Всё о социальной работе. Элементы профессионализма в социальной работе

Введение

Одна из наиболее характерных особенностей нашего времени состоит в том, что на рынке социальных услуг как у нас в стране, так и за рубежом, все больше требуются не просто высококвалифицированные специалисты, а творческие личности, которые способны не только исполнять свои функциональные обязанности на должном уровне, но и обладать способностями к инновационной деятельности.

В двойном исследовании социальной работы вам будут предоставлены все необходимые профессиональные знания, чтобы они могли успешно и профессионально работать, чтобы иметь дело с людьми и брать на себя ответственность. Специально для чувствительных людей требуется специальная техника, которая доводится до вас во время учебы. Такие темы, как методы социальной работы, а также история социальной работы, политология, диалог и управление бизнесом, будут частью ваших двойных исследований. Таким образом, у вас есть возможность стоять у компании во многих отношениях позже.

На фоне современных преобразовательных процессов в стране по - прежнему, остро стоят вопросы повышения качества жизни. В таких условиях крайне необходимо дальнейшее реформирование системы социальной защиты населения, и, следовательно, решение проблем повышения качества подготовки специалистов для социальной сферы.

Развитие социальной работы как профессиональной деятельности обуславливает новую парадигму социального работника, которая определяет его как главного субъекта профессиональной деятельности в социальной сфере, выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста. Сегодня для того, чтобы быть социальным работником, недостаточно иметь доброе отношение к людям, нужно обладать профессиональными компетенциями, так как помогать надо уметь, а милосердие должно быть эффективным.

Вот почему ваши профессиональные перспективы неплохие. Особенно в области социальной работы существует большой спрос на рынке труда с экспертами с именно этими глубокими знаниями и прямой ссылкой на профессиональную практику, как вы ее получите. По мере того как вы завершаете свое профессиональное обучение во время ваших двойных исследований и берете практический опыт с вами, вы выполняете именно необходимые условия. Вы можете перейти непосредственно к профессии после учебы и не нуждаться в длительных периодах обучения.

Это дает вам возможность работать в социальных, молодежных и медицинских учреждениях, а также в местах отдыха, работать школьным социальным работником или найти работу в инвалидных колясках. Существует множество способов помочь людям. Социальная работа «Двойная учеба» длится 3-3, 5 года. Но вам также понадобятся эти 3 года, чтобы узнать о социальной работе и рабочей среде и справиться с ней. Работа в социальной работе непростая, это должно быть ясно для вас. Однако вам не нужно иметь никаких специальных знаний, кроме квалификации в университете.

Степень изученности проблемы:

Проблемы профессиональной деятельности и подготовки социальных работников исследуются в работах С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьевым, Л.Г. Гусляковой, Н.Ф. Дементьевой, В.И. Жуковым, Р.М. Куличенко, А.И. Ляшенко, Г.П. Медведевой, В.А. Никитиным, П.Д. Павленком, А.М. Пановым, Л.В. Топчим, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой, В.Н. Ярской.

Учитываются только человеческие качества. Не каждый может практиковать терпение или работать с инвалидами. Это требует высокой храбрости. Вы поможете людям сформировать свою жизнь и справиться с проблемами, с которыми они сталкиваются в своей жизни. Управление проблемами - это почти основная тема вашей работы, вам нужно сделать это.

Какая из этих дам была пионером в социальной работе?

Вы хотели бы работать с людьми. нет проблем, по которым вы не можете найти решение с вашим терпением. делать что-то хорошее в жизни. Вы не можете тратить больше часа на одного и того же человека. вам трудно справиться с инвалидностью. вы всегда избегали проблем. Правильный ответ: 1, Алиса Саломон была либеральным социальным реформатором в немецком женском движении и пионером социальной работы.

Международный опыт подготовки социальных работников рассматривается как зарубежными (Г. Бернлер, М. Доэл, А. Пинкус, А. Минахан, П. Кляйн, Ш. Рамон, П. Салюстович, С. Шадлоу, Ф. Шмидт Л. Юнссон), так и отечественными учеными (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б. Битинас, А. А. Козлов, Ф.Ш. Мухаметзянова, М.В. Фирсов, Т.И. Яркина).

Цель курсового исследования.

Сострадание, сочувствие и забота? Эмпатия занимает центральное место в самопонимании социальной работы. Например, в соответствии с Международным этическим кодексом «Социальные работники должны действовать в отношении людей, использующих свои услуги с состраданием, сочувствием и заботой». Ясно одно: эмпатия - это концепция, которая позитивно оценивается в социальной работе.

Эти наблюдения были также в начале следующего отражения концепции эмпатии в социальной работе. И насколько ослепить этот норматив и - в соответствии с тезисом этой работы - те же смутные идеалистические эмпатия-термины структурной асимметрии в отношениях между социальными работниками и клиентами из?

Поставленная цель предопределила задачи, которые предстоит решить в данной работе:

обосновать совокупность положений, составляющих теоретико методологическую основу процесса профессиональной деятельности социального работника;

выявить совокупность положений, составляющих сущность и содержание процесса профессиональной деятельности социального работника в современных условиях с целью профессионального роста;

Именно эта самоочевидность, с которой эмпатия, по-видимому, четко привязана к «помощи», а не к «контролю», подвергается сомнению. Этот вопрос о «нормализации с чувством» должен быть поставлен в контексте превосходного дискурса об эмпатии. Это приводит к необходимости разработки концепции эмпатии к социальной работе, которая может быть решена идеализацией традиций и последовательно описательной и эмпирической. В апокалиптических сценариях надвигающейся утраты единства американского народа эмпатия кажется последней надеждой.

Теперь вопрос заключается в том, не связана ли социальная работа с этой морализаторской и политически сомнительной концепцией эмпатии - и, таким образом, ставит ее в уже существующую традицию «благотворительность как профессия». Тогда социальная работа будет формой нормализации через эмпатию, которая появляется в самоописании профессии как «сострадание». Цитаты изначально определены в Кодексе этики и пыли Бернаскони дают первое представление об односторонней положительной оценки эмпатии в социальной работе - всегда как «Помощь» и никогда как «контроль» или «физической силы».

выявить сущность и особенности системы профессиональной деятельности социального работника в современных условиях;

определить основные направления и перспективы развития профессионального роста по направлению «социальная работа».

Предмет исследования - система профессиональной деятельности социального работника, как возможность профессиональной самореализции.

Как уже упоминалось, это использование термина «эмпатия» просто возможным благодаря расплывчатости его значения одновременно положительной и, таким образом идентичности коннотация. Сочувствие в связи с ненасилием. Розенберга «Бесполезное общение». Морализирующий и идеализирующий смысл понятия эмпатии как «сострадания» является повсеместным в «бессознательном общении».

Таким образом, ученик Роджерса Розенберг определяет эмпатию нормативно как «уважительное понимание опыта других людей». Розенберг делает концепцию эмпатии в контексте двойного мандата социальной работы невозможным, потому что эмпатия всегда должна быть «помощью» в «беспроблемном общении» - «контроль» не может быть устранен. Это можно увидеть в кажущихся трудностях, с которыми связана концепция эмпатии Розенберга. Поскольку Розенбергу, касающемуся отказа, также должно быть «эмпатически».

Объект исследования - процесс профессиональной деятельности социального работника на современном этапе.

Для решения поставленных задач в работе применены теоретические методы: анализ зарубежных и отечественных научных источников по проблеме исследования, изучение и обобщение профессионального опыта, моделирование, метод наблюдения и сравнений.

Сочувствие Розенбергу может помочь только клиентам социальной работы, а для социальной работы это означает полное устранение структурной асимметрии между социальным работником и клиентом. Эмпатия и садизм - сочувствие - это не сострадание. Бишоф-Келер предлагает так с их эмпирическими и психоаналитический ориентированным подходом способом критиковать условие Кодекса этики, потому что здесь явно подразумеваемые там рядом, сопереживание «на» сострадание ставит под сомнение: сопереживание с заряженным человеком может также к боли и агрессии этого человека - в зависимости от качества отношений.

Практическая значимость курсового исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, обеспечивающей их конкурентоспособность на рынке труда/

1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Таким образом, концепция «эмпатии» становится окончательно амбивалентной и контекстно-зависимой. Здесь важно взглянуть на концепцию Фуко «лидерство», чтобы установить связь между макрополитическими ориентациями социальной работы и микроуровнем разговора.

Поэтому целью правительственных переговоров является обеспечение того, чтобы население «хорошо себя вело» посредством государственных мер «руководства». Консультирование можно рассматривать как место, где эти государственные методы правления связаны с методами индивидуального самоконтроля.

1.1 Социальная работа, как вид профессиональной деятельности

В общепринятом понимании социальная работа - это профессия, целью которой является обеспечение или восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого. Такие признаки деятельности как целенаправленность, преобразующий, созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов полностью проявляются в деятельности социального работника. Социальная работа как профессия относится: по объекту - к типу профессий человек - человек; по классу - к преобразующим профессиям; по условиям труда - к группе профессий с повышенной моральной ответственностью.

Только так они имеют возможность социального участия. Сочувствие и активное прослушивание. Роджерса, которая служит теоретической основой для активного прослушивания. Здесь очевидна идеализация неравных отношений, в которых человек ведет и другого человека. Поэтому подразумеваемая явная нормативность подхода Роджерса должна быть явной, что явно контрастирует с его односторонним самопредставлением. Фуко служит слайдом для последовательного размещения эмпатии в контексте нормативной макрополитики.

Во-первых, теоретическая основа, которую Роджерс придает эмпатии. Целью психотерапии, ориентированной на человека, с целью их методов обсуждения, в частности активного прослушивания, как операционализации эмпатии, является, таким образом, оптимизация человека - его наилучшее «руководство» - посредством эмпатии.

Понятие «социальная работа» рассматривается не только как предоставление гарантированной социальной помощи человеку, удовлетворение его минимальных потребностей и благотворительная помощь находящимся за чертой бедности. Социальная работа начинается тогда, когда клиенты включаются в самостоятельное решение своих проблем, именно в этом состоит основная функция социальной работы как профессии, особенности которой заключаются, прежде всего, в ее сложном многоуровневом интегрированном характере, обусловленном противоречивыми требованиями современного трансформирующегося общества, что, в свою очередь, обуславливает специфику профессиональной подготовки специалиста социальной работы и необходимость его высокой квалификации.

Характерным для Роджерса, в свою очередь, является идеализирующая ссылка на жизнеобеспечение, выраженная во фразе «способ быть с людьми». Неявная цель эмпатии после Роджерса - и, таким образом, активное прослушивание как техника - это нормализующее изменение личности. Роджерс не только создает основу для идеализации «руководства» отклонения предметов профессиональными помощниками не только в эмпирически сомнительном «безусловном позитивном отношении», но и в ключевом понятии «эмпатическое понимание».

Эмпатия как техника «лидерства» также включает вхождение в частный мир восприятия другого в профессиональной роли. Заключение У Роджерса тоже есть идеализация чувства, которое напоминает корни социальной работы и нынешний дискурс эмпатии, уже описанный. Разница с «благотворительностью» в Роджерсе заключается в экономической парадигме роста гуманистической психологии, которая служит препятствием для нормализации через эмпатию. Однако в харизматическом языке Роджера, который сопровождается идеализацией профессиональных асимметричных установок как живого пособия, этот аспект нормализации отрицается.

Многолетний опыт социальной работы за рубежом и в России показывает, что во многом совпадает содержание технологий социальной помощи различным группам населения, в разных сферах общественной жизни. В то же время имеют место особенности, обусловленные, с одной стороны, разницей в материальной, финансовой, технической базе социальной работы, с другой, обычаями и традициями в жизнедеятельности различных социально - этнических групп, проживающих в регионе. 11Именно поэтому, не отбрасывая все полезное, связанное с процессом глобализации, в то же время следует учитывать социально-экономические и политические условия, исторические, духовно - нравственные, культурные и этнические особенности региона, обуславливающие социальные технологии.

Амбивалентная эмпатия особенно объясняется дополнительным требованием «безусловного позитивного внимания» клиента к эмпирически сомнительному сочувствию. Факт создания профессиональных знаний о девиантных поведенческих моделях и опытах в асимметричной обстановке отрицается в пользу идеализации взаимопомощи.

Приобретение концепции эмпатии Роджера и его реализация в разговоре является проблематичным для социальной работы, так как они сами по себе имеют идеализированные традиции, которые имеют вид, что они были обновлены с Роджерс в облике гуманистической психологии и современного психологизма. Эта идеализация эмоциональной работы имеет последствия: политическая амбивалентность «нормализации с чувством», которая находится в центре социального сочувствия, не может быть решена. Это часто просто признание реалий жизни и чувство личного признания, что часто приводит к представлениям от клиентов и принимать, а также непредоставление поддержки или отрицательно начислению вмешательства со стороны социальных работников или могут выдержать. Роджерс внес спорный вклад в социальную работу.

Таким образом, современная ситуация требует более точного определения стратегии и тактики социальной защиты населения конкретных регионов, подготовки соответствующих специалистов в области социальной работы, совершенствования регионального подхода в профессиональном образовании.

1.2 Социальный работник, как субъект социальной сферы

Вместо сопереживание перспективы социальной работы Роджера потребует описательный, эмпирический термина эмпатии, который разрывает от традиции благотворительности - даже если он, таким образом, противоречит Кодексу этики и его триасовое, сострадание, сопереживание и уход ' должен.

Завершены исследования французской литературы и социальной работы. Система, размещенная в Технологическом университете Граца. Социальная функция социальной работы. Социальная работа не имеет единого представления о ее функционировании в обществе: неужели она должна делать доброе дело людям, которые нуждаются в помощи и улучшают мир? Или это для общества, чтобы создавать проблемы шеи, которые их производят? Взгляд из системно-теоретической перспективы может помочь прояснить эти вопросы; возможно, он даже ведет к новой самооценке социальной работы.

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции.

Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов. Это − субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию − беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании и др.

Здесь, безусловно, названы далеко не все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятков миллионов людей − уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детские фонды, Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается около 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник». В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств.

Впрочем, говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками/

1.3 Понятие и условия формирования карьеры

Служебно - профессиональное продвижение - серия поступательных вертикальных и горизонтальных перемещений по различным должностям, способствующая развитию организации и личности (должностей, рабочих мест, положений в коллективе).

Исходными данными для организации движения персонала являются:

философия предприятия;

модели служебной карьеры;

штатное расписание и должностные инструкции;

приказы директора и решение аттестационной комиссии;

личные дела и трудовые договоры сотрудников.

Система служебно - профессионального продвижения - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. Различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя (функциональных и линейных руководителей).

Продвижение персонала состоит из следующих процедур:

Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.

Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда.

Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.

Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.

Деловая карьера представляет собой продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательную смену занятий на протяжении его трудовой жизни.

Объективные условия, влияющие на продвижение по службе:

) высшая точка карьеры - высший пост в конкретной организации;

) длина карьеры - количество позиций на пути от первой до высшей;

) показатель уровня позиции - отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, на иерархическом уровне нахождения индивидуума в данный момент;

) показатель потенциальной мобильности - отношение за определенный период времени числа вакансий на следующем уровне иерархии к числу лиц на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

В практике управленческой деятельности встречается множество определений понятия карьеры.

Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом

Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека.

Карьера - это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, власти, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.

В современной теории управления человеческими ресурсами под карьерой принято понимать индивидуально осознанные изменения позиции и поведения человека, связанные с относящимся к работе производственным опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.

Из приведенных вариантов определения карьеры следует, что:

во - первых, карьера включает внутреннюю позицию и поведение самого работника;

во - вторых, она есть поступательное изменение навыков, способностей и профессиональных возможностей роста, связанных с его экономической деятельностью;

в - третьих, жизнь человека вне работы и роль, которую он играет в этой жизни, оказывают значительное влияние на деловую карьеру, являясь частью карьеры каждого работника.

На формирование карьеры влияют две группы условий: объективные - не зависящие от человека, и субъективные.

Объективные условия формирования карьеры можно разделить на:

общие - особые требования к профессии;

социально - экономические - связанны с изменением форм собственности;

кризисные условия - повышенный риск, угрожающий жизни;

кадровые - отсутствует система кадровой работы.

Субъективные условия зависят от самого человека. Так, например, Джон Л. Голланд* считает, что выбор карьеры есть выражение личности, а не случайное событие, где играет роль «шанс», достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы.

реалистический - это человек, предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментами и механизмами, - машинист;

артистический - это человек экспрессивный, оригинальный, внутренне сосредоточенный - декоратор;

социальный - этот человек любит работать вместе и, помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую, - школьный консультант;

предпринимательский - человек, который любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей, - адвокат;

конвенциональный - любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов - бухгалтер.

Один тип доминирует, но человек использует стратегии двух и более типов.

Цель карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

При планировании карьеры различают три типа целей:

Личные. Они отвечают на вопрос: почему я это собираюсь делать?

Предметные - отвечают на вопрос: что именно человек хочет совершить, чтобы осуществить свои личные цели?

Инструментальные - отвечают на вопрос: как и устанавливают пути достижения.

Можно выделить конкретные цели карьеры:

заниматься деятельностью, которая доставляет удовлетворение;

получить работу или должность, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;

заниматься работой, которая усиливает возможности или носит творческий характер;

достичь определенной независимости;

хорошая оплата и одновременно побочные доходы;

иметь работу, позволяющую продолжать обучение;

заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.

Формирование целей карьеры процесс постоянный. Цели карьеры меняются с возрастом, с ростом квалификации и т.д.

Типология построения карьеры

В основе типологии лежат три характеристики, которые, как правило, входят в список критериев оценки персонала на фирме.

Самооценка. Отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему, объективная оценка своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» - человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, поскольку «все равно ни на что не способен». Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.

Уровень притязаний. Высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет много достичь в жизни, подняться по социальной или профессиональной лестнице, завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Но реальных результатов он достигнет только в том случае, если ему есть на что опереться. Низкий уровень притязаний бывает у людей, предпочитающих синицу в руках, для них важнее не потерять достигнутое и избежать неудачи.

Локус контроля. Это показатель ответственности человека. Люди с внешним локусом контроля ищут объяснения всего происходящего в стечении обстоятельств и поступках других людей. В крайних вариантах безответственны, всегда себя оправдывают и не стесняются сваливать вину за свои ошибки на окружающих. Внутренний локус контроля говорит об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из собственных ошибок, что иногда приводит к склонности к самообвинениям.

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

2.1 Подготовка специалиста как первый этап профессионально - личностного развития и формирование специалиста по социальной работе

Сегодня в России в условиях роста социальных проблем увеличивается число тех, кто нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке. При общей высокой потребности в кадрах рынок труда социальной сферы в настоящий момент во многом стихиен, не имеет сбалансированного характера.

Понятие «человеческий капитал» сейчас является весьма популярным. Оно стало употребляться тогда, когда менеджеры осознали важный факт: основным богатством, способным что - либо произвести, являются люди. Работники третьего тысячелетия - это более квалифицированный персонал. Для них характерна более длительная продолжительность жизни, а, следовательно, требование более высокого ее качества. Самые современные концепции менеджмента уделяют основное внимание вложению капитала в человеческие ресурсы как наиболее выгодное по сравнению с уровнями экономической отдачи от других видов инвестиций. Человеческий капитал создает и поддерживает бренд предприятия. Это - единственный ресурс, стоимость которого возрастает по мере его использования.

В процессе обучения в вузе у будущего специалиста по социальной работе формируются личностные и профессионально важные качества, необходимые для трудовой деятельности в социальной сфере, он осваивает специальные знания, умения и навыки в основной и смежных областях будущей профессии, приобретает первый опыт самостоятельной работы в профессиональной сфере, что обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.

На основе анализа системы профессионального образования специалистов социальной сферы определено, что профессиональную подготовку специалистов социальной работы можно рассматривать как единую профильную подсистему социального образования, которой присущи смежность, содержательная сопряженность специальностей и направлений разных уровней, а также ориентированность на одну сферу профессиональной деятельности - социальную.

Остановимся подробнее на доминантах, определяющих формирование качеств профессиональной мобильности специалистов. К ним относятся структура личности, деятельности, мировоззрения человека; требования работодателей, стандартов высшего профессионального образования, этического и профессионального кодекса специалиста социальной сферы; противоречия студенческого возраста.

Системообразующими качествами профессиональной мобильности специалиста социальной сферы выступают общие профессиональные качества - социальная ответственность, коммуникативность, познавательная активность и специальные профессиональные качества - толерантность, креативность, рефлексивность (рис. 1).

карьера личность социальный работник

Рис. 1. Системообразующие качества профессиональной мобильности специалиста социальной сферы

Одним из основополагающих принципов подготовки профессиональных кадров Болонская декларация объявляет принцип профессиональной мобильности выпускников вузов.

Обобщим факторы, обусловливающие профессиональную мобильность современного специалиста: стремительное изменение социокультурной и социально - экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности человека, глобализация важнейших сфер производства, усиление зависимости карьеры от образования; увеличение скорости старения знаний, расширение информационных потоков, повышение зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии; нестабильность на рынке труда; динамика развития рынка профессий; постоянные изменения статуса многих профессий и др.

На основе анализа различных дефиниций понятия профессиональной мобильности как интегративного качества конкурентоспособной и профессионально компетентной личности (В.Ю. Арутюнян, Р. Бендикс, П. Блау, Ф. Гато, Л.В. Горюнова, Д. Глас, О. Дункан, Т.И. Заславская, Б.М.

Игошев, Ю.И. Калиновский, С. Липсет, О.Ю. Посухова, М.Н. Руткевич, П.А. Сорокин, Ф.Р. Филиппов и др.) и с опорой на структуру деятельности как основного способа созидательной активности человека по преобразованию природы и общества определим понятие профессионально мобильной личности.

Профессионально мобильная личность - это личность, адекватно действующая согласно требованиям служебного и общественного долга, готовая реализовать ключевые, базовые и специальные компетенции, приобретенные в образовательном учреждении, работать с высокой продуктивностью и эффективностью, действенно реагировать на меняющиеся профессиональные обстоятельства и решать нестандартные профессиональные задачи, безусловно принимать на себя ответственность за результаты своего труда, заниматься постоянным личностным совершенствованием.

Развитие качеств профессиональной мобильности у специалистов социальной сферы является важным аспектом их подготовки. Проанализировав требования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и классификатор специальностей, обобщим интегративные и дифференцированные характеристики профессиональной деятельности социального педагога и специалиста социальной работы для того, чтобы определить возможности профессионального образования в подготовке специалистов к работе в смежных областях деятельности и формировании качеств профессиональной мобильности (табл. 1).

Таблица 1 Квалификационная характеристика специалиста

Анализируемые компонентыСоциальный педагогСпециалист социальной работыЦели деятельностиОбщие - социальное развитие индивида и общества, формирование общей культуры личности, интеграция деятельности различных государственных и общественных организацийСпециальныеСоциализация, ресоциализация личностиСоциальное обеспечение, помощь, поддержкаОбъекты деятельностиОбщие - дети, молодежь, семьяСпециальныеОбучающиесяОтдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в восстановлении нарушенного социального функционированияСферы деятельностиОбщие - система образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, пенитенциарная системаСпециальныеСоциально-педагогическая работа в сфере образованияГосударственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения, благотворительные фонды, политические организации, неформальные институты и др.Предмет деятельностиОбщие - социальная помощьСпециальныеСоциальное воспитание, социальное сопровождениеСоциальная помощь, поддержка, обеспечение и обслуживаниеОсновные формы (средства) воздействияОбщие - правовые, социально-психологическиеСпециальныеПсихологические, педагогическиеМатериально-экономическиеВиды деятельностиОбщие - социально-педагогическая, исследовательская, организационно-управленческая, социально-проектная, научно-методическая, посредническаяСпециальныеУчебно-воспитательная, развивающая, культурно-просветительскаяСоциально-технологическаяРезультаты деятельностиОбщиe - социальная устойчивостьСпециальныеСозданные благоприятные условия для социализации и ресоциализации личностиОказанная социальная помощь, поддержка в целях улучшения способности граждан к социальному функционированиюПоскольку развитие качеств профессиональной мобильности является приоритетным направлением профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (в рамках исследования - социальных педагогов и специалистов социальной работы), задачи и виды их профессиональной деятельности во многом дополняют друг друга, объекты и сферы профессиональной деятельности пересекаются, а цели совпадают, что создает, в свою очередь, благоприятную основу для реализации данного процесса. Кроме того, само содержание профессиональной деятельности социального педагога и специалиста социальной работы является многомерным и многоаспектным (разнообразие характеристик, сфер, объектов профессиональной деятельности; множественность проблем клиентов; многообразие социальных ролей), что также предъявляет дополнительные требования к формированию у них видения альтернатив решения проблем, способности осуществлять оптимальный выбор и овладевать системой обобщенных профессиональных приемов и способов деятельности.

2.2 Особенности трудовой мотивации в социальной работе

В основе профессиональной деятельности специалистов социальной работы лежит сочетание мотивов - общетрудовых и специфических, которые образуют структуру мотивов. Мотивацию профессиональной деятельности можно представить в виде процесса, включающего три стадии: мотивацию трудовой деятельности в которой труд выступает для человека как ценность, благо; мотивацию выбора профессии (специальности), связанную с одной стороны со способностями, склонностями, и интересами человека, с другой - социальной значимостью и престижем выбранного вида труда; мотивация выбора конкретного выбора места работы.

В социальной работе внутренняя мотивация определяется содержательностью и значимостью работы, т. е. формируются под влиянием стимулов, характеризующих сам процесс труда. Если профессиональная деятельность специалиста социальной работы, позволяет реализовать его природные склонности и способности, то это становится сильнейшим мотивом профессиональной самореализации. Существенным внутренним мотивом здесь выступает значимость работы для общества в целом. Внешняя мотивация трудовой деятельности в сфере социальной работы - это, прежде всего, внутренний процесс восприятия внешних стимулов, формирование внутренних побудительных сил к действию - мотивов. Труд в области социальной работы мотивируется высшими, внутренними мотивами.

Основой личности социального работника, как представителя социально сферы, должна являться потребность приносить людям благо и творить добро. Поскольку деятельность социальных работников опосредована нравственными критериями и регулируется их гуманистическими ценностями, то особое значение приобретает изучение роли ценностных ориентаций в структуре личностных и профессионально значимых качеств.

Для социальной работы основным определяющим фактором является система ценностей будущего специалиста, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность, эффективность практической деятельности и, в конечном счете - профессиональную самореализацию. Все это крайне важно для успешной деятельности специалиста в будущем, но стремление к профессиональной самореализации должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, но и в совершенствовании духовном и нравственном, повышении своих моральных качеств.

На основе изученных типов и факторов мотивации, мы можем выделить акмеологическую мотивацию (от древн. греч. акме - «вершина, цветущая сила», развитие специалиста, связанное с высоким уровнем развития способностей, профессионализма). Высокая внутренняя мотивация и стремление к вершинам мастерства в профессии специалистов социальной работы, является той вершиной - «акме», условием достижения специалистами высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности и, в частности, профессиональной самореализации. Нами выделена потребность в профессиональной самореализации, на которую трудовая мотивация будет оказывать самое значительное влияние, т. к. внутренний мотивационный компонент, обеспечивающий превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста, способствует профессиональной самореализации специалиста.

В процессе теоретического осмысления заявленной темы мы позволили выделить направления формирования и развития мотивации специалистов социальной работы, каждый из которых включает в себя ряд важных компонентов. Таким образом, были выделены:

)Довузовский этап;

)Этап обучения (вузовский), на котором происходит формирование готовности к профессиональной деятельности;

)Этап профессиональной деятельности (послевузовский), на котором идет активный процесс самосовершенствования в профессии, обуславливающий профессиональный рост и самореализацию специалиста социальной работы.

2.3 Основные стадии карьеры специалиста по социальной работе

Изучение проблем профессионального становления специалиста социальной сферы обусловлено объективной потребностью изучения мотивации социального работника, вопросов формирования профессиональных навыков. Исследование и анализ жизненного пути человека позволяет выделить этапы профессиональной карьеры, учитывая восходящие и нисходящие фазы развития, критические периоды жизни, а также влияние социально - экономических и личностных факторов.

Современные исследователи и теоретики стремятся рассматривать карьерный рост в контексте перемен, затрагивающих управление и планирование личностного развития социального работника в процессе профессиональной подготовки. Проблема в значительной мере предопределена недостаточной изученностью данного вопроса. Что, в свою очередь, на практике отражается в существовании проблем, связанных как с профессиональным развитием мастерства социального работника, так и с подготовкой в вузе, управлением карьерой и карьерным становлением социального работника в процессе непрерывного образования.

Знание закономерностей, механизмов, условий и факторов, содействующих эффективному развитию личности социального работника, позволит более целенаправленно проектировать и реализовать специалисту собственную карьеру. Успешность карьерного продвижения детерминируют определённые внешние и внутренние факторы. В совокупности эти факторы позволяют достичь субъекту профессиональной деятельности высшего уровня самоэффективности - профессионализма, характеризующегося продуктивностью, идентичностью и профессиональной зрелостью.

При построении индивидуальной стратегии карьерного роста социальных работников необходимо учитывать объективные и субъективные факторы этого процесса. Объективно - субъективные факторы предполагают создание комфортно-деловой обстановки в профессиональном социуме; обеспечение соответствия уровня личностно - профессионального развития требованиям социального окружения; соответствие содержания процесса развития профессионального самосознания в индивидуальных стратегиях карьерного роста.

Объективные факторы - высокий уровень теоретических знаний процесса развития профессионального самосознания в стратегиях карьерного роста, совершенствование содержания профессиональной деятельности социальных работников. Субъективные факторы - мотивы, самодетерминация процесса развития профессиональной карьеры, разрешение актуальных противоречий между условиями, наличными ресурсами и целями субъекта процесса развития профессионального самосознания.

С одной стороны - планирование карьеры административно- управленческого персонала осуществляет руководитель учреждения.

Руководитель, планирующий карьеру, знает перспективные планы развития социального учреждения и отрасли, имеются данные по планированию потребности в персонале и т. д. Все это обеспечивает составление перспективного плана развития карьеры специалистов социальной сферы. Таким образом, как объективный фактор, карьера является управляемым, плановым процессом.

С другой стороны, как субъективный фактор рассматриваем планирование личной карьеры, осуществляемое самим специалистом социальной службы. «По сути, планирование, как функция управления карьерой, позволяет повысить эффективность использования человеческих ресурсов, согласовать план потребности в квалифицированных работниках и план их развития. Планирование карьеры, с одной стороны, ставит задачу обеспечения реальной связи между стремлением индивидуумов в отношении повышения профессионализма, самоутверждения, своего социального статуса и т.д., а с другой - развитие организационной, управленческой и социальной структуры предприятия».

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Опыт зарубежных стран по профессиональному росту и становлению специалистов по социальной работе

Известно, что зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе многообразен и многолик. До определённого времени лидером в области составления программ по подготовки специалистов социальной работы являлись Соединенные Штаты Америки, поэтому стоит начать анализ зарубежного опыта именно с этой страны.

Практическое обучение, например, в американских учебных заведениях социального профиля представляет собой экспериментальную форму преподавания и учения, при которой студент получает помощь по сознательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в виде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей социальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Практическое обучение социальных работников оценивается как сложный, многослойный процесс, конкретной целью которого является создание связи между академическим обучением и практическими занятиями, для того чтобы новый социальный работник смог эффективно выполнять работу, требующую наличия определенных знаний и соблюдения специальных принципов. Именно наличие этой связи и помогает отличить профессионального наставника от непрофессионала или просто от человека, дающего советы из добрых побуждений.

Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, многообразие человеческой природы, практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.

Однако в последние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения в универсальной эффективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников.

В Великобритании, как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы). В последние годы обучение в агентствах стало играть более значительную роль, чем прежде. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств, которые специализируются на работе со студентами. Их называют руководителями практики.

Их основная задача - совершенствование профессиональных навыков студентов независимо от места их обучения.

В учебных заведениях Франции существует дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы. Основанием этой системы является своевременная профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка, реализуемые в общеобразовательной школе. Во Франции не стремятся прибегать к ранней специализации, предпочитая ей профилирование, дифференциацию и глубокую общеобразовательную подготовку. Наблюдается тенденция постепенного расширения и углубления общеобразовательной подготовки как основы дальнейшей специализации.

Существующие типы и виды подготовки работников социальной сферы преемственно связаны между собой, однозначно соотносятся с номенклатурой уровней профессиональной классификации, что позволяет решать проблемы занятости, тарификации и оплаты труда подготовленных специалистов, учитывая в то же время меняющийся спрос и новые требования к работникам этой сферы.

Французская система подготовки работников социальной сферы является одной из наиболее эффективных в мире. Она является также и одной из самых старейших, но в то же время одной из наиболее динамично развивающихся, обновляющихся, реформируемых. Вероятно, в этом одна из причин ее эффективности.

В Нидерландах согласно новому законодательству, вступившему в силу в 2002/2003 учебном году, университеты и институты более высокого профессионального образования ввели систему бакалавра-магистра. Это позволило им усилить их положение на международном рынке образования.

При подготовке специалистов по социальной работе в Нидерландах существует две программы обучения; курс полной рабочей недели и курс частичной занятости. Оба - по 4 года обучения.

Это социальное обслуживание, которое поддерживает людей в следующих областях: развитие общества, отдых, обучение взрослых, искусство и культура.

Рассмотрев опыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что существует много различий в отдельных моделях теоретического обучения и практической реализации в социальной работе разных стран.

3.2 Условия развития профессионального роста в Красноярском крае, в сфере социальной политики

В новых условиях социального пространства и времени на постсоветском пространстве в границах РФ формируется новая социальная система. В статье 7 Конституции РФ1 определен статус нынешнего российского государства как «социального государства». Социальная направленность функционирования государства заключается в следующем: охраняются труд и здоровье людей; устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Система социальной защиты населения Красноярского края характеризуется развитием инновационных технологий социальной работы посредством социальных программ и проектов, их направленностью на экономические ресурсы и социокультурную среду региона. Данная специфика профессиональной деятельности социального работника обуславливает особенности его профессиональной подготовки, которые заключаются в ее направленности на профессионально - личностное развитие специалиста, как субъекта социально - творческой деятельности.

Таким образом, развитие социальной работы в Красноярском крае обусловлено не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов: приобретении ими индивидуально - личностной окраски социокультурного, экономического, национально - этнического характера. Эти новые тенденции в области социального заказа становятся определяющими при формировании современной концепции профессиональной образования в области социальной работы.

Реализация государственной социальной политики - важнейший аспект развития как страны в целом, так и края, влияющий на показатели стабильности и благополучия жителей.

В 2011 году вступил в силу Федеральный закон 83 - ФЗ о реформе государственных и муниципальных учреждений, который кардинально изменил не только правовое положение учреждений, но и задал другие критерии оценки эффективности работы учреждений социального обслуживания. Это в первую очередь коснулось профессионализма работников социальной сферы Красноярского края.

С целью обеспечения доступности и открытости деятельности учреждений социальной защиты населения начал работу официальный сайт в сети Интернет (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Основные ведомственные целевые программы находят широкое общественное обсуждение в сети Интернет.

В 2011 году впервые проведен Всероссийский конкурс на звание «Лучшего работника социального обслуживания». Напомним, что по его результатам в номинации «Лучший социальный педагог учреждения социального обслуживания» победителем стала - представитель Красноярского края, предопределив приоритеты и стимулы для многих коллег, работающих в отрасли.

Положительным моментом является работа по переходу на новую систему оплаты труда, которая направлена не просто на увеличение заработной платы работников, а на создание механизма оценки эффективности их работы, на оказание серьезного стимулирующего воздействия на результаты труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сфера социальной работы многообразна, деятельность людей данной профессии определяется многоаспектностью решаемых задач и проблем. Успех этой деятельности, определяется профессионализмом личности специалиста, соблюдением им этических принципов и норм, наличием готовности к деятельности и развитости определенных профессиональных и личностных качеств.

Мы рассматривали целостность и непрерывность профессионально-личностного развития, его стадии и этапы, закономерности, опираясь на концептуальные исследования отечественных и зарубежных ученых, показывающих сложность и динамичность этого процесса.

Установлено, что процесс формирования профессионально компетентной личности социального работника как субъекта социально-творческой деятельности отражает реализацию

В первой главе «Теоретико - методологические основы профессиональной деятельности социального работника» анализируются основные подходы, принципы, понятия и категории, составляющие методологическую базу исследования; раскрываются достижения и проблемы международного и отечественного опыта профессионального образования специалистов социальной сферы, определяются актуальность и необходимость развития регионального подхода в профессиональной подготовке.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, медицины, социологии, педагогики, экономики, права и др. Все это создает немалые трудности в формировании профессионально обусловленных качеств, которые являются необходимым условием для эффективной деятельности. Но не менее важны направленность личности, ее мировоззрение, потребности, интересы, культура. Именно эти позиции и предопределят дальнейшее успешное развитие в карьере социального работника.

Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера.

Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на негативные преобразования в стране.

Завершая, можно сделать вывод, что профессионализм в социальной работе - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов. Единственной гарантией прогрессивного профессионального развития в условиях сложившейся социальной, экономической и технической реальности является активность самого человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ. Принята 12. 12. 1993 г. Изд. «РОССИЯ». 2000.

Долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка населения Красноярского края» на 2011-2013 годы (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 19.04.2011 N 196 - п)

Базарова Т.С. Кадровое обеспечение социальной сферы РБ / Т. С. Базарова Информационно - аналитический журнал: «Социальное развитие: Регион 24» №1 ноябрь 2012.

Кадровое обеспечение учреждений социально - культурной сферы Восточной Сибири: состояние и перспективы. - Улан - Удэ: Изд.- полигр. комплекс ВСГАКИ. 2001

Джонс Роджер. Как сделать карьеру: Пер. с англ. - Челябинск: Урал LTD, 1999.

Комаров Е. Управление карьерой. Часть 1, 2//Управление персоналом, №1, 1999

Кузьмина Н.В., Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Изд-во РАУ, 1993. - 293с.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. М.: Юнити - Дана, 2006. - 224 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павлов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 395с.

Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 395с.

Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф.

Басова. - 2-е изд, испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 288с.

Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М.Панова и Е. И. Холостовой. М.: Изд-во ПРАВДА, 1997. - 708с.

Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник. М.: Кно - Рус, 2006. - 416 с.

Травин В.В. Дятлов В.А. «Менеджмент персонала предприятия» М.: Дело, 2000.

Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Юнити, 2002.

Яновская Ю. Зачем планировать карьеру? / Управление персоналом// Журнал, 2003 - № 5.

Шмелёва Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 196 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Модель социального работника, осуществляющего профессиональную деятельность в социуме.

Цель: формирование профессионально-компетентной личности социального работника, как субъекта профессиональной деятельности

Готовность к профессиональной деятельности как субъект социального творчества. Готовность к профессиональной деятельности в социуме.

Готовность к профессиональной деятельности

Критерии

Результат

Исполнительский

Инициативный

Преобразовательный

Качество профессорско-преподавательского состава

Система научно-методического обеспечения

Социально-педагогические ситуации

Творческо-познавательные

Субъектно - деятельностные

Преобразовательные

Учебная деятельность социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянно развития и... Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования//Росс.

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого возраста...

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.


Социальная работа как профессиональная деятельность Благополучие общества прежде всего – благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов – социальных работников.Социальная работа прошла путь от действий непрофессиональных энтузиастов, занимавшихся благотворительностью в XIX в до профессиональной деятельности специалистов.

Социальные работники сегодня пытаются концептуально прояснить и утвердить свою профессиональную идентичность.Сферы деятельности социальных работников сейчас настолько разнообразны, что ответ на вопрос «Кто мы?» для них стал не просто делом профессиональной солидарности или теоретического интереса, а жизненно важным условием профессионального самоопределения, обретения личного и социального статуса.

В настоящее время социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и/или локальным сообществам в целях усиления или восстановления их способности к социальному функционированию.Клиенты социальных работников Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с оказанием разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться.

Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое. Потенциальные проблемы индивида В каждой ситуации, где нужна помощь, социального работника интересует актуальная или потенциальная проблема индивида. Задача социальной работы – помочь людям достичь более эффективного социального функционирования.Консультирование в социальной работе Социальная работа как практическая деятельность реализуется через взаимодействие социального работника с индивидом или некой общностью людей.

Очевидно, что основные задачи социального работника в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать ситуацию взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффективных результатов социальной помощи.Профессиональная деятельность социальных работников может включать множество аспектов социально-правового и психологического планов.

Основным способом взаимодействия социального работника с клиентом становится консультирование. В процессе консультирования для построения адекватных профессиональных действий и коммуникаций на передний план выходят ценностные и этические аспекты. Ценностное самоопределение Социальные работники на протяжении длительного времени проявляли явное стремление к ценностному самоопределению и особое внимание к ценностной рефлексии.На ранних этапах становления профессии социального работника часто представляли как человека, который из христианских побуждений «делает добро» и оказывает необходимые услуги, выступая в качестве морального агента общества.

Долгое время социальная работа рассматривалась, главным образом, как своеобразная прикладная социальная и этическая философия, ищущая научно-рациональные основы и методы совершенствования социального порядка.Социальные работники надеялись, что, используя научно обоснованные теории и методы, смогут реализовать гуманистические идеалы в обществе, оставаясь при этом добросовестными функционерами, обеспечивающими повседневную практику системы социальной поддержки и помощи в сложной и иерархичной системе общественного разделения труда.

Частично это оказалось возможным благодаря операционализации общефилософских и этических императивов профессии в систему практических принципов. В то же время довольно долго проблемы ценностной регуляции социальной и психологической помощи находились на периферии профессиональной рефлексии.

Это объяснялось стремлением социальных работников к построению объективной и безоценочной в морально- этическом плане практики, ориентированной на классические идеалы научности.Такой подход – реакция на патерналистский морализм, характерный для первых социальных работников и филантропов, действовавших в рамках благотворительных организаций. Работники, занимавшиеся благотворительностью на начальных этапах становления профессии, были склонны возлагать вину за бедность, нищету, социальные девиации на дефекты нравственного сознания (например, на недостаток трудолюбия), присущие бедным, и полагали, что они нуждаются, в первую очередь, в моральном перевоспитании.

Позднее профессиональная система ценностных ориентаций и этических принципов деятельности социальных работников стала предметом широкого обсуждения. Профессиональное сообщество социальных работников пришло к пониманию того, что любая модель социальной работы, включающая в себя реальную практику социальной помощи и консультирования, обязана сознательно определить свою ценностную позицию в контексте основных общечеловеческих ценностей добра, пользы, свободы, ответственности, блага.

Причем речь должна идти даже не столько о человеческой позиции социального работника и не о ценностной рефлексии уже сделанного, сколько о том, что ценностная установка должна стать имманентной самому процессу социальной помощи. Этический дискурс в социальной работе В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность.

Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, «хорошим » или «плохим», агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.Социальный работник при этом может утверждать, что он не навязывает своих ценностей клиентам.

Однако беседа с клиентом в социальной работе полна нормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должны направлять клиента к выбору «правильного» решения проблемы.Как отмечает Э. Штудт: «…правильно это или нет, но социальные работники невольно внушают клиентам, что нуклеарная семья должна быть независимой от расширенной семьи, что семейная жизнь должна быть более центрирована на детях, чем на родителях и т.д.» .Общение социальных работников с клиентами – это «этический дискурс», диалог о должном, возможном и желательном.

Ценностная система координат Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности – способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность.

Социальный работник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия.Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения.

Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории «социальное благосостояние» и «социальное функционирование». Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей.Улучшение социального функционирования – развитие того, что соответствует социальной норме.

Дуалистичность ценностных установок Возникновение социальной работы обозначило фундаментальную смену идеологической парадигмы, произошедшую в общественном сознании в XIX–XX вв – религиозное служение Богу сменилось секуляризированным служением человеку. Социальная работа стала своего рода гуманизмом в действии. Социальной работе было предназначено гуманизировать урбанизированное, технологическое массовое общество и его институты.Сама идея социальной работы символизировала собой компромисс между индивидуалистическими и общественными ценностными ориентациями, выражающимися в дихотомии эгоцентризма и альтруизма, конкуренции и сотрудничества, принципа опоры только на себя и принципа взаимопомощи, индивидуальной свободы и социального контроля.

Между личным и социальным Это нашло свое отражение в дуалистичности профессиональных ценностей социальной работы.Посредническая миссия социальной работы в системе социальных отношений сделала неуместным однополярный этический ригоризм «или-или». Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу «как то, так и другое». Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей.

Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности.Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, должным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократического общества – она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.

Этические принципы социальной работы Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт, это: 1) твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида; 2) вера в несомненное право каждого иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей; 3) непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.

Взаимодействие ценностных систем клиента и социального работника Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций.

Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем.По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения.

Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.Имманентная морально-этическая природа консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема.

Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом.По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы.

Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь? С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют.

Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.

Рефлексия – профессиональное качество социального работника.С. Халлек выделил несколько наиболее часто встречающихся видов профессиональной лжи социальных работников. Ложь как нравственность 1. Ложь как особая нравственность взрослых.

Взрослые демонстрируют, что обладают более высокими морально-нравственными качествами, так как не делают предосудительных вещей или, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. На самом деле, взрослые просто более умело скрывают свои негативные качества. Ложь как благо 2. Ложь как необходимость принять помощь от профессионала, поскольку «…мы это делаем для твоего же блага.Мы просто хотим тебе помочь». Социальный работник представляет определенный социальный заказ, который, чаще всего, в отношении подростка подразумевает необходимость сделать его поведение социально приемлемым.

Он не должен притворяться, что действует только на основе симпатии и чувства долга. Ложь как конфиденциальность 3. Ложь как конфиденциальность. «Расскажи мне, что случилось, это останется между нами». Социальный работник не имеет право скрывать значимую информацию от людей и организаций, вовлеченных в процесс работы.Профессионально честным будет прямо сказать подростку о том, кто, кроме социального работника, сможет получить доступ к материалам и информации, полученной в ходе работы и общения с ним. Ложь как вознаграждение 4. Ложь как вознаграждение за конформность. «Сделай, это в твоих же интересах.

Тебе станет проще жить». То, что требуют от подростка, часто отвечает интересам общества, но может противоречить его личностным потребностям и запросам.Ложь как отказ от ограничений 5. Ложь как отказ от ограничений. «Ты сможешь все, если захочешь». Многие подростки могут иметь ограниченный потенциал.

Убеждая, что все возможно, социальный работник может подтолкнуть подростка к постановке заведомо не реалистичных целей и амбиций. Ложь безграничной помощи 6. Ложь безграничной помощи. «Доверься мне, и все будет хорошо. Я буду всегда тебе помогать». Подросток должен знать и понимать, что контакт с социальным работником ограничен рамками профессиональных функций. Социальный работник не обязан стать другом и предлагать подлинную эмоциональную близость.Ложь как принятие 7. Ложь безусловного принятия. «Ты нравишься мне, но не твое поведение». Базовый принцип гуманистического подхода в воспитании: оценивать в категориях «нравится – не нравится» можно только поведение, но не личность – она всегда вне-ценна и не может быть предметом оценочных суждений.

Подросток должен чувствовать безусловное принятие со стороны взрослых.Однако реальность такова, что, работая с подростками, трудно не испытывать в определенных ситуациях гнев, раздражение, обиду и злость.

В этих ситуациях социальный работник, считая, что испытывать такие эмоции по отношению к подростку есть признак профессиональной некомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим идеалам профессии, может стремиться подавить или неосознанно рационализировать их и переносить свои чувства на другие объекты (например, на родителей подростка). Профессионально честным в этой ситуации будет дать понять подростку валентность, знак своих эмоций, в пределах возможностей профессиональной этики и отрефлексировать их. Гнев тоже может быть частью терапевтической и педагогической ситуации, поводом для интенсификации и углубления взаимодействия.

Предложенная С. Халлеком классификация должна помочь заинтересованному в личностном и профессиональном развитии социальному работнику, эта классификация – хороший повод для развития рефлексии.Ценностные дилеммы Признание ценностной сущности социальной помощи привело к расширению осознания и большей честности в понимании того, что же действительно происходит в процессе оказания помощи людям.

Но, как оказалось, последовательная ценностная профессиональная рефлексия приводит к неприкрытым противоречиям и столкновениям в системе моральных и этических установок, с которыми социальные работники имеют дело в своей повседневной деятельности. Часто человек обращается к социальному работнику, осознавая нравственные аспекты своих проблем. Он приносит к нему свое чувство вины, стыда, возмущения или ущемленности.Он обращается со своей любовью и ненавистью, со своим неблагополучием, которое могло стать результатом девиантного или конформного поведения, со своим неприятием существующего порядка вещей.

Он приносит свой опыт существования в обществе, которое провоцирует эти ценностно-нравственные конфликты и дилеммы, не дает человеку возможностей для нравственно честного, ответственного существования.Между интересами личности и общества Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на него профессией. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности.

Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества.Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, – как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя. Необходима толерантность по отношению к «иным» Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе.

Они выступают одновременно трансляторами норм и их реформаторами, расширяя рамки толерантности по отношению к тем, кто не соответствует общепринятой социальной норме, к тем, кто просто «иной». Многие из их диагностических выводов предстают как этические суждения, оценивающие личность, поведение, межличностные отношения.

Очевидно, что социальных работников нужно учить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность.

Содержание и направленность профессиональных действий социального работника следует рассматривать в системе ценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями.Рефлексия ценностных диспозиций должна рассматриваться как ключевая характеристика профессионального самосознания социальных работников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов 6-е изд перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. 2. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реаби-литационной работы 1994 №1. 3. Вельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии: Учеб. пособие.

Обнинск: ИАТЭ, 1998. 4. Вацлавик П Бивин Дж Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, ЭКС-МО-Пресс, 2000. (Сер. «Психология. XX в.») 5. Захаров А.И. Что снится нашим детям. СПб.: Дельта, М.: ACT, 1997. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. М.: "Независимая фирма «Класс»", 1994. 7. Одайник В. Психология политики.Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга / Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1996. 8. Осипова АЛ. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов.

М.: Сфера, 2000. 9. Перлз Ф. Гештальтсеминары: Геп1тальттерапия дословно. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. 10. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У.С. Сахакиан / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 11. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.Т. 2. Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 12. Фейдимен Д Фрейгер Р. Карл Роджерс и клиент-центри-рованная терапия // Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1995. 13. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Пер. с англ.; Составитель - М. Папуш. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1995. 14. Хьелл Л Зиглер Д. Теории личности (основные положения, 15. Эйдемиллер Э.Г Юстпицкис В. Психология и психотерапия семьи.

СПб.: Питер, 1999. 16. Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи; Сборник / Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», Киев: Ваклер, 1997. 17. Якиманская И. С. Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями: Автореф. дис канд. психол. наук. СПб 1997.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:



Просмотров