Принципы правового регулирования административного права. Конституционные принципы административного права

Принципы административного права - основополагающие руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

Задачи этих принципов:

1. Определять юридическую природу административного права.

2. Являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права.

3. Выступают важным средством для правоприменителя при ликвидации пробелов в административном правею

Необходимо отметить, что в литературе нет единого подхода к перечню таких принципов.

Ю.М. Козлов выделял следующие принципы административного права, «подчеркивая при этом их родственность принципам, на основе которых происходит реализация исполнительной власти:

Принцип приоритета личности и ее интересов,

Принцип разделения властей,

Принцип федерализма,

Принцип законности,

Принцип гласности,

Принцип ответственности.

При этом особое внимание в указанном перечне уделено конституционным принципам, отмечен их приоритет». 1

Профессор Ю.А. Тихомиров в числе принципов административного права называет следующие:

Иерархичность построения субъектов и их отношений,

Подзаконность деятельностиАлехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации-М.,2003 128

Функционально-специализированный характер деятельности,

Участие граждан и их объединений в государственном управлении,

Осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими».

Можно выделить следующие виды принципов :

1. Приоритет личности, ее прав и свобод - вся деятельность органов государственного управления опирается на положение о неприкосновенности личности и ее прав, свобод и законных интересов, установленных законом. В соответствии с этим принципом в системе административного права преобладают охранительные нормы, призванные оградить эти самые права и свободы от нарушения. Приоритет личности установлен в ст. 2 Конституции РФ, где указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Ст. 55 Конституции РФ дополняет принцип указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 определены те права и свободы личности, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях (право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и другие).



2. Разделения властей - означает, что исполнительная власть отделена от законодательной и судебной и не имеет права вмешиваться в деятельность органов и представителей этих ветвей государственной власти. С другой стороны, исполнительная власть самостоятельна и защищена от вмешательства извне.

3. Единство системы исполнительной власти в РФ - Согласно ст. 77 Конституции РФ федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в России. Однако, помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти, в России создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые при определенных условиях взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ.

4. Гласность работы органов исполнительной власти - включает в себя

· публичную отчетность о своей деятельности всех государственных органов и должностных лиц;

· право граждан на участие в управлении делами государства;

· равный доступ к государственной службе.

5. Юридическая ответственность всех должностных лиц, которые принимают управленческие решения - означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм. «Указанный принцип является краеугольным камнем, на который опирается все здание административно-правовых предписаний».

6. Демократизм государственного управления - означает, во-первых, что некоторые государственные органы и должностные лица должны назначаться на должность с учетом мнения населения РФ, а во-вторых, что каждый гражданин вправе участвовать в осуществлении государственного управления.

7. Законность - исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Административно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции страны и ее законодательству.

8. Федерализм - проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также в установлении совместного предмета ведения. Согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов Федерации. При этом административные законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и в случае противоречия не действуют.

9. Гуманизм - приоритет общественных ценностей при осуществлении государственного управления и привлечения к ответственности за их нарушение.

10. Справедливость - предполагает учет различных обстоятельств, связанных с личностью, с общественной значимостью тех управленческих процессов, которые регулируются субъектами управления.

Понятие принципов административного права

Определение 1

Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.

Административное право, как и прочие отрасли права, обладает как набором общих принципов, характерных для права в целом, так и собственными особыми принципами, придающими уникальность административному праву.

Определение 2

Принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в тех основных отраслях права, которые под собой имеют законодательную основу в виде кодексов, законодатель вынес основополагающие принципы в самое начало данных актов, как бы подчеркивая, что именно эти положения являются отличительной чертой конкретной отрасли.

Принципы административного права

Административное право, в отличие от иных отраслей, например налогового права или семейного, не имеет особого единого перечня принципов данной отрасли. Основные принципы административного права содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях. Он особо выделяет такие принципы как равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения.

Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично – правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность административного права как отрасли.

Изначально следует обратить внимание на общеотраслевые принципы, которые можно применять к отрасли административного права. К таким в частности можно отнести:

  1. Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
  2. Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

    Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

    Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа - положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты - источники административного права.

    Принцип гласности. Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права.

К числу принципов, относящихся к межотраслевым, которые также применимы к административному праву можно отнести:

  • принцип федерализма;
  • принцип разделения властей;
  • принцип признания местного самоуправления;
  • принцип разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Замечание 1

Большую часть принципов административного права составляют принципы, которые можно назвать отличительными особенностями собственно административного права. Как правило, эти принципы, которые будут указаны позднее, определяют содержание какой-либо из определенных сфер административно-правового регулирования. К таким, например, можно отнести принципы организации деятельности государственной гражданской службы: стабильность гражданской службы; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Выводы

Рассмотрев некоторые принципы, на которых базируется административное право, можно сделать следующие выводы:

  1. перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
  2. формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы.
  3. Важно, что любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

Обращаясь к другим , мы можем найти определенные законодателем принципы, которые служат основными началами различных сфер общественных отношений, урегулированных нормами административного права. Например, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации " (в ред. от 1 июня 2005 г.) определены основные принципы деятельности Правительства РФ; в соответствии со ст. 3 названного Закона Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия , федерализма, разделения властей , ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" ее деятельность базируется на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Основными принципами лицензирования , закрепленными ст. 3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Анализируя сформулированные в различных актах административного права принципы, мы можем сделать вывод о том, что ему присущи принципы как общеправовые, свойственные всем отраслям российской системы права , межотраслевые, характерные для группы отраслей, имеющих публично-правовую направленность (конституционное, административное, уголовное, уголовный процесс), так и принципы, подчеркивающие индивидуальность административного права как отрасли.

Общеотраслевые принципы базируются на конституционных положениях, в том числе тех, которые составляют основу конституционного строя Российской Федерации. К общеотраслевым принципам применительно к административному праву мы можем отнести, в частности:

Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств, а юридические лица - независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип законности . Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти , органы местного самоуправления , должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти , органов местного самоуправления , государственных и муниципальных служащих.

Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества . Основа данного принципа -положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты - источники административного права. Так, статьей 3 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (в ред. от 29 декабря 2004 г.) в числе основных принципов осуществления государственной охраны закреплено уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип конкретизирован в иных нормах данного Закона. В частности, по общему правилу запрещается применение огнестрельного оружия в отношении женщин, а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних , если их возраст очевиден или известен сотруднику органов государственной охраны. Исключение возможно только в случае совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при оказании вооруженного сопротивления.

Аналогичные нормы содержатся и в иных федеральных законах, регламентирующих возможность применения принуждения сотрудниками уполномоченных органов исполнительной власти . В качестве другого примера можно привести Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 22 августа 2004 г.), определяющий (ст. 3) в качестве одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Принцип гласности . Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права. Пока же приведем пример, взятый из ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", которая определяет следующие правила, направленные на практическую реализацию принципа гласности:

  • постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну , или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно;
  • датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Другим уровнем или, точнее, другим аспектом реализации принципа гласности является его обязательность в практической повседневной деятельности органов исполнительной власти , органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих. Так, в числе основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", закреплен принцип гласности в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Приведенный пример - частный случай реализации принципа гласности в практической деятельности органов исполнительной власти.

В качестве иных проявлений принципов гласности является устанавливаемая законодательством обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих информировать общественность о своей деятельности, в том числе посредством публикации отчетов и других сведений.

Принцип ответственности . Это универсальный принцип, характерный для всех отраслей права, направлен на обеспечение соблюдения иных принципов, в частности законности. Это своего рода страж, который наделен правом принуждения к соблюдению правовых норм. Принцип ответственности было бы неверно распространять только на сферу административных правонарушений и ответственности за их совершение. Данный принцип имеет гораздо более широкую сферу применения, поскольку направлен на обеспечение соблюдения норм не только административного, но и многих других отраслей права и в равной степени применим ко всем участникам отношений, регулируемых нормами административного права. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (вступает в силу в конце 2006 г.) лица, виновные в нарушении данного Закона, несут ответственность, примеры которой рассматривает ст. 16:

  • гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда , причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа , органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (ч. 1 ст. 16);
  • в свою очередь, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы , понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда (ч. 2 ст. 16).

Вместе с тем в некоторых случаях устанавливается приоритетная ответственность того или иного участника регулируемых административным правом общественных отношений. Например, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленных ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в нем.

Ряд принципов является характерным для отраслей права, которые принято относить к публичному праву (в противоположность частному праву), таких как гражданское, семейное и т.д.

В числе межотраслевых можно выделить такие принципы, как принцип презумпции невиновности (на наш взгляд, далеко не бесспорный принцип применительно к административному праву о чем подробнее будет сказано при рассмотрении его источников), принцип федерализма, в том числе реализуемый через установление единства системы государственной власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, принцип разделения властей, принцип признания местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Наконец, есть значительное количество принципов, которые можно считать собственно административно-правовыми, характерными именно для данной отрасли. Как правило, эти принципы определяют содержание каких-то определенных сфер административно-правового регулирования. Так, можно выделить специфические принципы государственной гражданской службы , определенные ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", такие как стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Более того, в некоторых случаях законодатель идет по пути установления принципов, определяющих составные элементы регулируемых отношений.

Возвращаясь к административно-правовому регулированию государственной гражданской службы посредством норм Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", отметим, что названный Закон определяет не только общие принципы гражданской службы (ст. 4), но и такие частные, как принципы формирования кадрового состава гражданской службы в государственном органе, которые в соответствии со ст. 60 этого Закона обеспечиваются на основе:

  • назначения на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;
  • совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих.

Другим примером специфических административно-правовых признаков могут выступать такие названные принципы, как установление единого порядка лицензирования на территории РФ, а также определение лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее:

перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;

формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности , федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административных правонарушений, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

Принципы административного права составляют наиболее важные направления, его идеи, которые выражают сущность и необходимость существования. Принципы находят свое отражение и закрепление в административно-правовых нормах. Их необходимость обусловлена различными этапами развития общества, и принципы могут изменяться.

Принципы могут закрепляться в законодательстве не только в отдельной статье, но и вытекать из смысла различных норм.

Существуют следующие принципы административного права:

  • Законности. Он находит свое выражение в неукоснительном соблюдении правовых норм Конституции и иного законодательства субъектами при осуществлении ими своих полномочий, защите своих прав.
  • Демократии. Реализуется через возможность народа участвовать в создании нормативно-правовых актов, что является неотъемлемой частью демократического общества. Государственные органы должны действовать открыто для народа, чтобы была возможность для осуществления контроля.
  • Справедливости. Последствия должны быть соотносимы с поведением субъекта, ни в коем случае не выходить за рамки законности.
  • Гуманизма. Должны быть признаны приоритет прав и законных интересов субъектов, общественных ценностей.
  • Федерализма. Закрепляется в четком определении прав, полномочий и обязанностей органов исполнительной власти на законодательном уровне. Должны быть четко определены сферы деятельности и предметы ведения федеральных и местных органов власти.
  • Равенство граждан перед законом. Абсолютно все граждане равны перед административным законодательством, независимо от их вероисповедания, расы, пола, места жительства, имущественного положения.

Административное право как отрасль находится на предпочтительном для государства месте в общей системе права. Именно через него государство воздействует на …


Субъекты административного права – прежде всего, это обладатели разнообразных обязанностей и прав, наделенные ими для реализации своих полномочий в области …


Предмет конституционного права составляют правоотношения, которые регулируются конституционными нормами. Такие отношения в обязательном порядке складываются в процессе взаимодействия общества и …


Принцип законности является основополагающим принципом не только административного права, но и правового государства. В англосаксонской системе выглядит как принцип господства права («государство располагает соответствующими гарантиями, защищающими разумные интересы индивида»). В соответствии с этим принципом все действия администрации относительно гражданина должны быть урегулированы или предписаны законом.

В континентальной системе принцип законности конкретизируется через ряд принципов – принцип верховенства закона, принцип основанности на законе или принцип оговорки (в смысле оговоренности) в законе.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина . Этот принцип устанавливает не только границы действия норм административного права, но и цели деятельности публичной администрации. Административно-правовое регулирование допустимо, если оно не нарушает прав и свобод человека и гражданина. Вторжение, вмешательство в сферу этих прав возможно только на основании предписания в законе и должно быть разумно обоснованным. Естественные права человека носят абсолютный характер, а полномочия администрации – относительный и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами.

Некоторыми учеными выдвигается как отдельный принцип, некоторыми описывается в составе предыдущего – принцип пропорциональности или соразмерности . На гражданина могут накладываться только те обязательства, которые необходимы для достижения публичной цели, и административные меры должны быть соразмерны с той целью. Следует выбирать наименее обременительные для человека меры.

Принцип недискриминации или равенства граждан в отношениях с исполнительной властью.

Принцип правовой стабильности (принцип правомерности и принцип правовой определенности ). Правовое регулирование должно быть стабильным, не изменяться постоянно, должны учитываться все действующие нормативные предписания. Администрация также не может отказаться от установленной ею правовой практики. Изменения должны быть обоснованными.

Принцип разумности и необходимости обосновывается самой природой деятельности исполнительной власти как деятельности управленческой.


См.: Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985. С. 115.

Высшая группа: действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; главная группа: государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; ведущая группа: советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса; старшая группа: референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса; младшая группа должностей: секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и публичными интересами или законными интересами граждан, организаций.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными . Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет , если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ.

Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством РФ.

Maurer H. Указ. раб., с.15.



Просмотров