Понятие, классификация, основы правового положения иностранных граждан в российской федерации. Правовое положение иностранцев в российской федерации

1. Термин "физические лица" применяется в гражданском законодательстве и в международных соглашениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить этих субъектов частноправовых отношений от лиц юридических. С позиций международного частного права к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства, это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В настоящем учебнике для удобства термин "иностранец" применяется в ряде случаев как адекватный термину "иностранный гражданин", хотя под ним должны пониматься и иностранные граждане, и лица без гражданства. Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Для проблематики международного частного права имеют значение и определение понятий беженца и переселенца (см. § 4).
Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.
Актуальность определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России не подлежит сомнению. Это можно объяснить тем, что само число приезжающих в нашу страну и проживающих в ней иностранцев резко увеличилось, что, в свою очередь, определяется отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов и предпринимателей, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долгосрочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профессий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.
Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всего в США, Израиль, Германию, Нидерланды и в ряд других государств. В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, на лечение и отдых, в других - они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение определенного периода такие лица сохраняли российское гражданство. Рост числа смешанных браков также приводит к увеличению числа российских граждан, выезжающих за границу.
Известно, что после распада СССР более 25 млн. людей стали нашими соотечественниками за рубежом, оказавшись за пределами своей Родины и неожиданно для самих себя превратившись в "национальные меньшинства" даже в тех государствах, где русскоязычное население составляет преобладающую или значительную часть. Защита прав соотечественников и русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии стала важнейшей задачей российского государства и его внешней политики. В 1996 г. Правительством РФ была принята Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом и в 1999 г. - специальный Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Применительно к проблематике международного частного права отметим, что существенное значение для улучшения ситуации в странах Балтии может иметь разработка законов о финансовых и иных льготах для совместного бизнеса, предоставление льгот при ввозе и вывозе товаров, производимых на совместных предприятиях, с участием инвесторов из России и страны места нахождения и регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя.
Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.
Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативных протоколах к этому пакту, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека.
Реализация и соблюдение прав человека, предусмотренных международным правом, таких как право покидать свою страну и возвращаться в нее, признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранным гражданином или лицом без гражданства, приобретают в современных условиях существенное значение. К лицам, в отношении которых действуют нормы международного частного права, с учетом специфики их правового положения относятся не только иностранные граждане, но и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется политическое убежище, перемещенные лица и др.
В соответствии с Конституцией в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17).
На необходимость применения судами международно-правовых документов о правах человека было обращено внимание Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".
2. Во многих государствах применяется понятие "право иностранцев", которое сводится к определению особого режима для иностранцев в области публичного права. Обычно "право иностранцев" состоит из правил, касающихся поселения, поступления на работу и т.д. Имеется и точка зрения, согласно которой под "правом иностранцев" следует вообще понимать сумму норм, ограничивающих права иностранцев. Ограничения касаются главным образом права передвижения, права заниматься определенными профессиями, права приобретения недвижимости.
Есть страны, в которых традиционно "положение иностранцев" (la condition des etrangers) включается в международное частное право. Это Франция и страны, правовая система которых формировалась под влиянием французского права. В большинстве же современных государств, и в частности тех, где эта область детально регулируется (ФРГ, Австрия и др.), право иностранцев рассматривается как подотрасль административного права.
Таким образом, "право иностранцев" - это комплекс норм, определяющих специальный статус иностранцев, это не нормы коллизионного характера, а исключительно материально-правовые, регулирующие соответствующие отношения по существу. Обычно "право иностранцев" определяет правовой статус иностранцев как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это нормы в основном административно-правового характера; они касаются отличий правового статуса иностранца от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле - это комплекс всех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанавливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами, в том числе необходимых для осуществления деятельности иностранца как такового в пределах данного государства.
Во многих странах имеется подробно разработанное законодательство об иностранцах, в том числе и в тех, которые относятся к англо-американской системе "общего права" (common law). Но есть также страны, как, например, ФРГ, в которых традиционно право иностранцев отграничивается от международного частного права и в то же время регулируется отдельным законом (Законом об иностранцах 1990 г.), содержащим административно-правовые нормы.
В России и в других государствах СНГ, в КНР "право иностранцев" не считается самостоятельной отраслью в системе права. Это объясняется тем, что по предмету регулирования соответствующие нормы относятся к различным отраслям права: государственному, административному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовному, процессуальному и т.д.
3. При решении коллизионных вопросов в законодательстве и доктрине ряда государств широко используется понятие личного закона физического лица (lex personalis), который призван регулировать все основные вопросы правосубъектности такого лица. Наибольшее распространение для определения такого закона получило применение принципа закона гражданства лица (lex patriae) в ФРГ, Австрии, Италии и других европейских странах. Однако в США, Англии и иных странах "общего права", а также в некоторых других государствах используются не привязки к закону гражданства, а привязка к закону места жительства (lex domicilii) или же смешанные системы. Так, по закону о международном частном праве Эстонии 2002 г. в отношении лиц, имеющих гражданство нескольких государств, применяется гражданство того государства, с которым лицо имеет наиболее тесную связь, в отношении лиц без гражданства либо беженцев вместо гражданства применяется закон места жительства лица (ст. 11). Однако в отношении правоспособности и дееспособности физического лица, согласно этому закону, применяется право государства места жительства данного лица (ст. 12).
4. Положение иностранцев в России определяется прежде всего Конституцией РФ. Напомним, что, согласно Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).
Принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ 1993 г. более широко, чем в предшествующем законодательстве. В отличие, например, от предусмотренного Законом СССР о правовом положении иностранных граждан 1981 г., этот принцип подлежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Кроме того, исключения из него допускаются лишь на основании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.
В полном соответствии с Конституцией общее правило о национальном режиме в сфере гражданского права было сформулировано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, где, в частности, сказано: "Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом".
К основным законодательным актам, определяющим правовое положение иностранных граждан в России, относится наряду с Конституцией и ГК РФ ряд федеральных законов.
В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации", вступившем в силу с 1 июля 2002 г., наряду с определением понятий "иностранный гражданин", "лицо без гражданства", содержатся положения о двойном гражданстве (ст. 6), о предоставлении защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ст. 7), о гражданстве и браке (ст. 8), о гражданстве детей (ст. ст. 9, 24 - 27).
В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", наряду с общим определением правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, регулируются их отношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления. В Законе содержатся правила, касающиеся пребывания (проживания) иностранных граждан в России и осуществления ими на территории России трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон содержит следующие главы: гл. I - Общие положения; гл. II - Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию; гл. III - Регистрация иностранных граждан в Российской Федерации; гл. IV - Учет иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации; гл. V - Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации; гл. VI - Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона; гл. VII - Заключительные положения. Из приведенного перечня видно, что в Законе в основном содержатся административно-правовые правила, в частности, положения в области регулирования трудовых отношений, которые имеют существенное значение для международного частного права.
Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:
- иностранные граждане пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ;
- иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;
- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения;
- использование иностранными гражданами своих прав в РФ не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать действующие в Российской Федерации законы, включая и те, которые определяют порядок осуществления субъектами своих гражданских прав.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
При определении правового положения иностранцев наше законодательство исходит из принципа равенства всех рас и национальностей, поэтому, например, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, действующие в некоторых странах, в Российской Федерации не имеют никакой силы.
Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ мужчины и женщины имеют в Российской Федерации равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и мужчины полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются в Российской Федерации равные права с мужчиной-иностранцем.
Поэтому в Российской Федерации не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Бразилии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их пребывания в Российской Федерации. Жена без согласия мужа может в Российской Федерации поступать на работу, распоряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т.д.
Безоговорочное признание принципа равенства женщины и мужчины приводит к тому, что в Российской Федерации не могут быть осуществлены вообще юридические действия, основанные на неравноправном положении женщины.
5. Положения о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных Россией с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения и т.д.). В этих актах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Так, предоставление национального режима предусмотрено договором о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Россией и Эстонией от 26 января 1993 г. Граждане Эстонии в России точно так же, как и граждане России на территории Эстонии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреждениях, как и собственные граждане каждого из государств.

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства урегулирован КонституциейРФ, Федеральнымзакономот 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Действующее законодательство различает три категории иностранцев:

1) временно пребывающие иностранные граждане. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы (не свыше 90 суток) либо трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) (на срок не более 1 года). В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе увеличить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина до ста восьмидесяти суток или сократить;

2) временно проживающие иностранные граждане. Разрешение на временное проживание, т.е. подтверждение права временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, выдается в пределах квоты, утверждаемой Правительством РФ сроком на три года. Правительство РФ ежегодно утверждает квоты, в пределах которых возможен прием иностранцев для временного проживания в субъектах РФ. Правительство, утверждая квоты, учитывает предложения исполнительных органов власти субъектов РФ, демографическую ситуацию в них, возможности по обустройству иностранцев.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

Родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

Состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

Осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

Поступившему на военную службу - на срок его военной службы;

Являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов его семьи, переселяющихся совместно с ним в Российскую Федерацию;

В иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

3) постоянно проживающие иностранные граждане. К данной категории относятся лица, получившие разрешение на постоянное проживание - вид на жительство. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину (или лицу без гражданства) в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет, он может неоднократно продлеваться на пять лет. Заявление о выдаче вида на жительство подается в компетентные органы не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган ФМС по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство. Требование представления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

Имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии);

Место проживания данного иностранного гражданина;

Место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;

Период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);

Размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

Форма и порядок подачи уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Регистрация иностранных граждан. Иностранец, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в страну.

Основные права и обязанности иностранных граждан, апатридов во многом обусловлены применением так называемого правового режима - установленного и контролируемого государством порядка приобретения и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей. Национальный режим определяют как уравнивание иностранных граждан в правах с гражданами, за исключением тех прав, которые присущи исключительно гражданам. Режим наибольшего благоприятствования применяется в отдельных зарубежных странах в результате заключения договора, по которому государство обязано относиться к гражданам своего партнера на тех же условиях, что и к гражданам своей страны. Специальный дипломатический режим - совокупность прав и условий, установленных законом или международным договором, когда отдельные права и обязанности закрепляются именно за иностранными гражданами.

В России действует национальный режим, причем его действие носит безусловный характер, т.е. он предоставляет иностранным гражданам права независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем отечественное законодательство предусматривает возможность ответных ограничений, так называемых реторсий.

Иностранный гражданин может быть подвергнут депортации, т.е. принудительной высылке из Российской Федерации в случае утраты или прекращения оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ. Это возможно, если иностранный гражданин:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их;

Представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкое преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, и т.д.

Решение о выдворении принимается компетентными органами. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат выдворению в принудительном порядке.

В отношении ограничений прав иностранных граждан необходимо отметить следующее.

Любой иностранный гражданин не имеет права:

Находиться на муниципальной службе;

Замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексомторгового мореплавания РФ;

Быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

Быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

Быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

Заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом и др.

Вместе с тем в законодательство внесены изменения, направленные на упрощение процедуры привлечения к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и аккредитованными в порядке, установленном Правительством РФ, а также иностранных граждан - журналистов, осуществляющих трудовую деятельность в организациях средств массовой информации, учрежденных специально для распространения информации на иностранных языках.

Таким образом, правовой статус иностранцев заметно отличается от статуса граждан России как по формальным, так и по содержательным аспектам. Тем не менее очевидно, что Россия создает апатридам надлежащие условия как для полноценного проживания на ее территории, так и для приобретения ими гражданства России, способствуя реализации принципа сокращения числа лиц без гражданства на территории России.

Нормами международного частного права регулируются имуществен ные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальны! права иностранцев. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядка!» отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойствен^ ности - своеобразие правового положения иностранца.


Для конца XX века характерно резкое увеличение числа иностранцев, временно ли постоянно находящихся в другой стране.

О масштабах миграции населения свидетельствуют следующие данные. В США, например, иммигранты из Советского Союза (и дореволюционной России) составляют 2,8 млн. чел., из Италии - 10 млн., из Польши - 8 млн., из Голландии - 8 млн. Одних только рабочих-мигрантов в послед­ней четверти XX века в ФРГ было 5-7 млн., а в Италии - 1 млн. Всего в Западной Европе число трудящихся-мигрантов достигло в 1990 г. 12 млн. человек.

Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержат­ся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о граж­данских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Проблемы определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах XX века особое значение. С одной стороны, это объясняется тем, что само число приезжающих в Россию и проживающих в ней иностранцев резко увели­чилось, что, в свою очередь, определяется открытостью российской эко­номики для зарубежных инвесторов, предпринимателей, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долго­срочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профес­сий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.

С другой стороны, после распада СССР миллионы людей, проживаю­щих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Кроме того, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза многие граждане вынуждены были по­кинуть свои государства и стать беженцами. Приехав в Россию, они про­должают длительное время оставаться здесь иностранцами.

Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всего в США и в ряд европейских государств (Германию, Францию, Ни­дерланды и т.д.). В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, в других - они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение опре­деленного периода такие лица сохраняли российское гражданство.


Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражда­нами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В настоящей работе термин «иностранец» при­меняется как адекватный термину «иностранный гражданин».

старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов

Аннотация:

В настоящей статье автор рассматривает вопросы правового положения лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, в том числе «иностранных гражданин» и «лиц без гражданства». Так рассматриваются вопросы законного пребывания в Российской Федерации, а также незаконного пребывания (попадания) в Российскую Федерацию, в том числе вопросы въезда на территорию России с нарушением установленных правил, без наличия действительного вида на жительство или разрешения на временное проживание/пребывание или его утратой, уклонения от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания), нарушения правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Представлена классификация категорий лиц в зависимости от цели поездки в Российскую Федерацию. Рассматриваются вопросы, связанные с каждой категорией лиц. Автор приводит мнения учёных-правоведов, практикующих юристов, а также собственную точку зрения по целому ряду вопросов.

Ключевые слова:

иностранцы, ЛБГ, апатрид, бипатрид, правовое положение, правовое регулирование, категоризация, въезд, выезд, Россия, РФ.

Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» .

Данный Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В соответствии со ст. 3, законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из анализируемого Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

В ч. 2 гл. 1 «Общие положения», даются следующие понятия:

  • «иностранный гражданин» - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • «лицо без гражданства» - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства» .

Во второй части цитируемой статьи закона установлено, что «понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства». Дело в том, что в законодательной практике применительно к иностранцам используются термины - «иностранные граждане», «лица без гражданства».

Тем самым подчеркивается, что по подавляющему большинству вопросов разницы в правовом статусе иностранных граждан и апатридов нет: они обладают равными между собой правами, свободами и обязанностями.

Как отмечает О.Е. Кутафин , обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является для человека естественным состоянием, и потому состояние «без гражданства» - отсутствие гражданства (подданства) - сравнительно редкое исключение.

В данной работе понятия «гражданин (подданный) иностранного государства» и «лицо без гражданства» объединены общим понятием «иностранный гражданин», если только речь не будет идти об особенностях правового статуса апатрида по сравнению с лицом, имеющим гражданство (монопатридом либо бипатридом).

В правовой литературе существуют различные мнения о понятии «иностранец», «иностранный гражданин», их трактовки.

Представляется, что под иностранцем следует понимать физическое лицо, находящееся в определенной правовой связи с государством, не являющееся его гражданином и состоящее в гражданстве (подданстве) другого государства. Говоря же о соотношении терминов «иностранец» и «иностранный гражданин» можно отметить, что эти юридические категории являются тождественными и могут использоваться в правовом смысле как равнозначные» .

В связи с неоднородностью различных групп иностранных граждан на территории России, отличиями в целях пребывания этих лиц, временем их пребывания и т.д. в юридической литературе делались попытки классифицировать группы иностранцев по тем или иным родовым признакам. Иностранцы могут быть подразделены на ряд основных групп с учетом использования конкретных критериев, утверждают А.М. Арбузкин и О.Ф. Мураметс и дают классификацию групп иностранцев, согласно которой иностранные граждане могут быть подразделены на следующие основные группы с учетом использования конкретных критериев:

  1. в зависимости от цели приезда: туристы; приехавшие на работу по соглашениям; учащиеся; лица, следующие через территорию транзитом; находящиеся в служебных командировках;
  2. по времени пребывания: временно пребывающие и постоянно проживающие;
  3. относительно подчинения юрисдикции: освобожденные от юрисдикционной деятельности государственных органов (дипломаты и приравненные к ним лица); на которых юрисдикционная деятельность государства распространяется частично (члены экипажей военных кораблей; военнослужащие воинских частей; некоторые категории консульских работников); лица, на которых полностью распространяется юрисдикционная деятельность государственных органов;
  4. в зависимости от гражданства той или иной страны: иностранцы, представляющие конкретные страны.

Однако большая группа ученых, в основном в области административного права, склонна подразделять всех иностранных граждан на три категории: постоянно проживающие; временно пребывающие; проезжающие через территорию России транзитом.

Опираясь на нормы действующего Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , вступившего в силу с 1 ноября 2002 г., можно выделить четыре основные категории иностранных граждан: а) временно пребывающие; б) временно проживающие; в) постоянно проживающие; г) незаконно пребывающие.

Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - это лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Иностранные граждане, подпадающие под данную правовую категорию, обязаны иметь национальный паспорт или другие документы, удостоверяющие их личность в соответствии с международными соглашениями, визу и (или) миграционную карту. Для того чтобы получить работу на территории Российской Федерации, они обязаны получить разрешение на трудовую деятельность, а работодатели, использующие их труд, обязаны получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Разрешенный срок их пребывания на территории России составляет от трех месяцев до одного года. Данные иностранные граждане, как правило, могут находиться только на территории одного субъекта Российской Федерации.

Временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане являются новой правовой категорией по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Ими являются иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в пределах одного субъекта Российской Федерации в соответствии с установленными квотами в течение трех лет (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ч. 2. ст. 6).

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют национальные документы или полученный в установленном порядке вид на жительство. Им предоставлено право свободно выбирать место жительства на территории Российской Федерации. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок пять лет, по окончании которого вид на жительство по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Причем количество продлений срока действия вида на жительство не ограничивается (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2003 г., от 11 ноября 2003 г., ч. 1. ст. 2; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» ((с изм. и доп., вступившими в силу с 01.05.2012). ст. 25.10).

Незаконно пребывающими признаются иностранные граждане и лица без гражданства, которые:

  1. выехали на территорию России с нарушением установленных правил;
  2. не имеют или утратили действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  3. уклоняются от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания);
  4. нарушили правила транзитного проезда через территорию РФ.

Они оказываются на нелегальном положении в результате незаконного въезда или утраты права на дальнейшее пребывание и нежелания добровольно возвращаться в страну, гражданами которой они являются, или страну их последнего пребывания. На территории России они обладают только основными неотъемлемыми правами человека, подлежат административному преследованию со стороны уполномоченных государственных органов с последующим выдворением за пределы территории Российской Федерации.

Определенный интерес представляет собой видовая классификация иностранных граждан на определенные категории, используемая в правоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов Российской Федерации при оформлении приглашений и виз. В соответствии с ней все иностранные граждане в зависимости от цели поездки в Российскую Федерацию могут быть подразделены на следующие категории:

а) постоянные и временно командированные сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, а также международных организаций и их представительств (послы, главы представительств, генконсулы, консулы, военные атташе, дипломатические и технические сотрудники, а также члены их семей и гости; обслуживающий персонал, командированные, курьеры дипломатической связи, главы и члены делегаций по линии правительственных и международных организаций, пребывающие для ведения официальных переговоров);

б) военнослужащие (прибывающие по линии МО РФ, ФСБ РФ, МВД РФ на военные учения, совещания и переговоры и т.д.);

в) инспектора (по контролю за вооружениями, химическому и ядерному оружию, открытому небу, по мерам доверия и т.д.);

г) въезжающие в Российскую Федерацию с частными целями (в частности, по приглашению, с целью посещения захоронения, в порядке приграничного обмена, для экстренного лечения либо в связи с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника);

д) въезжающие в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок (прибывающие в государственные или коммерческие структуры для участия в переговорах или решения коммерческих вопросов; прибывающие в качестве профессиональных водителей автотранспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские и грузовые перевозки, членов экипажей самолетов, судов или поездных бригад; прибывающие для установки, монтажа, ремонта и технического обслуживания оборудования, поставленного иностранными фирмами и организациями; прибывающими для переговоров по линии исполнительных, законодательных и судебных органов власти; прибывающие для лечения, медицинского обследования и консультирования по приглашению лечебного учреждения; прибывающие с целыо усыновления (удочерения); прибывающие с целью чтения курса лекция в учебных заведениях высшего и среднего специального профессионального образования; прибывающие в качестве временных корреспондентов и т.д.);

е) въезжающие в Российскую Федерацию с туристическими целями;

ж) въезжающие в целях обучения в образовательном учреждении (в средних специальных и высших профессиональных образовательных учреждениях, аспирантуре, курсах русского языка, подготовительных отделениях образовательных учреждений, а также с целью повышения квалификации или профессиональной переподготовки и т.д.);

з) въезжающие с целью осуществления трудовой деятельности;

и) въезжающие в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, культурных, общественно-политических, спортивных, религиозных связей и контактов, паломничества, благотворительной деятельности, доставки гуманитарной помощи;

к) въезжающие в Российскую Федерацию в целях получения убежища;

л) въезжающие в Российскую Федерацию в целях транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

м) въезжающие в Российскую Федерацию для временного проживания в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание;

н) депортируемые в Россию с территории иностранных государств в соответствии с соглашениями о реадмиссии.

Независимо от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством пребывания, практика государств выработала несколько видов правовых режимов пребывания иностранцев в данной стране. По сути, эти правовые режимы представляют собой юридическое решение вопроса об объеме прав, которые представляются иностранцам. Это - следующие режимы: национальный, наибольшего благоприятствования, специальный.

Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. С этой точки зрения правовой статус иностранцев в принципе приравнивается к правовому статусу собственных граждан, но за рядом исключений, предусмотренных национальным законодательством.

Например, к таким исключениям относится отсутствие у иностранцев права на участие в управлении государственными делами. Не возлагаются на иностранцев такие обязанности, как, например, обязанность служить в вооруженных силах государства пребывания. Национальный режим не нарушает связи иностранца и с государством его гражданства - в отношении своего государства он несет обязанности при сохранении всех прав.

В Российской Федерации национальный режим для иностранцев действует как общий принцип права. Он закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации 1993 г. : «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Таким образом, возможность дополнения, конкретизации данного принципа, как в законодательном порядке, так и при помощи международных договоров - не исключается.

Следующим вид правового режима иностранцев - режим наибольшего благоприятствования. Он означает, что граждане иностранного государства пользуются на территории данного государства таким же правовым режимом, какой предоставлен гражданам третьего государства.

Данный вид режима так же представляет собой метод соотношения правового статуса физических и юридических лиц договаривающихся государств с правовым статусом таких же лиц третьего государства на их территории. Такой подход должен быть зафиксирован в международном договоре, по крайней мере, двумя заинтересованными государствами.

Договор обычно предусматривает, что физическим и юридическим лицам одной стороны предоставляется на территории другой стороны такой же правовой режим, которым пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории физические и юридические лица любого третьего государства. Третьим государством может быть любое, следовательно, и такое государство, физическим и юридическим лицам которого предоставлены наиболее благоприятные условия. Режим наибольшего благоприятствования как бы уравнивает в правах иностранцев. Чаще всего он применяется при регулировании торговых связей. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на взаимных началах.

Наконец, специальный режим связан с предоставлением иностранцам определенных привилегий и преимуществ. Например, это может касаться граждан соседних государств в их отношениях друг с другом в сфере приграничной торговли, приграничного общения и т.п.

Объем прав и обязанностей иностранца определяется международными договорами и национальным законодательством государства. Определение этого объема - дело внутренней компетенции каждого государства. Однако государство должно исходить из международных стандартов, являющихся общепризнанными нормами международного права. В первую очередь эти стандарты закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В обоих пактах множество статей, касающихся прав и свобод лиц, начинается со слов: «каждый человек...», т.е. любой человек, находящийся на территории данного государства, в том числе и иностранец, обладает указанными в пактах правами и свободами.

Следовательно, международно-правовые стандарты в области прав человека имеют универсальное значение. Они явились конкретизацией принципа уважения прав и основных свобод человека, обязательного для всех государств. Каждое государство, опираясь на этот принцип и исходя из своего суверенитета, само устанавливает правила пребывания иностранцев на своей территории. В связи с этим государство распространяет на иностранцев, находящихся на его территории, свою юрисдикцию и требует, чтобы иностранцы выполняли установленные ими правила. Несоблюдение правил влечет ответственность, от которой освобождается достаточно узкий круг иностранцев. В то же время государство, на территории которого находится иностранец, должно защищать его права, особенно связанные с личностью иностранца и его имуществом.

Государство пребывания не должно препятствовать иностранцам в праве выезда со своей территории. Оно не должно ущемлять права отдельных групп иностранцев по признакам расы, вероисповедания, языка и религии и т.п., т.е. подвергать их дискриминации. Дискриминацией является лишение физического лица основных прав и свобод человека или целенаправленное и существенное ущемление этих прав, что является нарушением норм международного права. А это недопустимо. В то же время государство в определенных областях может предоставить иностранцам меньший объем прав, чем собственным гражданам. Такие ограничения возможны, но в рамках требований национального закона и соответствующих норм международного права. Например, международные пакты о правах человека не препятствуют государствам делать изъятия в отношении иностранцев в сфере избирательного права. Иностранец не может избирать и быть избранным в органы государственной власти, судебные органы; быть главой государства и т.п.[

Заголовок En:

Concept, classification, foreign citizens legal status bases in Russian Federation

Аннотация En:

In the present article author critically presents questions of the legal status of persons who are not citizens of Russian Federation, including "foreign citizens" and "stateless persons". Questions of lawful stay in Russian Federation, and also questions of illegal stay (entrance) to the territory of Russian Federation, including questions of entrance to the territory of Russia, violation of established rules, stay without a valid residence permit or permission to temporary stay or its loss of permit, evasion from departure from Russian Federation after the expiry date, violation of rules of transit through the territory of Russian Federation are also considered. Classification of categories of persons willing to enter Russian Federation is presented. Questions connected to every category of persons are presented and analyzed. Author presents opinions of scientists-jurists and practicing lawyers as well as own point of view on a number of related questions.

Ключевые слова En:

foreigners, LBG, apatride, multiple citizenship, legal status, legal regulation, categorization, entrance, departure, Russia, Russian Federation.

Общие вопросы положения иностранцев

Нормами международного частного права регулируются имуществен ные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальны! права иностранцев. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядка!ʼʼ отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойствен^ ности - своеобразие правового положения иностранца.

Для конца XX века характерно резкое увеличение числа иностранцев, временно ли постоянно находящихся в другой стране.

О масштабах миграции населœения свидетельствуют следующие данные. В США, к примеру, иммигранты из Советского Союза (и дореволюционной России) составляют 2,8 млн. чел., из Италии - 10 млн., из Польши - 8 млн., из Голландии - 8 млн. Одних только рабочих-мигрантов в послед­ней четверти XX века в ФРГ было 5-7 млн., а в Италии - 1 млн. Всего в Западной Европе число трудящихся-мигрантов достигло в 1990 ᴦ. 12 млн. человек.

Основополагающее значение для определœения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержат­ся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о граж­данских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Проблемы определœения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах XX века особое значение. С одной стороны, это объясняется тем, что само число приезжающих в Россию и проживающих в ней иностранцев резко увели­чилось, что, в свою очередь, определяется открытостью российской эко­номики для зарубежных инвесторов, предпринимателœей, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долго­срочным пребыванием большого числа строителœей, рабочих иных профес­сий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.

С другой стороны, после распада СССР миллионы людей, проживаю­щих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Вместе с тем, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза многие граждане вынуждены были по­кинуть свои государства и стать беженцами. Приехав в Россию, они про­должают долгое время оставаться здесь иностранцами.

Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всœего в США и в ряд европейских государств (Германию, Францию, Ни­дерланды и т.д.). В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, в других - они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение опре­делœенного периода такие лица сохраняли российское гражданство.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражда­нами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В настоящей работе термин ʼʼиностранецʼʼ при­меняется как адекватный термину ʼʼиностранный гражданинʼʼ.

Положение иностранцев в России определяется прежде всœего Консти­туцией РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ пра­вами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ 1993 ᴦ.).

Реализация и соблюдение прав человека, предусмотренных междуна­родным правом, таких, как право покидать свою страну и возвращаться в нее, признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на тер­ритории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, ино­странным гражданином или лицом без гражданства, приобретают в совре­менных условиях существенное значение. К числу лиц, в отношении кото­рых действуют нормы международного частного права, с учетом специфи­ки их правового положения относятся не только иностранные граждане, но и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется по­литическое убежище, перемещенные лица и др.

Во многих государствах применяется понятие ʼʼправо иностранцевʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сводится к определœению особого режима для иностранцев в об­ласти публичного права. Обычно ʼʼправо иностранцевʼʼ состоит из правил, касающихся посœелœения, поступления на работу и т.д. Имеется и точка зре­ния, согласно которой под ʼʼправом иностранцевʼʼ следует вообще пони­мать сумму норм, ограничивающих права иностранцев. Ограничения ка­саются главным образом права передвижения, права заниматься опреде­ленными профессиями, права приобретения недвижимости.

Так, в соответствии с внутренним законодательством право собственности ино­странных физических и юридических лиц на недвижимость, и прежде всœего на зе­мельные участки, должна быть ограничено. В ряде стран для покупки земли иностран­цам требуется получение разрешения местных или центральных органов власти (в Австралии, Австрии, Дании, Швейцарии - с некоторыми изъятиями, в Швеции и ДР-)-

В Канаде в ряде провинций Ограничиваются права иностранцев на покупку земли (так, в Альберте иностранцы и компании под иностранным контролем не имеют права покупать и владеть землей, в Саскачеване ограничивается размер сельскохо­зяйственных земельных участков, которые бывают проданы иностранцам). На Кипре иностранец может арендовать землю лишь с разрешения Совета Министров, однако приобрести земельный участок можно на 99 лет.

В Финляндии отделœения иностранных компаний и компании, в которых ино­странным лицам принадлежит более 20% (в отдельных случаях более 40%) акций " не имеют права без разрешения Государственного Совета приобретать или прода­вать недвижимость на срок более двух лет.

В США покупка иностранцами недвижимости, особенно земли, ограничивается на основании законов большинства штатов.

Есть страны, в которых традиционно ʼʼположение иностранцевʼʼ (1а condition des etrangers) включается в международное частное право. Это Франция и страны, правовая система которых формировалась под влия-

нием французского права. В большинстве же современных государств, и в частности тех, где эта область детально регулируется (ФРГ, Австрия и др.), право иностранцев воспринимается как подотрасль административ­ного права.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ʼʼправо иностранцевʼʼ - это комплекс норм, опреде­ляющих специальный статус иностранцев, это не нормы коллизионного ха­рактера, а исключительно материально-правовые, регулирующие соответ­ствующие отношения по существу. Обычно ʼʼправо иностранцевʼʼ опреде­ляет правовой статус иностранцев как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это нормы в основном административно-правового харак­тера; они касаются отличий правового статуса иностранца от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле - это комплекс всœех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанав­ливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами, в т.ч. необходимых для осуществления деятельности иностранца как такового в пределах данного государства.

Во многих странах имеется подробно разработанное законодательство об иностранцах, в т.ч. и в тех, которые относятся к системе ʼʼобщего праваʼʼ (common law). Но есть также страны, как, к примеру, ФРГ, в ко­торых традиционно право иностранцев отграничивается от международно­го частного права и в то же время регулируется отдельным законом (За­коном об иностранцах 1990 ᴦ.), содержащим нормы административно-правовые.

В России и в других государствах СНГ, в КНР, странах Восточной Ев­ропы ʼʼправо иностранцевʼʼ не считается самостоятельной отраслью в сис­теме права. Это объясняется тем, что по предмету регулирования соответ­ствующие нормы относятся к различным отраслям права: государственно­му, административному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовно­му, процессуальному и т.д. При этом это не означает отрицания практичес­кой целœесообразности в специальном законодательном регулировании комплексного характера. В результате признания такой целœесообразности в СССР в 1981 ᴦ. был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР. Подготовлен проект Закона РФ о правовом положении иностранных граждан в России. Законы о правовом положении иностран­ных граждан приняты в Белоруссии и Казахстане.

Лицо без гражданства - это лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Беженец - это не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желаю-Щее прибыть на территорию России лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на тер­ритории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности под-

по

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

§ 1. Общие вопросы положения иностранцев

вергнуться преследованию по признаку расовой или национальной при- \ надлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к опреде- ! ленной социальной группе или по политическим убеждениям. ;

В соответствии с Конституцией в РФ признаются и гарантируются "\ права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным прин- , ципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17).

На крайне важно сть применения судами международно-правовых доку­ментов о правах человека было обращено внимание постановлением Пле- I нума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 ᴦ. № 8 ʼʼО некоторых во- ,j просах применения судами Конституции Российской Федерации при осу­ществлении правосудияʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ 1993 года более широко, чем в предшествующем зако­нодательстве. В отличие, к примеру, от предусмотренного Законом СССР о правовом положении иностранных граждан 1981 года, данный принцип под- ] лежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Вместе с тем, исключения из него допускаются лишь на осно­вании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

В полном соответствии с Конституцией общее правило о национальном режиме в сфере гражданского права было, как уже отмечалось выше, сформулировано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, где, в частности, сказано следующее: ʼʼПравила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, в случае если иное не предусмотрено федеральным закономʼʼ.

Косновным законодательным актам, определяющим правовое положе­ние иностранных граждан в России, относятся наряду с Конституцией и ГК РФ такие законы, как Закон о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 ᴦ. с из­менениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 6 февраля 1995 ᴦ., Закон РФ о беженцах от 19 февраля 1993 ᴦ., Положе­ние о порядке предоставления политического убежища в Российской Фе­дерации, утвержденное Указом Президента РФ от 26 июля 1995 ᴦ.

До принятия российского закона о правовом положении иностранных! граждан в РФ сохранилось действие Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 ᴦ. с изменениями, внесен­ными Федеральным законом от 15 августа 1996 ᴦ.

Российское законодательство исходит из следующих базовых принци­пов правового положения иностранных граждан:

во-первых, иностранные граждане пользуются теми же правами и сво­бодами и несут те же обязанности, что и отечественные граждане, таким образом, исходным является принцип национального режима;

во-вторых, иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к ре­лигии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

в-третьих, в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, бывают установлены ответные ограничения;

в-четвертых, использование иностранными гражданами своих прав в РФ не должно наносить ущерба интересам общества и государства, пра­вам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Как и остальные участники гражданского оборота͵ иностранцы обязаны соблюдать дейст­вующие в РФ законы, включая и те, которые определяют порядок осу­ществления субъектами своих гражданских прав.

При определœении правового положения иностранцев наше законода­тельство исходит из принципа равенства всœех рас и национальностей, поэ­тому, к примеру, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, действующие в некоторых странах, в РФ не имеют никакой силы.

Согласно п. 3 ст. 19 Конституции РФ, мужчины и женщины имеют в РФ равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и мужчины полностью распространяется и на иностранцев. Женщинœе-иностранке предоставляются в РФ равные права с мужчиной-иностранцем.

По этой причине в РФ не бывают признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Бразилии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их пребывания в РФ. Жена без согласия мужа может в РФ поступать на ра­боту, распоряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т.д.

Безоговорочное признание принципа равенства женщины и мужчины приводит к тому, что в РФ не бывают осуществлены вообще юридичес­кие действия, основанные на неравноправном положении женщины.

Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 года предусматривает разделœение всœех иностранных граждан на две категории: постоянно проживающих и временно находящихся в нашей стране. Отне­сение лица к какой-либо категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории нашего государства.

Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране определяет существенным образом его правовое положение. По этой причине в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жили-предоставление медицинской помощи, образование, иностранные

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются к! гражданам России.

Статус таких лиц отличается, таким образом, от статуса лиц, на время"] приезжающих в нашу страну.

§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ

1. В соответствие со ст. 160 Основ гражданского законодательства 1991 года,ʼʼ иностранные граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью] наравне с нашими гражданами.

В Проекте части третьей ГК РФ дается определœение личного закоь физического лица. Им считается право страны, гражданство которой эт лицо имеет. В случае если наряду с иностранным гражданством лицо имеет россий^ ское гражданство, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом счи-; тается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано. Личным за?| коном лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает. Личным законом беженца считается право страны| предоставившей убежище.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Напомним, что согласно ГК РФ правила, установленные гражданскиʼʼ законодательством, применяются к отношениям с участием иностранны! граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Исключения из общих норм гражданского законодательства для отно* шений с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностран^ ных юридических лиц бывают установлены только на базе федераль^ ного закона. Это вытекает из ст. 62 Конституции РФ 1993 года. В комменч тариях к ГК РФ обращалось внимание на то, что такой подход, однако, не" исключает того, что положения, которые расширяют права иностранцев, предоставляют им особые льготы и преимущества, бывают приняты органом власти и управления любого уровня, если, разумеется, решение соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для орга­нов компетенции (М.И. Брагинский).

Положение ст. 62 Конституции РФ закрепляет предоставление ино­странцам национального режима (см. гл. 3). В силу этого иностран! пользуются в РФ, как правило, такой же гражданской правоспособностьк что и российские граждане. Это означает, что гражданская правоспосс ность иностранца в РФ определяется в принципе российским законод тельством, а не личным законом иностранца. Применение к инострани личного закона, в частности закона государства, гражданином которого i

§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ 113

является, допускается лишь при наличии соответствующих правил между­народного договора, участницей которого является Россия.

Из предоставления иностранцам национального режима в то же время следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему при­вилегий или установления изъятий из российского закона.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный харак­тер, ᴛ.ᴇ. он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности. Из этого принципа исходят и другие законода­тельные акты, регулирующие права иностранцев в различных областях (а. 25ГПКидр.).

Сказанное не означает, что в отдельных случаях законодательством не бывают установлены правила в отношении осуществления каких-либо прав на началах взаимности (к примеру, такое правило было установлено Федеральным законом 1995 ᴦ. применительно к занятию племенным жи­вотноводством).

Национальный режим в отношении прав иностранцев на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных мик­росхем, на селœекционные достижения предоставляется в силу междуна­родных договоров или на основании принципа взаимности (подробнее см. гл. 13).

Предоставление иностранцу гражданской правоспособности наравне с гражданами России, как правило, не обусловлено тем, что иностранецдол-жен иметь место жительства в РФ. В отдельных прямо предусмотренных в законе случаях предоставление определœенных прав связано с фактом по­стоянного проживания иностранца в РФ. Так, согласно ст. 12 Закона от 24 июня 1981 ᴦ., иностранные граждане могут иметь в нашей стране жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведений науки, литературы и искус­ства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, про­мышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущест­венные права. В соответствии со ст. 11 того же закона всœе иностранные граждане, постоянно проживающие в нашей стране, имеют право на ос­нованиях и в порядке, установленных для всœех граждан, получить в поль­зование жилое помещение в домах государственного и общественного жи­лого фонда, жилищно-строительных кооперативов.

Иностранные граждане, как и отечественные, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юридичес­кого лица. На них распространяется действие Положения о порядке госу­дарственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, Утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 ᴦ. Οʜᴎ могут зани-

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

маться благотворительной деятельностью. Иностранные граждане, ка|| субъекты предпринимательской деятельности, бывают пользователял недр, в случае если они будут наделœены законодательством правом заниматься со| ответствующим видом деятельности (см. гл. 5). В этом и в ряде других слу| чаев определœенными видами деятельности иностранные физические юридические) лица могут заниматься при наличии лицензии или лицензи онного свидетельства (градостроительной деятельностью - ст. 22 Закона об основах градостроительства в РФ 1992 ᴦ.), деятельностью по предо­ставлению услуг связи - ст. 8 Федерального закона о связи), согласно ст. 10 Федерального закона об архитектурной деятельности в РФ 1995 года, они могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором - гражданином РФ, имеющим лицензию. Соответствующими законодательными актами пред­усмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на страховую защиту наравне с российскими гражданами (ст. 34 Закона о страховании 1992 ᴦ.).

Иностранные граждане бывают членами производственных коопе­ративов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но лише­ны права участия в сельскохозяйственных производственных кооперати­вах (ст. 13 Закона о сельскохозяйственной кооперации 1995 ᴦ.).

2. Статья 160 Основ гражданского законодательства 1991 года пре усматривает также возможность установления законом отдельных изъята в отношении предоставления иностранцам равных прав с отечественныд гражданами.

Установленные изъятия немногочисленны и бывают сведены кдв группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для ино странцев занимать определœенные должности или заниматься той или ино| профессией на равных началах с нашими гражданами (см. гл. 16).

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особы| режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу территориального ха­рактера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об авторском праве и смеж­ных правах) национальный режим в отношении авторских прав иностран­цев установлен применительно к произведениям, обнародованным на тер­ритории РФ либо необнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений ино­странцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами РФ (см. гл. 12).

3. Законодательство содержит также специальные правила, касающие­ся дееспособности физических лиц, под которой принято понимать способность^ совершать определœенные действия, принимать на себя определœенные обЯ зательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лиц

§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ 115

возникают прежде всœего вследствие того, что законы разных стран не всœег­да одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек дости­гает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континœентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.

Согласно Основам гражданского законодательства 1991 года, ʼʼграж­данская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он являетсяʼʼ (ч. 2 ст. 160). Таково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и некоторые специальные правила.

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (ч. 3 ст. 160). Граж­данская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отно­шении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследст­вие причинœения вреда в РФ, определяется по российскому праву (ч. 4 ст. 160). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ч. 3 и 4 ст. 160 Основ содержат изъятия из дейст­вия принципа личного закона в пользу территориального принципа.

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства бывают признаны в РФ недееспособными или ограничен­но дееспособными в порядке, установленном нашим законодательством.

Согласно Проекту части третьей ГК РФ, гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется его личным законом, ᴛ.ᴇ. законом страны гражданства. Сторона, не обладающая дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у нее дееспособности, будучи дееспособной по праву места совершения сделки, за исключением тех случаев, когда другая сторона знала или должна была знать об отсут­ствии дееспособности. Гражданская дееспособность иностранного граж­данина или лица без гражданства в отношении сделок, совершаемых в Рос­сии, и обязательств, возникающих вследствие причинœения вреда в РФ, оп­ределяется по российскому праву. Ему подчиняется и признание в РФ ино­странного гражданина или лица без гражданства недееспособным.

4. Модельный гражданский кодекс стран СНГ дополнительно к приведен­ным положениям Проекта ГКРФ предусматривает, что способность физичес­кого лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, быть инди­видуальным предпринимателœем и иметь связанные с этим права и обязанности определяется по праву страны, где физическое лицо зарегистрировано в ка­честве индивидуального предпринимателя. При отсутствии страны реги­страции должно применяться право страны основного места осуществле­ния индивидуальной предпринимательской деятельности (ст. 1205).

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспо­собность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ °т 22 января 1993 ᴦ., дееспособность физических лиц определяется зако-

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

нодательством договаривающейся стороны, гражданином которой являе ся это лицо (ст. 23).

5. Постановления о правах иностранцев содержатся в различных меж­дународных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговыхдо-говорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по во­просам налогообложения и т.д.). В этих актах закрепляется уравнение ино-* странцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставлени национального режима), либо с гражданами любого другого государств с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление ре жима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые пример из договорной практики.

Предоставление национального режима предусмотрено договором правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным; уголовным делам между РФ и Эстонией от 26 января 1993 ᴦ. Граждан Эстонии в России, точно аналогично тому, как и граждане России на территории тонии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреждениях, как и собственные граждане каждого из государств.

6. Итак, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Согласно Конституции России 1993 года, право частной собственности ox-j раняется законом. Каждый вправе иметь в собственности имущество, вла| деть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно j другими лицами.

Следует подчеркнуть, что новое законодательство России, в отлич* от старого, исходит из того, что в РФ признаются и защищаются равньп| образом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб ственности.

Общий принцип признания прав частной собственности иностранце! конкретизирован в Законе о товариществах собственников жилья 1996 4 года (ст. 4).

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распо­ряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим законом. Характерные примеры дает в данном отношении судебная практика.

По иску Л. Гринœевой к французскому гражданину А. Реве, проживающему во Франции, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 10 мая 1955 ᴦ. признала, что иностранец может владеть и распоряжаться принадле­жащим ему домом в Москве на тех же основаниях, что и советский гражданин, и что такое право не обусловлено проживанием его в СССР.

Иностранец-собственник вправе истребовать по суду вещи из не* законного владения лица, удерживающего их у себя.

§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ 117

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в отношении права собственности иностранцев дейст­вует принцип национального режима. На иностранцев распространяются в се общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать ино­странцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственнос­ти. Установленные в данном отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всœеми лицами, в т.ч. иностранцами. Так, в случае если иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за рубежом, ни правомерность владения им, когда он жил в другой стране, не являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть оружием в РФ лишь при выполнении условий, установлен­ных законодательством России.

Предоставление национального режима иностранцам означает не толь­ко уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Напри­мер, согласно ст. 1064 ГК РФ, из факта причинœения вреда личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица возникает обя­зательство по возмещению вреда. В соответствие со ст. 1099-1101 ГК РФ уста­новлено возмещение морального вреда. Такие обязательства возникают и в случае причинœения вреда иностранцами (см. гл. 11). Осуществление прав, предоставленных в РФ иностранным гражданам в соответствии с нашим законодательством, неотделимо от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязанностей иностранцев сформулировано в п. 3 ст. 62 Конституции РФ.

Особые положения установлены в отношении допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответствующую подготовку в иностранных государствах (эти положения не распространя­ются на лиц, получивших подготовку в бывшем СССР).

Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать свою ква­лификацию в образовательных учреждениях РФ. Такое обучение осущест­вляется на базе прямых договоров с этими учреждениями, а также меж­правительственных и иных соглашений, заключаемых с государственными органами зарубежных стран.

Для работающих в РФ иностранцев, которые окончили высшие учеб­ные заведения за границей, имеет большое значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по этим вопросам содержатся в соглашениях 0 признании эквивалентности дипломов. В соответствии с этими соглаше­ниями в РФ лица, окончившие высшие учебные заведения за границей, п ри наличии у них соответствующего документа в подлиннике считаются имеющими высшее образование наравне с лицами, окончившими высшие Учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу j РФ и не подлежат обмену на дипломы установленного в РФ образца.

7. Новым для российского законодательства является введение колли­зионной нормы, касающейся права на имя. Согласно Проекту части третей ГК РФ, право иностранного гражданина или лица без гражданства на имя, его использование и защиту определяется его личным законом, поскольку иное не вытекает из правил, установленных ГК. В понятие ʼʼимяʼʼ, соглас­но ГК, входит и фамилия лица. В соответствии со ст. 19 ГК РФ в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления об этом своих должников и кредиторов и несет риск пос­ледствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Российский закон (п. 4 ст. 19) не допускает приобретения прав, обязанностей под именем другого лица.

Следует иметь в виду, что регулирование вопроса об имени лица не ог раничивается только пределами гражданского законодательства. Измене ние имени возможно лишь на основании акта государственного органа, им должна быть только орган страны гражданства. В случае вступления | брак или усыновления вопрос об имени, к примеру, женщины, вступающее в брак, или усыновленного, будет определяться правом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должн| применяться к отношениям такого рода.

Так, проблема применения права в отношении изменения имени возникла в 1997 ᴦ. у четырехкратной чемпионки мира русской спортсменки Оксаны Грищук (спортивные танцы на льду) в связи с тем, что на предшествующих зимних Олимпий­ских играх золотые медали завоевали две спортсменки с одинаковыми именами - Оксана Баюл (Украина) и Оксана Грищук (Россия). После этого обе спортсменки проживали в США, где их часто путали. Чтобы избежать этого, Оксана Грищук объ­явила в коммюнике за два месяца до начала зимних Олимпийских игр в Нагано. что ее официальное имя не Оксана, а Паша. При этом она предъявила официальное под­тверждение об изменении имени от властей места своего проживания. При этом данный факт не был признан, поскольку решающее значение для Олимпийских игр имеет имя в паспорте спортсменки.

В отношении защиты права на имя должно применяться то же право, что и при защите личных неимущественных прав. Согласно Проекту части третьей ГК РФ, к защите личных неимущественных прав подлежит приме­нению право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о защите таких прав.

8. Признание иностранных граждан или лиц без гражданства безвестнс отсутствующими подчиняется российскому праву (соглсно Проекту час * третьей ГК РФ). Поскольку данная норма сформулирована как одност ронняя, остался открытым вопрос о признании лица умершим, соверше* ном за рубежом. В международной практике возникали сложности п{ применении права в случае объявления лица умершим.

Так, бывшие германские супруги, А. и Б., лица еврейской национальности, в 1938 году бежали из нацистской Германии в Бельгию с намерением находиться там

§ 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом____119

временно. В 1942 году они были депортированы в лагерь Освенцим и никаких офи­циальных сведений о них больше не было. В 1950 году на основании бельгийского закона они были объявлены судом в Брюсселœе умершими, а позднее, в 1952 году, были объявлены умершими и немецким судом. Даты объявления умершими и другие моменты в решениях по этим делам не совпадали, и потому было важно определить, в какой стране и на базе применения права какой страны должны были выноситься решения об объявлении этих лиц умершими.

Общие вопросы положения иностранцев - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общие вопросы положения иностранцев" 2017, 2018.



Просмотров