Определяет последствия несоблюдения требований нормы права. Дисциплинарное взыскание: последствия несоблюдения правовых норм работодателем. Санкции - это указания на последствия несоблюдения норм

Норма права – это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства.

Элементы норм права

Правовая норма состоит из следующих элементов:

    гипотеза

    диспозиция

гипотеза, которая определяет условия и обстоятельства, при которых применяется данная правовая норма. Гипотеза отвечает на вопросы – кто, где, когда, при каких условиях.

Виды гипотезы: простой – указывает как правило на одно конкретное обстоятельство, сложной – указывает на несколько обстоятельств, альтернативной – содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма действует.

диспозиция , которая содержит правило поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы – что делать, чего не надо делать.

Виды диспозиции бывают: простой – содержит один вариант поведения, альтернативной – указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношений. Бланкетной – отсылать субъектов правоотношения к другим нормам.

Санкции, которая определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель.

Виды санкции: абсолютно-определенные – содержат конкретный вид наказания. Относительно-определенные – указывают пределы размера наказания либо минимальный либо максимальный. Альтернативные – указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимых

Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

а) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.п. права.

б) по специфическим юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделются на регулятивные, охранительные и специализированные (или нормы специального действия).

По предмету регулирования:

а) Материальные юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а т.же ответственность субъектов правоотношений. Например: нормы, определяющие обязанности соответствующих д/л принять и рассмотреть жалобу гражданина, определяющие основы компетенции субъекта исполнительной власти.

Определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и объектов управления.

б) Процессуальные определяют, каким образом и в каком порядке действуют органы государственного управления, какова процедура рассмотрения и разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления. Например: порядок приема, рассмотрение, разрешение жалоб и заявлений граждан, производство по делам об административных правонарушениях.

По характеру предписания :

а) обязывающие – предписывают в определенных условиях обязательно совершить обозначенные в норме действия. Например: при получении жалобы гражданина орган (д/л обязан рассмотреть ее в течение 30 дней, при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан полиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.).

б) запрещающие, предусматривающие запрет на совершение действий, определенных в норме.

в) уполномочивающие разрешают действовать по своему усмотрению, но в рамках требований, заключенных в норме права (устанавливают права субъектов на совершение определенных действий).

По форме предписания:

а) императивные - эти нормы формируют права и обязанности субъектов строго обязательном, повелительном стиле и не могут быть изменены участниками регулируемых отношений, т.е. содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении указанных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.

б) диспозитивные, которые формируют права и обязанности таким образом, что участники правоотношений могут сами в рамках нормы определить их.

В) рекомендательные, которые содержат определенные советы, рекомендации и целесообразности совершения тех или иных действий, т.е. формируют права и обязанности в форме рекомендаций органам, которым они адресованы.

По действию времени:

а) срочные – заранее определен срок действия. Например, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами, стихийными бедствиями, режимом ч/п.

б) бессрочные – не имеющие заранее установленного срока действия. Они действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется. Они действуют до тех пор пока не будут отменены.

По действию в пространстве : А) республиканские Б) местные В) локальные – принимаются как правило, руководством государственной кооперативной или иной организации и действуют, соответственно в рамках данной организации, ведомства и отражают цели, специфику их деятельности, направлены на упорядочение этой деятельности

Регулятивные нормы - это нормы расчитанные на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, установливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера этих отношений. Регулятивные нормы подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Охранительные (или правоохранительные) нормы расчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы.

Охранительные нормы предусмотривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав.

Специализированные нормы - или нормы специального действия, это нормы о нормах. Они регулируют не психологическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует применять в тех или иных ситуациях. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы.

Дефинитивные нормы (дефиниция - определение) содержат легальные определение терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно, предписывают, как следует понимать соответствующие термины.

Например, Ст.1 Закона РК “О браке и семье“ называется “Основные понятия, используемые в настоящем законе“. В данной статье содержатся нормы определяющие такие понятия как брак, фиктивный брак, семья, детство и т.д.

Коллизионные нормы - расчитаны на случай коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания регулируют один и тот же случай. Коллизионная норма преписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае.

Норма права не только формулирует правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их

несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.

Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и способ взаимосвязи ее элементов.

Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определённых обстоятельствах субъект совершит известное действие, то наступят предусмотренные последствия». Лишь единство всех трех элементов образует норму права. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие и самой юридической нормы.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что норма права и текст закона часто не совпадают. Иногда диспозиция и гипотеза в тексте закона слиты, их невозможно различить; в одной и той же статье может одновременно содержаться несколько норм; и, наконец, элементы нормы права могут быть представлены в разных статьях нормативного акта, т. е. единая правовая норма может содержаться в нескольких статьях закона.

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Их классификация подробно разработана еще в прошлом веке и почти не изменилась до наших дней.

Рассмотрим структуру нормы права подробнее.

Гипотеза - это структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза содержит указания о месте, времени, субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых начинает действовать норма права. Гипотезы по характеру содержания или в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, могут быть общими и конкретными.

Общие (абстрактные) гипотезы определяют условия применения нормы общими, родовыми признаками, они охватывают все возможные случаи действия нормы, не называя ни одного из них конкретно.

Конкретные (казуистические) гипотезы устанавливают частные, специальные условия реализации нормы. Недостатком таких гипотез является то, что они ведут к чрезмерному увеличению числа юридических норм, но при этом они не могут охватить все общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании: всегда найдется хоть один отдельный случай, не предусмотренный конкретной гипотезой. Поэтому в настоящее время этот вид гипотез практически исчез из нормотворчества.

По степени определенности. т. е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

Абсолютно-определенные гипотезы ясно и четко указывают факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

Относительно-определенные гипотезы содержат указание на ограничительные условия действия нормы. Например, целый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного или чрезвычайного положения и т. д.

Неопределенные гипотезы не указывают никаких фактов, с которыми связано действие нормы, а предоставляют органам власти право «в необходимых случаях» применять правовую норму. В чем заключаются

«необходимые случаи», в гипотезе не раскрывается.

По объему гипотезы делятся на простые и сложные. Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия нормы. Сложные гипотезы перечисляют несколько обстоятельств, каждое из которых в отдельности либо все вместе служат основанием для осуществления предписания.

В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы классифицируют на односторонние и двусторонние. Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы предусматривают только правомерные либо неправомерные обстоятельства. Например, все нормы особенной части Уголовного кодекса имеют односторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму. При этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера поведения. Например, при повторной неявке сторон в судебное заседание без уважительных причин суд оставляет иск без рассмотрения и прекращает дело. Если стороны не явились по уважительным причинам, судебное разбирательство лишь откладывается.

Диспозиция - структурный элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта права, имеющую юридически значимый характер. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, ибо содержит само правило поведения, которое влечет за собой юридические последствия. Диспозиция выступает основной регулирующей частью, нормы.

Диспозиции норм права также весьма разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

* По степени определенности зафиксированного в них правила поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и казуальные.

Казуальные диспозиции перечисляют конкретные предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения с их стороны. Прообразом казуальной диспозиции является прецедент - решение суда по отдельному делу. Нормы с казуальной диспозицией неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельность закона и обуславливают его громоздкость.

Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя детали.

* По способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

Простые диспозиции содержат лишь само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки. Например, закон характеризует кражу как незаконное, тайное, безвозмездное изъятие чужого имущества.

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного

или неправомерного поведения, содержат ссылку на другую норму того же нормативного акта, в которой дается описание соответствующего поведения. Бланкетные диспозиции также не описывают признаков деяния, устанавливают правило поведения в самой общей форме. Разъяснение же и конкретизация предписания содержатся в иных правовых актах, к которым и отсылается субъект реализации нормы.

* По юридической направленности выделяют; представительно-обязывающие, обязывающие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные диспозиции.

Представительно-обязывающие диспозиции - содержат двусторонние правила поведения, например, продавца и покупателя.

Обязывающие диспозиции указывают характер поведения обязанного лица, например, должника по договору займа.

Управомочивающие диспозиции - содержат указание на вид и меру возможного поведения, например, собственника имущества.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками. Например, нормы трудового права ограничивают продолжительность труда несовершеннолетнего.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.

Санкция - структурный элемент нормы права, предусматривающий правовые последствия, которые должны наступить для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения, предусматриваемые нормами трудового права).

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

* По степени определенности различают абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции.

Абсолютно-определенные санкции содержат строго фиксированную меру воздействия, например точный размер штрафа, который должен уплатить правонарушитель. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

Относительно-определенные санкции содержат границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер. Таковы большинство санкций статей особенной части УК РФ, устанавливающие лишение свободы, например, от трех до десяти лет.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора. Например, за ряд преступлений может быть применено лишение свободы или исправительные работы.

Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний и предусматривают возможность их сложения. Например, лишение свободы

может сочетаться с конфискацией имущества.

Комбинированные санкции представляют собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

* По характеру последствий различают негативные, позитивные, правовосстановительйые и правоотрицающие санкции.

Негативные санкции, их еще называют карательными или штрафными, предусматривают меры наказания. Они представляют собой наиболее острую реакцию государства на противоправные деяния.

Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения.

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление прежнего состояния. К таким санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и т. д.

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений. Например, противозаконная сделка признается недействительной; фактические брачные отношения, не зарегистрированные в установленном порядке, считаются юридически безразличными и т. д. Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, т. е., не наступают юридические последствия, к которым стремилось лицо, совершая те или иные действия в нарушение требований диспозиции.

* По направленности неблагоприятных последствий санкции можно разделить на личные и имущественные.

Личные санкции, когда воздействие касается непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, смертная казнь и т. д.).

Имущественные санкции - санкции, сопряженные с определенными материальными потерями {конфискация имущества, штраф и т. д.).

Правовые нормы - это первичные структурные ячейки, из которых складываются различные правовые институты, подотрасли и отрасли, вся система права. Поэтому в норме права выражены основные черты права.

Среди ученых-юристов нет единого понимания нормы права.

B учебнике «Проблемы общей теории права и государства» дано следующее определение: «Правовая норма - это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, как правило, в письменной форме и охраняемое органами государства путем контроля за его соблюдением, и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения»

На основании данного определения можно выделить основные признаки нормы права:

1) нормы, как и право в целом, предназначены для установления и поддержания единого порядка в обществе, т.е. нормы права обязательны для всех физических и юридических лиц, которых прямо или косвенно касаются предписания данных норм;

2) нормы права, в отличие от других социальных норм, устанавливаются или санкционируются государством, а также им гарантируются и охраняются. В надлежащих случаях возможно применение мер государственного принуждения за неисполнение или нарушение норм права в рамках, установленных законом;

3) нормы права обладают формальной определенностью, т.е. они формулируются в официальных документах в виде точных и достаточно детализированных правил и рассчитаны на конкретный круг субъектов. Примером формальной определенности могут служить статьи Особенной части Уголовного кодекса, которые определяют составы конкретных преступлений, виды санкций;

4) в нормах права сформулирован представительно-обязывающий характер (они не только предоставляют одним субъектам права, но и возлагают на других субъектов обязанности, поскольку реализовать право возможно лишь при наличии субъективных прав и юридических обязанностей);

5) нормы права отражают объективный ход развития общества, с одной стороны, а с другой - воздействуют на общественные отношения, тем самым способствуя социальному прогрессу.

Их отличие от иных юридических предписаний состоит в следующем:

Являясь общими нормативными предписаниями, они относятся не к отдельному случаю или конкретному физическому или юридическому лицу, «а к тому или иному виду действий, отношений и лиц, которые в них участвуют»;

Права рассчитаны на неоднократное действие;

Они рассчитаны на неопределенное число случаев для ее применения.

13.Структура правовой нормы

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если - то - иначе»).

Гипотеза (если…) – это часть правовой нормы, которая содержит указания конкретных жизненных фактических обстоятельств, при каких обстоятельствах данная норма вступает в действие.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы: -альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) – элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

Управомочивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

Обязывающие - устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

Запрещающие - устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе…) – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя.

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры.

НОРМЫ ПРАВА - это юридические конструкции, которые задают правила поведения в обществе. Такое правило является общеобязательным, из него вытекают обязанности участника общественных отношений. Исполнение правовых норм обеспечивается силой государственного аппарата. Совокупность всех норм образуют объективное право, которое делится на отрасли и институты. Правовые нормы обладают следующими признаками:
- они направлены на регулирование поведения людей и организаций;
- в отличии от правоприменительных актов носят общий характер;
- эти нормы общеобязательны для исполнения адресатами;
- государство признает их и обеспечивает выполнение;
- они формально определены, закрепляют права и обязанности;
- они системны, то есть, не должны противоречить друг другу.

Классическая конструкция правовой нормы состоит из трех элементов. Это гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза отвечает на вопрос, в каких случаях применяется данная норма права. Диспозиция указывает, что именно нужно сделать (или запрещается делать), санкция описывает то, что произойдет в противном случае. Иными словами, звучит как "если - то - иначе". Простой пример такой нормы: "если вы едите по улице на автомобиле (гипотеза), то должны остановиться на красный сигнал светофора (диспозиция), иначе на вас наложат штраф (санкция)".

Гипотеза как составляющая правовой конструкции

Гипотезы могут быть простыми, содержащими одно условие, или сложными, связывающими действие нормы с наличием двух или более условий. В примере выше налицо как раз сложная гипотеза : связано движение по улице и управление автомобилем. Если же присмотреться внимательнее, то обнаружится и третье условие нормоприменения: красный сигнал светофора. И вот при подтверждении этих трех гипотез водитель должен выполнить действие - остановиться. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная, при ней для того, чтобы правовая норма вступила в силу, достаточно выполнение хотя бы одного условия. В приведенном выше случае это может быть условие "или увидев перед собой пешехода", из чего следует, что остановить автомобиль надо не только по красному сигналу, но и чтобы избежать столкновения с пешеходом.

Гипотеза также может быть абстрактной или казуистической. Наиболее распространены абстрактные гипотезы, которые обращены не к конкретному явлению, а к его родовому признаку. Это делается затем, чтобы не усложнять и не загромождать конструкцию правовой нормы излишними подробностями. В нашем примере не конкретизируется, каким именно автомобилем управляет водитель; любая попытка сделать это приведет в ужасное нагромождение ненужных частностей ("управляя автомобилем ВАЗ-2111, Шевроле, Тойота..."). Нетрудно представить, что такая правовая норма будет занимать несколько страниц и постоянно корректироваться по мере появления новых марок машин.

Казуистическая гипотеза регулирует возникновение правоотношений со строго определенными частными случаями, которые невозможно описать с помощью абстрактной конструкции. Казуальные гипотезы (от слова causa) очень часто оформляются изъятиями из общей нормы, причем расположены они могут быть в совершенно отдельном законодательном акте. Вернемся к нашему примеру: для автомобилей скорой помощи или полиции при определенных обстоятельствах не действует правило обязательной остановки по запрещающему сигналу светофора. Это яркий пример казуистической гипотезы, оформленной в виде исключения из общего правила.

Диспозиция - это правило поведения в данной ситуации

Диспозитивная составляющая устанавливает участников правоотношений. Это правило, гласящее, что надо делать или чего делать не надо в данных обстоятельствах. Диспозиция может быть:
- управомочивающая, или дающая право поступить определенным образом;
- обязывающая, устанавливающая обязательство сделать что-либо;
- запрещающая, устанавливающая запрет на определенные действия.

В нашем примере налицо последний, запретительный тип диспозиции. При первом взгляде он кажется обязывающим (обязывает остановить автомобиль), но на самом деле это запрещающая диспозиция - она запрещает продолжать движение, и такая формулировка точнее соответствует смыслу положения. Отметим, что путаница с обязывающими и запрещающими нормами права возникает не только на уровне бытового понимания законов, но и среди самих законодателей. Яркий тому пример - постулат о том, что управление машиной без страхового полиса ОСАГО запрещено. Такая формулировка создает неверное представление о том, что же на самом деле обязан сделать владелец транспортного средства. А он обязан купить страховой полис ОСАГО (обязывающая диспозиция) - и то лишь в оговоренных законодательством случаях. Дорожным катом, к примеру, можно управлять и без страховки.

Санкции - это указания на последствия несоблюдения норм

Санкция - это элемент юридической нормы, который устанавливает неблагоприятные для нарушителя последствия. Это может быть как принуждение, так и наказание. В нашем примере штраф или лишение прав - это как раз наказание со стороны государства. В данной не говорится о том, что нарушитель должен вернуться назад и повторить проезд светофора с соблюдением правил дорожного движения. Пример же принудительной санкции - это оплата штрафа: если водитель не захочет его платить, государство в судебном порядке заставит его это сделать.

Санкции могут быть разной степени определенности. Различают абсолютно определенные санкции - те, которые имеют категорическое значение и не допускают иного, относительно определенные - те, которые допускают интервал применения (к примеру, штраф или лишение прав), и альтернативные - это такие, когда правоприменительным органам разрешается в широких пределах применять разную степень воздействия на свой выбор. В нашем примере это звучало бы так: "от устного замечания инспектора ГИБДД до 15 лет лишения свободы". Последний тип санкций для современного законодательства не характерен, поскольку он открывает путь для произвола со стороны правоприменительных органов. Отличить относительно определенную от альтернативной санкции довольно просто: надо обратить внимание, установлены ли в законе пределы наказания (принуждения), или они определяются на выбор правоприменителя.

Реальные правовые нормы и нормативные акты

Реальные нормы права не часто содержат все три вышеперечисленных элемента конструкции. Например, конституция Российской Федерации содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию. Для многих регулятивных норм типично содержание одной только диспозиции. Не содержит гипотез и : в нем только диспозиции и санкции, это нормальная практика для охранительных норм. При этом считается недопустимым смешивать диспозиции регулятивных и охранительных норм, поскольку они не совпадают. Иногда недостающая норма может быть восполнена за счет других нормативных правовых актов, что не устраняет неопределенности. В других случаях такое восполнение недопустимо - например, не может иметь санкций управомочивающая, декларативная и дефинитивная норма права.

Существует три способа закрепить норму в акте - это прямой, отсылочный и бланкетный. В первом случае элемент излагается непосредственно в статье закона , во втором законодателем делается ссылка на соответствующий документ (например, на закон об ОСАГО), в третьем такая ссылка носит неявный характер, вплоть до "действующего законодательства". Надо сказать, что бланкетный прием применяется довольно часто, несмотря на видимую неопределенность: например, фраза "если иное не установлено правовыми актами" есть ни что иное, как бланкетное изъятие. Законодатель также имеет право изложить норму не в одном документе, а сразу в нескольких. В этом состоит важное отличие правовых норм от пунктов (статей, глав) законов и кодексов. В частности, все три элемента абстрактной конструкции нормы права могут быть изложены следующим порядком:
- в одной статье или даже пункте нормативного акта;
- в статье может содержаться сразу несколько норм;
- элементы распределены по нескольким статьям закона;
- элементы распределены по нескольким правовым актам.

Юридическая сила правовых актов и норм, учрежденных ими, различна. Наивысшей силой обладают международные договоренности, после чего идет основной закон страны (конституция), далее следуют федеральные законы, за ними - местные и отраслевые нормативные акты, список замыкают подзаконные акты и локальные распоряжения (приказы). Эта иерархия является достаточно строгой, ни один нижестоящий не может нарушать или отменять правила вышестоящего, если в том нет соответствующего изъятия. В частности, в трудовом договоре с работником работодатель не имеет права установить ему зарплату ниже минимального уровня оплаты труда, поскольку это вступит в противоречие с трудовым кодексом. Сам же трудовой кодекс содержит отсылочную норму на постановление правительства, которым и устанавливается МРОТ.

Специальные правовые нормы и их роль в законодательстве

Специализированные нормы права нашли широкое применение в законодательстве. Более того, многие законы строятся именно по такому принципу, когда специальную норму выносят отдельно, чтобы облегчить пользование законодательным актом. К таким правовым нормам относятся:
- дефинитивная, дающая определение того или иного понятия;
- декларативная, содержащая правовые принципы, цели и задачи;
- оперативная, изменяющая, отменяющая или продлевающая действие;
- коллизионная, решающая проблему коллизии в законодательстве;
- постоянная и временная (определяет срок действия нормы);
- общегосударственная и местная (определяет регион использования).

Различают также императивные и диспозитивные нормы права. К первым относятся те, которые ни при каких условиях не подлежат изменению сторонами правоотношений. Диспозитивные допускают регулирование отношений и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке. Как правило, диспозитарная правовая норма включает часть императивной (категорической), но оставляет свободу для ее реализации. Например, могут договориться об особом порядке расчета по договору купли-прождажи, но то, что оплата должна состоятся - это категорическая норма. А вот как именно она будет производиться (наличными, перечислением, в рассрочку, векселями, взаимозачетом) - норма договора уже субсидарная.

Нормы права также разделяются на общие и отраслевые. К последним относится гражданское, трудовое, уголовное, административное, процессуальное, финансовое, семейное и экологическое право, а также некоторые другие направления правоведения. Есть еще отдельные отрасли, формально входящие в состав перечисленных, но имеющие самостоятельное значение - например, налоговое, страховое, детское или даже военное право, авторские права. Соответственно, существуют и юристы , специализирующиеся на том или ином праве. Самым сложным по праву считается гражданское (цивильное) и особенно гражданско-процессуальное право. Цивилисты (так называют специалистов по гражданскому праву) по праву входят в элиту юриспруденции, поскольку им приходится разбирать дела, связанные с неисчислимыми тонкостями в законодательстве. Наиболее востребованными являются адвокаты по уголовным делам, так как "цена вопроса" в этой отрасли права наиболее высокая - это свобода и судьба человека, а иногда и его жизнь.

Нормы права можно рассматривать как важнейшую разновидность социальных норм. Правовая норма представляет собой составную часть правовой системы, исходные элементы (кирпичики), из которых складывается вся система права (здание). Правовые нормы не являются единственными правилами поведения в обществе, наряду с ними существуют, обычаи, традиции, мораль и т.д. Правовые нормы представляют собой четко зафиксированные законы, выполнение которых контролируется государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные санкции, применяемые специальными учреждениями. Правовая норма есть регулирующее средство, с помощью которого общественные отношения берутся в определенные правовые рамки. Они обладают всеми признаками права и выступают в качестве модели поведения граждан.

Отличительные особенности правовых норм состоят в следующем:
1) они характеризуются велением соответствующего государства , имеющее общеобязательное значение, в то время как иные социальные нормы (мораль, обычай и т.д.) не обеспечены государственным принуждением.
2) В правовой норме всегда выражен общий характер закрепленного в ней правила поведения, в то время как акт применения норм права (предписание индивидуального характера) рассчитан на конкретный случай. Общий характер правовой нормы достигается абстрактностью ее содержания, которое предусматривает наиболее типичные ситуации и выражает наиболее существенные особенности правил поведения. Правовая норма адресована неопределенному числу или кругу лиц.
3) Регулирование повторяющихся общественных отношений. Регулятивное значение нормы заключается в возможности многократности ее применения к повторяющимся общественным отношениям.
4) Нормы права обладают системностью , так как применение одной правовой нормы всегда требует использования ряда других норм права.
5) Они носят предоставительно-обязывающий характер, то есть регулируют деятельность людей посредством предоставления им субъективных прав либо закрепления за ними обязанностей.
В итоге норму права можно определить как общее правило, исходящее от государства и регулирующее поведение людей и их коллективов путем предоставления им субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей .
Логическая структура правовых норм состоит из трех основных компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия вступления нормы в силу. Например, норма пенсионного права указывает условия назначения пенсии по старости (для мужчин - 60-летний возраст и не менее 25 лет трудового стажа; для женщин - соответственно 55 и 20 лет). Формулировка гипотезы должна носить совершенно определенный характер во избежание различных трактовок, ибо при расплывчатых формулировках правовую норму можно применить как угодно.
Диспозиция отвечает на вопрос о том, какое правило поведения содержится в правовой норме. Например, в соответствии с нормой семейного права родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении. Если гипотеза отвечает на вопрос об условиях выполнения требований правовой нормы, то само правило поведения формулируется в диспозиции. Поэтому диспозиция является главным элементом нормы, ее ядром. Императивная (т.е. повелительная) диспозиция указывает на совершенно определенный вариант поведения, отклонения от которого по воле сторон не может быть (свобода и неприкосновенность личности по Конституции), а восполнительная допускает различные варианты поведения сторон (какая из сторон уплачивает налоги от сделки и т.д.).
Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, принудительные меры воздействия, которые могут наступить в связи с нарушением правовой нормы или ее ненадлежащем исполнении. Она связана с ответственностью исполнителей нормы, указывает на виды и меры ответственности. Санкции могут быть административными (штраф, предупреждение, административный арест и т.д.), дисциплинарными (замечание, выговор, увольнение, исключение и т.д.), имущественными (возмещение ущерба и т.д.), уголовными (лишение свободы и др.) и правовосстановительными (отмена противоречащих Конституции и законам указов, постановлений и т.д.).
Таким образом, норма права устанавливает:
а) кто и когда должен ее исполнять;
б) в чем должно состоять это исполнение;
в) каковы последствия неисполнения нормы.
Правовые нормы могут выступать в качестве норм-принципов (в основном содержащиеся в Конституции, носящие характер общего регулирования) и быть предоставительно-обязывающими (определяют конкретные права и обязанности сторон).
Нормы также могут быть управомочивающими (каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц), обязывающими (содержат предписания, что нужно делать, например, - охранять природу), запрещающими (устанавливают, что нельзя делать, к ним относятся все нормы уголовного права и значительная часть норм административного права), рекомендательными (устанавливают желательный вариант поведения и др.).
По качеству нормы можно различать на идеальные (качественные, совершенные) и ложные (некачественные, несовершенные, деформированные) нормы права.
По субъектам правотворчества выделяют:

  • нормы права, исходящие от государства (парламента страны, Президента, Правительства, министерств и ведомств);
  • нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

Выделяют нормы материального и процессуального права .
Нормы материального права определяют организацию, структуру, компетенцию государственных органов, организаций и должностных лиц; регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными организациями.
Нормы процессуального права не регулируют каких-либо отношений (экономических, социальных, политических и иных), а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правило, порядок) их осуществления и защиты. Они содержатся в основном в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном и уголовно-процессуальном праве. Они определяют юридические способы охраны, защиты, поддержания и восстановления материальных норм права.



Просмотров