Чем отличается административный контроль от административного надзора. Понятие контроля и надзора. Органы, осуществляющие контроль и надзор

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Определение

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).

Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами.

73. Отличия надзора от контроля.

При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

Выводы TheDifference.ru

  1. Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
  2. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
  3. Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
  4. Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
  5. Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

Надзор (опека)

Ответственность за заботу и контроль над лицом. Суд может назначить опеку родственника или другого опекуна над несовершеннолетним. Лицо, которое задержано властями, находится «под надзором».

НАДЗОР

одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают надзор судебный, конституционный (см. Конституционный контроль), прокурорский надзор, различные виды административного надзора. Особым видом является авторский надзор.

НАДЗОР

комплекс ежедневных или иной периодичности мероприятий по обеспечению соответствующего технического, архитектурного

и санитарного, противопожарного и др. состояния объектов.

("Временные правила застройки Минска — Столицы Республики Беларусь", утв. решением Мингорисполкома от 23.05.96 г. N 341)

НАДЗОР

одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Различают судебный, конституционный, прокурорский Н., различные виды административного Н. (например, горно-технический). Особым видом является авторский Н. Судебный Н. — деятельность судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений судов, по разрешению споров между судами и др.

Чем отличается контроль от надзора

Прокурорский Н. -осуществление Генеральным Прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами высшего Н. за точным и единообразным исполнением законов всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами России. Административный Н. -Н. за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с целью предупреждения совершения ими новых преступлений, оказания воспитательных воздействий.

Надзор

это способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти, который заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается, поскольку, в отличие от контроля, оценка деятельности поднадзорного объекта дается исключительно с точки зрения законности, а не целесообразности, что имеет место при осуществлении государственного контроля. Различают два вида надзора: общий надзор, осуществляемый органами прокуратуры, и административный надзор, осуществляемый специальными федеральными ведомствами, входящими в систему исполнительной власти.

НАДЗОР

разновидность контроля вышестоящих органов за деятельностью подконтрольных им органов, в котором преобладают наблюдательные функции. Различают: 1) Н. за судебной деятельностью. Осуществляется вышестоящими судами для проверки законности и обоснованности приговоров и решений при рассмотрении уголовных и гражданских дел; 2) прокурорский Н. Осуществляется органами прокуратуры: а) за исполнением законов министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами, комитетами и др. органами, а также исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами; б) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; в) за исполнением законов судебными приставами; г) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание. Прокурор рассматривает жалобы и сообщения о нарушении прав и свобод гражданина. Для выполнения своих функций прокурор имеет право: - истребовать необходимые документы и материалы; - требовать проведения проверок и ревизий; - возбудить уголовное дело; - опротестовывать правовые акты, противоречащие закону; - вносить представления; 3) Н. за лицами, освобожденными от отбывания наказания. Осуществляется для содействия освобожденному в решении вопросов бытового и трудового устройства, предотвращения рецидива. Контроль осуществляют уголовно-исполнительная инспекция, а в отношении военнослужащих - командование в/ч и учреждений, которые могут заявлять в суд представления об отмене условнодосрочного освобождения и приведении в исполнение неотбытой части наказания в случаях нарушения поднадзорным общественного порядка или злостного уклонения от исполнения обязанностей.

Чем отличается контроль от надзора?

Статья 29.2. Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 298-ФЗ)

1. Прокуратура Российской Федерации (далее — органы прокуратуры) осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Государственные органы, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (далее — органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

3. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

При осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора).

Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры.

4. Плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — проекты ежегодных планов проверок) не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Проекты ежегодных планов проверок рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов ежегодных планов проверок формирует ежегодный план проверок по субъекту Российской Федерации не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ежегодный план проверок по субъекту Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Чем отличается контроль от надзора.

Внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

6. Порядок подготовки проектов ежегодных планов проверок, в том числе совместных проверок, их представления в органы прокуратуры и согласования, типовая форма ежегодного плана проверок и порядок согласования внеплановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Информация о плановых и внеплановых проверках органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

До приведения федеральных законов, предусматривающих передачу полномочий в соответствие с данным документом (в ред. от 05.02.2018) контроль осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 05.02.2018 N 12-ФЗ.

7.1. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, в том числе в рамках проведения предусмотренных настоящей статьей плановых и внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается федеральными законами, указанными в пункте 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 12-ФЗ)

8. Положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами, соглашениями о передаче субъектам Российской Федерации осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти, заключенными в соответствии со статьей 26.8 настоящего Федерального закона, установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности.

(в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

К отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной настоящей статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Контроль – это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов по отношению к запланированным (нормативным).

Контроль в широком смысле — совокупность мероприятий, средств и механизмов, направленных на обеспечение работниками предписанных норм и правил поведения при выполнении возложенных на них задач и осуществлении полномочий.

Организационный контроль – это систематический процесс, в ходе которого руководители регулируют деятельность предприятия, обеспечивая соответствие достигнутых результатов плановым и нормативным показателям. Контроль призван обеспечить стабильность протекания процессов в деятельности предприятия и его подразделений и, в конечном итоге, достижение поставленных целей.

Объектами управленческого контроля на действующем предприятии являются все протекающие процессы и отдельные их элементы.

Субъектами контроля на предприятии являются, чаще всего, руководители.

Классификация видов контроля

Классификационные признаки Виды контроля
По времени осуществления · Предварительный · Текущий · Заключительный
По степени охвата контролем · Сплошной · Выборочный
По периодичности выполнения контрольных операций · Систематический · Периодический · Разовый
По характеру контроля · Пассивный (реактивный) · Активный (проактивный)
По стадиям производственного процесса · Входной · Операционный · Контроль готовой продукции · Контроль транспортировки · Контроль хранения
По возможности дальнейшего использования объекта контроля · Неразрушающий · Разрушающий
По субъекту контроля · Руководитель определенного уровня · Специальное звено управления · Исполнители

1. По типу:

традиционный контроль , фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;

опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями, по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;

предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

2. По видам:

Финансовый,

Маркетинговый,

Контроль качества,

Производственный

3. По объектам, каковыми являются:

Состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;

Эффективность производственной деятельности;

Промежуточные и конечные результаты;

Затраты, потери и их виновники;

Достоверность, качество, доступность, полнота информации;

Сроки исполнения принимаемых решений;

Имидж организации;

Сохранение коммерческой тайны и т. д.

4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля:

Администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники.

Государственный контроль и надзор содержание. Чем отличается контроль от надзора

По интенсивности:

Нормальный

Усиленный.

6. По месту осуществления:

Летучий контроль подразумевает, что его субъект и объект пространственно разделены и необходимо их специальное соединение (например, выездная проверка).

Стационарный контроль предполагает, что субъект и объект едины (исполнитель следит за своей работой).

7. По целям:

Фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного,

Корректирующий - призван исправить положение дел

8. По методам:

Фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации,

осмотра, разрушения объекта;

Документальный происходит на основе сверок и проверок документов;

Оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном

9. По стадиям осуществления:

Предварительный — предшествует активной деятельности. Его задача в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа наличия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

Текущий контроль (стратегический и оперативный) оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации.

Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей. Он ведется по таким показателям, как уровень производительности труда, внедрение и использование достижений НТР, новых методов работы, технологий и проч. Такой контроль предназначен для предотвращения ошибок, а не для их исправления и поиска виновных.

Оперативный (административный) контроль (на практике он сливается с оперативным управлением) проводится одновременно с выполнением основной работы. Его разновидностью является контроль производственный, осуществляемый диспетчером или начальником производственного отдела. Объектами здесь являются: оперативная подготовка производства, движение изделий в рамках технологического процесса (соблюдение последовательности и сроков выполнения операций, загрузка оборудования, наличие запасов и заделов на межцеховых складах, выполнение плана по номенклатуре и отгрузке продукции), уровень текущих затрат, дисциплина и т. д.

Операционный контроль – осуществляется на уровне отдельных операций (точности выполнения, качества изделий). Он может быть сплошным (предполагает проверку всех без исключения объектов) и выборочным (если число объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие.

Заключительный контроль. . Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов

10. По периодичности выполнения контрольных операций:

Систематический контроль организуется в отношении наиболее важных, ответственных объектов и процессов в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он проводится в заранее установленном режиме. При этом сроки проверок прямо зависят от степени важности процесса.

Периодический контроль применяется в текущей, повседневной производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он используется преимущественно для проверки хода выпуска продукции, наличия материалов на складе и др. К периодическому контролю относится также ведение статистической отчетности.

Разовый контроль, как правило, проводится специализированными функциональными органами и направлен на всестороннюю проверку какого-либо отдельного аспекта или всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

11. По характеру контроля :

Пассивный контроль – это контроль по отклонениям от запланированного качества (сроков, результатов и т.д.). Фактически – это реагирование системы управления на выявленные отклонения. В случае выявления отклонений контроль усиливается. Такой контроль ориентирует руководителей на внесение изменений только тогда, когда какая-то работа или технологический процесс требуют изменений по объективным показателям.

Активный контроль — это контроль опережающий, призванный предупредить нежелательные отклонения.

27. Трудовая мотивация: понятие потребности, мотива, мотиватора, мотивировки

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мыщление людей.

Потребности могут быть:

1. По происхождению: врожденные и приобретенные

2. По характеру: естественные и социальные

Три уровня удовлетворения потребностей:

1) минимальный обеспечивает выживание;

2) нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);

3) уровень роскоши , когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.

Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы , т. е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на удовлетворение потребности.

Потребность мотивирует, если ее удовлетворение падает ниже приемлемого уровня , и тогда возможность его повышения значительно увеличивает эффективность труда. В то же время удовлетворенная потребность такую функцию утрачивает.

Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов. Выделяются типы мотивов: интерес, желание, инструмент удовлетворения потребности, намерение и комплексный, объединяющий все типы.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру . У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, должностью, социальным статусом, личными ценностями, отношением к труду и проч.

Мотиватор — то, что мотивирует, побуждает человека извне к определённому поведению.

Мотивировка – рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Отличается от действительных мотивов поведения и выступает как одна из форм осознания этих мотивов.

Выделяют следующие типы мотивированности в соответствии с мотиватором:

1. Трудовой – ориентация на заработок

2. Властный – приобретение высокой должности

3. Хозяйский – стремление к самостоятельности, приумножению богатства

4. Идейный – стремление к общему благу

5. Профессиональный – заинтересованность в работе, овладении ее навыками, самовыражении

6. Творческий – поиск нового

7. Коллективистский – командная работа

8. Люмпенизированный – опор на уравнительность

Мотивационный механизм состоит из двух элементов:

1. Механизм внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия

2. Механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности.

Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает:

1) притязания — желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение, если достигнут, то потребности не превращаются в мотивы.

2) ожидания — предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия. Если не учитывать, могут стать демотивирующими факторами.

3) установки — психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации.

4) оценки - характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей.

5) стимулы — блага, возможности и проч., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий.

Действие механизма мотивации

1. Возникновение потребностей

2. Восприятие импульсов, идущих от них

3. Анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов

4. Актуализация (включение) мотивов (автоматически или на основе рациональной оценки).

5. Формирование состояния мотивированности

6. Определение и осуществление конкретных действий

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 6016 | Нарушение авторского права страницы

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).
Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами. При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

TheDifference.ru определил, что разница между контролем и надзором заключается в следующем:

Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

В юридической литературе нет единого мнения о сути административного надзора. Ряд ученых считают, что он является разновидностью контроля, имея при этом свои особенности. В противоположность этому мнению Д. М. Овсянко считает, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности, которому присущи свои особенности. Ю. П. Битяк высказывает мнение о том, что «надзор осуществляет единственный государственный орган -- прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называют надзором. В действительности же это контроль». Такое разнообразие и противоположность мнений о природе административного надзора являются основанием для рассмотрения его сути в соотношении с контролем и другими видами надзора.

Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля.

  • 1. Контроль включает в себя проверку состояния дел как с точки зрения законности, так и целесообразности. Административный надзор осуществляется только для проверки законности.
  • 2. При осуществлении контроля соответствующие органы могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную и производственную деятельность подконтрольного объекта, используя при этом меры дисциплинарного принуждения. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают. Они имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности.
  • 3. Контроль, как правило, касается конкретных органов, предприятий, учреждений и их должностных лиц. В противоположность этому, административный надзор осуществляется в отношении:
    • а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных ппавил;
    • б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
    • в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
  • 4. Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения, административного пресечения и наложения административных взысканий. То есть органы административного надзора наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания). Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:
    • -- субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;
    • -- основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского -- обеспечение законности в стране);
    • -- специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
    • -- проводится систематически за конкретным объектом;
    • -- осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;
    • -- связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны

соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что административный надзор -- это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.

адвокатура надзор контроль судебный

Каково соотношение понятий "Контроль" и "Надзор", в чем их отличие?

Контроль - атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических.

В системах социального управления контроль - это важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

  • 1. Наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации - изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.
  • 2. Анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов.
  • 3. Принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений.
  • 4. Учета конкретных нарушений, определения их причин и условий.
  • 5. Выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других - обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой.

По времени осуществления различаются контроль предварительный (при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Используя разные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация) и документальный, внутриведомственный и межведомственный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.

Во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают, правовыми актами представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля до надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за последствия.

Надзор - это ограниченный, суженный контроль, он ограничивается только проверкой законности. В России существует три типа надзора:

Административный надзор с одной стороны является средством административного воздействия, видом исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой стороны является частью государственного надзора, средством обеспечения режима законности. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий, и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане - прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане - применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

за неопределенным числом субъектов, а точнее за всеми теми, кто обязан соблюдать общие противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия - надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Таким образом, получается, что в процессе контроля проверяется законность и целесообразность деятельности, а надзор ограничивается только проверкой законности. То есть надзор - это суженный контроль.

контроль надзор проверка законность



Просмотров