Что может составлять коммерческую тайну. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Юридические меры защиты коммерческой тайны

Наиболее подробная и в то же время укрупненная классификация сведений , составляющих коммерческую тайну предприятия , представлена на рис. 1 .

Рис. 1. Укрупненная классификация сведений, составляющих коммерческу. тайну предприятия

Оригинальные классификации сведений , относимых к коммерческой тайне , представлены также в ряде работ.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

  • Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
  • Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночной товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

  • их открытое использование связано с ущербом для предприятия;
  • они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;
  • предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;
  • эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;
  • сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет выделить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

  • о нерациональном природопользовании;
  • о чрезмерном загрязнении окружающей среды;
  • о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей;
  • о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя);
  • о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;
  • о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы;
  • о фактах проявления недобросовестной конкуренции;
  • о возможностях и реальных случаях уклонения от правильной уплаты налогов;
  • о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами».

В соответствии с постановлением коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

  • учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  • документы об уплате налогов и обязательных платежей;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющий вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, запрещается государственным и муниципальным предприятиям до начала и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

  • о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
  • о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;
  • о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров;
  • о договорах с кооперативами, иными государственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Все предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны предоставлять сведения, перечисленные в упомянутом постановлении, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством, а также по требованию трудового коллектива предприятия.

При формировании на предприятии конкретного перечня сведений, относимых к его коммерческой тайне, необходимо также ориентироваться на отдельные положения Закона РФ «О государственной тайне». Так, не подлежат засекречиванию следующие сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

В Законе также отмечается, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Сами пострадавшие граждане имеют право обжаловать такие решения в суде.

Законодательство РФ предусматривает также уголовную ответственность за сокрытие некоторых сведений, не подлежащих отнесению к категории «коммерческая тайна». Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Причем если в результате таких действий причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, то размеры уголовной ответственности увеличиваются.

Действующее законодательство предоставляет право администрации предприятия самостоятельно решать многие вопросы обеспечения его безопасности. В частности, предприятие имеет право (с учетом отмеченных выше законодательных ограничений) устанавливать порядок определения сведений, составляющих его коммерческую тайну, их конкретный состав и объем, а также разрабатывать основные элементы механизма защиты этих сведений.

Для получения экономических преимуществ перед конкурентами и снижения собственных потерь предприятие имеет право самостоятельно распоряжаться информацией (в том числе патентами, лицензиями, ноу-хау, технологиями и т. п.), являющейся его собственностью.

О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну

(в ред. Постановления Правительста РФ от 03.10.2002 N 731)

В целях обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов, а также предупреждения злоупотреблений в процессе приватизации Правительство РСФСР постановляет:

1. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

сведения по установленным формам отчетности о финансовохозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

документы о платежеспособности;

сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

документы об уплате налогов и обязательных платежах;

сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

2. Запретить государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;

о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;

о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

3. Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах 1 и настоящего постановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.

4. Действие настоящего постановления не распространяется на сведения, относимые в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также на сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Государство в целях обеспечения деятельности налоговой служ­бы,

правоохранительных и контролирующих органов четко определя­ет перечень информации, которая не может составлять коммерче­скую тайну. Сюда может относиться информация:

О соблюдении экологического и антимонопольного законода­тельства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализа­ции причиняющей вред здоровью населения продукции, о дру­гих нарушениях законодательства Российской Федерации, за­конодательства субъектов Российской Федерации, а также информация, содержащая сведения о размерах причиненных при этом убытков;

О реализации государственных программ приватизации и об ус­ловиях приватизации конкретных объектов;

О размерах имущества и вложенных средствах при его привати­зации;

О ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами.

17.5. Ответственность за нарушение коммерческой тайны

Обладатель коммерческой тайны наряду с другими правами имеет право:

а)на защиту в административном порядке и на судебную защиту от деяний (действий или бездействия), нарушающих установленный в соответствии с законодательством режим коммерческой тайны или создающих угрозу нарушения такого режима;

б)требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки;

в)на возмещение убытков, причиненных использованием ин­формации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицом в сво­их интересах при условии, если:

Указанная информация получена таким лицом в результате слу­чайности, ошибки либо передана ему конфидентом коммерче­ской тайны без согласия обладателя коммерческой тайны;

Такое лицо не знало и не могло знать, что получение указанной информации и ее использование им являются незаконными;

Обладатель коммерческой тайны не имеет практической возмож­ности пресечь использование коммерческой тайны таким лицом.

Конфидент коммерческой тайны, получивший коммерческую тайну в силу гражданско-правового договора и допустивший ее раз­глашение или нарушивший условия договора о порядке передачи коммерческой тайны третьим лицам, при отсутствии в его действиях состава преступления несет гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательства по соблюдению установленного работодателем ре­жима коммерческой тайны возлагаются на работника, которому ком­мерческая тайна становится известна в соответствии с условиями трудового договора (контракта) или в соответствии с соглашением о соблюдении режима коммерческой тайны, заключенным в период трудовых отношений.

После прекращения трудовых отношений работодателя и работ­ника, которому коммерческая тайна стала известна в силу этих отно­шений, обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника, если иной срок не установлен трудовым договором (контрактом). В течение указанного срока такое лицо не вправе без согласия быв­шего работодателя разглашать и (или) использовать известную ему информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя, и (или) содействовать в ее получении другим лицам, которым данная информация неизвестна.

После прекращения трудовых отношений бывший работник обя­зан вернуть по требованию бывшего работодателя все имеющиеся в распоряжении работника носители коммерческой тайны.

В Гражданском кодексе РФ в ст. 139 указано, что лица, незакон­ными методами получившие информацию, которая составляет слу­жебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласив­ших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому догово­ру, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Важно подчеркнуть, что информация, полученная лицом без исполь­зования неправомерных средств при проведении исследований по собст­венной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, счи­тается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации может совпадать с содержа­нием коммерческой тайны другого лица.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерче­ской тайне в пределах своей компетенции, определенной законода­тельством Российской Федерации.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить охрану ком­мерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации, от разглашения и неправомерного ис­пользования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими слу­жебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.

Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой дисцип­линарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

Невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной власти, иных государственных органов или органов местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей влечет за собой адми­нистративную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры о нарушении прав на коммерческую тайну рассматрива­ются судом, арбитражным судом или третейским судом.

Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой отно­сятся противоправные действия в виде скрытого использования тор­говой марки.

Общие положения

1. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, составлен в соответствии с требованиями закона РСФСР " О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Устава предприятия.
2. В настоящем перечне предусматриваются категории не секретных сведений, связанных с научно-исследовательской и производственно-технической деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести материальный, моральный или иной ущерб интересам предприятия.
3. При простановке грифа " Коммерческая тайна" ("КТ") основное внимание должно быть уделено обеспечению сохранности действительно важной для предприятия коммерческой информации и вместе с тем созданию условий для более широкого использования новейших достижений науки и техники.
В этих же целях Перечнем устанавливается ориентировочный срок действия грифа "КТ".
4. Сведения, указанные в настоящем Перечне, не подлежат передаче или разглашению другим предприятиям и частным лицам без разрешения руководителя предприятия.
5. Гриф "КТ" проставляется конкретным исполнителем и руководителем подразделения, которые несут ответственность за правильность определения объема сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом они должны руководствоваться настоящим Перечнем, а также Перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
6. Гриф "КТ" печатается в правом верхнем углу титульного листа каждого экземпляра. Ниже печатается экз. N. На оборотной стороне последнего листа каждого экземпляра печатаются данные: количество отпечатанных экземпляров,
Регистрационный номер, фамилия исполнителя, его телефон, дата, фамилия машинистки.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, разработан в соответствии с требованиями Закона РСФСР " О предприятиях и предпринимательской деятельности и Устава предприятия"
2. В настоящем перечне указываются категории несекретных сведений, связанных с экономической, производственной, научно-технической, валютно-финансовой и внешнеэкономической деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести материальный, моральный или иной ущерб интересам предприятия.
3. Сведения, предусмотренные в настоящем Перечне, не подлежат передаче или разглашению другим предприятиям, организациям и частным лицам без разрешения руководителя предприятия.
4. Конкретные исполнители и руководители подразделений несут ответственность за правильность определения объема сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом они должны руководствоваться Настоящим Перечнем, а также Перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, введенным в действие Постановлением правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35.
5. Срок действия коммерческой тайны предприятия определяется в каждом конкретном случае.
6. Понятия "Коммерческая тайна" основывается на конфиденциальности сведений, Отношений, переписки, переговоров между сторонами сделки и затрагивает только интересы предприятия.

2. ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Научно-техническая деятельность

1. Материалы об открытиях и изобретениях, сделанных на предприятии и имеющих крупное научное значение.
2. Конкретные сведения о контрагентах и исполнителях НИР и ОКР, выполняемых ими работах, их полные названия и принадлежность.
3. Сведения о схемно-конструктивных решениях разрабатываемого изделия, придающих ему новые потребительские свойства, изменяющие стоимостные показатели.
4. Сведения по научно-техническим вопросам, касающиеся деятельности иностранных фирм, которыми конфиденциально располагает предприятия.
5. Информация о потенциальных заказчиках НИР и ОКР.

2. Экономика и производство

1. Полные плановые или отчетные данные о вводе в действие основных фондов, об объемах капитальных вложений или строительно-монтажных работ.
2. Направления и объемы инвестиций.
3. Плановые экономические показатели, в том числе планируемая прибыль.
4. Объемы сбыта и варианты реализации продукции на экспорт.
5. Уровень качества, организация работ по качеству, состояние работ по сертификации продукции, внедрение международных стандартов серии ИСО 9000.
6. Сведения о новых материалах, применяемых на предприятии, и технология их применения.
7. Обобщенные сведения о выгодных перспективных поставщиках материалов и комплектующих изделий и состоянии деловых отношений с ними.
8. Сведения о специальных комплектующих изделиях, придающих изготавливаемой продукции новые потребительские качества.
9. Сведения о предприятии как о торговом партнере.
10. Сведения о модернизации ранее известных технологий, процессов и оборудования, позволяющих повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
11. Фактические сведения о численности и фонде заработной платы работников предприятия.
12. Сведения о состоянии программного и компьютерного обеспечения (в т.ч. названия программ, фирмы-поставщики МПО, описание и назначение МПО, тексты программ, Реализующие новые и оригинальные научно-технические решения).

3. Валютно-финансовые вопросы.

1. Плановые или фактические объемы финансирования капитальных вложений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затрат на внедрение новой техники по предприятию.
2. Плановые и фактические показатели финансового плана предприятия.
3. Данные о балансе доходов и расходов по предприятию.
4. Показатели рентабельности производства, прибыли, убытков по предприятию.
5. Сведения о размерах и условиях кредитов, полученных как у российских, так и у иностранных банков, организаций и фирм.
6. Сведения, раскрывающие директивы по проведению переговоров, в т.ч. границы полномочий должностных лиц по ценам, скидкам и другим условиям.
7. Сведения, раскрывающие генеральную линию и тактику в валютных и кредитных вопросах.
8. Порядок и объемы финансирования экспортных и импортных операций.
9. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за квартал или год.
10. Технико-экономические расчеты по объектам, строящимся при техническом содействии иностранных фирм.
11. Данные, раскрывающие уровни и лимиты цен на товар, продажа которого на текущий год еще не закончена.
12. Расчеты экспортной и импортной стоимости оборудования и услуг.
13. Сведения о коэффициенте эффективности по поставкам оборудования и об эффективности сделки.
14. Сведения об эффективности экспорта и импорта.
15. Плановые и фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности собственных и смешанных обществ с участием капитала предприятия, а также сведений о капиталах и доходах по этим обществам.
16. Сводные сведения о заработной плате сотрудников предприятия.
17. Сведения об участии предприятия как учредителя в акционерных обществах, совместных предприятиях, малых предприятиях и о размере капитала в уставном фонде.
18. Механизм образования цены на изделие (формирование цены; накладные расходы в составе договорной цены; составляющие накладных расходов).
19. Предполагаемые договорные цены на разработку или поставку изделий (или научно технической продукции).
20. Продажная стоимость конкретного изделия.

4. Внешнеэкономическая деятельность

1. Позиция представителей предприятия при проведении торговых переговоров, разглашение которой может нанести ущерб предприятию.
2. Сведения о сроках, установленных для проработки и заключения сделки.
3. Сведения о получаемых и прорабатываемых заказах и предложениях иностранных фирм.
4. Сведения об объемах взаимных поставок по долгосрочным соглашениям с одной или несколькими фирмами.
5. Сведения, характеризующие иностранцев, иностранные фирмы или организации, технологию производства или конструкторские решения, применяемые ими, составленные на основании конфиденциально полученных данных.
6. Сведения, раскрывающие факт конфиденциальной договоренности сторон или ее содержание.
7. Сведения, на конфиденциальности которых настаивает иностранный партнер.
8. Сведения, раскрывающие существо позиции предприятия при ведении судебных и арбитражных дел за границей, разглашение которых может принести ущерб предприятию.
9. Сведения о предполагаемых закупках за границей отдельных патентов, лицензий и образцов техники.
10. Сведения о предполагаемых закупках (продажах), раскрывающие степень заинтересованности предприятия в импорте или экспорте отдельных видов товаров.
11. Содержание торговых соглашений, договоров или контрактов, которые по договоренности сторон следует считать конфиденциальными.
12. Сведения о характере технических заданий представителям предприятия, командируемым за границу, опубликование которых может нанести ущерб предприятию.

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг) либо получить иную коммерческую выгоду.

Информация, которая составляет коммерческую тайну - любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную либо потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель информации, которая составляет коммерческую тайну - лицо, владеющее информацией, которая составляет коммерческую тайну на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, другой, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации или вопреки трудовому либо гражданско-правовому договору.

Коммерческая тайна: отнесение данных к ней, способы получения

С учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, а также на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю.

Информация, составляющая коммерческую тайну, которая получена от ее обладателя на основании договора либо на ином законном основании, считается полученной законным способом.

В соответствии с частью 4 статьи 4 ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если:

Ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности такой информации;

Если получающее эту информацию лицо знало либо имело достаточные основания полагать, что эта информация - коммерческая тайна ее обладателя другого лица, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет законного основания на ее передачу.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

3. о составе имущества государственного либо муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5. о численности и составе работников, о системе оплаты труда и об условиях труда (в том числе об охране труда), о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате зарплаты, а также по другим социальным выплатам;

7. о нарушениях российского законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение таких нарушений;

8. об условиях конкурсов либо аукционов по приватизации объектов государственной, а также муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, а также об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

10. о перечне лиц, которые имеют право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена другими федеральными законами помимо ФЗ «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна и предоставление сведений

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, другого государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет ее указанным государственным органам на безвозмездной основе.

Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели, правового основания затребования и срок предоставления таких сведений, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

В случае отказа обладателя указанных сведений предоставить их мотивированно требующему государственному органу (органу местного самоуправления) данные органы вправе затребовать такие сведения в судебном порядке.

Обладатель таких данных, а также государственные органы (органы местного самоуправления), получившие их на основании мотивированного требования, обязаны предоставить эти данные по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, предусмотренных российским законодательством.

На документах, которые предоставляются указанным в настоящем разделе органам и содержат данные, являющиеся коммерческой тайной, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна», указан обладатель таких данных.

В свою очередь органами, указанными в настоящем разделе, должна быть обеспечена охрана конфиденциальности данных, предоставленных им обладателями таких данных.

Коммерческая тайна и права ее обладателя

Права обладателя сведений, которые являются коммерческой тайной, возникают с момента установления им в отношении таких сведений режима «Коммерческая тайна».

Обладатель вышеуказанных сведений имеет право:

Устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и гражданско-правовым договором;

Использовать сведения, составляющие коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем российскому законодательству;

Разрешать или запрещать доступ к сведениям, которые являются коммерческой тайной, определять порядок и условия доступа к ним;

Требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, которым предоставлены такие сведения, соблюдения обязанностей по охране их конфиденциальности;

Требовать от лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, в результате действий, совершенных случайно либо по ошибке, охраны конфиденциальности таких сведений;

Защищать в порядке, установленном законодательством, свои права в случае разглашения, незаконного получения либо незаконного использования третьими лицами сведений, в отношении которых обладателем установлен режим «Коммерческая тайна», в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЕЕ ОХРАНА

На основании части 1 статьи 10 ФЗ «О коммерческой тайне» меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя следующее:

1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2. ограничение доступа к такой информации посредством установления порядка обращения с ней, а также контроля за соблюдением такого порядка;

3. учет лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, и (или) лиц, которым такие сведения были предоставлены или переданы;

4. регулирование отношений по использованию такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5. нанесение на материальные носители, которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, либо включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

При этом обладателям юридическим лицам необходимо указывать полное наименование и место нахождения, обладателям индивидуальным предпринимателям - фамилию, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства.

Важно знать: режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, которая составляет коммерческую тайну, мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела.

Помимо мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела, обладатель информации, которая является коммерческой тайной, также вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности такой информации, другие не противоречащие российскому законодательству меры.

Охрана конфиденциальности информации, которая является коммерческой тайной, признается разумно достаточной, если:

  • исключается доступ к такой информации любых лиц без согласия ее обладателя;
  • обеспечивается возможность ее использования работниками, а также ее передачи контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, которые противоречат требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Коммерческая тайна и ее охрана в рамках трудовых отношений

Коммерческая тайна подлежит охране в рамках трудовых отношений. Для этого действующим законодательством предусмотрен ряд обязанностей, возложенных на работодателя и работника.

Обязанности работодателя:

а) ознакомить под расписку работника, доступ которого к данным, являющимся коммерческой тайной работодателя (его контрагентов), необходим для исполнения им своих трудовых обязанностей с перечнем таких данных;

б) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с предусмотренными мерами ответственности за его нарушение;

в) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима «Коммерческая тайна».

Доступ работника к коммерческой тайне осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

Обязанности работника:

а) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

б) не разглашать такие данные, обладателями которых являются работодатель и его контрагенты, а также без их согласия не использовать эти данные в личных целях в течение всего срока действия вышеуказанного режима (в том числе после прекращения действия трудового договора);

в) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении конфиденциальных данных, ставших ему известными в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

г) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители, содержащие конфиденциальные данные, имеющиеся в пользовании работника.

Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, которые причинены ему разглашением конфиденциальных данных от лица, получившего доступ к таким данным в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившим трудовые отношения с работодателем, если конфиденциальная информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.



Просмотров