Лестница штурмовка максимальная высота подъема. Пожарные лестницы. Лестница палка. Штурмовая лестница. Трехколенная лестница. ТТХ, габариты, масса, длинна. Применение. Испытание. Общие технические требования

Специализированная лестница, предназначенная для вертикального подъема и спуска на верхние этажи пожарных, вспомогательного оборудования тушения пожара, а также эвакуации и спасения людей из очага возгорания.


Классификация пожарных лестниц по видам

По своим видам пожарные лестницы разделяются на три группы:

  • Лестницы ручного применения.
  • Автомобильные пожарные лестницы.
  • Стационарные лестницы, которыми в обязательном порядке оснащаются все высотные и малоэтажные здания любого назначения, еще на этапе строительных работ.

Ручные пожарные лестницы

В свою очередь, лестницы, предназначенные для личного, а также группового применения без использования механических средств делятся на:

  • Складная лестница.
  • Выдвижная трехколенная лестница.
  • Подвесная штурмовая лестница.


Трехколенная пожарная лестница (ТТХ)

Лестница ручная трех коленная пожарная - это конструкция из алюминиевого сплава из трех параллельно соединяющихся частей (колен), снабженная механическим приспособлением для их свободного перемещения по отношению друг к другу по оси, в целях быстрой регулировки длины. Начальный отсчет по коленам производится с верхней части лестницы.

На сегодняшний день производятся лестницы только одного типа-трехколенного, имеющие следующие ТТХ.

  • Длина лестницы в сложенном виде составляет 4 метра 38 сантиметров (4380 мм).
  • В раздвинутом, рабочем состояние - 10 метров 70.6 сантиметров (10706 миллиметров).
  • 12 ступеней с шагом в 35 см (350мм) у первого и второго колена и 11 ступеней - у третьего.
  • Ширина в собранном виде - 48 сантиметров.
  • Общий вес конструкции - 46.2 килограмма.


До того как, на вооружение пожарных расчетов появилась трех коленная алюминиевая лестница, в качестве материала для их изготовления использовалось дерево. И ныне существующая маркировка пожарной лестницы Л-60, осталась как раз из того времени. То есть, л - это, лестница, а 60 - ее вес. С тех пор так и повелось на Руси трех коленку называть Л-60. Потом пришли новые технологии, алюминий, Но название не было изменено.

Схему конструкции и работы выдвижного механизма трех коленной пожарной лестницы из алюминия, можно подробно рассмотреть на прилагаемом фото и видео материале.

Правила подъёма и установки выдвижной лестницы

Все действия по перемещению, установке лестницы в рабочее, вертикальное положение, а также выдвижение колен и их последующие складывание производиться боевым расчетом пожарных из двух человек.следующим образом:

Один из бойцов удерживает лестницу за тетиву (боковые, вертикальные стойки) 3 колена, тем самым предотвращая ее опрокидывание. Одновременно с этим, 2 пожарный путем перебора натяжного каната руками вниз, выдвигает 2 часть лестницы до ее установки на крючья останова.третьего колена.

Схема механизма выдвижения и останова колен пожарной лестницы

Точно таким образом происходит выдвижение и третьего участка. Возвращение лестницы в исходное состояние производиться в обратной последовательности.

Спуск, подъем по трех коленной лестнице, как и ее приведение в рабочее состояние и сборка, неотъемлемая часть подготовки современных пожарных отрабатывается на обязательных тренировках до полного автоматизма по установленным временным нормативам при различных ситуационных обстоятельствах.


Испытательные проверки

Испытание трехколенной лестницы, проводятся не реже одного раза в год и в обязательном порядке, после ее ремонта. Что фиксируется в специальных актах.

Применение пожарного оборудования, в данном случае ручной, выдвижной трех коленной лестницы имеющей повреждения и неисправности конструктивных элементов как самой лестницы, так и выдвижного механизма или не прошедших плановую техническую аттестацию, для тушения пожаров либо тренировочных процессов, строго запрещено.


При проведении испытаний, исправность состояния лестницы производиться следующим образом:

Собранная на полную длину, на ровной и твердой площадке по выше названым правилам лестница, устанавливается под углом в 75 градусов относительно к горизонтальной поверхности, к стене подходящего по высоте здания. Угол (75°) определяется расстоянием в 280 сантиметров между опорными башмаками лестницы и стеной.

Далее, каждое из трех колен подвергается нагрузке в своей средней части, весом в двести килограмм на протяжение двух минут времени. В таком виде происходит и проверка выдвижного механизма и вспомогательной веревки и троса.

Испытания считаются успешно проведенными, только в том случае, если после снятия нагрузки с составных частей конструкции в ее работе не происходит изменений, типа деформации отдельных деталей и всей лестницы в целом. Заедание при выдвижении и сборке колен или обрыве веревки (троса).

Ручной механизированный инструмент. К механизированному инструменту, применяемому для выполнения различных работ при тушении пожаров, относятся дисковая и цепная бензиномоторная пила типа "Дружба-4", портативные ранцевые установки для газовой резки металлов, электрические пилы и долбежник, пневматические отбойные молотки и другие устройства.

Наибольшее распространение получил универсальный механизированный комплект УК.М-4, который состоит из мотопривода, дымососа, отбойного молотка, дисковой и цепной пилы. С помощью такого механизированного комплекта можно нагнетать в помещения свежий воздух или откачивать из них дым, пробивать отверстия в стенах, резать различные конструкции, причем все эти работы поочередно может выполнять один пожарный.

Дисковая пила ПДС-400 предназначена для вскрытия фюзеляжа ВС при выполнении аварийно-спасательных работ и входит в комплектацию пожарных аэродромных автомобилей. Пила может быть также использована при работах по вскрытию и разборке металлических конструкций. Пила ПДС-400 создана на базе бензиномоторной пилы "Урал".

Техническая характеристика бензиномоторной пилы ПДС-400

Управление пилой

Двигатель:

внутреннего сгорания, одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный

максимальная мощность, кВт

частота вращения при максимальной мощности, об/мин

Вместимость топливного бака, л

Пильный аппарат:

тип прорезного диска

абразивный, армированный сеткой из стекловолокна

размеры диска, мм:

диаметр посадочного отверстия

максимальная глубина пропила, мм

привод круга

клиноременная передача

передаточное число

включение и выключение

автоматическое, центробежной фрикционной муфтой

Производительность пиления алюминиевых сплавов, мм/с

Скорость резания на рабочей частоте вращения двигателя, мм/с

Габаритные размеры пилы, мм:

Масса пилы с полной заправкой, кг, не более

Дисковая пила (рис. 15) состоит из двигателя внутреннего сгорания, пильного аппарата, прорезного абразивного армированного диска, топливного бака, рукояток и стартера. При резании абразивный круг вводят легким нажимом, постепенно увеличивая частоту вращения двигателя, и следят за соответствием усилия подачи инструмента мощности, не допуская резкого снижения частоты вращения. Резание объемных конструкций должно производиться при максимальной глубине пропила, резание листов и обшивок - при минимальной. При резании надо следить за правильным положением круги относительно пропила, не допуская значительных отклонений от плоскости резания (рис. 16). По окончании реза и при переходе к другому месту следует уменьшать частоту вращения двигателя.

Для остановки двигателя необходимо полностью отпустить рычаг управления газом, нажать на кнопку выключения двигателя, держать ее в нажатом положении до полной остановки двигателя и затем закрыть топливный кран. Запрещается останавливать двигатель снятием колпачка со свечи. При полном израсходовании топлива из бака возможен подсос с топливом паровоздушной смеси, и двигатель может развивать максимальную частоту вращения даже при закрытой дроссельной заслонке карбюратора. В этом случае двигатель должен быть немедленно остановлен, бак заправлен топливом, и произведен повторный запуск.

Правила техники безопасности при работе с бензиномоторной пилой. В процессе эксплуатации инструмента необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, рекомендуемые при работах на мотопилах, а также правила обращения с бензином. Разрешается допускать к работе с инструментом только лиц, проинструктированных и обученных обращению с ним. Работать можно, только убедившись в полной исправности инструмента и надежном закреплении круга.

При пуске двигателя пильный круг не должен касаться каких-либо предметов, нельзя наматывать трос на руку. На холостом ходу двигатель во избежание разноса должен работать при отпущенном рычаге управления газом.

Приемы выполнения горизонтальных и вертикальных резов отрабатываются на деревянных щитах толщиной 20-25 мм. Другие приемы резания отрабатываются на различных тематических профилях, закрепляемых в тисках, и листах толщиной до 3,0 мм. Профили, листовой материал и макеты должны закрепляться так, чтобы при резании не происходило заклинивание круга в пропиле в результате деформаций или перекоса испытуемого образца. Резание надо производить с постоянным усилием подачи, не допуская резкого снижения частоты вращения круга. Как начало, так и конец резания, т.е. освобождение круга из пропила, должны совершаться плавно, без рывков.

Переносить инструмент с работающим двигателем допускается при холостых оборотах двигателя. Не разрешается в качестве топлива использовать этилированный бензин, так как он оказывает вредное влияние на органы дыхания.

4.3. ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

Пожарные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах и тушении пожаров, когда стационарные лестницы, другие устройства и пути использовать невозможно. Ручные лестницы приводят в действие вручную без применения источников механической энергии.

Существуют три типа ручных пожарных лестниц: лестница-палка, лестница-штурмовка и выдвижная (рис. 17). Изготовляют их из дерева, алюминиевого проката. Лестницы просты по конструкции, удобны в работе. Они входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, которые доставляют их к месту пожара.

Лестница-палка. Она предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы зданий и сооружений и для использования в качестве тарана при вскрытии дверей. Лестницу-палку вследствие ее сравнительно малой высоты применяют преимущественно внутри помещений, в развернутом виде - как приставную. Она может также использоваться в качестве носилок.

Техническая характеристика лестницы-палки

Конструкция

продольно-складная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Сечение сложенной лестницы, мм

Расстояние между тетивами, мм

Шаг между ступенями, мм

Масса, кг, не более

Лестница состоит из двух деревянных тетив овального сечения и восьми ступеней, шарнирно соединенных с тетивами. На одном конце каждой тетивы имеется наделка, за которую убирают конец другой тетивы при складывании лестницы. Ступени лестницы убираются в косые пазы тетивы. Шарнир, соединяющий ступень с тетивой, представляет собой железную втулку, плотно вставленную в конец ступени. Через ступень и тело тетивы пропущена ось шарнира, которая снаружи тетивы расклепана с образованием полукруглых головок. Под головки подложены шайбы. Таким образом, в сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что дает возможность использовать ее на пожарах для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ.

В процессе эксплуатации, не реже 1 раза в год, лестницу подвергают испытанию на прочность. При испытании лестницу-палку ставят к стене под углом 75°, к середине тетив закрепляют груз массой 120 кг, к одной ступени (в средней части лестницы) подвешивают такой же груз и оставляют на 2 мин. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких деформаций и должна легко и плотно складываться.

Рис. 17. Пожарные ручные лестницы:

а - лестница-палка ЛП: 1 - тетива, 2 - ступень, 3 - болт, б - деревянная лестница-штурмовка ЛШ: 1 - крюк, 2 - тетива, 3 - ступень, 4 - опорный башмак, в - трехколенная выдвижная деревянная 3-КЛ: 1 - тетива, 2 - ступень, 3 - трос, 4 - опорный башмак. г - трехколенная выдвижная металлическая Л-60; 4 - блок.

Лестница-штурмовка. Она предназначена для подъема пожарных на этажи зданий через окна, балконы, проемы, а также для работы на крутых крышах при вскрытии кровли. Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.

Техническая характеристика лестницы-штурмовки

Конструкция

одноколейная

Длина, мм

Ширина, мм

Вылет крюка, мм

Расстояние между тетивами, мм

Шаг между ступенями, мм

Масса кг, не более

Лестница-штурмовка состоит из двух тетив, соединенных 13 ступенями, и стального крюка. Крик закрепляется при помощи специальных металлических коробок на 10-12-й ступенях. На нижней стороне крюка имеются зубья для надежного зацепления за подоконник. Вдоль крюка и двух сторон имеются ребра жесткости. Под 1-й, 7-й и 12-й ступенями пропущены металлические стяжки. По внутренней стороне каждой тетивы в пазах проложены стальные тросы, которые охватывают верхнюю ступень со стяжкой. Внизу концы закреплены болтами. Тросы предназначены для предупреждения несчастных случаев при поломке тетивы. Нижние и верхние концы тетив имеют стальную окову.

Лестницы-штурмовки не реже 1 раза в полгода испытывают:

а) на прочность крюка и тетив. Для этого лестницу свободно подвешивают на большой концевой зуб крюка и к обеим тетивам на высоте 2-й ступени подвешивают груз массой 160 кг;

б) на прочность ступеней и мест соединения их с тетивами. Для этого лестницу подвешивают на 2-3 зуба, расположенных ближе к тетиве. К ступеньке, не имеющей металлического крепления, подвешивают груз массой 200 кг.

Испытания на прочность продолжаются не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь трещин и остаточных деформаций крюка.

Выдвижная лестница. Она предназначена для подъема пожарных в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасания людей или доставки противопожарного оборудования.

Техническая характеристика выдвижной лестницы 3-КЛ

Конструкция

выдвижная, трехколенная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Ширина, мм

Высота одного колена, мм

Расстояние между тетивами верхнего колена, мм

Шаг между ступенями, мм

Длина колен, мм:

среднего

верхнего

Масса, кг, не более

Выдвижная лестница 3-КЛ состоит из трех деревянных колен, механизмов выдвигания, сдвигания и останова. Каждое колено представляет собой раму, состоящую из двух продольных тетив и 12 ступеней, вделанных в тетивы на сквозных шипах. Тетивы каждого колена стянуты тремя металлическими стяжками под 1, 6, 12-й ступенями. Колена соединены между собой металлическими скобами (по две пары скоб на стык каждой пары колен) и шипами 2 и 3-го колен, скользящими соответственно по продольным внутренним пазам 1 и 2-го колен. Нижние концы тетив 1-го колена снабжены башмаками, верхние концы 3-го колена - стенными упорами. Башмаки и упоры предотвращают перемещение лестницы.

Механизм выдвигания (сдвигания) лестницы представляет собой канатно-блочное устройство, состоящее из троса, цепи, трех блоков в обоймах и двух кронштейнов с ушками для крепления концов троса. Для ограничения выдвигания на среднем колене установлены упорные планки.. Среднее колено выдвигается при помощи цепи, а верхнее - при помощи стального троса. Для выдвигания и фиксирования 1 выдвинутой лестницы на той или иной высоте служит механизм останова, состоящий из валика с рычагом, двух посадочных планок (остановов) и двух угольников, смонтированных внизу второго колена.

Деревянные лестницы 3-КЛ сейчас заменяются металлическими трехколенными выдвижными лестницами Л-60.

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

Конструкция

металлическая, выдвижная, трехколенная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Высота пакета колен, мм

Шаг между ступенями, мм

Длина колен, мм:

среднего

верхнего

Материал тетив и ступеней

алюминиевый сплав

Масса, кг, не более

Выдвижная лестница Л-60 состоит из трех выдвигающихся металлических колен, изготовленных из однотипных профилей и деталей, механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова. Колена представляют собой форму, состоящую из двух балок (тетив) специального сечения, соединенных между собой рифлеными трубами (ступенями). Нижнее и среднее колена имеют по 12 ступеней, которые заделаны в отверстиях тетивы развальцовкой. Третье колено имеет 11 ступеней.

Трехколенные выдвижные лестницы испытывают на прочность тетив и ступеней 1 раз в 6 мес. следующим образом. Лестницу выдвигают на полную длину и устанавливают к стене под углом 75°. В середине каждого колена на обе тетивы подвешивают груз массой до 100 кг, затем на второе колено подвешивают посередине на обе тетивы груз массой 200 кг. Прочность ступеней и мест крепления их с тетивами испытывают, подвешивая груз массой 200 кг, приложенный в середине неусиленной ступеньки нижнего колена. Продолжительность испытания составляет не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заеданий.

Правила эксплуатации лестниц и меры безопасности при работе с ними. Запрещается эксплуатировать неисправные лестницы или не отвечающие условиям безопасности работы с ними. На пожарных автомобилях лестницы должны быть уложены плотно и надежно закреплены. При снятии с машины лестница не должна тереться о твердые (металлические) части кронштейна и подвергаться ударам.

При ежедневном осмотре, при смене караулов проверяют:

лестницы-палки - состояние тетив, наличие шурупов, плотность прилегания наконечников, наделок и планок-башмаков, оковок концов ступеней, плавность хода осей во втулках, отсутствие люфта;

лестницы-штурмовки - состояние тетив, качество запрессовки тросиков в пазы тетив, состояние крепления стяжек и башмаков, ступеней и крюка;

выдвижные лестницы - состояние колен, крепления, механизма выдвижения, останова и качество графитной смазки в пазах.

При установке выдвижных лестниц необходимо следить за тем, чтобы башмаки были поставлены на расстоянии 1,5-2 м от стены. Этому расстоянию соответствует рабочий угол наклона 75-80°.

При выдвигании трехколенной лестницы необходимо:

держать ее за тетивы первого колена, при этом пальцы рук не должны касаться внутренней стороны тетив;

выдвигать ее равномерно, без рывков и не допускать накручивание цепи на руку;

следить за устойчивым положением лестницы. Она должна находиться в равновесии, т.е. не должна иметь боковых наклонов.

Подъем и спуск по выдвижной лестнице допускаются, если:

кулачки валика-останова опираются на ступеньку колена лестницы;

лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается за тетивы первого колена пожарным.

При работе на ручных лестницах со стволом, с ломом или другим инструментом пожарный должен закрепиться карабином за ступеньку лестницы. После работы лестница должна быть тщательно осмотрена и промазана (это уменьшает трение и облегчает скольжение шипов в пазах).

В верхние этажи зданий, а также для работы на крутых склонах крыш при раскрытии кровли, оборудована небольшим крюком, для подвешивания ее за подоконник и выступления здания.

Наиболее успешно используется в комбинации с трехколенной выдвижной и автолестницей . Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте .

В настоящее время применяется редко, в основном на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту . Штурмовые пожарные лестницы не предназначены для спасения людей из горящих зданий, кроме сложных экстренных случаев.

Конструктивные особенности

Отношение массы лестницы к ее длине не должно превышать 2,65 кг/м .

Каждая лестница на внешней стороне тетивы должна иметь маркировку, содержащую следующие данные:

  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • обозначение лестницы;
  • порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
  • месяц и год изготовления.
Маркировка должна сохраняться в течение всего срока эксплуатации изделия.

Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке .

Требования к штурмовым лестницам

Остаточная деформация тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине ее длины предварительной статической нагрузки 490,5 Н (50 кгс) и контрольной статической нагрузки 1569,6 Н (160 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.

Остаточная деформация тетив штурмовой лестницы, установленной на ребро, после воздействия посредине длины нижней тетивы статической нагрузки 588,6 Н (60 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.

Остаточная деформация неопертого конца одной из тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине длины неопертой тетивы статической нагрузки 294,3 Н (30 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.

Остаточная деформация середины ступеньки штурмовой лестницы после воздействия на нее статической нагрузки 3531,6 Н (360 кгс) не должна превышать 2 % от ширины лестницы (колена) в свету.

Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс), приложенную вплотную к одной из тетив.

Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать циклический крутящий момент не менее 50 Нм.

Штурмовая лестница в рабочем положении должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс).

Штурмовая лестница, подвешенная за концевой зуб крюка, должна без деформации выдерживать статическую нагрузку не менее 1569,6 Н (160 кгс) .

При подъеме по штурмовой лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента .

Ранее, в приказе МЧС от 31.12.2002 №630, так же имелись следующие требования:

При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПС работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся .

Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой и выдвижной лестниц проводятся только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки учебной башни, проинструктирует людей, выделенных для страховки на этажах. Все виды работ выполняются в боевой одежде и в касках .

Внешним осмотром у лестницы-штурмовки проверяется состояние крюка и страховочных тросов деревянной лестницы. Крюк не должен быть искривленным и шататься. Страховочный трос должен быть целым и находиться в пазах тетив.

Испытания на прочность лестницы-штурмовки состоит из двух частей: испытание тетивы и крюка.

При испытании на прочность тетив лестница-штурмовку подвешивается на 2-3 зубах крюка, расположенных ближе к тетивам. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс). Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

При испытании на прочность крюка лестница-штурмовку подвешивается за большой зуб крюка. В обоих тетив на высоте второй ступени снизу прикладывается нагрузка (1,6±0,05) кН ((160±5) кгс). Лестница выдерживается при указанном нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

После испытаний лестница-штурмовку не должна иметь остаточной деформации, повреждений деталей и трещин крюка, что определяется визуально. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части .

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка .

К работе с ЛШ допускаются лица, прошедшие проверку знаний правил работы с лестницей в соответствии с Правилами по охране труда в подразделениях

ТТХ различных модификаций

ПОКАЗАТЕЛИ МАРКА ЛЕСТНИЦЫ
ЛШМ ЛШ ЛШМ ЛШМ ЛШМ ЛШ ЛШМП
Код изделия 48 5485 1904* 48 5485 1916* 48 5485 1901* 48 5485 1425*
Нормативный документ ТУ 78.7.204-95 ТУ 4854-034- 00323890-99 с изм. ТУ 78.7.013-94 (ТУ 4854-013 -08556091-01) ТУ 4854-015-08559824-99 с изм.1 ТУ 4854-015-00232236-03 ТУ У 28.7-26287312-013 -2003 ТУ 4854-003-44036714-98
Код предприятия изготовителя
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры, (ДхВхШ), мм 4100х655х300 4110±5х655±5х300±3 4100х643х300 4100±5х641±5х300±3 4110±5x655±5x300±5 4100±5x655±5x300±5
Расстояние между ступенями, мм 340 340 340±3 340 355
Климатическое исполнение (ГОСТ 15150) У, ХЛ УХЛ 1 У, ХЛ УХЛ 1 УХЛ1
Расстояние между внутренними кромками стоек, мм 250 250 нет данных 250±2 нет данных нет данных
Масса, кг, не более 11 10,8 9,5 9 8,6 10,8 10,9
Гарантийный срок службы, мес, не менее нет данных 12...24 нет данных 12 12...24 12

Тушение пожаров и спасательные операции на верхних этажах зданий требуют соответствующего оборудования, такого, например, как штурмовая лестница . Чтобы добраться до нужной высоты могут использоваться стационарные противопожарные лестницы или выдвижные, но применение штурмовки бывает эффективнее.

Из чего изготавливаются штурмовки

Лестницы-штурмовки бывают металлическими и деревянными. У последних на внутренних сторонах тетив протягиваются стальные канаты, благодаря которым предотвращаются несчастные случаи, возможные при поломке частей конструкции.
При изготовлении металлического варианта штурмовки используется алюминиевый сплав Д16Т. Такие лестницы, если сравнивать их с деревянными, прочнее, легче и долговечнее. Надежность и герметичность соединений в штурмовке из металла обеспечивается развальцовкой в прикреплении ступеней. Из минусов же следует отметить электропроводность металлической конструкции, а также вероятность появления коррозийных процессов во внутренних ее частях.
Вес штурмовой лестницы не должен быть больше 10 кг, а соотношение массы и длины – не выше 2,65 кг/м.
Человечество научилось возводить высоченные здания, но избавления от пожарной опасности пока нет. В случае пожара доступ к очагу возгорания может быть сильно ограничен. Подъем по штурмовой лестнице, когда бесполезны даже наружные пожарные лестницы, может оказаться единственным решением .

Видео: Работа со штурмовой лестницей

При тушении возгораний и проведении спасательных работ очень часто применяются ручные пожарные лестницы. Они дают спасателям возможность попасть внутрь помещения, вход в которое прегражден огнем или завалами. Переносные пожарные лестницы также порой бывают единственным способом эвакуации граждан, изолированных от других путей спасения.

Огонь – грозная стихия

Эти вспомогательные конструкции отличаются от основных тем, что у них отсутствует электро- или пневмопривод. Ручные пожарные лестницы приводятся в рабочее состояние исключительно силами спасателей. В зависимости от функционального назначения пожарные лестницы подразделяют на три типа.

  • Лестница-палка. Самое простое приспособление для подъема на небольшую высоту. Состоит из двух опор и ступеней; в сложенном состоянии представляет собой подобие палки.
  • Штурмовая лестница. Не складная конструкция, дополненная крюком для зацепа.
  • Выдвижная лестница. Используется для подъема на более высокие этажи; состоит из нескольких сегментов, соединенных в телескопическую конструкцию. Она обеспечивает подъем одного звена относительно остальных и их фиксацию на заданном уровне.

Лестница-палка в собранном и работоспособном видах

Принцип работы с лестницей-палкой

Конструкция этой лестницы позволяет ее переносить в сложенном виде. Основное функциональное назначение – подъем пожарных на нижний этаж через оконные проемы и использование ее внутри в качестве приставной. Нередко, в сложенном состоянии, она применяется как таран, для пробивания завалов и дверей. В развернутом виде лестница может использоваться в качестве носилок.

Конструкция состоит из двух , соединенных восемью ступенями. Ключевая ее особенность состоит в шарнирном креплении последних – оно и позволяет лестницу сдвигать. В обоих концах тетивы имеются углубления. За них и убирается край второй тетивы, когда появляется необходимость составить ступени. В собранном состоянии ступени закладываются в пазы, проделанные в . Концы опор окованы, что и позволяет пожарным использовать сложенную лестницу в качестве ударного орудия.

Технические характеристики лестницы:

  • длина в собранном состоянии – 3400 мм;
  • длина в рабочем положении – 3116 мм;
  • дистанция между тетивами – 250 мм;
  • расстояние между ступенями – 340 мм;
  • масса – 3,1 кг на один метр; общий вес не должен превышать 10,5 кг.

После каждого использования или раз в год, если лестница-палка пожарным не пригодилась, оборудование должно пройти проверку. Помимо внешнего осмотра, конструкция подвергается испытаниям на прочность.

  • Испытания . Лестница устанавливается на твердую поверхность под углом в 75 градусов. На каждую из опор по центру на 2 минуты вешается груз в 120 кг.
  • Проверка на прочность ступеней. На любую из них подвешивается груз той же массы на то же время.

По окончании испытаний проводится визуальный осмотр. Ни одна из частей лестницы не должна иметь следов повреждений или остаточного прогиба.

Тренировка со штурмовой лестницей

Штурмовая лестница

Эта конструкция состоит из двух с жестко закрепленными ступенями и подвесным крюком на одном из концов лестницы. Он позволяет зацепить спасательное оборудование за любую подходящую опору. Штурмовая лестница используется для подъема на верхние этажи снаружи здания: пожарный, находясь в оконном проеме нижнего этажа, цепляет крюком подоконник верхнего. После надежной фиксации получает возможность добраться до изолированного огнем помещения. Также эта конструкция применяется во время подъема по скату крыши для разбора кровли. Наиболее эффективна в применении вместе с трехколенной лестницей либо в сочетании с автолестницей.

Конструкция состоит из двух опор- , захватного крюка из стали и 13 ступеней. Для увеличения прочности лестницы оборудуются стяжки из металла (под 1, 7 и 12 ступеньками). Нижние концы тетив для повышения устойчивости выполняются заостренными. Для укрепления периметра штурмовки с внутренней стороны опор пролагаются страховочные тросы из стали. Они охватывают и верхнюю ступеньку, и металлическую стяжку.

По поводу крюка. Он фиксируется на лестнице специальными коробами, на внутренней стороне оснащен зубцами – для предотвращения соскальзывания путем более плотного сцепления с опорой – и с обоих сторон оборудован ребрами жесткости.

Штурмовые лестницы должны соответствовать следующим параметрам.

  • Длина конструкции – 4100 мм.
  • Расстояние между опорными планками – 250 мм.
  • Общая ширина лестницы – 300 мм.
  • Выброс крюка – 650 мм.
  • Масса – 2,65 кг на каждый метр, но не более 10 кг.

Раз в год, после ремонтов или выезда на спасательные пожарные работы штурмовка, как лестница-палка, подвергается испытаниям. Проверка состояния проводится уже описанным образом. К ней добавляется контроль прочности крюка. Лестница подвешивается за него так, чтобы нижняя ее часть ни на что не опиралась. На нижнюю ступеньку подвешивается утяжелитель. После его снятия на крюке не должно быть трещин, его форма должна остаться прежней, сам крюк должен сидеть на месте крепления плотно, не шатаясь.

Штурмовая лестница в реальных условиях

По обращению с раздвижной лестницей есть определенные правила

Трехколенная лестница

Выдвижная лестница этого типа используется для подъема на третий этаж или крышу одно-, двухэтажного дома пожарных, доставки необходимого для тушения оборудования, эвакуации населения при невозможности ее проведения традиционными путями.

Конструкция включает в себя три колена, выполненных из однотипного металлического профиля. Кроме того, выдвижная лестница оборудована механизмом выдвигания, который отвечает также за смещение и фиксацию каждого из колен. Отдельно взятая секция состоит из двух точно обозначенного диаметра, соединенных друг с другом рифлеными трубами. Каждое колено содержит по 12 ступеней, закрепленных в отверстиях стояков методом развальцовки. Торцы тетив первого и третьего колена оснащаются либо наконечниками-шипами, либо противоскользящими упорами.

При выдвижении второго колена оно продвигается между первого. После его фиксации задействуется механизм выдвигания третьей секции, которая скользит между стойками уже второго колена. Приведение лестницы в рабочее состояние производится травления веревки через блоки выдвижного механизма. Для фиксации секций в нужном положении перемещения троса прекращают, и выдвижение лестницы останавливается. Если достаточно длины второго колена, третье можно не выдвигать.

Технические характеристики выдвижной лестницы:

  • в сложенном состоянии длина 4400 мм;
  • длина раздвинутой выдвижной лестницы 10700 мм;
  • ширина между стойками – 480 мм;
  • дистанция от ступени до ступени – 360 мм;
  • вес выдвижной лестницы – до 50 кг.

В зависимости от веса спасателей и эвакуируемых, одновременно на выдвижной лестнице может находиться от 1 до 4 человек.

Для установки выдвижной лестницы нужны два человека

Использование трехколенной лестницы

Выдвижная конструкция для доставки к месту и раскладывания требует наличия двух операторов. В одиночку раздвинуть лестницу крайне затруднительно. Алгоритм установки следующий.

  • Один человек держит лестницу за третьего колена. Второй тянет за канат вниз, выдвигая конструкцию до требуемой высоты.
  • Второе колено зацепляется за стопорные крюки одной из ступеней. Для этого канат ослабляется.
  • Разложенное второе звено автоматически выталкивает первое колено, которое повисает на стальном тросе.

В разложенном состоянии лестница опирается на стену здания в нужном месте. Процесс складывания заключается в тех же действиях, производимых в обратном порядке.

Во время эксплуатации раздвижной лестницы нужно также соблюдать определенные правила. При съеме оборудования с пожарной машины принимать ее положено на выпрямленные руки, не допуская удара об асфальт или землю.

При подъеме пожарных по лестнице они должны смотреть перед собой, не задирая голову вверх – это раскачивает конструкцию, ослабляя болтовые крепления и расшатывая в пазах ступеньки.

Хранить трехколенную лестницу следует вдали как от источников питания, так и от электрических проводов.

Послеэксплуатационное обслуживание

Каждое использование раздвижной лестницы – в процессе тушения пожара или для проведения тренировки – должно заканчиваться грамотным консервированием оборудования. Для этого следует:

  • отчистить лестницу от грязи и, если они есть, продуктов горения;
  • подвижные части механизма выдвигания (блоки с канатами) тщательно смазать;
  • лестницу убрать в место хранения в сложенном состоянии.

Если оборудование какое-то время не эксплуатируется, его следует раз в месяц обследовать, проверяя, в рабочем ли состоянии находится лестница. Проверке подлежат следующие параметры.

  • Целостность обеих .
  • Исправность всех ступеней в каждом из колен.
  • Прочность фиксации ступеней в отведенных им отверстиях.
  • Степень затяжки в болтовых соединениях.
  • Исправность каждого из элементов выдвижного механизма.

Канат полагается проверять по всей его длине: истертость в любом его месте не позволит разложить выдвижную лестницу с достаточной скоростью. А это может стоить жизни людям, ожидающим помощи от пожарных.

Схема проверки трехколенной лестницы

Контроль состояния трехколенной лестницы

Испытания конструкции на предмет работоспособность проводятся не реже раза в год. Если за этот период был проведен ремонт, то обязательной становится внеплановая проверка. Испытания должны контролироваться специальной комиссией, результаты заносятся в соответствующий журнал.

Первый этап проверки – визуальный: лестница проверяется на целостность поверхностей. К эксплуатации не допускаются конструкции, имеющие сколы, углубления, следы коррозии, разрывы.

Второй этап – проверка состояния выдвижного механизма. Лестница должна раздвигаться плавно, без рывков и заеданий, не требуя усилий более положенных. Под собственным весом колена конструкции съезжать в исходное положение не должны.

Чтобы успеть спасти людей, нужно держать оборудование в работоспособном состоянии

Третий этап – проверка прочности элементов в целом.

  • Выдвижная лестница собирается на полную длину.
  • Конструкция устанавливается на относительно ровной твердой площадке; верхний ее край упирается таким образом, чтобы угол наклона составлял 75-80 градусов. То есть подножие лестницы должно отстоять от стены на 2,5-3 метра.
  • Поочередно на центр каждого из колен подвешивается груз в 200 кг, по 100 кг на каждую из ; время выдерживания – 2 минуты.

Таким же образом проверяется и состояние натяжного каната: он должен выдержать нагрузку в 200 кг без разрывов, растяжений и деформаций.

После проверки на прочность повторно проводятся испытания выдвижного механизма. Оказанные на лестницу нагрузки не должны привести к его заеданию.

Испытания считаются успешными в том случае, если удаление утяжелителей не привело к деформациям отдельных элементов, прогибу колен или лестницы в целом.



Просмотров