Контрабанда товаров ук рф. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Незаконное перемещение денежных средств

здравствуйте! у меня такой вопрос друг заказал по интернету стероиды тестостерон пропионат и ципионат 2 пачки посылка пришла с республики беларусь при получении посылки его в почтовом отделении скрутили гнк что ему грозит?

Контрабанда СДВ. Поставка оказалась из Белоруссии

Добрый день! Я заказал анаболические стероиды на русскоязычном сайте. После того как мне дали трек номер оказалось, что отправка была осуществлена из Белоруссии. На почте меня приняли сотрудники ФСБ и быстро составили опрос в котором я якобы знал о...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

412 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Какое наказание грозит за контрабанду с Финляндией?

Вопрос может далеко не актуальный, но все же. Друга задержали на финской границе, с собой вёз 50 блоков сигарен. Что ему грозит? Штраф? Статья? На сколько все серьезно?

05 Мая 2017, 02:50, вопрос №1629659 Алексей, г. Санкт-Петербург

Все услуги юристов в Москве

Что может грозить за контрабанду сильнодействующих веществ?

Здравствуйте. Сложилась следующая ситуация: знакомому на его адрес пришло извещение о посылке из белоруссии, когда он пошел забирать данную посылку, его задержали сотрудники таможни, в посылке оказались СДВ. Человек ни коем образом не связан с СДВ,...

Попался на почте с отправлением в котором находились стеройды. Вменяют статью ч.1 ст. 226.1. Вышло так что я не знал откуда будет отправление, сайт на котором заказывал никаким образом не оповещает что отправка будет не из России... В письмах на...

Как поступить при обвинении по Ст. 226.1 Ук Рф?

Заказал с Белоруссии сильнодействующие препараты (анаболические стеройды). На территории Российской Федерации, при получение посылки был задержан сотрудниками таможни, изъяли препараты на экспертизу, на допросе сказал что знаю что препараты...

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Контрабанда сильнодействующих веществ для личного пользования

Как обжаловать предъявленную ст.226.1, если ввоз наркотических веществ осуществлялся открыто, по почте?

здравствуйте! заказал анаболические стероиды в интернет магазине, с республики беларусь, пришел на почту получить их и задержали сотрудники таможни,признал что заказывал себе для личного пользования, дал показания и написал явку с повинной...

Как избежать срока за контрабанду сильнодействующих веществ, если был осуществлен заказ из Белоруссии?

Здравствуйте,заказал стероиды в интеренет магазине,на почте приняли,там же вскрыли,там написал что для себя заказал, написал явку с повинной,я знал что заказывал с белорусии,а так же что я знал что эти препараты запрещены на териритории РФ,возбудили...

Может ли мне быть предъявлено обвинение по статье 226.1 за посылку из Белоруссии?

Заказа себе мед. Препарат, а оказалось что он запрещён на территории рф. А посылка идёт из Белоруссии

16 Августа 2016, 14:16, вопрос №1347144 Игорь, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте! У меня следующая неприятная ситуация. Я люблю разные устройства и приспособления и несколько дней назад заказал на ebay прослушивающее устройство через стену. Через несколько дней, разобравшись в интернете, узнал, что данное...

1000 стоимость
вопроса

вопрос решен


Введение ………………………………………………………………………………..3

Глава 1 . Определение контрабанды и ответственность за неё в новых

законодательных документах…………………………………………. 4

1.1 Контрабанда табачных изделий………………………………………..11

1.2 Контрабанда биопродукции, редких видов флоры и фауны……….11

1.3 Контрабанда предметов культуры и произведений искусства…...13

Глава 2 . Последствия контрабанды………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………22

Список литературы……………………………………………………….24

Введение

Контробанда,т.е перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов за исключением указанных в части второй настоящей статьи,совершоное помимо или с сокрытием от таможеного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжонное с недекларированием или недостоверным декларированием,наказывается лищением свободы на срок до пяти лет.

2.Перемещение через таможеную границу РФ наркотических

средств,психотропных,сильнодействующих,ядовитых,отровляющих,ради-

октивных или взрывчатых веществ,вооружения,взрывных устройств,ог-

нестрельного оружия или боеприпасов,ядерного,химического,биологи-

ческого и других видов оружия массового поражения, материалов и

оборудования которые могут быть использованы при создании оружия

массового поражения и в отношении которых установлены специальные

правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически

важных сырьевых товаров и культурных ценностей,в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную

границу РФ,если это деяние совершено помимо или с сокрытием от

таможенного контроля либо с обманным использованием документов

или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларрованием или недостоверным декларированием,-наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

3.Деяние предусмотренные частями первой или второй настоящей

статьи, совершенные:

а)неоднократно

б)должностным лицом с использованием своего служебного положения

в)с применением насилия к лицу,осуществляющему таможенный

контроль,наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет

с конфискацией имущества или без таковой.

4.Деяние, предусмотренные частями первой, второй или третьей

настоящей статьи, совершенные организованной группой,наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

ПРИМЕЧАНИЕ. Деяние предусмотренное частью первой, признается совершенным в крупном размере, если стоимость товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.

Глава 1

Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных документах.

С принятием УК РФ 1996 г. был криминализирован ряд общественно опасных деяний, причиняющих существенный вред в сфере таможенного дела. Расширение перечня таможенных преступлений в свою очередь в определенной мере усложнило задачу правоохранительных органов по правильной квалификации указанных преступных деяний и разграничении их между собой.

Наиболее серьезные трудности в практической деятельности правоохранительных органов возникают при разграничении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, свидетельством чему является разноречивость следственно-судебной практики, а также научная полемика, развернувшаяся в последнее время на страницах юридической периодической печати. Сложности разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, как верно отмечает Красиков Ю., во многом возникают в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их толкования необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла.

Анализируя нормы, содержащиеся в ст.ст. 188 и 194 УК РФ, отдельные авторы утверждают, что «законодатель фактически искусственно разделил одну норму на две», так как «состав преступления, указанный в ст. 188, полностью поглощает состав ст. 194». Безусловно, рассматриваемые преступления имеют сходные между собой признаки, но, думается, что в целом с подобными утверждениями вряд ли можно согласиться, и прежде всего потому, что в указанных статьях УК РФ содержатся нормы, формулирующие признаки преступлений, существенно различающихся по непосредственному объекту. Непосредственный объект преступления является одним из основных критериев разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей (как, впрочем, и разграничения контрабанды с другими таможенными преступлениями). Норма, закрепленная в ст. 188 УК РФ, направлена на защиту общественных отношений, регламентирующих установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей посягает на общественные отношения, определяющие установленный порядок уплаты таможенных платежей в доход государства и формирование доходной части бюджета государства. Очевидная содержательная разница общественных отношений, охраняемых ст. 188 и ст. 194 УК РФ, свидетельствует о самостоятельности контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей.

Думается, что разграничивать контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей следует также по предмету посягательства. Так, предметом контрабанды являются любые товары или иные предметы как указанные, так и не указанные в ст. 188 УК РФ; предметом уклонения от уплаты таможенных платежей, выступают таможенные платежи, предусмотренные ст. 110 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ), а точнее те денежные средства, которые государство недополучит в результате невыполнения гражданином обязанности по уплате таможенных платежей при перемещении товаров с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого.

Законодатель по-разному определил крупный размер для рассматриваемых преступлений. При совершении контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.

С объективной стороны контрабанда состоит в незаконных действиях по перемещению через таможенную границу РФ товаров или иных предметов в крупном размере (ч. 1 ст. 188 УК РФ), либо товаров, ограниченных или изъятых из свободного гражданского оборота (ч. 2 ст. 188 УК РФ). При этом способы контрабанды исчерпывающе изложены в законе: перемещение помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием.

С точки зрения особенностей законодательной конструкции объективной стороны можно констатировать, что контрабанда является преступлением с формальным составом и считается оконченной с момента совершения общественно опасного деяния - фактического незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу РФ.

Каждое из действий, составляющих контрабанду являются самостоятельными и совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля.

Контрабанду следует отграничивать от невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) по таким элементам состава как объект, объективная сторона и субъект.

Непосредственным объектом невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности, связанной с владением и распоряжением предметами художественного, археологического и исторического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию РФ.

Различий по предмету между указанными преступлениями проводить не следует, так как по смыслу термин «культурные ценности» включает в себя предметы художественного, исторического и археологического достояния, которые отнесены к предметам преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ. Указанные понятия имеют одинаковое содержание и юридическое значение. Как верно отмечено Грязновым А.В., «это различие терминологическое, а не сущностное и относится к проблемам законодательной техники, изъяны которой в данном случае очевидны: одни и те же предметы названы в законе по-разному».

Необходимо иметь ввиду, что ответственность по ст. 190 УК РФ может наступить только в случае неуважительности причин невозвращения. Под уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность, следует понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки собственной воле, возвратить в установленный срок из-за границы в Россию временно вывезенные с ее территории культурные ценности (например, стихийные бедствия, военные действия, болезнь и т.п.).

В отличие от контрабанды, субъектом совершения которой может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (общий субъект), субъект преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, характеризуется дополнительными признаками. Особенностью субъекта данного состава является то, что таковым может быть только то лицо, на которое возложена ответственность за возвращение предметов культурного достояния в Россию в установленный срок. Это может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное собственником в установленном законом порядке на осуществление действий по временному вывозу культурных ценностей, должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченные ею на временный вывоз предметов. При отсутствии такой обязанности лицо не может нести ответственность по ст. 190 УК РФ.

Отдельные авторы считают, что если лицо имело умысел на оставление культурных ценностей за рубежом уже в момент их вывоза, а обязательство об обратном ввозе этих предметов на территорию РФ представило в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие действия надлежит квалифицировать как контрабанду, совершенную с обманным использованием документов. Приведенное мнение нам видится ошибочным, так как указанные предметы вывозятся из РФ на законных основаниях и признавать представляемые документы (если на самом деле они оформлены надлежащим образом) поддельными, недействительными и т.п. нет оснований, равно как одного лишь умысла явно недостаточно для признания подобных действий контрабандными.

Проанализировав действующие нормативно-правовые акты, можно прийти к выводу, что полное и законодательное определение “контрабанда” мы найдем только в УК РФ 1996г. В Таможенном Кодексе 1993года, также дается понятие “контрабанда”, но он утратил силу.

Таким образом, с учетом выше сказанного сделаем общую характеристику контрабанды. Контрабанда (итал. contrabando , от contra - против и bando - правительственный указ) - это тайный провоз или перенос товаров и ценностей через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.

В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.

Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные рынки, связанные с контрабандой этих товаров. Особую проблему представляет контрабанда для постсоциалистических стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. В некоторых из них контрабандные операции достигли размеров, которые создают угрозу экономической безопасности этих стран.

Так, по заявлению председателя Государственного таможенного комитета, до 80% товарооборота Республики Казахстан составляет контрабанда. В результате контрабанды алкогольной продукции бюджет республики недополучает ежегодно свыше 200 млн. долларов. Аналогичные данные по табачной продукции показывают, что свыше 50 млн. долларов ежегодно проходят мимо казны.

Из всех бывших республик бывшего СССР, в Грузии собирается меньше всего средств от налогов и сборов. Если в среднем в бывших союзных республиках доля таможенных сборов составляет 18%, то в Грузии этот показатель составляет лишь 10%. Контрабанда в Грузии достигла фантастических размеров: 80% импорта - контрабанда. Лишь 15% импорта нефтепродуктов поступают в Грузию официальным путем, все остальное - контрабанда.

"Контрабанда процветает, государство испытывает недостаток средств, и все это происходит при непосредственном участии официальных грузинских лиц, защищающих контрабандистов" , - отмечает Фэди Эсли, руководитель представительства американской торговой палаты в Грузии.

Наряду с "традиционной" контрабандой (перевозка грузов на мулах по горных тропинкам) существует и "официальная" контрабанда. Грузинский источник, близкий к министерству внутренних дел, подтверждает: "Недавно была задержана колонна из 11 грузовых автомобилей, на борту которых было 27 тонн контрабандной алкогольной продукции" . Эта колонна совершенно официально сопровождалась сотрудниками грузинского Министерства безопасности. Груз был опечатан, но последующих действий не было. В недавно опубликованном докладе американской торговой платы сообщается о следующих фактах: фиктивные транзиты, заниженная цена товара или импортные операции, осуществляемые благотворительными организациями, освобожденными от уплаты налогов.

Значительных масштабов достигла контрабанда в России.

Наряду с запрещенными товарами предметом контрабанды является широкий круг нормальных товаров, не изъятых из гражданского оборота. Рассмотрим проблему контрабанды данной категории товаров на примере табачных изделий, контрабанда которых осуществляется в массовом количестве транснациональными преступными организациями.

Глава 2

Последствия контрабанды

Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо организована, что представляет собой серьезную угрозу, как для общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют миллиарды долларов дохода.

Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например, реклама на всю страницу в газетах "New York Times" и "Washington Post" от первого мая 1998 года, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст неограниченный доступ детей к сигаретам.

Наличие черного рынка также означает уменьшение дохода для легальных табачных компаний и увеличение возможности для организованной преступности. Вопрос контрабанды стал наиболее убедительным аргументом против политики правительств, которые хотят сократить потребление посредством налогообложения табака. В своем докладе по вопросу налога на табачные изделия в мае 2000 года Европейская комиссия подчеркнула, что необходимо учитывать фактор контрабанды при планировании повышения налога, так как задачи общественного здравоохранения по сокращению потребления табака посредством повышения налога будут далеки от выполнения, если табачные изделия смогут избежать этого налогообложения.

Контрабандные сигареты продаются по цене ниже рыночной; таким образом, сигареты становятся дешевыми, что повышает потребление и подрывает усилия по предотвращению курения среди молодежи. Контрабанда предлагает самые известные международные сорта сигарет по ценам, доступным даже для потребителей с низкими доходами и для особо заботящейся о своем имидже молодежи развивающихся стран, где западные товары считаются особо изысканными и стильными. Так как треть ежегодного всемирного экспорта приходится на контрабанду, ее эффект огромен. Это приводит к масштабному увеличению бремени заболеваемости, особенно в бедных странах.

Контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила здравоохранения, такие как запрет продажи табака несовершеннолетним, требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок.

И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение возможностей для организованной преступности, которая также занимается деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может повысить общий уровень коррупции в стране. Контрабанда в крупных масштабах означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы распространения контрабандных сигарет на местном уровне. Контрабанда охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты, которые до этого "исчезли" при международных перевозках.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


В соответствии с федеральным законодательством процесс контрабанды рассматривается в качестве перемещения товарных единиц, ценных вещей и прочих предметов через государственные границы с наличием нарушений нормативов государственных законов. В таком случае злоумышленники перемещают товары через таможню путем обхода оплаты налогов.

В данной сфере законодательства введены инновации, в соответствии с которыми в качестве преступления рассматривается любое движимое имущество.

В большинстве по причине значительной стоимости и высоким перспективам продаж осуществляется контрабанда сигарет , табака и алкоголя . Ранее передвижение табака и алкоголя рассматривалось в статье 188, после чего в области незаконных перевозок стали применяться сразу несколько статей.

Объективные характеристики контрабанды сигарет

Контрабанда оценивается в качестве перенаправления через государственные границы материальных ценностей, любых товаров, запрещенных предметов и всевозможных веществ с любыми нарушениями законодательства, установленного в таможенной сфере. Незаконная перевозка запрещенных предметов квалифицируется в соответствии со статьей 188 КЕ РФ. По причине участия государства в таможенном союзе, возникли новые границы.

Состав преступления в момент осуществления злодеяния считается формальным, поэтому злодеяние будет считаться совершенным и завершенным непосредственно в момент пересечения запрещенным товаром государственных границ. В качестве признаков, отягощающих состав преступления, могут рассматриваться:

  1. Совершение нарушений нормативов таможенной сферы в особо крупном размере;
  2. Наличие предварительного сговора о незаконной перевозке сигарет и алкоголя;
  3. Совершение преступления организованной группой с предварительным сговором.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Объектами преступлений, которые связаны с незаконной перевозкой товаров, выступают экономические интересы, общественные и финансовые отношения, всесторонняя целостность Таможенного союза. В качестве субъекта в момент совершения злодеяния выступает любое лицо, которое достигло дееспособного возраста. Злоумышленник в данной ситуации должен иметь прямой личностный умысел, а также стойкое желание довести неправомерные деяния до логического завершения.

Административная ответственность

В процессе перемещения сигарет и табака преступники могут пытаться избежать уголовной ответственностью способом отказа от декларирования или преднамеренного неправильного декларирования перевозимых товаров. Преступники могут намеренно скрывать товары от декларирования, неправильно заполнять документацию или сообщить недостоверные данные. Административная ответственность за осуществление неправомерных действий наступает при следующих обстоятельствах:

  1. Преступник не декларирует свой товар, который в обязательном порядке подлежит декларированию;
  2. Недостоверное декларирование, в момент которого человек указывает код товара, который не соответствует его типу. Такие действия совершаются, чтобы избежать оплаты госпошлины или же приуменьшить ее стоимость;
  3. Преступный обман, который сообщается с целью перевозки через государственные пределы запрещенных товаров.

Административное наказание за совершение беззакония реализуется в форме штрафа или категорической конфискации всего имущества, которое было перенаправлено через границу. Если же в данном случае экономический ущерб государству от незаконной перевозки табака будет слишком серьезный, то к преступникам будет применяться уголовное наказание .

Уголовная ответственность за контрабанду сигарет

О контрабанде сигарет уточняется в статье 200 УК РФ, которая регламентирует состав преступления, его квалификацию, особенности рассмотрения, применение уголовного наказания в каждом индивидуальном случае. В государственном законодательстве рассматриваются случаи осуществления перевозки в крупном размере. Под данным количеством рассматривается общая стоимость перевозимой продукции, которая превышает 250 тысяч рублей. В данном случае могут применяться следующие меры наказания:

  1. Денежный штраф, который может варьироваться в размере от 300 тысяч рублей до 1 миллиона рублей;
  2. Полное изъятие дохода преступника, полученного в течение последних одного - трех лет;
  3. Принудительные физические работы на период до пяти лет;
  4. Лишение свободы на срок до пяти лет.

В случае применения к преступникам меры конфискации имущества, изъятию подлежат не только объекты незаконной перевозки, но и все материалы, оборудование и приспособления, предназначенные для производства табачной и алкогольной продукции.

Также контрабанда сигарет, независимо от страны доставки или вывоза - Израиль и Кипр , может осуществляться не только одним преступником, но и особыми категориями граждан: группой лиц, которые состоят в предварительном преступном сговоре, а также должностным лицом, который планирует воспользоваться своим судебным положением в преступных целях. За преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом, злоумышленникам грозит строгое уголовное наказание:

  1. Лишение свободы на срок от трех до семи лет;
  2. Лишение свободы с дополнительным штрафом, который должен соответствовать доходу преступника за период в три года;
  3. Лишение свободы с дополнительным штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Контрабанда табака, которая совершается организованной группировкой, считается преступлением с особой квалификацией. В данной ситуации срок лишения свободы злоумышленника может составлять от семи до двенадцати лет. При этом может применяться дополнительный штраф в размере 2 млн. рублей.

В большинстве стран мира контрабанда табака является уголовным преступлением. При этом наказания, предусмотренные за такие деяния, варьируются от объемов и стоимости незаконной торговли табачными изделиями. Необходимо отметить, что незаконная торговля табачными изделиями, как правило, рассматривается как менее серьезное преступление и меры наказания за нее намного слабее, чем при контрабанде наркотиков и огнестрельного оружия.

В зависимости от жесткости законов, направленных на борьбу с контрабандой табачных изделий, различные государства можно условно разделить на группы:

  • 1) К первой относятся государства, где контрабанда относится к административным нарушениям и уголовной ответственности за нее вообще не предусмотрено. В основном это ряд государств Европейского союза, Латинской Америки;
  • 2) Ко второй группе следует отнести страны с наиболее жестким законодательством, предусматривающим уголовную ответственность за контрабанду табачных изделий. Примером может послужить Россия, Казахстан, Ирландия, Великобритания, Литва, Китай и др.

В Российской Федерации контрабанда отнесена к преступлениям в сфере экономической деятельности. Уголовная ответственность за контрабанду была предусмотрена статьей 188 Уголовного кодекса (УК РФ). Однако эта статья утратила силу (Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 200.2 - «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий» .

Также внесены поправки в Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ).

Так, в УК РФ введена статья 200.2, предусматривающая уголовную ответственность за контрабанду алкогольной продукции и табачных изделий через таможенную границу Таможенного союза.

Предусмотрены положения о проверке подлинности федеральных спецмарок и акцизных марок на табачной продукции. Она проводится оптовыми и розничными продавцами табачных изделий и уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также через доступ к госинформресурсам.

В результате с 11 января 2015 г. за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза табачных изделий в крупном размере установлены уголовные наказания в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок.

Примечанием к статье установлено, что под крупным размером признается стоимость табачных изделий превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

При незаконном перемещении более мелких партий возбуждаются дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2. КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

При расчете размера стоимости незаконно перемещенных табачных изделий исключается та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

Согласно Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18.06.2010 г. беспошлинно провозятся табак и табачные изделия в таких пределах: не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов, в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

За указанные в ч.1 ст. 202.2 УК РФ деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или должностным лицом с использованием своего служебного положения установлен единственный вид наказания - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или без такового.

Контрабанда табачных изделий совершенная организованной группой влечет лишение свободы от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

В Республике Казахстан уголовная ответственность за контрабанду предусмотрена статьями 209 и 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан. .

В ст. 209 «Экономическая контрабанда» оговорено следующее:

  • 1) Перемещение в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, наказывается штрафом в размере от пятисот до тысячи месячных расчетных показателей с конфискацией имущества либо без таковой, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей либо без такового.
  • 2) То же деяние, совершенное:
    • а) неоднократно;
    • б) лицом с использованием своего служебного положения;
    • в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;
    • г) в особо крупном размере;
    • д) группой лиц по предварительному сговору, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества.

  • 3) Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные:
    • а) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;
    • б) организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом а) до семи лет с конфискацией имущества.

Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает пять тысяч месячных расчетных показателей .

Парламентский комитет по вопросам законодательного обеспечения Украины рекомендовал депутатам принять за основу проект закона № 3254, который предусматривает серьезное ужесточение наказания за нелегальную перевалку табака и алкоголя.

Если контрабандиста поймают с партией товара, стоимость которого превышает 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (порядка 70 тыс. грн.), ему грозит срок от 3 до 7 лет с конфискацией. Если речь идет о контрабанде в больших размерах (от 1 тыс. необлагаемых минимумов доходов - около 700 млн. грн.), тюремное заключение может составить 5-10 лет. В пояснительной записке к законопроекту авторы ссылаются на европейскую практику. К примеру, в Ирландии за контрабанду можно сесть в тюрьму на 1-5 лет, а в Великобритании предусмотрено - до 7 лет лишения свободы.

Сейчас контрабанда табачных изделий в Украине относится к административным нарушениям, и уголовной ответственности за нее не предусмотрено. По ст. 209 Кодекса Украины об административных правонарушениях преступникам грозит лишь штраф в размере 100% от стоимости товара и, собственно, конфискация последнего. За повторное правонарушение предусмотрен тот же штраф, но в двойном размере.

Однако нужно отметить, что ст. 201 Уголовного кодекса Украины определяет контрабанду, как перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему), а также специальных технических средств негласного получения информации, предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет, а совершенное по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное этой статьей, или служебным лицом с использованием служебного положения, наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества.

При этом до 2012 г. норма об уголовном преследовании контрабандистов табачных изделий в Украине действовала. Затем в рамках декриминализации экономических преступлений ее отменили. И после этого объемы нелегальной перевалки товара начали существенно расти: если в 2012 г. эта цифра составляла 2 млрд. сигарет в год, то по итогам 2015 г. эксперты прогнозируют увеличение показателя до 13 млрд. штук.

В Республике Беларусь Декрет Президента Республики Беларусь от 18.10.2007 г. № 4 «О государственном регулировании импорта табачного сырья и табачных изделий и внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28» закрепил за государством исключительное право на осуществление импорта табачных изделий. По законодательству Республики Беларусь свободно на территорию Российской Федерации можно провезти до 200 сигарет (один блок). Перевозку большего объема без сопроводительных документов могут изъять вместе с транспортным средством. С июля 2015 г. все перевозчики табачной продукции, работающие напрямую с фабрикой, оснащены датчиками слежения. Перевозчика ждет конфискация, даже если его маршрут поставки не соответствует информации в сопроводительных документах .

В большинстве государств Европы нет уголовной ответственности за незаконное перемещение законных товаров, законного происхождения. Но в данном случае существует альтернативная ответственность. Дело в том, что в Таможенном кодексе предусмотрена ответственность за контрабанду, где мера наказания - стопроцентный штраф стоимости товаров, плюс конфискация данной продукции и в том числе конфискация транспортного средства, на котором данная продукция перемещалась.

Однако в разных государствах Европы есть свои особенности. Рассмотрим некоторые примеры ответственности за контрабанду табачных изделий.

В период с декабря 2010 г. по апрель 2011 г. в Уголовный и Административный кодексы Литвы внесены 14 поправок, предусматривающих ужесточение наказаний за незаконную торговлю и коррупцию. Сроки лишения свободы за контрабанду увеличены до 10 лет. Размеры штрафов, налагаемых на физических лиц, увеличены в пять раз до 56000 евро, на юридических лиц - до 188 000евро. Принято новое законодательство, предусматривающее наказание за незаконное обогащение в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Разрешена конфискация активов у членов семьи и (или) близких родственников преступника, если преступник не в состоянии подтвердить законное происхождение средств, использованных для приобретения этих активов. При этом бремя доказывания возлагается на преступника.

В Эстонии первого декабря 2013 г. вступили в силу поправки в Закон о ввозе подакцизных товаров, которыми сокращены нормы ввоза в страну алкоголя и табака. Ужесточение правил привело к тому, что в Нарве попыток контрабанды российских сигарет через контрольно-пропускные пункты на границе стало много меньше, зато крупные контрабандисты проявляют еще большую изобретательность, чем прежде .

За первую половину 2014 г. Польской таможней было составлено 9 тыс. протоколов по факту контрабанды сигарет. Размер штрафов в Польше за контрабанду сигарет составляет от 168 до 3360 польских злотых, то есть приблизительно от 50 до 1000 долларов США. Конечная сумма штрафа зависит от размеров контрабанды и личной характеристики контрабандиста, конечно же, рецидивисты получают максимальные наказания. К примеру, за контрабанду трех блоков сигарет (60 пачек) в среднем уплачивается 650 злотых (около 200 долларов США). Если человек неоднократно попадается на контрабанде, то в случае если таким человеком является гражданин Польши, его ждет изъятие и аннулирование паспорта, в котором присутствует виза на выезд из ЕС, в случае иностранца - аннулирование польской или шенгенской визы. Кроме того, иностранцам, многократно замеченным в контрабанде, грозит попадание в список лиц, пребывание которых на территории Польши является не желательным. В этом случае каждая последующая поездка такого человека будет сопровождаться его бдительной и долгой проверкой на границе .

Следует иметь ввиду, если размер контрабанды окажется крупным, то штрафом можно не ограничиться. Нарушителя ждет уголовное наказание по факту совершения преступления финансового характера.

В тех случаях, когда для ведения розничной и оптовой торговли табачными изделиями требуется регистрация, сравнительно недорогой и в то же время эффективной мерой может оказаться приостановление действия регистрации или ее аннулирование вкупе с наложением штрафа. Такие акции вызывают общественный резонанс, который становится сдерживающим фактором для других нарушителей. В октябре 2011 г. в Шотландии вступил в силу закон, устанавливающий юридическую ответственность за «продажу табачных изделий без регистрации», к этому времени все розничные предприятия, легально торгующие табачными изделиями, обязаны были зарегистрироваться в соответствующих государственных органах, и сейчас незарегистрированным торговцам грозит штраф в размере до 20000 фунтов стерлингов и/или тюремное заключение на срок до шести месяцев.

Основную ответственность за контроль табачного рынка Китая несет Государственное управление табачной монополии (STMA -State Tobacco Monopoly Administration). Одна из функций этого органа - применение штрафных санкций к лицам, которые, осуществляя производство, перевозку или дистрибуцию контрафактных сигарет, нарушают китайские законы, строго регламентирующие производство и реализацию табачных изделий. При этом соответствующие меры наказания, принятые в Китае, считаются одними из самых суровых в мире: для нарушителей закона, признанных виновными в производстве и реализации контрафактных сигарет, предусмотрены крупные штрафы и продолжительные сроки тюремного заключения.

С начала экономических реформ в 1979 г. в Уголовный кодекс КНР трижды вносились изменения, устанавливавшие усиление наказаний за контрабанду. Действующий в настоящее время Уголовный кодекс КНР предусматривает, что контрабанда наказывается лишением свободы на срок пять и более лет. К контрабанде Уголовный кодекс КНР относит и уклонение от уплаты таможенных пошлин. Наказание за такие преступления зависит от суммы неоплаченных таможенных платежей и составляет от трех до десяти лет лишения свободы, а при отягчающих обстоятельствах этот срок превышает 10 лет или лишение свободы становится пожизненным. Помимо этого налагается штраф до 5-кратного размера сокрытых от уплаты налогов или производится конфискация имущества .

Хотя Китаю удалось достичь определенных успехов в решении проблемы, страна по-прежнему остается крупнейшим и практически монопольным источником контрафактной табачной продукции.

В июле 2010 г. правительство Вьетнама внесло в законодательство поправки, согласно которым наличие у лица более 1500 пачек контрабандных сигарет стало считаться уголовным преступлением. Поначалу благодаря этому удалось сократить объемы незаконной торговли более чем на 20%, однако вскоре контрабандисты изменили тактику и начали возить сигареты партиями размером менее 1500 пачек каждая.

В королевстве Бутан в Гималаях в 2004 г. вообще запретили продажу сигарет. Их, пока еще можно ввозить из-за границы, но каждую пачку придется задекларировать на таможне по паспорту и заплатить акциз: 200% цены (для сигарет из дружественной Бутану Индии сбор снижен до 100%). За контрабанду табака грозит до 5 лет тюрьмы.

В США уголовные законы, регламентирующие нарушения таможенного законодательства, являются вполне прямыми и разделяются на две категории. К первой относится контрабанда, то есть умышленный ввоз в страну ложных - запрещенных предметов. Ко второй заявлений в адрес Таможенной службы США или мошенническое поведение в отношении Таможенной службы США .

За контрабанду предусмотрен штраф или заключение, но не более 20 лет, или то и другое. Товар должен быть конфискован в Соединенных Штатах .

Для Таможенной службы США различные виды таможенных нарушений имеют различную степень важности (степень приоритетности). Наиболее важными, в то же время и наиболее редко встречающимися являются так называемые «стратегические» нарушения, связанные с ввозом или вывозом товаров, для которых требуется соответствующее разрешение (огнестрельное оружие, ядерная техника, системы вооружений, биологическое оружие, техника, подпадающая под Правила международной торговли оружием), а также другие предметы, разрешения на движение которых выдаются Министерством торговли или Государственным департаментом. Вторыми по степени важности нарушениями таможенного законодательства считаются мошенничество в нестратегической области, включая импорт текстиля; нарушения антидемпингового законодательства; нарушения, угрожающие здоровью и безопасности граждан; неправильные заявления о стоимости или стране происхождения товаров; ввоз поддельных товаров и ввоз товаров, которые изготовлены с использованием принудительного труда и др. .

Подводя итог, необходимо сказать, что рост масштабов незаконной торговли табачными изделиями является опасным явлением во всем мире и устойчивым источником финансирования других незаконных видов деятельности, которые подрывают общественный порядок, систему управления и верховенство закона.

Исследования и практический опыт показывают, что контрабанда табачных изделий представляет собой глобальное явление, существующее на всех континентах и в любых странах - как с высоким, так и с низким уровнем доходов населения.

Согласно данным, опубликованным компанией Euromonitor International, каждая десятая сигарета, выкуриваемая в мире, является нелегальной. Это означает, что объем незаконной реализации табачных изделий достигает порядка 600 млрд. сигарет в год, а соответствующий годовой объем недополученных налоговых поступлений составляет от 40 до 50 млрд. долларов США.

К факторам, способствующим развитию контрабанды табачных изделий, можно отнести несбалансированную фискальную политику; диспаритет цен, обусловленный различным уровнем налогообложения в разных государствах; протекционистские меры; коррупцию; низкоэффективную работу правоохранительных органов; недостаточно строгий государственный контроль в свободных экономических зонах; недостаточно гибкое и жесткое законодательство и система санкций за его нарушение; расширение сбытовой сети распространения нелегальной продукции; толерантное отношение общества к нелегальной торговле табачными изделиями.

В зависимости от жесткости законов, направленных на борьбу с контрабандой табачных изделий, страны мира условно можно разделить на государства где контрабанда относится к административным нарушениям и уголовной ответственности за нее вообще не предусмотрено, и государства предусматривающим уголовную ответственность за контрабанду табачных изделий. табачный контрабанда международный сотрудничество

В Российской Федерации контрабанда отнесена к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности. За контрабанду табачных изделий, в соответствии со статьей 200.2 УК РФ - «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий», установлено уголовное наказания в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок. Под крупным размером признается стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

При незаконном перемещении более мелких партий возбуждаются дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 16.2. КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

Ответственность за это преступление установлена в ст. 188 УК РФ. Она предусматривает наказание за перемещение товаров в крупном размере через таможенную границу помимо таможенного контроля либо по поддельным документам. Крупный размер - это когда стоимость перемещенных товаров превышает 250 000 руб. Если эта сумма меньше, таможенники могут привлечь к административной ответственности по ст. 16.1 КоАП РФ. Штраф для фирмы, ее должностных лиц или предпринимателя - от 1/2 до 3-кратного размера стоимости незаконно перевезенного товара с его конфискацией или без таковой. Наказание за контрабанду: лишение свободы сроком до пяти лет либо штраф от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет (ч. 1 ст. 188 УК РФ).

Обратите внимание: есть товары, за контрабанду которых закон устанавливает повышенную ответственность: лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до пяти лет или без штрафа (ч. 2 ст. 188 УК РФ). Вот эти товары: -

наркотики; -

психотропные, сильнодействующие, ядовитые и отравляющие вещества; -

радиоактивные вещества, радиационные источники и ядерные материалы; -

оружие, взрывные устройства, боеприпасы, военная техника; -

материалы и оборудование, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения и военной техники; -

стратегически важные сырьевые товары; -

культурные ценности.

Чтобы наказать за контрабанду, таможенники должны доказать, что обвиняемый действовал умышленно, то есть сознавал, что незаконно перевозит товары через таможенную границу, предвидел, что причиняет государству ущерб, и все равно продолжал это делать (то есть желал этого).

Если преступление совершено с применением к таможенникам насилия, то наказание еще строже: лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до пяти лет или без штрафа (ч. 3 ст. 188 УК РФ).

И самое суровое наказание установлено за контрабанду, совершенную организованной группой, - лишение свободы на срок от семи до 12 лет со штрафом до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до пяти лет или без штрафа (ч. 4 ст. 188 УК РФ).

Однако имейте в виду: если есть смягчающие обстоятельства, суд может наказание снизить. Так, например, районный суд осудил Бутакову Е.Б. на семь лет за контрабанду наркотиков (ч. 4 ст. 188 УК РФ). Осужденная в составе организованной группы незаконно, без декларирования переместила через таможенную границу 906,64 грамма героина.

Однако Верховный Суд смягчил наказание до пяти лет лишения свободы, потому что Бутакова преступление совершила впервые, вину признала, имеет грудного ребенка, воспитывалась в детском доме (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 1998 г. N 5-О98-262).

Как наказывает Росфиннадзор

Это ведомство штрафует за валютные нарушения. Все нарушения валютного законодательства можно разделить на две группы: те, которые влекут за собой уголовную ответственность, и те, за что грозят лишь административные санкции.

Под уголовную ответственность (лишение свободы на срок до трех лет) подпадает только руководитель фирмы (ст. 193 УК РФ). Это может произойти в случае, если не были возвращены из-за границы валютные средства в рублевом эквиваленте свыше 5 000 000 руб. При этом если фирма приняла все меры для получения экспортной выручки либо возврата перечисленного за рубеж аванса, то это является смягчающим обстоятельством или даже полностью исключает уголовную ответственность. Например, чтобы оградить себя от претензий проверяющих, компания может сделать запрос в Торгово-промышленную палату о надежности и деловой репутации своего партнера, застраховать риск по контракту и т.д.

Во всех остальных случаях фирме и ее должностным лицам может грозить только административная ответственность согласно ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Самое страшное валютное нарушение в КоАП - осуществление незаконных валютных операций. Компании это будет стоить от 75 до 100 процентов от суммы неразрешенной операции (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ). Причем существует опасность "нарваться" на этот штраф, даже если фирма сама ничего не предпринимала. Например, банк может списать с вашего валютного счета в безакцептном порядке комиссию за выполнение функций агента валютного контроля. Проверяющие из Росфиннадзора зачастую рассматривают такую ситуацию как незаконные расчеты между резидентами в иностранной валюте. При этом банк руководствуется тем, что данная сумма - оплата его комиссионного вознаграждения, а такие расчеты можно производить в иностранной валюте без ограничений (пп. 6 п. 3 ст. 9 Закона N 173-ФЗ).

Однако самые распространенные нарушения - несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение правил оформления паспортов сделок или сроков хранения документов по валютным операциям (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ). Эти нарушения влекут за собой штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. с фирмы и от 4000 до 5000 руб. с должностного лица.



Просмотров