Какую ответственность несет собственник казенного образовательного учреждения. Учреждение по своим обязательствам отвечает. Правила выплаты зарплаты: разъяснения Роструда

Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

В ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудо-

вого спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.

Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции).

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку.

Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период

забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами.

Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

В случае недостижения соглашения о минимуме необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве) он устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Несмотря на все возможные примирительные процедуры, которые существуют на предприятиях, они не всегда приносят положительный результат. Именно поэтому Конституция РФ признает право на забастовку у работников предприятия.

Определение

Временное добровольное отклонение работника от исполнения своих трудовых обязанностей для разрешения коллективного трудового спора подразумевает понятие забастовки. Право на забастовку определено Конституцией РФ и ТК РФ.

Участие в ней может быть только добровольным. Нельзя принуждать работников к проведению забастовок, угрожать им в случае отказа от участия в мероприятии.

Лицо, которое заставляет работника участвовать в забастовке или, наоборот, отказываться от участия, может быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной).

Предупредительная забастовка

Под предупредительной забастовкой понимают акцию, представляющую собой демонстрацию сотрудников предприятия их готовности добиваться установленных требований любой ценой. Такой вид забастовки может быть объявлен в ходе примирительных процессов. Использовать ее можно один раз в процессе коллективных споров. При этом продолжительность такой забастовки не может быть больше часа.

Решение о предупредительно забастовке принимает представительный орган сотрудников, который участвует в примирительном процессе. Он же возглавляет забастовку и должен обеспечивать необходимые услуги.

Конституционная формула

Конституционная формула, которая определяет право на забастовку в РФ, включает в себя:

  1. Принятие забастовки как правомерного действия сотрудников.
  2. Обеспечение исполнения права на забастовку через создание системы госгарантий.
  3. Принятие забастовки как средства решения коллективного трудового спора.
  4. Перекладывание установленного правового режима забастовки к федеральной власти.

Право на забастовку Конституция РФ характеризует как связь действий коллектива в защиту своих прав с исполнением других трудовых прав, которые они имеют.

Юридические возможности

Забастовка имеет индивидуальный аспект - добровольное принятие решения об участии или неучастии в данном мероприятии.

Право работников на забастовку предполагает наличие таких юридических аспектов как:

  1. Свободное обсуждение вопроса о возможности проведения забастовки и принятии решения о ее объявлении.
  2. Свободное решение вопроса о форме мероприятия, выдвигаемых требований, обеспечении исполнения необходимых услуг.
  3. Беспрепятственное проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и ненарушение прав иных лиц.
  4. Приостановление или прекращение забастовки по решению уполномоченного органа.
  5. Пользование гарантиями, предусмотренными законом.

Когда возможна забастовка

Возможность проведения забастовки трудовое право определяет в таких случаях, когда:

  • примирительный процесс не привел к положительному результату;
  • работодатель или его представители не идут на примирение;
  • работодатель не исполняет условия соглашения, которое было достигнуто в процессе коллективного спора;
  • не исполняется решение трудового арбитража.

Все перечисленные условия дают право сотрудникам прибегнуть к забастовке. При этом представители руководящей стороны не имеют права организовывать забастовку и тем более принимать в ней участие.

Незаконные забастовки

Ограничение права на забастовку налагается:

  1. Когда введено военное или чрезвычайное положение либо используются специальные меры с учетом законодательства о чрезвычайных положениях.
  2. В вооруженных силах РФ и иных военизированных органах, которые ведают вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательными работами, поисковыми работами, ликвидации стихийных бедствий.
  3. В правоохранительных органах.
  4. В организациях, которые обслуживают опасные виды производства, на станциях скорой помощи или неотложной медпомощи.
  5. В организациях, которые обеспечивают жизнедеятельность населения.
  6. Когда забастовка может угрожать обороне страны, безопасности государства, жизни и здоровью населения.

Право на забастовку может ограничиваться федеральным законодательством. К примеру, для госслужащих Федеральной госслужбы забастовки недопустимы.

Решение о забастовке

Решение о забастовке трудовое право разрешает принимать на собрании сотрудников предприятия по предложению их представительного органа, который был избран ранее для разрешения коллективных споров на производстве.

Решение об участии сотрудников в забастовке, которая объявляется профессиональным союзом, принимается на собрании сотрудников организации без примирительного процесса.

Подобное собрание сотрудников является законным, если на нем присутствует 50% от общего числа всего коллектива. Работодатель должен предоставить коллективу помещение для проведения собрания и не может препятствовать заседанию.

Решение может считаться принятым, если за него отдали голоса половина сотрудников, присутствующих на собрании. Если собрание невозможно провести, то уполномоченный орган может утвердить свое решение путем сбора подписей в поддержку проведения забастовки.

В течение пяти дней должна работать примирительная комиссия, которая может объявить о предварительной забастовке в письменной форме не позднее, чем за три дня до ее начала.

О начале забастовки работодатель должен быть уведомлен в письменной форме за десять дней.

Что указывается в решении

Решение, дающее право на забастовку, должно содержать:

  • список разногласий сторон в споре;
  • дату и время начала мероприятия, предполагаемая продолжительность и количество участников (забастовка должна начаться в течение 60 дней с момента ее объявления);
  • название органа, который возглавляет забастовку, состав представителей сотрудников, которые участвовали в примирительном процессе;
  • перечень предложений по минимальным услугам, которые должны выполняться во время забастовки.

Работодатель должен предупредить о намеченной забастовке соответствующий госорган по урегулированию коллективных споров.

Если забастовка не начинается в срок, то последующее разрешение конфликтной ситуации должно осуществляться согласно ст. 401 ТК РФ (примирительные процедуры).

Кто возглавляет

Возглавляет забастовку представительный орган сотрудников. Он может созвать собрание, получать от работодателя нужную информацию, которая затрагивает интересы коллектива, привлекать специалистов, подготавливающих заключения по спорным вопросам.

Представительный орган может получить право на забастовку (порядок ее проведения должен быть ему знаком), а также у данного лица есть право приостановить мероприятие.

Если необходимо возобновить забастовку, не нужно повторно рассматривать спор. Достаточно предупредить об этом работодателя и соответствующий госорган за три дня.

В ходе самой забастовки обе стороны должны продолжать разрешение конфликтной ситуации через примирительные процедуры.

Гарантии

С какой целью дано право на забастовку? Чтобы отстоять интересы бастующей стороны и разрешить спорную ситуацию, вследствие чего бастующим также даются определенные гарантии. К ним относят:

  • Участие в забастовке не рассматривается как нарушение дисциплины труда и не является основанием для увольнения сотрудника. Исключением являются ситуации, когда от сотрудника последовал отказ в прекращении забастовки.
  • Запрет на применение дисциплинарных взысканий к лицам, участвующим в забастовке.
  • Сохранение работы и должности за работником на время забастовки.
  • Возможные компенсационные выплаты лицам, которые участвуют в забастовке (если этот факт указан в коллективном соглашении).
  • Участие в забастовке не расценивается как нарушение дисциплины.

Но, исходя из того, что работники во время забастовки не исполняют своих обязательств, работодатель имеет право не выплачивать им зарплату. Также те лица, которые не участвуют в забастовке, но по известным причинам не могут выполнять свою работу, должны в письменной форме известить об этом руководителя. Работодатель, в свою очередь, может перевести таких сотрудников на другую работу.

Отмена или перенос забастовки

Забастовка может быть признана незаконной по решению Верховного суда по заявлению руководителя организации или прокуратуры. Данное решение до сотрудников должно донести уполномоченное лицо.

Если забастовка угрожает жизни и здоровью людей, судебная инстанция должна либо отложить ее на месяц, либо перенести на тот же срок. В особых случаях забастовку вправе приостановить Правительство РФ до решения соответствующего вопроса судом, но не больше чем на 10 дней.

В процессе урегулирования конфликтной ситуации запрещено проводить локаут (увольнение сотрудников за их участие в забастовке).

Обязанности сторон

Право на забастовку дает ее участникам не только возможность требовать исполнения определенных условий, но и соблюдать некоторые обязанности:

  1. Во время забастовки стороны должны продолжать разрешать коллективный спор через проведение примирительных процедур.
  2. Лица, которые возглавляют забастовку, должны обеспечивать ее участникам меры безопасности, сохранять общественный порядок, беречь имущество предприятия, а также останавливать технику, которая может угрожать жизни и здоровью бастующих.
  3. Те организации, которые обеспечивают безопасность людей и их интересов, при проведении забастовок должны предоставлять минимум работ. Если такой минимум не выполняется, то забастовка будет считаться незаконной.

Ответственность

Право на забастовку и его реализация регламентированы ТК РФ и Конституцией РФ. А какова ответственность за несанкционированные и незаконные забастовки? Существует несколько видов санкций:

  1. Дисциплинарное наказание. Данный вид ответственности предусмотрен ст. 417 ТК РФ. Сотрудники, которые приступили к забастовке или не остановили ее на следующий день после донесения решения до уполномоченного органа, могут подвергаться дисциплинарным взысканиям, а сама забастовка признается незаконной.
  2. Административная ответственность. Этот вид наказания предусмотрен ст. 20.26 КоАП РФ. Согласно статье, если работа остановлена самовольно и данное действие не предусмотрено законом, то на сотрудника налагается штраф до 1500 руб. Соответственно, если забастовка окончена вовремя или не начата вовсе, никаких административных последствий такие действия не имеют.
  3. Гражданско-правовая ответственность. Данный вид наказания предусмотрен только для профсоюзных организаций, которые объявили и не прекратили забастовку после признания ее незаконной. Такие организации должны возместить все убытки, которые понесло предприятие, причиненные устроенной забастовкой. Возместить организация должна за свой счет и в том размере, который определен судом.
  4. Уголовная ответственность. Такой вид наказания за незаконную забастовку не предусмотрен в УК РФ, но практика показывает, что уголовное дело может быть возбуждено, например, по ст. 315 УК - это злостное невыполнение представителями власти, госслужащих, служащих органов местного самоуправления, руководителей коммерческих организаций решения суда, которое вступило в законную силу. При этом неисполнение приравнивается к воспрепятствованию исполнения решения суда. Собственно, по этой статье могут обвинить уполномоченный орган, если решение суда о признании забастовки незаконной вынесено, а мероприятие продолжается.

Сегодня практически не существует материальной ответственности за проведение забастовки для уполномоченного лица, которое ответственно за указанное мероприятие. Но есть вероятность привлечения сотрудника к ответственности за участие в забастовке. Использоваться могут как легальные юридические методы, так и своеобразное «наказание» бастующих.

К тому же работодатель может косвенно наказать бастующих сотрудников, что для последних является более болезненной процедурой, нежели официальные методы.

Стоит помнить, что практически любой конфликт может быть решен при помощи примирительных переговоров. Не нужно сразу же прибегать к забастовкам или более радикальным методам. Чтобы работа в коллективе шла своим чередом, обе стороны должны научиться слушать и слышать друг друга.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ

Ю. МОИСЕЕВА
Ю. Моисеева, Тверской государственный университет.
В нашей стране право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать такие формы, как собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, а также забастовка.
Забастовка согласно ст. 2 Закона от 23 ноября 1995 г. - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с общими чертами и видами забастовок.
Забастовка является временной остановкой работы: рабочие должны после ее завершения возвратиться на свои места. Это коллективный акт, предпринятый группой работников. Тот факт, что группа состоит из работников, позволяет отделить забастовку от таких действий, как отказ студентов посещать лекции, митинги пенсионеров (эти действия могут быть названы забастовкой только по аналогии). Наконец, забастовка почти всегда является рассчитанным действием, цель которого - выражение недовольства или реализация требований. Она есть не что иное, как одна из форм общения между работодателями и работниками, посредством которой работники высказывают в крайней по закону форме свое несогласие с действиями администрации, и ее в этом плане можно рассматривать как ультимативную форму протеста.
Закон устанавливает, что участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Участие в забастовках не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание расторжения трудового договора (кроме случаев, когда забастовка, признанная судом незаконной, не прекращена, или начата забастовка, отсроченная или приостановленная судом). За участниками забастовок сохраняется на время забастовки место работы и должность.
В соответствии со ст. 13 Закона от 23 ноября 1995 г. представители работодателя не вправе организовать забастовку и принимать участие в ней.
Наиболее распространенный вид - это обычная забастовка, когда работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он является предметом внимания законодателя.
Интересной в плане формы проведения представляется так называемая "итальянская забастовка", или работа по правилам. Работники в этом случае не прекращают работу, а начинают выполнять свои трудовые обязанности строго в соответствии с установленными технологическими правилами, следствием чего является блокирование нормального производственного процесса. Суть этого вида забастовки - в существующих противоречиях между формальной и неформальной организацией работы на предприятии. Особенность заключается еще и в том, что забастовка практически не регулируется законом, ибо для предъявления претензий к работающим нет оснований.
В Российской Федерации Законом предусмотрена возможность проведения двух видов забастовок: обычной и предупредительной. Отличие предупредительной забастовки от обычной состоит в том, что она: может быть объявлена в период прохождения примирительных процедур - после пяти календарных дней работы примирительной комиссии; может быть проведена однократно (в данном конкретном споре); ее продолжительность не может быть более одного часа; о предупредительной забастовке работодателя необходимо известить в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Закон четко урегулировал порядок объявления забастовки. Решение об этом принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
Самое серьезное внимание при вынесении и оформлении решения о забастовке необходимо обратить на его содержание. В нем должны быть указаны: перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки.
Минимум определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или местного самоуправления. При необеспечении минимума забастовка может быть признана незаконной.
Практика показала необходимость и целесообразность установления такого минимума заблаговременно для всех однопрофильных организаций (предприятий, учреждений). Целесообразно закрепить рекомендуемый минимум в трехсторонних соглашениях в зависимости от вида деятельности. Минимум работ (услуг) нужно определять исходя из необходимости охраны жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан. Перечень таких работ не может быть предельно широким, иначе он станет непреодолимым препятствием для реализации права на забастовку.
Анализируя зарубежные критерии ограничения права на забастовку, нельзя не прийти к выводу о том, что сложившаяся за последние годы законодательная практика в большинстве стран имеет явную тенденцию к сочетанию абстрактных (обобщенных) формулировок с конкретным перечислением тех областей человеческой деятельности, которые принято относить к жизненно важным для страны и где, следовательно, право на забастовку в полном объеме отсутствует.
Это такие службы, остановка работы которых угрожает жизни, свободе, безопасности или здоровью людей, что обязывает обеспечивать выполнение служебного минимума работ с целью избежания подобного риска.
Как правило, к их числу относят следующие службы: почта, телеграф, телефон; дежурные больницы и аптеки; похоронные службы; банковская деятельность; некоторые виды транспорта; судебные органы; вооруженные силы; пожарные службы; автодиспетчерская служба и некоторые другие (Александров М.А. О праве на забастовку в жизненно важных отраслях и службах зарубежных стран // Труд за рубежом. 1993. N 1. С. 35 - 43).
Такое обобщенное определение жизненно важных отраслей и служб позволяет правительству вмешиваться в коллективный трудовой спор под тем предлогом, что он угрожает экономике и национальным интересам страны в целом.
К числу вопросов, решение которых имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, относится вопрос о признании забастовок незаконными.
Во-первых, забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Так, забастовка, проведенная докерами - механизаторами Морского торгового порта Магаданской области в феврале 1992 г., решением Верховного Суда РФ была признана незаконной, так как ее провели без предварительного урегулирования трудового спора в примирительной комиссии и трудовом арбитраже и без соответствующего предупреждения администрации (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. N 12).
При этом, как указал в своем Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, сам по себе факт несоблюдения до начала забастовки примирительной процедуры не может служить основанием признания забастовки незаконной, если будет установлено, что трудовой коллектив предпринимал все меры к ее выполнению, а администрация уклонялась (Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 10).
Кроме того, являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью граждан.
Являются незаконными забастовки в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах, органах Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.
Решением Верховного Суда РФ забастовка, проведенная коллективом летного состава Вологодского авиапредприятия, признана незаконной, так как на предприятиях гражданской авиации забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора не допускается (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10).
Профсоюз летного состава Вологодского авиапредприятия обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой. Последний принял постановление, согласно которому запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации соответствует Конституции в той мере, в какой это право на забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В своем Постановлении от 17 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ отметил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует Конституции РФ. В связи с этим Конституционный Суд РФ обратился к Федеральному Собранию РФ с указанием о том, что ему надлежит определить условия и основания ограничения права на забастовку и связанные с этим необходимые компенсационные механизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров, руководствуясь при этом Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права (Российская газета. 1995. 25 мая).
Не так давно, 8 июля 1999 г., был принят Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Установлено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. оставил вне своих рамок возможность ограничения права на забастовку в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц. Среди прав, подлежащих защите, Закон называет лишь здоровье человека, хотя незаконная забастовка может причинить существенный вред ряду иных определенных Законом прав и интересов других лиц. Необходимость закрепления такого положения основывается на содержании ст. 55 Конституции РФ, которая провозглашает возможность ограничения прав и свобод человека федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон устанавливает возможность ограничения права на забастовку в соответствии с Законом о чрезвычайном положении.
Представляется, что законодательная формулировка о возможности ограничения права на забастовку является не совсем верной и точной. Было бы правильнее говорить о признании забастовок незаконными в силу того, что их проведение в отдельных случаях прямо запрещено законом.
Речь идет о лишении права использовать такой способ разрешения коллективных трудовых споров, как забастовка, неисполнение чего влечет применение к его нарушителям предусмотренных законом мер юридической ответственности. Ограничение же предполагает не полное лишение права, а лишь устанавливает пределы его осуществления.
Немало проблем возникает и во время проведения забастовок. В пакетах выдвигаемых требований нередко встречаются требования политического характера, что обусловлено чрезмерной политизацией сложившейся в стране социально - экономической ситуации.
Закон СССР от 22 мая 1991 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" запрещал все забастовки по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, границ, а также забастовки с требованиями о созыве, роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, об отставке их руководителей или руководителей государства.
Политические требования должны быть либо узаконены, либо запрещены. При этом необходимо отметить, что на практике достаточно трудно провести грань между политической забастовкой и забастовкой, обусловленной социально - экономическими потребностями работников, хотя и приобретшей политическую окраску.
Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Кроме того, ее прекращение может быть связано с вынесением судом решения о признании забастовки незаконной, после чего работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего российского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 17.05.1991 N 1253-1
"О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ"
ЗАКОН СССР от 20.05.1991 N 2179-1
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 175-ФЗ
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ"
(принят ГД ФС РФ 20.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.07.1999 N 150-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 52 ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.06.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 N 5-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 12 ЗАКОНА СССР ОТ 9
ОКТЯБРЯ 1989 ГОДА "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ
СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)" (В РЕДАКЦИИ ОТ 20 МАЯ 1991 ГОДА) В ЧАСТИ,
ЗАПРЕЩАЮЩЕЙ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАБАСТОВОК РАБОТНИКАМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ,
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ПРОФСОЮЗА ЛЕТНОГО СОСТАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 01.08.1994
Российская юстиция, N 9, 1999

Работникам законом гарантируется право на забастовку, то есть временный добровольный отказ от исполнения трудовых обязанностей (ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, абз. 13 ч. первой ст. 21, ч. четвертая ст. 398 ТК РФ). Забастовка является одним из способов разрешения коллективного трудового спора (ч. первая ст. 409 ТК РФ). То есть, поводом для забастовки могут стать неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по вопросам:
– установления и изменения условий труда;
– заключения, изменения и выполнения коллективных договоров;
– отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Таким образом, коллективный спор всегда связан с публичными разногласиями, обсуждением, установлением или изменением каких-либо правил (апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2015 г. № 3-АПГ15-2). Этим он отличается от индивидуального трудового спора, который возникает при нарушении прав отдельных работников и предполагает применение уже установленных норм.

Предметом забастовки не могут быть требования, которые связаны исключительно с . Такие разногласия разрешаются судом при рассмотрении индивидуального трудового спора (определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2010 г. № 44-Г10-17).
Приостановка работы в связи с невыплатой заработной платы более 15 дней по статье 142 ТК РФ не является забастовкой. Это форма самозащиты работниками своих прав (ст. 142, абз. 2 ч. второй ст. 352 ТК РФ).

Мероприятия предшествующие забастовке

Забастовке работников предшествуют определенные мероприятия. Если работники нарушат требования, которые закон предъявляет к одному из этапов, работодатель может потребовать признать забастовку незаконной.

Выдвижение требований

Коллективный трудовой спор начинается с того, что работники и их представители выдвигают свои требования, утверждают их на собрании или конференции, фиксируют в письменном виде и направляют работодателю. Такое собрание будет правомочным, если на нем присутствует более половины работающих, а конференция – если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Если провести собрание или конференцию невозможно, то профсоюзная организация может утвердить свое решение, собрав больше половины подписей сотрудников в свою пользу (ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

Рассмотрение требований

Работодатель должен рассмотреть требования работников и принять по ним решение. На это у него есть два рабочих дня. Решение нужно оформить в письменной форме и направить в соответствующий представительный орган сотрудников. Если работодатель не согласится с требованиями работников либо не сообщит им о своем решении, возникает коллективный трудовой спор.

Примирительные процедуры

Наличие коллективного спора не дает сотрудникам права сразу начать забастовку. Это крайняя мера воздействия на работодателя. Нужно попытаться разрешить спор при участии примирительной комиссии, посредника или трудового арбитража.
Примирительная комиссия состоит из равного количества представителей с одной и другой стороны. Решение о создании примирительной комиссии работодатель оформляет приказом, а представитель работников – решением. Третьи лица или сторонние организации туда не включаются. Комиссия может вынести решение, а может не достичь согласия. В таком случае стороны должны перейти к переговорам о приглашении посредника или передаче спора в трудовой арбитраж. Однако и эти переговоры не всегда результативны. Бывает, что работники или работодатель уклоняются от участия в каждой процедуре. Это является основанием для последовательного перехода к следующей стадии. Если в итоге спор не рассмотрел даже трудовой арбитраж, то считается, что примирительные процедуры не привели к решению разногласий. В приведенной ситуации суд, скорее всего, признает забастовку незаконной, поскольку ее объявили без примирительных процедур (определение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2012 г. № 83-АПГ12-5).

Порядок принятия решения о забастовке

Работники могут принять такое решение в случаях, когда:
– примирительные процедуры не привели к решению коллективного трудового спора;
– работодатель не выполняет соглашения, которые достигнуты сторонами в ходе разрешения спора;
– работодатель не исполняет решение трудового арбитража.
Решение о проведении забастовки принимают не менее половины работников на собрании или конференции. Что касается кворума, то здесь действуют те же правила, что и для утверждения требований. На собрании обязательно присутствие более половины от общего числа работников, а на конференции – не менее двух третей делегатов. Если кворум не соблюден, то решение о забастовке незаконно (определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2012 г. № 66-Г12-2).

Если провести собрание или конференцию невозможно, то профсоюз может утвердить решение, собрав больше половины подписей работников в поддержку проведения забастовки. Отсутствие необходимого количества подписей также служит основанием для признания забастовки незаконной (определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2014 г. № 33-АПГ14-3).

Роль представительного органа работников

Его роль заключается в том, что он выдвигает предложение о проведении забастовки. Объявить забастовку самостоятельно он не вправе. Однако это требование часто нарушается представителями работников.

Предупреждение о забастовке

Предупреждение о забастовке должно быть облечено в письменную форму. На практике документ оформляют в виде решения о забастовке или протокола общего собрания или конференции работников, на которой это решение принималось. Работодателю обычно направляют копию решения или протокола. Копия должна быть направлена не позднее пяти рабочих дней до начала забастовки. Нарушение этого срока влечет признание ее незаконной.
Работодатель, который получил копию решения или протокола, должен проверить в нем наличие обязательных сведений. Если какое-то из них отсутствует, суд признает забастовку незаконной (ОВС РФ от 2 июля 2004 г. № 43-Г04-21).

Действия работодателя при получении предупреждения о забастовке

Получив предупреждение о забастовке, работодатель должен сообщить об этом в соответствующий государственный орган. В зависимости от вида коллективного спора это может быть государственная инспекция труда региона либо орган исполнительной власти субъекта РФ (комитет по труду, министерство труда и др.).
Затем нужно изучить протокол или решение об объявлении забастовки и проверить сроки. Работники не могут начать забастовку позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее проведении.

Далее работодателю следует запросить документы, которые подтвердят факт проведения общего собрания или конференции работников и позволят проверить соблюдение кворума и полномочия участников собрания. Хотя представительный орган работников не обязан направлять такие документы, попытаться стоит. Часто к принятию решения привлекают лиц, которые не являются сотрудниками организации, в подписных листах не конкретизируют цель сбора подписей, не ставят их расшифровки или инициалы. Это не позволяет понять, кто именно и за принятие какого решения голосовал (определение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2012 г. № 83-АПГ12-5).

Кроме того, следует обратить внимание на обеспечение минимума необходимых работ в период забастовки. Он обязателен в случаях, когда деятельность организации связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов. В каждой отрасли есть свой перечень минимума необходимых работ. Если работники не согласуют или не выполнят требование о минимальном объеме работ, когда это необходимо, то суд может приостановить забастовку (ч. 8 ст. 412 ТК РФ).

За бастующими сотрудниками работодатель должен сохранить место работы и должность. Заработную плату за этот период он вправе не выплачивать, за исключением оплаты за труд, выполняемый в рамках обязательного минимума работ.
Также нужно помнить о случаях, когда забастовка не допускается. Если работодатель видит, что забастовка незаконна, объявлена с нарушением сроков и процедур, он вправе обжаловать ее в верховный суд республики, краевой, областной, суд города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Можно ли наказать бастующих работников

Участие в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины (ч. 1ст. 414 ТК РФ). За это сотрудников нельзя привлечь к дисципринарной ответственности, а тем более уволить. Исключение составляет ситуация, когда суд признал забастовку незаконной и обязал работников ее прекратить. В этом случае сотрудники должны приступить к работе не позднее следующего дня после получения копии решения суда, вступившего в силу. Если они не соблюдают эту обязанность, то их можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, основные моменты при забастовке работников следующие:
1. Поводом для забастовки могут стать коллективные разногласия между работниками и работодателем, например, по вопросам изменения системы оплаты труда и премирования, условий труда и др.
2. Получив письменное предупреждение о забастовке, работодатель должен уведомить об этом инспекцию по труду и государственный орган своего региона. Если есть сомнения в законности забастовки, можно обратиться в суд.
3. В период забастовки работника нельзя уволить или привлечь к дисциплинарной ответственности. Исключение составляет случай неисполнения обязанности прекратить забастовку по решению суда. Предложения по минимуму необходимых работ на период проведения забастовки

Похожих статей пока нет.

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом исследования в настоящей статье являются возникающие на практике случаи образования кредиторской задолженности бюджетного (автономного) учреждения перед третьими лицами в ситуации недофинансирования со стороны учредителя. В таких условиях, на наш взгляд, происходит ограничение предоставленных законодателем гарантий финансовой самостоятельности учреждений при формировании расходов (в части распоряжения средствами от приносящей доход деятельности). В статье сделана научная оценка механизмов погашения задолженности учреждением при наступлении такого случая. Рассмотрен институт субсидиарной ответственности в историческом контексте и в современном законодательстве о бюджетных (автономных) учреждениях. В ходе исследования автором были использованы такие методы как сравнение, обобщение, системный анализ, моделирование, дедукция. Особым вкладом автора в исследование данной темы является формулирование вывода о необходимости рассмотрения вопроса о расширении границ субсидиарной ответственности учредителя, но при условии, если такая ответственность будет установлена императивно на уровне закона и будет иметь место прямая связь между наступлением задолженности и фактом недофинансирования.


Ключевые слова: Бюджетные учреждения, Автономные учреждения, Некоммерческие организации, Бюджетная сфера, Субсидиарная ответственность, Кредиторская задолженность, Бюджетное право, Финансы, Субсидия, Гарантии

10.7256/2306-9945.2017.6.25958


Дата направления в редакцию:

06-04-2018

Дата рецензирования:

10-04-2018

Дата публикации:

16-04-2018

Abstract.

The subject of this research is the creditor liability of a budgeting (authority) establishment before third parties in a situation of insufficient funding from a founding shareholder. According to the author, such situations result in limitation of financial independence guarantees granted by the law to establishments when the latter perform their expenditure budgeting (in relation to the disposal of funds from income-generating activities). In her article Fedoseeva carries out a scientific assessment of debt redemption mechanisms when such situations occur. The author of the article also analyzes the development of the institution of subsidiary responsibility through the ages as well as related contemporary laws on budgeting (authority) establishments. In the course of the research the author uses such methods of research as comparison, generalisation, systems analysis, modelling, and deduction. The author"s special contribution to the topic is that she emphasizes the need to extend the boundaries of the founding shareholder subsidiary responsibility providing that such responsibility is fixed in the mandatory manner at the legal level and there is a direct connection between a debt occuring and the fact of underfunding.

Keywords:

Budgetary law, Creditors liabilities, Joint responsibility, Budgeting domain, Non-profit organizations, Authority establishments, Budgeting establishments, Financial, Subsidy, Guarantees

В законодательстве Российской Федерации применительно к бюджетным (автономным) учреждениям закреплен ряд гарантий финансовой самостоятельности (например, в части формирования расходов и доходов), цель которых - позволить таким учреждениям выступать в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов на рынке услуг наравне с иными, в том числе негосударственными экономическими субъектами. Указанная самостоятельность в условиях конкуренции должна способствовать повышению качества оказываемых услуг государственными (муниципальными) учреждениями. Это предполагается достичь за счет повышения заинтересованности в этом самих учреждений в результате использования рыночных механизмов.

В рамках такого подхода предоставленный законодателем ряд гарантий финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений затрагивает взаимоотношения с учредителем (собственником), в том числе по поводу его ответственности по обязательствам учреждения перед третьими лицами.

В соответствии с общими правилами, установленными гражданским законодательством, бюджетное (автономное) учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов от приносящей доход деятельности за рядом исключений. При этом собственник учреждения несет субсидиарную ответственность в нескольких ситуациях: по связанным с причинением вреда гражданам обязательствам и при недостаточности имущества учреждения, на которое обращено взыскание (пункты 5 - 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ ).

Такой подход является следствием существующего противоречия в статусе бюджетных (автономных) учреждений. С одной стороны учреждения наделены определенной самостоятельностью (например, в части распоряжения средствами от приносящей доход деятельности), направленной на повышение качества оказываемых ими услуг в условиях конкуренции наравне с иными, в том числе негосударственными организациями. С другой стороны, деятельность бюджетных и автономных учреждений имеет публичный характер в связи с тем, что целью таких учреждений является выполнение работ и оказание услуг в рамках обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной (муниципальной) власти в наиболее важных сферах жизни общества. Такой двойственный статус требует сбалансированного подхода при определении набора прав и обязанностей.

Однако возникает вопрос, насколько в действительности созданный законодателем режим деятельности бюджетных и автономных учреждений, в частности в сфере субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам учреждений перед третьими лицами, способствует достижению заданных целей.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, которое формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ). При его утверждении также рассчитывается объем финансового обеспечения выполнения задания на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) с учетом затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (за некоторым исключением), в том числе земельных участков, и затрат на уплату налогов (пункт 11 раздела 2 постановления Правительства РФ от 26.06.2015 г. №640 ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления субсидии на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого с учредителем.

На практике встречаются случаи, когда из-за недостаточного финансирования на выполнение государственного (муниципального) задания у учреждения возникает кредиторская задолженность перед поставщиками, например, тепловой и электрической энергии . В этой ситуации в связи с образованием недоимки возникает также неустойка за просрочку в соответствии с законом или условиями договора, расходы на покрытие которой в составе субсидии на текущий финансовый год не предусмотрены.

Для поиска возможных вариантов решения данной проблемы необходимо проанализировать основания, при которых может наступить ситуация недостаточного финансирования со стороны учредителя.

Например, может оказаться, что лимиты бюджетных обязательств будут доведены до главных распорядителей не в полном объеме, как, например, случилось в 2015 г., когда с учетом экономической ситуации по отдельным направлениям расходов федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств были доведены в размере 90% от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2015 г. №02-01-09/3427 ). Важно обратить внимание на то, что на федеральном уровне в утратившем силу постановлении Правительства РФ от 02.09.2010 г. №671 существовала норма, прямо предусматривающая изменение размера бюджетных ассигнований на текущий финансовый год как основание для формирования нового государственного задания с измененными показателями. На сегодняшний день в пришедшем на смену постановлении Правительства РФ от 26.06.2015 г. №640 аналогичная норма отсутствует. В пункте 41 данного нормативного акта установлено общее правило, в соответствии с которым уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

Применительно к рассматриваемой ситуации Министерство финансов РФ прямо указывает, что такое решение не должно приводить к образованию кредиторской задолженности по принятым учреждениям обязательствам (письмо Министерства финансов РФ от 23.06.2015 г. №02-01-10/36141 ). В случае, если такая задолженность все-таки образовалась, на наш взгляд, возникает вопрос о поиске справедливого механизма разрешения возникшей ситуации с учетом статуса бюджетных (автономных) учреждений в условиях нового правового регулирования.

Одним из таких механизмов может являться предоставление учреждению отдельной субсидии на погашение кредиторской задолженности прошлых лет в форме субсидии на иные цели в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Данная практика широко распространена (например, постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.01.2018 г. №203 ; приказ Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 18 июля 2017 г. №90 ).

Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии. Однако в соответствии с бюджетным законодательством такие субсидии могут предоставляться бюджетным и автономным учреждениям. Обязанность компенсировать расходы, связанные с возникновением кредиторской задолженности в рассматриваемой нами ситуации, законодательством РФ не установлена.

Такой подход, на наш взгляд, влечет возникновение определенной финансовой незащищенности для бюджетного (автономного) учреждения, когда оно вынуждено направлять средства от приносящей доход деятельности на погашение задолженности. Подобные действия имеют признаки скрытого изъятия доходов, так как ограничивают право учреждения на самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности. Такие средства поступают в самостоятельное распоряжение учреждений и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Данные доходы расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Правовые основания для установления правовым актом публично-правового образования порядка расходования таких средств отсутствуют.

В этом случае было бы правильным, на наш взгляд, с учетом публичного характера деятельности бюджетного (автономного) учреждения поставить вопрос о возможности применения субсидиарной ответственности учредителя.

Как следует из пояснительной записки «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субсидиарная ответственность учредителя (публично-правового образования) была восстановлена в отношении бюджетных учреждений и установлена в отношении автономных учреждений. Разработчики законопроекта делают акцент на особом значении субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан, так как при ее отсутствии граждане, здоровью или жизни которых был причинен вред, могут не получить удовлетворения своих обоснованных требований, поскольку реальная имущественная база самостоятельной ответственности бюджетного учреждения по действующему законодательству ограничена денежными средствами и малоценным движимым имуществом. Такой подход справедлив в отношении граждан, поскольку они являются более незащищенной категорией в отношениях с бюджетными (автономными) учреждениями. Однако институт субсидиарной ответственности является важным инструментом достижения справедливого баланса интересов не только между юридическими лицами и их кредиторами, с одной стороны, но и между юридическими лицами и их учредителями.

В целях поиска справедливого решения необходимо обратиться и к этимологии термина «субсидиарный». Она связана с латинским словом subsidiarus (в переводе с лат. «резервный, вспомогательный») и производным от него subsidium (в переводе с лат. «помощь, поддержка, резерв») . Слово «субсидия» было заимствовано из польского или немецкого языка в начале XVIII века и имело значение «денежное вспомоществование, пособие, денежная помощь». В дореволюционной литературе в качестве примеров его употребления приводились случаи вспомоществования деньгами (или войсками) на ведение войны одним государством другому, союзному; денежная помощь государства отдельным лицам или обществам, поддерживающим его принципы; денежная или натуральная помощь государства или учреждения кому-либо . С.С. Покровский делает следующий вывод о сущности субсидии на основании анализа исторических лексических конструкций - вспомоществование денежного характера, оказываемое на почве общности интересов в случае недостатка собственных ресурсов реципиента .

Однако здесь необходимо отметить, что в римском праве существовал actio subsidiaria (субсидиарный иск), который в качестве последнего средства давался подопечному против магистрата, проявившего небрежность при назначении опекуна. В его основе лежало неисполнение магистратом обязанности истребовать у назначаемого им опекуна гарантии сохранности имущества подопечного и ручательства в совершении всего от него зависящего для сбережения имущества подопечного в целостности . С.С. Покровский отмечает существенные черты такого субсидиарного иска - отсутствие у потерпевшего иного процессуального способа для получения возмещения (за несправедливость) и направленность иска против лица, проявившего небрежность в обеспечении гарантий сохранности имущества, которое находится в сфере субъективных интересов потерпевшего.

Анализ рассматриваемой ситуации, когда у учреждения возникает кредиторская задолженность по обязательствам перед третьими лицами в связи с недофинансированием со стороны учредителя, позволяет сделать вывод о наличии определенной несправедливости. Учредителем не были в полной мере обеспечены гарантии сохранности имущества, которое находится в сфере субъективных интересов учреждения. Установленные законодателем гарантии финансовой самостоятельности бюджетных (автономных) учреждений в части формирования расходов в связи с необходимостью в данной ситуации направлять средства от приносящей доход деятельности на погашение недоимки и неустойки не обеспечены.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о введении применительно к данному случаю субсидиарной ответственности учредителя. Данный подход будет справедливым при выполнении следующих условиях.

Во-первых, субсидиарная ответственность учредителя должна быть введена на основании закона императивно. Дело в том, что типовые формы соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое выполнение государственного (муниципального) задания (например, приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2016 г. №197н ) содержат общие формулировки об ответственности сторон, которые устанавливают, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во-вторых, для применения положений о субсидиарной ответственности учредителя необходимо строго определять основание возникновения кредиторской задолженности учреждения. Должна иметь место связь между наступлением данной ситуации и недофинансированием учреждения со стороны учредителя.

В-третьих, субсидиарная ответственность учредителя должна покрывать как возникшую недоимку, так и неустойку, в случае если такая предусмотрена в соответствии с законом или договором учреждения с третьим лицом.

Применительно к последнему тезису необходимо отметить наличие судебной практики, в соответствии с которой суды делают вывод о недопустимости взыскания неустойки с бюджетополучателей ввиду отсутствия в их действиях вины по ненадлежащему исполнению обязательств по оплате (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2017 г. по делу №А53-30980/2016 ). Несмотря на то, что данное решение касается казенного учреждения, являющегося бюджетополучателем, и имеющего иной правовой статус, необходимо его оценить для формулирования выводов применительно к бюджетным (автономным) учреждениям, поскольку так или иначе речь идет о финансировании обязательств с использованием средств, имеющих бюджетное происхождение. Суд отмечает, что содержащие сообщения письма кредитору, о том, что учреждение не может взять на себя бюджетные обязательства при отсутствии бюджетных средств по целевой статье на оплату коммунальных услуг, указание на сообщение главному распорядителю средств федерального бюджета о сложившейся ситуации положены в основу вывода об отсутствии вины ответчика в просрочке платежей по контракту. При таких обстоятельствах, по мнению суда, отсутствуют основания для удовлетворения требований в части взыскания законной неустойки.

Такой вывод может быть подвергнут дискуссии, поскольку в соответствии с сохраняющей на сегодняшний день силу правовой позицией Высшего арбитражного суда РФ, выраженной в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. №21 , недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и следовательно, основанием для освобождения его от ответственности по пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ. Исходя из основополагающих принципов гражданского законодательства, установленных статьей 1 Гражданского кодекса РФ, признания равенства участников регулируемых гражданским законодательством правоотношений и обеспечения восстановления нарушенных прав можно полагать, что кредитор, надлежащим образом исполнивший свое обязательство, вправе рассчитывать на компенсацию его имущественных потерь в результате ненадлежащего исполнения должником обязательства. Очевидно, что ни один из участников правоотношений не может находиться в преимущественном положении . Такой подход соответствовал бы правовому статусу бюджетных (автономных) учреждений как полноценных участников рыночных отношений.

Таким образом, на сегодняшний день существует ситуация, когда гарантии финансовой самостоятельности бюджетных (автономных) учреждений в части формирования расходов применительно к распоряжению средствами от приносящей доход деятельности могут быть ограничены. Речь идет о возникновении кредиторской задолженности перед третьими лицами в случае недофинансирования учреждения собственником. На наш взгляд, в данном случае необходимо рассмотреть вопрос о расширении границ субсидиарной ответственности учредителя, но при условии, если такая ответственность будет установлена императивно на уровне закона и будет иметь место прямая связь между наступлением задолженности и фактом недофинансирования. Субсидиарная ответственность учредителя должна распространяться как на образовавшуюся недоимку, так и на неустойку, если такая предусмотрена законом или договором с третьим лицом.

Такой подход является следствием поиска сбалансированного решения в ситуации, когда с одной стороны бюджетные (автономные) учреждения имеют известную самостоятельность в своей деятельности, используя для этого предоставленные законодателем ряд гарантий, участвуя на рынке услуг наравне с иными, в том числе негосударственными организациями, а с другой стороны - в силу публичного характера их деятельности имеют определенную зависимость от учредителя в части выполнения показателей государственного (муниципального) задания.

Библиография

.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301

.

Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 31.12.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст. 145

.

Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 г. №640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (ред. от 09.12.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 13.07.2015. № 28. Ст. 4226

.

Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 г. №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (утратило силу) // Собрание законодательства Российской Федерации.13.09.2010. № 37. Ст. 4686

.

Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2016 г. №197н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (ред. от 27.06.2017 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.04.2018)

.

Постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 января 2018 г. №203 «Об утверждении порядков предоставления из бюджета муниципального образования «Город Саратов» субсидий на иные цели муниципальным бюджетным образовательным учреждениям и муниципальным автономным образовательным учреждениям, в отношении которых администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» осуществляет функции и полномочия учредителя». URL: http://www.saratovmer.ru (дата обращения: 03.04.2018)

.

Приказ Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 18.07.2017 г. №90 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственному бюджетному учреждению, в отношении которого Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области осуществляет функции и полномочия учредителя». URL: http://nasledie.volgograd.ru (дата обращения: 03.04.2018)

.

Письмо Министерства финансов РФ от 29.01.2015 г. №02-01-09/3427. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 03.04.2018)

.

Письмо Министерства финансов РФ от 23.06.2015 г. №02-01-10/36141. URL: https://www.b-uchet.ru/ndoc/281191 (дата обращения: 03.04.2018)

.

Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://consultant.ru (дата обращения: 03.04.2018)

.

Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22.06.2006 г. №21 (ред. от 19.04.2007 г.) // Вестник ВАС РФ. № 8. Август. 2006

.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2017 г. по делу №А53-30980/2016 URL: https://www.sudact.ru/ (дата обращения: 03.04.2018)

.

Аутлева Р.В. Отдельные проблемные вопросы взыскания неустойки в современном арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. № 1. С. 36-41

.

Покровский С.С. Субсидиарная ответственность: проблемы правового регулирования и правоприменения // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. № 7. С. 98 – 129

.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М. 2006. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 938. URL: http://dictionary-economics.ru/word/Субсидия (дата обращения: 03.04.2018)

.
.

Чагин К.Г. Практические аспекты деятельности бюджетных учреждений: вопросы и ответы / Руководитель бюджетной организации, №3, 2018 год. URL: https://www.audar-press.ru (дата обращения: 03.04.2018)

.

Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. СПб. Издание книгопродавца В.И. Губинского, Типография С.Н. Худекова. 1894. 1004 с. URL: https://www.twirpx.com (дата обращения: 03.04.2018)

References (transliterated)

.

Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast" pervaya) ot 30.11.1994 g. №51-FZ (red. ot 29.12.2017 g.) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiiskoi Federatsii. 05.12.1994. № 32. St. 3301

.

Federal"nyi zakon ot 12.01.1996 g. №7-FZ «O nekommercheskikh organizatsiyakh» (red. ot 31.12.2017 g.) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiiskoi Federatsii. 1996. №3. St. 145

.

Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 26.06.2015 g. №640 «O poryadke formirovaniya gosudarstvennogo zadaniya na okazanie gosudarstvennykh uslug (vypolnenie rabot) v otnoshenii federal"nykh gosudarstvennykh uchrezhdenii i finansovogo obespecheniya vypolneniya gosudarstvennogo zadaniya» (red. ot 09.12.2017 g.) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiiskoi Federatsii. 13.07.2015. № 28. St. 4226

.

Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 02.09.2010 g. №671 «O poryadke formirovaniya gosudarstvennogo zadaniya v otnoshenii federal"nykh gosudarstvennykh uchrezhdenii i finansovogo obespecheniya vypolneniya gosudarstvennogo zadaniya» (utratilo silu) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiiskoi Federatsii.13.09.2010. № 37. St. 4686

.

Prikaz Ministerstva finansov RF ot 31.10.2016 g. №197n «Ob utverzhdenii Tipovoi formy soglasheniya o predostavlenii iz federal"nogo byudzheta federal"nomu byudzhetnomu ili avtonomnomu uchrezhdeniyu subsidii v sootvetstvii s abzatsem vtorym punkta 1 stat"i 78.1 Byudzhetnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii» (red. ot 27.06.2017 g.) // URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 03.04.2018)

.

Postanovlenie Administratsii munitsipal"nogo obrazovaniya «Gorod Saratov» ot 29 yanvarya 2018 g. №203 «Ob utverzhdenii poryadkov predostavleniya iz byudzheta munitsipal"nogo obrazovaniya «Gorod Saratov» subsidii na inye tseli munitsipal"nym byudzhetnym obrazovatel"nym uchrezhdeniyam i munitsipal"nym avtonomnym obrazovatel"nym uchrezhdeniyam, v otnoshenii kotorykh administratsiya Oktyabr"skogo raiona munitsipal"nogo obrazovaniya «Gorod Saratov» osushchestvlyaet funktsii i polnomochiya uchreditelya». URL: http://www.saratovmer.ru (data obrashcheniya: 03.04.2018)

.

Prikaz Komiteta gosudarstvennoi okhrany ob""ektov kul"turnogo naslediya Volgogradskoi oblasti ot 18.07.2017 g. №90 «Ob utverzhdenii poryadka opredeleniya ob""ema i uslovii predostavleniya subsidii na inye tseli gosudarstvennomu byudzhetnomu uchrezhdeniyu, v otnoshenii kotorogo Komitet gosudarstvennoi okhrany ob""ektov kul"turnogo naslediya Volgogradskoi oblasti osushchestvlyaet funktsii i polnomochiya uchreditelya». URL: http://nasledie.volgograd.ru (data obrashcheniya: 03.04.2018) 16 .

Sanfilippo Ch. Kurs rimskogo chastnogo prava: Ucheb. / Pod red. D.V. Dozhdeva. M. 2002. S. 151, 267

.

Chagin K.G. Prakticheskie aspekty deyatel"nosti byudzhetnykh uchrezhdenii: voprosy i otvety / Rukovoditel" byudzhetnoi organizatsii, №3, 2018 god. URL: https://www.audar-press.ru (data obrashcheniya: 03.04.2018)

.

Chudinov A.N. Slovar" inostrannykh slov, voshedshikh v sostav russkogo yazyka. SPb. Izdanie knigoprodavtsa V.I. Gubinskogo, Tipografiya S.N. Khudekova. 1894. 1004 s. URL: https://www.twirpx.com (data obrashcheniya: 03.04.2018)

Федосеева К.П. О финансовой ответственности учредителя по обязательствам бюджетного (автономного) учреждения перед третьими лицами // NB: Административное право и практика администрирования. - 2017. - № 6. - С.1-8. DOI: 10.7256/2306-9945.2017.6.25958. URL: http://e-notabene.ru/al/article_25958.html



Просмотров