Значение туристских формальностей в развитии международного туризма. Понятие и роль туристских формальностей

Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывания.

Гаагская декларация по туризму 1989г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, поездок и пребываний (принцип VI). Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают: заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

В международном туризме принято различать полицейские и санитарные формальности.

При этом под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной пограничной службой).

Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для выезда и въезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Таможня является государственным органом, осуществляющим в соответствии с национальным законодательством контроль за прохождением через государственную границу грузов, багажа, пассажиров, почтовых отправлений, денежных средств и драгоценностей, взимание установленных пошлин и других сборов, а также задержание грузов, которые не отвечают установленным законодательством условиям.

Таможенные формальности представляют процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны (аэропорты, железнодорожные, морские и речные вокзалы, пункты пересечения границы на автодорогах).

Паспортные и визовые формальности состоят в следующем:

Паспорт является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина. В нем содержатся сведения о поле, возрасте, месте рождения и жительства, гражданстве. Заграничный паспорт выдается в ряде государств, в том числе и в России. Помимо заграничных паспортов в отдельных случаях могут использоваться: дипломатические, служебные, консульские паспорта; паспорт (удостоверение личности) иностранца или лица без гражданства, выдаваемый иностранному гражданину, постоянно проживающему в государстве; семейные паспорта на мужа и жену (с детьми или без детей); паспорт (удостоверение личности) ребенка, паспорт моряка и ряд других. Существуют определенные медико-санитарные правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться турфирмами до сведения клиентов до начала поездки в виде информационного листка, как этого требует соответствующий российский стандарт по туристско-экскурсионному обслуживанию. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что подтверждается его подписью.

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

<<ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ>>

Институт международного туризма и гостеприимства

Кафедра международного туризма

По дисциплине

<< Туристские формальности >>

Тема: Туристские формальности республики Корея

Выполнил студент:

Хван Владимир Ильич

Владивосток 2010

Введение………………………………………………………………………..3

1. Краткая характеристика республики…………………………………..5

2. Характеристика таможенных формальностей Кореи…………………7

Заключение………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………14

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка туриста, выезжающего во Вьетнам

Введение

В процессе путешествия турист сталкивается с различного рода формальностями, исполнение которых является обязательным условием при пересечении им государственной границы.

Туристские формальности - обязательные с точки зрения законности и установленного порядка действия по оформлению и совершенствованию туристского путешествия, а также процедуры, связанные с пересечением границы. Формальности в сфере туризма подразделяются на паспортно-визовые, таможенные, санитарные или медицинские правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, правила пребывания и передвижения в стране, иммиграционные правила и другие процедуры. На развитие международного туризма значительное влияние оказывают таможенные системы разных государств. Таможенное законодательство страны может как тормозить развитию международной деятельности, так и способствовать ей.

Гаагская декларация по туризму 1989г. Определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.): «Правительства ответственны за посту­пательное развитие туризма, укрепление безопасности путеше­ствий, защиту туристов, упрощение туристских формальностей и процедур, превращение туризма в „индустрию гостеприимства“ при бережном отношении к туристским ресурсам и окружающей среде»;

Цель: изучение паспортно-визовые и таможенные формальности

1. изучить паспортно-визовые и таможенные формальности

2. рассмотреть валютные формальности. Правила и порядок ввозафлоры и фауны Республики Корея

3. изучить медицинские формальности

Актуальность данной темы стоит в том, что знание и соблюдение ряда туристских формальностей Вьетнама, упрощает туристам посещение данной дестинации.

1. Краткая характеристика республики

Корейский полуостров располагается в восточной части азиатского континента, вытянувшись по направлению к югу, его приблизительная длина 1,030 км и ширина 175 км в самой узкой его точке. Горы покрывают почти 70% территории Кореи, что делает этот регион одним из самых гористых в мире. Подъемы и причудливые нагромождения корейского гранита и известняка создали захватывающие виды гор и долин. Горные цепи пересекают весь полуостров на восточном побережье, круто вдаваясь в Восточное море, в то время как на западном побережье они медленно опускаются, образуя обширные долины, на которых выращивается главная корейская агрокультура

Корейский полуостров разделен на две части по 38 параллели. Республика Корея на юге и Корейская Народная демократическая Республика на севере разделены между собой демилитаризованной зоной. Южная Корея имеет площадь 99,500 кв.км, и население 47,9 миллионов человек (по данным 2009 года). Республика Корея состоит из 9 провинций (до) и шести крупнейших городов: Бусан, Дэгу, Инчон, Гванчжу, Дэчжон и Ульсан. В целом, в стране 77 городов (си), и 88 округов (гун).(приложение 1)

Климат Кореи относится к муссонному и континентальному в температурном отношении. Времена года разделены на четыре сезона - весна, лето, осень и зима.Весна в Корее тёплая и продолжается с конца марта по май. В этот время года множество различных цветов украшают горные склоны и равнины страны. С июня по ранний сентябрь в Корее лето. Это самое жаркое и влажное время года Осень длится с сентября по ноябрь, и отличается бодрящей погодой с солнечными днями. Это самое лучшее время года для посещения Кореи. Зима в Корее начинается в декабре и заканчивается в середине марта. Погода в это время года может быть очень суровой из-за холодного воздуха с Сибири. Обильные снега на северной и восточной частях страны предоставляют отличные условия для катания на лыжах

Корейцы принадлежат к одной этнической группе и говорят на одном языке. По определенным чертам внешности корейцев можно отличить от других азиатских народов, в том числе китайцев и японцев. Представляя единую этническую группу, все корейцы обладают сильным чувством национальной и культурной общности. Считается, что современные корейцы являются потомками нескольких монгольских племен, которые пришли на Корейский полуостров из Центральной Азии, главным образом в эпоху неолита и в бронзовом веке. К началу нашей эры корейцы уже представляли собой однородную группу по этническому составу, хотя политическое объединение страны произошло только в седьмом веке.

В 1997 г. население Республики Корея превысило 45,9 млн. человек. Плотность населения одна из самых высоких в мире. Население Сеула, столицы страны, превышает 11 млн. человек.

2. Характеристика таможенных формальностей Кореи

2.1 Визовые формальности Кореи

Туристическая виза позволяет находиться в Корее до 15 дней. Срок оформления визы в посольстве от 4 рабочих дней. Московское Консульство не рассматривает документы российских граждан, постоянно проживающих в Магаданской области, Сахалинской области, Амурской области, Республике Якутия, Иркутской области, Камчатской области, Приморском крае, Хабаровском крае, Республике Бурятия Граждане из вышеперечисленных регионов России могут оформить туристическую визу в Республики Корея при наличии приглашения от корейской туристической компании только в генеральном консульстве Республики Корея, в городе

Владивостоке. Документы необходимые для получения визы:

1. приглашение (оригинал);

2. оригинал загранпаспорта;

3. 1 фото 3x4;

4. анкета;

5. программа пребывания в стране;

6. справка с места работы с указанием дохода и должности;

7. медицинская страховка;

8. Женщинам до 30 лет обязательно нужно будет пройти собеседование, а также предоставить копии свидетельства о браке и документов на недвижимость, транспорт.

Консульский сбор

От 30 до 90 дней - краткосрочная (визовой сбор 30 долларов США)

Более 91 дня - долгосрочная (визовой сбор 50 долларов США)

Многократная - визовой сбор 80 долларов США (для граждан США однократная/многократная визы - визовой сбор 45 долларов)

Краткосрочная виза

Для получения краткосрочной визы (приложение 2) в Южную Корею необходимо предоставить в консульский отдел следующий пакет документов:

заграничный паспорт, срок действия которого составляет не менее 3 месяцев с момента окончания поездки;

анкету, заполненную на английском или корейском языке и подписанную лично заявителем;

1 цветную фотографию 3,5х4,5 см на светлом фоне. Фотография должна быть сделана не ранее чем за шесть месяцев до подачи заявления на визу;

оригинал приглашения от принимающей стороны либо отеля (так же требуется копия регистрации компании). При бронировании тура через турфирму на срок не более чем 15 дней, принимаются также приглашения туристического агентства, аккредитованного в посольстве;

в случае частного визита в приглашении должны содержаться следующие сведения: личные данные заявителя, дата рождения, номер и срок действия его паспорта, характер отношений приглашающего и приглашаемого, период и цель поездки, место проживания заявителя во время поездки. Также прикладывается копия удостоверения личности приглашающего, справка об уплате этим гражданином Кореи всех налогов (за год), гарантийное письмо с места работы (для граждан Кореи) и документы, подтверждающие семейные или родственные отношения (свидетельство о браке, родословная или свидетельство о рождении);

программу пребывания в стране (по дням!) с подтверждением того, что ответственность за действия туристов лежит на турфирме либо на приглашающем лице;

справку с места работы на фирменном бланке с указанием должности и оклада, а также стажа работы в данной организации. Справка должна быть заверена печатью и подписью руководителя предприятия;

студентам и школьникам необходимо предоставить справку из учебного заведения. Пенсионерам - копию пенсионного удостоверения. Неработающим женщинам - копию свидетельства о браке и спонсорское письмо от мужа о финансировании поездки либо копию свидетельства о владении недвижимостью (транспортным средством), либо выписку с банковского счета;

в случае если ребенок едет с одним взрослым либо в сопровождении третьих лиц, необходимо предоставить оригинал и копию нотариально заверенного согласия на вывоз ребенка от остающегося родителя;

копию авиабилетов в оба конца (данный документ не входит в список обязательных требований, но его наличие существенно увеличит шансы получения визы).

Долгосрочная виза в Южную Корею выдается на основании ходатайства на выдачу визы, оформленного приглашающей стороной в Республике Корее в соответствующем региональном отделе Иммиграционной службы. Также следует предоставить в визовый отдел посольства Южной Кореи:

заграничный паспорт, срок действия которого составляет не менее 6 месяцев с момента окончания поездки;

копию первой страницы загранпаспорта с личными данными заявителя;

копию старого загранпаспорта, если в нем имеются визы стран Шенгенской зоны, США, Канады, Японии или Австралии;

2 анкеты, заполненные на английском или корейском языке и подписанные лично заявителем;

1 цветную фотографию 3,5х4,5 см на светлом фоне. Фотография должна быть сделана не ранее чем за шесть месяцев до подачи заявления на визу.

Срок действия виз

Стандартный срок действия краткосрочной однократной визы составляет от 30 до 90 дней (частный визит) или 15 дней (туризм), краткосрочной многократной - 3 месяца (срок пребывания в стране - 30 дней). Продление краткосрочной визы на территории Кореи невозможно (исключение составляют случаи, когда требуется длительное лечение).

Долгосрочная виза - срок действия от 91 дня до 2 лет в зависимости от цели пребывания. Долгосрочную визу можно продлить (за исключением виз категории Е), обратившись в службу Иммиграции Республики Корея.

2.2 Таможенные формальности

Ввозить и вывозить разрешено не более 500 тыс. вон. Иностранная валюта может вывозиться в пределах, декларированных при въезде. Декларацию при въезде необходимо заполнять при ввозе: ювелирных изделий, дорогих часов, фотоаппаратуры, меха, огнестрельного оружия, ножей и дорогостоящих предметов иностранного производства. При заполнении декларации необходимо идти через «красный коридор». Пошлиной облагаются следующие ввозимые товары: более 1 бутылки (до 1 л.) алкогольных напитков, свыше 400 сигарет, 50 сигар, 250 гр. табака, более 60 мл. парфюмерии, подарки стоимостью выше 300 000 вон (~246 USD). Для ввоза запрещены любые печатные и другие материалы, идущие вразрез с конституцией РК, угрожающие общественной безопасности, раскрывающие государственные секреты или же могущие быть использованными в шпионских целях. Запрещены к ввозу монеты. Если при въезде в Южную Корею у Вас были изъяты какие-либо вещи, запрещенные к ввозу, вы можете получить их обратно при возвращении домой на основании документа, который будет выдан при изъятии. Запрещен вывоз антиквариата без специального разрешения. Легковоспламеняющиеся предметы, аэрозоли, лак для волос, газ для зажигалок и колюще-режущие предметы, следует упаковать в багаж, так как они не будут пропущены в самолет в ручной клади.

2.3 Валютные формальности

Валюта: Национальная валюта - Вона. В обращении находятся банкноты в 10000, 5000, 1000, 500 вон и монеты в 5000, 1000, 500, 100, 50, 10, 5 и 1 вону (монеты достоинством в 5 и 1 вону в настоящее время практически не используются). В ходу также банковские чеки номиналом от 100 тыс. вон и более, однако при расчете ими на обратной стороне требуется указать ваш номер паспорта, адрес и телефон в Корее, поэтому если у вас нет вида на жительство, расчет чеками практически невозможен. Практически везде принимаются кредитные карточки VISA, American Express, Diners Club, Master Card и JCB. Доллары во многих магазинах и на рынке имеют хождение наравне с местной валютой, однако в универмагах и крупных магазинах доллары не принимают. Разница между официальным и рыночным курсом доллара незначительна.

Обмен валюты: Сеть банков в Южной Корее чрезвычайно развита. Они работают в будни с 9.30 до 16.30, в субботу до 13.30. Деньги можно также обменять в больших гостиницах.

2.4 медицинские формальности

В настоящее время для въезда в Корею не требуется предварительных прививок. В Корее лечение очень дорогое. Поэтому иностранцам весьма рекомендуется приобрести медицинскую страховку перед посещением Кореи.

2.5 Порядок ввоза образцов флоры и фауны

При ввозе в Корею все животные и продукты животного происхождения должны сопровождаться не просроченными сертификатами, выданными правительственными органами страны проживания. По прибытии в службу ветеринарных исследований и карантина заявляется о всех ввозимых животных и продуктах животного происхождения, где они проходят соответствующую проверку. Парнокопытные или продукты из них, поступившие из районов, включенных в список запрета на импорт, подлежат отправке обратно либо уничтожению.

Заключение

Учитывая огромную роль туризма в мировой экономике, его развитию придаётся большое значение со стороны правительств практически всех государств. Очень важную роль в осуществлении туристской деятельности играют туристские формальности.С одной стороны они налагают на туристов и туроператоров бремя выполнения определённых обязанностей. Но с другой стороны, они являются гарантией безопасности туристов и обеспечения их полноценного отдыха.

С Приморья туристы отправляются в Южную Корею с познавательным турам и лечебным турами. Так же там очень сильно развит горнолыжный туризм.

Каждая страна заинтересована в денежных средствах поступающих от туристов. Как показала работа получение долгосрочной визы в Южную Корею трудоемкое дело. К примеру, если взять туриста который решил пройти лечение в Корее, за 15 дней нельзя пройти полного обследования и тем более получить хорошее лечение. И в связи с этим можно отметить что туристские формальности наших стран пока еще не высоки. Нужно искать скажем там выходы на без визовый режим.

Список литературы

1. общая информация о Корее –http://www.yurta-travel.ru/lands/76

3. Таможенные правила Южной Кореи - archive.travel.ru/south_korea/formalities/customs/

4. Бгатов.А.В. – туристские формальности: Издательский центр ” Академия”Москва 2006

5. Марынин. М.М.- туристские формальности и безопасность в туризме. Мосвка. финансы и статистика 2004

11.2.

11.3. Таможенные формальности

11.4.

11.1. Сущность туристских формальностей
В процессе путешествия турист сталкивается с различного рода формальностями, исполнение которых является обязатель­ным условием при пересечении им государственной границы.

Туристские формальности – обязательные с точки зрения за­конности и установленного порядка действия по оформлению и совершенствованию туристского путешествия, а также проце­дуры, связанные с пересечением границы. Формальности в сфере туризма подразделяются на паспортно-визовые, таможенные, са­нитарные или медицинские правила, валютный контроль и поря­док обмена валюты, правила пребывания и передвижения в стра­не, иммиграционные правила и другие процедуры.

Международное сотрудничество и деятельность различных международных организаций в сфере туризма идет по пути упро­щения подобных формальностей, направленного на ликвида­цию препятствий на пути развития путешествий и международного туризма.

Упрощение туристских формальностей стало объектом цело­го ряда международных соглашений и договоров. К ним можно отнести:


  • Чикагскую конвенцию Международной организации гражданской авиации 1944 г. (ИКАО);

  • Международные медицинские правила Всемирной органи­зации здравоохранения 1951 г.;

  • Конвенцию по содействию международному морскому транс­порту Международной морской организации 1965 г.;

  • Международную конвенцию 1973 г. по упрощению и гар­монизации (согласованию) таможенных процедур (кон­венция Киото);

  • Заключительный акт Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе 1975 г.;

  • Решение-рекомендация Совета ОЭСР по международной политике в области туризма 1985 г.;

  • Единый европейский акт Европейских сообществ 1987 г.;

  • Гаагскую декларацию Межпарламентской конференции по туризму -1989 г.;

  • Конвенцию о применении шенгенских соглашений 1985 г.

ВТО, придавая особое значение упрощению туристских фор­мальностей, разработала и приняла соответствующий пакет ре­комендаций в части:


  • паспортных формальностей: децентрализация паспортных служб; сокращение сроков и упрощение процедуры оформ­ления заграничных паспортов, введение разумного сбора, установление срока действия паспорта не менее 5 лет с неог­раниченным числом поездок, хранение заграничного паспор­та у владельца без права конфискации; приведение паспортов в соответствие со стандартами ИКАО, позволяющими осу­ществлять проверку с помощью компьютерных систем;

  • визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до 3 ме­сяцев; распространение действия визы сроком на 12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по всем мар­шрутам, открытым для туристов, с использованием любого вида транспорта; взаимное признание визы рядом госу­дарств; в исключительных случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном пункте; установление еди­ного консульского сбора независимо от гражданства туриста;

  • валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в раз­мере, указанном в таможенной декларации; предоставление полной информации потенциальным посетителям и тури­стам о правилах и текущем курсе обмена валюты; размеще­ние соответствующей информации в обязательном порядке на контрольно-пропускных пунктах въезда; обеспечение возможности обратного обмена валюты при выезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольной основе; предоставление туристам права иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки по своей стране;

  • таможенных формальностей: обложение туристов налога­ми, сборами, пошлинами при въезде-выезде, кроме тамо­женных пошлин и налогов на добавленную стоимость по отдельным видам товаров и определенному их количеству , включение некоторых налогов и сборов на содержание и обновление туристских объектов в структуру косвенной налогообложения, в стоимость билетов, путевок, туров вместо прямого сбора валюты с посетителей;

  • медицинских формальностей и оказания медицинской по­мощи туристам: расширение сотрудничества национальных туристских администраций с органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающей туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам; заключение многосторонних государственных договоров по медицинскому страхованию и оказанию медицинской помощи туристам; предоставление неотложной медицин­ской помощи всем без исключения туристам; в случае за­болевания в острой форме или смерти незамедлительное извещение консульства и родственников; перевозка тела на родину или его захоронение; быстрое оформление требуе­мых документов.
Эти рекомендации исходят из основополагающих принципов упрощения туристских формальностей, нашедших отражение в Гаагской декларации по туризму.

Туристские формальности включают в себя ряд требований и правил, предъявляемых к порядку въезда и пребывания ино­странных туристов на территорий государств. Таким образом, установление и определение рамок их действия является исклю­чительным правом этих государств.

При разработке туристской политики важным элементом яв­ляется показатель доходов от туризма, чаще всего определяемый по количеству поступлений от предприятий данной инфраструк­туры и расходов. Следует иметь в виду, что сложность, предпола­гаемая туристскими формальностями, может существенно по­влиять на снижение как первых, так и вторых показателей. Сложные паспортно-визовые формальности и процедуры оформ­ления перемещения иностранных граждан по национальной территории ведут к снижению туристских потоков, а также к ог­раничению доступа иностранцев к различным достопримеча­тельностям государства, что", в свою очередь, снижает доходы ту­ристских предприятий и ограничивает расходы иностранцев во время их пребывания в данной стране.

Туристские формальности являются одним из факторов внеш­ней среды, которые учитываются туристским предприятием при организации поездок в зарубежные страны. Организовывая туры в ту или иную страну, следует выяснить порядок и необходимые

процедуры для обеспечения въезда и пребывания в ней туристов, а также предпринять все действия, обеспечивающие выполнение этих процедур путешественниками.

Следует помнить, что туристское предприятие обязано информировать участников путешествий и потенциальных покупа­телей о формальностях, связанных с въездом, выездом и пребы­ванием в стране назначения. Турист, отправляющийся в страну, должен знать следующее: какие вещи и в каком количестве под­лежат беспошлинному перемещению через границу; что запре­щено к вывозу в стране, куда он едет; что подлежит обложению таможенными сборами; каков порядок обмена валюты ; существуют ли ограничения на ее обмен; имеет ли место обязательный минимум валютных средств из расчета на день проживания.

Кроме этого, туристская компания должна принять все меры к тому, чтобы обеспечить клиентов надлежащим образом оформ­ленной документацией (туристским ваучером, путевкой, меди­цинской страховкой, проездными документами).
11.2. Паспортно-визовые формальности
Паспортно-визовые формальности – процедуры, связанные с необходимостью соблюдения лицами, пересекающими госу­дарственную границу, установленного паспортно-визового ре­жима, являются одними из наиболее важных, затрагивающих каждого туриста. Установление паспортного или визового режи­ма для иностранных граждан и туристов – это прерогатива на­ционального законодательства страны пребывания.

Как правило, въезд в страну пребывания требует получения визы. Виза (лат. visa, мн. ч. от visum – просмотренное) – это спе­циальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию. Визы бывают:


  • одноразовые и многоразовые;

  • индивидуальные и групповые;

  • студенческие;

  • въездные;

  • транзитные;

  • выездные, шенгенские и др.

Виза на посещение страны выдается на основании пригла­шения.

Приглашения бывают:


  • служебные или деловые (от иностранной организации оте­чественной организации);

  • частные (от иностранного гражданина);

  • гостевые (от командированного на длительный срок за ру­беж гражданина своему соотечественнику);

  • туристские (на поездки в целях отдыха, лечения, кратко­срочного обучения, участия в спортивных соревнованиях, бизнес-семинарах).
В зависимости от приглашения выдаются различные виды виз: деловая, частная, транзитная, рабочая, туристская.

Деловая виза (бизнес-виза) выдается при оформлении ино­странной организацией (иностранным юридическим лицом) при­глашения организации (визополучателю) другого государства на конкретного работника последней с указанием цели и сроков пре­бывания.

Частная виза выдается при оформлении частным лицом (граж­данином иностранного государства) приглашения частному лицу (визополучателю) другого государства. Приглашение оформляется в местном органе власти (в Германии, например, в полицейском управлении).

Транзитная виза предоставляет визополучателю право проез­да через третью страну в страну основного пребывания. Она вы­дается посольством третьей страны на определенное количество дней после получения основной визы.

Рабочая виза предоставляет право работы по найму за рубежом. Для получения такой визы приглашающая сторона (работодатель) заключает контракт с будущим работником, согласовывает все нюансы (условия работы, проживания, страхования) в местной иммиграционной службе и, получив разрешение властей, высылает пакет документов будущему работнику. Последний обращается с этими документами в посольство для получения рабочей визы.

Туристская виза – это отметка в паспорте дипломатически­ми представительствами иностранных государств, дающая право ° владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего ему визу, с целью туризма и отдыха. Основанием для в ыдачи туристской визы является согласие принимающей тури-
388

стекой фирмы предоставить туристу обслуживание по согласо­ванному маршруту в подтвержденные сроки.

Срок, на который выдается виза, зависит от приглашения,] на основании которого она выдается. При заполнении бланка приглашения принимающая сторона указывает цель посеще­ния, предполагаемый срок пребывания и количество посеще­ний страны. В соответствии с этими данными посольство принимает решение о сроке выдаваемой визы. За ее оформле­ние может взиматься консульский сбор.

Консульский сбор – установленная денежная сумма, получав-;: мая с иностранных лиц консульским учреждением за выдачу визы в предоставляемую им страну. Срок выдачи визы с момента обращения зависит от межгосударственных соглашений и сло­жившейся практики. Для ее получения необходимо заполнить одну или несколько визовых анкет и приложить к ним фотогра­фии установленного образца.

Визовая анкета – опросный лист, заполняемый лицом, обра­щающимся в иностранное дипломатическое представительство за получением визы на въезд на территорию данного государст­ва. Количество и содержание вопросов визовой анкеты опреде­ляются каждым государством и зависят также от цели поездки и ее продолжительности.

Для туристских групп и деловых поездок в ряде случаев оформляется групповая виза, которая ставится на списке тури­стов или деловых людей.

Заявление на выдачу визы может быть не принято по техни­ческим причинам, а также в следующих случаях:


  • паспорт недействителен в течение 3 месяцев после запла­нированной поездки;

  • в паспорте нет свободных страниц для помещения бланка визы; » паспорт испорчен или можно обоснованно подозревать, что содержащиеся в нем данные изменены;

  • в системе данных зафиксировано запрещение на въезд дан­ного лица;

  • проситель визы во время предыдущих пребываний совер­шил серьезное преступление;

  • проситель дал ложные сведения о себе;

  • на основании деятельности просителя можно предполо­жить, что он может представлять угрозу общественному порядку и безопасности;

  • имеются основания подозревать , что проситель визы будет приобретать средства нечестным путем.
Необходимо отдельно рассмотреть шенгенские соглашения. 14 июня 1985 г. в Шенгене (Люксембург) Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ заключили Соглашение о посте­пенной отмене контроля на общих границах.

В настоящее время в зону действия шенгенских соглашений входят 15 европейских стран: Австрия, Бельгия, Германия, Гре­ция, Дания, Испания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидер­ланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция. Два других члена Евросоюза – Великобритания и Ирландия -не участвуют в шенгенском сотрудничестве, хотя, согласно под­писанному ими протоколу к Амстердамскому договору, могут подключиться к нему в любое время.

В период с 1995 по 1999 г. был осуществлен переход к единой визовой политике и практике государств– участников шенгенских договоренностей, которые были введены в действие 26 марта 1995 г. С этого момента был отменен пограничный контроль на внутренних границах государств-участников, усилился контроль на внешних границах.

Шенгенские соглашения регулируют вопросы въезда и пребы­вания иностранных граждан на территории стран-участниц на срок до трех месяцев. На внешних границах установлены единые правила въезда и выезда. Условиями въезда являются наличие действительного документа, удостоверяющего личность, и визы, если таковая требуется, а также достаточных средств для прожива­ния. В большинство этих стран при обращении за визой необхо­димо предъявление полиса обязательного страхования.

При выдаче виз применяются общие требования, закреплен­ные в Совместной консульской инструкции. Предусмотренные инструкцией категории «единых» виз включают визу для транзи­та через аэропорт; транзитную визу (для следования через шенгенское пространство из одной страны); визу для краткосрочного пребывания на срок, не превышающий 90 дней; многократную визу на срок до 5 лет (при условии пребывания не более 90 дней течение полугода с момента первого въезда); визу с территориально ограниченной сферой действия; визу, выдаваемую на гра­нице; групповую визу.

Щенгенская виза выдается консульским учреждением страны, представляющей основную цель поездки. Если основная цель
390

поездки не может быть определена, то виза выдается консульским учреждением страны первого посещения. Шенгенскими нормами не предусмотрены конкретные сроки рассмотрения визовых обращений (на практике они, как правило, не превышают 7– 14 дней), Странами-участницами применяется единый тариф за выдачу виз. В то же время при выполнении визовых процедур сохраняются не­значительные национальные особенности.

В исполнении паспортно-визовых формальностей туристское предприятие принимает непосредственное участие. При организации туров в зарубежные страны необходимо установить контакт с их посольствами или консульствами и уточнить требо­вания, предъявляемые к получению туристских виз для въезда или транзита через национальную территорию данных госу­дарств. В некоторых случаях это предусматривает предоставле­ние в посольства или консульства пакета документов, характери­зующих данное туристское предприятие: копии лицензии на туристскую деятельность; копии договоров с зарубежными парт­нерами; списки групп; подтверждение партнера о готовности приема групп туристов; страховые полисы медицинского страхо­вания временно выезжающих за рубеж; проездные документы.

Для своевременного и правильного оформления иностран­ных виз работники туристского предприятия должны хорошо знать порядок обращения по этому вопросу в иностранные по­сольства (консульские службы). В них установлены правила вы­дачи туристских въездных виз, которые различаются по срокам обращения; анкетам, заполняемым на каждого туриста; количе­ству фотографий; необходимости личного посещения посольст­ва туристами; по порядку приема в посольствах сотрудников ту­ристской фирмы и др.

Следует иметь в виду, что иностранные въездные-выездные визы выдаются в строгом соответствии с датами организуемого тура. Поэтому перед раздачей туристам их паспортов с ино­странными визами туристское предприятие обязано проверить соответствие сроков действия виз и дат начала и окончания тура. Если эти даты не совпадают, необходимо до отъезда туристов урегулировать данную проблему.

Сотрудники туристского предприятия обязаны также предупредить всех выезжающих туристов об окончании действия ино­странной визы в день завершения туристской поездки. Поэтому,

если кто-либо из туристов собирается задержаться в стране по­сле окончания тура у своих родственников , знакомых или про­сто пожить в гостинице за свой счет, он должен заранее про­длить визу. Если такое желание возникло у него уже во время пребывания в стране, он должен обратиться в соответствующие официальные органы этой страны по вопросу продления визы за свой счет. Но в силу кратковременности туристских поездок оформить такое продление бывает довольно сложно.

Если же турист решит проигнорировать это требование, он тем самым становится на путь нарушения визового режима и соответ­ствующего законодательства в стране пребывания со всеми выте­кающими отсюда последствиями. При этом туристская фирма не несет перед туристом никакой ответственности.

Туристское предприятие обязано также предупредить туриста, что оно не несет ответственности за возможный отказ от предо­ставления визы или в ее продлении. В этом случае понесенный ту­ристом ущерб может быть компенсирован только страховой фирмой, если иное не оговорено в договоре страхования.

Следует помнить, что наличие визы не гарантирует того, что въезд в страну обязательно состоится. Несмотря на то что виза является основным разрешительным документом на посещение другого государства, она лишь подтверждает регистрацию пас­порта в консульском учреждении государства, которое предстоит посетить. Окончательное решение о возможности въезда на тер­риторию государства принимается соответствующими иммигра­ционными (пограничными, полицейскими) властями на грани­це данного государства, и если въезжающее в страну лицо по каким-либо причинам по решению этих властей не отвечает по­ложению туриста, оно не будет пропущено через границу, не­смотря на имеющуюся визу.
11.3. Таможенные формальности
Таможенные формальности – процедуры, связанные с необ­ходимостью соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей и товаров.

Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах.
392

Таможенные формальности для туристов обычно состоят из заполнения таможенной декларации и, при необходимости, дос­мотра багажа.

Таможенная декларация – письменное заявление, предоставляемое при пресечении государственной границы пассажирами, туристами органам таможенного контроля о провозимых с собой или отдельным грузом вещах и товарах. Таможенная декларация обычно составляется по установленной форме на специальных бланках. Лица, проходящие таможенный контроль, обязаны заполнить таможенные декларации лично.

Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения тамо­женного законодательства страны: Таможенный контроль про­изводится должностными лицами таможенных органов путем:


  • проверки документов и сведений, необходимых для тамо­женных целей;

  • таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенно­го контроля;

  • учета товаров и транспортных средств;

  • устного опроса физических и должностных лиц;

  • проверки системы учета и отчетности и т.п.
Досмотр багажа – проверочный осмотр представителями та­моженного контроля содержимого багажа пассажиров, пересе­кающих государственную границу, а также обложение провози­мого багажа установленными таможенными пошлинами.

Таможенная пошлина – денежный сбор, взимаемый государст­вом за товары, пропускаемые через государственную границу под контролем таможенных органов по установленным тарифам.

Существует следующий порядок таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами.

Физические лица вправе перемещать товары, не предназна­ченные для производственной или иной коммерческой деятель­ности, в упрощенном, льготном порядке. Льготы для физиче­ских лиц включают полное или частичное освобождение от таможенных пошлин , налогов и исключение из числа лиц, в отношении которых применяются меры экономической политики. Для отдельных категорий товаров могут применяться стоимост­ные и количественные ограничения.

При заявлении товаров для таможенного оформления и кон­троля применяются упрощенные формы декларирования: спе­циальный бланк для декларирования в письменной форме, уст­ная форма, иные формы, например, проход пассажиров через «красный» и «зеленый» коридоры.

Упрощения при взимании таможенных платежей выражают­ся в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве тамо­женного оформления.

Единые ставки таможенных платежей представляют собой платежи, подлежащие взиманию с определенной физической единицы измерения, присущей конкретному товару, или выра­женную в процентах долю от таможенной стоимости товаров, подлежащую обязательной уплате. Например, для автомобилей такой единицей может являться единица измерения объема дви­гателя, для товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже, – единица веса и т.д.

Платеж по единым ставкам обычно не включает в себя тамо­женные сборы за хранение товаров, а также за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне вре­мени работы таможенных органов.

Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением грузовой таможенной дек­ларации, общей системы таможенных платежей, мер экономи­ческой политики и т.д.

При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая руч­ную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведе­ния о перечисленных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля.

Правильность сообщаемых сведений контролируется в ходе та­моженного оформления. По окончании таможенного контроля и оформления таможенные декларации заверяются сотрудниками таможни, после чего возвращаются пассажиру и служат основанием для беспрепятственного ввоза (вывоза за границу) предметов, валюты и ценностей, указанных в таможенных декларациях и пропущенных при вывозе за границу (ввозе из-за границы).
394

Таможенные декларации, заполненные лицами, следующи­ми транзитом, заверяются таможней в пункте въезда и сдаются указанными лицами таможне в пункте выезда.

Таможенная декларация при утере не возобновляется, а лицо, следующее через границу, лишается права беспрепятственного вывоза за границу имеющихся у него предметов и валюты, пере­мещение которых через таможенную границу регулируется специ­альными правилами.

Поскольку в таможенной декларации указываются сведения о предметах, валюте и ценностях, имеющихся в ручной клади и багаже , предъявляемых для контроля, то при наличии багажа, отправленного из-за границы или отправляемого за границу от­дельно от пассажира и провозимого по специальному товаротранспортному документу, владелец обязан сделать заявление об этом в таможенной декларации, заполняемой при въезде или вы­езде из страны. После досмотра багажа сотрудник таможни делает в декларации отметки о предметах, валюте и ценностях, пропу­щенных в багаже, заверяет их и оставляет декларацию у владельца, который обязан предъявить ее на таможне во время выезда за гра­ницу. Эта декларация остается в делах пограничной таможни.

При пересечении таможенной границы физическими лица­ми таможенному оформлению подлежат: принадлежащие им предметы, для которых предусмотрено обязательное письменное декларирование; товары, облагаемые таможенными платежами или ввоз либо вывоз которых регулируется специальными пра­вилами; товары, перемещаемые в отдельно следующем багаже.

Досмотр одежды и тела человека называется личным досмотром и является исключительной формой таможенного контроля. Лич­ный досмотр производится только в особых случаях на основании постановления начальника таможенного органа. При организации и проведении досмотра должностные лица таможенных органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности.

Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья и не причинять ущерба товарам и транспортным средствам.

Следует помнить о том, что таможенный досмотр – это не только форма таможенного контроля или технологическая опера­ция, но и процессуальное действие со всеми вытекающими по­следствиями. Владелец досматриваемой ручной клади, багажа или транспортного средства имеет право присутствовать при досмотре и не может быть лишен этого права ни при каких обстоятельствах.

Одновременно с таможенным контролем осуществляется пас­портный и валютный контроль.

Паспортный контроль – государственная служба в погранич­ных въездных и выездных пунктах страны, осуществляющая проверку паспортов и других удостоверений личности у лиц, пе­ресекающих государственную границу, а также наличия у них разрешения (визы) на въезд и выезд.

Валютный контроль – государственная служба в погранич­ных въездных и выездных пунктах страны, контролирующая в соответствии с национальным валютным законодательством провоз через границу иностранной и национальной валюты лицами, пересекающими государственную границу. Отечест­венному туристу разрешается вывоз валюты в размере 500 дол. США, превышение этой суммы должно быть подтверждено именным разрешением уполномоченного на обмен валюты банка или таможенной декларацией предыдущей поездки. До­рожные чеки и кредитные карточки не декларируются. В слу­чае обнаружения у туриста валюты, не указанной в декларации, она изымается. В ряде государств продолжает иметь место практика установления минимума валюты, который необхо­дим для въезда в эти страны. Применительно к туризму подоб­ные ограничения являются препятствием к осуществлению путешествий на территории этих стран. Кроме того, отдельные государства ограничивают возможность свободного обмена ино­странной валюты на национальную, устанавливая особый порядок конвертации валюты для иностранных туристов.

Валютный контроль и контроль за обменом валюты не только формируют уровень туристских расходов, но могут также привести к сокращению объемов туризма в те места , где введены подобные меры.

Поскольку валютные формальности меняются достаточно часто туристские предприятия обязаны информировать об этом туристов, отправляющихся в зарубежную поездку. При оформлении

документов в обязанности туристских предприятий также входит информирование туристов о требованиях пограничных и тамо­женных служб.
11.4. Санитарные (медицинские) формальности
Санитарные (медицинские) формальности процедуры, свя­занные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими госу­дарственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и вы­езда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путеше­ственников международного сертификата о вакцинации.

Сертификат о вакцинации – удостоверение, подтверждаю­щее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемиче­ских заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и т.д.). Сертификат выдается официальными медицинскими органа­ми страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа.

В необходимых случаях санитарные (медицинские) формаль­ности предусматривают вакцинацию туристов и путешественни­ков на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перево­зимых туристами и путешественниками животных требуются со­ответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных санитарных (медицинских) пра­вил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов.

На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет добиваться под­держки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасно­сти поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.

В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за

границу. Эти требования являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе через туризм. ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соот­ветствии с которыми текущая информация о санитарных (меди­цинских) формальностях публикуется в ежегодном издании ВТО «Зарубежный туризм – пограничные формальности».

Международные санитарные (медицинские) правила Все­мирной организации здравоохранения действуют с 1951 г.

Существуют определенные санитарные (медицинские) прави­ла, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешест­вия, что подтверждается его подписью.

В заключение необходимо отметить, что туристские фор­мальности являются неотъемлемым элементом международ­ных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории. Интересы развития между­народного туризма в различных государствах определяют не­обходимость разработки национальной политики в этой сфере с учетом максимально возможного «упрощения» туристских формальностей, так как их чрезмерный характер ограничивает туристские потоки и отрицательно сказывается на доходах стран пребывания. Туристские предприятия в своей деятель­ности должны организационно способствовать разрешению всех формальностей путем своевременного информирования клиентов и обеспечения визовой и другой поддержки.
Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается сущность таможенных формальностей?

2. Какие международные документы регламентируют туристские Формальности?

3. Определите роль ВТО в упрощении туристских формальностей.
398

4. Как влияют туристские формальности на туристскую политику] государства?

5. В чем заключается роль туристского предприятия при соблюде-1 нии туристских формальностей?

6. Раскройте сущность паспортно-визовых формальностей.

7. Как взаимосвязаны приглашения и визы?

8. Какие факторы ограничивают получение визы?

9. В чем состоит особенность шенгенских виз?

10. В чем заключается специфика работы туристского предприятия при соблюдении паспортно-визовых формальностей?

11. Раскройте особенности таможенных формальностей.

12. Какие документы необходимо иметь туристу при прохождении таможенного контроля?

13. Определите место и роль санитарных (медицинских) формально­стей в развитии международного туризма.
Литература

Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2001.

Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2000.

Борисов К.Г. Международный туризм и право. М.: НИМП, 1999.

Гуляев В.Г. Формуляры, контракты, соглашения в туристской дея­тельности. М.: ДИС, 1998.

Жулевич Е. В., КопаневА.С. Организация туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.

Квартальное В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 1999.

Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: ПРИОР, 2001.

Сенин B . C . Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.

Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. А.Д. Чудновского. М-ЭКМОС, 2000.

Введение

Туристские формальности - это нормы и правила, установленные законодательствами разных стран (или группы стран), которые в полной мере должны соблюдаться как туристскими фирмами и организациями - контрагентами, так и самими туристами.

Все туристские формальности связывают участников туристской деятельности в единую систему, но диктуют при этом различные уровни ответственности за их невыполнение.

Ряд формальностей выполняется непосредственно туристами: получить загранпаспорт; по мере необходимости сделать прививки, пройти таможенный и пограничный контроль. При этом важнейшим элементом деятельности менеджера туристской фирмы является квалифицированная подготовка туриста к этим и другим формальным процедурам. Неверное информирование туриста об особенностях исполнения туристских формальностей может быть поставлено в вину сотруднику туристской фирмы. /1/

Исходя из этого, можно утверждать, что знание о формальностях той или иной страны или региона является важной частью работы менеджера туризма. И в данной работе будут рассмотрены некоторые моменты, касающиеся туристских формальностей, с которыми может столкнуться современный турист или работник туристской фирмы.

Туристские формальности: понятие и виды

Определение понятия «туристские формальности»

В процессе путешествия турист сталкивается с различного рода формальностями, исполнение которых является обязательным условием при пересечении им государственной границы.

Туристские формальности - процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывания.

Гаагская декларация по туризму определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении, поездок и пребываний. /12/

Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествий, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Виды туристских формальностей

Формальности в сфере туризма подразделяются на паспортно-визовые, таможенные, санитарные или медицинские правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, правила пребывания и передвижения в стране, иммиграционные правила и другие процедуры.

Международное сотрудничество и деятельность различных международных организаций в сфере туризма идет по пути упрощения подобных формальностей, направленного на ликвидацию препятствий на пути развития путешествий и международного туризма.

Паспортно-визовые формальности - процедуры, связанные с необходимостью соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима, являются одними из наиболее важных, затрагивающих каждого туриста. Установление паспортного или визового режима для иностранных граждан и туристов - это прерогатива национального законодательства страны пребывания.

В исполнении паспортно-визовых формальностей туристское предприятие принимает непосредственное участие. При организации туров в зарубежные страны необходимо установить контакт с их посольствами или консульствами и уточнить требования, предъявляемые к получению туристских виз для въезда или транзита через национальную территорию данных государств. В некоторых случаях это предусматривает предоставление в посольства или консульства пакета документов, характеризующих данное туристское предприятие: копии лицензии на туристскую деятельность; копии договоров с зарубежными партнерами; списки групп; подтверждение партнера о готовности приема групп туристов; страховые полисы медицинского страхования временно выезжающих за рубеж; проездные документы. Для своевременного и правильного оформления иностранных виз работники туристского предприятия должны хорошо знать порядок обращения по этому вопросу в иностранные посольства (консульские службы). В них установлены правила выдачи туристских въездных виз, которые различаются по срокам обращения; анкетам, заполняемым на каждого туриста; количеству фотографий; необходимости личного посещения посольства туристами; по порядку приема в посольствах сотрудников туристской фирмы и др.

Следует иметь в виду, что иностранные въездные-выездные визы выдаются в строгом соответствии с датами организуемого тура. Поэтому перед раздачей туристам их паспортов с иностранными визами туристское предприятие обязано проверить соответствие сроков действия виз и дат начала и окончания тура. Если эти даты не совпадают, необходимо до отъезда туристов урегулировать данную проблему.

Сотрудники туристского предприятия обязаны также предупредить всех выезжающих туристов об окончании действия иностранной визы в день завершения туристской поездки. Поэтому, если кто-либо из туристов собирается задержаться в стране после окончания тура у своих родственников, знакомых или просто пожить в гостинице за свой счет, он должен заранее продлить визу. Если такое желание возникло у него уже во время пребывания в стране, он должен обратиться в соответствующие официальные органы этой страны по вопросу продления визы за свой счет. Но в силу кратковременности туристских поездок оформить такое продление бывает довольно сложно.

Если же турист решит проигнорировать это требование, он тем самым становится на путь нарушения визового режима и соответствующего законодательства в стране пребывания со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом туристская фирма не несет перед туристом никакой ответственности.

Туристское предприятие обязано также предупредить туриста, что оно не несет ответственности за возможный отказ от предоставления визы или в ее продлении. В этом случае понесенный туристом ущерб может быть компенсирован только страховой фирмой, если иное не оговорено в договоре страхования.

Следует помнить, что наличие визы не гарантирует того, что въезд в страну обязательно состоится. Несмотря на то что виза является основным разрешительным документом на посещение другого государства, она лишь подтверждает регистрацию паспорта в консульском учреждении государства, которое предстоит посетить. Окончательное решение о возможности въезда на территорию государства принимается соответствующими иммиграционными (пограничными, полицейскими) властями на границе данного государства, и если въезжающее в страну лицо по каким-либо причинам по решению этих властей не отвечает положению туриста, оно не будет пропущено через границу, несмотря на имеющуюся визу.

Таможенные формальности - это комплекс действий (таможенных операций), совершаемых лицами, проходящими таможню, и таможенными органами в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств с целью применения в отношении указанных товаров и транспортных средств мер таможенного регулирования ввоза и вывоза и других мер государственного регулирования, предусмотренных национальным законодательством, а также начисление и взимание таможенных платежей.

Физические лица, пересекающие таможенную границу, до начала таможенного оформления должны заполнить таможенную декларацию установленной формы. Декларация заполняется каждым лицом, достигшим 16-летнего возраста. Процесс декларирования очень упрощен. На многие вопросы декларации нужный ответ помечается знаком х в соответствующей рамке.

Заполненная таможенная декларация, а также товары, перемещаемые физическим лицом через таможенную границу, предъявляются сотрудникам таможенных органов для таможенного оформления и таможенного контроля. Таможенное оформление производится в местах, установленных для выезда и въезда физических лиц через таможенную границу. Это может быть зал международного аэропорта, территория или помещение на территории автомобильного пункта пропуска и т.д.

В ходе таможенного оформления сотрудники таможенных органов осуществляют таможенный контроль.

В перечень форм таможенного контроля входят проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, учет товаров и транспортных средств, устный опрос физических и должностных лиц и как исключительная мера - личный досмотр.

Страховые формальности представляют собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении различного рода неблагоприятных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). При этом возмещение застрахованному пострадавшему связанных с этим потерь (ущерба) осуществляется в пределах страховой суммы, определяемой договором страхования (страховым полисом) между страхователем и страховщиком, в качестве которого выступает страховая компания.

Под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной пограничной службой).

Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требовании о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты./1/

С ростом объемов международного туризма и расширением его географии все большее количество граждан стало "сталкиваться" с иностранной валютой. Даже финансовым работникам с непривычки достаточно сложно разобраться в иностранных денежных знаках. Для туристов же "чужие" деньги порой таят в себе не только нечто непривычное, но и неприятное: при их обмене бывают злоупотребления и махинации. К тому же фальшивых банкнот становится все больше и больше. Как считают специалисты, 80% "фальшивок" приходится на доллары США.

В разных странах мира действуют различные правила и порядок ввоза-вывоза валюты, поэтому важно их уточнить непосредственно перед поездкой. Скажем, в США требуется декларировать ввоз-вывоз валюты на сумму свыше 10 тыс. долл., в Норвегии - при превышении суммы в 25 тыс. крон, Португалии - свыше 2,5 млн. эскудо, в Финляндии вся валюта при ввозе-вывозе регистрируется для составления платежного баланса страны, в Австралии - при превышении 5 тыс. австралийских долл. требуется заполнение статистического бланка.

Разрешить ввоз валюты при условии внесения всей суммы в таможенную декларацию;

Полная информация потенциальных посетителей и туристов, чтобы свести к минимуму их неудобства и финансовые затруднения;

Возможность обратного обмена валюты при выезде из страны;

Обмен валюты на национальные деньги, только по желанию туриста;

Наличие при въезде на КПП на видном месте правил, регулирующих обмен валюты, исходя из текущего курса;

При выезде своих туристов разрешать иметь им достаточные суммы своих денег для обратной поездки по своей стране.

Важно иметь в виду, что в ряде стран существуют строгие валютные порядки и действуют законы, по которым национальные деньги являются единственным средством при купле-продаже. Проведение валютно-обменных операций в обход уполномоченных банков уголовно наказуемо и турист за нелегальный обмен валюты может реально предстать перед судом.



Просмотров