы сменяемость государственных служащих их подотчетность и ответственность:
демократизм государственной службы
профессионализм государственной службы
социально-правовая защищенность служащих
все перечисленное

15. В России систему органов исполнительной власти возглавляет:
Федеральное Собрание РФ
Президент и Правительство РФ
Правительство РФ
Президент РФ



Просмотров