Функции государственной стратегии

Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.

Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций расчленяется на составные части - органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства.

Основным критерием при определении понятия "функция государственного органа" должна являться именно социально значимая направленность деятельности, и, собственно, поэтому сама деятельность должна быть социально значима и проявляться вовне данного органа. Она (деятельность) неизбежно определяется необходимостью достижения целей и задач данного органа, выражает его социальную сущность и социальное предназначение.

Основным критерием определения сущности понятия "функция государственного органа" является именно проявляемая во внешней системе отношений социально значимая деятельность государственного органа.

Итак, с нашей точки зрения, функцией любого государственного органа являются социально значимые направления деятельности данного органа, осуществляемые через конкретные виды его деятельности в рамках установленных законом типов его деятельности, в которых реализуется его компетенция.

Причем именно компетенция государственного органа определяет наличие тех или иных функций, которые он осуществляет, и соответствующие им типы его деятельности. Объективные потребности государственно-организованного общества в конкретной социально необходимой деятельности на каждом новом этапе исторического развития воплощаются в учреждении определенных государственных органов либо совершенствовании деятельности существующих. Одной из основных функций любого современного государства является установление и поддержание необходимого правопорядка, обеспечение политико-правового режима законности.

Таким образом, рассмотрев ряд различных вариантов определения понятия "функция государственного органа" и соотношения понятий "функция" и "деятельность", мы пришли к выводу, что государственный орган в соответствии с целями и задачами его деятельности, определенными законом, наделен исключительной компетенцией, в соответствии и в рамках которой осуществляет возложенные на него функции, которые определяют основные направления деятельности, реализуемые через социально значимые типы деятельности, осуществляя конкретные виды деятельности, необходимые гражданам.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция). Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.

Множество органов можно разделить по различным основаниям: по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы); в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется посредством деятельности государственных органов. При помощи этих органов государство эффективно реализует возложенные на него функции. Более того, эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе.

Орган государственной власти - это орган государства, сформированный в особом порядке на основании правовых актов и наделенный властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в строго определенном государством порядке.

Выделяются следующие основные признаки органа государственной власти .

1. Наличие властных полномочий. Это означает:

а) принятые решения обязательны для исполнения всеми, на кого распространяется компетенция данного органа;

б) принятые решения охраняются от нарушения путем применения мер государственного принуждения.

Именно властные полномочия органа государственной власти позволяют ему решать определенные задачи, а также выполнять функции, возложенные на него. Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства.

Понятие полномочий органа государственной власти тесно связанно с понятием его компетенции, которая складывается из двух элементов: предметов ведения и полномочий. Предметы ведения - это круг вопросов, совокупность общественных отношений, на которые распространяется юрисдикция данного органа. Полномочия - это совокупность прав и обязанностей органа, необходимых для осуществления целей и задач функционирования.

2. Особый порядок формирования. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным порядком. Так, например, в статье 96 Конституции Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым Государственная Дума должна формироваться путем проведения выборов, а в соответствии со статьей 128 судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.



3. Особый порядок реализации властных полномочий. Государственный орган реализует свои полномочия в строго определенном порядке, процедуре. Особенно ярко этот признак проявляется на примере работы Государственной Думы при принятии законов: вся процедура работы над законопроектом подробно закреплена в ее регламенте. Орган государственной власти не вправе отступать от предусмотренного порядка его деятельности.

4. Орган государственной власти создается для реализации определенных функций государства. Так, в частности, исходя из таких функций государства как охрана труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, создаются органы государственной власти (министерства, департаменты, службы), осуществляющие социальную политику, реализующие программы социальной поддержки, устанавливающие государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Особая роль правовых актов в деятельности органов государственной власти. Властные полномочия, формы, методы деятельности государственных органов и их структура определяются только правовыми актами. Например, порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние . Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Заслуживает внимание следующая классификация основных функций государственного управления:

Прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния; например, с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности;

Планирование-деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления;

Выявление и осмысливание актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности;

Разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его исполнения;

Распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия;

Правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции;

Контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным;

Учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов;

Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;

Кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т. п.

Перечисленные функции являются основными для органов государственного управления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Регулирование отношений, связанных с реализацией этих функций государственного управления, и является объектом и предметом регулирования норм административного права.

Функции государственного управления реализуют и другие органы государственной власти; например, Государственная Дума России утверждает федеральный бюджет и заслушивает отчет об его исполнении, утверждает на должность Председателя Правительства РФ по представлению Президента РФ и др.

Судебные органы рассматривают и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти, государственными органами управления правовых актов управления о законности разрешения дел об административных правонарушениях, реализуемых в судебном порядке, и др. При этом все законодательные, исполнительные и судебные органы власти и органы прокуратуры осуществляют внутриорга-низационное управление (регулируемое административными нормами) своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих основных (предметных) функций, закрепленных в законодательстве.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.

РЫНОК ТРУДА

Сущность рынка труда. Рынок труда – система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая сила». Рынок труда выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности.

Основные элементы этого механизма:

1) предложение рабочей силы позволяет определить численность и состав различных категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и т.д.).К их числу относятся:

– высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора;

– молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений;

– лица, освобожденные из мест лишения свободы;

– уволенные по причине текучести кадров;

– мигранты трудоспособного возраста;

2) спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:

– от производительности при создании товара (услуги);

– от рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.

В результате действия экономических факторов происходит сокращение потребности предприятий государственного сектора экономики в работниках.

Одновременно развитие негосударственного сектора экономики сопровождается увеличением численности занятых; 3)соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяются:

– тенденция превышения предложения над спросом,

– дисбаланс спроса и предложения, вызванный прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

Значение рынка труда. Рынок труда приводит в движение все другие рынки, ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс – рабочая сила.

Через рынок труда обеспечивается занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка.

Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Рынок труда показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. В связи с вышесказанным видно, что рынок труда является важным источником информации.

Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации.

Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы.

Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.

РЫНОК ЗЕМЛИ

Одним из главных факторов производства является земля. Под землей как ресурсом понимается не только сама земля, но и все природные богатства, находящиеся на ней.

Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности. Экономическая реализация данного вида собственности чаще всего производится не путем ее продажи, а через сдачу в аренду и получение дохода в виде ренты. Рента – это плата за пользование землей.

Проблемы рынка земли. При огромном земельном потенциале России широкомасштабная платная приватизация земли сдерживается низкой платежеспособностью российских граждан и предприятий. Попытки решить эту проблему через бесплатную передачу или через выпуск земельных приватизационных чеков тоже чреваты серьезными отрицательными последствиями. Массовых спекуляций землей и земельными чеками при этом не избежать. Имущественные права на землю через некоторое время будут сосредоточены в руках крупных банков и иностранных юридических лиц.

На первом этапе как в аграрном, так и промышленном секторе в качестве основной формы землепользования может быть сохранена аренда земли с правом ее последующего выкупа, с контролем государственных органов за ее использованием.

Одновременно должны целенаправленно изыскиваться земельные резервы для решения ключевых задач, таких как жилищное и дачное строительство, пригородное садоводство, фермерство, промышленное и иное строительство. Для создания таких резервов должны быть разработаны и узаконены процедуры изъятия земель у убыточных колхозов и совхозов с объявлением их банкротами,изъятия земель у тех предприятий и организаций, которые не обеспечивают нормативных сроков освоения предоставленных им ранее для строительства или иных целей площадок. Именно эти земли должны стать тем источником открытой аукционной и конкурсной продажи, которая будет реально наполнять федеральный и местный бюджет не символическими суммами или приватизационными чеками, а полновесными деньгами.

Целевое назначение рынка труда Земля как непременный фактор производства имеет ряд существенных особенностей:

1) ограниченность земельных участков;

2) зависимость эффективности их использования от местоположения, природных свойств, рельефа местности;

3) особенности и в правовом режиме использования земель, включая их назначение, обременения и ограничения в их использовании.

По своему целевому назначению земли обычно делятся на семь категорий:

1) земли населенных пунктов;

2) сельскохозяйственные;

3) промышленности;

4) природоохранные;

5) водного фонда;

6) лесного фонда;

7) запаса.

Налог на землю. Чем выше стоимость земли, тем больше сумма налога на нее. Именно из этого налога, поступающего в местный бюджет, оплачивается строительство дорог, создание инфраструктур и многое другое.

Если собственник не в состоянии эффективно использовать свою недвижимость, то налог оказывается чрезмерно велик. Недвижимость приходится продавать. Старый владелец получает за нее рыночную стоимость, кто-то другой будет готов к уплате высокого налога, обеспечив более эффективное использование.

РЫНОК КАПИТАЛА

Капитал – это стоимость, пускаемая в оборот с целью получения прибыли.

Любое предприятие начинается с капитала. Если нет собственного капитала, то можно купить право пользования денежным капиталом. Ссудный процент – это цена, заплаченная за использование взятых в долг денежных средств. Деньги сами по себе не являются производственным ресурсом, но, используя их, можно приобрести оборудование, энергию и иные ресурсы, необходимые для начала производства. Таким образом, индивид, беря в пользование денежные ресурсы, обеспечивает себе условия развития производства.

Ставка ссудного процента является очень важным стимулом высоких темпов роста объема национального продукта и развития некоторых отраслей. При меньшей ставке процента увеличиваются вложения в производство и увеличиваются объемы производственного продукта и доходы в обществе. Заемный капитал вкладывается в производство и должен принести доход. Но положительный результат возможен только в том случае, если данный капитал оптимальным образом соединится с индивидуальным фактором производства – предпринимательской деятельностью. Функционирование данного фактора производства предполагает определенную степень вознаграждения. В чем же оно выражается? Для начала рассмотрим сущность термина «предпринимательская деятельность».

Некий предприниматель решил создать свое дело. Его работа в схеме будет состоять в следующем. Предприниматель берет на себя инициативу при соединении различных факторов производства в наиболее оптимальном сочетании. Он принимает экономические решения по мере развития своего дела в различных вопросах. После предприниматель ищет новые возможности в хозяйственной деятельности, вкладывает свои или заемные средства. В последнем варианте он берет на себя экономическую ответственность, так как в данном деле велика степень риска денежных потерь.

Прибыль от своей деятельности предприниматель получает в виде дохода. Доход выступает как денежная реализация экономического интереса предпринимателя. Использование денежного ресурса оценивается как внутренние затраты предприятия. Денежная оценка способности предпринимателя осуществляется на основе получаемой им прибыли по сравнению с тем, что он мог бы иметь, используя свои силы иным образом.

Деятельность предпринимателя в какой-либо сфере приносит ему прибыль, которая называется номинальной. Номинальная прибыль – это сумма оплаты за определенный вид деятельности. После изъятия номинальной прибыли на предприятии остается чистая прибыль. На этот вид прибыли предприниматель тоже претендует, так как для него это – оплата за риск, которому подвергся его капитал. Риск в предпринимательской деятельности неизбежен. Именно риски обусловливают присвоение чистой прибыли предпринимателем, так как в противном случае все убытки ложатся на него.

Прибыль в предпринимательстве является основным фактором в дальнейшем развитии деятельности. Она стимулирует увеличение объемов производства, так как с ростом объемов реализованной продукции увеличивается и масса прибыли. А с другой стороны, дополнительные затраты на совершенствование процесса производства гарантируют предпринимателю увеличение прибыли.


Похожая информация.


Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.

РЫНОК ТРУДА

Сущность рынка труда. Рынок труда – система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая сила». Рынок труда выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности.

Основные элементы этого механизма:

1) предложение рабочей силы позволяет определить численность и состав различных категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и т.д.).К их числу относятся:

– высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора;

– молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений;

– лица, освобожденные из мест лишения свободы;

– уволенные по причине текучести кадров;

– мигранты трудоспособного возраста;

2) спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:

– от производительности при создании товара (услуги);

– от рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.

В результате действия экономических факторов происходит сокращение потребности предприятий государственного сектора экономики в работниках.

Одновременно развитие негосударственного сектора экономики сопровождается увеличением численности занятых; 3)соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяются:

– тенденция превышения предложения над спросом,

– дисбаланс спроса и предложения, вызванный прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

Значение рынка труда. Рынок труда приводит в движение все другие рынки, ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс – рабочая сила.

Через рынок труда обеспечивается занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка.

Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Рынок труда показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. В связи с вышесказанным видно, что рынок труда является важным источником информации.

Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации.

Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы.

Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.

РЫНОК ЗЕМЛИ

Одним из главных факторов производства является земля. Под землей как ресурсом понимается не только сама земля, но и все природные богатства, находящиеся на ней.

Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности. Экономическая реализация данного вида собственности чаще всего производится не путем ее продажи, а через сдачу в аренду и получение дохода в виде ренты. Рента – это плата за пользование землей.

Проблемы рынка земли. При огромном земельном потенциале России широкомасштабная платная приватизация земли сдерживается низкой платежеспособностью российских граждан и предприятий. Попытки решить эту проблему через бесплатную передачу или через выпуск земельных приватизационных чеков тоже чреваты серьезными отрицательными последствиями. Массовых спекуляций землей и земельными чеками при этом не избежать. Имущественные права на землю через некоторое время будут сосредоточены в руках крупных банков и иностранных юридических лиц.

На первом этапе как в аграрном, так и промышленном секторе в качестве основной формы землепользования может быть сохранена аренда земли с правом ее последующего выкупа, с контролем государственных органов за ее использованием.

Одновременно должны целенаправленно изыскиваться земельные резервы для решения ключевых задач, таких как жилищное и дачное строительство, пригородное садоводство, фермерство, промышленное и иное строительство. Для создания таких резервов должны быть разработаны и узаконены процедуры изъятия земель у убыточных колхозов и совхозов с объявлением их банкротами,изъятия земель у тех предприятий и организаций, которые не обеспечивают нормативных сроков освоения предоставленных им ранее для строительства или иных целей площадок. Именно эти земли должны стать тем источником открытой аукционной и конкурсной продажи, которая будет реально наполнять федеральный и местный бюджет не символическими суммами или приватизационными чеками, а полновесными деньгами.

Целевое назначение рынка труда Земля как непременный фактор производства имеет ряд существенных особенностей:

1) ограниченность земельных участков;

2) зависимость эффективности их использования от местоположения, природных свойств, рельефа местности;

3) особенности и в правовом режиме использования земель, включая их назначение, обременения и ограничения в их использовании.

По своему целевому назначению земли обычно делятся на семь категорий:

1) земли населенных пунктов;

2) сельскохозяйственные;

3) промышленности;

4) природоохранные;

5) водного фонда;

6) лесного фонда;

7) запаса.

Налог на землю. Чем выше стоимость земли, тем больше сумма налога на нее. Именно из этого налога, поступающего в местный бюджет, оплачивается строительство дорог, создание инфраструктур и многое другое.

Если собственник не в состоянии эффективно использовать свою недвижимость, то налог оказывается чрезмерно велик. Недвижимость приходится продавать. Старый владелец получает за нее рыночную стоимость, кто-то другой будет готов к уплате высокого налога, обеспечив более эффективное использование.

РЫНОК КАПИТАЛА

Капитал – это стоимость, пускаемая в оборот с целью получения прибыли.

Любое предприятие начинается с капитала. Если нет собственного капитала, то можно купить право пользования денежным капиталом. Ссудный процент – это цена, заплаченная за использование взятых в долг денежных средств. Деньги сами по себе не являются производственным ресурсом, но, используя их, можно приобрести оборудование, энергию и иные ресурсы, необходимые для начала производства. Таким образом, индивид, беря в пользование денежные ресурсы, обеспечивает себе условия развития производства.

Ставка ссудного процента является очень важным стимулом высоких темпов роста объема национального продукта и развития некоторых отраслей. При меньшей ставке процента увеличиваются вложения в производство и увеличиваются объемы производственного продукта и доходы в обществе. Заемный капитал вкладывается в производство и должен принести доход. Но положительный результат возможен только в том случае, если данный капитал оптимальным образом соединится с индивидуальным фактором производства – предпринимательской деятельностью. Функционирование данного фактора производства предполагает определенную степень вознаграждения. В чем же оно выражается? Для начала рассмотрим сущность термина «предпринимательская деятельность».

Некий предприниматель решил создать свое дело. Его работа в схеме будет состоять в следующем. Предприниматель берет на себя инициативу при соединении различных факторов производства в наиболее оптимальном сочетании. Он принимает экономические решения по мере развития своего дела в различных вопросах. После предприниматель ищет новые возможности в хозяйственной деятельности, вкладывает свои или заемные средства. В последнем варианте он берет на себя экономическую ответственность, так как в данном деле велика степень риска денежных потерь.

Прибыль от своей деятельности предприниматель получает в виде дохода. Доход выступает как денежная реализация экономического интереса предпринимателя. Использование денежного ресурса оценивается как внутренние затраты предприятия. Денежная оценка способности предпринимателя осуществляется на основе получаемой им прибыли по сравнению с тем, что он мог бы иметь, используя свои силы иным образом.

Деятельность предпринимателя в какой-либо сфере приносит ему прибыль, которая называется номинальной. Номинальная прибыль – это сумма оплаты за определенный вид деятельности. После изъятия номинальной прибыли на предприятии остается чистая прибыль. На этот вид прибыли предприниматель тоже претендует, так как для него это – оплата за риск, которому подвергся его капитал. Риск в предпринимательской деятельности неизбежен. Именно риски обусловливают присвоение чистой прибыли предпринимателем, так как в противном случае все убытки ложатся на него.

Прибыль в предпринимательстве является основным фактором в дальнейшем развитии деятельности. Она стимулирует увеличение объемов производства, так как с ростом объемов реализованной продукции увеличивается и масса прибыли. А с другой стороны, дополнительные затраты на совершенствование процесса производства гарантируют предпринимателю увеличение прибыли.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Савенко Оксана Евгеньевна. Контрольная функция государственных органов: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: Москва, 2004 195 c. РГБ ОД, 61:04-12/1590

Введение

Глава I. Понятие, виды и принципы осуществления контрольной функции государственных органов 12

1.1 Понятие контрольной функции государственных органов 12

1.2 Классификация контрольной деятельности государственных органов 32

1.3 Принципы осуществления контрольной функции государственных органов 49

Глава II. Контрольная деятельность органов государственной власти 67

2.1 Контрольная деятельность законодательных органов власти 67

2.2 Контрольная функция исполнительных органов власти 88

2.3 Судебный контроль как вид контрольной деятельности государственных органов 112

Глава III. Механизм осуществления контрольной функции государственных органов 128

3.1 Формы осуществления контрольной функции государственных органов 128

3.2 Методы осуществления контрольной функции государственных органов 150

3.3 Ответственность контрольных органов государственной власти 166

Библиография 175

Введение к работе

Актуальность темы в значительной степени обусловливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. При этом подлинно демократический контроль сводится не только к контролю государства за процессами в различных сферах жизнедеятельности общества, но и к контролю общества за деятельностью всех без исключения государственных структур, наделенных властными полномочиями. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.

Государственный контроль - феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов. В зависимости от специфики форм государственного устройства и управления, национальных традиций они строятся по-разному. 1 Как показывает анализ, наиболее эффективно контрольные системы функционируют в тех странах, где им обеспечена максимальная независимость, поскольку единственной и основной задачей органов контроля является выяснение реального состояния дел в государственном механизме вне зависимости от того, выгодна такая информация кому-либо или нет. Такие системы существуют, например, в Аргентине (Генеральная синдикатура),

1 Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Издательский дом «Право и государство», 2003. С. 213.

Канаде (ведомство Генерального ревизора), Италии и Франции (счетные палаты), в США (главное контрольно-финансовое управление).

Можно отметить, что современное состояние государственного контроля Российской Федерации характеризуется многообразием видов, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля. Настоящая работа выполнена в свете административной реформы, что подчеркивает ее актуальность. Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 №314* впервые закрепил функции контроля и надзора за федеральными службами. Это снимает внутренний конфликт интересов, существовавший в большинстве ведомств, которые сами устанавливали правила, сами контролировали их исполнение, и сами же оказывали связанные с этим услуги, в том числе в области учета. Предполагается, что все это повысит эффективность управления и существенно повлияет на уменьшение параллелизма и дублирования функций федеральных органов исполнительной власти.

Поскольку при реализации контрольных полномочий на практике имеют место нарушения основных прав и свобод человека и гражданина, постольку возникает необходимость для того, чтобы рассмотреть основания ответственности контрольных органов государственной власти. Вопрос об ответственности контрольных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился, поэтому институт юридической ответственности государственных органов относится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Актуальность темы исследования выражается также в изменении в настоящее время масштабов деятельности контрольных органов. Это связано с развитием рыночных отношений, появлением новых организационно-правовых форм хозяйствования, реформированием системы

1 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года. // Российская газета. 11 марта 2004г.

государственной власти. Все эти явления требуют научного осмысления и законодательного закрепления. К сожалению, государство пока не может оказать существенного воздействия на эти процессы.

Известный специалист в области государственного контроля Н.А. Золотарев обоснованно утверждал, что контроль должен видоизменяться, совершенствоваться по мере развития государства, его форм и структур власти, системы управления и общественного устройства. Интересен в этой связи его вывод о том, что государство в дооктябрьский период в условиях преобладания частной собственности находило пути взаимодействия с собственниками и деловыми людьми, прежде всего через финансовые и контрольные органы. 1 Этот опыт, на наш взгляд, следовало бы использовать и ныне. Более того, как справедливо считает Н.Д. Погосян, в современных условиях необходимо искать новые формы, виды и способы осуществления контроля, которые могут оказаться более эффективными в сложившихся социально- экономических и политических условиях. 2

Степень научной разработанности темы. Проблема контрольной функции государственных органов в научной литературе по теории государства и права не были предметом самостоятельного научного исследования. Вместе с тем, некоторые аспекты осуществления контрольной деятельности государства исследовались М.И. Байтиным, В.К. Бабаевым, В.П. Беляевым, В.Б. Бурцевым, С.А. Денисовым, Б.П. Елисеевым, А.Б. Зеленцовым, Н.М. Колосовой, Ф.М. Раяновым, Т.Н. Радько, И.С. Самощенко, И.Б. Шаховым, В.Е. Чиркиным.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является

теоретический анализ контрольной деятельности государства, механизма ее

осуществления, а также теоретическое обоснование и выработка практических

# органов.

1 Золотарев Н.А. Из истории государственного контроля в России 1892-1917 г.г. // Контроллинг. 1994. № 2. С.
33.

2 Погосян Н.Д Счетная палата РФ. М.: Юрист, 1998. С. 107.

Данным исследованием охвачены важнейшие, основополагающие
элементы государственного контроля, в наибольшей степени характеризующие
его как одну из важнейших функций государственных органов, значение в
жизни общества. Внимание сосредоточено на дискуссионных проблемах темы,
w конституционных нормах, теоретических положениях, в отношении которых в

теории государства и права имеются разные трактовки. Поэтому не все содержание контрольной функции государственных органов исследуется с равной степенью полноты, приоритет отдан недостаточно изученным, актуальным, практически значимым фундаментальным проблемам.

В соответствии с поставленной целью, задачами диссертационного исследования являются:

Исследование теоретических вопросов контрольной деятельности государства, принципов ее осуществления;

Изучение закономерностей и проблем применения в нашей стране мирового опыта организации и функционирования государственного контроля;

Обоснование места контрольной деятельности государственных органов в системе функций государственных органов. При этом исследование своеобразия реализации государственного контроля в Российской Федерации проводится в сопоставлении с зарубежным опытом;

Анализ контрольной деятельности представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти;

Выявление особенностей форм и методов осуществления контрольной деятельности государственных органов;

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является

ф контрольная функция государственных органов и механизм её реализации.

Предметом исследования служат закономерности функционирования и

развития контрольной деятельности государственных органов, практика ее

осуществления. Исследуются правоотношения, возникающие при реализации контрольной функции, практика взаимодействия контрольных органов государства в системе принципа разделения властей. Подвергнут изучению

широкий круг конкретизирующих Конституцию РФ нормативных правовых

актов, регулирующих организацию и функционирование государственного

контроля.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды в области теории государства и права В.К. Бабаева, М.И. Байтина, А.И. Бобылева, А.И. Денисова, Л.И. Загайнова, А.П. Косицына, А.В. Малько, Г.Н. Манова,М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, О.Э. Мартышина, Л.А. Морозовой, В.В. Лазарева, В.Д. Перевалова, Ф.М. Раянова, И.С. Самощенко, И.Н. Сенякина, В.М. Сырых, Н.В. Черноголовкина и др.; работы по конституционному праву О.Е. Кутафина, И.Б. Шахова, Е.В. Шориной, В.Е. Чиркина, Ю.П. Шульженко, которые позволили выработать основные теоретические положения контрольной функции государственных органов, исследовать виды контрольной деятельности государства и механизм ее осуществления, обосновать особенности взаимодействия представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти при реализации контрольных полномочии и другие теоретические проблемы.

Методологической основой диссертационного исследования является применение совокупности методов научного исследования, которые разработаны в теории государства и права: общенаучных методов: диалектико-материалистического, исторического, логического, анализа и синтеза; частно-научных методов: системного, конкретно-социологического, статистического; сравнительно-правового.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе на

л основе обобщения теории и практики государственно-правового воздействия

контроля на общественные отношения, диссертантом предпринято

углубленное теоретическое осмысление контрольной деятельности

государства, механизма ее осуществления, принципов осуществления государственного контроля.

В диссертационном исследовании выявлены проблемы и закономерности применения в России мирового опыта организации контрольной функции государственных органов, раскрыты тенденции и перспективы развития этого института, обосновываются соответствующие выводы, разработаны предложения по совершенствованию механизма осуществления контрольной деятельности государства.

В диссертационной работе разносторонне исследованы правовые формы и методы осуществления контрольной деятельности государственных органов, обоснованы особенности ответственности контрольных органов государственной власти, внесены рекомендации к упорядочению правового регулирования осуществления контрольной деятельности государственных органов и государства в целом.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Теоретический вывод, заключающийся в определении понятия
«контрольной» функции государственных органов, как самостоятельной и
активной деятельности органов государства, обусловленной его внутренними и
внешними задачами, обеспечивающей предупреждение и выявление
правонарушений в различных сферах общественной жизни, а также
возможность привлечения к ответственности подконтрольных субъектов.
Обосновываются и раскрываются основные признаки «контрольной» функции
государственных органов.

2. Теоретическое положение о классификации контрольной деятельности
государственных органов. В диссертационной работе аргументировано
показывается единство государственного контроля как функции
государственных органов и вместе с тем исследуются различные виды
контрольной деятельности в отдельных сферах жизни общества и государства.
Аргументируется классификация, включающая парламентский контроль,
контрольную деятельность исполнительных органов, судебный контроль.

    Обоснование принципов осуществления контрольной деятельности государственных органов и их правового закрепления. По мнению диссертанта к ним относятся общие принципы: законности, разделения властей, гласности, ответственности государственных органов и должностных лиц; и частные принципы: истинность результата, профессионализм, научность, неотвратимость юридической ответственности. При этом диссертант обосновывает необходимость разработки регулятивных норм в законах прямого действия, а также упорядочение и взаимное согласование предъявляемых требований к подконтрольному объекту.

    Вывод о совершенствовании методов и приемов парламентского контроля и положение о том, что контрольная функция парламента должна стать одной из его важнейших компетенций. При этом в диссертационном исследовании предлагается внести изменения в ст. 117 ч. 3 Конституции РФ в отношении выражения недоверия Правительству РФ. В случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ, премьер-министр обязан вручить заявление об отставке правительства.

    Теоретическое положение о контрольной функции исполнительной власти, под которой диссертант понимает контрольную деятельность органов исполнительной власти, направленную на выявление причин отклонения от действия закона и определение путей их устранения. В диссертационном исследовании осуществлен анализ контрольной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации, свидетельствующий о необходимости более четкой регламентации деятельности Правительства РФ по контролю за деятельностью органов исполнительной власти.

6. Рекомендации относительно форм судебного контроля, где
аргументируется положение о необходимости их конституционного
закрепления. Предлагается разработать и принять федеральный
конституционный закон «О судах общей юрисдикции», в котором закреплялось
бы разграничение компетенции между Конституционным Судом РФ и судами

общей юрисдикции по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральному законодательству.

7. Положение о совершенствовании правовых методов контрольной деятельности государственных органов. Диссертант дает определение метода контроля как совокупности предусмотренных юридическими нормами правовых способов, приемов, средств целенаправленного государственного воздействия на соответствующий контролируемый объект; предлагается выделить методы превенции, пресекательные методы и методы ответственности.

    Теоретическое положение об ответственности контрольных органов государства как разновидности конституционной ответственности. Выявлены недостатки в нынешней правовой основе ответственности государства и его органов, в связи с чем, предлагается разработать и принять Федеральный закон «Об основах ответственности государства, его органов и служащих», включив в данный закон раздел об ответственности органов, осуществляющих государственный контроль.

    Выводы о совершенствовании механизма осуществления контрольной функции государственных органов. В условиях реформирования системы государственной власти, необходимо совершенствование форм и методов осуществления контрольной деятельности государства. В работе диссертант анализирует формы осуществления контрольной функции государственных органов: правотворческую, правоприменительную и правоохранительную. Вместе с тем, в диссертации делается вывод, о недостаточности сбалансированности механизма осуществления государственного контроля, что не позволяет эффективно использовать весь его потенциал.

Практическое значение диссертационного исследования. Его практическая значимость обусловлена актуальностью и важностью вопросов, связанных с контрольной деятельностью государства и его органов. Сформулированные автором теоретические положения, научные выводы, практические рекомендации могут быть использованы: а) при последующем

11 исследовании государственного контроля; б) в деятельности государственных органов законодательной, исполнительной, судебной власти и органов местного самоуправления; в) при совершенствовании правового регулирования деятельности органов государственной власти; г) в учебном процессе при изучении дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право России».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в опубликованных работах, легли в основу докладов и выступлений на научных и научно-практических конференциях:

1. Российская научно-практическая конференция «Правовое обеспечение
развития предпринимательской деятельности». Оренбург: Оренбургский
государственный университет, 2000.

2. Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы
правопорядка». Москва: Юридический институт Московского
государственного университета путей сообщения, 2000.

3. Международная научно-практическая конференция, посвященная 30-
летию Оренбургского государственного университета «Учебная, научно-
производственная и инновационная деятельность высшей школы в
современных условиях». Оренбург: Оренбургский государственный
университет, 2001.

4. Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы
совершенствования законодательства в сфере железнодорожного транспорта».
Москва: Юридический институт Московского государственного университета
путей сообщения, 2001.

5. Международная научно-практическая конференция «Проблемы
правового регулирования отношений в аграрном секторе экономики».
Оренбург: Оренбургский государственный аграрный университет, 2002.

Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, и библиографию.

Понятие контрольной функции государственных органов

Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует и действует очень энергично. Это активное, деятельное начало является способом его существования. Оно задано самой природой государства, его сущностью.

На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть, оставался в той или иной степени актуальным и насущным.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Для общей характеристики деятельности государства в юридической науке выработано понятие «функции государства». М.И. Байтин предложил следующее понятие функций государства: «Это направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, задачи и цели, закономерности развития».1 Такой же позиции придерживается и Н.В. Черноголовкин который отмечает, что функции государства служат непосредственным проявлением классовой сущности государства.2 Вполне закономерно, что данные определения развивались из более ранних толкований функций государства советских авторов. В юридической литературе СССР под функциями государства понимались основные направления его деятельности, в которых выражаются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели по построению социализма и коммунизма.1 Важно отметить, что такого взгляда на функции социалистического государства с теми или иными небольшими уточнениями придерживались большинство советских правоведов, вследствие чего эти взгляды получили широкое признание в литературе того времени.

На современном, радикальном этапе развития отечественной теории государства и права сохраняется функциональный подход к деятельности государства, но с существенными изменениями, касающимися расширения и углубления понимания социального назначения государства, отвергается жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и его функций. Эта связь, как показал исторический опыт, оказалась более многогранной. Функции государства, по мнению М.И. Байтина и И.Н. Сенякина, - это определенные, более или менее стабильные для известного исторического периода направления деятельности государства, которые преломляются и реализуются в разносторонних связях между государством и регулируемыми им общественными отношениями. На функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (состояние экологии, запасы ядерного оружия, демографические и др.).

Поэтому ряд ученых под функциями подразумевают основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Однако все единодушно признают, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Как считает профессор А.Ф. Черданцев, функции вытекают из природы и нужд самого общества и в государственно-организованном обществе обретают характер государственных функций. Это естественно, ибо в таком обществе управление общественными делами возлагается на государство как форму организации самого общества. Функции государства, как главные направления его деятельности, обусловлены основными задачами, стоящими перед обществом. Изменение задач ведет к изменению функций государства.1

Вместе с тем в литературе по теории государства и права понимание функций государства тесно связывается с формами и методами деятельности государства.

Так, профессор В.М. Сырых дает следующую формулировку функциям государства - это определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих им формах и с помощью специфических методов.2

Л.А. Морозова определяет функции государства как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Контрольная деятельность законодательных органов власти

Центральным звеном в механизме контрольной деятельности государственных органов является парламент, правомочный контролировать деятельность публичной администрации с помощью своих прерогатив и определенных на конституционном уровне способов.1 Осуществление контроля занимает важное место в деятельности любого парламента. Естественно, реальный объем полномочий парламента конкретной страны в области контроля зависит от ряда факторов, как-то: государственное устройство, политический режим, форма правления, исторические условия, и тому подобное. Вместе с тем, парламент, будучи органом, в котором представлены разнообразные социальные и территориальные интересы, работая, как правило, открыто, на виду у избирателей, находясь в постоянном и более тесном (по сравнению с другими центральными органами государственной власти) контакте с гражданами, благодаря работе депутатов в избирательных округах, лоббизму и т.п., формируя некоторые иные государственные органы, принимая бюджет, играя видную роль в системе конституционных органов государственной власти, не может не иметь прав в области контроля.

Контроль следует понимать как функцию государственных органов и учитывать, что он сводится к исключительно проверочным, надзорным, ревизорским действиям с возможными санкциями в случае обнаружения в ходе таких действий каких-либо нарушений. Итак, контрольная функция, присущая каждому парламенту, осуществляется в каждой стране, где есть парламент, с определенной спецификой Объектом парламентского контроля чаще всего выступает исполнительная власть, но контроль этот может в отдельных случаях распространяться и на главу государства, судебную власть, местное самоуправление, вооруженные силы и др. При этом контроль за исполнительной властью чаще всего носит политический характер, то и его членов (главным образом при парламентарных и смешанных формах правления), хотя, разумеется, осуществляется в юридических формах, тогда как в отношении остальных субъектов характер контроля - чисто юридический: если не удается установить нарушения каких-либо правовых норм, для подконтрольного органа, учреждения, у должностного лица не может возникнуть никаких отрицательных правовых последствий.

В настоящее время в международной практике используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур. Каждая из этих форм используется для конкретной цели: контроль над политикой; контроль над управлением; защита прав личности или выявление и устранение злоупотреблений и несправедливостей.

Важной формой парламентского контроля является постановка вопроса о доверии Правительству, которая применяется лишь в парламентарных странах, где Правительство несет ответственность перед парламентом (обычно перед нижней палатой) за свою деятельность.

Имеет цель одобрить или не одобрить политический курс или определенную акцию правительства, оценить правильность его политики по какой-либо проблеме. Законодатель, как правило, определяет в конституции минимальное число депутатов, от имени которых может быть внесен проект резолюции о вотуме недоверия (в Японии, например, оно равно 50).

Формы осуществления контрольной функции государственных органов

В юридической литературе под формами осуществления функций государства понимается, во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфика видов государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции.1

Согласно данной точки зрения, в качестве основных форм осуществления функций государства принято различать: а) законодательную деятельность, заключающуюся в издании высшими органами государственной власти законов; б) управленческую, т.е. административную, представляющую собой основанную на законах оперативную, повседневную и конкретную реализацию органами государственного управления функций государства; в) судебную деятельность, связанную с рассмотрением и разрешением судами в установленном законом порядке гражданских, уголовных и других значимых дел или споров; г) прокурорский надзор, осуществляемый системой органов прокуратуры за точным и неуклонным соблюдением законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Рассмотрим точку зрения Н.В. Черноголовкина относительно форм осуществления функций государства - «формы его практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач. Эти формы специфичны для государства как политической организации и присущи только ему»1. Далее он отмечает, что формы осуществления функций едины как для деятельности государства в целом, так и для отдельных направлений его деятельности, т.е. функций. Таким образом, отдельные основные функции государства не могут обладать спецификой в отношении форм их осуществления: все функции осуществляются в одних и тех же формах.

Специфика видов государственной деятельности определяется: назначением данного вида государственной деятельности, структурой органов,-выполняющих эту деятельность, способами ее проведения.

При относительной общности в понимании форм государственной деятельности в нашей литературе отсутствует их единая классификация. Ряд ученых насчитывают три формы государственной деятельности -законодательство, управление и правосудие; другие добавляют еще надзорную деятельность; третьи дополнительно выделяют осуществление местной государственной власти и некоторые другие виды государственной деятельности.3 Широкое признание в правовой литературе получила классификация форм осуществления функций государства, суть которой состоит в выделении правовых форм государственной деятельности.

«Под правовыми формами... осуществления функций государства понимается однородная по своим признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность органов государства по руководству обществом путем издания правовых актов».



Просмотров