Цели законодательства об административных правонарушениях. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

См. обзоры изменений КоАП РФ

См. комментарии к КоАП РФ

См. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

О разъяснении отдельных положений настоящего Кодекса см. письмо МАП РФ от 18 октября 2002 г. N СД/15395

О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10

О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении настоящего Кодекса, см. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10, от 24 марта 2005 г. N 5 и от 24 октября 2006 г. N 18

О некоторых вопросах, связанных с введением в действие настоящего Кодекса см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

См. схему "Законодательство об административных правонарушениях"

См. комментарии к статье 1.1 КоАП РФ

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

См. комментарии к статье 1.2 КоАП РФ

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

См. комментарии к статье 1.3 КоАП РФ

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.



См. комментарии к статье 1.4 КоАП РФ

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 1.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

См. комментарии к статье 1.5 КоАП РФ

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

См. комментарии к статье 1.6 КоАП РФ

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 1.7 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

См. комментарии к статье 1.7 КоАП РФ

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ глава 1 настоящего Кодекса дополнена статьей 1.8

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

См. комментарии к статье 1.8 КоАП РФ

Среди основных положений, определяющих суть любой отрасли права, отдельно стоит проблема правовых принципов. Значение правовых принципов трудно недооценить, поскольку это нормативно заданные основные (отправные) начала (идеи), определяющие систему отрасли права и адресованные субъектам правовых отношений. Касается это и принципов законодательства об административных правонарушениях. Именно в этой связи законодатель выделил в самом тексте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоторые из правовых принципов. Однако, как представляется, данные нормы изложены не совсем корректно, бессистемно, более того, важнейшие принципы, определяющие суть законодательства об административных правонарушениях, отсутствуют в КоАП России. В этой связи представляется необходимым, во-первых, анализ принципов законодательства об административных правонарушениях, закрепленных в КоАП России, во-вторых, исследование соответствующих принципов, не нашедших отражения в данном законе, в-третьих, разработка законодательной модели отражения последних в действующем кодексе.

Принципы права (в том числе законодательства об административных правонарушениях), хотя и обладают достаточной степенью стабильности (неизменности), тем не менее «склонны» к изменениям в зависимости от того или иного исторического периода развития государственности . Так, для древнейшего права абсолютно не характерным был принцип презумпции невиновности (ч.1 ст.1.5 КоАП России) (в некоторых законах он определяется как принцип вины) и, следовательно, к юридической ответственности наряду с фактическими виновниками могли привлекаться животные и даже неодушевленные предметы.

Принципы современного российского законодательства об административных правонарушениях основаны на концепции правового государства. Можно также заметить, что большинство из них имеют своим «истоком» положения древне-римского права. Например, в Древнем Риме принцип равенства граждан перед законом выражался в двух наиболее известных крылатых выражениях: de majore et minore non variant jura (к большому и малому закон применяется один и тот же) и др.

Как видно, тысячелетия не изменили классических формул юриспруденции, исходящих из естественных начал (принципов) бытия человека, общества и государства.

Относительно классификации принципов законодательства об административных правонарушениях, первоначально следует отметить, что в теории права (равно как и на уровне отраслевых наук) сложились две основные точки зрения относительно системы правовых принципов (их классификации). В первом случае правовые принципы делят на общеправовые (свойственные всей системе права), межотраслевые (присущие отраслям права единого цикла: криминального, гражданского и т.п.) и отраслевые (характерные для отдельной отрасли). Во втором случае такого деления не проводят, а отраслевые принципы «выводят» из общеправовых, наделяя последние некоторой «отраслевой» спецификой. Последняя позиция, на наш взгляд, более справедлива по нескольким основаниям. Во-первых, трехзвенная классификация принципов права (общеправовые, межотраслевые, отраслевые) не имеет ярко выраженной практической значимости (а чрезмерная теоретизация научной проблемы не всегда обоснована). Во-вторых, гораздо важнее выделить принципы, отражающие природу законодательства об административных правонарушениях, определяющие цели, задачи и функции данного нормативного акта.

Таким образом, классификация принципов законодательства об административных правонарушениях на общеправовые, межотраслевые и отраслевые представляется излишней. Здесь следует иметь в виду, что они (принципы законодательства об административных правонарушениях) являются отражением некоторых общеправовых начал, обладающих (наделенных) конкретно отраслевой спецификой .

Классификация принципов законодательства об административных правонарушениях может вытекать и из особенностей самого российского законодательства об административных правонарушениях. Дело в том, что в рамках одного законодательного акта (КоАП России) регулируются вопросы материального (определяемого порой как административно-деликтное право) (разделы I, II КоАП России), административно-процессуального (разделы III, IV КоАП России) и административно-исполнительного (раздел V КоАП России) права.

Соответственно, принципы законодательства об административных правонарушениях можно условно разделить на административно-материальные, административно-процессуальные (или принципы производства по делам об административных правонарушениях) и принципы административно-исполнительного производства.

И еще об одной особенности российского законодательства об административных правонарушениях. В частности, российское законодательство об административных правонарушениях имеет двухуровневую систему: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.1.1. КоАП России). Однако, как представляется, применительно к классификации принципов российского законодательства об административных правонарушениях данная особенность значения не имеет, поскольку положения КоАП России по отношению к законам субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях являются определяющими.

В этой связи целесообразно говорить о принципах законодательства об административных правонарушениях в целом, без какой-либо их градации на принципы федерального законодательства об административных правонарушениях (КоАП России) и принципы регионального законодательства об административных правонарушениях (законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях).

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях право определяет лишь два основных начала: принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП России) и принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП России). Однако наряду с этим в нормах КоАП России определены и иные принципы законодательства об административных правонарушениях. В частности, в ч.1 ст.1.5 КоАП России «Презумпция невиновности» речь идет о принципе вины, в то время как лишь в ч.2 ст.1.5 КоАП России говорится непосредственно о презумпции невиновности. Кроме того, в ч.5 ст.41.1 КоАП России «Общие начала назначения административного наказания» речь идет о принципе справедливости «Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». В ст.ст.24.2 и 24.3 КоАП России определяются принципы производства по делам об административных правонарушениях: «Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях» и «Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях». Вызывает недоумение законодательное решение, в соответствии с которым исключительно административно-процессуальный (принцип производства по делам об административных правонарушениях) принцип «презумпции невиновности» указан в первом разделе КоАП России, а не в четвертом. О принципах административно-исполнительного производства в КоАП России речь не идет совсем.

Как видно, это подтверждает нашу мысль о том, что нормы-принципы изложены в КоАП России не совсем корректно, бессистемно, более того, важнейшие принципы, определяющие суть законодательства об административных правонарушениях, вообще отсутствуют в КоАП России.

Характеризуя принципы законодательства об административных правонарушениях, остановимся на каждом из административно-материальных, административно-процессуальных (принципах производства по делам об административных правонарушениях) и принципах административно-исполнительного производства, предусмотренных в КоАП России .

1. Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. При этом физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, в свою очередь, подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Формальным основанием данного правила является конституционное положение, согласно которому «все равны перед законом и судом» (ч.1 ст.19 Конституции России). Более того, ст.1.4 КоАП России, определяющая возможные основания неравенства граждан в уголовном праве, практически дублирует текст ч.2 ст.19 Конституции России: «пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное или должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям, а также другие обстоятельства». Этот факт опять же подтверждает «преломление» общеправовых принципов в конкретной отрасли российского права (в нашем случае -- административного).

Как видно из содержания приведенных положений, перечень возможных оснований неравенства весьма широк, но все же не является исчерпывающим (законодатель использует формулировку «другие обстоятельства»). Следовательно, перечень возможных оснований неравенства является «открытым». В этой связи целесообразно перенести ч.2 ст.1.4 КоАП России в раздел V КоАП России.

2. Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП России, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Более того, данный принцип, как отмечалось, является самостоятельным правовым принципом и никакого отношения к «презумпции невиновности» не имеет.

Вина (виновность) является одним из основных составляющих административного правонарушения (состава административного правонарушения). Следовательно, без вины нет административного правонарушения, а без административного правонарушения нет наказания. Если вред причинен невиновно, независимо от качества вреда вредопричинитель административной ответственности не подлежит (то же самое характеризует виновность юридического лица).

Таким образом, принцип вины является основополагающим в части формирования оснований административной ответственности и в этой связи требует своего самостоятельного закрепления в самостоятельной статье КоАП России. 3. В ч.2, 3 и 4 ст.1.5 КоАП России определяется непосредственно принцип презумпции невиновности: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело» (ч.2 ст.1.5 КоАП России); «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье» (ч.3 ст.1.5 КоАП России); «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица» (ч.3 ст.1.5 КоАП России).

Как представляется, отражение данного исключительно административно-процессуального (принципа производства по делам об административных право-нарушениях) принципа необходимо в главе 24 КоАП России, где определяются общие положения производства по делам административных правонарушений.

4. В соответствии с ч.5 ст.4.1 КоАП России, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это положение конкретизирует ч.1 ст.50 Конституции России «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

Стоит отметить, что подобное положение в Уголовном кодексе России определяется как принцип справедливости и выделено в самостоятельную статью УК РФ. Не меньшее значение принцип справедливости имеет и для законодательства об административных правонарушениях. В связи с особым политико-правовым значением принципа справедливости, считаю, что он (данный принцип) требует своего самостоятельного закрепления в отдельной статье КоАП России. 5. Статья 24.2 КоАП России определяет, что «Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке -- государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право вступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика».

Здесь, как представляется, конкретизируются положения Конституции России о государственном языке Российской Федерации, каковым является русский язык (ч.1 ст.68 Конституции России), о праве республик в составе Российской Федерации устанавливать свой государственный язык (ч.2 ст.68 Конституции России), о праве человека на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения (ч.2 ст.26 Конституции России), а также о праве на судебную защиту (ч.1 ст.46 Конституции России) и получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст.48 Конституции России). Общим же началом закрепления данного принципа в отдельной статье КоАП России являются слова Преамбулы к Конституции России: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...».

И в заключение анализа принципов законодательства об административных правонарушениях сформулируем несколько важных, на наш взгляд, положений.

1. В ст.1.4 КоАП России в рамках принципа «равенства перед законом» отдельно стоит вопрос об особенностях административной ответственности некоторых категорий должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц) (ч.2 ст.1.4 КоАП России). Поскольку это сфера скорее процессуальная, а не административно-материальная, целесообразно перенести ч.2 ст.1.4 КоАП России в раздел V КоАП России.

2. Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП России лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В специальной литературе этот принцип получил название «принцип вины. Поскольку принцип вины является основополагающим в части формирования оснований административной ответственности, он требует своего самостоятельного закрепления в самостоятельной же статье КоАП России, а не как ныне -- в ч.1 ст.1.5 КоАП России «Презумпция невиновности».

3. В ч. 2, 3 и 4 ст.1.5 КоАП России определяется непосредственно принцип презумпции невиновности. Как представляется, отражение данного исключительно административно-процессуального (принципа производства по делам об административных правонарушениях) принципа необходимо в главе 24 КоАП России, где определяются общие положения производства по делам административных правонарушений.

4. Принцип справедливости также требует своего самостоятельного закрепления в отдельной статье КоАП России.

Обозначенные выводы -- лишь одна из попыток решения фундаментальной проблемы принципов законодательства об административных правонарушениях, которая еще ждет своих исследователей.

административный правонарушение законодательство ответственность

Новая редакция Ст. 1.4 КоАП РФ

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 1.4 КоАП РФ

1. Субъекты, совершающие административные правонарушения и привлекаемые к административной ответственности, не обладают фактическим равенством. Они различны по своему имущественному и должностному положению, полу, национальности, происхождению (если речь идет о физических лицах), различаются в зависимости от организационно-правовых форм (если речь идет о юридических лицах). Принцип равенства перед законом состоит в том, что к фактически неравным физическим и юридическим лицам закон предъявляет одинаковые требования за административные правонарушения. Существует единая для всех лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности. Кроме того, все лица, в отношении которых, ведется производство по делу об административном правонарушении, наделены равными правами по защите своих законных интересов. Целесообразнее было бы говорить не о принципе равенства перед законом, а о принципе равноправия лиц, привлекаемых к административной ответственности.

2. Существуют особенности в процедуре привлечения к административной ответственности лиц, занимающих некоторые государственные должности (депутатов, судей и иных лиц). Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная должность Российской Федерации - это должность, устанавливаемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Особая процедура привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, является определенной гарантией их защищенности и независимости при осуществлении государственных функций.

3. Существует особая процедура привлечения к ответственности военнослужащих, совершивших административные правонарушения, она регламентируется дисциплинарными уставами.

Другой комментарий к Ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данный принцип является производным от закрепленного в ст.19 Конституции РФ принципа - "все равны перед законом и судом", имеющего принципиальное значение в качестве одного из ярких проявлений гарантированного общепризнанными нормами международного права и Конституцией страны комплекса прав и свобод человека и гражданина. Одновременно в нем находят обобщенное выражение демократические начала российского законодательства об административных правонарушениях. Важно подчеркнуть, что принцип равенства сторон перед законом отчетливо проявляется на стадии производства по делам об административных правонарушениях (разд.IV КоАП РФ).

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, и лица, привлеченные к административной ответственности, наделены в соответствии с нормами КоАП РФ взаимными обязанностями и правами и по существу равны перед законом. Иначе говоря, комментируемый принцип фактически имеет более широкое юридическое значение и выражение, характеризуя не только статус лиц, совершивших административные правонарушения, но и отношения, складывающиеся в процессе правовой оценки их поведения. При этом равенство перед законом всех участников производства по делам об административных правонарушениях создает должный режим законности, необходимый при применении любых мер юридической ответственности, в том числе и предусмотренных уголовным законодательством. Это означает, что принцип равенства перед законом является универсальным, характеризующим процесс применения любых мер государственного принуждения.

Принцип равенства перед законом не был закреплен в КоАП РФ РСФСР, хотя, конечно, он усматривался на основе анализа всей совокупности содержащихся в нем правовых норм, не относящихся к его Особенной части. Следовательно, налицо новелла, в значительной степени демократизирующая новый КоАП РФ.

Новеллой является и то, что принцип равенства перед законом распространяется не только на физические, но и на юридические лица, различные по своим организационным формам, а также по формам собственности, причем не только на стадии привлечения соответствующих лиц к административной ответственности, но и при применении процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. гл.27 КоАП РФ).

2. Конституция РФ и федеральное законодательство в отдельных случаях предусматривают особые условия привлечения к административной ответственности, равно как и применения мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях для определенной группы лиц, обладающих специальным правовым статусом (депутаты, судьи, прокуроры, которых КоАП РФ характеризует как должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции). Эти особые условия, не выходящие в целом за рамки принципа равенства перед законом, находят свое выражение не в КоАП РФ, а в иных законодательных актах.

3. Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст.19-20) установлено, что привлечение соответствующих лиц к административной ответственности возможно только в судебном порядке, при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания и при условии лишения их неприкосновенности.

В случае начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, Генеральный прокурор РФ обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы неприкосновенности. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой. Отказ палаты дать согласие на лишение неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и влекущим его прекращение. Соответственно дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

4. Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральными законами о внесении изменений и дополнений в Закон "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрен следующий порядок привлечения судей к административной ответственности за рамками, установленными КоАП РФ, а также без решения вопроса о лишении судей неприкосновенности. Установлено, что их административная ответственность наступает по решению судебных коллегий: в составе трех судей Верховного Суда РФ - в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховных судов субъектов РФ, судов автономной области и автономных округов, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, судов субъектов РФ и т.п. Решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после получения представления Генерального прокурора РФ.

Задержанный по любому подозрению и принудительно доставленный в любой государственный орган, если его личность не могла быть установлена в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" содержит следующие положения, относящиеся к порядку привлечения прокуроров к административной ответственности (ст.42). Любая проверка сообщений о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования дела они отстраняются от должности. Не допускается задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и используемого ими транспорта (если иное не предусмотрено федеральным законом).

6. Особые условия привлечения к административной ответственности установлены также для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5 КоАП РФ).

  • Вверх

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Состав административного правонарушения- совокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретное антиобщественное деяние является административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии является единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основными характерными признаками административного проступка являются:

а) общественное деяние, посягающее на общественные отношения;

б) противоправность деяния, то есть нарушение норм различных отраслей права, охраняемых административными мерами;

в) виновность лица, совершившего деяние;

г) возможность применения административных взысканий.

д) действие или бездействие лица.

В состав административного проступка включаются четыре элемента: субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона. Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. По общему правилу ответственность за административные проступки наступает с 16 лет. Административное законодательство подразделяет субъекты на общие и специальные (должностные лица, особые категории служащих). Объектом административного правонарушения является то, на что правонарушение направлено (здоровье граждан, их права, свободы, государственная или личная собственность, общественный порядок и др.). Субъективная сторона включает три компонента: вина, цель и мотив. Вина – психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушению. Формы вины, учитываемые в административном законодательстве при определении меры наказания, – умысел и неосторожность. Объективную сторону составляют: противоправное деяние; причиненный вред (с учетом места, времени, способа, средства совершения проступка), и причинная связь между противоправным деянием и наступившим результатом.

62.Законодательство об административных правонарушениях . 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. 2. Кодекс об АП основывается на 121993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30122008 N -ФКЗ, от 30122008 N -ФКЗ)"Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.



1. Принцип равенства перед законом. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, и лица, привлеченные к административной ответственности, наделены в соответствии с нормами КоАП взаимными обязанностями и правами и по существу равны перед законом.

2.Принцип федерализма. Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.

3.Принцип неотвратимости наказания - означает неизбежность наступления юридической ответственности, если она предусмотрена законом за совершение правонарушения, соответствует правовому режиму конституционности и законности и составляет одно из обязательных условий правопорядка.

4.Презумпция невиновности

5.Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ, здесь же предусмотрено и верховенство международного договора Российской Федерации в сравнении с федеральными законами, а следовательно и КоАП, и законами субъектов РФ.



Просмотров