Являются ли университеты объектами приватизации. Объекты приватизации: перечень и порядок процедуры

4. Объекты приватизации и их классификация

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизации называет государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть).

И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), тем не менее под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон. К их числу относятся:

1) земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) государственное и муниципальное имущество, находящееся

за пределами территории Российской Федерации;

6) государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;

8) государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9) государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;

11) акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Итак, объект приватизации – это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не

искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

5. Этапы приватизации

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

Наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

Способ приватизации имущества;

Нормативная цена;

Срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

Иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

От ранее действовавшего Закон 2001 г. не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности. Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве...

Закона вместо последнего из сформулированных принципов предлагалось закрепить следующее: государственное регулирование отношений, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества, строится на общих принципах гражданского законодательства Российской Федерации, за изъятиями, установленными настоящим Федеральным законом. Принцип равенства покупателей государственного и...

Понятие приватизации

Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.

Определение 1

Приватизация (от.лат - частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.

Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.

Переходили в собственность такие виды имущества, как:

  • Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • Материальные и нематериальные активы предприятий;
  • Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
  • Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.

Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.

Масштабность приватизационного процесса в той или иной стране зависела от широты использования методов национализации частного сектора в предыдущем времени.

Основы приватизации в РФ заключались в следующем.

Выделялись три приватизационных формы: продажа имущества при помощи аукциона, на конкурсной основе, путем продажи акций;

Были выделены две структуры государства: комитет, занимающийся управлением государственного (муниципального) имущества и имущественные фонды. Функции первой заключались в подготовке планов приватизации и осуществлении мероприятий по подготовке предприятий к приватизационной процедуре. Вторая структура занималась продажей предприятий на аукционах, продажей их акций.

Определялись приватизационные объекты и их стоимостная оценка. Стоимость имущества имела особое значение. Было решено проводить оценку предприятий по остаточной стоимости основных фондов производства.

Субъекты и объекты приватизации

Определение 2

Субъектами приватизации являются государственные органы управления, которые были специально созданы и которые занимаются вопросами осуществления приватизационных процессов государственной собственности, а также приобретающие государственное имущество.

Приватизационные органы выполняют следующие функции:

  • Руководят процессами приватизации;
  • Создают комиссии по приватизации;
  • Принимают соответствующие решения о приватизации;
  • Преобразуют организационно-правовые формы предприятий государственного сектора, подлежащие приватизации;
  • Владеют и распоряжаются акциями акционерных обществ, которые принадлежат государству, и долями в уставных фондах других хозяйствующих субъектов, а также осуществляют контроль за ними;
  • Принимают решения в случаях преобразовании государственных предприятий и предприятий, находящихся в аренде, в акционерные общества открытого типа о закреплении пакета акций за государством;
  • Являются учредителями акционерных и других обществ;
  • Занимаются организацией и проведением конкурсов и аукционов по продаже государственных объектов.

Объекты приватизации – это государственное и муниципальное имущество. Такими объектами могут быть:

  • Земельные территории и имущественные комплексы, за исключением отчужденных земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости;
  • Природные ресурсы;
  • Жилищный фонд государства и муниципальных образований;
  • Государственный резерв;
  • Имущество государства, находящееся за пределами страны;
  • Государственная и муниципальная собственность в случаях, которые предусмотрены международными договорами РФ;
  • Здания и сооружения культурного наследия с прилегающими к ним земельными участками, находящиеся в собственности государства или муниципалитетов;
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам, на основании решения суда;
  • Акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Таким образом, в общем смысле объектами приватизации являются всевозможные объекты недвижимости, т.е. предприятия, комплексы имущества, здания, сооружения, движимое имущество (ценные бумаги), имущественные права.

Особенности объектов приватизации

Приватизационные объекты обладают следующими особенностями.

Их выделение в частную собственность касается интересов работников и в целом всего трудового коллектива предприятия. Поэтому обеспечение таких интересов должно специально регулироваться государством.

Перед приватизационной сделкой объект включается в прогнозную программу приватизации и принимается решение о всех условиях передачи конкретного объекта в частную собственность соответствующим органом исполнительной власти.

Приватизация осуществляется на возмездной основе.

Продавцом федерального имущества могут выступать специализированные учреждения государства, которые наделены Правительством РФ соответствующими полномочиями.

Подлежат приватизации только те объекты, которые входят в государственную казну и казну муниципалитетов. Имущество, которое относится к унитарным предприятиям с правом ведения хозяйства или основанное на оперативном управлении, не относится к понятию «казна». В этом случае унитарные предприятия в праве распоряжаться таким имуществом от своего имени, в отдельных ситуациях – при согласии собственника, и приватизация не имеет места.

Объекты приватизации. Закон о приватизации 1997 г говорит о приватизации государственного имущества. Но имущество может быть движимым и недвижимым (ст. 130 ГК). Безусловно, основную массу составляет недвижимое имущество, главным образом унитарные предприятия как имущественные комплексы (ст. 132 ГК). К числу движимого имущества относятся в первую очередь акции открытых акционерных обществ (ОАО), преобразованных из унитарных предприятий, а также закрепленные за государством доли в обществах с ограниченной ответственностью. Все объекты приватизации Программой прива-тизации классифицированы по следующим рубрикам.
1. Имущество, приватизация которого запрещена (например, недра, месторождения минеральных вод и лечебных грязей, лесной фонд, водные объекты (за исключение обособленных водных объектов), акватория, дно, объекты животного и растительного мира территориального моря, исключительной морской зоны и континентального шельфа РФ, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов и других государственных ценных бумаг, штатное и табельное военное или иное имущество, находящееся в оперативном управлении Вооруженных сил РФ, железные дороги, объекты и имущество железнодорожного транспорта, непосредственно участвующие в осуществлении перевозочного процесса и аварийно-восстановительных работ, метрополитен и др.).
2. Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления (например, предприятия и объекты гидрологической службы, службы контроля за состоянием природной среды и охраны природы, предприятия по изготовлению государственных знаков и др.).
3. Имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц (например, государственные унитарные предприятия по добыче и переработке радиоактивных и редкоземельных элементов, государственные унитарные предприятия, осуществляющие разработку и производство боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, продукции спецхимии и др.).
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 17
4. Имущество, которое приватизируется только на основании решения Правительства РФ (например, информационные агентства и теле-радиовещательные кампании, предприятия по производству специальных неядерных материалов, предприятия и организации, подведомственные Комитету РФ по патентам и товарным знакам и др.).
5. Имущество, которое приватизируется на основании решения федерального органа по управлению государственным имуществом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях экономики (различные объекты, не указанные в предыдущих разделах Госпрограммы – например, предприятия атомного машиностроения и др.).
Помимо этого классификационного критерия Программа приватизации содержит прогнозный перечень конкретных государственных унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень конкретных открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, предлагается продать с обоснованием выбора таких предприятий и открытых акционерных обществ, предполагаемые способы и сроки приватизации и др. (ч. 8 ст. 4 Закона о приватизации 1997 г.). При этом есть и общие требования для включения в Программу государственных предприятий и открытых акционерных обществ. Необходимо, чтобы их балансовая стоимость на дату включения в Программу превышала 5 миллионов МРОТ. Кроме названных предприятий и ОАО в программный перечень включаются ОАО, созданные в процессе приватизации и производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 18
Надо также отметить, что в прогнозный перечень могут быть включены и другие конкретные ОАО (например, при продаже акций которых Правительство РФ приняло решение о закреплении акций в федеральной собственности или об использовании специального права на участие РФ в управлении такими ОАО («золотой акции»), а также ОАО, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, подлежат передаче в качестве вклада РФ в уставные капиталы хозяйственных обществ. В эту же группу могут входить и такие ОАО, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, могут быть отчуждены вла-дельцам государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения этих акций. Речь в данном случае идет о том, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут вынести решение о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акции созданных в процессе приватизации АО.
Субъекты приватизации. Осуществлением единой государственной политики в области приватизации государственного имущества занимается прежде всего Мингосимущество РФ. Для реализации этой задачи оно наделяется определенными полномочиями: координирует деятельность соответствующих федеральных органов в области управления и распоряжения федеральной собственностью, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества, дает разъяснения о применении законодательства РФ о приватизации, совместно с соответствующими федеральными органами предоставляет Правительству проект Программы приватизации, организует и контролирует ее реализацию, принимает решения о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации специализированным учреждениям для их последующей продажи. Мингосимущество РФ является от имени РФ учредителем ОАО, создаваемых в процессе приватизации, осуществляет от
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 19
имени РФ права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности, ведет реестр учета государственного имущества.
Правовое положение Мингосимущества РФ неоднозначно. В первую очередь – это орган исполнительной власти, его руководитель является членом Правительства РФ и по должности министром РФ. Но Мингосимущество РФ находится на бюджетном финансировании, т.е. средства выделяются ему по утвержденной смете, а также за ним закрепляется иное имущество на праве оперативного управления. Кроме средств, непосредственно выделенных по бюджету, Мингос-имущество РФ получает определенный процент от средств, вырученных от приватизации (в виде регистрационных сборов, прочих поступлений). К сожалению, вопрос о размере процентов, отчисляемых от названных средств не был достаточно обоснован.
Закон о приватизации 1997г. установил в ст. 13, что средства, полученные в результате приватизации, распределяются в порядке и в соответствии с нормативами, которые устанавливаются Программой приватизации. По-видимому в Программе будет установлен разумный норматив отчислений на покрытие расходов по предпродажной подготовке объектов приватизации, финансирование организации продаж государственного имущества и т.п., ибо большая масса денежных поступлений от приватизации в соответствии с Законом о прива-тизации является обязательными платежами и должна перечисляться соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты. За несвоевременное перечисление таких средств продавцы государственного и муниципального имущества уплачивают пени за каждый день просрочки в размере 1/300 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Итак, названный орган может выступать в гражданском обороте в качестве учреждения (приобретение мебели, канцелярских принадлежностей и т.п.). Однако Мингосимуществу РФ не предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность. В этом смысле его положение существенного отличается от статуса большинства учреждений – некоммерческих организаций.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 20
Кроме того, следует помнить, что в соответствии с п.1 ст. 125 ГК РФ Мингосимуществу РФ предоставлено право выступать в гражданском обороте от имени РФ, но в рамках закрепленной за ним компетенции.
В субъектах федерации созданы органы по управлению государственным имуществом данного субъекта, в большинстве субъектов наделенные полномочиями территориальных органов Мингосимущества РФ. В Положении о них детально определены их права и обязанности по управлению государственным имуществом субъекта федерации. Эти органы (пока они именуются КУГИ или КУИ) по поручению Мингосимущества РФ вправе осуществлять отдельные полномочия по приватизации федерального имущества. Их правовое положение аналогично правовому положению Госкомимущества РФ. Они являются госорганами исполнительной власти, в гражданском обороте действуют как юридические лица – учреждения, финансируемые собственником из бюджета, а также за счет отчислений от средств, полученных при приватизации, имеют имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления. В то же время в порядке ст. 125 ГК РФ эти органы выступают в пределах своей компетенции от имени субъекта федерации в гражданском обороте.
К субъектам приватизации относятся также продавцы и покупатели федерального, государственного и муниципального имущества. Продажу федерального имущества осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители. В настоящее время таким специализированным учреждением является Российский фонд федерального имущества. Положение о нем, утвержденное Указом Президента РФ 17 декабря 1993 г. № 2173, действует в пределах, не противоречащих ГК РФ и Закону о приватизации 1997 г. РФФИ (специализированное учреждение) является юридическим лицом, состоит на
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 21
бюджетном финансировании, наделено обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. Он так же как и Мингосимущество РФ получает по нормативу определенную часть отчислений от сумм, вырученных при продаже приватизированного имущества. РФФИ выполняет определенные функции в процессе приватизации. Он от имени Российской Федерации владеет переданным ему Мингосимуществом РФ или Комитетом по управлению государственным имуществом субъектов РФ принадлежащими Российской Федерации объектами приватизации до их продажи, в том числе осуществляет полномочия РФ как акционера (участника) в хозяйственных обществах, выступает от имени Российской Федерации в качестве продавца объектов приватизации, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных от приватизации, а также осуществляет учет подлежащих приватизации акций (доле в уставном капитале) и обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи федерального имущества. РФФИ выполняет целый ряд иных функций.
В качестве продавца могут выступать и представители РФФИ. В этом случае между РФФИ и представителем заключается договор. Закон о приватизации не дает квалифицирующих признаков этого договора, отсылая к ГК РФ. По-видимому в данном случае может быть использован и договор поручения и договор комиссии. Однако, если законодатель имел в виду выступление представителя от имени РФФИ, то следует заключать договор поручения. При этом в договоре должна быть оговорена обязанность поверенного реализовать выставляемые на продажу объекты приватизации на согласованных договором условиях и по цене, которая не должна быть ниже начально установленной. Порядок определения начальной цены устанавливается Программой приватизации. Однако продавцы имущества вправе с учетом сложившейся конъюнктуры рынка принять решение об изменении начальной цены. Но она не может быть снижена более чем на 10 % без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом, утвердившими планы приватизации приватизируемых объектов.
Закон устанавливает, что отбор представителей производится на конкурсной основе, а их деятельность финансируется за счет отчислений
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 22
от денежных средств, полученных в результате продажи федерального имущества. Отсюда следует, что деятельность по продаже приватизируемых объектов не является для представителей предпринимательской.
Субъекты РФ вправе в процессе приватизации продавать принадлежащее им на праве собственности имущество с помощью юридических лиц, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества.
В настоящее время в субъектах РФ функции продавца приватизируемого имущества выполняют Фонды имущества. Они являются юридическими лицами, финансируются за счет средств, полученных в виде отчислений от сумм совершенных ими сделок по приватизации по нормативам, устанавливаемым Госпрограммой приватизации. Фонды субъектов РФ по своей юридической природе относятся к некоммерческим организациям – учреждениям, которым, однако, даже в рамках уставных целей не предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью.
Покупателями приватизируемого могут быть российские физические и юридические лица. Для покупателей – физических лиц необходимо наличие дееспособности либо эмансипированности (ст. 27 ГК). К юридическим лицам предъявляются особые требования. Так, не вправе выступать в качестве покупателей государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 %.
Покупатели должны представить определенные документы, перечень которых определяет Правительство РФ. Но обязательными среди них являются для юридических лиц представление своих утвержденных в установленном порядке учредительных документов и балансовых отчетов за последние три года деятельности. Кроме этого, покупатели – юридические лица прилагают справку налоговой инспекции, если сделка совершается на сумму более десяти тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для физических лиц предоставление справки налоговой инспекции необходимо в случае заключения сделки на сумму более двух тысяч МРОТ.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 23
Иностранные физические и юридические лица могут участвовать в сделках по продаже приватизируемых объектов за исключением тех, в отношении которых Программой приватизации установлен запрет на участие в их приватизации иностранных юридических и физических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц.

В Законе о приватизации 1997г. не совсем четко выдержан критерий раз-граничения объектов приватизации, о которых идет речь в ч. 2 ст. З и ч. 4 ст. З, ибо в том и другом случае решение о приватизации принимается Правительством РФ. Видимо, в ч. 2 ст. 3 речь идет лишь о таких объектах, которые могут быть приватизированы только путем создания ОАО, 100 % акций которых закрепляется в собственности государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 сентября 1997 г. Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом преобразован в Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество России) // Российская газета. 1997. 2 окт. – Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1997г. № 1644 определены основные функции Мингосимущества РФ, порядок его финансирования и установлено, что оно является правопреемником Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом // Российская газета. 1998. 22 янв.
Как явствует из ст. 143 ГК к ценным бумагам относятся все виды перечисленных в ней ценных бумаг, а также иные документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном им порядке (курсив мой. – В.Я.) отнесены к числу ценных бумаг. Закон о приватизации не является законом о ценных бумагах. Следовательно, устанавливать новый вид ценных бумаг он не может. Видимо, речь идет о государственных и муниципальных облигациях, права на выигрыш по которым осуществляется не в денежной форме, а в виде права на приобретение акций, осуществляемое в особом порядке (см.п.2 ст. 24 Закона о приватизации 1997 г.).
В печати отмечалось, что, по данным Счетной палаты, Госкомимущество РФ, являясь бюджетным органом, в 1955 г. получил от продажи госимущества в виде отчислений суммы, превысившие бюджетные средства на содержание ведомства почти в десять раз (Яшманов Б. И прокурор бессилен, если слаб закон // Российская газета. 1996. 28 нояб.).
Типовое положение о комитете по управлению имуществом края, области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества РФ, утверждено Указом Президента РФ 14 октября 1992 г № 1231 // Собрание актов РФ. 1992. № 43. ст. 2430. -Этот нормативный акт действует в части, не противоречащей ГК РФ и Закону о приватизации 1997 г. Последний возложив на Правительство РФ утверждение нового Положения.
В дальнейшем – РФФИ. – Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997г. это наименование сохраняется и впредь // Российская газета. 1997. 2 дек.
Собрание актов РФ. 1993. № 51. ст. 4937.
По данным Счетной палаты, в 1995 г. каждый работник РФФИ из этого источника получил по 59 должностных окладов (Яшманов Б. И прокурор бессилен, если слаб закон // Российская газета. 1996. 28 нояб.).
Термин «фонд» не должен заслонять истинную его природу, а потому ст. 118, 119 ГК неприменимы.

Приватизация - отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими ).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего - до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган , а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений - не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения ;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены ;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно - голосов) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

В качестве особого вида управленческой деятельности приватизация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизации называет государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), тем не менее, под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

К их числу относятся:

1.​ земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2.​ природные ресурсы;

3.​ государственный и муниципальный жилищный фонд;

4.​ государственный резерв;

5.​ государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

6.​ государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7.​ культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;

8.​ государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9.​ государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10.​ государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;

11.​ акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Итак, объект приватизации - это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего, объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).


Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

К субъектам приватизации относятся государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функцию. В силу ст. 6 Закона о приватизации Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. Ранее эти функции осуществлял Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), а также его территориальные подразделения (комитеты), затем

Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество). С 2002 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции по приватизации федерального имущества, является Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» данное Министерство упразднено.

Равным образом упразднен Российский фонд федерального имущества. Этим указом образовано Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, входящее в состав Министерства экономического развития и торговли. На федеральном уровне создан единый орган, осуществляющий управление федеральной собственностью.

С точки зрения Закона о приватизации продавцами в приватизационных отношениях являются собственники государственного и муниципального имущества - публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) в лице соответствующих органов. На федеральном уровне - это Федеральное агентство по управлению собственностью.

Планирование и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Планирование приватизации осуществляется на основе ФЗ №178 -ФЗ "о приватизации гос и муниц. имущества" гл.2

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ на срок от одного года до трех лет.

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

Наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

Способ приватизации имущества;

Нормативная цена;

Срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

Иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций ОАО;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке цен. бумаг;

7) продажа гос. или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.
Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

35. Способы приватизации. Общая характери стика

Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV Закона о приватизации, является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 Закона):

​· преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

​· продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);

​· продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);

​· продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);

​· продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);

​· продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);

​· продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);

​· продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);

​· внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);

​· продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа - исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ).

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового.

Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

​· на аукционе;

​· посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

​· посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

​· путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

​· на аукционе;

​· на специализированном аукционе;

​· на конкурсе;

​· посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации - внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.

36. Понятие и цели государственного регулирования предпринимательской деятельности .

Регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) предпринимательской деятельности.. Основной целью государственного регулирования является создание условий для широкомасштабного и эффективного развития предпринимательской деятельности и обеспечения защиты гражданских прав, жизни и здоровья граждан, а также безопасности страны. Регулирование может осуществляться в качестве прямого (директивного) решения вопроса (запрет, разрешение) и в качестве косвенного, когда применяются экономические рычаги и стимулы (предоставление льготных кредитов, дотаций, и субсидий, льгот по налогообложению).

Государственное регулирование Государственное регулирование экономики – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.

Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации.

Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.

Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.

Объектами государственного регулирования часто являются различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, регионы России.

В качестве объектов государственного регулирования выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород. Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.

Государственный сектор экономики России включает различные части, структурные элементы. Смысл государственного предпринимательства заключается в создании условий, в том числе правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах рыночной. При этом систематическое получение прибыли не всегда должно быть непременным условием предпринимательства в рамках государственного сектора экономики.

Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными административные, финансовые, иные отношения..



Просмотров