Условия уголовной ответственности. Извлечения из уголовного кодекса рф. О физических и юридических лицах

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Объект исследования – государственный долг субъекта Российской Федерации. Предметом исследования являются понятие, виды и формы долговых обязательств российских регионов. В статье автором проанализированы теоретические и практические аспекты управления государственным долгом на региональном уровне в разрезе существующих видов и форм долговых обязательств с учетом накопленного экономической наукой терминологического аппарата по изучаемому вопросу, текущих социально-экономический реалий. Особое внимание уделено изучению многообразия подходов к принципам, положенным в основу долговой политики на региональном уровне в Российской Федерации. В процессе исследования были использованы следующие методы абстрактно-логический, метод систематизаций, анализ фактической документации, эмпирический, использовались приемы структурно-функционального анализа, а также такие методы сбора и анализа информации. В ходе исследования был сделан вывод о том, что управление государственным долгом субъектов Российской Федерации распространяется на все финансовые обязательства, выпущенные региональными органами власти. Оно является составной частью общей бюджетной политики региона. Не может быть управление государственным долгом субъекта Российской Федерации в отрыве от процесса планирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Поэтому управление государственным долгом субъектов Российской Федерации является одним из наиболее важных элементов государственной политики регионов. При этом, в основу долговой политики положены принципы единой долговой политики, прозрачности и согласованности, минимизации рисков, безусловности, срочности, оптимальности и экономической эффективности, законности и ответственности, информационной открытости и гласности.


Ключевые слова: государственные финансы, государственный долг, финансы, бюджет, регионы, доходы бюджета, расходы бюджета, сбалансированность бюджета, долговая политика, бюджетная политика

10.7256/2409-7802.2016.1.16473


Дата направления в редакцию:

25-09-2015

Дата рецензирования:

26-09-2015

Дата публикации:

26-12-2015

Abstract.

The object of the reserch is the government debt of the Russian Federation. The subject of research is the definition, types and forms of debt obligations of the Russian regions. In this article the author has analyzed theoretical and practical aspects of the government debt management at the regional level in terms of existing types and forms of debt taking into account economic science terminological apparatus on the matter as well as the current social and economic situation. Particular attention is paid to the diversity of approaches to the principles on the basis of the debt policy at the regional level in the Russian Federation. The following methods were used in the course of the research: abstract-logical method of classification, analysis of the actual documentation, empirical analysius and elements of structure-function analysis, as well as methods of collecting and analyzing information.The results of the research allowed to conclude that the management of the government debt of the Russian Federation constituents shall extend to all financial commitments issued by the regional authorities. It is an integral part of the overall fiscal policy in the region. There can be no government debt management of the Russian Federation apart from planning and execution of the Russian Federation budget. Therefore, the management of the government debt of the Russian Federation is one of the most important elements of public policy. Moreover, the debt policy is based on the principles of the single debt policy, transparency and consistency, risk minimization, urgency and economic efficiency, legitimacy and liability, information disclosure and publicity.

Keywords:

Public finance, public debt, finance, budget, regions, budget revenues, budget expenditures, balanced budget, debt policy, budget policy

Государственный долг субъекта Российской Федерации - относительно новое экономическое явление, которое появилось с началом реформирования российской экономики в 1992 году. С момента вступления в силу с 01.01.2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации было введено определение государственного (муниципального) долга как совокупности обязательств, которые возникают из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств, принятых на себя государством, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием .

Причиной возникновения государственного долга субъекта Российской Федерации является проводимая государством политика, которая не способствует сбалансированности доходов и расходов государства. Вследствие этого возникает дефицит региональных бюджетов. Для покрытия дефицита бюджета региональные власти вынуждены прибегать к привлечению заемных средств, в связи, с чем увеличиваются долговые обязательства субъекта Российской Федерации.

Рост государственных заимствований субъекта Российской Федерации при различных обстоятельствах, изменении социально-экономической ситуации может иметь разнообразные последствия для экономики региона. Но в любом случае государственный долг начинает играть активную роль в ее регулировании, оказывая значительное влияние на состояние региональных финансов, инвестиционного климата, структуры потребления. В свою очередь, проводимая экономическая политика региона также оказывает воздействие на величину долговых обязательств посредством коррекции различных экономических показателей. Методы и результаты такого регулирования во многом обусловливают, станет ли государственный долг бременем или стимулом для экономического развития той или иной территории .

Существует множество видов государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации.

Классификация государственного долга на региональном уровне:

  • По месту размещения государственный долг разделяют на внутренний и внешний.

Главное отличие между ними это то, что внутренний долг субъекта Российской Федерации выражен в национальной валюте, т.е. в рублях, внешние долговые обязательства субъект Российской Федерации приобретает в иностранной валюте. Размеры внутреннего государственного долга фактически свидетельствуют о том, какая часть будущих, еще не полученных денежных доходов субъекта Российской Федерации уже израсходована им.

  • По объему расходов государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

В состав прямого финансового долга субъекта Российской Федерации включают денежный долг, рыночные долговые инструменты, задолженность, переоформленную или не переоформленную в рыночные долговые инструменты. Косвенный финансовый долг состоит из гарантий, поручительств субъекта Российской Федерации по долговым обязательствам третьих лиц, долгов предприятий, принадлежащих субъекту Российской Федерации.

  • Еще одним, не менее важным признаком классификации государственного долга субъекта Российской Федерации является по целям заимствования:

Финансирование дефицита регионального бюджета, в состав которого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации включается финансирование местных инвестиционных программ и капиталоемких проектов. Наиболее привлекательными с этой точки зрения являются займы для решения жилищных проблем, развития местной инфраструктуры, в том числе дорожное строительство;

Погашение ранее размещенных долговых обязательств. При этом фактически осуществляется рефинансирование задолженности, однако решение этой проблемы возможно только при наличии доверия к эмитенту со стороны инвесторов, его финансовой осмотрительности и недопущения откровенных пирамидальных схем, которые рано или поздно обязательно приводят к разорению эмитента и «обвалу» созданной им пирамиды;

Ликвидация кассовых разрывов при поступлении налоговых платежей в региональный бюджет, которые, как правило, связаны с сезонным характером производственных циклов в конкретном регионе. Такие займы должны погашаться в течение того же бюджетного года;

Привязка выпуска регионального займа к решению общенациональных инвестиционных программ путем предоставления ему соответствующих государственных гарантий .

  • По сроку привлечения долговых обязательств государственный долг субъекта Российской Федерации может быть краткосрочным (менее одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до 30 лет включительно).

Отмечаются различные формы долгового финансирования, которые имеют и различные цели использования. Так, централизованный государственный кредит предназначен для финансирования бюджетного дефицита, кассового обслуживания бюджета и рефинансирования государственного долга, а кредиты и займы субъекта Российской Федерации имеют конкретные цели, связанные с его развитием: финансирование его производственной, территориальной, коммунальной и социальной инфраструктуры.

Государственный долг субъекта Российской Федерации вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей .

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации, формирующие общую сумму государственного долга субъекта Российской Федерации могут выступать в 4 формах, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Формы долговых обязательств субъекта Российской Федерации

Форма долгового обязательства

Краткая характеристика

Государственные займы субъекта Российской Федерации, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации

Осуществляется путем выпуска заемщиком ценных бумаг (как правило, облигаций) на определенных, заранее оговоренных правовых условиях.

Договоры и соглашения о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации

Это форма предусматривает предоставление средств бюджету субъекта Российской Федерации на возвратной и возмездной основах от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Договоры о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации

Предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Кредитные соглашения и договоры

Субъекты Российской Федерации привлекают кредиты на кратко-, средне- или долгосрочной основе для погашения кассовых разрывов в бюджете региона, на покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Первая форма долгового обязательства, представленная в таблице 1, как правило, представлена в виде облигационных займов, которые должны являться для региональных финансовых управленцев основным (если не единственным) источником привлечения долгосрочных ресурсов. При этом залогом успешного размещения региональных облигаций может служить выраженный инвестиционный характер проспекта эмиссии долговых обязательств, и это должно убедительно подтверждаться выкладками и расчетами. Либо положительный прогноз динамики доходной части бюджета эмитента облигаций должен быть столь значимым, чтобы у потенциального инвестора не возникало сомнений в успешном погашении соответствующих траншей в полном объеме и в срок.

Вторая форма долговых обязательств представлена в виде договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Затраты на обслуживание таких кредитов минимальны, при этом общий объем привлеченных регионом бюджетных кредитов до 01.01.2017 года не учитывается при расчете ограничений, устанавливаемых пунктами 2 и 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Получить эти кредиты не просто, за их целевым использованием осуществляется более жесткий контроль. Удельный вес бюджетных кредитов в общей сумме задолженности субъекта Российской Федерации может свидетельствовать как о степени доверия со стороны финансовых властей страны, так и об их готовности в определенной перспективе активно поддерживать экономику некоторых регионов. Для потенциальных инвесторов и органов финансового и банковского надзора этот показатель в некоторой степени может служить позитивным индикатором.

Следующей формой долговых обязательств выступают государственные гарантии, предоставление которых означает, что региональный бюджет берет на себя обязательства погасить долги предприятий-заемщиков в случае их дефолта. Наличие таких гарантий в общей структуре госдолга свидетельствует об инвестиционном характере долга, о том, что соответствующие органы власти работают с бизнесом, активно помогают его развитию. Выгода региона при этом прямая - растут налоговые поступления в бюджет, открываются новые рабочие места. Реальные затраты бюджета при таком госдолге, как правило, минимальны и условны.

Последняя форма долговых обязательств, представленных в таблице 1 это кредитные соглашения и договоры или, как обозначена эта форма в структуре государственного долга Калужской области кредиты, полученные от кредитных организаций.

Это самый последний в рейтинге привлекательности, самый дорогой вид заимствований для субъектов Российской Федерации. Теоретически регионы должны брать их на краткосрочной основе для погашения кассовых разрывов в бюджете, т. е. в те периоды, когда доходы в бюджет еще не успели поступить в объеме, обеспечивающем текущие расходы. При этом в обозримой перспективе кредиторам должно быть четко понятно, что необходимые для погашения кредита дополнительные доходы поступят в бюджет.

На практике же, не имея возможности привлекать дешевые бюджетные кредиты и при явном отсутствии эффективных и прозрачных инвестиционных проектов в регионе, многие субъекты формируют свой государственный долг по большей части из банковских кредитов .

Иные формы долговых обязательств субъекта Российской Федерации не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Именно эта группировка долговых обязательств составляет структуру государственного долга субъекта Российской Федерации.

Общая сумма государственного долга субъекта Российской Федерации складывается из:

Основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъекта Российской Федерации;

Объема основного долга по кредитам, полученным от кредитных организаций субъектом Российской Федерации;

Объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;

Объема обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации .

Таким образом, можно сказать, что под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим его казну.

Также следует отметить, многообразие видов, а также то, что государственный долг может выступать в разных формах, которые имеют свои характерные черты, подчеркивает сложность и важность такого понятия, как государственный долг субъекта Российской Федерации, такого процесса, как управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

Существование государственного долга субъекта Российской Федерации вызывает и необходимость управления им.

В широком смысле управление государственным долгом субъекта Российской Федерации - это процесс выработки и реализации стратегии, которая направлена на привлечение через долговые операции необходимых средств для развития региона. При этом должен быть соблюден приемлемый уровень риска и цены привлекаемых с помощью займов денежных ресурсов .

В соответствии со ст.101 п.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Работа органов власти региона, которые осуществляют управление долгом, направлена на то, чтобы уровень задолженности и темпы ее роста ни при каких обстоятельствах не ставили под угрозу ее кредитоспособность.

Поэтому управление государственным долгом субъекта Российской Федерации ставит перед собой цель создание запаса прочности в финансах региона.

В основе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации лежат определенные, базовые, принципы:

В свою очередь, по мнению Балынина И.В. в основу долговой политики должны быть положены принципы единой долговой политики, прозрачности и согласованности, минимизации рисков, безусловности, срочности, оптимальности и экономической эффективности, законности и ответственности, информационной открытости и гласности . Следует также отметить, что результаты оценки долговой политики активно применяются экономистами в различных методиках оценки тех или иных аспектов социально-экономического развития страны и регионов. Так, предложенная и практически реализованная методика оценки рисков несбалансированности региональных бюджетов, базирующаяся на пяти группах факторов, включает оценку показателей долговой политики региона. Более того, проведенный анализ долговой политики регионов Приволжского федерального округа показал, что «практически во всех регионах Приволжского федерального округа был зафиксирован ежегодный рост государственного долга субъекта, в некоторых - достаточно значительный» .

Наряду с вышеуказанными принципами управление государственным долгом субъектов Российской Федерации необходимо отметить, что принципиальных отличий в базовых подходах к управлению государственным долгом Российской Федерации и государственным долгом субъекта Российской Федерации нет. Также следует выделить и следующие сходства, которые приемлемы и для уровня региона:

  • Формирование целей системы управления государственным долгом, подчиненных задачам социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
  • Наличие многостороннего эффекта, который выражен в развитии инфраструктуры региона, формировании новых рабочих мест, росте доходов бюджета субъекта Российской Федерации, престиже региональной власти, развитии инвестиционного потенциала, улучшении инвестиционного климата;
  • Учет внешних и внутренних факторов, которые влияют на успех системы управления госдолгом, в том числе таких, как федеральное законодательство, кредитный рейтинг субъекта Российской Федерации, экономическая обусловленность программы заимствований субъекта Российской Федерации, наличие и развитость рынка капиталов.

Система управления государственным долгом субъекта Российской Федерации включает в себя следующие элементы: субъекты управления, объекты управления, инструменты и методы управления.

Основными методами управления государственным долгом субъектов Российской Федерации являются рефинансирование и реструктуризация.

Во всем мире самым распространенным методом управления государственным долгом является рефинансирование. Он предполагает погашение основной задолженности и процентов за счет средств, получаемых от размещения новых займов.

В России субъекты Российской Федерации часто прибегают к такому методу, как реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Если субъект Российской Федерации по каким-либо причинам не может обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним в установленные сроки, то могут быть приняты решения о применении следующих методов:

Использование последних пяти методов управления государственным долгом на региональном уровне нарушает первый принцип управления государственным долгом - принцип безусловности. Поэтому решение о применении их требует глубокой предварительной проработки и анализа всех возможных экономических и политических последствий.

Из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации.

Для обеспечения безопасного уровня государственного долга субъекта Российской Федерации следует обозначить следующие обязательные условия:

Все привлеченные через займы средства должны использоваться на инвестиционные цели;

Весь объем платежей по обслуживанию государственного долга должен покрываться за счет будущих доходов, а не за счет новых заимствований или продажи имущества;

Весь объем обслуживания государственного долга (выплата процентов и погашение основной суммы) должен покрываться за счет текущих доходов на момент платежа; если это невозможно, то не следует привлекать займы;

Обслуживание государственного долга не должно зависеть от рефинансирования или от продажи активов;

Наличие детального плана формирования государственного долга (привлечение новых займов, стоимость, погашение как часть интегрированного финансового плана с четкой централизованной ответственностью за всеобязательства регионального бюджета);

Управление государственным долгом, его использование на инвестиции, погашение за счет текущих потоков и связанным с долгом нормативными соотношениями бюджета субъекта Российской Федерации должно осуществляться централизованным образом из расчета годовых объемов, а не по отдельным операциям;

Дорогие, краткосрочные займы не имеют большой ценности; основными задачами субъектов Российской Федерации и муниципалитетов должно стать удлинение сроков погашения и контроль над стоимостью займов.

Контроль над состоянием государственного долга субъекта Российской Федерации производится представительными и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Особое внимание в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации уделено рискам, которые возникают одновременно с возникновением долговых обязательств региона. В связи с этим рекомендуется осуществлять оптимизацию долговой политики на региональном уровне с учетом приоритетности социальных расходов .

Таким образом, следует отметить, что управление государственным долгом субъекта Российской Федерации - это совокупность действий субъекта Российской Федерации в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга региона.

Управление государственным долгом субъектов Российской Федерации распространяется на все финансовые обязательства, выпущенные региональными органами власти. Оно является составной частью общей бюджетной политики региона. Не может быть управление государственным долгом субъекта Российской Федерации в отрыве от процесса планирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Поэтому управление государственным долгом субъектов Российской Федерации является одним из наиболее важных элементов государственной политики регионов.

Библиография

.

Замятина Н.В. Государственный долг субъектов Российской Федерации в контексте экономических отношений // Финансы и кредит. 2011. №36. – с.30-34.

.

Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

.

Федулова С.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит Учебное пособие. – Удмуртский государственный университет. 2012– 510 с. (электр.уч.)

.

Пахомов С.Б. Управление долгом регионов и муниципалитетов России. Институциональные формы, механизмы, технологии. – М.: «ЮНП», 2009. – 282с.

.

Дубровская Ю.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. – 224 с.

.

Зеленский Ю.Б. Структура регионального госдолга: как не оказаться в тупике? // Деньги и кредит. 2012. №5 – с.35-41.

.

Бюджетный кодекс Российской Федерации. Доступ из системы «Консультант Плюс».

.

Ханчук Н.Н. Бюджетная система Российской Федерации. Учеб.пособие/Н.Н.Ханчук – Владивосток: ДВГУ, 2009 – 240с.

.

Балынин И.В. Комплексный анализ долговой политики в рамках рейтинговой оценки субъектов Российской по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1. С. 217-222.

.

Балынин И.В. Комплексная модель оценки рисков несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в контексте социально-экономического развития регионов // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 3. С. 316-319.

.

Балынин И.В. Рейтинговая оценка субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов (на основе разработанной модели) // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3. С.104-109.

.

Balynin I.V. Evaluation of the debt policy regions of Privolzhsky Federal District Russian Federation in terms of imbalance regional budgets // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). С. 101-104.

.

Павловская Е. А. Система управления государственным долгом // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - с. 70-75.

.

Кадзаева И.Т. Модернизационная составляющая системы управления и обслуживания госдолгом // УЭкС. 2008. №8-с.25-28.

.

Балынин И.В. Формирование социально ориентированной бюджетной политики в Российской Федерации на региональном уровне // Финансы и кредит. 2015. № 30. C. 48-59.

.

Сергиенко Н.С. Организация исполнения бюджета: учеб. пособие/Н.С. Сергиенко. – Калуга: Ваш домь, 2011.-232 с.

.

Бабич И.В. Необходимость эффективной региональной долговой политики как основа качества системы управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 3 (42). С. 86-89.

.

Балынин И.В. Анализ макроэкономических показателей регионального развития субъектов Российской Федерации в 2008-2012 годах // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 1. С.124-127.

.

Гушер А.И. Вызовы и угрозы безопасности России // Мировая политика. 2014. № 1. С. 64-75.

.

Ермакова Е.А. Система качественных критериев для оценки эффективности долговой политики субъекта РФ // Финансы и кредит. 2013. №46. с.27-33

.

Косихина О.П., Сергиенко Н.С. Реализация долговой политики Калужской области //Научное обозрение. 2014. № 9-1. С. 141-142.

.

Мукабенова А. В. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Молодой ученый. 2013. №6-с. 381-382.

.

Овсянникова О.А., Кузнецова А.А. Исторические и современные социально-политические основы российского патриотизма // Мировая политика. 2013. № 3. С. 87-114.

.

Опалев А.В. Правовое обеспечение национальной безопасности: объект, предмет и задачи // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 2. С. 244-250.

.

Розанова Л.И. Методологические основы анализа регионального развития // Теоретическая и прикладная экономика. 2014. № 4. С. 1-38.

.

Розин В.М., Голубкова Л.Г. Проблема совершенствования управления в российских условиях // Политика и общество. 2012. № 7. С. 4-16.

.

Сергиенко Н.С. К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов // Финансы. 2006. № 11. С. 30-31.

.

Федорец М.Н. Становление и развитие государственно-территориального устройства России // Право и политика. 2014. № 12. С. 1830-1834.

.

Чернобровкина Е.Б. Влияние бюджетной политики государства на правовое регулирование публичного долга // Финансовое право и управление. - 2014. - 2. - C. 26 - 31. DOI: 10.7256/2310-0508.2014.2.11492.

.

Э.Д. Соколова Правовое регулирование бюджетной деятельности государства и муниципальных образований (теория и правотворчество) // Финансовое право и управление. - 2013. - 2. - C. 119 - 135. DOI: 10.7256/2310-0508.2013.2.9868.

References (transliterated)

.

Zamyatina N.V. Gosudarstvennyi dolg sub""ektov Rossiiskoi Federatsii v kontekste ekonomicheskikh otnoshenii // Finansy i kredit. 2011. №36. – s.30-34.

За определенный ряд преступлений Уголовным Кодексом РФ, предусмотрена уголовная ответственность. Ст. 19 УК РФ определяет общие условия уголовной ответственности. От применения к подсудимому данных условий зависит правомерность назначения ему того или иного наказания.

Лицо, совершившее преступление и подлежащее уголовной ответственности должно обладать уголовной деликтоспособностью, а именно - быть вменяемым и достигнуть определенного возраста. Соблюдение условий указанных в ст. 19 УК РФ является обязательным, а перечень данных условий исчерпывающий. Если лицо, которое совершило общественно опасное деяние, не обладает одним их перечисленных в ст. 19 УК РФ признаком, уголовная ответственность исключается. Помимо вменяемости и определенного возраста ст. 19 УК РФ содержит условие определения виновного лица, как физического. То есть уголовный закон РФ, в отличие от законодательств других стран, не относит к субъектам преступления юридические лица. В то же время, в КоАП существует множество разнообразных административных правонарушений, которые влекут ответственность для юридических лиц.

Согласно российскому законодательству уголовной ответственности подлежит только лицо, виновное в совершении преступления. Исходя из принципа субъективного вменения, признать субъектом преступления можно только физическое лицо, так как психическое отношение к последствиям преступного деяния и самому деянию свойственно только человеку. Так, например, в случаях преступлений связанных с деятельностью юридического лица, виновным признается только человек, который совершил общественно опасное деяние, проявив в отношении него волю и сознание.

Осознавать социальную значимость своих деяний, как уже было сказано ранее, может только человек, но не любой человек, а такой который обладает определенной степенью интеллектуального, нравственного, психического развития и жизненным опытом, который невозможно приобрести одномоментно. Поэтому одним из основных условий уголовной ответственности является достижение виновным лицом определенного возраста, по достижению которого государство имеет право требовать ответа от него за социально значимое поведение.

Возраст наступления уголовной ответственности

Уголовная ответственность за общественно опасное деяние по общему правилу ст. 20 УК РФ наступает с шестнадцатилетнего возраста. Но в случаях совершения преступлений против собственности, личности, общественного порядка и безопасности, уголовная ответственность наступает уже с четырнадцатилетнего возраста. Такое понижение возраста наступления уголовной ответственности, обусловлено повышенной опасностью большинства данных преступлений, осознанием несовершеннолетними их сущности в достаточно раннем возрасте, а так же распространенностью этих видов преступлений именно в среде несовершеннолетних.

Перечень статей уголовного кодекса со сниженным возрастным цензом:

  • ст. 105 «Убийство»;
  • ст. 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;
    Единственная статья Уголовного Кодекса РФ, применяемая к лицам, достигшим четырнадцатилетнего возраста, деяние, квалифицируемое по которой, может быть определенно, как неосторожность.
  • ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» ;
  • ст. 229 «Хищение либо вымогательство наркотических или психотропных веществ»;
  • ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»;
  • ст. 226 «Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и взрывных устройств» ;
  • ст. 213 «Хулиганство при отягчающих обстоятельствах»;
  • ст. 132 «Насильственные действия сексуального характера»;
  • ст. 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»;
  • ст. 206 «Захват заложника»;
  • ст. 205 «Террористический акт»;
  • ст. 162 «Разбой»;
  • ст. 167 «Умышленное повреждение или уничтожение имущества при отягчающих обстоятельствах»;
  • ст. 163 «Вымогательство»;
  • ст. 166 «Неправомерное завладение автомобилем или другим транспортным средством без цели хищение» .

На сегодняшний день существует несколько условностей, которые обязаны соблюдать суды при рассмотрении уголовных дел виновными, по которым выступают несовершеннолетние лица. Так достижение возраста уголовной ответственности происходит не в день рождения виновного лица, а в ноль часов следующего дня. В случаях, когда отсутствуют документальные данные о возрасте несовершеннолетнего нарушителя, установлением его возраста занимается судебно-медицинская экспертиза. Данные такой экспертизы ограничиваются определением полного числа лет, поэтому днем рождения будет считаться последний день года, названного экспертами. Если экспертизой названо максимальное и минимальное число лет, суд будет исходить из минимального возраста лица.

Некоторые преступления в УК РФ, не имеющие комментарии о возрасте наступления уголовной ответственности за них, могут быть совершенны только совершеннолетними, а значит возрастной ценз на них - 18-ть лет. К таким преступлениям относятся те, где оговорен специальный субъект преступления, выполняющий определенную деятельность, занимающий должность и т.д. Например: частный нотариус, военнослужащий, руководитель охранной или детективной службы, частный аудитор, следователь, судья, педагог и др.

Возрастная граница уголовной ответственности - 16-ть и 14-ть лет, установленная законодательством, обусловлена способностью человека в таком возрасте, осознавать опасность совершенных действий и руководить своим поведение. При этом п. 3 ст. 20 УК РФ гласит, что несовершеннолетнее лицо, достигшее возраста шестнадцати или четырнадцати лет, но отстающее в психическом развитии, если это отставание не связано с психическим расстройством, не может быть привлечено к уголовной ответственности, в силу непонимания характера своих действий или невозможности руководить ими.

Еще одним общим условием уголовной ответственности является вменяемость виновного лица. Вменяемость - это психическое состояние лица, которое заключается в его способности осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и возможности руководить ими. Вменяемым лицом может быть признан человек, имеющий психические дефекты здоровья, которые не исключают уголовную ответственность и не влияют на поведение человека. Наличие психических аномалий может служить причиной назначения принудительных мер медицинского характера и учитывается судом при назначении наказания.

Большое количество условностей связанных с определением наличия общих условий уголовной ответственности у виновного лица, создает множество возможностей для манипулирования статьями УК РФ. Помощь адвоката по уголовным делам позволит избежать неправомерного применения статей Уголовного Кодекса к Вам и вашим родным и знакомым.

С уважением,

Адвокат по уголовным делам Виктория Демидова

Вопросы тестирования

1. Допускается ли применение уголовного закона по аналогии?

А) допускается;

Б) не допускается.

2. В соответствии с действующим уголовным законодательством, граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства…

А) не подлежат выдаче этому государству;

Б) подлежат выдаче этому государству;

В) подлежат выдаче этому государству только в случае наличия международного договора.

3. Преступление – это …

А) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;

Б) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;

В) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным или административным законом под угрозой наказания.

4. Преступлениями небольшой тяжести признаются…

А) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы;

Б) неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы;

В) умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы.

5. Тяжкими преступлениями признаются…

А) умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание;

Б) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы;

В) умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

6. Совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи УК РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено признается…

В) рецидивом.

7. Совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление, признается…

А) неоднократностью преступлений;

Б) совокупностью преступлений;

В) рецидивом .

8. Общими условиями привлечения к уголовной ответственности являются:

А) достижение определенного возраста;

Б) вменяемость, наличие определенной профессии;

В) вменяемость физического лица, достижение определенного возраста;

Г) вменяемость, наличие определенной профессии, достижение определенного возраста.

9. Уголовной ответственности за перечисленные преступления: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158) подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления…

А) четырнадцатилетнего возраста;

Б) шестнадцатилетнего возраста;

В) восемнадцатилетнего возраста.

10. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости…

А) назначаются принудительные меры медицинского характера;

Б) оно подлежит уголовной ответственности на общих основаниях;

В) лицо освобождается от уголовной ответственности.

11. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние…

А) только умышленно;

Б) умышленно или по неосторожности.

12. Преступление признается совершенным с прямым умыслом…

А) если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления;

Б) если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

13. Преступление признается совершенным по небрежности…

А) если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий;

Б) если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

14. Покушением на преступление признаются…

А) умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам;

Б) приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

15. Предусмотрена ли действующим уголовным законодательством за приготовление к преступлению?

А) да;

Б) нет;

В) да, но только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.

16. Преступление совершенное организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, считается совершенным…

А) группой лиц;

Б) группой лиц по предварительному сговору;

В) организованной группой;

Г) преступным сообществом.

17. Эксцесс исполнителя - это…

А) отказ исполнителя от совершения преступления на стадии покушения;

Б) отказ исполнителя от совершения преступления на стадии приготовления;

В) совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников.

18. Сколько видов наказаний предусмотрено действующим уголовным законодательством?

А) 13;

Б) 10;

В) 9;

Г) 7.

19. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются как…

А) основные наказания;

Б) дополнительные наказания;

В) дополнительные или основные наказания в зависимости от категории дел.

20. Все ли уголовные наказания назначаются по приговору суда?

А) да, абсолютно все;

Б) нет;

В) нет, отдельные наказания (штраф, арест) накладываются административными органами.

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста (Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, шестнадцатилетнего возраста)

Основанием уголовной ответственности согласно ст. 8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Совершение общественно-опасного деяния (действия или бездействия), содержащего состав преступления - это объективное основание уголовной ответственности, а виновное причинение вреда - это субъективное его основание.

Об уголовной ответственности можно говорить в трех аспек­тах:

1. о установлении уголовной ответственности в законе;

2. о возникновении уголовной ответственности;

3. о реализации уголовной ответственности.

На этапе установления уголовной ответ­ственности важное значение имеет ее дифференциация , субъектом которой является сам законодатель. Под дифференциацией уго­ловной ответственности понимается установление законодателем в уголовном законе различных уголовно-правовых последствий в зависимости от типовой степени общественной опасности пре­ступления и типовой степени общественной опасности личности совершившего преступление.

Возникновение уголовной ответственности связано с фактом совершения преступления конкретным лицом. В этот момент ме­жду ним и государством возникают уголовно-правовое отноше­ние и уголовная ответственность.

Реализация уголовной ответственности означает, что после возникновения уголовного правоотношения права и обязанности его субъектов были реализованы в точном соответствии с предпи­саниями закона. После уточнения содержания и объема прав и обязанностей субъектов уголовная ответственность лица, совер­шившего преступление, находит свое объективное воплощение в тех или иных мерах государственного принуждения, избирае­мых по воле государства в лице его компетентного органа. Эти меры называются формами реализации уголовной ответственно­сти .
Действующий УК РФ знает несколько форм реализации уго­ловной ответственности.

Формы реализации уголовной ответственно­сти :

1. наказание;

2. осуждение без назначения наказания или без его отбывания.

Самой естественной и самой распространенной формой реа­лизации уголовной ответственности является наказание .

3. Уголовный закон, его источники, структура УК РФ. Понятие нормы уголовного права и ее элементы. Виды диспозиций и санкций.

Уголовный закон - это правовой акт, определяющий общие положения об уголовной ответственности, виды конкретных преступлений и устанавливающий вид и меры наказания за совершение преступлений.

Главным источником уголовного права является Конституция Российской Федерации , в которой содержатся нормы, направленные на регулирование уголовных правоотношений. Так, в ст. 19 Конституции России указывается: «Все равны перед законом и судом», в ст. 20 решается вопрос о применении смертной казни, в ст. 50 отмечается: «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление», в ст. 54 закрепляется принцип: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».
Уголовно-правовое значение имеют и статьи Конституции, определяющие права и свободы граждан и гарантии их защиты, а также фиксирующие обязанности граждан Российской Федерации.
Принципиальное значение имеет ст. 51 Конституции, в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В соответствии с этим положением, близких родственников нельзя привлекать к уголовной ответственности за отказ отдачи показаний в отношении супруга или других родственников, круг которых определен федеральным законом.
Уголовный кодекс РФ состоит из двух частей: общей и особенной.
В общей части содержатся общие положения, определяющие принципы, основания, условия уголовной ответственности, понятие и цели наказания, систему наказания, порядок назначения наказания, а также условия и порядок освобождения от наказания, условия применения медицинских и воспитательных мер.
Положения общей части в УК РФ расположены следующим образом:
1. Уголовный закон.
2. Преступление.
3. Наказание.
4. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания.
5. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
6. Принудительные меры медицинского характера. В особенной части УК РФ содержатся описания конкретных видов преступлений и указываются виды и размеры наказаний, предусмотренных за их совершение. Особенная часть состоит из следующих разделов:
1. Преступления против личности.
2. Преступления в сфере экономики.
3. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
4. Преступления против государственной власти.
5. Преступления против военной службы.
6. Преступления против мира и безопасности человечества. Современная доктрина российского уголовного права отражает такую иерархию ценностей: личность - общество - государство. Поэтому в Особенной части УК РФ на первом месте находятся преступления, посягающие на личность, ее права и интересы, а лишь затем - преступления против государства.
Общая и особенная части УК РФ тесно связаны между собой. Общие положения, сформулированные в общей части, конкретизируются в нормах особенной части. Применение норм особенной части невозможно без учета положений общей части.

Уголовно-правовые нормы бывают следующих видов:

  • Нормы-предписания, устанавливающие нормативные определения понятий, относящихся к сфере уголовного права («преступление», «наказание») или содержащие общеобязательные правила поведения.
  • Нормы-дозволения, определяющие меру возможного поведения лица в рамках установленных предписаний
  • Нормы-запреты, устанавливающие недопустимость совершения определённых общественно опасных действий под страхом наказания.
  • Нормы-поощрения, стимулирующие лицо к совершению определённых действий.

Диспозиция уголовно-правовой нормы устанавливает признаки конкретного преступного деяния. Она может быть нескольких видов :

  • Простая диспозиция называет деяние, но не раскрывает его признаков, не содержит его определения.
  • Описательная диспозиция, помимо наименования деяния содержит его определение или описание. Описание может быть кратким или подробным.
  • Ссылочная (или отсылочная) диспозиция характеризуется наличием отсылки к другой статье уголовного закона.
  • Бланкетная диспозиция предполагает использование для установления признаков деяния нормативных актов других отраслей права: например, для того, чтобы установить полный перечень деяний, запрещаемых статьёй уголовного закона, устанавливающей ответственность за преступное нарушение правил дорожного движения, необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам, устанавливающим эти правила.
  • Смешанные, содержащие признаки одновременно описательной и бланкетной диспозиции или бланкетной и ссылочной диспозиции и т. д.

Выделяют также альтернативные диспозиции, в которых предусматривается несколько самостоятельных действий, каждое из которых является достаточным для наступления ответственности по данной уголовно-правовой норме.

В санкции нормы уголовного закона устанавливаются меры ответственности, подлежащие применению к лицу, совершившему конкретное деяние. Существуют следующие виды санкций :

  • Относительно определённая, устанавливающая конкретный вид наказания и его минимальный и максимальный пределы Альтернативная, предусматривающая выбор одного из нескольких видов наказания (например, лишения свободы или штрафа).
  • Абсолютно определённая, предусматривающая единственный вид наказания с точно определённым его размером, не допускающим вариаций .
  • Отсылочная, в которой не указывается наказание, подлежащее применению за совершение деяния, а содержится отсылка к санкции другой статьи уголовного законодательства .
  • Кумулятивная, предусматривающая назначение одновременно двух видов наказания: основного и дополнительного.
  • Абсолютно неопределённая, не включающая никаких указаний о виде или размере наказания; такие санкции в основном применяются в рамочных нормативных актах международного характера в сфере борьбы с преступностью .

4. Действие уголовного закона в пространстве. Выдача лиц, совершивших преступление.

Действие уголовного закона в пространстве основано на нескольких правилах (или принципах), которые предусмотрены непосредственно в УК: территориальном, гражданства, универсальном и реальном.

- Территориальный принцип является основополагающим, так как неразрывно связан с государственным суверенитетом. Сущность этого принципа отражена в ч. 1 ст. 11 УК, согласно которой «лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». Тем самым всякое лицо - гражданин России, гражданин другого государства, лицо без гражданства (апатрид) - обязано соблюдать нормы российского уголовного закона, находясь в любой части территории России, т.е. всюду, где распространяется ее суверенитет и юрисдикция.

-Принцип гражданства закреплен в ч. 1 ст. 12 УК: граждане России и постоянно проживающие в ней лица без гражданства (апатриды), совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ним. Однако привлечение тех и других к уголовной ответственности за преступление, совершенное вис пределов России, возможно лишь при условии, что в отношении них «поданному преступлению не имеется решение суда иностранного государства». Другими словами, эти лица не были осуждены в иностранном государстве за данное преступление или не были признаны судом невиновными в его совершении.

- Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников и др.). В соответствии с универсальным принципом государство обязано применить свой уголовный закон к преступнику", посягнувшему не только на интересы данной страны, но и любого другого государства, вне зависимости оттого, кем и где совершено это преступление. Россия обязана выполнять международные конвенции, ею ратифицированные, обязывающие государства участников вести борьбу с соответствующими преступлениями.

Вопросы выдачи лиц, совершивших преступления вне пределов РФ, другому (запрашивающему) государству не имеют непосредственного отношения к уголовному праву.

В соответствии с нормами международного прававыдача лиц, совершивших преступление, одним государством другому осуществляется в целях: а) привлечения к уголовной ответственности, б) отбывания наказания. Именно с учетом этого в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ установлено, что «выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора». Это положение нашло отражение в ч. 2 ст. 13 УК

5. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила закона.

Вполне очевидно, что применению подлежит только тот уголовный закон, который вступил в силу и не утратил ее на момент совершения преступления. Между тем, в результате совершенствования уголовного законодательства могут возникать ситуации, когда с момента совершения преступления и до момента расследования или рассмотрения уголовного дела в суде уголовный закон изменится. Возникает проблема выбора подлежащих применению уголовно-правовых норм, что предполагает рассмотрение следующих вопросов:

§ вступление уголовного закона в силу;

§ утрата им своей юридической силы;

§ время совершения преступления;

§ обратная сила уголовного закона.

Ст. 19 УК РФ перечисляет три основных условия, при наличии которых член общества может стать субъектом уголовного наказания. Не всегда человек, совершивший преступление, может быть наказан по Уголовному кодексу. Законодателем предусмотрены ситуации, когда в силу тех или иных причин лицо не может нести уголовную ответственность. Чтобы уметь защитить себя или близких людей, необходимо знать случаи, при наличии которых субъект преступления подлежит уголовному наказанию. А также критерии, которые, наоборот, влекут изменение ситуации и позволяют избежать уголовной ответственности.

В рассматриваемой норме уголовного права перечисляются условия наступления уголовной ответственности. Но прежде чем говорить о том, когда человек подлежит подобной ответственности, необходимо разобраться, что она собой представляет. Многие, слыша эпитет «уголовная», сразу представляют лужи крови и, как результат, захлопнувшуюся дверь камеры. Однако это далеко не всегда именно так.

Словосочетание «уголовная ответственность» предполагает, что некоторые деяния из-за их последствий подлежат осуждению с позиций Уголовного кодекса, следовательно, за их совершение предусмотрено определённое наказание.

Уголовное наказание может быть различного вида и не всегда с заключением под стражу:

На сегодняшний день в Российской Федерации смертная казнь не применяется даже за особенно тяжёлые формы преступления.

В соответствии с девятнадцатой статьёй Уголовного кодекса определяются общие условия, при которых преступнику не избежать уголовной ответственности.

Законодатель установил три основных критерия:


Понятие вменяемости в Уголовном кодексе не характеризуется. Однако статьи 21 и 22 рассматривают понятия невменяемости и ограниченной вменяемости. Это те случаи, которые влияют на назначение наказания и, как правило, значительно его изменяют или отменяют совсем.

При невменяемости, согласно законодательству, субъект не может контролировать свои действия, управлять ими вследствие наличия у него какого-либо психического заболевания. Установить это может только медицинский эксперт. В таком случае субъект преступления может получить освобождение от наказания. Однако принудительного лечения ему вряд ли избежать. Соответственно, отсутствие таких заболеваний является вменяемостью.

Термин «ограниченная вменяемость» законодателем не используется и не определяется, но фактически рассматривается в 22 статье УК. Это состояние представляет собой такое, когда человек страдает психическим расстройством, но он вполне может считаться вменяемым. Подобный факт не отменяет наказание, но учитывается судьями при вынесении приговора.

Когда лицо, признанное вменяемым, совершало преступление в состоянии психического расстройства, уголовная ответственность не отменяется.

Важным критерием при наказании за уголовно осуждаемое преступление является возрастная характеристика преступника. Уголовное законодательство предусматривает, что уголовно наказан может быть человек, достигший шестнадцатилетнего возраста.

Именно с этого времени наступает тот период, когда, по мнению законодателя, человек вполне способен самостоятельно отвечать за собственные поступки проступки. Это общий критерий.

Возрастом для несения уголовной ответственности признаётся 14 лет по преступлениям:


Необходимо отметить, что действия по угону автомобилей, когда несовершеннолетние из-за шалости пытаются стать водителями чужого транспортного средства, оцениваются законом весьма строго, особенно если в результате произошло ДТП.

Кратко говоря, такие действия являются основаниями для привлечения к уголовной ответственности в возрасте даже четырнадцати лет.

О физических и юридических лицах

Ещё один критерий для применения уголовной ответственности – принадлежность к физическим лицам.

Основные аспекты уголовной ответственности:

  1. Весь Уголовный кодекс касается только человека как лица физического.
  2. Юридические лица уголовной ответственности не подлежат.

Группа людей, совершившая преступление, также не относится к юридическим лицам. И наказание за совершённое в группе преступление будет назначаться каждому её члену в отдельности в соответствии со степенью его вины.

В случае если в преступлении участвует юридическое лицо, оно будет нести ответственность согласно гражданскому и административному кодексу.

Когда неправомерные действия юридического лица связаны с преступлением, то отвечать за него будет должностное лицо, но уже как лицо физическое. Таким образом, статья УК под номером 19 строго индивидуализировала наказание за преступления.



Просмотров