Не является стадией бюджетного процесса. Бюджетный процесс в рф. Налоговые органы: понятие, права, обязанности

Принципы строительства Российской государственности

2. Принципы строительства Российской государственности

Принцип суверенитета

Суверенитет российского государства должен принадлежать только многонациональному народу России в целом. Носителями российского суверенитета не могут быть ни субъекты Федерации, ни какие-либо учреждения и должностные лица.

Народ России должен быть ее сувереном даже в том случае, если он изберет монархическую форму правления. Источником суверенного права монарха может быть только воля народа. Монарх должен быть правопредставителем народа, символом суверенитета и национального единства.

Принцип народного представительства

Народ может наделять властью своих представителей. Все власти в России должны быть выборными. Объем власти, делегированный каждой из ее ветвей, должен точно определяться законом.

Конституционное устройство государства обязательно должно опираться на институты выборной, представительной власти. Прежде всего, это относится к власти законодательной.

Недопустимо когда государство присваивает себе всю власть, как это было в СССР. Концентрация власти означает ее произвол и уход от защиты интересов народа. Власть должна делегироваться тем или иным институтам только в том объеме, который четко определен в законах. Все, что этими органическими законами не отнесено к ведению властей, является непосредственной суверенной собственностью народа.

Принцип Общественного договора

Этот принцип определяет, что же является источником права в России, источником существования государства и наделения властью его структур. Только баланс интересов всех сил общества, всех граждан России служит таким источником.

Конституция должна закреплять основные положения этого Общественного договора. Механизм ее выработки должен быть максимально демократичным, способствовать выявлению этого баланса интересов. Принимать же Конституцию должен только сам народ.

Конституция должна определять форму осуществления народом своего суверенитета и своей власти, форму и способы делегирования тех или иных аспектов власти тем или иным структурам и выборным лицам.

Ни одно из выборных лиц, ни одна из структур власти не может выйти за пределы определенной ей Общественным договором власти. Нарушение конституционного порядка, нарушение Общественного договора является не только тягчайшим преступлением перед государством, но и тягчайшим преступлением перед обществом.

К сожалению, выработка Общественного договора в России, баланс властей, конституционный процесс не единожды за короткий период прерывались антиконституционными действиями, прямыми государственными переворотами.

Отстаивая слабый росток нашей демократии нам приходилось дважды защищать ее цитадель - Белый дом России, здание Российского Парламента. Опыт этих событий показал, на каком слабом еще стебельке держится законность и демократия в России, как мало у нее горячих защитников, как много желающих ее уничтожить и установить свою диктатуру.

Принцип разделения властей

Как показывает опыт всего человечества, а уж российский опыт последних лет в особенности, каждая власть в конце концов перестает заботиться исключительно о благе народа, у нее появляются свои самодовлеющие интересы , стремление к неограниченному расширению своих полномочий для решения уже клановых проблем, а не проблем государства.

Есть только один способ предотвратить узурпацию власти - поставить на пути этой узурпации надежные правовые и силовые барьеры.

Такой барьер был предложен английским философом Дж.Локком еще в XVII веке. Он называется принципом разделения властей.

Суть этого принципа заключается в следующем.

Если власть одна, и именно она или некто от ее имени нарушает право гражданина, то последнему не к кому апеллировать, некому защитить его право. Ситуация оказывается безвыходный. Единственный выход - изнуряющая непримиримая борьба против власти - приемлем далеко не для всех граждан и является вовсе не оптимальным решением с точки зрения интересов всего общества.

Для преодоления тупика в государстве должны существовать несколько независимых властей. Каждая из них будет гарантом, защитником гражданина от возможного произвола остальных.

Локк предлагал передать всю полноту законодательной власти народным представителям, реализовав тем самым принцип народного суверенитета и сохранив за монархом лишь исполнительную власть. Судебная система при этом не должна зависесть ни от той ни от другой власти. Это принцип, по крайней мере по форме, точно реализован в государственном устройстве Великобритании.

Принцип разделения властей, принцип взаимных сдержек и противовесов, влечет перманентное противостояние властей. До тех пор, пока это противостояние существует, существует демократия и реальные гарантии прав граждан. Но для того, чтобы жить в условиях такого противостояния, необходим высокий уровень демократического сознания и правовой культуры. В обществах с тоталитарным или авторитарным сознанием конкурентное сосуществование властей вызывает раздражение населения и служит благодатной почвой для раскола общества, для государственных переворотов.

Обычно государственный переворот совершается исполнительной властью, которая тяготится контролем законодательной и судебной. Первая всегда стремится прервать контрольную функцию других. Перевороты возникают в тот момент, когда коррумпированность исполнительной власти достигает такого уровня, что осуществление контроля за ней становится опасным.

Особенно много переворотов случалось в ХХ веке. Муссолини, Пиночет, Ельцин, Гитлер были не исключениями, а только яркими примерами этой тенденции. Перевороты не всегда осуществлялись с целью захвата власти. Обычно их реальная цель - прерывание контрольной функции альтернативных властей для установления на некоторый срок произвола исполнительной власти, чтобы обеспечить решение конкретных клановых проблем.

Российское государство должно быть организовано на принципах, исключающих государственные перевороты. Необходимо взять на вооружение систему сдержек и противовесов, лежащую в основе Конституции США. Эта Конституция уже более 200 лет обеспечивает государственную стабильность.

Принцип федерализма

Выше нам уже приходилось обосновывать необходимость федерализма в устройстве Российского государства. Поэтому нет необходимости здесь подробно останавливаться на сути этого принципа. Федерализм неизбежен для России на нынешнем этапе ее существования, но этот принцип нисколько не противоречит принципу единого государства.

Отношения Центра и регионов, разделение полномочий между ними должны строиться по принципу разумной достаточности. Слишком большая концентрация власти в руках Центра приводит к тому, что ему приходится решать вопросы сугубо местного значения. Недостаточность информации по этим вопросам неизбежна и приводит к неадекватным решениям. В результате все управление становится неэффективным.

Центру необходимо сконцентрироваться на тех задачах, которые ему свойственны, на обеспечении общегосударственных интересов. Что же касается местных, специфических проблем, то при их решении регионы должны исходить из своих культурных особенностей и интересов. Заодно и набившие оскомину споры о социализме и капитализме можно будет спустить на уровень регионов.

Что же касается решения вопросов суверенитета, то здесь следует обратиться к опыту США. Каждый штат там является суверенным государством, имеет свою легислатуру, исполнительную и судебную власть. Однако, и федерация, сами США, также является государством и обладает суверенитетом.

Подобно тому, как в рамках общественного договора народ, граждане наделяют конституируемый субъект - государство - суверенитетом, так в рамках федерального договора субъекты Федерации конституируют новое государство и наделяют его суверенитетом.

Таким образом суверенитет Центра ограничен суверенитетом регионов, а суверенитеты регионов ограничены суверентитетом Центра. Но это ограничение диктуется целесообразностью прежде всего для субъектов Федерации - ее учредителей.

Принцип союзного государства и двойного суверенитета.

Создание Евразийского Союза должно произойти в форме образования Союзного Государства, а не Союза независимых государств. Это означает, что входящие в него государства делегируют Союзу часть своего суверенитета. Таким образом, на территории каждого из субъектов Союза действует суверенитет двух государств - самого субъекта и Союза, а граждане каждого субъекта Союза являются одновременно гражданами Союза без каких-либо изъятий и ограничений, пользуясь всеми правами и привилегиями, вытекающими из этого факта.

Монархическая форма правления создает форму Империи ста народов, Царства стран. В этом случае суверенитет Империи довлеет над суверенитетами ее субъектов. И если источником суверенного права входящих в состав Империи государств будет воля их народов, то источником суверенитета Империи - воля и право всего ее многонационального народа.

Вопрос о форме правления.

Российский народ сегодня стоит перед необходимостью решения вопроса о выборе формы правления - монархии или республики. В случае реализации в государственном устройстве изложенных выше принципов решения данного вопроса в ту или иную сторону мало что изменит в системе власти, кроме разве что порядка замещения поста главы государства.

В случае ограниченности полномочий главы государства, наделения его преимущественно представительскими функциями, этот вопрос вообще не принципиален. В случае наделения его большим объемом полномочий ситуация значительно сложнее.

Преимуществом монархической формы правление является избавление страны от изнурительной президентской гонки, в рамках которых сто тридцать кандидатов раскачивают ситуацию и вгоняют страну в псевдополитическую лихорадку, забывая об интересах как государства6 так и народа и реализуя лишь личные амбиции. Другого способа прекратить это сумасшествие сохранив демократию, кроме введения конституционной монархии, нет.

Еще одним преимуществом монархи является тот факт, что в структуре власти есть хотя бы один влиятельный человек, который не ворует и не имеет никаких мотивов воровать. В республиканском строе такой фигуры не существует.

Суверенитет – (от франц. souverainet’e от souverain – носитель верховной власти) – это состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти, которое состоит в ее праве и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то иной силы руководить своей внутренней и внешней жизнью.

Конституционное право различает несколько видов суверенитета:

Государственный;

Национальный;

Народный.

Суверенитет государства представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность, такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне.

Различают две стороны государственного суверенитета: 9

Внутреннюю (внутренний суверенитет), выражающую верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю (внешний суверенитет), выражающую независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государственный суверенитете предполагает:

1). Верховенство – отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2). Самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3). Полноту – распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации стран;

4). Неделимость власти государства в пределах его территории – единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений;

5). Независимость во внешних отношениях – возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;

6). Равноправие во внешних отношениях – наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран;

7). Неотчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закрепленной законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

Суверенитетом обладает любое государство независимо от величины его территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать все, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета нации.

Суверенитет народа означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах. Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником суверенитета государства.

Национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна понятию «народ». В понятии «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация – граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) – этносоциальная общность, у которой сформировались самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, восприятие национальных, материальных и духовных ценностей и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация – вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей (экономических и социальных);

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношения к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Задания 21 – 24.

Текст 1.
Конституционный строй ­ это такая организация государственной и общественной жизни,
при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет
демократический, правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь,
достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита ­ основной обязанностью
государства.
В Конституции РФ (преамбула и гл.1) находит выражение целостная система принципов
конституционного строя. К первой группе этих принципов можно отнести основы
организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права;
принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что
Российская Федерация ­ часть мирового сообщества.
Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека,
гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и
утверждение прав и свобод чело века и гражданина высшей ценностью; их защита и
соблюдение обязанность государства.
Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества... 
Российская Федерация ­ федеративное государство. Демократический характер Российс­
кого государства проявляется в его государственно ­ территориальном устройстве, основыва­
ющемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно
из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопре­
деления наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в
создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации ­
республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование
одних форм национальной государственности в другие.
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством...
Субъектами
Российской Федерации наряду с национально ­ государственными образованиями признаются
края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация
построена на сочетании территориальных и национально ­ территориальных начал образования
ее субъектов.
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в право­
вом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство
всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на
основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную,
носителями которой являются самостоятельные органы государства. Принцип разделения властей
находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.
(И.А. Андреева)
1. Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?
2. В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в
России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
3. Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое
государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин,
назовите еще две характеристики, которые применимы к нашему государству.
Прокомментируйте одну из данных характеристик.

Задания 21 – 24.
4.Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления
государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин
и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Прочитайте текст и выполните задания.
Текст 2.
С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав
человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для
обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать,
господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за
надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за
обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность
государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции ­
защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов,
институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип
связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в
обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за
пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где
есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и
права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и
друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных
ценностей ­ эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам
человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их
никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной
деградации общества. Цель правового государства ­ защищая права человека, обеспечить
достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей
многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия,
угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру
взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как
равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в
предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур,
освобожденный от жесткой опеки государства.
Е. В. Лукашева
1.
Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются
естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь
на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента,
доказывающих правоту утверждения автора.
Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового
2.
государства. Назовите три условия.
Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом
3.
социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на
текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
Прочитайте текст и выполните задания
Текст 3.
Право и закон
[Существует следующее понимание сущности права]: право ­ это не законы, принимаемые
демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие
(абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие,
аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления,
ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность,
все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и
неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить
стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его
регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль
понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по­разному... Да и
почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не
могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен
определять ­ «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права...
их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к
достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
Н.И. Матузов

1.

Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три
2.
любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
3.
Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли
автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания
обществоведческого курса, укажите три других источника права.
Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса,
4.
укажите любые три других функции права в обществе.
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
Группы принципов конституционного строя:
Ответ
Текст 1.
1.
- основы организации государственной власти;
- основы взаимоотношений государства и человека, гражданина;
- основы организации жизни гражданского общества.
2. 1) две формы реализации принципа разделения властей:
- по горизонтали;
- по вертикали;
2) примеры:
- осуществление принципа разделения властей по горизонтали: деятельность Федерального
Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти РФ;
- осуществление принципа разделения властей по вертикали: разделение полномочий между
г. Москвой как субъектом Федерации, (например, наличие «своего» законодательства) и органами
власти Российской Федерации (исполнение федеральных законов).
1) характеристики Российской Федерации, на пример:
3.
- республика;
- светское государство;
- социальное государство;
2) комментарий к одной из характеристик.
Республика ­ форма государственного правления, при которой все высшие органы власти
либо избираются, либо формируются представительными органами.
Светское государство ­ характеристика государства, которая означает отделение
религиозных объединений от государства.
Социальное государство ­ характеристика государства, которое имеет определенные
социальные обязанности: охрану здоровья и труда, поддержку семьи, института детства и
материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения.
- отдельные регионы имеют реальную самостоятельность в решении вопросов своей
4.
жизни;
- сложное национально ­ территориальное устройство государства отражает самобытность
отдельных субъектов Федерации, позволяет сохранить национальную культуру;
- центральная власть лишена монополии на власть.
Текст 2.
1. аргументы:
1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль
за действиями каждой из ветвей власти;
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов.
Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для
установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;
3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и
законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.
2. В ответе могут быть названы следующие условия:
- согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;
- уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;
- солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;
- человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии
решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью
властных структур;
- человек освобожден от жесткой опеки государства.
3. В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет
условий, необходимых для существования правового государства:
- отсутствуют общепризнанные ценности;
- отсутствует гражданская солидарность;
- существует неуважение к праву;
- отсутствует доверие к государству;
- отсутствует доверие граждан друг к другу;
2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для
ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских
отношений между государством и гражданами;
3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности
достигнуть главной цели правового государства - защитить права и свободы человека, обеспечить
достоинство личности.
1. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.

Текст 3.
­ экономическая функция;
­ политическая функция;
­ социальная функция;
­ охранительная функция.
2.
1) Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права
(законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю
народа);
2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:
­ размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;
­ затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;
­ затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;
­ размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;
­ открывается простор для произвола в политике;
­ остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;
­ порождается правовой нигилизм.
3. 1) приведен термин, который употребляет автор, - «форма выражения права»;
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;
3) указаны три других источника права:
­ правовой обычай;
­ судебный прецедент;
­ нормативный договор.
4. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.
2) Могут быть указаны любые три других функции права:
­ экономическая функция;
­ политическая функция;
­ социальная функция;
­ охранительная функция.
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.


(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) три цели государственного суверенитета по тексту:

Сохранение правовой и политической системы;

Различение государства от догосударственного состояния;

Различение права как основного инструмента государственного управления от примитивных форм социального регулирования (обычаев, табу и т. д);

(Цели могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) цель государственного суверенитета не по тексту:

Обеспечение благоприятных условий для экономического, социального, культурного развития;

Сохранение национального самосознания.

Могут быть названы другие цели.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три принципа суверенитета и приведены соответствующие примеры реализации каждого из принципов:

1) единство и неделимость территории (например, борьба с экстремистскими сепаратистскими движениями, конституционный запрет на отделение территорий от государства);

2) неприкосновенность территориальных границ (например, зашита государства от агрессии извне, отказ уступить часть своей территории другому государству);

3) невмешательство во внутренние дела (например, законодательный запрет на финансирование политических партий и движений из-за рубежа, на участие иностранных и международных организаций в избирательных кампаниях).

Могут быть приведены другие примеры реализации принципов суверенитета


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) только государство может издавать законы, таким образом, в издании законов выражается суверенитет государства как верховной власти;

2) с помощью законов государство реализует свои функции, в том числе связанные с осуществлением суверенитета;

3) изданные государством законы носят всеобщий характер, им обязаны подчиняться все, кто находится на территории, на которую распространяется суверенитет государства;

4) издание законов является одним из важных инструментов зашиты суверенитета государства.

Могут быть приведены другие объяснения.

Пояснение.

Доклассовое об­ще­ство представлено та­ки­ми формами общ­но­сти людей как род и племя.

Род - группа кров­ных родственников, ве­ду­щих свое про­ис­хож­де­ние по одной линии.

Племя - объ­еди­не­ние нескольких родов.

Народность - исторически сло­жив­ша­я­ся общность людей, объ­еди­ня­е­мая общей территорией, языком, культурой, сле­ду­ет за пле­ме­нем и пред­ше­ству­ет нации.

Нации по­яв­ля­ют­ся в пе­ри­од развития ка­пи­та­ли­сти­че­ских отношений.

Нация - ис­то­ри­че­ски сложившаяся общность, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся развитыми эко­но­ми­че­ски­ми связями, общ­но­стью территории, языка, культуры, пси­хо­ло­ги­че­ско­го склада, самосознания. Признаки нации:

1) единство территории;

2) единство языка;

3) общность ис­то­ри­че­ской судьбы;

4) общая культура;

5) общее самосознание-знание ис­то­рии своего народа, бе­реж­ное отношение к национальным традициям, чув­ство национального достоинства;

6) устойчивая государственность;

7) единство эко­но­ми­че­ских связей;

8) развитая социальная структура.

Ответ: нация.

Ответ: нация

Иван Хеорхе

Народность формируется раньше, в эпоху появления государственности, нации формируются на основе народностей в эпоху модернизации, складывания капиталистических отношений.

·

Верны ли следующие суждения о международном праве?

А. Источниками международного права могут выступать конвенции, международные обычаи, судебные решения.

Б. Источником международного права не являются общие принципы права.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит:

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Международное право

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.

Межнациональные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном обществе

А. стро­ят­ся на ос­но­ве взаимного уважения, толерантности, диа­ло­га культур.

Б. отличаются пол­ным отсутствием конфликтов, пре­одо­ле­ни­ем национальной нетерпимости, меж­на­ци­о­наль­ной розни.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Основные тен­ден­ции развития меж­на­ци­о­наль­ных отношений в со­вре­мен­ном мире: меж­на­ци­о­наль­ная дифференциация (процесс разъединения, про­ти­во­сто­я­ния различных наций, этносов) и меж­на­ци­о­наль­ная интеграция (процесс по­сте­пен­но­го объединения раз­лич­ных этносов, на­ро­дов и наций). Дей­стви­тель­но межнациональные от­но­ше­ния должны стро­ит­ся на ос­но­ве взаимного ува­же­ния диалога культур, но и кон­флик­тов избежать не удается.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их решения

Гость 18.04.2013 14:13

Уважаемые составители теста! Не стройте иллюзий, что "межнациональные отношения современного общества...строятся на основе взаимного уважения, толерантности, диалога культур." Это не так, особенно на просторах бывшего СССР. Прибалтика, Грузия, Чечня не еденичные примеры этому... В мире-Израиль, Почему сегодня в мире миллионы беженцев, уходящих от этнических чисток? Почему в РФ зачастую нарушается принцип равенства перед общим законом представителей разных народов? Ответив на эти вопросы, вы поймете, что в этой учебной дисциплине немало неправды... Потому верен ответ 4, оба суждения неверны.

Петр Дмитриевич Садовский

Для ЕГЭ суждение А верно. Хотя это утверждение в ряде случаев декларативно.

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию глобализации, сближения наций, межнациональной интеграции;

2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:

Примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;

Примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Могут быть приведены другие примеры.

Ответ: None

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т. д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. В ходе воспитания в системе образования формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке

Социальная группа , первичная группа , неформальная группа , этническая общность , общественный класс .

Пояснение.

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, имеющая отличные, только ей присущие признаки.

Первичная группа - группа в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер.

Неформальная группа - неофициальная группа, существующая на основе личных интересов ее участников, клуб фанатов, поэтический кружок и т.д.

Этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, осознающая свое единство и отличие от других подобных групп (род, племя, народность, нация).

Общественный класс - большая социальная группа, имеющая коренные социальные интересы, различающаяся по роли во всех сферах жизнедеятельности общества (буржуазия и рабочие).

Обобщающее понятие - социальная группа.

Ответ: со­ци­аль­ная груп­па.

Ответ: со­ци­аль­наягруп­па

Предметная область: Социальные отношения. Социальные группы

Пояснение.

Этнос, или этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная группировка людей. Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация.

Ответ: народность.

Ответ: народность

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

«Народ» - многозначный термин, в некоторых ситуациях он может быть синонимом слов «нация», «этнос» и других, но не синонимом слова «народность».

Александр Югов 16.02.2017 18:16

На лекциях в МГУ вместо слова народность используют слово народ. Слово народность не используется.

·

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

Пояснение.

Этнос - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.Признаки:

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности



Просмотров