Последующие следственные действия при расследовании контрабанды. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде. Тактика отдельных следственных действий при расследовании контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

Расследование уголовных дел о контрабанде

Глава 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде

Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее расследование, требуют объединения усилий органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Таможенные органы, в соответствии с действующим УПК, значатся органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю.

Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с контрабандой, независимы друг от друга и решают их своими специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы закон возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом и федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные меры не единственная форма деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции, так как ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за таможенные правонарушения для юридических лиц, предприятий, учреждений и организаций при одновременной административной и уголовной ответственности их должностных лиц и иных работников. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица.

Вследствие этого по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.

Уголовное дело расследуют вначале работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры. Административное дело о нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге одни и те же обстоятельства подлежат доказыванию как по уголовному делу о контрабанде, так и по делу о нарушении таможенных правил.

Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет за собой обязательного прекращения и административного дела в отношении юридического лица.

Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов, с другой стороны и лицом, осуществляющим административное расследование с третьей.

Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самое тесное. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период проведения дознания по уголовному делу.

По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.

Опыт показывает, что, чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и взаимодействуют между собой. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить следственную практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и в противном случае обязать таможенный орган информировать о ходе расследования и знакомить с новыми материалами и документами.

Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы таких товаров.

С момента принятия уголовного дела к производству только следователь инициатор и организатор взаимодействия с иными подразделениями и органами в интересах наиболее полного выявления всех обстоятельств расследуемого дела о контрабанде. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий. Все субъекты взаимодействия обязаны оказывать следователю необходимое содействие в расследовании контрабанды.

Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении сведений в прокуратуру или инспекцию о готовящейся контрабанде они в конечном итоге поступают в таможенные органы и КПП пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и еe пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные органы и пограничные КПП.

Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на средствах транспорта межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими случаями контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались или через которые осуществлялось их транзитное перемещение.

Анализ действий следователя по расследованию убийств на первоначальном этапе

Криминалистическая характеристика контрабанды наркотиков и психотропных веществ

Допрос заявителя или владельца похищенного имущества преследует цель установить обстоятельства совершения (обнаружения) кражи, наименование, количество и признаки похищенного имущества, подозреваемых лиц. Так, например...

Криминалистическая характеристика хищения и первоначальные следственные действия при его расследовании

Допрос потерпевшего призван дать в распоряжение следователя максимально полную информацию о личности мошенника (мошенников), его приметах и признаках одежды, действиях виновных, в том числе о том...

Транспортировка наркотических средств, пересечение государственной границы с незаконным «грузом» - весьма нелегкое дело. В связи с осуществлением контроля со стороны правоохранительных органов, досмотром багажа и лиц...

Меры по противодействию контрабанде наркотических средств

Меры по противодействию контрабанде наркотических средств

Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов продолжает оставаться важной проблемой национальной безопасности...

Обвиняемый и гарантии его процессуальных прав в стадии предварительного расследования

Обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Ч. 1 Ст. 16 УПК Российской Федерации. -М.: 2002...

Обеспечение защиты прав лиц, подвергнутых уголовному преследованию

Обвиняемый в уголовном процессе - это лицо, в отношении которого либо вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, либо обвинительный акт, либо составлено обвинительное постановление (в случае...

Особенности расследования убийств

В соответствии с уголовно-процессуальным законом следователь принимает решения о начале следствия и о производстве следственных действий...

Правовое законодательство РФ о контрабанде

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П сформулировал правовые позиции о квалификации деяний по контрабанде Российская газета. - 2008. - 7 июня....

Расследование вымогательства

Важным элементом в раскрытии и расследовании преступлений, к какой бы категории они не относились, является криминалистическая характеристика. На сегодняшний день существует множество мнений, в отношении криминалистической характеристики...

Расследование уголовных дел о контрабанде

Уголовные дела о контрабанде при наличии достаточных данных о совершенном преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с исходными материалами...

Тактика осмотра места происшествия по делам об убийстве

При расследовании убийств в большинстве случаев следователь стал-кивается с необходимостью осмотра трупа. Наружный осмотр труда на месте обнаружения состоит из двух стадий - общего и детального осмотра трупа...


Расследование контрабанды

ницу России товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контр"оля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УКРФ).

Часть 2 этой статьи предусматривает контрабанду таких объектов, для которых размер значения не имеет: оружие, наркотики, психо-тропные и ядовитые вещества, оружие массового поражения, стратегическое сырье, культурные ценности и т. п., в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу. Квалифицирующими признаками преступления являются его неоднократность, совершение организованной группой, должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Суть контрабанды – тайное или обманное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей. Способами тайного перемещения служат:

1) использование тайных троп, обходных дорог с целью миновать пункты таможенного контроля в условиях "прозрачных" или плохо охраняемых государственных границ;

2) перемещение товаров, или иных ценностей в специально устроенных в транспортных средствах тайниках;

3) перемещение товаров или иных ценностей, замаскированных под объекты, не требующие декларирования и обложения таможенной пошлиной;

4) тайное перемещение объектов путем использования в этих целях естественных отверстий тела, органов человека.

Контрабанда путем обмана таможенных органов осуществляется:

1) предъявлением таможенному контролю поддельных документов;

2) использованием фальсифицированных пломб, печатей, идентификационных знаков и т. п.;

3) недостоверным декларированием перевозимых объектов.

Преступление совершается с прямым умыслом. Соучастие в контрабанде нередко принимают сотрудники пограничной охраны, таможенные служащие, проводники при незаконном переходе через государственную границу. Соучастие как правило, носит корыстный характер, может выражаться в эпизодических действиях или в действиях на постоянной основе в соста,ве организованной группы.

Наиболее распространенные объекты контрабанды – наркотики, оружие, ювелирные изделия и драгоценные металлы, произведения искусства и антиквариат. Иногда это транзитный груз, следующий через Россию, отправителем и получателем которого могут значиться вымышленные фирмы или подставные лица. Особым случаем контрабанды является перемещение подобных объектов лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, или в дипломатической почте, свободной от таможенного контроля.

Первоначальные следственные действия. Расследование контрабанды обычно начинается с факта ее обнаружения органами пограничной охраны или таможенниками. Если при этом задерживается лицо, у

776

которого или при котором обнаружены объекты контрабанды, возбуждается уголовное дело и проводятся следующие следственные действия.

1. Осмотр обнаруженных тайников и предметов контрабанды. Тайники могут быть устроены в транспортных средствах: в дверцах, сиденьях, багажнике.автомобиля, под капотом, в осветительной арматуре и т. п. Предметы контрабанды могут находиться в топливном баке, в камерах покрышек, в бортах прицепа и т. п.

Все обнаруженное тщательно осматривается, характер, назначение и местонахождение фиксируются в протоколе осмотра, при необходимости с участием специалиста. Может быть приглашен оценщик для определения стоимости контрабандных предметов.

Подлежат осмотру и поддельные документы, пломбы, печати и фальсифицированные идентификационные знаки.

2. Задержание и допрос контрабандиста. При задержании устанавливается личность и производится личный обыск. Если имеются предположения, что предметы контрабанды (наркотики, драгоценности) находятся в теле задержанного, проводится его судебно-медицинское освидетельствование с применением рентгеноскопического исследования, введением слабительных средств, осмотром естественных отверстий. К заключению судебно-медицинского эксперта прилагаются все обнаруженные при исследовании объекты контрабанды, которые затем также подвергаются следственному осмотру.

При допросе задержанного должны быть выяснены следующие обстоятельства:

1) личность задержанного, его семейное и служебное положение, место жительства, семейные и иные связи; .

2) кому принадлежат предметы контрабанды; если задержанный выполняет лишь функции перевозчика, то по чьему поручению, на каких условиях он согласился осуществить перевозку, кому принадлежит" транспортное средство; является ли он сотрудником владельца контрабанды, совершал ли ранее аналогичные перевозки;

3) кем устроены и оборудованы тайники в транспортном средстве, когда, использовались ли они ранее для аналогичных целей, есть ли еще необнаруженные места для тайной перевозки контрабанды;

4) где, когда и от кого принял контрабандный груз, где, кому и при каких условиях должен был его передать за границей; что известно допрашиваемому об отправителях и получателях груза, о самом грузе; , 5) кто и при каких обстоятельствах снабдил перевозчика поддельными документами и иными средствами прохождения таможенного кон-. троля, кто инструктировал о линии поведения в случае провала;

6) есть ли договоренность с сотрудниками таможни об их содействии в беспрепятственном пересечении границы, на каких началах должно было быть оказано это содействие, в чем заключалось; оказывалось ли подобное содействие ранее;

7) кому, кроме владельца контрабанды, известно о перевозке груза, какое отношение имеют эти лица к деятельности владельца груза, к самому грузу, что известно перевозчику о соучастниках владельца контрабанды, источниках ее приобретения.

777

§ 5. Расследование контрабанды

Если предметы контрабанды принадлежат самому задержанному, то помимо вопросов об источниках приобретения и каналах сбыта, следует выяснить личность соучастников и иных связей контрабандиста, проверить версии о существовании организованного преступного сообщества, членом которого является задержанный, иные эпизоды его преступной деятельности. При обнаружении в одежде или теле задержанного наркотических или сильнодействующих веществ следует выяснить, не является ли задержанный наркоманом или токсикоманом, если нет, то кому предназначались эти вещества, как предполагалось их реализовать и через кого.

О наркомании задержанного ставится вопрос и перед судебно-медицинской экспертизой при его освидетельствовании.

При допросе проводников, задержанных вместе с контрабандистом, помимо вопросов, непосредственно связанных с обстоятельствами попытки перехода границы, выясняется характер их связей с контрабандистом, предпринимались ли аналогичные попытки ранее с его участием или с участием известных ему лиц, кто эти лица, что переправлялось через границу, кто принимал контрабандиста после пересечения границы, где, на каких условиях.

3. Обыски. При попытке контрабанды у всех лиц, выявленных при допросах задержанных или по данным осмотра предметов контрабанды и средств ее перевозки, следует произвести обыски жилища, служебных помещений, транспортных средств, хранилищ грузов. Если эти места удалены от границы или пункта таможенного досмотра, то о производстве обысков немедленно направляются отдельные требования соответствующим органам внутренних дел с санкционированными постановлениями. В целях оперативности действий возможна передача этих требований и постановлений"по факсимильной связи с одновременной высылкой оригиналов служебной почтой. Промедление может привести к утрате важных доказательств.

Обыски должны быть произведены и по месту жительства задержанного; если он иностранец, то обыску подлежит место его временного пребывания, место передачи груза. Точно так же, если была пресечена попытка вывоза контрабанды гражданином другого государства, то содействие в производстве обысков оказывается в принятом порядке органами этого государства.

Последующие следственные действия. Основными из них служат выявление и допрос соучастников контрабанды, обыски в местах, где могут находиться предметы, предназначенные для контрабандного вывоза, иные доказательства преступной деятельности, осмотр обнаруженных объектов.

Цель допросов – установить связи между соучастниками, выявить организованную преступную группу, занимающуюся контрабандой в виде промысла, установить.источники получения контрабандных товаров или-ценностей, коррумпированные связи преступников в таможенных и иных государственных структурах, все эпизоды преступной деятельности.

Особенно важно установить источники приобретения контрабанды, если это предметы искусства или антиквариата. В таких случаях возни-

778

Глава 47. Преступления в сфере экономической деятельности

кает реальная возможность выйти на организованные группы, специализирующиеся на кражах из музеев, выставок и частных коллекций.

Экспертизы. По делам этого рода проводятся экспертизы:

криминалистические: по установлению личности по следам рук на предметах контрабанды; технико-криминалистическая экспертиза документов, исследующая поддельные печати, штампы, идентификационные знаки и т. п.; почерковедческая, исследующая рукописные тексты на подложных документах; трасологическая, объектами которой могут быть тайники и их оборудование и др.;

материалов и веществ, определяющая природу наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, факт контактного взаимодействия объектов, общий источник происхождения и т. п.;

искусствоведческая, решающая вопросы подлинности произведений искусства и их атрибуции, подлинности предметов антиквариата, коллекционных -изделий и др. Может быть проведена и нумизматическая экспертиза, если объектом контрабанды были коллекционные монеты, наградные знаки; оружеведческая, когда речь идет о незаконном вывозе коллекционного оружия;

товароведческая, с целью установить стоимость предметов, что необходимо для определения размера контрабанды как квалифицирующего признака. В соответствии с примечанием к ст. 188 УК, контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.

Особенности расследования при неустановленном владельце контрабанды. В практике встречаются случаи, когда владелец обнаруженной контрабанды неизвестен. Это бывает при досмотре поездов, морских судов, иногда самолетов. В таких ситуациях принимаются меры к обнаружению преступника: устанавливается тайное наблюдение за местом сокрытия контрабанды, устраивается засада, предметы контрабанды могут быть помечены люминофором и т. п.

Если в результате этих оперативных мер установить контрабандиста не удалось, возбуждается уголовное дело (при наличии достаточ^ ных к тому оснований) и проводятся в первую очередь допросы поездной бригады, экипажа судна или летного состава. Должна быть тщательно отработана версия о причастности к контрабанде именно этих лиц, среди которых и может быть контрабандист. Но им может быть и пассажир, поэтому в процессе допросов следует выяснять, не привлекал ли внимания кто-либо из пассажиров необычным поведением или действиями.

Контрабандный багаж или груз должен быть тщательно осмотрен с целью выявления признаков, свидетельствующих о его принадлежности конкретному лицу.

В определенных ситуациях факт обнаружения контрабандного груза сохраняется в тайне и никаких демаскирующих это обстоятельство действий не проводится.

  • § 4. Технико-криминалистические средства, применяемые для решения иных задач борьбы с преступностью
  • Литература
  • ГЛАВА 6. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ, ЗВУКО- И ВИДЕОЗАПИСЬ
  • § 1. Криминалистическая фотография
  • § 2. Криминалистическая звуко- и видеозапись
  • Литература
  • ГЛАВА 7. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ ПРИЗНАКАМ
  • § 1. Правила словесного описания внешнего облика человека
  • § 2. Анатомические (морфологические) признаки наружного строения человека
  • Литература
  • ГЛАВА 8. ТРАСОЛОГИЯ
  • § 1. Классификация следов, правила их обнаружения и изъятия
  • § 2. Следы рук
  • § 3. Следы ног
  • § 4. Следы орудий взлома и инструментов
  • § 5. Следы транспортных средств
  • Литература
  • ГЛАВА 9. ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ КАК НОСИТЕЛИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • § 1. Общие положения и задачи криминалистического исследования веществ и материалов
  • § 2. Виды и возможности криминалистического исследования веществ и материалов
  • § 3. Криминалистическое исследование микрообъектов
  • Литература
  • Глава 10. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ОДОРОЛОГИЯ
  • § 1. Понятие и классификация одорологических объектов
  • § 2. Работа с запаховыми следами человека
  • Литература
  • ГЛАВА 11. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ БАЛЛИСТИКА
  • § 1. Общие положения криминалистической баллистики
  • § 2. Классификация и характеристики ручного огнестрельного оружия
  • 3. Обнаружение, осмотр, фиксация и изъятие огнестрельного оружия и следов выстрела
  • Литература
  • Глава 12. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ВЗРЫВОТЕХНИКА
  • § 1. Общие положения криминалистической взрывотехники
  • Литература
  • Глава 13. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
  • § 1. Понятие, виды и задачи криминалистического исследования документов
  • § 2. Понятие и классификация изучаемых объектов
  • § 3. Отождествление средств и материалов, использованных для изготовления документов
  • § 4. Установление способа подделки документов
  • § 5. Восстановление нечитаемых записей, разорванных и сожженных документов, прочтение шифровальной переписки
  • § 6. Исследование материалов документов
  • Литература
  • Глава 14. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
  • § 1. Научные основы криминалистического анализа письменной речи
  • § 2. Основы криминалистического почерковедения
  • Литература
  • ГЛАВА 15. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОНОСКОПИЯ
  • § 1. Научные основы криминалистической фоноскопии
  • § 2. Определение личных качеств человека по признакам устной речи
  • § 3. Автоматизированные методы анализа устной речи
  • Литература
  • ГЛАВА 16. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
  • § 1. Виды учетов, содержащих криминальную информацию
  • § 2. Учеты, осуществляемые ГИАЦ МВД России
  • § 3. Криминалистические учеты, ведущиеся ЭКЦ МВД России
  • § 4. Криминалистические информационные массивы международных полицейских организаций
  • Литература
  • Раздел III. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА
  • ГЛАВА 17. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТАКТИКИ
  • § 1. Понятие, сущность и категории криминалистической тактики
  • § 2. Криминалистическая тактика и следственная практика
  • § 3. Тактика следственного действия
  • Литература
  • § 1. Особенности версионного процесса в криминалистике
  • § 2. Планирование расследования
  • Литература
  • § 1. Понятие и общие тактические положения следственного осмотра
  • § 2. Тактика осмотра места происшествия
  • § 3. Иные виды следственного осмотра
  • § 4. Следственное освидетельствование
  • Литература
  • ГЛАВА 20. ТАКТИКА СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
  • § 1. Общие положения тактики следственного эксперимента
  • § 2. Подготовка к производству следственного эксперимента
  • § 3. Тактика производства следственного эксперимента
  • Литература
  • ГЛАВА 21. ТАКТИКА ОБЫСКА И ВЫЕМКИ
  • § 1. Понятие обыска и его общие тактические положения
  • § 2. Особенности производства выемки
  • Литература
  • ГЛАВА 22. ТАКТИКА ДОПРОСА И ОЧНОЙ СТАВКИ
  • § 1. Общие положения тактики допроса
  • § 2. Тактика допроса свидетелей и потерпевших
  • § 3. Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых
  • § 4. Особенности тактики допроса отдельных категорий лиц
  • § 5. Тактика производства очной ставки
  • Литература
  • ГЛАВА 23. ТАКТИКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ
  • § 1. Понятие, условия и задачи предъявления для опознания
  • § 2. Подготовка и производство предъявления для опознания
  • § 3. Особенности предъявления для опознания отдельных видов объектов
  • Литература
  • ГЛАВА 24. ТАКТИКА ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ
  • § 1. Понятие и содержание проверки показаний на месте
  • § 2. Тактические приемы проверки показаний на месте
  • § 3. Фиксация проверки показаний на месте
  • Литература
  • ГЛАВА 25. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  • § 2. Применение специальных знаний посредством судебной экспертизы
  • Литература
  • Раздел IV. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 26. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ
  • § 1. Понятие и содержание криминалистической методики расследования
  • § 2. Основания и принципы формирования криминалистических методик расследования
  • § 3. Структура и содержание криминалистических методик расследования
  • Литература
  • ГЛАВА 27. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  • § 1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов и криминалистических подразделений
  • § 4. Основы криминалистической профилактики
  • Литература
  • ГЛАВА 28. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ
  • § 1. Криминалистическая характеристика убийств
  • § 2. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа
  • § 3. Последующий этап расследования убийства при наличии трупа
  • § 4. Особенности расследования убийств «без трупа»
  • Литература
  • ГЛАВА 29. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ УМЫШЛЕННЫХ УБИЙСТВ, СОВЕРШАЕМЫХ ПО НАЙМУ
  • § 1. Обстоятельства, подлежащие установлению
  • § 2. Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершаемых по найму
  • § 3. Особенности производства первоначальных следственных действий
  • Литература
  • § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
  • Литература
  • ГЛАВА 31. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ, ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ
  • § 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев
  • Литература
  • ГЛАВА 32. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
  • § 1. Криминалистическая характеристика контрабанды
  • § 2. Исходные следственные ситуации, версии и планирование расследования
  • § 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде
  • § 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде
  • Литература
  • ГЛАВА 33. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  • § 1. Выявление налоговых преступлений
  • § 2. Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций
  • § 3. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами
  • Литература
  • ГЛАВА 34. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  • § 1. Общие положения расследования коррупционных преступлений
  • § 2. Тактика производства следственных действий при расследовании взяточничества и других коррупционных преступлений
  • § 3. Особенности расследования отдельных видов коррупционных преступлений
  • Литература
  • ГЛАВА 35. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОДЖОГОВ И ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • § 2. Тактика осмотра места происшествия
  • § 3. Тактические особенности отдельных следственных действий
  • Литература
  • ГЛАВА 36. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
  • § 1. Особенности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
  • § 2. Следственные ситуации, версии и планирование расследования по делам о незаконном обороте наркотиков
  • Литература
  • ГЛАВА 37. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  • § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
  • § 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования
  • Литература
  • ГЛАВА 38. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА
  • § 1. Виды и механизм совершения автотранспортных преступлений
  • § 2. Обстоятельства, подлежащие установлению
  • § 3. Первоначальный этап расследования
  • § 4. Последующий этап расследования
  • Литература
  • § 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети
  • Литература
  • ГЛАВА 40. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ «ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ»
  • § 1. Организационные и криминалистические основы расследования преступлений «по горячим следам»
  • § 2. Особенности тактики неотложных следственных действий, проводимых «по горячим следам»
  • Литература
  • ГЛАВА 41. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • § 1. Криминалистическая специфика преступлений несовершеннолетних
  • § 2. Выдвижение следственных версий, планирование расследования и его особенности
  • § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
  • Литература
  • ГЛАВА 42. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ЛИЦ
  • § 1. Основы методики расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами или против них
  • § 2. Основы методики расследования преступлений, совершенных лицами с психическими аномалиями
  • Литература
  • ГЛАВА 32. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ

    § 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

    Методика расследования контрабанды - это система научных положений, технических приемов, методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании данного преступления. Контрабанда сырья, в том числе стратегического, наркотиков, культурных ценностей, валюты, оружия, боеприпасов и т.п., является угрозой как экономической, так и общественной безопасности Российской Федерации.

    Криминалистическая характеристика контрабанды пред-

    ставляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках способа, механизма, обстановки противоправных деяний и их последствий, объектах, взаимодействующих в процессе совершения контрабанды, особенностях личности виновного, времени и месте, типичных материальных и идеальных следах, а также других сторонах этого преступления, сведения о которых имеют практическое значение в решении задач борьбы с контрабандой.

    В основе элементов криминалистической характеристики контрабанды лежат объективные процессы совершения и сокрытия данного преступного посягательства, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальной действительности.

    Способ незаконного перемещения товаров через таможен-

    ную границу России - один из основных элементов криминалистической характеристики контрабанды. К наиболее типичным способам совершения контрабанды Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) относит:

    1) перемещение товаров и транспортных средств через тамо-

    женную границу России помимо таможенного контроля (ст. 69, 119), т.е. вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления;

    2) сокрытие товаров от таможенного контроля, в том числе с

    использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или придание одним товарам вида других.

    Практике известны следующие способы сокрытия предметов контрабанды: заполнение ими пустот и полостей транспортных средств, емкостей багажа; закладка за внутреннюю обшивку

    вагонов, самолетов, вертолетов; закладка в шинах колес и между колесами автомобилей; в тюки шерсти и хлопка, в пустоты, созданные при складировании лесоматериалов, металлопроката, контейнеров; заполнение естественных полостей человека и др.;

    3) обманное использование документов или средств иденти-

    фикации , т.е. представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельных или относящихся к другим товарам и транспортным средствам средств идентификации;

    4) недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России (ст. 124), незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме.

    Следующий элемент криминалистической характеристики кон-

    трабанды - предмет преступного посягательства. Им могут быть любые товары, т.е. вещи, ценности, перемещаемые в крупном размере через таможенную границу страны, а также те объекты, которые по действующим нормативным правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. При всем многообразии контрабандных товаров уголовная ответственность установлена за перемещение через таможенную границу России любого количества предметов, которые предусмотрены специальным перечнем. В этот перечень входят:

    1) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании такого оружия;

    2) стратегически важные сырьевые товары;

    3) культурные ценности.

    Сведения о типичных личностных особенностях преступ-

    ников также относятся к основным элементам криминалистической характеристики контрабанды. Ее субъектом может быть

    и должностное, и частное лицо, гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, иностранец.

    Следственной практикой выявлено два основных типа контрабандистов: «ситуативные» и «злостные».

    «Ситуативный »контрабандист характеризуется временны-

    ми отклонениями в общей положительной установке личности. Он совершает преступление вследствие создавшейся ситуации, под действием соблазна получить материальные блага или желания оказать кому-то услугу.

    «Злостный »контрабандист представляет значительную общественную опасность, поскольку отличается ярко выраженной противоправной ориентацией корыстного характера. Он действует только с прямым умыслом, по тщательно разработанному плану, глубоко анализирует и учитывает объективные и субъективные факторы и условия на границе, преследуя цель получить от контрабанды максимальную прибыль. Анализ следственной практики показывает, что более 75% злостных контрабандистов совершали преступления в составе организованных групп, причем на протяжении довольно значительного времени. Эти контрабандисты участвуют в коррупции органов власти и управления, а также правоохранительных органов. На пути к обогащению и достижению желаемых результатов они не останавливаются ни перед какими препятствиями.

    Контрабанда, как правило, складывается из ее подготовки (выбора предмета посягательства, способа преступления, канала перемещения товаров и т.д.) и сокрытия товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу России. На всех ее стадиях остаются типичные следы , прежде всегоматериальные : на товаре, транспортном средстве, документах, оборудовании и т.п. Возникают иидеальные следы в сознании очевидцев в связи

    с восприятием ими обстоятельств совершения контрабанды.

    В содержание криминалистической характеристики входят сведения: о каналах незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу страны; о типичных обстоятельствах обнаружения преступления; о возможных связях контрабандиста или контрабанды с другими преступлениями (например, злоупотреблением служебными полномочиями должностным лицом государства, откуда контрабандный товар импортировался

    или куда он экспортировался). Эти элементы криминалистической характеристики обычно имеют непосредственное отношение к задачам, решаемым в ходе расследования любого уголовного дела о контрабанде.

    § 2. Исходные следственные ситуации, версии и планирование расследования

    Задачи, подлежащие разрешению при расследовании дел о контрабанде, совокупность следственных действий и других мер, которые необходимо для этого провести на первоначальном и последующих этапах расследования, а также другие вопросы зависят от следственной ситуации. В качестве исходных обычно выступают следующие типичные ситуации :

    1) есть достоверные данные об уже совершенной контрабанде (признаки последней установлены при прохождении конкретным лицом таможенного или пограничного контроля либо в ходе административного производства по делу о нарушении таможенных правил);

    2) имеются сведения о деянии, содержащем признаки контрабанды, и виновном лице, однако местонахождение этого субъекта неизвестно либо он находится за границей;

    3) есть данные, содержащие признаки контрабанды, однако информация о виновном либо отсутствует либо ее недостаточно для его отождествления - так называемая бесхозная контрабанда.

    В каждой следственной ситуации (главным образом на первоначальном этапе расследования) имеется ряд особенностей, обусловленных объектом и характером исходных данных.

    Первоочередные задачи расследования в первой типичной следственной ситуации таковы:

    1) установление неизвестной следствию стадии подготовки контрабанды;

    2) изучение, анализ и фиксация всех следов;

    3) выяснение мотивов и целей преступления;

    4) доказывание вины подозреваемого (обвиняемого); определение меры пресечения.

    Частные версии вытекают из перечисленных задач и касаются мотивов, целей, возможных соучастников контрабанды и т.д.

    Для решения названных задач при планировании первоначального этапа расследования определяется:

    1) кто из подозреваемых подлежит задержанию или аресту, в какой последовательности, где, когда и при каких обстоятельствах;

    2) у кого из подозреваемых или их близких нужно произвести обыск, что и где искать;

    3) следственный осмотр предметов и документов, изъятых при обысках;

    4) следственный осмотр средств и приспособлений для перемещения и хранения контрабанды;

    5) выемка по месту жительства и работы подозреваемого и других лиц, у которых могут находиться предметы контрабанды

    и необходимые для нее документы;

    6) следственный осмотр документов, использованных для прикрытия контрабанды;

    7) кто должен быть допрошен в качестве свидетелей, когда и в какой очередности, какие факты и обстоятельства подлежат выяснению при допросе каждого из них;

    8) какие обстоятельства и в какой последовательности должны выясняться в ходе первых допросов подозреваемых;

    9) наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценности, подлежащие конфискации;

    10) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка;

    11) предъявление свидетелям, в том числе очевидцам, предметов контрабанды, а при необходимости и подозреваемых для опознания;

    12) проведение очных ставок между ними и подозреваемыми;

    13) производство следственных экспериментов, розыскных действий (либо оперативных мероприятий);

    14) назначение судебных экспертиз, ревизий и документальных проверок.

    Для этой ситуации возможны случаи, когда некоторые соучастники контрабанды остаются на свободе. Тогда следователю нужно поддерживать тесный контакт с сотрудниками органа дознания, продолжающими розыскную работу, чтобы своевременно использовать в процессе расследования те данные, которые они получат.

    Основные задачи при расследовании во второй типичной ситуации (когда имеются сведения о деянии, содержащем признаки

    контрабанды, и виновном лице, местонахождение которого неизвестно либо оно находится за границей) предусматривают:

    1) сбор необходимых сведений о контрабандисте, его родственных и иных близких связях, возможных соучастниках, установление его точного местонахождения;

    2) изучение стадии подготовки к контрабанде, мест хранения

    ее объектов;

    3) выявление свидетелей преступления;

    4) осмотр объектов контрабанды, закрепление ее следов как доказательств преступной деятельности скрывающегося контрабандиста;

    5) сбор других доказательств вины подозреваемого, выяснение мотивов и целей преступления, характера и размера причиненного ущерба;

    6) установление обстоятельств, которые способствовали отъезду подозреваемого с постоянного места жительства за границу, причин и условий, облегчивших совершение контрабанды и возможность скрыться от следствия.

    В этой ситуации следователь должен активно использовать оперативно-розыскные возможности органа дознания, а также взаимодействие, налаженное с зарубежными правоохранительными органами. Ему предстоит грамотно провести все возможные без участия виновного лица следственные и иные действия:

    а) осмотр места происшествия и объектов контрабанды, иных предметов, могущих стать вещественными доказательствами;

    б) допрос свидетелей и соучастников; в) обыски по месту постоянного жительства контрабандиста,

    его родственников и близких ему людей (там могут находиться как доказательства контрабанды, так и сам разыскиваемый), выемка документов;

    г) назначение криминалистических и иных судебных экспертиз; д) предъявление для опознания предметов и средств контра-

    банды, фотографий виновного; е) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонден-

    цию и ее выемка.

    Третья типичная следственная ситуация, когда контрабан-

    дист неизвестен, наиболее сложна. Особенность данной категории уголовных дел состоит в том, что на первоначальном этапе

    не всегда ясно, является ли расследуемое событие результатом преступных действий и содержит ли оно состав контрабанды. Главный же вопрос - кто совершил эти действия.

    При обнаружении «бесхозной» контрабанды выдвигаются версии о круге причастных к ней лиц, месте их нахождения, мотивах и целях, источниках приобретения предметов контрабанды, способах маскировки и перемещения через границу, местах хранения и сбыта, наличии соучастников, связи события контрабанды с другими преступлениями.

    Проверка версий идет по пути выяснения следующих основных вопросов:

    что послужило непосредственной причиной, вызвавшей расследуемое событие;

    как связана «бесхозная» контрабанда с действиями или бездействием определенных лиц;

    кто они? Имеется ли в их действиях состав преступления;

    каковы обстоятельства обнаружения контрабанды;

    какие события предшествовали этому;

    что произошло после обнаружения контрабанды;

    где искать материальные следы преступления;

    какие субъекты располагают криминалистически значимой информацией о событии контрабанды?

    По делам о контрабанде, когда с самого начала ясно, что ее причина состоит в умышленных действиях конкретного лица, основные усилия направляются на его установление. В данной ситуации в качестве первоначальных проводятся, как правило, такие следственные действия: осмотр места происшествия; осмотр предметов контрабанды; допрос свидетелей (включая должностных лиц таможни и военнослужащих пограничных войск); выемка соответствующих документов; назначение судебных экспертиз.

    Из всех неотложных следственных действий особое значение

    в данной ситуации имеет осмотр места происшествия и предме-

    тов контрабанды , поскольку на первоначальном этапе расследования допрос подозреваемого провести невозможно (предметы контрабанды обнаружены, а контрабандист неизвестен). В таком положении нередко только это следственное действие дает возможность установить связь имеющихся на месте осмотра материальных следов с расследуемым событием.

    Для осмотра места происшествия и предметов контрабанды привлекаются специалисты-криминалисты и другие сведущие лица в зависимости от вида контрабанды и способов ее совершения. Полученные данные используются для розыска и изобличения преступника.

    При задержании и осмотре на границе предметов контрабанды проводится осмотр места происшествия, транспортных средств, тайников. Это дает криминалистически значимую информацию не только о материальных следах, но и о составе преступления: каким образом совершена контрабанда, когда, кем, с какой целью, с чьей помощью, какой ущерб причинен, кто мог знать о произошедшем, где были приобретены либо получены предметы контрабанды, когда и как они были сокрыты для незаконного перемещения через границу Российской Федерации. Выясняется, был ли изготовлен в этих целях тайник либо использованы конструктивные особенности конкретного транспортного средства, специфические признаки багажа или груза, проявились ли профессиональные навыки контрабандиста, какие ухищрения им были применены для реализации преступного замысла.

    Если после совершения контрабанды прошло немного времени, а при осмотре места происшествия и предметов контрабанды удалось получить информацию, достаточную, чтобы определить направление движения преступника, организуется его преследование «по горячим следам», осуществляются заградительные и поисковые мероприятия на пути его отхода с места происшествия.

    Важное значение для раскрытия контрабанды имеют своевременные допросы свидетелей . Значительная их часть по делам данной категории известна из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другую устанавливают в результате оперативно-розыскных мероприятий, третью в ходе первоначальных следственных действий. Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о вероятном преступнике, его индивидуальных признаках, других свидетелях контрабанды. Эта информация должна незамедлительно передаваться органу, разыскивающему контрабандиста.

    Если все следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, возможные в отсутствие подозреваемого, будут выполнены, а контрабандист останется неустановленным, предварительное расследование подлежит приостановлению.

    Особенности тактики первоначальных следственных действий

    Задержание. При расследовании контрабанды задержанию может быть под­вергнуто вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от граждан­ства. Могут задерживаться также должностные лица, совершающие контрабанду с использованием своего служебного положения. К ним относятся должностные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы; должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров, транспортных средств, иных предметов через таможенную границу (капи­таны морских судов, начальники поездов, командиры экипажей самолетов, дирек­тора международных выставок и т. д.); иные должностные лица.

    На подготовительном этапе задержания необходимо тщательно спланировать проведение следственного действия с учетом места, личности задерживаемого, количества лиц, подлежащих задержанию, их вооруженности. Так, если осуществ-ляется задержание гражданина иного государства, не владеющего или плохо вла­деющего русским языком, в следственно-оперативную группу нужно включить переводчика, при задержании вооруженных контрабандистов- вооруженных со­трудников, владеющих приемами самбо, каратэ и т. д., обеспечив их специальными средствами. Особое внимание следует уделить средствам фиксации процесса задер­жания, в частности видеозаписи, поскольку задержанные впоследствии могут зая­вить об ущемлении их прав и свобод, нарушении морально-этических норм и т. д.

    Применение тактических приемов при задержании зависит от конкретной си­туации. В любом случае необходимо действовать внезапно, быстро и решительно. Действия задерживающих должны упреждать действия задерживаемых.

    Допрос подозреваемого. Допрос подозреваемого надо проводить сразу после его задержания и личного обыска. Тактика допроса контрабандистов зависит от обстоятельств преступления и свойств личности подозреваемых (совершение преступле­ния в одиночку или в составе организованного преступного сообщества; если в составе сообщества - то выполняемая функциональная роль; должностное положе­ние; наличие судимости; национальная принадлежность; знание русского языка и т. д.); занимаемой позиции (дает правдивые показания, правдивые показания пере­мешивает с ложными, дает ложные показания, не дает никаких показаний); имею­щихся доказательств и наличия ориентирующей информации. Все указанные об­стоятельства должны быть учтены при подготовке к допросу.

    В любом случае у подозреваемого необходимо выяснить весь круг обстоя­тельств, связанных с контрабандной деятельностью. Показания подозреваемого следует максимально детализировать. При этом желательно, чтобы он в подкрепле­ние своих объяснений ссылался на различные документы и факты, конкретных лиц, с тем чтобы в последующем можно было проверить его показания. Это особенно важно при расследовании контрабанды сырьевых товаров, когда нередко по под­ложным документам товары получают одни фирмы, а их доставка через таможен­ную границу осуществляется другими.



    Осмотр предметов контрабанды. На подготовительной стадии данного след­ственного действия следует решить вопросы: о привлечении соответствующих специалистов, поскольку круг рассматриваемых предметов достаточно широк; о создании надлежащих условий осмотра, что, например, важно при осмотре драго­ценных камней; о подготовке необходимых технических и технико-криминалисти­ческих средств. Особое значение имеет подготовка технических средств: многооб­разие предметов контрабанды обусловливает применение различной техники. Что касается технико-криминалистических средств, то в настоящее время таможенные органы оснащены тремя видами чемоданов: универсальным чемоданом следовате­ля, универсальным чемоданом криминалиста, универсальным чемоданом для ос­мотра места происшествия.

    Осмотр предметов контрабанды производится по разработанным в криминали­стике правилам с указанием их общих и частых признаков. При этом особое внима­ние уделяется фиксированию признаков, индивидуализирующих осматриваемый предмет (номерных знаков и т. д.). В процессе осмотра предметов контрабанды необходимо принять меры к обнаружению следов: рук, трасс на запирающих уст­ройствах и пломбах, а также волос, пота, запаха с целью решения вопроса о при­надлежности предметов контрабанды конкретным лицам и т. д. Необходимо также принять меры к обнаружению и изъятию микрообъектов.

    Осмотр транспортных средств. Значение осмотра транспортных средств при расследовании очень велико, поскольку в них преступники устраивают различного рода тайники, а нередко само транспортное средство является предметом контра­банды. Объектами осмотра являются морские и воздушные суда, грузовой и легко­вой автотранспорт, пассажирские и грузовые поезда. Тайники для перемещения предметов контрабанды устраиваются в конструктивных элементах транспортных средств, пассажирских салонах и купе самолетов, судов, железнодорожных вагонов, автомашин, а также в грузовых вагонах, бункерах и платформах, заполненных нава­лочными или наливными грузами. Так, в легковых автомобилях тайники устраиваются в дверцах, под передним и задним сидениями, за приборной доской, в обивке дверей, в бачках для воды, тосола, в запасном колесе, среди набора инструментов, в аптечке, в зеркалах переднего вида и боковых и т. д.; в грузовых - в холодильных агрегатах и вентиляционных шахтах со стороны грузовой платформы, в фильтрах для очистки воздуха и вентиляционных шахтах в моторном отделении, в полом пространстве за фарами, в полуприцепах - под полом и в поворотной стойке и т. д.

    При осмотре транспортных средств следует обращать внимание на признаки пе­ребивки номерных знаков соответствующих агрегатов.

    Осмотр документов. При расследовании контрабанды осмотру подлежат доку­менты: удостоверяющие личность предъявителя (общегражданские и заграничные паспорта, воинские удостоверения, водительские права и др.); транспортные (на­кладные, коносаменты, дорожные ведомости, вагонные листы, багажные квитанции и др.); торговые (контракты, инвайсы, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ведомости и др.); собственно таможенные (таможенные декларации, документы контроля доставки, свидетельства о допуске транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенным обеспечением, лицензии, квалификацион­ные аттестаты и др.); учредительные (документы, дающие право российским юри­дическим и физическим лицам осуществлять внешнеторговую деятельность); иные (сертификаты качества и соответствия, карантинные сертификаты, различные раз­решительные документы государственных органов, воинские пропуска и др.).

    Цель осмотра документов - выявление среди них недействительных, а также со­держащих признаки материального подлога (полного или частичного). Осмотр документов производится по разработанным в криминалистике правилам.

    Назначение судебных экспертиз. Круг экспертиз, назначаемых при расследова­нии контрабанды, достаточно широк: товароведческие, технологические, материа-ловедческие, химические, сертификационные, экологические, искусствоведческие, геммологические, криминалистические и др. Большинство из указанных экспертиз проводятся в системе таможенных лабораторий ГТК России. Что касается кримина­листических экспертиз, то наиболее часто назначаются почерковедческие, технико-криминалистические экспертизы документов, трасологические и др. Их производ­ство, как правило, осуществляется в экспертно-криминалистических подразделени­ях МВД и экспертных учреждениях Минюста России. В настоящее время в тамо­женных управлениях создаются свои экспертно-криминалистические подразделе­ния, одна из задач которых - производство криминалистических экспертиз.

    Выемка образцов предметов контрабанды. В случае задержания значительного количества предметов контрабанды (продовольственных, промышленных, сырье­вых товаров) осуществляется выемка образцов указанных товаров для производства соответствующих экспертиз.

    Возможности использования криминалистических учетов. Лица, совершившие контрабанду, должны быть проверены по пофамильной оперативно-справочной картотеке, дактилоскопической картотеке, автоматизированной информационной системе «ВР-оповещение», содержащей сведения о лицах, объявленных в феде­ральный розыск. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат проверке по автоматизированной информационной системе «ОВИР - криминал» информационных центров МВД России. Автотранспортные средства проверяются по инфор­мационно-поисковой системе «Автопоиск»; огнестрельное нарезное оружие- по автоматизированной информационно-поисковой системе «Оружие»; предметы антиквариата- по автоматизированной информационно-поисковой системе «Анти­квариат» .

    При расследовании контрабанды следует учитывать и возможности Интерпола, в частности, такие учеты, как алфавитную и дактилоскопическую картотеки между­народных преступников, а также картотеку на них по методу словесного портрета, картотеки и сведения о похищенных в различных странах автомобилях, произведе­ниях искусства и других ценностях и др. Особый интерес представляет картотека документов и названий, включающая два раздела. В первом учитываются по номе­рам, сериям и другим реквизитам паспорта, удостоверения личности, удостоверения на право владения самолетом, автомобилем, огнестрельным оружием, кинокамерой и т. д., которыми пользуются международные преступники; во втором - содержатся карточки с названиями морских судов, летательных аппаратов, автомашин, на которых перевозились наркотики, драгоценности и т. п., а также названия фирм и организаций, замешанных в международных преступлениях.

    Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее расследование, требуют объединения усилий органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом.

    Таможенные органы, в соответствии с действующим УПК, значатся органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю.

    Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с контрабандой, независимы друг от друга и решают их своими специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы закон возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом и федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные меры не единственная форма деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции, так как ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за таможенные правонарушения для юридических лиц, предприятий, учреждений и организаций при одновременной административной и уголовной ответственности их должностных лиц и иных работников. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица.

    Вследствие этого по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.

    Уголовное дело расследуют вначале работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры. Административное дело о нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге одни и те же обстоятельства подлежат доказыванию как по уголовному делу о контрабанде, так и по делу о нарушении таможенных правил.

    Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет за собой обязательного прекращения и административного дела в отношении юридического лица.

    Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов, с другой стороны и лицом, осуществляющим административное расследование с третьей.

    Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самое тесное. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период проведения дознания по уголовному делу.

    По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.

    Опыт показывает, что, чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и взаимодействуют между собой. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

    Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить следственную практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и в противном случае обязать таможенный орган информировать о ходе расследования и знакомить с новыми материалами и документами.

    Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы таких товаров.

    С момента принятия уголовного дела к производству только следователь инициатор и организатор взаимодействия с иными подразделениями и органами в интересах наиболее полного выявления всех обстоятельств расследуемого дела о контрабанде. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий. Все субъекты взаимодействия обязаны оказывать следователю необходимое содействие в расследовании контрабанды.

    Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении сведений в прокуратуру или инспекцию о готовящейся контрабанде они в конечном итоге поступают в таможенные органы и КПП пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и еe пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные органы и пограничные КПП.

    Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на средствах транспорта межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими случаями контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались или через которые осуществлялось их транзитное перемещение.



    Просмотров