Противоправная деятельность определение. Неправомерная коммерческая деятельность. Запрещение монополистической деятельности

Противоправная деятельность – это совокупность общественно опасных, виновных, нарушающих юрид. предписания (например, нормативных, договорных, правоприменительных) действий и операций делинквентов, наносящих вред людям и их общностям, государству и обществу в целом.

Основные признаки.

1. Преступления и иные правонарушения являются главными компонентами юрид. антикультуры, им присущи все основные признаки, характерные для большинства негативных юрид. явлений, процессов и состояний, вносящих дезорганизацию во все сферы общественной жизни.

2. Важнейший признак правонарушительной деятельности – это его антисоциальность, которая выражается в нарушении делинквентом индивидуальных и общественных интересов, социальных и правовых связей и отношений.

3. противоправность. Субъекты нарушают не только нормы права, но и другие юрид. предписания, содержащиеся в нормативных правовых актах (легальные дефиниции, принципы права, нормативные рисунки и др.), актах толкования, применения и иных индивидуальных актах.

4. К числу существенных признаков противоправной деятельности можно отнести ее опасность для людей, государства и общества в целом.

5. правонарушение специфическим юридическим фактом, который влечет за собой возникновение (изменение, прекращение и т. п.) материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных правоотношений.

6. Факт совершения противоправной деятельности, как правило, связан с наступлением конкретных социальных и юрид. последствий, в частности, применением мер социально-правовой защиты и юрид. ответственности.

Субъекты противоправной деятельности – это конкретные люди (индивиды), их коллективы и организации, которые совершают противоправные действия и операции. В этом качестве (абстрагируясь от психологического механизма их поведения) они предстают как элементы внешней ее стороны. Объект правонарушения в самом общем виде – это то, на что направлены противоправные деяния субъектов. Выделяют общий, родовой и непосредственный объекты. Предмет - те явления реальной действительности (блага), на которые направлены интересы и противоправные деяния (операции) правонарушителя.



Противоправную деятельность можно группировать по различным основаниям.

1. В зависимости от того, в какой правовой системе (семье) они совершаются, можно выделять правонарушения, существующие в российской и иных национальных правовых системах, романогерманской и англосаксонской семьях.

2. По сфере жизнедеятельности общества нужно выделять публичные и частные правонарушения. По данному же критерию возможны наиболее дробные их деления на противоправную деятельность в экономической и политической, трудовой и семейной областях, в сфере правосудия и управления.

3. В зависимости от нарушаемых юрид. предписаний (вида противоправности) следует различать нарушения юрид. предписаний, выраженных в российских, зарубежных и международных правовых актах, отступления от норм права и других нормативноправовых предписаний, материальных и процессуальных требований, актов толкования и применения, договоров и других индивидуальных актов.

4. По степени общественной опасности все противоправные деяния подразделяются на преступления и иные правонарушения.

5. В зависимости от типа (вида, подвида) юрид. практики, в которой они возникают, можно говорить о правонарушениях, характерных для правотворческой, правореализующей (судебная, следственная), интерпретационной и правосистематизирующей практик.

6. По субъектам их можно подразделить на правонарушения, совершенные гражданами, организациями, должностными лицами.

7. По объектам (предметам) они классифицируются на правонарушения против личности (жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства), против собственности, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, природной среды и др.

8. В зависимости от формы (характера) поведения делинквента различают правонарушения, совершенные действием или бездействием. 9. По месту совершения противоправной деятельности следует выделять противоправные деяния, совершенные на территории России или других стран, в зонах экологического бедствия, на особо охраняемых природных территориях.

10. В зависимости от используемых средств можно различать правонарушения, совершенные с применением технических, специально-юрид., общесоциальных средств.

11. По способам и методам можно выделять противоправную деятельность, когда субъект прибегает к убеждению и поощрению (подкупу), угрозам и другим методам физического и психическогопринуждения.

12. В зависимости от времени следует разграничивать правонарушения, совершенные в ночное и дневное, военное и пр. время.

13. По обстановке они могут быть подразделены на правонарушения, совершенные в условиях чрезвычайного положения, стихийного и иного общественного бедствия.

14. В зависимости от длительности той или иной деятельности выделяются мгновенные и длящиеся правонарушения.

15. В зависимости от степени выражения вовне следует разграничивать очевидные и неочевидные (латентные) правонарушения.

16. По элементам внутренней стороны все правонарушения классифицируются на: а) умышленные (умысел может быть прямым или косвенным), б) неосторожные (легкомысленные или небрежные); в) неумышленные (при так называемой «презюмируемой вине»); г) совершенные с целью сокрытия других правонарушений; д) из корыстных и др. интересов и мотивов; е) со «знанием», умением и мастерством.

17. Самостоятельное значение имеет классификация правонарушений по объему – на оконченные и неоконченные.

Культурологический подход с неизбежностью требует рассматривать любое правонарушение как особую разновидность человеческой деятельности – противоправной или правонарушительной деятельности, что позволяет по-новому, шире и глубже взглянуть на ее природу в целом, отдельные признаки, элементы, содержания и формы, внешнюю и внутреннюю (психическую) стороны, функции и дисфункции.

Используя в данной работе слова «правонарушение» и «правонарушительная деятельность» в качестве синонимов (в силу распространенности и привычности первого термина для подавляющего большинства ученых и практиков), следует все-таки иметь в виду, что речь идет о правонарушительной деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями методологического, теоретического, практического и учебно-дидактического характера.

Противоправная деятельность – это совокупность общественно опасных, виновных, нарушающих юридические предписания (например, нормативные, договорные, правоприменительные) действия и операции делинквентов, наносящие вред людям и их общностям, государству и обществу в целом.

Анализ теоретических и эмпирических источников, разнообразных определений понятия правонарушение, существующие в отечественной и зарубежной науке, позволил нам выделить основные его признаки .

1. Преступления и иные правонарушения являются главными компонентами юридической антикультуры . Поэтому им присущи все основные признаки, характерные для большинства негативных юридических явлений, процессов и состояний, вносящих дезорганизацию во все сферы общественной жизни.

2. По мнению психологов, любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне.

В отечественной и зарубежной науке вопрос о внутренней (субъективной) стороне правонарушения до сих пор является предметом острой дискуссии. Большинство отечественных авторов (А.А. Пионтковский, П.С. Дагель, М.Н. Марченко, Е.В. Ворошилин и др.) считают, что содержание внутренней стороны исчерпывается признаком вины, т.е. указанные понятия отождествляются. Под виной же в юридической науке принято понимать психическое отношение субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям.

Внутренняя (субъективная) сторона правонарушительной деятельности, на наш взгляд, гораздо шире признака виновности и включает разнообразные ощущения, восприятия, представления, память, установки, планы, прогнозы, навыки, умения, интуицию и другие (сознательные и даже бессознательные) компоненты механизма девиантного юридического поведения. Умысел и неосторожность (вина) «вызревают» лишь на уровне оценочного блока, блока принятия волевого решения и его реализации, когда происходит достаточно осознанное отражение реальной действительности в форме понятий, суждений, умозаключений и все психические процессы начинают «проявляться» в практической деятельности («actus reus») правонарушителя.

Внешнюю сторону противоправной деятельности также нужно рассматривать гораздо шире, чем это принято в литературе. Элементами объективной стороны противоправной деятельности являются: а) ее субъекты как носители противоправного поведения; б) объекты; в) внешне выраженные конкретные юридические действия и операции; г) криминальная техника (совокупность средств); д) криминальная тактика (приемы, способы, методы) совершения противоправных действий (операций); е) криминальная стратегия (планы, прогнозы); ж) юридические и иные социальные результаты, в том числе разнообразные виды вреда; з) наличие причинно-следственных связей между действиями (операциями) правонарушителя и наступившими последствиями; и) время, место и обстановка совершения противоправной деятельности.

3. Важнейший признак правонарушительной деятельности – это его антисоциальность , которая выражается в нарушении делинквентом индивидуальных и общественных интересов, социальных и правовых связей и отношений.

4. Практически все авторы в качестве признака правонарушения выделяют его противоправность . Однако она понимается по-разному. Большинство авторов рассматривают ее как нарушение норм права . Эта точка зрения является, на наш взгляд, не совсем правильной. Субъекты нарушают не только нормы права, но и другие юридические предписания, содержащиеся в нормативных правовых актах (легальные дефиниции, принципы права, нормативные рисунки, и др.), актах толкования, применения и иных индивидуальных актах.

5. К числу существенных признаков противоправной деятельности можно отнести ее опасность для людей, государства и общества в целом.

6. Многие авторы считают правонарушение специфическим юридическим фактом , который влечет за собой возникновение (изменение, прекращение и т.п.) материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных правоотношений. Это положение требует определенного уточнения. Правонарушительная деятельность чаще всего представляет собой юридический состав , включающий целый комплекс юридических фактов.

7. Факт совершения противоправной деятельности, как правило, связан с наступлением конкретных социальных и юридических последствий , в частности, применением мер социально-правовой защиты и юридической ответственности .

Можно выделить и иные общие признаки, позволяющие отличать противоправную деятельность от других деструктивных явлений в юридической антикультуре.

Структура– это такое расположение элементов и связей противоправной деятельности, которое обеспечивает ей сохранение объективно необходимых свойств (целостность), служащих фактическим основанием применения мер социально-правовой защиты и юридической ответственности.

Противоправная деятельность – полиструктурное образование. Так, генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов и противоправной деятельности в целом с экономической и политической, социальной и духовной, национальной и иными предпосылками общественной жизнедеятельности. Функциональная структура показывает связи между отдельными элементами противоправной деятельности, эффективность функционирования каждого из элементов (делинквента, используемых им средств и т.д.) и правонарушительной деятельности в целом.

Логическая (логико-философская) структура дает возможность отразить взаимосвязи элементов и системы, частей и целого, содержания и формы противоправной деятельности. Как и в любой юридической деятельности, здесь в первую очередь нужно выделять внутренний и внешний ее компоненты (элементы, стороны).

Элементы внешней (объективированной) стороны противоправной деятельности мы уже выделили в § 1 данной главы (см. п. 2). Подробнее рассмотрим отдельные из них.

Субъекты противоправной деятельности – это конкретные люди (индивиды), их коллективы и организации, которые совершают противоправные действия и операции. В этом качестве (абстрагируясь от психологического механизма их поведения) они предстают как элементы внешней ее стороны.

Их можно группировать в отдельные типы, виды и подвиды. Так, в зависимости от места и роли делинквентов в конкретной противоправной деятельности они разграничиваются на организаторов, подстрекателей, пособников и исполнителей.

По степени общности и социальной организованности правонарушителей выделяются индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты противоправной деятельности в зависимости от их политико-юридической связи с конкретным государством подразделяются на граждан (подданных), иностранцев, апатридов (лиц без гражданства), бипатридов (лиц с двойным и более гражданством).

В качестве коллективных субъектов противоправной деятельности выступают социальные общности (например, трудовые коллективы), движения (экологические) и организации (государственные и негосударственные, представительные и исполнительные, религиозные и др.).

По «отраслевой» принадлежности можно выделять субъектов преступлений, административных, гражданско-правовых и др. правонарушений.

Объект правонарушения в самом общем виде – это то, на что направлены противоправные деяния субъектов. Выделяют общий, родовой и непосредственный объекты.

Под общим объектом противоправной деятельности понимается совокупность общественных отношений, юридическая ответственность за посягательства, на которые предусмотрена действующим законодательством. Родовой (или специальный) объект обозначает группу однородных по своей природе общественных отношений, охраняемых в силу этого единым комплексом правовых (уголовных, административных и т.д.) норм. Непосредственный объект противоправной деятельности – это конкретные общественные отношения, на которые посягает делинквент, совершая конкретные преступления и проступки.

Следует выделять также предмет противоправной деятельности. Это те явления реальной действительности (блага), на которые направлены интересы и противоправные деяния (операции) правонарушителя.

В зависимости от их природы все объекты противоправной деятельности условно можно подразделить, например, на следующие типы: 1) общественные отношения и юридические связи, 2) общественный (государственный) строй, 3) территория и население, 4) семья и другие социальные общности, 5) политический режим и правопорядок, 6) деятельность (работа, услуги, ее результаты), 7) материальные и нематериальные блага, 8) права и свободы, законные интересы и обязанности людей, 9) правовые акты и другие официальные документы, 10) субъективные права и обязанности, 11) информация, 12) окружающая природная среда, 13) нравственность.

Важное место в содержании противоправной деятельности занимают конкретные действия (бездействие) и операции субъекта. Действие представляет собой внешне выраженные, индивидуально-конкретные и влекущие определенные последствия (социальные и юридические) акты делинквентов. Совокупность взаимосвязанных между собой действий, объединенных локальной целью, составляет операцию (например, такая операция, как подготовка к убийству, может включать самые разнообразные действия: осмотр будущего места преступления, приобретение оружия, сбор информации о намеченной жертве и т.д.). Бездействие представляет собой специфический акт, суть которого заключается в отсутствии соответствующих действий и операций, предусмотренных законом или иным правовым актом.

В логической структуре противоправной деятельности в качестве относительно самостоятельных элементов мы выделяем средства ее совершения. Средства – это любые предметы (явления и т.п.), с помощью которых делинквент осуществляет противоправное действие (операцию), достигает соответствующих целей и результатов. Эти средства могут подразделяться на общесоциальные, специально-юридические и технические. В своей совокупности они образуют криминальную технику .

Одни и те же средства конкретным правонарушителем (исполнителем, организатором, пособником, подстрекателем) могут использоваться по-разному в зависимости от различных обстоятельств в конкретной социально-правовой ситуации. Например, склонить к совершению противоправной деятельности определенное лицо можно путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом . При подкупе (способ) можно использовать ценные предметы, валюту и другие средства. Совокупность приемов, способов и методов совершения противоправной деятельности образует криминальную тактику .

Результат противоправной деятельности может иметь социальное (нарушение общественного порядка, нормального развития общественных отношений) и юридическое (нарушение конституционных прав граждан, порядка осуществления правосудия), материальное (самовольное пользование недрами, истязание) и нематериальное (клевета, оскорбление), количественное (приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах) и качественное (хищение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность) выражение.

Наличие причинно-следственных связей между противоправными действиями (операциями) субъекта и наступившими результатами (последствиями) данных действий – необходимый элемент юридического содержания противоправной деятельности и условие юридической ответственности.

Данные правонарушения по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью. Как уже упоминалось, последняя понимается как деятельность именно хозяйствующих субъектов по ограничению конкуренции.

В отличие от хозяйствующих субъектов, которые могут выступать субъектами монопольного (доминирующего) положения на рынке, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы и организации, исполняющие функции указанных органов, этого права лишены, так как их деятельность по осуществлению публичной власти не является экономической и предпринимательской. Они не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, поэтому Закон не упоминает их при определении этих понятий.

Тем не менее противоправное поведение органов и организаций публичной власти, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют указанную власть в целях неправомерного получения или создания различных привилегий и преимуществ (в том числе для отдельных субъектов предпринимательства), нарушающих права и законные интересы предпринимателей на рынке.

Правонарушения органов публичной власти Закон подразделяет на индивидуальные акты и действия; соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

Индивидуальные акты и действия. В антимонопольном законодательстве они именуются актами и действиями (бездействием) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и осуществления таких действий) (ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Рассматриваемые правонарушения подразделяются на две группы:

  • неправомерные акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке;
  • акты и действия по неправомерному приобретению избыточных властных полномочий.

Акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке, - это принятие актов и совершение действий (бездействие) указанными органами и организациями, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и приводят к следующим ситуациям: к ограничению самостоятельности субъектов предпринимательства, созданию дискриминирующих или, напротив, благоприятствующих условий деятельности отдельных субъектов предпринимательства.

Антимонопольное законодательство содержит примерный перечень подобных неправомерных актов и действий. В частности, подлежат запрету:

  • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
  • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  • дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
  • предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
  • предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, предусмотренного законом (ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Законодательство содержит ряд положений, устанавливающих недопустимость неправомерных запретов и введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, ограничений на создание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, недопустимость установления запретов на перемещение товаров из одного региона в другой установлена Конституцией РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ). Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в ЕГРЮЛ допускается только в случаях, предусмотренных Законом о регистрации юридических лиц (п. 5 ст. 51 ГК РФ).

Ограничения и запреты, вводимые актами государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являются неправомерными.

Обязанности о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров могут устанавливаться только законодательными и иными нормативными актами федерального уровня. Такие обязанности возложены, в частности, на поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, в отношении заключения контрактов на поставку товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 5 Закона о поставках продукции для государственных нужд) и т.д. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

Необоснованное предоставление льгот означает, что они не основаны на законодательстве РФ либо предоставляются отдельному или нескольким субъектам предпринимательства, а не неопределенному числу лиц соответствующей группы, имеющих право на льготы.

Решения государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, а также предоставления льгот отдельному или нескольким субъектам предпринимательства подлежит обязательному согласованию с федеральным антимонопольным органом (ФАС России), если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.

Акты и действия по неправомерному приобретению избыточных властных полномочий - это индивидуальные акты и действия государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленные на неправомерное укрепление их собственной власти по отношению к предпринимателям и ограничение конкуренции. Закон запрещает два варианта таких правонарушений:

  • наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 15 Закона о защите конкуренции);
  • совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено специальными федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Неправомерные соглашения и согласованные действия, приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Субъектный состав данных правонарушений имеет особенности. Противоправные соглашения (согласованные действия) могут достигаться между:

  • федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ;
  • указанными органами и организациями, с одной стороны, и хозяйствующим субъектом - с другой.

Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в рамках их полномочий выступают соответственно от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в качестве участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Такое участие может выражаться в том числе в заключении различных соглашений и совершении согласованных действий.

Законодательство содержит примерный перечень запрещенных соглашений (согласованных действий), которые приводят или могут привести к следующим последствиям:

  • повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (ст. 16 Закона о защите конкуренции).

В теории права выделяют такие понятия, как правонарушения и противоправные деяния. Несмотря на наличие ряда общих черт, эти термины не являются тождественными. Рассмотрим далее особенности общественно опасного противоправного деяния.

Терминология

Деяние, совершенное противоправно, - действие, совершенное в нарушение положений законодательства. Оно может быть выражено в форме бездействия или действия.

Противоправное деяние - это недопустимое поведение субъекта права. Противоправность считается внешней формой выражения вредности действий/бездействия. Поведение, нарушающее закон, предполагает При и размера санкции учитывается важнейший принцип - действие/бездействие лица не признается нарушением, если в законе отсутствует соответствующее указание на это. Противоправное деяние должно быть доказано.

Нюансы правоприменения

Противоправное деяние - это поступок, обусловленный общественной вредностью и порожденный ею. При отсутствии этой связи поведение субъекта нельзя признать противозаконным.

В настоящее время существует мнение о том, что опасное противоправное деяние имеет место в любом случае, когда в законе присутствует запрет на совершение тех или иных действий. Между тем данная позиция требует уточнения. Дело в том, что такой подход, считавшийся правоприменительной и правотворческой доктриной, порождал зачастую правонарушающие акты. Следовательно, к ответственности привлекались субъекты, деятельность которых приносила пользу обществу.

Специфика квалификации

Необходимо особо подчеркнуть, что противоправное деяние - это сложный юридический состав. В нем следует выделять как минимум 2 аспекта.

В первую очередь противоправность считается объективированной формой выражения общественно опасного действия/бездействия, его внешней стороной. Это значит, что деяние должно официально признаваться незаконным.

Во-вторых, противоправность - это объективная характеристика правонарушения. Это значит, что любое незаконное действие/бездействие посягает на социальные блага, представляемые правом. Речь, в частности, об интересе, охраняемом законом, порядке, установившемся в тех или иных отношениях и поддерживаемом с помощью особого юридического инструментария. Правонарушению присуще то, что правом порицается. В этом смысле противоправность неотделима от общественной опасности, вредности.

В формально-логическом смысле это может выражаться так: "все, что общественно опасно, то противоречит праву". Соответственно, можно сформулировать и обратную позицию: противоречащими нормам признаются только такие деяния, которые несут общественную опасность.

Исключения

На практике можно наблюдать 2 вида отклонений от данной конструкции. Во-первых, не всегда совершение противоправных деяний несет общественную опасность. Во-вторых, не все вредные действия/бездействия являются противозаконными. Обе этих ситуации нежелательны и указывают на важность адекватного совмещения противоправного и вредного в действующих нормах.

Признаки состава незаконного деяния

Для применения к лицу наказания, установленного нормами, необходимо доказать, что оно причастно к объективно-противоправному деянию. Общественная опасность признается материальным признаком, поскольку характеризует содеянное с социальной точки зрения.

Однако почему из огромного количества поступков людей законодатель считает противоправными и преступными только те, которые закреплены нормами? Очевидно, что эти деяния признаются общественно опасными, т. е. несут определенную угрозу для государства и общества, поскольку нарушают установленный правопорядок.

Вредным считается любое противоправное деяние. Преступление, однако, характеризуется высшей степенью опасности. Она определяется характером правоотношений, на которые совершается посягательство, объемом и значительностью ущерба, спецификой самого деяния, а в ряде случаев - индивидуальными особенностями субъекта, его совершившего.

Признание того или иного действия/бездействия преступным зависит от сознания и воли людей, принимающих законы. Эта деятельность наделяет общественную опасность свойствами противоправности. Следовательно, у компетентных госорганов появляется возможность вести планомерную борьбу с такими деяниями, применять меры принуждения.

Уголовный закон

Противоправность считается не только общественной, но и государственной реакцией на действие, которое признается общественно опасным только в сознании граждан. Из этого следует, что отнесение действия/бездействия к числу противозаконных предполагает официальное его признание таковым на государственном уровне. Установление запрета на его совершение в уголовном законе свидетельствует о значительной степени общественной опасности.

Особенности ответственности за противоправное деяние

Посредством введения уголовно-правовых норм в систему законодательства обеспечивается защита конкретного социального блага. Вместе с тем, если необходимость в этом отпала, в связи с тем, что субъект перестал считаться общественно опасным, цель нормативного предупреждения признается достигнутой.

7 статья УК существенно ограничивает применение защиты социальных благ в сравнении с действовавшей ранее 50 нормой УК РСФСР. Субъект, впервые совершивший преступление средней либо небольшой тяжести, может освобождаться от уголовной ответственности. Для этого необходимо установить, что в связи с изменением обстановки виновный или деяние, совершенное им, перестали являться общественно опасными.

В настоящее время в УК четко разделяются основания освобождения от наказания и ответственности. В Кодексе присутствует несколько статей, согласно которым с субъекта может быть снята ответственность или обязанность понести наказание по основаниям, никоим образом не связанным с изменением обстановки.

В 77 статье речь ведется не о всяком преступлении, а только о тех, которые относятся к деяниям небольшой либо средней тяжести и только в случае изменения обстановки до такой степени, что субъект или деяние перестало являться опасным и, следовательно, применение уголовного наказания будет явно нецелесообразным.

Если изменяются условия так, что угроза для общества исчезает, то в первую очередь должен корректироваться закон. Иначе судья будет ставиться выше норм права и вместо законодателя сможет оценивать опасность того или иного преступления. Таких полномочий у судьи нет и быть не может. В противном случае это приведет к беззаконию и произволу.

Что касается изменения степени опасности личности виновного, то оно вполне возможно. В такой ситуации применение к нему уголовной санкции становится нецелесообразным. Наказание практически и формально не может обеспечить достижение целей предупреждения, поскольку лицо самостоятельно и осознанно исполняет предписания закона, пусть даже и после его нарушения. Субъект сам исправился без применения мер ответственности.

С исчезновением опасности личности вменение санкций будет являться неоправданной жестокостью.

Приоритет уголовной нормы

Необходимо сказать, что действие, запрещенное уголовно-правовыми положениями, не может разрешаться нормами другой юридической отрасли. К примеру, если гражданин является нетрудоспособным или престарелым, его нельзя обязать оказывать помощь его престарелым родителям. Соответственно, его нельзя за неисполнение алиментных обязательств. Нельзя признать мошенничеством соглашение о купле-продаже, если оно было оформлено в соответствии с гражданско-правовыми нормами.

Следует, однако, учесть, что отсутствие запрета в уголовной норме не может являться препятствием для запрещения того или иного действия положениями иной правовой отрасли. К примеру, лицо, действующее в условиях крайней необходимости, не освобождается от материальной ответственности.

Признаки преступления

Преступлением признается виновно совершенное опасное для общества деяние, запрещенное уголовно-правовыми нормами под угрозой наказания. Это определение обладает материально-формальным характером.

Преступление - это вид деятельности человека, объективированная и выраженная вовне противозаконная воля субъекта. Для признания деяния преступлением необходимо установить следующие его признаки:

  1. Общественную опасность.
  2. Противоправность.
  3. Наказуемость.
  4. Виновность.

Указанные признаки отражают содержание посягательства. Они позволяют отграничить преступление от иного поведения, не согласующегося с нормами права и морали.

Общественная опасность

Она представляет собой способность деяния нанести ущерб общественным правоотношениям. Наличие этого свойства позволяет дать оценку поведению лица с позиции конкретной социальной группы либо в целом всего общества.

Любое правонарушение несет в себе угрозу. Преступления отличаются степенью и характером опасности. Последнее свойство определяет качественную особенность, содержание, сущность деяния. Ключевым критерием дифференциации преступлений по уровню опасности считается объект посягательства.

Степень опасности - это количественный признак. Он выражается в разных квалифицирующих составах. К примеру, существует кража, совершаемая группой субъектов, предварительно сговорившихся, или кража, к которой причастна организованная группа.

Классификации посягательств

С давних времен в уголовно-правовой теории различали преступления против общества, публичные и частные. В соответствии с этой классификацией, в УК выделено несколько групп деяний, для каждой из которых предусмотрен самостоятельный раздел Кодекса.

Практическое значение имеет разграничение преступлений на неосторожные и умышленные. Для этой классификации используется такой критерий, как форма вины.

В УК выделены также категории преступлений в зависимости от тяжести: небольшой, средней тяжести, тяжкие и особенно тяжкие деяния. Первые три группы могут быть умышленными или неосторожными. Особенно тяжкие преступления могут быть совершены исключительно умышленно. Эта классификация имеет значение и для законодателя, и для субъектов правоприменения. В УК предусмотрены особые конструкции составов, которым соответствуют санкции, устанавливаемые в зависимости от тяжести посягательства.



Просмотров