В качестве принудительной меры воспитательного воздействия. Виды принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних

Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним, представляют собой специальные способы влияния на них, предусмотренные в уголовном законодательстве. Они направлены на исправление лиц, которыми совершены преступления в возрасте до 18 лет. Рассмотрим далее основные виды принудительных мер воспитательного воздействия.

Общие сведения

Принудительные меры воспитательного воздействия суда используются в случаях совершения лицами до 18 лет преступлений средней либо небольшой тяжести. При этом замена уголовного наказания допускается в случае, если есть основания полагать, что исправление может быть достигнуто способами, установленными ст. 90 УК. Рассматриваемые методы выполняют также предупреждающую функцию. Принудительные меры воспитательного воздействия предполагают проведение индивидуальной работы с субъектами с целью предотвращения совершения ими других деяний.

Специфика

Применение принудительных мер воспитательного воздействия является особой реакцией государства на действия лиц, возраст которых менее 18 лет. В одних ситуациях она предполагает освобождение субъекта и от уголовной ответственности, и от наказания, предусмотренного в статье, характеризующей его преступление. Данное положение устанавливает 90-я статья УК. В иных случаях на лицо возлагается ответственность, но не применяется наказание. Это положение установлено ст. 92.

Классификация

Ст. 90 устанавливает основные принудительные меры воспитательного воздействия. Несовершеннолетних:

  • предупреждают;
  • передают под надзор родителей либо заменяющих их лиц или специализированного госучреждения;
  • обязывают загладить вред, причиненный преступлением;
  • ограничивают в проведении досуга, в данном случае устанавливаются особые требования к поведению субъекта.

Предупреждение

Оно заключается в разъяснении гражданину вреда, который причинен его неправомерными действиями, а также последствий повторного преступления, предусмотренного УК. Назначая принудительные меры воспитательного воздействия, уполномоченное должностное лицо выносит постановление. В нем содержится отрицательная правовая и нравственная оценка деяния, непосредственно само предупреждение о недопустимости такого поведения, указания о последствиях совершения иного преступления/правонарушения. Копия данного документа вручается самому нарушителю. При необходимости экземпляр передается и его законным представителям. Следует сказать, что их присутствие необходимо при применении предупреждения.

Надзор

На родителей гражданина либо их заменяющих лиц или на специализированное госучреждение возлагаются обязанности по контролю над поведением и осуществлению воспитательного воздействия. Данный способ исправления предусматривает 90-я статья УК. Часть 3 указанной нормы допускает применение этой меры при совершении деяния:

Надзор устанавливается в течение всего вмененного срока. Обязанности, которые предусматриваются для субъектов, осуществляющих контроль, должны быть обстоятельно, четко и доходчиво разъяснены, а также оформлены надлежащим образом. Перед назначением данной меры необходимо удостовериться в способности, готовности и возможности субъектов ее реализовать.

Обязанность загладить ущерб

При ее назначении должно приниматься во внимание имущественное состояние нарушителя и наличие у него трудовых навыков. Обязанность может состоять в:


При этом предусмотренная в уголовном законе обязанность не должна превращаться в тяжелое бремя для несовершеннолетнего. В этой связи нормы требуют учитывать имущественное состояние субъекта. Оно устанавливается по наличию у лица дохода или каких-либо материальных ценностей. Кроме того, при возложении на несовершеннолетнего обязанности собственными силами восстановить поврежденное имущество необходимо принимать во внимание наличие у него соответствующих навыков, которые предполагают способность осуществить ту или иную работу.

Ограничения

Для несовершеннолетнего могут быть установлены определенные требования к его поведению. Например, ему может быть запрещено посещать определенные места, пользоваться теми или иными формами досуга, в том числе касающимися управления транспортными средствами. Он также может ограничиваться во времени нахождения на улице: в определенные часы он должен быть дома. Несовершеннолетнему может запрещаться выезд в какую-либо иную местность, отличную от территории проживания, без получения разрешения от специализированного госоргана. В ряде случаев нарушителям предъявляется требование вернуться в общеобразовательное заведение либо поступить на работу. Перечень, приведенный в ч. 4 статьи 91, считается открытым.

Дополнительно

В качестве еще одной меры выступает помещение несовершеннолетнего в закрытое учебно-исправительное заведение. Она назначается лицам, совершившим среднетяжкие и тяжкие деяния. Эта мера считается специальной и применяется в крайних случаях. В указанных учреждениях действует особый режим пребывания. Несовершеннолетний при этом находится под постоянным надзором.

Особенность учреждений

Специальными закрытыми учебно-воспитательными заведениями могут являться общеобразовательные школы, а также профтехучилища, в которых лица мужского и женского пола находятся отдельно. Помещение нарушителей в эти учреждения считается наиболее строгой принудительной воспитательной мерой. Пребывание в этих заведениях может быть окончено до истечения вмененного срока. Это допускается в случае, если будет признано, что несовершеннолетний субъект более не нуждается в воздействии. Вместе с тем в уголовном законодательстве предусмотрена возможность продления срока нахождения субъекта в учебно-исправительном учреждении. Оно допускается по ходатайству самого лица. Основанием для продления срока может выступать необходимость завершения профессиональной либо общеобразовательной подготовки.

Нормативные возможности

Законодательство допускает применение нескольких мер одновременно к одному субъекту. По своей направленности и содержанию рассмотренные выше способы исправления вполне могут сочетаться. Так, к примеру, одновременно могут назначаться такие принудительные меры воспитательного воздействия, как вменение обязанности возместить (загладить) вред, причиненный имуществу, передача родителям под надзор, ограничение досуга и предупреждение.

Последствия невыполнения предписаний

Если совершеннолетний нарушает предусмотренный для него режим исправления, специализированный госорган отменяет назначенную ему меру, а материалы по его делу направляются в инстанцию, уполномоченную на рассмотрение уголовных дел. Таким образом, законодатель подчеркивает фактическую условность рассмотренных способов исправления.

Проблемы преступности несовершеннолетних актуальны для любого общества, так как несовершеннолетние преступники всегда копируют преступления взрослых. Поиск новых способов воздействия на несовершеннолетних, совершивших преступления, заставляет анализировать уже имеющиеся способы, выявляя их недостатки.

К несовершеннолетним преступникам может быть применено как наказание, так и принудительные меры воспитательного воздействия. Но статистика показывает, что наиболее распространённым видом наказания в судебной практике получило условное осуждение. Но почему, несмотря на большую гуманность, педагогичность, данные меры не являются основными и вообще крайне редко применяются. Возможно, дело состоит в несостоятельности законодательной базы.

Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия вызывает оживлённые дискуссии, так как законодатель полностью не раскрывает их уголовно-правовой сути. Со своей стороны я считаю, что принудительные меры воспитательного воздействия являются не карательными, социально-профилактическими мерами и являются альтернативой наказанию. Рассмотрим мнения учёных-правоведов.
Некоторые учёные считают, что ПМВВ по своей природе являются уголовно-правовыми мерами. А В Наумов считает, что «ПМВВ по своей природе являются уголовно-правовыми и их применение к несовершеннолетнему означает освобождение от уголовной ответственности».

Возможно, именно поэтому законодатель намеренно выделил меры воспитательного воздействия в УК среди других мер, пытаясь ярче показать диапазон их применения. По мнению А. А. Арямова принудительные меры воспитательного воздействия – «это условный факультативный вид освобождения от уголовной ответственности и наказания». Это мнение кажется небесспорным, так как непонятно в чём условность и необязательность освобождения от уголовной ответственности. Существенным в рассмотрении правовой природы ПМВВ является вопрос об общей структуре мер уголовно-правового характера. Эти меры можно разделить на 2 большие группы – наказание и иные меры уголовно-правового характера.

Так как законодатель в УК РФ не даёт определение ПМВВ, его формулировки могут существенно различаться (например, в определении их правовой природы). Сначала, попробуем выделить характерные признаки.

  1. Пмвв применяются только к несовершеннолетним, но в исключительных случаях могут распространяться и на лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования либо воспитательную колонию. (ст.96 УК)
  2. Данные меры могут назначаться несовершеннолетним, совершившим преступление. Они не назначаются, если в действиях лица нет признаков состава преступления. Так же очень важно то, что ПМВВ назначаются за совершение преступления небольшой или средней тяжести, а мера, указанная в ч.2 ст. 92 УК РФ,- за преступления средней тяжести и тяжкие уголовно наказуемые преступления. Исключения представляют особо тяжкие преступления и ряд составов тяжких преступлений, указанные в ч.5 ст.92 УК РФ.
  3. Принудительные меры воспитательного воздействия назначаются, если в ходе судебного заседания будет признано, что для исправления несовершеннолетнего, достаточно их применения. У суда должно сложиться убеждение, что «исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путём применения к нему ПМВВ» . Следует отметить, что ч. 1 и 2 ст.92 УК РФ не предполагают в виде обязательного условия назначения исследуемых мер возможность исправления подростка при освобождении от наказания.
  4. Целями принудительных мер, по нашему мнению, являются развитие положительных качеств личности, её психологическая, социальная реабилитация, ресоциализация подростков. Часть исследователей считает, что цели ПМВВ во многом совпадают с целями наказания. Но акцент при их осуществлении делается на психолого-педагогическое воздействие, которое направлено на «сознание и волю несовершеннолетнего правонарушителя, корректировку его взглядов, привычек, на внушение и убеждение о необходимости изменения образа жизни» .
  5. Данные меры фактически выступают в качестве правового последствия нарушения лицом уголовно-правового запрета. Таким образом, подросток может претерпевать различного рода ограничения и лишения в его отношении.
  6. Данные меры применяются только в соответствии с уголовным законодательством. Процедура назначения мер регулируется нормами УПК РФ (ст. 427, 430-432 УПК РФ).
  7. Контроль за исполнением несовершеннолетним воспитательных мер возлагается на специализированный государственный орган, обеспечивающий его исправление.

Но, к сожалению, законодатель не уточняет какой именно орган должен контролировать исполнение ПМВВ. Можно выделить и другие признаки ПМВВ. В соответствии данным признакам Боровиков С.А. считает, что «принудительные меры воспитательного воздействия – это вид иных мер уголовно - правового характера, назначаемый судом несовершеннолетнему, достигшему возраста уголовной ответственности и совершившему деяние.

Современное российское уголовное законодательство стремиться к индивидуализации и гуманизации ответственности. Эффективное применение принудительных мер воспитательного воздействия позволит добиться наибольших успехов в достижении данной цели. Также эти меры могут помочь в развитии личности подростка, а значит, могут укрепить социальный статус семьи и её благополучие. Эти меры (например, передача под надзор родителей) позволяют также наладить контакт между родителями и детьми, способствуют их сближению. Но всего этого эффекта может добиться только слаженный тандем участников: от ответственного следователя и высококвалифицированного судьи до любящих и понимающих родителей подростка. Немаловажным фактором является также и законодательная регламентация применения принудительных мер воспитательного воздействия. Анализ российского уголовного законодательства и мнений учёных - правоведов по данному вопросу привел к обозначению пробелов и неполноты в уголовном законе. По моему мнению нужна существенная доработка нормативно-правовой базы:

  • Во-первых, нужно создать закон, регулирующий и комментирующий ст.ст.91-92 УК РФ. Например, Федеральный закон «О применении принудительных мер воспитательного воздействия»;
  • Во-вторых, необходимо создать особый специализированный государственный орган, исполняющий ПМВВ и осуществляющий контроль над их исполнением. В-третьих, определить применения ПМВВ как приоритетную форму уголовно-правового воздействия для несовершеннолетних.

Верховный Суд РФ указывает, что суды не должны применять уголовное наказание к несовершеннолетним которые совершили преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК РФ.

Ст.ст. 90 и 92 УК РФ. имеют различия. В ст. 90 УК РФ закреплены особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия в порядке освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности. Суды обязаны обсуждать вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему положений ст.ст. 75–78 УК РФ (ст.ст. 24–28 УПК РФ) об освобождении от уголовной ответственности.

Если имеется несколько нереабилитирующих оснований прекращения уголовного дела, то суд в целях соблюдения требований ч. 2 ст. 27 УПК РФ разъясняет виновному право возражать против прекращения уголовного дела по каждому из этих оснований. Суд должен прекращать уголовное дело по тому основанию, против которого виновный не возражает.

При освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, суду необходимо учитывать особенности, предусмотренные гл. 14 УК РФ. В частности, исчисление сроков давности уголовного преследования, погашения судимости, размер штрафа, который может быть назначен несовершеннолетнему в качестве наказания, и т. д.

Суд может освободить от уголовной ответственности несовершеннолетнего, при наличии ряда условий:

1. лицо совершило преступление до достижения 18 летнего возраста. Если виновный совершил преступление до достижения 18 лет, но в момент принятия решения по уголовному делу достиг совершеннолетия, то освобождение виновного от уголовной ответственности на основании ст. 90 УК РФ, невозможно. Однако, закон не исключает возможности с учетом положений ст. 96 УК РФ освободить от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия лицо, которое совершило преступление в возрасте 18–20 лет.

2. Преступление совершенное несовершеннолетним относится к категории небольшой или средней тяжести. Если категория преступления изменилась после осуждения несовершеннолетнего, то суд не может применить в отношении него ст. 90 УК РФ. Однако, суд может назначить ему принудительных мер воспитательного воздействия на основании ч. 1 ст. 92 УК РФ.

3. Суд признает, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Конечно это условие является оценочным. Такой вывод суд может сделать после оценки всех обстоятельств совершенного преступления, данных о личности виновного, условий его жизни и воспитания,его поведения после совершения преступления и другие обстоятельства.

Освобождение от уголовной ответственности по ст. 90 УК РФ допускается на любой стадии уголовного процесса, то есть, с момента вынесения постановления о привлечении несовершеннолетнего лица по делу в качестве обвиняемого и до удаления суда в совещательную комнату.

Следователь может прекратить уголовное дело и возбудить перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия только с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель только с согласия прокурора. Такое постановление руководитель следственного органа или прокурор направляет вместе с уголовным делом в суд в порядке ст. 427 УПК РФ. На практике, как правило, на стадии расследования следователи (дознователи) этого не делают.

До принятия решения о назначении принудительных мер воспитательного воздействия суд, должен убедиться, что преступление действительно имело место и что его совершил несовершеннолетний. Убедившись в этом суд должен вынести мотивированное постановление о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, освобождении его от уголовной ответственности и о применении к нему принудительной меры воспитательного воздействия. Если суд придет к выводу, что несовершеннолетний непричастен к преступлению, нет доказательств события преступления или к моменту рассмотрения материалов дела преступность деяния была устранена вступившим в силу новым уголовным законом то он должен вынести постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования без применения мер воспитательного воздействия.

Принять решение об освобождении несовершеннолетнего от ответственности на основании ст. 90 УК РФ по поступившему к нему уголовному делу, суд может самостоятельно как на стадии подготовки к судебному заседанию по результатам предварительного слушания, так и по итогам судебного разбирательства. Суд может принять такое решение только при согласии несовершеннолетнего обвиняемого или подсудимого.

Если он либо его законный представитель возражает против прекращения уголовного дела,суд должен продолжить рассмотрение дела. Однако суд может применить принудительные меры воспитательного воздействия на основании ст. 92 УК РФ при освобождении несовершеннолетнего от уголовного наказания.

Меры воспитательного воздействия применяются вне зависимости от желания или согласия несовершеннолетнего или его законного представителя (кроме меры в виде передачи под надзор родителей) и их исполнение обеспечивается государственным принуждением. Принимая такое решение суд должен разъяснить несовершеннолетнему и его законному представителю положения ч. 4 ст. 90 УК РФ в том числе и возможность их отмены в случае систематического неисполнения назначенных принудительных мер. Факт такого разъяснения должен быть отражен в протоколе судебного заседания. Исполнение принудительных мер контролирует специализированное учреждение для несовершеннолетних. Таковыми признаются участковые комиссии по делам несовершеннолетних.

В ст. 90 УК РФ содержится исчерпывающий перечень принудительных мер воспитательного воздействия:

1. предупреждение;

2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа на срок, определяемый судом;

3. возложение обязанности загладить причиненный вред;

4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению на срок, определяемый судом.

Суд может назначить несовершеннолетнему одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Если несовершеннолетний систематически не исполняет назначенные ему меры, то по представлению специализированного государственного органа суд должен отменить их, а материалы уголовного дела направить для привлечения виновного к уголовной ответственности. Комиссия по делам несовершеннолетних так же вправе обратиться в суд с представлением об отмене принудительных мер.

Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократное (более двух раз) нарушение в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия.

Если в период исполнения меры воспитательного воздействия несовершеннолетний совершит новое преступление, то это автоматические не влечет ее отмену. Если несовершеннолетнему было назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, а он допустил единичные нарушения, то есть, не более двух раз по каждой из них, такие нарушения не являются систематическими и не дают оснований для отмены принудительных мер воспитательного воздействия.

Представление комиссии по делам несовершеннолетних об отмене принудительной меры воспитательного воздействия рассматриваются судом в порядке ст. 399 УПК РФ. Если меры воспитательного воздействия применялись по ходатайству органов расследования, суд выносит решение об отмене постановления о прекращении уголовного дела и направляет его вместе с материалами дела руководителю следственного органа или начальнику органа дознания. Следователь (дознаватель) проводит полное расследование, составляет обвинительное заключение (акт) и вновь направление уголовное дело в суд.

Если меры воспитательного воздействия применил непосредственно суд при рассмотрении или подготовке к рассмотрению уголовного дела, то суд отменяет решение о применении принудительной меры и направляет уголовное дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции со стадии судебных прений для решения вопроса о выборе необходимой формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетнего. При этом повторное применение мер воспитательного воздействия не исключается. Закон такого запрета не содержит. Суд не может изменить, продлить принудительные меры воспитательного воздействия или заменить их иными мерами.

Судья, вынесший постановление о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия, которое в последующем было отменено на основании ч. 4 ст. 90 УК РФ, не вправе повторно принимать участие в рассмотрении уголовного дела в отношении этого же несовершеннолетнего (ст. 63 УПК РФ).

Нет, в определённых случаях оно может не назначаться. Про то, что является принудительной мерой воспитательного воздействия и про их применение расскажем сегодня.

Основная информация

Об этом говорят 90-я и 91-я статьи УК. Желательно также прочесть статью 89, чтобы получить более полное представление о вопросе. Комментарии к статье 90 помогут окончательно вникнуть в суть.

Итак, что же относится к понятию принудительных мер воспитательного воздействия (характера)?

Более подробно о принудительных мерах воспитательного воздействия рассказывает следующее видео:

Понятие и характеристика

Когда судят несовершеннолетнего, приходится учитывать многое:

  • в каких условиях недавний ребёнок вырос, был воспитан;
  • нервно-психическое состояние;
  • возможное влияние взрослого (для этого есть понятие );
  • другие важные факторы, их может быть немало.

Порой выясняется, что злодеяние совершено почти неосознанно, а то и под принуждением. В подобных ситуациях предусмотренное законами наказание может стать уж слишком суровой мерой. Для таких случаев предусмотрена возможность заменить любое уголовное наказание тем, что называется принудительными мерами воспитательного воздействия.

Самый важный момент: такие меры могут заменить уголовное наказание, только если речь идёт о преступлении нетяжком либо средней тяжести. Подобные решения принимаются судами.

О том, какие возможны принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, читайте далее.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним

В 91-й статье Уголовного кодекса перечислены следующие ПМВВ:

  1. Предупреждение. Это разъяснение о том, какими были последствия злодеяния. Также несовершеннолетний должен узнать, что будет при повторных действиях такого рода.
  2. Передача под надзор. Поведение несовершеннолетнего должно особо, специально контролироваться родителями (опекунами) или представителями специализированного госоргана, это всем известная комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Если несовершеннолетний может, он должен загладить вред, который причинил своим злодеянием. Здесь важны трудовые навыки, а также имущественное положение подростка.
  4. Может быть ограничен досуг, установлены некие требования к поведению. Обычно это запрет где-либо бывать, куда-то выезжать без спецразрешения, очерчивание временных рамок для различных действий.

Отдельно, в 92-й статье УК, рассматривается ещё одна мера. Это помещение в закрытое учебно-воспитательное учреждение. Подобная мера применяется максимум на три года. Пятой частью 92-й статье оговариваются статьи, которые исключают перевоспитание в закрытом учреждении. Их очень много, так что даже просто перечисление невозможно.

Про порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия, читайте ниже.

О том, что говорит УК РФ в отношении применения принудительных мер воспитательного воздействия, рассказывает видеосюжет ниже:

Порядок применения

Наиболее подробно этот вопрос освещается Верховным судом РФ. Есть постановление №1, утверждённое 1 февраля 2011. Вопросу применения ПМВВ посвящено довольно много пунктов.

Одно из разъяснений касается прекращения принудительно-воспитательных мер по вине подростка (из-за неисполнения). Нарушений должно быть более двух. Если применяются несколько мер, то двукратное нарушение допускается по каждой из них.

При передаче «на перевоспитание» родителям/опекунам суды должны изучить условия их жизни, получить характеристики. Помещение в воспитательное спецучреждение должно быть разрешено врачами.

Про проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия расскажем далее.

Проблемы применения

Юристы-практики указывают: пока что преступникам-подросткам принудительно-воспитательные меры назначаются относительно редко. В зависимости от региона цифры держатся обычно в пределах трёх – десяти процентов.

Чем руководствуются судьи, когда решают, что перевоспитать подростка невозможно, нужно обязательно осудить? В большинстве случаев это неясно в принципе. Порой даже защитники несовершеннолетних преступников не выдвигают подобных предложений.

Ещё одна проблема – отсутствие сотрудников, которые по-настоящему могли бы заниматься перевоспитанием оступившихся подростков. Ведь под этим термином кроется многое: формирование положительных качеств, социальных тормозов, законопослушания.

Часто отмечается также слабо развитая основа психологической работы с подростками-преступниками. А ведь определение восприимчивости несовершеннолетнего к воспитательным воздействиям очень помогло бы при выборе между уголовным наказанием и альтернативными мерами.

В целом систему замены реального осуждения несовершеннолетних преступников принудительно-воспитательными мерами ещё предстоит совершенствовать.

О том, что сказано в Уголовном кодексе России в отношении содержания принудительных мер воспитательного воздействия, рассказывает это видео:

Принудительные меры воспитательного воздействия - это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст.

РФ) либо от наказания (ст. 92 УК РФ). Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, недостигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанностей загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пп. «б» и «г», устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести. При этом несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Такое решение следует признать правильным. Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Применение мер воспитательного характера содержит четыре принципиальных положения: а) речь идет о несовершеннолетнем, совершившем преступление; б) преступление должно быть деянием небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РФ); г) данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены. По нашему мнению, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности по данному основанию не исключается по постановлению следователя (лица, производящего дознание), прокурора, а также суда, но назначение мер воспитательного характера возможно только по решению суда. Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства.

Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Суд вправе избрать в отношении несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.

В ст. 91 УК РФ раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Так, предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Несовершеннолетний предупреждается, что в случае совершения нового преступного деяния, он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (даже без их согласия), либо на специализированные государственные органы обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При этом нельзя допускать передачу несовершеннолетних таким субъектам, которые сами ведут аморальный образ жизни и не смогут осуществить должный надзор.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Речь идет о том, что подросток своим трудом и поведением может устранить причиненный материальный ущерб, а также моральный, в частности путем публичного извинения. Это устанавливается и признается судом, который фиксирует способность виновного непосредственно устранить причиненный вред.

Наиболее серьезной мерой является ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Данная мера предусматривает запрет

посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Перечень особых требований к поведению не является исчерпывающим.

Важно, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный его деянием вред, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых помочь ему в исправлении поведения и предупреждения новых правонарушений.

Еще по теме § 3. Принудительные меры воспитательного воздействия:

  1. § 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности. Применение принудительных мер воспитательного воздействия


Просмотров