Основным международно правовым источником муниципального права является. Основные теории местного самоуправления. Иные муниципальные системы

Муниципальное право как комплексная отрасль права обладает своими источниками. Для отрасли права, находящейся на начальном этапе развития, этот вопрос приобретает особое значение. В общей теории права в качестве источников права в юридическом смысле рассматриваются формы, с помощью которых воля государства, народа становится правовой нормой.

Муниципально-правовые нормы возникают по воле государства и воплощаются в нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти; кроме того, такие нормы появляются, с общего дозволения государства, по воле населения муниципального образования, органов местного самоуправления.

Комплексный характер муниципального права, особый характер предмета регулирования и децентрализация регулирования предопределяют особенности источников, их природу и содержание. Но в любом случае результатом нормотворчества является нормативный правовой акт в одной из форм, предусмотренных в государстве.

Анализ источников муниципального права может быть дан как в общем плане, так и применительно к современному их состоянию в Российской Федерации, а также по уровням регулирования. Поэтому в учебнике мы несколько раз обращаемся к нормативной основе местного самоуправления. В настоящем параграфе предлагается только общий обзор возможных источников муниципального права. Более детально нормативно-правовая основа современного местного самоуправления в Российской Федерации освещается в § 3 гл. 5 учебника. А с учетом важной роли муниципального правотворчества его особенности раскрываются в гл. 13.

Общая характеристика источников муниципального права

1. Источниками муниципального права являются прежде всего нормативные правовые акты; они могут быть трех уровней: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные федеральные источники; конституции, уставы субъектов РФ, законы и иные источники права субъектов РФ; муниципальные нормативные правовые акты.

Федеральный уровень источников муниципального права охватывает разнообразные акты.

Вершиной системы источников муниципального права является Конституция РФ. Правовое регулирование местного самоуправления в Конституции РФ носит уникальный характер. Такого полного конституционного регулирования нет в конституциях иных современных федеративных государств. В Основном законе России в 19 статьях так или иначе упоминается местное самоуправление или органы местного самоуправления, они находятся в гл. 1 "Основы конституционного строя" (ч. 2 ст. 3; ч. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9; ст. 12; ч. 2 ст. 15), гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" (ст. 18; ч. 2 ст. 24; ч. 2 ст. 32; ст. 33; ч. 2 и 3 ст. 40; ч. 1 и 2 ст. 41; ч. 2 и 3 ст. 43; ч. 2 ст. 46), гл. 3 "Федеративное устройство" (ч. 2 ст. 68; п. "н" ч. 1 ст. 72) и гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. 130-133). Конституция РФ закрепляет политико-правовую природу местного самоуправления, основные принципы его организации и деятельности, гарантии прав местного самоуправления, основные институты муниципально-правового значения, основные права граждан, реализуемые в том числе в сфере местного самоуправления.

В отличие от практики, сложившейся в большинстве современных зарубежных федеративных государств, где проблемы местного самоуправления являются предметом ведения субъектов РФ, в России в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет ряду ученых сделать вывод о том, что в Российской Федерации местное самоуправление, являясь одной из основ конституционного строя, может выступать в роли базы также и федеративных отношений.

Важной частью нормативной правовой системы Российской Федерации являются федеральные конституционные законы. Надо сказать, что нет акта этой группы, целиком посвященного местному самоуправлению. Однако в некоторых федеральных конституционных законах имеются отдельные обращенные к нему нормы, например, в Федеральных конституционных законах 2004 г. "О референдуме Российской Федерации", 2001 г. "О чрезвычайном положении", 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" и др.

Наиболее распространенным федеральным источником права выступают федеральные законы. Для удобства можно выделить две группы федеральных законов:

а) непосредственно посвященные вопросам организации и деятельности местного самоуправления (прежде всего это базовый Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также еще ряд законов той же целевой направленности - например, Федеральный закон 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации");

б) федеральные законы и кодексы, регулирующие общественные отношения различных сфер и в определенной, порой даже в значительной мере касающиеся местного самоуправления (таких актов много, для примера назовем Федеральный закон 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ).

Источниками муниципального права могут быть федеральные подзаконные акты - указы Президента РФ (например, от 15 октября 1999 г. "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации"), акты палат Федерального Собрания РФ (таким источником в свое время являлось постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативно-правовых актах субъектов РФ"), постановления Правительства РФ (например, принимаемые в порядке реализации законов о федеральном бюджете, соответствующих президентских указов в области государственной поддержки местного самоуправления). Определенное значение в качестве источников имеют отдельные нормативные правовые акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти.

Второй уровень источников муниципального права охватывает акты субъектов РФ.

Надо сказать, Федеральный закон 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" носил в большей мере рамочный характер, а это значит, что он предполагал принятие каждым субъектом РФ своего закона о местном самоуправлении. Так это и происходило на практике.

Пришедший на смену Федеральный закон 2003 г. с аналогичным названием гораздо полнее и более императивно регулирует многие виды общественных отношений в сфере местного самоуправления, т.е. его нормы ориентированы на прямое действие. Но регламентация на уровне субъектов РФ не исключается. Другое дело, должна ли она быть такой же полной и широкой, как ранее, в виде общего закона субъекта РФ о местном самоуправлении или достаточно более сжатого, компактного закона с наименованием, к примеру, "Об особенностях организации местного самоуправления" в данном субъекте РФ.

Третий уровень источников муниципального права образуется муниципальными нормативными правовыми актами.

Несмотря на совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении, важная роль этого уровня источников сохраняется. Как уже говорилось при характеристике методов муниципально-правового регулирования, государство допускает местное нормотворчество как часть нормативной базы местного самоуправления. Добавим к этому, что наличие муниципального нормотворчества обусловлено рядом факторов.

Во-первых, местное самоуправление как самоорганизованная система должно иметь свои нормативные акты, которыми и оформляется эта самоорганизация, причем главные из них имеют и учредительный характер (уставы муниципальных образований).

Во-вторых, государство может сознательно не регулировать своими актами некоторые общественные отношения, ограничиваться установлением их основ, а подробное регулирование передавать на муниципальный уровень.

В-третьих, муниципальное правотворчество обусловлено и наличием местных особенностей, которые могут быть отражены в нормативных актах конкретных муниципальных образований.

В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; нормативные правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования; нормативные правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

2. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ Россия признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Сказанное означает, что источниками муниципального права у нас могут быть и подписанные Российской Федерацией международные договоры, соглашения, конвенции, хартии, иные международно-правовые акты.

Важнейшим документом такого рода в области местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. Принимая во внимание, что вступление Российской Федерации в Совет Европы было связано с ратификацией Европейской хартии местного самоуправления и приведением российского законодательства в соответствие с ней, основополагающие принципы Хартии получили отражение в Конституции РФ и Федеральном законе 1995 г. Российская Федерация подписала Европейскую хартию местного самоуправления 28 февраля 1996 г., а ратифицировала 11 апреля 1998 г.*(20)

В Европейской хартии местного самоуправления получили закрепление эталонный характер, идеалы и принципы муниципальной демократии. В соответствии с Хартией:

Принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны;

Органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя;

Право граждан участвовать в управлении государственными делами относятся к общим для всех государств - членов Совета Европы демократическим принципам;

Это право может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;

Существование облаченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;

Защита и укрепление местного самоуправления представляет собой значительный вклад в построение Европы, основанной на демократии и децентрализации власти;

Все это предполагает существование местных органов самоуправления, созданных демократическим путем, имеющих широкую автономию в области своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимых для этого средств*(21).

К источникам муниципального права международно-правового характера относятся решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы и Декларация о принципах местного самоуправления, принятая межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ.

3. Помимо нормативных актов источниками муниципального права могут быть договоры между органами местного самоуправления (от имени муниципальных образований) и органами государственной власти, а также муниципально-правовые договоры, заключенные между органами местного самоуправления, если они содержат, даже частично, нормы права. Таким образом, источниками муниципального права являются нормативные договоры.

4. Некоторые авторы к источникам муниципального права относят правовые традиции и обычаи, в том числе связанные с историческими и иными местными традициями. Это непростой вопрос, так же как в целом отнесение традиций и обычаев к числу источников права.

Традиции более устойчивы как правила общественного сознания и в этом качестве могут дать даже больший эффект, нежели нормы права, если выявляется, что правовое регулирование соответствующих отношений невозможно, нецелесообразно и к тому же все равно не в состоянии охватить полностью общественное отношение. Например, в местностях Северного Кавказа перед вынесением решения органом местного самоуправления нередко руководители и депутаты встречаются со старейшинами, советуются с ними. Это традиция в какой-то мере стала обязательной нормой поведения; именно в виде традиции она результативнее и естественнее, чем в качестве правовой нормы.

Что касается обычаев, они больше похожи на правовые нормы и скорее всего становятся источниками муниципального права до принятия необходимого нормативного правового акта. Существование же правового обычая в качестве постоянно действующей нормы, заменяющей право, вряд ли целесообразно, в том числе и на муниципальном уровне.

Например, ряд постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления содержит принципиальные позиции относительно его природы, организации и деятельности. Н.С. Бондарь отмечает, что "особенности правовой природы и юридической силы постановления Конституционного Суда определяются не тем, обладает ли он правотворческими полномочиями, а спецификой его собственных конституционно-контрольных полномочий. Правовые позиции Конституционного Суда имеют обязательный характер... нередко обладают нормативностью и, соответственно, эти положения могут признаваться источниками права"*(22). Постановлений и определений Конституционного Суда РФ, посвященных вопросам муниципального права и являющихся источниками муниципального права, довольно много (подробнее см. § 3 гл. 5 учебника). Отметим, что именно в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. впервые четко была обозначена природа местного самоуправления как одного из видов публичной власти в Российской Федерации. Обойтись без данного постановления Конституционного Суда в характеристике источников муниципального права сегодня просто немыслимо.

Нередко такую же прецедентную роль играют и решения Верховного Суда РФ. К примеру, Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" явно не учел такой вариант территориальной реорганизации муниципальных образований, когда вместо внутреннего деления на сельские и городские поселения муниципальный район преобразуется в городской округ. Законами некоторых субъектов РФ это было предусмотрено (Калининградская обл., Московская обл. и др.). Началось оспаривание актов. Рассмотрев соответствующие дела, Верховный Суд пришел к конечному выводу о том, что такой вариант реорганизации возможен. Этот судебный прецедент также стал значимым нормативным источником для практики муниципального строительства.

Важность этих двух актов органов правосудия заключается не только в том, что ими было признано и подтверждено несоответствие федеральному законодательству положений закона Москвы «О районной управе в городе Москве», но самое главное в том, что в данных судебных актах содержатся правовые позиции и нормативное толкование, которые послужили основанием для коренных изменений всего законодательства Москвы в области местного самоуправления. К их числу можно отнести:

· закрепленные в федеральном законодательстве для городов Москвы и Санкт-Петербурга особенности местного самоуправления ни в коей мере не отменяют действий таких общих принципов его в Российской Федерации, как наличие выборных органов местного самоуправления; запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти, назначение или освобождение ими должностных лиц местного самоуправления; самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;

· население городов федерального значения Москвы и Санкт-Пербурга не может быть ограничено в реализации своего конституционного права на осуществление местного самоуправления;

· осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти г. Москвы как субъекта Российской Федерации в форме совмещения правового статуса органов государственной власти и органов местного самоуправления является незаконным;

· право жителей города Москвы на осуществление местного самоуправления не является особенностью правового статуса г. Москвы, вытекающего из Закона Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. № 4802-1, а следовательно, должно осуществляться на основе федерального законодательства о местном самоуправлении;

· особенности правового статуса города Москвы как столицы Российской Федерации и города федерального значения не могут предусматривать осуществление полномочий местного самоуправления в городе Москве мэром города Москвы и Московской городской думой;

· федеральное законодательство о местном самоуправлении на территории г. Москвы действует без каких-либо ограничений.

3.2 Договоры и соглашения в области местного самоуправления

В ч. 4 ст. 8 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. предусматривается наличие такого источника муниципального права, как договоры и соглашения в области местного самоуправления. К их числу можно отнести договоры и соглашения, которые могут заключаться органами местного самоуправления в целях объединения финансовых средств, материальных ресурсов для решения вопросов местного значения, образования межмуниципальных объединений, учреждения хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций.

Кроме этого, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Аналогичная возможность предоставлена и органам местного самоуправления муниципальных районов. Они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов муниципального района.

Договоры и соглашения, действующие в сфере местного самоуправления, выступают перспективной формой сотрудничества между органами власти различного уровня. Следовательно, с расширением практики их применения роль такого рода договоров и соглашений как элемент правовой основы местного самоуправления будет повышаться.

3.3 Международно-правовые акты, как источники муниципального права в России

Право граждан на осуществление местного самоуправления закрепляется не только во внутригосударственном законодательстве, но и в международно-правовых актах. Среди международных соглашений в сфере местного самоуправления важнейшую роль играет Европейская хартия о местном самоуправлении (далее Хартия), принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ. С этого момента Хартия становится источником Российского права, что определяется ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

С 1988 г. подписание Хартии является условием вступления в Совет Европы. Однако до сих пор документ либо не подписан, либо подписан с оговорками, либо не ратифицирован вообще такими государствами, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Дания.

Хартия содержит в себе европейские стандарты развития местного самоуправления. В основу данного документа положен классический принцип субсидиарности, который разрабатывался в европейской социальной философии с середины ХIХ в. Суть «субсидиарной» философии заключается в том, что политическая власть может вмешиваться в общественные дела только в строго ограниченных случаях, когда общество само не справляется с поставленными задачами управления. Тем самым, органы более высокого уровня власти обязаны помогать органам низшего уровня выполнять свои задачи. В самой Хартии понятие субсидиарности сформулировано следующим образом: «Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам».

По мнению российского исследователя местного самоуправления А.Н. Дементьева, «статьи Хартии можно условно классифицировать по двум группам принципов. Первая группа - принципы, устанавливающие положения местной власти в системе организации публичной власти в государстве. Ко второй группе относятся принципы, устанавливающие требования к порядку формирования и организации внутренней деятельности институтов местного самоуправления». Таким образом, «первая группа принципов формулируется исходя из принципов децентрализации власти и местной автономии. Вторая - конкретизирует принципы демократического устройства и функционирования публичной власти применительно к местному самоуправлению».

Европейская хартия местного самоуправления состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле подчеркивается важное значение местного самоуправления в системе демократических ценностей. Исходя из этого во вступлении местное самоуправление рассматривается как основа демократического строя. Кроме этого, декларируются и формулируются цели местного самоуправления: обеспечение органами местного самоуправления эффективного управления, отвечающего потребностям граждан.

В части первой Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, определяются сферы его компетенции, гарантии и механизм правовой защиты местного самоуправления, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования.

В части второй Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших.

В части третьей Хартии разъясняются некоторые вопросы ее подписания, ратификации и вступления в силу.

К международным правовым документам, регулирующим местное самоуправление, относится также Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 29 октября 1994 г.

Помимо Хартии, отдельные вопросы деятельности органов местного самоуправления регулируются и другими международными правовыми актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Пактом о социальных и экономических правах и Пактом о политических и гражданских правах (1966 г.). Однако эти документы оказывают скорее косвенное, чем прямое влияние на функционирование органов местного самоуправления в Европе. Их главное достоинство заключается в косвенном закреплении демократического права на местное самоуправление. Термин «местное самоуправление» в данных международных актах не употребляется. Так, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ч. 1 ст. 21 провозглашает, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Аналогичные положения регламентируются в Пакте о политических и гражданских правах 1966 г. Думается, что в указанных документах под управлением своей страной и под участием в ведении государственных дел понимается участие в процессе управления на всех уровнях власти, в том числе, в органах местного управления.

Регулирующую роль в развитии европейских стандартов местного самоуправления играют также Европейская декларация прав городов, (принятая постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы в 1992 г.) и Европейская хартия городов (принятая во исполнение положения Европейской декларации прав городов и придающая им нормативное содержание). В Европейской хартии городов констатируется, что в настоящее время город все больше отождествляется с понятием муниципалитета как автономной административной единицы, образуемой сообществом жителей с определенными интересами, как населенного центра с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией.

Для решения международно-правовых проблем развития местного самоуправления в Европе создан специальный орган - Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуру органов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных органов власти и Палаты регионов. Конгресс является совещательным органом, а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие в работе Конгресса.

Право граждан на осуществление местного самоуправления закрепляется не только во внутригосударственном законодательстве, но и в международно-правовых актах. Среди международных соглашений в сфере местного самоуправления важнейшую роль играет Европейская хартия о местном самоуправлении (далее Хартия), принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ. С этого момента Хартия становится источником Российского права, что определяется ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

С 1988 г. подписание Хартии является условием вступления в Совет Европы. При этом до сих пор документ либо не подписан, либо подписан с оговорками, либо не ратифицирован вообще такими государствами, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Дания.

Хартия содержит в себе европейские стандарты развития местного самоуправления. В основу данного документа положен классический принцип субсидиарности, который разрабатывался в европейской социальной философии с середины ХIХ в. Суть «субсидиарной» философии заключается в том, что политическая власть может вмешиваться в общественные дела только в строго ограниченных случаях, когда общество само не справляется с поставленными задачами управления. Тем самым, органы более высокого уровня власти обязаны помогать органам низшего уровня выполнять свои задачи. В самой Хартии понятие субсидиарности сформулировано следующим образом: «Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам».

По мнению российского исследователя местного самоуправления А.Н. Дементьева, «статьи Хартии можно условно классифицировать по двум группам принципов. Первая группа -- принципы, устанавливающие положения местной власти в системе организации публичной власти в государстве. - Европейская хартия о местном самоуправлении. открыта к подписанию 15 октября 1985 г. Ко второй группе относятся принципы, устанавливающие требования к порядку формирования и организации внутренней деятельности институтов местного самоуправления». Таким образом, «первая группа принципов формулируется исходя из принципов децентрализации власти и местной автономии. Вторая -- конкретизирует принципы демократического устройства и функционирования публичной власти применительно к местному самоуправлению».



Европейская хартия местного самоуправления состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле подчеркивается важное значение местного самоуправления в системе демократических ценностей. Исходя из этого во вступлении местное самоуправление рассматривается как основа демократического строя. Кроме этого, декларируются и формулируются цели местного самоуправления: обеспечение органами местного самоуправления эффективного управления, отвечающего потребностям граждан.

В части первой Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, определяются сферы его компетенции, гарантии и механизм правовой защиты местного самоуправления, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования.

В части второй Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших.

В части третьей Хартии разъясняются некоторые вопросы ее подписания, ратификации и вступления в силу.

К международным правовым документам, регулирующим местное самоуправление, относится также Декларация о принципах местного самоуправления в государствах -- участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств -- участников СНГ 29 октября 1994 г.

Помимо Хартии, отдельные вопросы деятельности органов местного самоуправления регулируются и другими международными правовыми актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Пактом о социальных и экономических правах и Пактом о политических и гражданских правах (1966 г.). При этом эти документы оказывают скорее косвенное, чем прямое влияние на функционирование органов местного самоуправления в Европе. Их главное достоинство заключается в косвенном закреплении демократического права на местное самоуправление. Термин «местное самоуправление» в данных международных актах не употребляется. Так, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ч. 1 ст. 21 провозглашает, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Аналогичные положения регламентируются в Пакте о политических и гражданских правах 1966 г. Думается, что в указанных документах под управлением своей страной и под участием в ведении государственных дел понимается участие в процессе управления на всех уровнях власти, в том числе, в органах местного управления.



Регулирующую роль в развитии европейских стандартов местного самоуправления играют также Европейская декларация прав городов, (принятая постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы в 1992 г.) и Европейская хартия городов (принятая во исполнение положения Европейской декларации прав городов и придающая им нормативное содержание). В Европейской хартии городов констатируется, что сегодня город все больше отождествляется с понятием муниципалитета как автономной административной единицы, образуемой сообществом жителей с определенными интересами, как населенного центра с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией.

Для решения международно-правовых проблем развития местного самоуправления в Европе создан специальный орган -- Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуру органов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных органов власти и Палаты регионов. Конгресс является совещательным органом, а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие в работе Конгресса

Основным международным источником МП является Европейская хартия МС , принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. В РФ Хартия была ратифицирована 11 апреля 1998 г. (ФЗ «О ратификации Европейской хартии МС» // «Росс. газ.» от 15.04.98). Хартия состоит из преамбулы, 3-х частей и 18-и статей. Преамбула формулирует основные цели и основополагающие идеи. Главная из них – то, что органы МС составляют одну из основ любого демократического государства. Право на МС может быть осуществлено на местном уровне. Каждая, вступившая в Хартию сторона должна соблюдать по меньшей мере 20 пунктов части первой Хартии. Обязательно каждая сторона должна соблюдать положения Хартии, касающиеся

    признания принципа МС,

    права МС и его осуществления путём свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, о

    полноте свободы действия органов МС,

    о защите территориальных разграничений органов МС,

    о финансовой самостоятельности органов МС,

    о праве органов МС на объединение,

    о правовой защите МС и несколько других.

Хартией устанавливается, что помимо выборных органов МС осуществляется через формы прямого участия граждан. Важную роль играют положения Хартии об общих принципах политики государства применительно к органам МС.

Устав муниципального образования

1. Понятие Устава муниципального образования, его признаки и значение

Основным нормативным правовым актом МО является его Устав.

Он в значительной степени призван детализировать и конкретизировать всё, что касается организационно-правового статуса МО.

Признаки Устава МО:

1. обязательность

Ст.8 ФЗ «Об общих принципах…» вменяет в обязанность всем МО иметь свой Устав. Ст.4 Проекта одним из элементов правовой основы МС называет Устав МО.

2. высшая юридическая сила

Иные МПА не должны противоречить Уставу МО. Устав обладает высшей юридической силой только на территории конкретного муниципального образования.

3. прямое действие – означает, что нормы Устава действуют непосредственно.

4. Устав применяется только на территории конкретного МО

5. особый субъект принятия Устава

В соответствии со ст.8 «Об общих принципах…» Устав может приниматься либо представительным органом МС, либо населением непосредственно.

Т.о. Устав принимается непосредственно населением или от имени населения.

В соответствии с проектом ФЗ-а Устав МО принимается представительным органом МС. Исключение составляют поселения с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, где Устав принимается населением непосредственно – на сходе граждан.

Устав можно назвать своеобразной «малой конституцией» на территории МО.

Однако сам Устав не должен противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, конституциям (уставам) субъектов и законодательству субъектов.

2. Содержание Устава муниципального образования

Основные вопросы, которые должны содержаться в Уставе, обозначены в ст.8 закона «Об общих принципах…». Существует 14 обязательных положений; касаются они элементов, из которых формируется статус МО (в Проекте их 10). Каждое из положений императивно, поскольку непременно должно содержаться в Уставе. Однако сам перечень регулируемых Уставом вопросов не является исчерпывающим. В положениях Устава могут закрепляться иные положения, которые касаются вопросов местного значения, распределение функций внутри структуры МС и др. Степень детализации вопросов в Уставах МО может быть далеко не одинаковой, некоторые из них могут излагаться в общей форме, создавая поле для более конкретных актов.

Вопросы, которые должны содержаться в Уставе МО, можно разделить на несколько групп:

1. наименование, территория, границы, символы.

Если в состав МО входят территориальные образования не являющиеся муниципальными (районы, города), они все должны быть перечислены в Уставе.

2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего МО

3. формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением конкретного МО МС на своей территории. К ним относятся: выборы, референдум, собрания и сходы граждан, опросы общественного мнения, публичные слушания и т.п.

4. виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц МС

5. основания и виды ответственности органов и должностных лиц МС (в том числе порядок отзыва выборных лиц МС)

6. гарантии МС на территории конкретного МО

7. экономическая и финансовая основа осуществления МС. Перечень объектов, находящихся в собственности населения. Порядок управления муниципальной собственностью. Конкретные источники финансовых ресурсов МО.

Источники муниципального права можно разделить на четыре уровня: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации направленные на регулирование муниципальноправовых отношений; нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации направленные на регулирование муниципальноправовых...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Источники муниципального права

Под источниками муниципального права следует понимать систему правовых актов, содержащих нормы муниципального права.

Источники муниципального права можно разделить на четыре уровня: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, направленные на регулирование муниципально-правовых отношений; нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований. Рассмотрим их по уровням.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, направленные на регулирование муниципально-правовых отношений. К ним относятся:

Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.;

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.);

Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) и др.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Основным источником муниципального права является Конституция Российской Федерации, установившая принципы становления и развития местного самоуправления, организации его деятельности и гарантии его осуществления.

Вторым базовым источником является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года. В нём нашли развитие конституционные нормы о местном самоуправлении и его институтах, соотношение государства и местного самоуправления и т.д. Названный закон является специальным законом, закрепившим нормы муниципального права.

К специальным законам в области муниципального права можно отнести также: ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.

Источниками муниципального права являются также федеральные законы, в которых закреплены отдельные нормы о местном самоуправлении. К ним можно отнести Федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; «Об образовании»; «О недрах»; «Об участии в международном информационном обмене»; и многие другие.

Источниками муниципального права являются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы муниципального права.

Государственная Дума и Совет Федерации также могут принимать наряду с законами другие нормативные правовые акты, являющиеся источниками муниципального права. Источниками муниципального права являются постановления Конституционного Суда.

3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Источниками муниципального права на уровне субъектов РФ являются нормативные правовые акты, издаваемые законодательными и исполнительными органами государственной власти республик, городов федерального значения, краёв, областей, автономной области, автономных округов.

К ним относятся конституции республик, уставы краёв, областей, автономной области, автономных округов, законы о местном самоуправлении; о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лицах; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие.

Нормы муниципального права могут быть закреплены в нормативных правовых актах государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, постановлениях законодательных органов, глав администраций, президентов республик.

4. Нормативно-правовые акты местного самоуправления. К ним относятся следующие нормативные акты:

  1. решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, собрании, на сходе граждан;
  2. решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;
  3. решения, принимаемые исполнительными органами местного самоуправления;
  4. решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

К важнейшим источникам муниципального права на уровне местного самоуправления относится устав муниципального образования являющийся, по сути, малой конституцией сообщества граждан.

PAGE 3

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18897. 78.53 KB
Керимова который выдвигает три основания понимании и определении права: Во-первых правом является не только то что установлено или санкционировано официальными органами государства но и то что с объективной необходимостью вытекает из жизнедеятельности общества; право существует не только в форме официально-институциализированной нормативности но и во многих иных видах в том числе и в ненормативных формах.; право нельзя сводить лишь к статической совокупности его нормативных и ненормативных установлений поскольку смысл права – в его...
7317. 45.87 KB
О международных договорах Украины в Украине действует принцип примата международного права над национальным: если в международном договоре вступившем в силу напр.
9346. 25.11 KB
Источники формы права. Понятие и общая характеристика форм источников права. Понятие и общая характеристика форм источников права. В юридической литературе отмечается что в научный оборот понятие источник права ввели римские юристы.
6895. 8.23 KB
Источник права в широком смысле слова – совокупность документов и принципиальных положений на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности включая принципы морали и правосознания. Источник права в узком смысле – действующие в государстве официальные документы устанавливающие или санкционирующие нормы права. Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ международными актами федеральными конституционными и федеральными законами нормы регулирующие основные принципы организации...
3171. 6.31 KB
Источники трудового права это различные нормативные правовые акты содержащие нормы трудового права регулирующие трудовые и непосредственно с ними связанные отношения. Классификация по разным основаниям: по степени важности и субординации; по системе трудового права ее институтам; по органам принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере действия; по степени обобщенности. По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства. По форме акта источники трудового права делятся на...
3241. 5.22 KB
Формы источники права Рассматриваемая тема присутствует практически во всех учебниках и учебных пособиях по теории государства и права. Особенный интерес по данной теме представляет работа Форма источник права как категория в теории государства и права [Текст] А. Источник права в самом широком смысле – это то что питает право. В формальноюридическом смысле источники права – это форма права.
10184. 24.27 KB
Источники римского права Понятие и виды источников римского права. Характеристика основных источников римского права. Тема раскрывает систему источников римского права и их основное содержание в различные периоды истории Древнего Рима особенности правовые институты которые в них рассматриваются показана взаимосвязь и преемственность способствует формированию правовой культуры творческого юридического мышления профессионально важных навыков и умений. Понятие источников римского права.
5234. 18.35 KB
Понятие международного права и его особенности. Источники международного права. Особое место в системе правовых норм занимают нормы международного права. Именно нормы международного права регулируют сотрудничество государств в ряде важнейших сфер жизни человеческого общества.
294. Система муниципального права 9.23 KB
Система муниципального права основывается на логическом последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы институты с учётом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: её построение обусловлено не только...
4331. 5.17 KB
Понятие предмет и источники трудового права. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:свобода труда включая право на труд который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается право распоряжаться своими способностями...


Просмотров