Какие правоохранительные органы осуществляют оперативно розыскную функцию. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их правовое положение

  • Вопрос 7. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту.
  • Вопрос 8. Принцип состязательности.
  • Вопрос 9. Принцип презумпции невиновности.
  • 10. Принцип национального языка судопроизводства.
  • 11. Понятие и общая характеристика судебной системы рф.
  • 12. Понятие звена судебной системы. Общая характеристика звеньев судебной системы рф.
  • 13. Понятие судебной инстанции. Понятие первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 14. Понятие апелляционной инстанции. Суды, рассматривающие дела в апелляционной инстанции.
  • 15. Понятие кассационной инстанции. Суды, рассматривающие дела в кассационной инстанции.
  • 16. Понятие надзорной инстанции. Суды, рассматривающие дела в надзорной инстанции.
  • 17. Место мировых судей в судебной системе рф. Компетенция мирового судьи.
  • 19. Место районных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 21. Организация работы районного суда. Аппарат районного суда.
  • 22. Место судов общей юрисдикции среднего звена в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 24.Структура суда общей юрисдикции среднего звена. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений
  • 25.Место Верховного Суда рф в судебной системе рф. Его компетенция
  • 27. Структура Верховного Суда рф. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений.
  • 28.Место военных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 29. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда. Порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и судей военного суда. Срок их полномочий.
  • 30. Структура окружного военного суда. Полномочия структурных подразделений.
  • 31. Место арбитражных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 33. Арбитражные апелляционные суды: порядок их образования, полномочия и состав. Полномочия, порядок формирования структурных подразделений арбитражных апелляционных судов.
  • 36. Место Конституционного Суда рф в судебной системе рф. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • 38. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи Конституционного Суда рф. Отставка судьи Конституционного Суда рф.
  • 39. Основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда рф.
  • 40. Понятие и общая характеристика статуса судей в рф.
  • 41. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Отставка судьи
  • 42. Статус присяжных заседателей.
  • 43. Статус арбитражных заседателей.
  • 44. Организационное обеспечение деятельности судов: понятие, содержание и органы.
  • 45. Судебный департамент при Верховном Суде рф.
  • 46. Администраторы судов и их компетенция.
  • 47. Судейское сообщество: понятие, содержание и органы.
  • 48. Квалификационные коллегии и аттестация судей.
  • 49. Понятие прокуратуры. Система органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • 50. Отрасли прокурорского надзора. Иные функции прокуратуры
  • 51. Порядок назначения на должность и порядок прекращения полномочий Генерального прокурора рф. Срок полномочий Генерального прокурора рф.
  • 3. Прокуроры имеют право на выход в отставку. Основаниями отставки являются:
  • 53. Место Генеральной прокуратуры в системе органов прокуратуры.
  • 54. Структура Генеральной прокуратуры. Полномочия структурных подразделений Генеральной прокуратуры.
  • 55. Предварительное расследование в правоохранительной деятельности государства (понятие, общая характеристика и органы, осуществляющие предварительное расследование).
  • 56. Органы, осуществляющие оперативно- розыскная деятельность: задачи, виды, полномочия.
  • 57. Органы дознания: задачи, виды, полномочия.
  • 58. Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия.
  • 59. Структура Следственного комитета Российской Федерации.
  • 60. Структура следственных органов внутренних дел.
  • 61. Правовое положение следователя
  • 62. Юридическая помощь и её организация
  • 63. Понятие и основные принципы адвокатской деятельности в рф.
  • 64. Права и обязанности адвоката
  • 65. Статус адвоката. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката. Гарантии независимости адвоката.
  • 66. Формы адвокатских образований: общая характеристика.
  • 67. Адвокатская палата субъекта рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 68. Федеральная палата адвокатов рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 69. Понятие и система органов нотариата (принципы).Правовой статус нотариуса.
  • 70. Основные правила совершения нотариальных действий.
  • 56. Органы, осуществляющие оперативно- розыскная деятельность: задачи, виды, полномочия.

    В соот. С ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности , Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

      выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

      осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

      добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

      установление имущества, подлежащего конфискации.

    На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

    1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

    2. Органов федеральной службы безопасности.

    4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

    6. Таможенных органов Российской Федерации.

    7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

    8. Федеральной службы исполнения наказаний.

    9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

    Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

    57. Органы дознания: задачи, виды, полномочия.

    В соотв. с УПК РФ, Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

    Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

    По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

    Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ

    Задачами органов дознания являются:

      – быстрое и полное раскрытие преступлений;

      – изобличение виновных;

      – обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

    Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий :

      – дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

      – производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

    В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

    руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

    дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

    Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура .

    В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. такую деятельность вправе осуществлять только перечисленные в его ст. 13 оперативные подразделения: органов внутренних дел; федеральной службы безопасности; федеральной службы налоговой полиции; Федеральной службы охраны РФ; Пограничной службы РФ; Таможенной службы РФ; Службы внешней разведки РФ; Министерства юстиции РФ, органов внешней разведки Министерства обороны РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ".
    Задачами этих органов считаются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без, вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской федерации.
    Оперативно-розыскная деятельность проводится в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
    Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, можно определить исходя из перечня оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся: опрос граждан; наведение спра-вок; сбор образцов для сравнительного исследования; контрольные закупки; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений; цензура корреспонденции осужденных; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

    1 Оперативно-розыскные действия проводятся соответствующи-[ми органами самостоятельно, по поручениям и указаниям следователя. Постоянный надзор за законностью производства этих дей-Дствий, как отмечено выше (см. предыдущую главу учебника), возложен на прокуроров соответствующих уровней, которые каждый раз должны рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, и вместе со следователем определять степень и пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Проведение ряда оперативно-розыскных действий требует получения санкции соответствующего прокурора или судебного решения.
    Как уже говорилось, оперативно-розыскные действия вместе со следственными действиями направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в разных правовых режимах, что проявляется в следующем:
    - различна правовая база их производства, поскольку следователь действует обычно на основании Уголовно-процессуального кодекса и других федеральных законов, а оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основании Закона об оперативно-розыскной деятельности и подзаконных актов;
    - различны пределы производства этих действий, поскольку следственные действия проводятся только после возбуждения уголовного дела, а оперативно-розыскные действия могут проводиться и до возбуждения дела;
    - различны результаты этих действий, поскольку в результате следственных действий могут быть получены доказательства, а в результате оперативно-розыскных действий могут быть получены лишь сведения, которые станут доказательствами только после закрепления их процессуальным путем.
    Особо необходимо подчеркнуть содержащиеся в Законе об оперативно-розыскной деятельности положения о необходимости соблю-дения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этого вида деятельности. Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ее, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать соответствующие действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
    Российское законодательство допускает и возможность деятельности, в какой-то мере схожей с оперативно-розыскными мероприятиями. Эта деятельность называется частной детективной и охранной и в соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам детективами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и инте-

    ресов своих клиентов. Однако на частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется. По уголовным делам они могут собирать сведения на договорной основе с гражданами, но в течение суток с момента заключения контракта на сбор сведений, представляющих интерес для производства по конкретному делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
    При производстве такой деятельности частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать собранную информацию и т.д.
    Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

    Еще по теме § 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция:

    1. § 2. Взаимодействие следователя с субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений против собственности, совершаемых на транспорте
    2. § 1. Деятельность оперативных подразделений УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВ ЛЕННОСТИ И ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ РАССЛЕДОВАНИЯ

    Исчерпывающий перечень тех органов, которые вправе иметь в своей структуре подразделения, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность, дан в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это:
    9 органы внутренних дел Российской Федерации;
    9 органы федеральной службы безопасности;
    9 федеральные органы государственной охраны;
    9 таможенные органы Российской Федерации;
    9 Служба внешней разведки Российской Федерации;
    9 Федеральная служба исполнения наказаний;
    9 органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
    Сразу следует указать на наиболее часто встречающуюся при ответе на данный вопрос ошибку обучаемых, которые называют перечисленные семь органов в качестве субъектов, участвующих в оперативно-розыскной деятельности.
    Обращаем внимание, что право проводить оперативно-розыскные мероприятия предоставлено не перечисленным в данном нормативном акте органам, а исключительно входящим в их структуру оперативным подразделениям. Это крайне важно уяснить, поскольку в состав всех перечисленных выше органов входит множество подразделений и служб, которым не предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность. В силу этого обстоятельства называть тот или иной правоохранительный орган в качестве субъекта, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, неверно. Следовательно, обучаемые должны четко усвоить, что право проводить оперативно-розыскные мероприятия предоставлено лишь оперативным подразделениям органов, перечисленных в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

    Схема 6
    На территории Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные подразделения
    органов внутренних дел Российской Федерации
    таможенных органов Российской Федерации
    органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
    Федеральной службы исполнения наказаний органов федеральной службы безопасности федеральных органов государственной охраны Службы внешней разведки Российской Федерации
    Специального рассмотрения заслуживает вопрос о разграничении компетенции оперативных подразделений различных правоохранительных органов. Прежде всего при разграничении компетенции оперативных подразделений принимаются во внимание отдельные виды преступлений и основные цели, для которых они созданы. Так, если органы внутренних дел занимаются предупреждением и раскрытием посягательств на личность, ее права, борьбой с хищениями и иными так называемыми общеуголовными преступлениями, то органы федеральной службы безопасности ведут борьбу со шпионажем, терроризмом и другими преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства. Естественно, что органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ занимаются предупреждением и раскрытием данной группы пре
    ступлений, ответственность за которые предусмотрена в ряде статей главы 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».
    В то же время при определении компетенции оперативных подразделений помимо необходимости внедрения специализации по борьбе с отдельными видами преступлений максимально учитываются основные цели их создания и функционирования. Так, таможенные органы создаются для защиты экономического суверенитета и экономической безопасности государства при перемещении через границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Естественно, что создаваемые в их структуре оперативные подразделения должны использовать имеющиеся в их распоряжении негласные средства и методы в целях выявления правонарушений в сфере таможенных платежей, борьбы с контрабандой и другими преступлениями, связанными с перемещением предметов и транспорта через границу Российской Федерации. Предусмотренные статьей 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний созданы для решения трех основных задач: предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых в местах лишения свободы; раскрытия преступлений, совершенных лицами, содержащимися в местах лишения свободы, до их осуждения и остающихся неизвестными; поддержания установленного внутренним распорядком режима содержания осужденных.
    Решение указанных задач невозможно без осуществления оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся в отношении всех видов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.
    В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» в статье 13 указывается на существование оперативных подразделений федеральных органов государственной охраны, которые призваны обеспечить безопасность объектов государственной охраны: руководителей страны, важных зарубежных гостей, а также мест их постоянного пребывания. Поэтому на оперативные подразделения, создаваемые в их составе, возлагается проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение противоправных замыслов и подготовляемых действий по их осуществлению в отношении объектов охраны.

    Свои особенности имеет деятельность оперативных органов Службы внешней разведки, поскольку статья 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ограничивает их компетенцию лишь проведением мероприятий на территории Российской Федерации. В связи с этим закон устанавливает определенные ограничения в компетенции оперативных подразделений Службы внешний разведки. Таких ограничений два:
    а) оперативное подразделение органа внешней разведки проводит на территории Российской Федерации лишь оперативные мероприятия в целях обеспечения собственной безопасности;
    б) и только в тех случаях, когда проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других оперативных подразделений.
    Заканчивая рассмотрение вопроса о разграничении компетенции отдельных оперативных подразделений правоохранительных органов, нужно еще раз подчеркнуть, что законодатель не указывает, каково их внутреннее структурное построение. Право определять, из каких структурных звеньев должны состоять подразделения, правомочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, предоставлено руководителям органов, перечисленных в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это вызвано, как уже отмечалось, прежде всего динамичностью оперативной обстановки и необходимостью учета создавшихся на конкретный период условий.
    Не ставя целью подробное рассмотрение структуры оперативных подразделений всех правоохранительных органов, считаем целесообразным проанализировать те из них, которые входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации. Сразу отметим, что структура оперативных подразделений довольно сложна и многозвенна. В зависимости от уровня органа внутренних дел в составе оперативных подразделений действуют главные управления, управления, отделы, отделения, группы.
    Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция, которая подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Сразу следует подчеркнуть, что подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеются исключительно в составе криминальной милиции, призванной выявлять, предупреждать, пресекать преступные проявления. Для решения указанных задач в составе криминальной милиции действуют следующие оперативно-розыскные подразделения:

    9 уголовный розыск;
    9 по борьбе с преступлениями в сфере экономики; 9 по борьбе с организованной преступностью.

    Оперативные подразделения органов внутренних дел



    подразделения по борьбе с экономическими преступлениями
    alt="" /> Помимо указанных служб в органах внутренних дел действуют оперативно-технические подразделения и подразделения так называемой специальной службы.
    Перечисленные оперативные подразделения следует разделить на два основных вида: осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в полном объеме (уголовный розыск, подразделения по борьбе

    с экономическими преступлениями, подразделения по борьбе с организованной преступностью); компетентные осуществлять лишь часть оперативно-розыскных мероприятий по решению отдельных оперативнослужебных задач по борьбе с преступностью (оперативно-технические подразделения и подразделения специальной оперативной службы).
    Так, если службы и подразделения первой группы осуществляют все оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», то оперативно-технические подразделения участвуют главным образом в прослушивании телефонных переговоров, снятии информации с технических каналов связи, контроле почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Сотрудники оперативной службы проводят квалифицированное наблюдение за лицами, активно занимающимися преступной деятельностью, опросы по месту жительства и работы подозреваемых лиц.
    Каждая из перечисленных служб имеет свою сложную структуру, которая определяется исходя из конкретных условий оперативной обстановки, складывающейся на территории обслуживания. В связи с этим следует отметить внедрение в деятельность оперативных подразделений трех форм специализации: линейной; территориальной; линейно-территориальной.
    Линейная форма специализации проявляется при создании самостоятельных подразделений либо выделении группы сотрудников по борьбе с отдельными видами преступлений, получившими наибольшее распространение и представляющими повышенную общественную опасность. Например, по борьбе с кражами из квартир, раскрытию хищений предметов антиквариата и т.д.
    Территориальная специализация имеет место тогда, когда отдельные сотрудники либо группа сотрудников осуществляют весь комплекс оперативно-розыскных мер по борьбе со всеми видами преступлений, совершенными на конкретной, закрепленной за ними территории. Как правило, территориальная специализация имеет место в низовых органах внутренних дел, а линейная более характерна для вышестоящего звена: управлений и отделов на уровне министерств внутренних дел автономных республик, управлений внутренних дел краев, областей, крупных городов с районным делением.

    В практике оперативных подразделений имеется и смешанная форма специализации: при такой специализации конкретные сотрудники или группы оперативных сотрудников осуществляют предупреждение и раскрытие отдельных видов преступлений. Но и на них дополнительно возлагаются обязанности оперативного обслуживания конкретных территориальных зон, на которых они обязаны вести борьбу со всеми видами преступлений.
    Помимо определения компетенции и структурного построения оперативных подразделений специального рассмотрения требует вопрос о возлагаемых на них обязанностях и объеме предоставляемых прав, позволяющих эффективно решать стоящие перед ними задачи по борьбе с преступностью. При этом следует особо отметить, что права оперативных органов тесно связаны с их обязанностями, иными словами, оперативным подразделениям права предоставлены именно в том объеме, который им необходим для эффективной борьбы с преступностью и решения других задач по укреплению общественного порядка.
    В статьях 14 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены обязанности и права оперативных подразделений. Такое повышенное внимание к проблеме оптимального сочетания обязанностей и прав оперативных подразделений объясняется прежде всего заботой о соблюдении прав и свобод граждан, которые не должны нарушаться при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. В то же время перечень обязанностей и прав, содержащихся в указанных статьях, не является исчерпывающим.
    Указания на обязанности подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, имеются и в других статьях Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
    Анализ содержащихся в этом законе обязанностей позволяет, на наш взгляд, их условно разделить на три группы: направленные на эффективное решение конкретных задач по борьбе с преступностью; обеспечивающие соблюдение законности при проведении оперативно-розыскной деятельности; создающие условия для усиления взаимодействия между различного рода правоохранительными органами и службами в целях комплексного подхода к усилению борьбы с преступностью.

    Классификация обязанностей оперативных органов и их сотрудников

    направленные на эффективное решение задач по борьбе с преступностью (п. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») обеспечивающие соблюдение законности (ч. 4, 5, 7, 9 ст. 5, ч. 3 и 4 ст. 8, ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)
    обеспечивающие комплексный подход и укрепление взаимодействия оперативных органов (п. 2-4 ст. 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)

    Так, к первой группе следует отнести обязанности, содержащиеся в пункте 1 ст. 14 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности», по принятию всех необходимых мер к обеспечению безопасности граждан, общества, государства, а также в части 3 ст. 18 - по принятию всех необходимых мер к предотвращению посягательств на сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им содействие.
    Ко второй группе следует отнести обязанности, перечисленные в частях 4, 5, 7, 9 ст. 5, частях 3 и 4 ст. 8, части 4 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в которых установлен порядок обязательного представления сведений и получения санкций на проведение отдельных негласных оперативно-розыскных мероприятий.
    К третьей группе относятся положения статьи 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», содержащие требования об обязательном выполнении поручений лиц, ведущих следствие и дознание, прокурора (п. 2); запросов международных правоохранительных организаций в соответствии с международными договорами (п. 3); информировании других оперативных подразделений о фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов (п. 4).

    Точно так же, предоставляя права оперативным подразделениям, законодатель не ограничился их перечислением лишь в статье 15, озаглавленной «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность». Многие права оперативных органов содержатся и в других разделах данного закона или иных нормативных актов. Отнесенные к компетенции оперативных органов права можно условно разделить на следующие группы. Разрешение на осуществление предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятий. Так, в пунктах 1 и 2 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывается на право проводить гласные и негласные мероприятия, устанавливать отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать помощь на конфиденциальной основе. Создание условий для эффективного осуществления оперативно-розыскной деятельности. Эта группа прав наиболее многочисленна и включает в себя: использование служебных помещений (п. 3 ст. 15), документов, зашифровывающих личность и ведомственную принадлежность объектов и транспорта, принадлежащих оперативным органам (п. 4 ст. 15); создание предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью (п. 5 ст. 15); использование в процессе оперативно-розыскной деятельности имеющихся в распоряжении средств: информационных систем (ч. 1 ст. 10), видео- и аудиозаписей, кино- и фотосъемки (ч. 3 ст. 6); осуществление мероприятий по соблюдению конспирации и социальной защите должностных лиц и негласных сотрудников, участвующих в проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 и 5 ст. 5, ч. 3 ст. 9, п. 8-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 12). В особую группу следует выделить права, предоставленные оперативному органу как специализированному подразделению государственных силовых ведомств. Так, помимо непосредственного осуществления оперативно-розыскной деятельности сотрудники оперативных органов имеют право требовать от граждан представления личных документов и документов на право владения транспортом или ценными предметами и проводить иные гласные мероприятия. В связи с этим в статье 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо указано: «Законные требования должностных лиц органов, осущест
    вляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены».
    Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с обязанностями оперативным органам предоставлены широкие права, позволяющие им эффективно решать задачи по борьбе с преступностью.
    Схема 9
    Классификация прав оперативных органов, содержащихся в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»
    реализация законных требований оперативных органов как представителей государственных органов
    ~ Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности, их социальная и правовая защита
    Данный вопрос довольно детально рассмотрен в учебной литературе. Вместе с тем имеются разные подходы к классификации лиц, участвующих в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Это происходит в основном потому, что ученые, работающие в сфере оперативно-розыскной деятельности, исходят из разных критериев, по которым классифицируют участников процесса осуществления оперативно-розыскных мероприятий. В силу этого обстоятельства в различных научных источниках лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности, заносятся в разные группы.

    Так, например, оперативный сотрудник, справедливо относимый к лицам, непосредственно осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, в то же время по другому основанию классификации указывается в качестве руководителя своими конфидентами (негласными сотрудниками), да и отнесение в большинстве научных работ руководителей оперативных подразделений исключительно к лицам, руководящим и контролирующим оперативно-розыскную деятельность, представляется неточным, поскольку эти лица помимо функций руководства непосредственно участвуют в проведении оперативных мероприятий.
    В связи с этим можно предложить следующую систему классификации лиц, участвующих в оперативно-розыскной деятельности. Прежде всего лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности, должны быть разделены на две большие группы: 1) гласно осуществляющие оперативные мероприятия; 2) негласно, втайне от окружающих оказывающие содействие оперативным подразделениям в борьбе с преступностью.
    К гласным участникам оперативно-розыскной деятельности следует прежде всего отнести штатных сотрудников оперативных органов. К их числу относятся сотрудники, которые в силу своего должностного положения являются официальными представителями органов власти, непосредственно осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. При этом они могут входить в штат оперативного подразделения, призванного осуществлять функции в полном объеме либо частично, специализируясь на выполнении отдельных оперативно-розыскных действий. В качестве примера следует указать сотрудников оперативно-технических подразделений, которые, являясь гласными штатными сотрудниками, участвуют лишь в оперативных мероприятиях, требующих специальных познаний в использовании технических средств.
    К штатным сотрудникам оперативных органов относятся и руководители этих подразделений. Основной задачей руководителей оперативных органов является организация работы возглавляемого подразделения. В этих целях они определяют


    штатные сотрудники оперативных органов:
    а) осуществляющие отдельные оперативные мероприятия;
    б) осуществляющие ОРД в полном объеме;
    в) руководители оперативных органов

    ограниченно по времени на конкретный период
    постоянно

    расстановку и внедрение специализации в деятельность подчиненных сотрудников, планируют их работу, оказывают им практическую помощь в борьбе с преступностью. Важной функцией руководителей оперативных органов является санкционирование проведения наиболее сложных оперативно-розыскных мероприятий: статьи 8 и 9, часть 3 ст. 11, часть 1 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
    Особенность данной категории должностных лиц состоит в том, что они не только организуют и контролируют работу подчиненных сотрудников, но и согласно ведомственным нормативным актам обязаны непосредственно осуществлять оперативные функции и принимать личное участие в решении задач борьбы с преступностью.
    Таким образом, руководители оперативных органов должны быть отнесены как к категории непосредственных участников оперативно-розыскной деятельности, так и в силу их служебного положения к лицам, организующим и контролирующим работу подчиненных сотрудников.
    Контроль руководителей за осуществлением и эффективностью проводимых оперативных мероприятий относится к формам так называемого внутреннего (ведомственного) контроля (см. блок 2 схемы 10). Этот вид контроля организуется строго по вертикали на всех ступенях иерархического построения системы правоохранительных органов. Так, руководитель оперативного органа обязан осуществлять контрольные функции не только в отношении непосредственно подчиненных сотрудников, но и в подразделениях низового звена. Таким образом, работу низового районного оперативного органа контролируют не только их руководители, но и сотрудники вышестоящих подразделений министерства внутренних дел автономной республики, управления внутренних дел области и города с районным делением.
    Помимо внутреннего (ведомственного) контроля в целях обеспечения законности в оперативно-розыскной деятельности крайне важна организация внешнего контроля со стороны властных структур, прокуратуры, общественных организаций. Представители указанных органов, осуществляя в определенных, установленных правовыми нормами пределах функции контроля, также отнесены к участникам оперативно-розыскной деятельности. В качестве примера следует привести санкционирование судами целого ряда оперативно-розыскных мероприятий.

    При этом суды, знакомясь с представленными на санкционирование материалами, имеют возможность контролировать обоснованность и законность оперативно-розыскной деятельности.
    Третью группу гласных сотрудников оперативно-розыскной деятельности составляют лица, не имеющие непосредственного отношения к оперативным органам, но в силу своих специальных познаний привлекаемых к проведению оперативных мер, в том числе и негласного характера. Это, как правило, лица, обладающие познаниями в узкой сфере науки и искусства, переводчики с иностранных языков, а также сурдопереводчики для глухонемых. Естественно, что участие таких лиц в оперативно-розыскной деятельности определяется отсутствием соответствующих знаний у сотрудников, проводящих оперативные мероприятия по решению задач борьбы с преступностью.
    Так, если в ходе негласного оперативного осмотра возникает необходимость определения художественной ценности редкой статуэтки, стоимости драгоценного ожерелья либо возраста хранящейся в частной коллекции иконы, то без участия квалифицированного искусствоведа не обойтись. Естественно, что такие специалисты предупреждаются о неразглашении сведений, ставших им известными в ходе проведения негласных оперативных мероприятий. Кроме специалистов и переводчиков к участию в проведении отдельных оперативных мероприятий нередко привлекаются члены добровольных народных дружин, внештатные оперативные сотрудники, работники частных охранных предприятий и другие представители общественности. Их участие в проведении мероприятий негласного характера позволяет решить одну из главных задач: документирование противоправных действий подозреваемых лиц и создание свидетельской базы для будущего доказывания их вины. Так, при возбуждении уголовного дела представители общественности, принимавшие участие в оперативно-розыскной деятельности, как правило, официально допрашиваются об обстоятельствах и противоправных действиях, очевидцами которых они стали.
    Вторую большую группу лиц, участвующих в оперативно-розыскной деятельности, составляют негласные сотрудники оперативных органов, к которым относятся как штатные секретные сотрудники, так и нештатные, так называемые конфиденты, оказывающие негласную помощь в осуществлении оперативных мероприятий.

    О штатных секретных сотрудниках в открытой литературе можно лишь сказать, что в структуре оперативных органов имеются подразделения, работники которых являются офицерами, но выполняют особо секретные задания и поэтому их деятельность зашифрована настолько, что даже гласные сотрудники других оперативных органов не знают об их принадлежности к правоохранительным органам.
    К другой многочисленной категории лиц, негласно участвующей в оперативно-розыскной деятельности, относятся конфиденты, оказывающие помощь в борьбе с преступностью в условиях строгой конспирации и секретности (см. блок 5 схемы 10). Среди конфидентов особое место занимают агенты.
    На наш взгляд, изложение материалов об агентурной работе оперативных подразделений, представляющих повышенную степень секретности, требует особенно деликатного подхода и соблюдения конспирации. Прежде всего следует отметить, что в ряде открытых научных работ и учебных пособиях допускается излишне подробное изложение различных аспектов использования агентуры в борьбе с преступностью. Для ознакомления студентов общегражданских вузов с данной проблемой целесообразно ограничиться изучением следующих вопросов:
    9 цели и задачи использования агентуры;
    9 понятие агентуры и мотивы установления с ней отношений сотрудничества;
    9 руководство агентурой;
    9 социальная и правовая защита агентов.
    В то же время ни в коем случае нельзя в открытой печати рассматривать тактические приемы деятельности конфидентов в уголовной среде, поскольку это может привести к расшифровке негласных сотрудников. Таким образом, знания обучаемых об использовании конфидентов в борьбе с преступностью должны быть ограничены лишь изучением общих основ, изложенных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
    Вместе с тем имеется один проблемный вопрос, оставшийся нерассмотренным в этом нормативном акте, но постоянно вызывающий острые дискуссии: нужна ли агентура вообще и не является ли ее использование неэтичным и противоречащим нормам морали? Поэтому целесообразно изучение данной проблемы начинать именно с ответа на этот вопрос.

    Прежде всего должно быть принято во внимание, что агентура, участвуя в борьбе с преступностью, выполняет важную социальную функцию, защищая законные интересы личности, общества, государства. Другим важным аргументом в пользу использования конфидентов является то обстоятельство, что без создания надежных разведывательных позиций в уголовной среде невозможно эффективно и в должной степени своевременно выявлять, предупреждать, раскрывать преступления и успешно решать иные задачи по укреплению правопорядка. Ведь именно конфиденты, тесно сотрудничающие с правоохранительными органами и пользующиеся доверием в уголовной среде, имеют возможность своевременно добывать оперативную информацию о готовящихся и совершенных правонарушениях и сообщать о них в оперативные подразделения.
    Помимо получения необходимых для борьбы с преступностью разведывательных данных агентура располагает возможностями оказывать влияние на поведение уголовных элементов в целях склонения их к отказу от готовящегося преступления либо к совершению ошибочных действий, позволяющих изобличить их в совершенном ранее уголовно наказуемом деянии. Таким образом, можно сделать вывод, что использование агентуры общественно полезно и является объективно необходимым, поскольку без нее невозможна эффективная борьба с преступностью.
    Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее определение:
    П Агент - это лицо, имеющее в силу своих личностных качеств, слу- \ жебного положения, наличия связей в уголовной среде возможен ность участвовать в решении задач по борьбе с преступностью и давшее согласие тайно, в условиях конспирации оказывать содействие оперативно-розыскным органам.
    На наш взгляд, именно такая формулировка позволяет выделить главные, определяющие сущность, наиболее характерные черты агентуры как основной категории лиц, конфиденциально участвующей в оперативно-розыскной деятельности.
    Отношения конфиденциального сотрудничества могут устанавливаться на различные сроки (см. блок 5 схемы 10). Так, лицо может оказать помощь разово, т.е. привлекаться для прове
    дения одного оперативно-розыскного мероприятия. Отношения конфиденциального сотрудничества могут быть установлены на определенный ограниченный срок (кратковременно). Например, на период разоблачения отдельной преступной группы либо раскрытия конкретного преступления. В то же время, когда лицо располагает долговременными устойчивыми связями в уголовной среде, целесообразно его привлечение к содействию в борьбе с преступностью на постоянной основе.
    Крайне деликатным является вопрос о способах привлечения лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности и установлении с ними доверительных отношений. При этом важным моментом является согласие лиц, привлекаемых к сотрудничеству, на их участие в подготовке или проведении оперативнорозыскных мероприятий (ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Мотивы такого согласия на конфиденциальное сотрудничество могут быть весьма разнообразны: искреннее желание бороться с преступностью, месть, устранение конкурентов и т.д. Для оперативных органов важно другое: данное лицо, дав согласие на негласное сотрудничество, оказывает реальную помощь в борьбе с преступностью и при этом само не принимает активного участия в подготовке и совершении конкретных преступлений, по которым разрабатывает виновных лиц. Последнее условие имеет решающее значение для соблюдения законности в агентурной работе. Кроме отказа от участия в совершении преступлений, агент не должен провоцировать окружающих на совершение преступления своими действиями, способствовать возникновению у них намерения нарушить закон.
    Для того чтобы агент не совершил преступления в процессе оказания содействия правоохранительным органам, оперативные сотрудники должны им руководить. Процесс руководства агентурой складывается из их обучения, воспитания, осуществления строжайшего контроля. Теория и практика оперативнорозыскной деятельности выработали целый комплекс методик и приемов эффективного и предметного руководства агентурой, детальное ознакомление с которыми необходимо лишь для специалистов, подготовленных к непосредственной работе с этой категорией конфидентов. Подводя общие итоги, мы приходим к выводу, что лица, участвующие в оперативно-розыскной дея
    тельности, четко разделяются на гласных и негласных. И те, и другие могут являться штатными сотрудниками оперативных органов, а также представлять иные категории лиц, не имеющих отношения к правоохранительным органам.
    Указанные лица могут принимать участие в оперативно-розыскной деятельности кратковременно или на постоянной основе, а также в полном объеме или частично.
    Помимо классификации лиц, участвующих в оперативно-розыскной деятельности, особого внимания требует вопрос об их социальной и правовой защите. Этим вопросам посвящены статьи 16 и 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Гарантии соблюдения их интересов схожи в следующих моментах:
    9 применение реальных мер по предотвращению нанесения вреда здоровью или имуществу участников оперативно-розыскной деятельности при возникновении реальной угрозы;
    9 возмещение ущерба при нанесении вреда здоровью и имуществу в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
    9 занесение времени участия в оперативно-розыскной деятельности штатных сотрудников и конфидентов, действующих по контракту, в трудовой стаж;
    9 допускается нанесение вреда правоохраняемым интересам должностными лицами оперативных подразделений и лицами, оказывающими им содействие, в случае необходимости правомерной защиты жизни и здоровья граждан.
    Вместе с тем имеется одно важное условие правовой защиты лиц, негласно содействующих осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Так, в статье 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что если лицо являлось членом преступной группы, но активно способствовало раскрытию преступлений, а само при этом не виновно в совершении тяжких преступлений, то оно может освобождаться от уголовной ответственности.
    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственных нормативных актах создана надежная правовая основа деятельности как штатных оперативных сотрудников, так и иных категорий лиц, принимающих участие в оперативно

    розыскной деятельности, в том числе (что особенно важно) на конфиденциальной основе. Данное обстоятельство, несомненно, способствует соблюдению законности в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
    Вместе с тем для обеспечения соблюдения прав и свобод граждан и юридических лиц крайне важно руководствоваться принципами, выработанными теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности, которые будут рассмотрены в лекции 4.

    Оперативно-розыскная деятельность

    Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

    Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно - розыскных мероприятий.

    Круг субъектов уполномоченных ее осуществлять, пределы их полномочий

    оперативный розыскной процессуальный следователь

    Оперативно-розыскная деятельность осуществляется специальными субъектами, которыми являются только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД. Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом. К оперативным подразделениям относятся находящиеся в составе органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органа внешней разведки Министерства обороны РФ структурные подразделения, специализирующиеся на проведении оперативно-розыскных мероприятий. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция, структура, организация работы определяются ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Подразделения указанных органов, не внесенные в утвержденный перечень, не могут быть отнесены к числу оперативных и, соответственно, не вправе реализовывать оперативно-розыскную функцию. К числу оперативных не могут быть отнесены подразделения, выполняющие вспомогательные функции либо основные, но не связанные с ОРД. Под пределом компетенции понимается ограниченный Законом круг правомочий органов, осуществляющих ОРД, по проведению всех или отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий. Полномочия органов-субъектов ОРД в рассматриваемой сфере неодинаковы. Оперативные подразделения одних органов осуществляют ОРД в полном объеме, других - в усеченном. Различия в компетенции отмечаются и между различными оперативными подразделениями одного ведомства как субъекта ОРД. В частности, оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных субъектов ОРД.

    При определении компетенции (полномочий) этих органов в сфере ОРД необходимо руководствоваться нормами комментируемого Закона, соответствующими федеральными законодательными актами, регламентирующими их деятельность, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами. Например, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, Закон наделяет только подразделения органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативные подразделения, наделенные правом проведения указанных мероприятий, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, а порядок использования оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, МВД, ФСКН - межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Компетенция субъектов в сфере ОРД ограничивается их задачами и функциями, определенными в законодательных актах, регламентирующих сферу их деятельности: в Законах "О полиции", "О внешней разведке", "О Федеральной службе безопасности" и др.

    Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

    Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

    Юридическое значение результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений

    Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

    Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Несмотря на негласный характер части средств оперативно-розыскного документирования, нетрудно заметить, что многие из таковых производны и по сути повторяют средства, применяемые входе производства дознания и предварительного следствия. Опрос граждан может мало чем отличаться от допроса, наведение справок-- от требования в порядке ст. 144 УПК, сбор образцов для сравнительного исследования -- от получения образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов -- от экспертизы; отождествление личности -- от опознания; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств -- от осмотра; контроль почтовых отправлений -- от ареста почтово-телеграфных отправлений.

    В ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо указано, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществление следственных и проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания или следователю, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирания, проверку и оценку доказательств. Некоторыми учеными обосновывается, что «материалы, полученные в результате использования современных научно-технических средств, могут выступать в уголовном процессе как документы, как вещественные доказательства и как самостоятельный источник доказательств -- в зависимости от совокупности характерных признаков...

    Использование информаторов -- один из возможных способов получения доказательств по уголовному делу. Показания работника дознания о том, что ему сообщил информатор, и собственные показания последнего об известных ему событиях и фактах -- таковы два пути придания этим сведениям доказательственных значения». Для «обоснования необходимости производства обыска или ареста подозреваемого возможно использование информации, полученной от осведомителя, но при этом может быть поставлен вопрос о раскрытии его личности. Конфиденциальность в этом случае сохраняется, если доказана надежность информатора и личное знание им фактов. Вопрос о раскрытии личности может быть поставлен и в том случае, когда речь идет о сведениях, способных оказать кардинальное влияние на судьбу дела. Решение его зависит от того, насколько существенными являются показания информатора и имеются ли в деле иные прямые доказательства виновности подсудимого. Если информатор является важнейшим свидетелем по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и если в деле нет иных прямых доказательств, раскрытие личности такого свидетеля допустимо в интересах правосудия. Обвинение может согласиться с этим и принять дополнительные меры по обеспечению безопасности своего информатора либо отказаться, но быть готовым в таком случае к оправдательному приговору».

    К органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность (ОРО), относятся:

    • Органы внутренних дел;
    • Федеральная служба безопасности;
    • Таможенные органы;
    • Федеральная служба охраны;
    • Служба внешней разведки.

    Оперативные службы субъектов ОРД (как элементы ОРО) подразделяются на:

    • агентурные (осуществляют все виды оперативно-розыскных мероприятий);
    • технические (осуществляют ограниченный перечень ОРМ);
    • информационные (оперативный учет, обработка и анализ информации).

    Негосударственными субъектами сыскной деятельности являются:

    • объединения граждан (например, по розыску пропавших);
    • адвокатура;
    • частные нотариусы;
    • частные детективы.

    ФЗ об ОРД установил наиболее общие обязанности и права оперативно-разыскных органов. Исходя из функций конкретного правоохранительного органа и спецслужбы, их обязанности и права ОРО конкретизируются в посвященных им специальных законах и подзаконных актах.

    Обязанности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

    Согласно ст. 14 ФЗ об ОРД в обязанности оперативно-разыскных органов входят:

    1. Принятие в пределах своих полномочий всех необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

    ОРО в ходе проведения ОРМ обязаны предпринимать меры по охране конституционных прав его граждан. В то же время, эта защита предполагает взаимную ответственность граждан и государства. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст.55) в определенных федеральным законом случаях права и свободы могут быть ограничены при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

    2. Исполнение по подведомственности поручений органа дознания и следователя и решений суда о проведении оперативно-разыскных мероприятий по уголовным делам.

    Указанные поручения обязательны к исполнению при соблюдении следующих требований:

    • они должны быть даны в письменной форме;
    • исходить от лиц, принявших уголовное дело к производству;
    • не должны определять виды и тактику проведения ОРМ.

    Поручения должны направляться оперативно-разыскным органам с учетом их полномочий, компетенции оперативных подразделений, территории и объектов обслуживания. В них не может определяться вид и тактика проведения ОРМ.

    По уголовному делу, по которому не обнаружено совершившее преступление лицо, орган дознания – ОРО (ст.157 УПК) обязан принимать разыскные меры для его установления, что показывает их самостоятельность в работе по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений.

    3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренном международными договорами РФ, запросы международных правоохранительных органов и спецслужб иностранных договоров.

    Россия является членом Интерпола (с 1990г.) и Европола (с 2003г.), а также участником многосторонних и двухсторонних международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, обязательства по которым подлежат исполнению. Сроки исполнения запросов не должны превышать 10 суток. В выполнении запроса может быть отказано, если он поступил не от правоохранительных ведомств или предполагает выполнение нарушающих законодательство РФ действий либо связан с преступлением политического, военного или расового характера.

    4. Информировать по компетенции другие оперативно-разыскные органы о ставших известными фактах противоправной деятельности и оказывать им необходимую помощь.

    Взаимный обмен информацией (с соблюдением конспирации) – одна из эффективных форм межведомственного взаимодействия оперативно-разыскных органов. В данном случае законодатель указывает на четкую компетенцию правоохранительных органов, специализирующихся на раскрытии определенного вида преступлений. Вместе с тем, в случае альтернативной подведомственности орган, получивший информацию, может не передавать ее, а разрабатывать сам. Обмен информацией необходим и в связи с тем, что осуществление ряда ОРМ (КПО, ПТП) производится с использованием оперативно-технических средств только органов ФСБ или МВД.

    5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-разыскной деятельности.

    Конспирация является обязательным условием осуществления оперативно-разыскной деятельности – её можно рассматривать как способ обеспечения собственной безопасности и как условие результативности проводимых мероприятий. Правила конспирации включают в себя выработанные практикой приемы и навыки по скрытому проведению ОРМ. Они могут также включать рекомендации по порядку работы с оперативно-служебными документами, изменению внешнего облика и одежды лица, использования документов прикрытия и т.п.

    6. Содействовать обеспечению безопасности своих сотрудников, конфидентов, участников уголовного судопроизводства и членов семей указанных лиц от преступных посягательств.

    Указанная обязанность вызвана опасностью, исходящей от криминальной среды, которая имеет на вооружении большой технический, материальный и денежный потенциал. При этом, исходя из принципов гуманизма, в случае выбора между эффективностью осуществления мероприятия и реальной опасностью для здоровья сотрудников, на первом месте стоит защита интересов их жизни и здоровья. Поводом для применения мер безопасности являются заявление лица или непосредственное получение информации о наличии угрозы. Объем необходимых мер определяется в каждом конкретном случае с учетом складывающейся обстановки.

    Для решения задач оперативно-разыскной деятельности уполномоченные органы наделены правами, т.е. соответствующими полномочиями.

    Права органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

    Согласно ст. 15 ФЗ об ОРД оперативно-разыскные органы имеют право:

    1. Проводить гласно и негласно конкретные оперативно-разыскные мероприятия, производить при их осуществлении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственных угроз защищаемым объектам.

    Указанное положение устанавливает право оперативно-разыскных органов проводить необходимые мероприятия исходя из своего усмотрения и целесообразности по принципу от простого к сложному – негласные мероприятия проводятся в случае невозможности проведения гласных действий. Под гласными ОРМ следует понимать такие, которые оперработники проводят без сокрытия своей личности, ведомственной принадлежности, целей и характера проводимых действий. Негласные – с сокрытием факта осуществления действий.

    В Законе содержится важная норма, которая связывает с проведением оперативно-разыскных мероприятий право на изъятие предметов и материалов. Предмет может изыматься в связи с тем, что он использовался при совершении преступления или содержит следы преступника, либо изъят из гражданского оборота.

    Материалы – это прежде всего документы, содержащие представляющие оперативный интерес сведения, сообщения – передаваемая по техническим каналам связи информация.

    Изъятие предметов не является мерой ответственности и осуществляется в целях:

    • обеспечения их сохранности;
    • для последующего исследования;
    • исключения использования при совершении преступлений.

    Об изъятии предметов обязательно делается отметка в справке о проведении оперативно-разыскного мероприятия. В случае изъятий при проведении гласных ОРМ оперработник составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. С изъятых документов изготавливаются копии, которые заверяются и передаются владельцу не позднее 5-ти дней после изъятия.

    Прерывание предоставления услуг связи осуществляется для предотвращения преступления, воспрепятствования согласованности действий преступников.

    2. Устанавливать отношения сотрудничества с лицами, давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие в решении задач ОРД.

    Как уже отмечалось, оперативно-разыскная деятельность невозможна без тайных методов и средств вследствие сокрытия большинства преступлений и совершивших их лиц. Поэтому должностные лица оперативно-разыскных органов вправе привлекать к негласному сотрудничеству лиц, представляющих для ОРО интерес своими оперативными возможностями (ограничения - ст. 17 ФЗ). Факт негласного сотрудничества не может быть предан гласности без письменного согласия лица, кроме расследования уголовного дела по преступлению, совершенному конфидентом в ходе содействия ОРО. Однако и в этом случае круг осведомленных лиц ограничивается рамками закрытого судебного заседания.

    3. Использовать в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, по соглашению, служебные помещения и имущество предприятий и организаций, а также помещения и транспортные средства и иное имущество частных лиц.

    Подобное использование может осуществляться при проведении как кратковременных, так и долговременных мероприятий, на возмездной или безвозмездной основе. В процессе ОРД у оперработников может возникнуть экстренная потребность как в доступе, так и пребывании в течение определенного времени в определенных помещениях, в использовании транспортных средств.

    4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников, ведомственную принадлежность учреждений, помещений и транспортных средств ОРО.

    Под зашифровкой понимается комплекс мер по сокрытию истинной принадлежности и функциональной задачи объекта. Тем самым обеспечивается перевоплощение сотрудников в «обычных» граждан, в т.ч. личные особенности которых обеспечивают проникновение в криминальную среду. Зашифровка обеспечивается при помощи соответствующего выбора легенды поведения, внешних атрибутов, необходимых документов прикрытия и т.п.

    5. Создавать в установленном законодательством порядке легендированные предприятия, учреждения и организации, необходимые для решения оперативных задач. Оперативно-разыскная деятельность невозможна без определенных методов разведывательного характера, поэтому для решения частных задач отдельные организации и подразделения, создаваемые ОРО, могут иметь полную зашифровку и носить «легендированный» характер, т.е. функционировать под вымышленными названиями и соответствующей правдоподобной легендой. Это особенно важно с учетом необходимости соблюдения требований Гражданского кодекса о госрегистрации любых юридических лиц, постановки на учет в налоговом органе и др.

    Оперативно-разыскным органам запрещается (ст.5 ФЗ об ОРД) подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация), фальсифицировать результаты ОРД, разглашать сведения о частной жизни граждан.



    Просмотров