Система права: основные элементы. Система права и система законодательства. «Теория систем и системный анализ

Понятие экономической системы

Экономическая система является совокупностью таких составляющих как экономические взаимоотношения субъектов хозяйствования, институтов и нормативно-правовой базы, а так же экономической политики.

Причиной существования экономической системы являются универсальные законы общества и ограниченные ресурсы.

Данные законы основаны на двух принципах:

  • постоянное увеличение человеческих потребностей;
  • сокращение материальных благ и услуг, которые необходимы для их удовлетворения.

Функционировать экономической системе помогает:

  • денежная система;
  • профсоюзные организации;
  • государственные органы;
  • доходы;
  • налоги;
  • корпорации.

Элементы экономической системы

К основным экономическим элементам, относятся:

  • социально-экономические отношения (между субъектами хозяйствования, между производителями и потребителями, между работодателями и работниками);
  • организационные формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственные механизмы.

Элементы, которые составляют экономическую систему, определяют ее структуру. Для экономической системы характерно наличие ряда функций, которые не могут функционировать по отдельности, а только вместе.

Экономическая система основана на таких подсистемах как:

  1. Домохозяйства – представляет собой собственника производства в пределах своей семьи. Главной функцией домохозяйства является – употребление конечного продукта или услуг, которые были произведены в рамках домохозяйства.
  2. Предприятие – в пределах данной системы создаются экономические блага и услуги, с применением всех необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в единую отраслевую цепочку.
  3. Отрасль – объединяет все предприятия, которые занимаются производством одного и того же продукта или товара.

Экономическая система общества состоит из следующих элементов:

  • социально-экономические;
  • природно-экономические;
  • демографические;
  • технико-экономические.

Все системы между собой связаны, и не могут функционировать друг без друга.

Замечание 1

Структура экономической системы, это внутренняя система общественного производственного процесса. Именно поэтому она проявляет себя через людей и их производственную деятельность.

Этапы развития экономической системы

Процесс развития существует для всех систем, и происходит это по определенным законам. Такие законы называются экономическими. Экономические законы помогают определить субъективные и объективные стороны, а так же определить тенденции, которые помогут в дальнейшем улучшить экономические процессы и явления.

Управление экономикой, как на уровне предприятия, так и на уровне государства требует наличия высококвалифицированных кадров. То есть, максимум внимания необходимо уделять практической деятельности в области кадровой подготовки.

Экономические системы на сегодняшний день постоянно развиваются и меняются. Но для развития данной системы необходимо определенное время и ресурсы. Такой этап называют переходным. А экономика в такой период называется «переходная».

Данный переход длиться десятилетиями, и именно поэтому переходная экономика имеет право называться системой. Главной задачей современной экономики считается экономический рост. Без четко определенных целей и правил невозможно решить ни одну из возникших проблем. Необходимо постоянно заниматься вопросами усовершенствования в области финансовой политики.

Замечание 2

Современное общество характеризуется наличием разных экономических систем, которые, появляются в определенное время, и при этом не меняются, а постоянно развиваются.

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда лежит конституция.

Горизонтальное строение характеризуется наличием разветвленной системы законодательных отраслей.

Система права и система законодательства - это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение.

В литературе отмечается, что система права является объективным основанием системы законодательства, что система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. В общем и целом это верно.

Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование заключается в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназначение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и т. д.

По сравнению с системой права, имеющей объективный характер, система законодательства подвержена целенаправленому воздействию со стороны правотворческих органов. Она ими создается и направляется в своем развитии.

33. Систематизация законодательства - это деят. по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Необходимость систематизации (цели):

Дальнейшее развитие законодательства;

Обеспечение удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.

Формы систематизации:а ) внутренняя систематизация - цель - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве;б) внешняя систематизация - цель - внешняя обработка нормативных актов, их классификация.

Систематизации в зависимости от субъекта бывает:

а) официальная - осуществляемая компетентными органами;

б) неофициальная.

Функции систематизации: -выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства); - повышает эффективность законодательства; - делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы); - способствует изучению, исследованию законодательства; - способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).

Основные виды систематизации : 1) инкорпорация - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов - (от познелат. incorporation - включать в свой состав) - способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновления содержания правовых актов. Однако дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. Различают инкорп-ю официальную и неофициальную.

2) кодификация (официальная сист-ция)- подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания. - это деятельность правотворческих органов гос-ва по созданию нового, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части НПА, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификация всегда носит официальный характер.

3) консолидация (как офиц., так и неофиц-ая) - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу- (позднелат. consolidatio от consolido - укрепляю) - Промежуточное звено между правотворчеством и кодификацией.Цель консолидации - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков. Консолидированными законами называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержания и не стремясь при этом объединить эти старые законы в какой-либо единой логической конструкции. Термин "К." преимущественно применяется в английском праве; в романо-германской правовой системе соответствующую законодательную деятельность называют инкорпорацией;

35, Понятие,черты и выды правомерного поведения

Законность - режим реального действия права в государстве - это верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями.

Законность выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений.

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанная на праве и законности, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок - качественное выражение законности -- конечный результат правового регулирования.

Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество - из нарушения правопорядка - перерастают в нарушение законности.

Государство обеспечивает законность, а правопорядок из нее вытекает.

Принципы правопорядка:

Конституционность - подчинение правопорядка Конституции.

Целостность

Структурность - правопорядок сложное явление с множеством элементов и связей.

Иерархичность

Нормативность - упорядочение общест-х отношений путем их регламентации правовыми нормами.

Справедливость - соответствие правопорядка одобряемым обществам вариантам поведения.

Роль законности и правопорядка в общественной и гос-ой жизни:

Ни одно гос-во не может сущ-вать без порядка в соц. жизни и без упорядоченности общественных отношений.

основой общественного порядка является правопорядок, который может возникнуть только посредством законности.

Для гос-ва законность и п-порядок - необходимые элементы правового регулирования.

Посредством норм права регулируются все наиболее значимые общественные отношения (экономич., полит., имущ., семейные...)

неправовые методы реализуются через правовые посредством принятия соответствующих НПА.

Нормы права закрепляют права и свободы человека, его обязанности, гарантии, порядок реализации прав и свобод, а также обязанности гос. органов и общ. организаций по обеспечению прав и свобод личности.

Для гражданина законность и п-порядок становятся важными средствами защиты своих интересов от беззакония как со стороны гос-ва так и других людей.

36. Правонарушение - нарушение норм права -- противоправное, общественно опасное, виновное деяние, причиняющее вред интересам личности, общества, государства.

Виды правонарушений

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками , отличавшими его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).

Различают характер (качественная характеристика) и степень общественной опасности (количественная характеристика) правонарушений.

Признаки правонарушения - юридические:

1.Противоправность - правонарушением является только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее норму права.

2.Виновность - характеризуется психическим отношением лица к своему неправомерному поведению и его последствиям (хотеть, желать совершить какие-то действия; хотеть, желать, допускать наступление каких-либо последствий).

3.Наказуемость. Закон, признавая то или иное деяние правонарушением, устанавливает за его совершение соответствующие санкции.

4. Наличие юр. ответственности за правонарушение → Деликтоспособность субъекта - способность нести юр. ответственность.

Признаки правонарушения - социальные:

Внешняя выраженность.

Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. П-ми не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом, пока не выразились в поведении человека. Бездействие является правонарушением в том случае, когда человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

2. Общественная опасность .

Правонарушение должно причинять вред общественным отношениям или содержать в себе реальную угрозу причинения такого вреда этим отношениям.

Законодатель объявляет правонарушениями только такие деяния, которые являются опасными для общества и причиняют ему вред.

Следовательно, правонарушение - это деяние, причинившее или создающее угрозу причинения вреда общественным отношениям.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения.

Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или неизмеримым, восстановимым или нет.

37. Состав правонарушения - совокупность элементов, при наличии которых возможны юридическая ответственность и наказание. К данным элементам относятся:

1) Субъект правонарушения - обладающее деликтоспособностью лицо;

2) Субъективная сторона правонарушения (деликт - проступок)- его внутренние признаки, характеризующие личное отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям:

l наличие цели;

l наличие мотива.

l наличие вины - т.е. отношения к совершенному:

-прямой - лицо сознавало противоправный характер деяния, предвидело и желало наступления последствий.

- косвенный - лицо не преследует цели наступления противоправных последствий, но допускает их (убийство в драке)

Неосторожность:

- легкомыслие - лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий

- небрежность - лицо, совершившее преступление, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (например, виновный столкнул потерпевшего с мостика в воду, желая пошутить, тот не справился с течением и утонул, налицо - преступная небрежность).

3)Объект правонурушения - те общественные отношения (мат. и немат. блага) , на которые посягает правонарушитель;

4) Объективная сторона правонарушения - его внешение признаки:

Само деяние (действие, бездействие);

Противоправность - последствия деяния;

Причинно-следственная связь между ними.

Виды составов правонарушений:

Формальный

отсутствуют последствия (изготовил фальшивые деньги)

Усеченный

отсутствует субъективная сторона (вина)

(источник повышенной опасности - собака - покусала - ответственность несет хозяин)

38, Виды правонарушений в зависимости от общественной опасности:

- преступления - наиболее серьёзный и тяжкий вид нарушений норм права. Преступлением признается только такое общественно-опасное поведение, которое предусмотрено уголовным законом и влечет применение мер уголовного наказания.

Преступления посягают на общественный строй государства, его политические и экономические устои, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

- иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Проступки - это правонарушения, не признанные законодателем преступлениями - характеризуются меньшей общественной опасностью по сравнению с преступлениями.

Правонарушения делятся на четыре вида:

а) дисциплинарные проступки - совершаются в сфере служебных отношений и нарушают порядок отношений подчиненности по службе.;

б) гражданские правонарушения - нарушения субъективных прав граждан, юридических лиц и государства (права собственности, обязательственного права, авторского права, изобретательского, наследственного права и др.). Специфической особенностью гражданских правонарушений является их преимущественно имущественный характер.

в) административные правонарушения - общественно опасные, противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. (напр.:нарушение санитарных, противопожарных и ветеринарных правил, правил общественного порядка, воинского учета).

г) уголовные преступления - посягающие на наиболее важные общественные отношения и предусмотренные уголовным законом.

39. Юридическая ответственность -

1) реакция гос-ва на правонарушение;

2) особое отношение между правонарушителем и гос-вом.

Юр. ответственность наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Признаки юр. ответственности:

1) устанавливается государством в правовых нормах;

2) опирается на государственное принуждение, т.е. факт правонарушения влечет государственное воздействие на правонарушителя;

3) применяется специально уполномоченными государственными органами.

4) всегда несет неблагоприятные последствия для нарушителя и связана с общественным осуждением.

Принципы юр. ответственности: - обоснованность - заключается в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания.;- законность - означает, что юридическая ответственность наступает в случаях, если она предусмотрена законом, и только за нарушение закона, при наличии вины. Вид и пределы ответственности указаны в законе.;- целесообразность - предполагает соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяет индивидуализировать санкции, учитывая различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).;- справедливость - призвана соразмерно наказывать виновного, не допускать установления уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечивать возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;- гуманизм - выражается в запрете устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство.- неотвратимость - означает неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц.;

- оперативность;- индивидуальность.

Виды юридической ответственности (как и виды правонарушений):

- уголовная

- ретроспективная (негативная) - ответственность за уже совершенно правонарушение.

- Гражданско-правовая

- перспективная (позитивная) - т.е. ответстввенность, которая возникнет, если будет совершено правонарушение.

- Административная

- дисциплинарная

40, Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.
Основания юридической ответственности делятся на две группы:
фактические;
юридические.
Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.
Юридическими основаниями являются:
наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);
наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);
отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности. Например, истечение сроков давности, примирение с потерпевшим могут быть основаниями для освобождения лица от юридической ответственности. Законодатель разграничивает обстоятельства, исключающие преступность деяния и основания для освобождения от ответственности. Например, исключают ответственность крайняя необходимость и необходимая оборона. Такое четкое разграничение характерно только для уголовного права. Не вдаваясь сейчас во все отраслевые подробности, заметим просто, что привлечь лицо к ответственности можно только тогда, когда данный случай не урегулирован особыми юридическими нормами, которые содержат указания на любые обстоятельства, исключающие возможность применения мер юридической ответственности;
наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.
Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

Основания освобождения от юридической ответственности вытекают из определения правонарушения (это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан).

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

1) Обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния:

Необходимая оборона,

Крайняя необходимость и

Совершение малозначительного деяния.

2) Обстоятельства, исключающие противоправность содеянного:

-- профессиональный или хозяйственный риск

Исполнение приказа или иной обязанности (задержание лица, совершившего правонарушение путем причинения соразмерного вреда в случае сопротивления).

3) Обстоятельства, исключающие виновность деяния:

казус или случай без вины,

физическое или психическое принуждение и

невменяемость.

Презумпция невиновности

41, Законность - режим реального действия права в государстве - это верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Законность выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений. Принципы законности: - Единство - одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной, отличной от общегосударственной, законности в регионах. - Всеобщность - соблюдение законов всеми субъектами права. - Целесообразность - закон целесообразен - недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.- Верховенство закона - его главенство в системе всех норм. Юридические гарантии законности - конкретные правовые средства, с помощью которых законность обеспечивается:1) предупреждение правонарушений;2) выявление правонарушений; 3) пресечение правонарушений; 4) защита и восстановление нарушенных прав;5) контроль и надзор за ее состоянием; 6) юридическая ответственность; 7) процессуальные гарантии; 8) правосудие Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанная на праве и законности, которая выражается в правомерном поведении их участников. Правопорядок - качественное выражение законности -- конечный результат правового регулирования. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.Если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество - из нарушения правопорядка - перерастают в нарушение законности.Государство обеспечивает законность, а правопорядок из нее вытекает.

Принципы правопорядка:

Законность - реальное действие права в гос-ве.

Конституционность - подчинение правопорядка Конституции. - Целостность - Структурность - правопорядок сложное явление с множеством элементов и связей.

Иерархичность - Нормативность - упорядочение общест-х отношений путем их регламентации правовыми нормами. - Справедливость - соответствие правопорядка одобряемым обществам вариантам поведения.

Гарантированность - его обеспеченность принудительной силой гос-ва.

Роль законности и правопорядка в общественной и гос-ой жизни:Ни одно гос-во не может сущ-вать без порядка в соц. жизни и без упорядоченности общественных отношений.основой общественного порядка является правопорядок, который может возникнуть только посредством законности.Для гос-ва законность и п-порядок - необходимые элементы правового регулирования.

Посредством норм права регулируются все наиболее значимые общественные отношения (экономич., полит., имущ., семейные...)неправовые методы реализуются через правовые посредством принятия соответствующих НПА.Нормы права закрепляют права и свободы человека, его обязанности, гарантии, порядок реализации прав и свобод, а также обязанности гос. органов и общ. организаций по обеспечению прав и свобод личности.Для гражданина законность и п-порядок становятся важными средствами защиты своих интересов от беззакония как со стороны гос-ва так и других людей

42, Структура правого сознания В структурном отношении правосознание состоит из двух основных компонентов: правовая идеология - это систематизированное научное выражение взглядов (теории, концепции, доктрины, программы) о праве и его роли в регулировании общественных отношений (например, естественно-правовая, либерально-правовая идеология и др.); правовая психология - это концентрированное выражение чувств, эмоциональных переживаний, привычек, стереотипов, ценностных отношений, возникающих в связи с оценкой и реализацией правовых норм и выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям.

В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения;

Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

Познавательная функция (гносеологическая) - состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

Прогностическая функция - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности.

правосознание классифицируется по различным критериям:

по уровню осмысления правовых явлений:

обыденное (эмпирическое) правосознание складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта;

профессиональное (специализированное) правосознание складывается в результате юридического образования и профессионального опыта. Профессиональное правосознание складывается вереде профессиональных юристов;

научное (теоретическое) правосознание складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований государственно- правовой материи.

Обыденному сознанию соответствует правовая психология, а профессиональному и научному сознанию - правовая идеология;

43. Правовая культура – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц; совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

· ясные законы,

· совершенную законодательную технику,

· развитую правовую науку,

· высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.

1. отношение к праву,

2. привычка соблюдать право (закон),

3. правовая активность.

Структура правовой культуры включает:

· культуру правового сознания, правового поведения;

· культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения. Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки. Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры:

1. правовая культура общества;

2. правовая культура индивида;

3. правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры:

· обыденная,

· профессиональная и

Первичным элементом системы законодательства является норма права. Вся законодательная структура выстраивается по вертикали (принцип субординации), а также по горизонтали (координация). Основу иерархии правовых актов составляет конституция (вертикальный вариант структуры).

Особенности системы

Выясним, из каких элементов состоит система законодательства. Несмотря на то, что она схожа с системой права, у них существуют многочисленные отличия. Система права представляет собой объективное основание законодательной области, она обеспечивает доступность и ясность правовой информации, устанавливает иерархию юридических норм, учитывает специфику государственного устройства.

Законодательства взаимосвязаны между собой, регулируются конституцией страны.

Систематизация законодательства

Под данным термином подразумевается деятельность по модернизации законодательства, созданию единой, согласованной системы между нормативно-правовыми государственными актами.

Для того чтобы создать полноценную систему важно проводить систематический анализ и обработку существующих нормативных актов, группировать их по конкретной схеме. Только при соблюдении этих условий можно полноценного использовать первичный элемент системы законодательства, вести эффективную правотворческую деятельность. Такая деятельность позволит ликвидировать пробелы, противоречия в функционирующем законодательстве.

Важность систематизации

Анализируя понятие и элементы системы законодательства, отметим, что различные способы систематизации направлены на последующее развитие и совершенствование законодательства. Такие мероприятия обеспечивают удобство реализации права, позволяют находить нужные нормы в минимальные сроки.

Формы систематизации

При внутренней форме осуществляется обработка нормативных актов, что позволяет достигать единства норм права, удалять пробелы, коллизии.

Внутренняя систематизация направлена на обработку нормативных документов, а также их подробную классификацию.

В зависимости от субъекта выделяют:

  • официальную систематизацию;
  • неофициальную форму.

Данный процесс способствует выявлению и устранению противоречия, несогласованности, пробелов правового регулирования. Так как первичным элементом системы законодательства является правовой акт, важно правовое воспитание граждан.

Виды систематизации

Существует несколько вариантов обобщения правовых сведений. Так как первичным элементом системы законодательства является статья закона, с помощью инкорпорации создают разнообразные сборники нормативных актов. Такой вариант систематизации позволяет располагать отдельные законы в алфавитном, хронологическом, ином порядке.

Подобная деятельность позволяет вносить в первоначальный вариант текста правовых актов официальные изменения, дополнять их, исключать правовые нормы, которые были отменены.

Кодификация допускает подготовку, а также принятие различных актов нового вида, в которых помещают не только прежние кодексы, но и новые предписания.

Учитывая, что первичным элементом системы законодательства является правовой акт, можно проводить глубокую и всестороннюю переработку функционирующего законодательства, вносить в него новые существенные изменения.

В ходе кодификации можно убирать тот нормативно-правовой материал, который устарел, формировать структуру кодифицированного акта с определенным содержанием.

Консолидация связана с подготовкой и принятием серьезных актов на основе объединения норм нескольких актов на основе отдельных документов правового характера.

Целью данного процесса является удаление множества нормативных актов, получение крупного однородного блока в существующей законодательной структуре.

Так как первичным элементом системы законодательства является нормативный акт, консолидация позволяет сделать его функциональным звеном единого комплекса.

Консолидированные законы представляют собой те законодательные акты, которые суммируют множество законов, уже изданных по определенному предмету.

Подобный вариант систематизации не предполагает их изменения, не стремится к объединению старых законодательных актов в единую логическую конструкцию.

Особенности правомерного поведения

Первичным элементом системы законодательства является законодательный акт. Законность предполагает режим конкретного функционирования в государстве права. Речь идет о верховенстве законов, их неукоснительном исполнении всеми государственными органами, гражданами, должностными лицами, общественными организациями.

Выражается законность в равенстве всех членов общества перед законом. Правопорядок предполагает такое состояние систематизации общественных отношений, которое базируется на законности и праве. Он выражается в правомерном поведении основных участников правовых отношений. Именно правопорядок является конечным результатом правового регулирования.

Если преступления, которые совершаются гражданами, имеют массовый характер, они перерастают в нарушение законности.

Принципы правопорядка

Государство обязано обеспечивать законность для всех граждан. Выделяют несколько принципов правопорядка:

  • законность;
  • конституционность;
  • структурность;
  • целостность;
  • нормативность;
  • гарантированность;
  • справедливость;
  • иерархичность.

Ни одно современное государство не способно полноценно существовать и развиваться без упорядоченности общественных взаимоотношений. Законность и правопорядок являются для государства необходимыми элементами правового регулирования. Именно с помощью норм права можно решать семейные, имущественные, политические, экономические споры.

Нормы права четко закрепляют свободы и права любого гражданина, его гарантии, обязанности, способы реализации прав. Именно в нормах права указываются основные обязанности общественных организаций и государственных органов перед гражданами.

Для любого человека правопорядок и законность становятся основными средствами защите личных интересов от беззакония со стороны иных людей, различных государственных структур.

Характеристика правонарушений

Под данным термином подразумевают любые общественно опасные, противоправные деяния, которые причиняют серьезный вред интересам государства, отдельной личности. В настоящее время выделяют несколько видов противоправной деятельности, в основе классификации лежат определенные признаки.

С юридической точки зрения противоправность рассматривается как поведение, которое нарушает норму принятого права.

Виновность является психологическим отношением этого лица к собственному неправомерному поведению, его возможными последствиями.

Закон устанавливает определенные санкции, которые позволяют наказывать тех граждан, что были признаны виновными в определенных деяниях.

Вред от подобных действий определяется в моральном либо материальном виде, от этого зависит серьезность наказания.

В заключение

Правовые нормы важны для любого государства, так как они способствуют сохранению порядка. Среди множества правонарушений, совершаемых отдельными гражданами, группами лиц, организациями, выделяют преступления, проступки, деликты.

Самым серьезным и тяжким видом нарушения норм права считают преступление. Им признают такое опасное для общества поведение, что предусмотрено нормами уголовного законодательства, предполагает использование мер уголовного наказания.

Преступления могут быть связаны с посягательством на политические и экономические нормы государства, личность, имущественные, трудовые, политические права граждан.

Проступки являются нарушения права, несущими меньшую общественную опасность. Именно правовые акты (статьи) позволяют классифицировать действия граждан, выявлять степень тяжести совершаемых ими проступков и преступлений.

Дисциплинарные проступки, гражданские и административные правонарушения, уголовные деяния - все это регламентировано первичными правовыми актами. В каждом государстве существует своя правовая система, благодаря слаженной работы которой, представители судебной системы принимают решение о целесообразности наказания граждан за совершенные ими деяния, подбирают для них опеределенную меру наказания. От слаженности этой работы зависит целостность государства, покой мирных граждан.

Центры ответственности как объекты (первичные элементы) системы внутреннего контроля  


ПЕРВИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ - часть системы, не подлежащая в данной модели дальнейшему расчленению его внутренняя структура не является предметом исследования . Например, при моделировании экономики страны в одних случаях первичным элементом может быть отрасль, в других - предприятие. А при моделировании предприятия - цех, участок, рабочее место . Иногда то же понятие обозначают термином структурная единица поскольку состав, количество и виды первичных элементов определяют структуру системы.  

Все управление турбиной осуществляется дистанционно с центрального щита. Первичные приборы и элементы системы регулирования, примененные для данной машины, являются обычными. Только при возрастающем отклонении от заданных параметров начинается включение регулятора начального давления пара.  

Первичным звеном системы (подсистемы) является элемент. Элемент - это объект, не поддающийся дальнейшему делению на части. Элементы модно рассматривать как простые системы , т. е. системы, которые в данной взаимосвязи и на данном уровне исследований не расчленяются на подсистемы.  

Например, в корпорации ИБМ в отличие от других европейских фирм отделу кадров придается особое значение. Первичным элементом управления в ИБМ является совершенствование отношений между руководителем и подчиненными. Эти отношения контролируются специально созданным институтом - системой аттестации и собеседований.  

Важное значение для реализации хозрасчетного принципа самоокупаемости единиц имеет установление им основным (первичным) звеном системы плановых, оценочных и отчетных показателей . С этой целью трест (объединение) утверждает единице основные показатели годового, квартального и месячного планов. При этом планирование, оценка деятельности , формирование фондов стимулирования производятся по показателям, являющимся сквозными для треста (объединения) и его единиц, осуществляющих строительно-монтажные работы . Однако, как уже отмечалось, конкретного перечня основных показателей Положения об основных звеньях не содержат. В связи с этим для четкого законодательного закрепления порядка планирования необходимо, во-первых, урегулировать в актах, возможно методического характера, систему плановых показателей единиц, разумеется, с учетом особенностей треста (объединения) и, во-вторых, правовыми средствами обеспечить стабильность плана единиц, предусмотрев в упомянутых Положениях об основных звеньях обязанность треста (объединения) компенсировать потери, образовавшиеся у единиц по не зависящим от них причинам. Закрепление такой нормы в Положениях о тресте и объединении способствовало бы лучшей организации хозрасчетной самоокупаемости единиц в строительстве, хотя вполне понятно, что возмещение убытков, будучи одним из элементов системы хозрасчета само по себе не сможет обеспечить самоокупаемость производственных единиц.  

Каждая из подсистем, будь то функциональная или обеспечивающая, в свою очередь имеет сложную структуру, первичным элементом которой является задача. Под задачей, как уже отмечалось, понимается комплекс вычислительных и логических процедур обработки информации , используемых для реализации отдельной фазы управления в составе отдельных функций управления . Задачи представляют собой те кирпичики, из которых в конечном итоге складывается система в целом. Состав таких задач, распределенных по функциям управления , подробно описан нами в п. 1 книги. Поскольку каждая из функциональных подсистем реализует ту или иную функцию управления , задачи соответствующих функций управления входят в состав соответствующих функциональных подсистем АСУ.  

Работоспособность первичных элементов производственной системы можно оценить их относительной устойчивостью в рабочем состоянии Р,(0) за время 0  

Роль обучения вторым и смежным профессиям в повышении производительности труда общеизвестна. Разработаны также методы подбора профессионально-квалификационного и численного состава специализированных и комплексных бригад . Значительно труднее решить проблему управления надежностью первичных элементов. Сложность проектирования надежности работы отдельных трудовых коллективов и производственной системы в целом связана с проблемой выбора и регулирования временных оценок в зависимости от  

Каждое социалистическое предприятие - это производственная единица , созданная для выпуска специализированной продукции и наделенная всеми необходимыми элементами производства, которые она обязана использовать с наибольшим эффектом. Вместе с тем производственное объединение (предприятие) - не только первичная производственно-экономическая, но и социальная ячейка социалистического общества, представляющая собой производственный коллектив (совокупность работников), основным признаком которого является единство цели и действий в общих коллективных интересах. Он характеризуется системой связей товарищеского сотрудничества и взаимопомощи в совместной работе, направленной на повышение эффективности общественного производства в интересах улучшения всеобщего благосостояния людей.  

Национальная продовольственная безопасность является важным составным элементом национально-государственной безопасности и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы, ее способность обеспечивать элементарные, первичные потребности своих граждан без ущерба национально-государственным интересам. Следовательно, понятие продовольственной безопасности имеет два аспекта.  

системы бухгалтерского учета информационного ресурса первичные учетные документы (приходный кассовый ордер , и др.), а также регистры бухгалтерского учета системой бухгалтерского учета первичных документов Федерального закона О и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной внутреннем финансовом анализе . На коммерческой тайны не распространяется, а ком-  

Узловым элементом методики представляется выбор системы показателей для исследования объектов и предмета анализа , а также разработка моделей их взаимосвязи. Измерение причинно-следственных взаимосвязей в экономическом анализе , оценка результатов влияния различных факторов на итоговые показатели, первичная обработка исходной информации проводятся с помощью специального инструментария - способов и технических приемов. Они являются важнейшими элементами методики экономического анализа . Взаимосвязь метода и методики его реализации, способов и приемов представлена в виде схемы на рис. 2.1.  

В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета как единственного систематизированного информационного ресурса . Значимость отдельных элементов этого блока для анализа различна. Например, первичные учетные документы (приходный кассовый ордер , товарно-транспортная накладная и др.), а также регистры бухгалтерского учета (различные таблицы, журналы, ведомости, предусмотренные системой бухгалтерского учета для переноса в них сведений из первичных документов с целью их последующего обобщения) не входят в число общедоступных документов более того, согласно ст. 10 Федерального закона О бухгалтерском учете содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной . Поэтому перечисленные документы могут использоваться лишь во внутреннем финансовом анализе . На бухгалтерскую отчетность понятие коммерческой тайны не распространяется, а коммерческие организации некоторых форм собственности и видов бизнеса даже обязаны публиковать свою отчетность. Именно этим обстоятельством определяется значимость бухгалтерской отчетности для анализа.  

Во втором издании учебника, переработанном и дополненном (1-е изд. -2000 г.), дан принципиально новый подход к освещению курса, сочетающий диалектику становления профессии и науки - ее базовые элементы , основополагающие принципы и учетную процедуру. Предложены классификации элементов информационной бухгалтерской системы балансов, счетов, проводок, первичных документов , регистров. Особое внимание уделено процессам реформирования бухгалтерского учета в свете перехода к МСФО и сопоставлению отечественного и зарубежного опыта.  

ЭЛЕМЕНТ - первичная (для данного исследования, модели) составная часть сложного целого. См. Элемент множества , Элемент системы.  

В силу разнообразия и сложности экономического контроля невозможно осуществлять его какой-либо отдельной организацией или лицом. Сейчас функционирует система экономического контроля, каждое звено которой выполняет свои задачи. Правильное ее функционирование позволяет решить задачи, поставленные перед экономическим контролем, а также исключает дублирование. Несвоевременное выявление нарушений или недостаточные меры по их устранению свидетельствуют о сбое не менее чем в двух элементах системы , ибо хозяйственные операции контролируются1 дважды первый раз в ходе их подготовки и осуществления, и второй раз - спустя определенный промежуток времени. Субъектами первичного и вторичного контроля являются сами предприятия и внешние организации . Причем основная тяжесть по проведению первичного контроля падает на предприятия, а вторичного - на внешние организации.  

В целях снижения трудоемкости нормирования и выделения универсальных элементов процесса труда создана система микроэлементного нормирования или нормирования по стандартам, предложенная В. М. Иоффе. В соответствии с этим методом все трудовые процессы включают такие элементы, как взять и переместить. На эти элементы разрабатывают нормативы на основе нормативов микроэлементов. Первичные элементы могут состоять из микроэлементов так, элемент взять включает решительное движение руки и приноровительное движение пальцев для удобства захвата. Здесь нормативную продолжительность первичного элемента определяют по сумме затрат времени на два микроэлемента. Под микроэлементом понимают трудовые действия (взять, установить и др.) и трудовые движения (нагнуться, сесть, встать и др.).  

Первая отечественная система микроэлементных нормативов времени создана в 1930 г. в Ленинградском инженерно- проф. В. М. Иоффе. В этой системе все трудовые движения сведены по своему назначению к двум основным стандартам первичных элементов взять (взяться) и переместить (вставить, вынуть, сдвинуть). По степени освоения все движения принято было подразделять на решительные и приноровительные. В табл. 1.4 приведены микроэлементные нормативы решительных трудовых движений . Как видно из таблицы, продолжительность решительных движений в основном определяют длиной перемещения рук или корпуса рабочего и характером выполнения движения или прилагаемым напряжением (усилием).  

В частном, хотя и достаточно редком случае орган может состоять из одного первичного элемента - звена, но и тогда состав и содержание выполняемых им функций, сложная система взаимосвязей, статус позиционирования в структуре определяют его в качестве первичной организации. Этим подчеркивается структурообразующее место и системоорганизующая роль органа, формирующие организацию и обеспечивающие ее функционирование и развитие. Такой выделенный статус органа структуры, пусть даже не имеющего соответствующего указания в своем названии, как правило, подчеркивается развитой конфигурацией его внутренних и внешних связей.  

Смотреть страницы где упоминается термин ПЕРВИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ

:         

Смотреть главы в:

Популярный экономико-математический словарь (1973) -- [

1. Первичным элементом системы права выступает норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативно правового акта.

2. Система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву. Например, это - различные программные положения, указание на цели и мотивы издания актов и т д.

3. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней системой законодательства.

5. Система права носит объективный характер, а система законодательства более субъективна, поскольку во многом зависит от воли законодателя. Но эта субъективность относительна, поскольку каждый вновь принимаемый нормативно-правовой акт не может противоречить системе действующих актов.

6. Система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления. В России такой формой является федерация. Это обуславливает существование в каждой отрасли актов как федерального (Федеральный Закон РФ «О нормативных правовых актах РФ»»), так и уровня субъектов федерации (закон «Об административных правонарушениях на территории Новгородской области»).

К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:

1 В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.

2 Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.

3 Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).

4 Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.

Итак, система права и система права являются меду собой диалектическими связанными, система права - это внутренняя сущность права, система законодательства - его внешнее выражение, но говорить о тождественности систем нельзя.



Просмотров