Введение в предпринимательское право. §5.Предпринимательское право как наука и учебная дисциплина

Предпринимательское право Шевчук Денис Александрович

3. Наука предпринимательского права

Предпринимательское (хозяйственное) право – юридическая дисциплина, предусмотренная для изучения типовым учебным планом Министерства общего и среднего образования РФ в юридических ВУЗах.

Предпринимательское право читается на старших курсах после изучения студентами гражданского, административного, финансового и других отраслей права, а также ряда экономических дисциплин: экономической теории, менеджмента, бухгалтерского учета и аудита.

Дискуссионность вопроса о предпринимательском праве как курсе правоведения предлагает проведение широкого спектра комплексного научного исследования. Данная работа ставит целью хотя бы частично восполнить пробел, имеющийся в отечественной юридической литературе.

Проблемы правового регулирования хозяйственной жизни привлекают к себе пристальное внимание отечественной юридической науки, создавшей ряд оригинальных и в разной степени адекватных развитию хозяйственного законодательства юридических теорий. Можно указать пять основных:

1. концепция «двусекторного права» (П.И. Стучка), эта теория получила распространение в 20-е годы;

2. довоенная концепция предпринимательского права (Л.Я, Гинцбург, Е.Б. Пашуканис), в 30-е годы эта теория пришла на смену «двусекретной» концепции;

3. концепция «хозяйственно-административного права» (С.Н. Братусь);

4. концепция комплексной отрасли права (Ю.К. Толстой, М.Д. Шаргородский);

5. в 60-е годы сформировалась новая концепция предпринимательского права (В.В. Лаптев, В.К. Мамутов), (с начала 60-х до конца 80-х годов).

В 90-е годы в СССР начался переход от плановой к рыночной экономике, от одной экономической модели к другой. Все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции предпринимательского права. Современное предпринимательское право, по определению В.В. Лаптева, становится правом предпринимательской деятельности (см. В.В. Лаптев. Введение в предпринимательское право. – М. Институт государства и права РАН, 1994 г., стр. 5).

Не принижая роли других ученых (В.С. Мартемьянова, В.К. Мамутова, В.К. Андреева, В.Г. Быкова и др.), надо отметить, что В.В. Лаптев первый разработал научные основы курса предпринимательского права.

Современная концепция предпринимательского права изменила представления о предмете, по сравнению с прежними теориями. Сообразно этим представлениям в сферу предпринимательского права перешли и отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров, как предпринимательские отношения. Расширилось и число субъектов – участников хозяйственных отношений.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

1. Предмет предпринимательского права Самостоятельность той или иной отрасли в системе права связывается с наличием предмета и метода правового регулирования, а также принципов правового регулирования.Предметом предпринимательского права являются общественные

Из книги автора

4. Принципы предпринимательского права Принципы права – это основные исходные положения отрасли права. Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть

Из книги автора

5. Система предпринимательского права Под системой предпринимательского права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.Предпринимательское права РФ – это совокупность различных по своему характеру и направленности

Из книги автора

6. Источники предпринимательского права Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.Источниками

Из книги автора

1. Предмет предпринимательского права Предпринимательское право, как и любая другая отрасль права, состоит из правовых норм. Для осуществления предпринимательства необходимо создать предпринимательскую структуру (хозяйственное товарищество, общество и т. п.), наделить

Из книги автора

3. Принципы предпринимательского права Принципы предпринимательского права обеспечивают целенаправленное регулирование предпринимательства на всех уровнях (в республиках, регионах, звеньях и подразделениях народного хозяйства).К основным принципам

Из книги автора

4. Субъекты предпринимательского права В соответствии с российским законодательством, предприниматель – это субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на условии собственной имущественной ответственности.Основные характеристики

Из книги автора

6. Система предпринимательского права Предпринимательское право регулирует разнообразные отношения по осуществлению предпринимательства и руководства им. В этих целях используется определенный блок нормативных правовых актов, норм и институтов предпринимательского

Из книги автора

45. Основы предпринимательского права на железнодорожном транспорте В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия: железнодорожный транспорт – один из видов транспорта общего пользования – находится в ведении Российской Федерации.

Из книги автора

46. Основы предпринимательского права на воздушном транспорте Структурные преобразования на воздушном, морском, речном обусловлены процессом разукрупнения и разделения единых предприятий, выступающих в качестве хозяйствующих субъектов, на самостоятельные

Из книги автора

48. Основы предпринимательского права на автомобильном транспорте За последние 10 лет парк автомобилей в России вырос почти в 2,5 раза. Коммерческий автотранспорт и автомобили, используемые в домашних хозяйствах, становятся все более важным фактором социального и

Наука предпринимательского права - это система знаний о предпринимательском праве. В дореволюционной России развивалось международное и частное торговое право, которое определялось как совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом. В качестве источников русского торгового права можно назвать Устав Торговый, Устав о Промышленности, Устав Кредитный, Устав о векселях, Общий Устав Российских Железных дорог, Положение о государственном промысловом налоге, Устав Судопроизводства Торгового. Несмотря на существование самостоятельных источников, торговое право дореволюционной России было не отраслью, а специальной частью гражданского права.

После 1917 года в стране начала складываться плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществлялась в основном государственными предприятиями. Возникла необходимость формирования принципиально нового типа законодательства, адекватного крайне специфическим социально-экономическим условиям. Зарождается и получает распространение концепция хозяйственного права, наука которого в своем развитии прошла несколько этапов.

В 20-е годы в период НЭПа берет свое начало "двухсекторная теория". Основоположник этой теории П.И. Стучка считал, что из двух существовавших в нашей экономике секторов - социалистического и частного - первому суждено развиваться и упрочиваться, а второму уготовано скорое отмирание. В соответствии с этим должно было развиваться хозяйственное право, обслуживающее социалистический сектор, и отмереть обслуживающее частный гражданское право. В целом теории правильно оценивала роль хозяйственного права в регулировании хозяйственных социалистических отношений. Что же касается гражданского права, то оно ошибочно ассоциировалось лишь с производственными отношениями в частном секторе экономики и переставало рассматриваться в связи с гражданином и его имущественными потребностями.

В 30-е годы, в период уже безраздельного господства социалистического сектора в экономике, появляется новая шкала единого хозяйственного права, в соответствии с которой гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей. Все имущественные отношения, как между гражданами, так и между социалистическими организациями, должны регулироваться нормами единого хозяйственного права. Основоположники данной школы - Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис. Предлагалось принятие Хозяйственного кодекса, закона о планировании. Отстаивался также тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право. Хозяйственное право должно было включать в себя гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения. Школа закончила свою жизнь вместе с авторами. Именем Союза ССР хозяйственная концепция была объявлена вредительской, а ее авторы - репрессированы. Основной причиной гонений явилось то, что хозяйственная концепция пыталась обосновать необходимость правовых начал в области экономики, что представляло угрозу административно-командной системе.

Хозяйственно-правовая мысль возрождается в 60-е годы, получает развитие третья школа хозяйственного права, концепция которой была разработана в работах академиков В.В. Лаптева, В.К. Мамутова. Роль регулирования имущественных отношений с участием граждан новая теория отводила гражданскому законодательству. Концепция исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонтального характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). На этих же началах должен был быть построен Хозяйственный кодекс, проекты которого создавались в Институте государства и права АН СССР.

В 90-е годы в России начался переход от плановой к рыночной экономике, от одной экономической системы к другой. Придание законного статуса предпринимательской деятельности, возникновение многообразия форм собственности, в том числе возрождение частной собственности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, возведение в ранг принципов свободы договора в противовес директивному планированию - все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции. Основоположником современной школы хозяйственного (предпринимательского) права стал профессор B.C. Мартемьянов, в трудах которого нашли отражение отвечающие потребностям времени представления о предмете данной отрасли, ее системе, были разработаны основные институты.

4. НАУКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Активное проникновение публичных начал в сферу цивильного права, ставшее особенно заметным в годы Первой мировой войны, явилось причиной появления буржуазных конструкций хозяйственного права. Изменения в социально-экономической жизни зарубежных стран, развитие хозяйственной функции государства, расширение его предпринимательской деятельности, разнообразные ограничения частной собственности и свободы договора усложнили и без того неразрешимую для западного правоведения проблему разграничения публичного и частного права.

Основоположниками теории предпринимательского права явились немецкие юристы Гедеман, Гольдшмидт, Румпф, Нассбаум и др. Впоследствии идеи предпринимательского или экономического права были восприняты юридической доктриной Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов. Следует подчеркнуть, что выдвинутые вышеназванными авторами теории предпринимательского права лишены характера единой, стройной конструкции. Существуют разнообразные взгляды на существо предпринимательского права среди западных исследователей. Единственная объединяющая их черта заключается в негативном отношении к дуализму права. Сторонники предпринимательского права, при всем различии их представлений, считают деление права на публичное и частное (по крайней мере, в области предпринимательской деятельности) отжившим явлением.

К настоящему времени сложилось два основных направления в западном правоведении относительно толкования природы предпринимательского права.

Согласно первому предпринимательское право не признается отраслью права или отраслью законодательства. Это лишь новый прием, техника разработки, применения, истолкования или изучения норм права; “... это право, рассматриваемое с точки зрения его экономических последствий” (Жакомэн А., Шранц Г.).

В соответствии со вторым подходом предпринимательское право представляет собой новую отрасль права.

Однако и среди приверженцев такого понимания предпринимательского права нет единства. Имеются сторонники как узкой трактовки, так и широкого понимания предпринимательского права.

Первые считают, что предпринимательское право включает в себя нормы, регулирующие деятельность государства в экономике, в том числе правила, относящиеся к национализации, статусу государственных предприятий, планированию, контролю за ценами, экономическими соглашениями и торговой практике. Сюда же нередко относят нормы налогового, валютного, таможенного права, предписания, касающиеся производства публичных работ и оборота ценных бумаг. Иначе говоря, предпринимательское право рассматривается как раздел публичного права, регламентирующий различные аспекты государственного управления экономикой. Эта точка зрения преобладает в юридической практике некоторых западных стран (например, ФРГ и Нидерландов).

Ряд французских и бельгийских юристов отстаивает взгляд на предпринимательское право как на несколько расширенное торговое право, к которому добавляются нормы, регулирующие создание и деятельность различных профессиональных организаций, связанных с хозяйственной жизнью, а также правила, ограничивающие свободу предпринимательских действий.

По мнению Ж.Амеля и Ж.Лагарда, “экономическое право призвано регулировать хозяйственную жизнь и, в частности, производство и обращение богатств”.

Сторонники широкой трактовки хозяйственного права считают, что оно должно включать нормы многих традиционных отраслей права (гражданского, торгового, административного, финансового, трудового и даже уголовного) – лишь бы они прямо или косвенно регламентировали организацию и функционирование экономического механизма.

Всякая научная деятельность представляет в первую очередь процесс познания действительности. Следовательно, предметом науки становится то, что она познает, изучает, объясняет.

Роль науки предпринимательского права возрастает в условиях ликвидации административно-командной системы управления экономикой, развития рыночных отношений в народном хозяйстве. Она требует усиленного изучения новых процессов и явлений, отхода от традиционного догматического представления о праве, его понимания как постоянно развивающегося инструмента, отражающего быстро меняющиеся жизненные ситуации. Главное внимание в науке обращается на исследование и выработку категорий и понятий, имеющих не временное, а долгосрочное значение для решения практических задач радикального преобразования общества.

Предметом науки предпринимательского права является прежде всего предпринимательское право как отрасль права. Она изучает, что есть предпринимательское право, его происхождение и закономерности развития, состав и систему норм предпринимательского права, их содержание и роль, которую данные нормы играют в экономике страны. При этом особое внимание уделяется тем средствам и методам, при помощи которых наиболее эффективно регулируются соответствующие общественные отношения.

Наука предпринимательского права изучает нормативные акты, в которых содержатся нормы предпринимательского права, их виды и юридическая сила, определяемая иерархией законодательных актов в зависимости от компетенции органов, их издающих.

Важной сферой научной деятельности является изучение практики применения действующих нормативных актов, разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию предприни-мательского законодательства.

Особое место в науке предпринимательского права занимает изучение предпринимательских отношений, выявление их специфических особенностей, свойств, которые обусловливают отнесение их к сфере хозяйственно-правового регулирования. Эта область знания приобретает особенно важное значение для отечественной науки в условиях радикальной экономической реформы.

Основная задача предпринимательского права на современном этапе заключается в том, чтобы правильно уловить новые тенденции развития общества, выявить и понять те явления реальной жизни, которые требуют правового закрепления, а также отсечь все то, что препятствует развитию новой системы рыночных отношений.

Кроме того, одной из задач современной науки предпринимательского права является изучение законодательства и практики его применения в зарубежных странах – странах с развитой рыночной экономикой, сложившейся системой хозяйствования.

Для науки важен и исторический опыт российской правоведческой науки и практики (дооктябрьский период), позволяющий оценить достижения отечественной цивилистики, степень влияния западных школ и теорий на российские традиции и т.д.

Следовательно, наука предпринимательского права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о хозяйственно-правовом регулировании общественных отношений (закономерностях функционирования и развития хозяйственного законодательства, способах достижения его эффективности и т.п.), полученных с соблюдением соответствующих методик, одобренных профессионалами и обладающих признаками проверяемости, единства и способности к созданию нового.

После социалистической революции в России, когда достижения российского правоведения за многие десятилетия были объявлены буржуазными и не соответствующими революционным воззрениям, встала проблема обеспечения социалистической экономики соответствующим правовым регулированием, созданием законодательства неизвестного ранее типа.

Научные разработки первых лет советской власти сводились в основном к критике буржуазного права и разоблачению его эксплуататорского характера, так как в период от революции до перехода к новой экономической политике господствовало мнение о несовместимости товарно-денежных отношений с социализмом. В соответствии с этим широкое распространение получило мнение о необходимости развития прямого безэквивалентного распределения материальных благ.

С переходом к новой экономической политике, сложившейся многоукладности экономики, широкое распространение получила теория двухсекторного права. Основоположник этой теории П.И.Стучка поставил вопрос о существовании в народном хозяйстве как бы двух секторов, имеющих различные исторические перспективы. Наличие частного сектора в экономике страны обусловливает существование гражданского права, а наличие социалистического сектора – хозяйственного права. Хозяйственное право должно регулировать отношения внутри общественного сектора народного хозяйства. Причем государственный сектор с его плановыми началами должен развиваться и стать преобладающим, а частный сектор, обслуживаемый преимущественно ГК РСФСР, в борьбе с социалистическим должен был быть вытеснен с исторической сцены.

Одновременно предполагалось развитие специального правового регулирования социалистического сектора на базе хозяйственного права, а ввиду отмирания гражданско-правовых отношений (которыми считались частно-собственнические отношения) должно отмереть и гражданско-правовое их регулирование.

В основном правильно оценивая необходимость развития специального правового регулирования для развивающегося социалистического сектора, эта теория неверно оценила исторические судьбы гражданского права, связав их исключительно с частными отношениями. Гражданское право в ходе своего развития должно было стать регулятором имущественных отношений граждан по удовлетворению ими своих потребностей.

Однако курс на преодоление многоукладности в экономике, за счет расширения социалистического сектора и вытеснения частного сектора, привел к тому, что в тридцатые годы на смену двухсекторной теории пришла школа единого хозяйственного права. Основоположники этой школы (например, Л.Я. Гинцбург и Е.Б. Пашуканис) считали, что для социалистических хозяйственных отношений, ставших преобладавшими к тому времени в экономике, необходимо специальное правовое регулирование. По их мнению, для этих целей следует создать единое хозяйственное право, центром которого должен стать хозяйственный кодекс. В нем предполагалось наряду с регулированием отношений социалистических организаций поместить и регулирование имущественных отношений граждан. Эта школа отстаивала тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части – хозяйственно-административное и гражданское право.

Эта школа правильно отстаивала необходимость создания особой отрасли советского права – хозяйственного права, хотя и “деюризировала” ее, считая специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В этих взглядах получила отражение идеология сложившейся к тому времени административно-командной системы, властные силы которой не желали уступать командных возможностей, стеснять себя правопорядком в командных отношениях. Главная ошибка этой теории состояла в том, что регулирование всех отношений с участием гражданина предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время как регулирование их должно было составлять в основном предмет гражданского права.

В 1936-1937 гг. теория единого хозяйственного права была объявлена вредительской со всеми вытекающими в тот трагический период развития страны последствиями. Авторы данной теории были объявлены врагами народа и, в сущности, на два десятилетия углубленное исследование проблем правового обеспечения социалистической экономики прекратилось.

Под влиянием тогдашнего главного теоретика в правоведении А.Я.Вышинского решено было рассредоточить регулирование хозяйственных отношений в основном в отраслях гражданского и административного права. Так возник, в затем сформировался и получил теоретическое обоснование дуалистический подход к обеспечению регулирования экономики с позиций гражданского и административного права. Согласно этой теории вертикальные связи по управлению народным хозяйством обеспечиваются административным правом, а горизонтальные связи товарного обмена – гражданским правом.

Переход к такому теоретическому обоснованию в те годы был закономерным. Жесткой командно-бюрократической системе руководства народным хозяйством нужны были соответствующие правовые конструкции: правопорядок в экономике должен был обеспечиваться приказными методами. Поэтому он и опирался на административное право, в котором не было, в сущности, ни институтов, обеспечивающих хозрасчет и элементарные гарантии предприятий, ни вообще каких-либо законов о планировании, правовом положении органов хозяйственного руководства, пределах их усмотрения в издаваемых приказах. В сфере же товарного обмена действовал Гражданский кодекс 1922 г., в котором, по сути, уже не было норм, полнокровно влияющих на экономику. Долгое время правовые институты хозяйствования оставались декларативными, а научные разработки – формальной регистрацией и оправданием бюрократических методов хозяйствования.

После XX съезда КПСС получает развитие третья школа хозяйственного права (В.В. Лаптев, В.К. Мамутов и др.). Новая концепция хозяйственного права была создана с учетом исторического опыта и пересмотра ошибок предшественников. Был выдвинут и обоснован научный тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости особого и целенаправленного правового обеспечения экономики, сложившейся к этому времени в единый народнохозяйственный комплекс, требующий единого правового обеспечения. Регулирование имущественных отношений с участием граждан предполагалось проводить в гражданском законодательстве, не соединяя его с хозяйственно-правовым регулированием. В основу упорядочения хозяйственного законодательства, являющегося необозримым, бессистемным правовым массивом, предполагалось положить центральный системообразующий акт – Хозяйственный кодекс или Основы хозяйственного законодательства. На базе такого акта можно было бы систематизировать и кодифицировать законодательство, сделать его четким, целенаправленным и применяемым на практике.

Новая концепция хозяйственного права (монистическая) была выдвинута в противовес идеям дуалистического гражданско-административного направления, продолжающего отстаивать идеи частного, фрагментарного совершенствования хозяйственного законодательства в рамках гражданского и административного права.

У хозяйственной концепции в 60-80 гг. были свои сторонники и противники, и сущность разногласий между ними состояла в следующем.

Взамен целостного и системного взгляда на правовое обеспечение экономики, изложенное сторонниками хозяйственной концепции, у сторонников иных решений все вопросы предполагалось решить на базе дуалистического применения гражданского и административного права. Правда, в последние годы ученые – сторонники гражданско-административного направления, признавая известную целостность

хозяйственного законодательства, выдвигали положения о нем как о “вторичной структуре”; совокупности функционально взаимодействующих норм; комплексной отрасли законодательства; комплексной отрасли права и ряд других, повторяющих с незначительными изменениями в терминологии вышеуказанные положения.

Но даже при таком признании комплексных актов считалось невозможным создание общих положений, общих начал правового обеспечения экономики, которое должно было строиться применительно к различным отраслям, соединяясь под эгидой комплексного акта.

Современная концепция хозяйственного (предпринимательского) права представлена в работах ученых 90-х годов. Эта концепция изменила представление о предмете хозяйственного (предпринимательского) права. Сообразно этим представлениям в сферу хозяйственного права перешли и отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров как предпринимательские отношения.

Расширилось и число субъектов – участников хозяйственных (предпринимательских) отношений; это и физические лица – предприниматели, и юридические лица – предприятия, организации, объединения юридических лиц, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, то есть те субъекты, которые действуют профессионально в интересах и потребностях рынка, с целью извлечения собственной прибыли.

Рыночным отношениям породило развитие предпринимательской деятельности, а отсюда объективная необходимость ее всестороннего регулирования. 4. Предмет и метод предпринимательского права Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения...

Системы права на отрасли. Именно по предмету и методу отрасли отграничиваются одна от другой, и именно наличие самостоятельного предмета и специфического метода дает возможность говорить о самостоятельности отрасли. Следует отметить, что вопрос о предпринимательском праве как самостоятельной отрасли права является весьма дискуссионным. Впрочем, спор о разграничении отраслей права становится уже...

Для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости. 1.Предмет предпринимательского права. На сегодняшний день в мире не существует общепринято­го определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания...

Собственной предпринимательской деятельности. Например, локальном актом является приказ о перечне сведений, составляющий коммерческую тайну и т.п. 8. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской...

Наука предпринимательского права - это система знаний о предпринимательском праве, это представления ученых о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, месте в системе отраслей. Влияние различных объективных и субъективных факторов с неизбежностью предопределило изменение этих представлений на разных этапах существования нашего государства.

К сожалению, узкие рамки учебника не позволяют заглянуть в глубь веков и проследить все этапы становления науки предпринимательского, хозяйственного, а ранее торгового права России. Ограничимся лишь кратким экскурсом.

В дореволюционной России развивалось международное и частное торговое право. Существование частного торгового права явилось результатом возникновения внутри государства многочисленных и сложных юридических отношений между частными лицами по поводу торговли. Торговое право определялось как совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом. В качестве источников русского торгового права можно назвать Устав Торговый, Устав о Промышленности, Устав Кредитный, Устав о векселях, Общий Устав Российских Железных дорог, Положение о государственном промысловом налоге, Устав Судопроизводства Торгового.

Несмотря на существование самостоятельных источников, торговое право дореволюционной России было не отраслью, а специальной частью гражданского права. Торговое законодательство имело основой гражданское законодательство.

После 1917 г. экономическая и политическая ситуация в стране коренным образом изменилась. Начала складываться плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществлялась в основном государственными предприятиями. Возникла необходимость формирования принципиально нового типа законодательства, адекватного крайне специфическим социально-экономическим условиям. Зародилась и начала развиваться концепция хозяйственного права. Однако наука хозяйственного права неодинаково трактовала правовое регулирование хозяйственной деятельности в разные периоды существования советского государства.

В 1920-х годах, в период нэпа, берет свое начало «двухсекторная теория». Основоположник этой теории П.И. Стучка считал, что из двух существовавших в нашей экономике секторов - социалистического и частного - первому суждено развиваться и упрочиваться, а второму уготовано скорое отмирание. Данное положение базировалось на известном постулате В.И. Ленина о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»3. Следовательно, должно было развиваться хозяйственное право, обслуживающее социалистический сектор. Поскольку частному сектору было уготовано отмирание, то соответственно должно было отмереть и обслуживающее этот сектор гражданское право. В целом теория правильно оценивала роль хозяйственного права в деле регулирования хозяйственных социалистических отношений. Что же касается гражданского права, то оно ошибочно связывалось лишь с производственными отношениями в частном секторе экономики и переставало рассматриваться в связи с гражданином и его имущественными потребностями.

Поэтому, когда в 1930-е годы, в период уже безраздельного господства социалистического сектора в экономике, наука снова стала рассматривать вопрос о хозяйственном праве и его оформлении, упорядочении, введении в обиход правовых начал хозяйствования, возникла проблема: куда же поместить гражданина с его домом и другим имуществом, наймом жилого помещения и наследованием (в это время уже отказались от упразднения института наследственного права как буржуазного). Ведь гражданское право, рассчитанное на нэповский период развития общества, как будто закончило свое существование вместе с частным сектором.

Появляется новая школа единого хозяйственного права, в соответствии с которой гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей. Все имущественные отношения как между гражданами, так и между социалистическими организациями должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным источником которого должен стать Хозяйственный кодекс. Основоположники данной школы Л.Я. Гинцбург и Е.Б. Пашуканис считали хозяйственное право специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством. Предлагалось принятие Хозяйственного кодекса1, закона о планировании. Отстаивался также тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право. Хозяйственное право должно было включать гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения.

Обвинение в ликвидации гражданского права станет центральным в адрес ученых хозяйственной школы. Школа закончила свою жизнь вместе с авторами. Именем Союза ССР хозяйственная концепция была объявлена вредительской, а ее авторы - репрессированы3. Однако необходимость защиты гражданского права послужила лишь красивым поводом. Основной причиной гонений явилось то, что хозяйственная концепция пыталась обосновать необходимость правовых начал в области экономики, что представляло угрозу административно-командной системе. Под влиянием лидера правоведения того времени академика А.Я. Вышинского регулирование хозяйственных отношений в основном было решено рассредоточить в отраслях гражданского и административного права. Зародился дуалистический подход к регулированию экономики, отголоски которого слышны и сегодня.

Хозяйственно-правовая мысль возродилась после XX съезда КПСС. В 1960-е годы получила развитие третья школа хозяйственного права, концепция которой была представлена в работах академика РАН В.В. Лаптева4, академика НАН Украины В.К Мамутова. Преодолев заблуждение предшественников, новая теория «вернула гражданина в лоно гражданского права». Гражданскому законодательству отводилась роль регулирования имущественных отношений с участием граждан. Концепция исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонтального характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). Фундаментальные предпосылки данной теории состояли в том, что существующие в обществе товарно-денежные отношения находятся под определяющим воздействием планового начала, имеющего властный характер. Поэтому правовое регулирование этих отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двойственный частно-публичный характер. На этих же началах должен был быть построен Хозяйственный кодекс, проекты которого создавались в Институте государства и права АН СССР. Кодекс, как и другие предлагавшиеся акты, не был принят, поскольку это не входило в планы бюрократического аппарата. И все же хозяйственно-правовая концепция получила значительное развитие в период проведения экономической реформы 1965 г.1, направленной на расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров.

В 1990-е годы в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой. Придание законного статуса предпринимательской деятельности, многообразие форм собственности, в том числе возрождение частной собственности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, возведение свободы договора в ранг принципов, в противовес директивному планированию, - все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции. Основоположником современной школы хозяйственного (предпринимательского) права стал профессор B.C. Мартемьянов, в трудах которого нашли отражение отвечающие потребностям времени представления о предмете данной отрасли и ее системе, были разработаны основные институты.

Этосистема знаний о предпринимательском праве, это представления ученых данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, месте в системе отраслей. Влияние различных факторов объективного и субъективного характера с неизбежностью предопределило тот факт, что эти представления менялись на разных этапах существования нашего государства.

К сожалению, узкие рамки пособия не позволяют заглянуть вглубь веков и проследить все этапы становления науки предпринимательского, хозяйственного, а ранее торгового права России. Приходится ограничиваться лишь весьма кратким экскурсом.

В дореволюционной России развивалось международное и частное торговое право. Существование частного торгового права явилось результатом возникновения внутри государства многочисленных и сложных юридических отношений между частными лицами по поводу торговли. Торговое право определялось как совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом. В качестве источников русского торгового права можно назвать Устав Торговый, Устав о Промышленности, Устав Кредитный, Устав о векселях, Общий Устав Российских Железных дорог, Положение о государственном промысловом налоге, Устав Судопроизводства Торгового.

Несмотря на существование самостоятельных источников, торговое право дореволюционной России было не отраслью, а специальной частью гражданского права. Торговое законодательство имело основой гражданское законодательство.

Экономическая и политическая ситуация в стране коренным образом изменились после 1917 года. Начала складываться плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществлялась в основном государственными предприятиями. Возникла необходимость формирования принципиально нового типа законодательства, адекватного крайне специфическим социально-экономическим условиям. Зарождается и получает свое развитие концепция хозяйственного права. Однако наука хозяйственного права неодинаково трактовала правовое регулирование хозяйственной деятельности в разные периоды существования советского государства.

3. Принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права – это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ:«Каждый имеетправо на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательскойи иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Своё развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, с ис­пользованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя обшей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, а какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья нрав я законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности

2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты за­креплен в ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Согласно данному принципу законодательст­вом, не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринима­тельскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственнос­ти, действующее законодательство предусматривает правила зашиты для всех субъектов одинаковые.

3. Принцип единого экономического пространства , то есть «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии с данным принципом на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пош­лин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные исполнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недо­бросовестными формами её проявления, монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках» - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими усло­виями, уровнем экономического, социального развития, историческими тра­дициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра систе­мы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические. На этом пути было сделано немало оши­бок, не все из которых удалось исправить и сегодня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования пред­принимательской деятельности - это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип законности . Данный принцип является общеотраслевым, и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимателькой деятельности, то здесь необхо­димо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предприниматель­ская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требова­ний законодательства. Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотре­ны действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укрепле­нию законности способствует введение правила регистрации актов федераль­ных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.



Просмотров