Естественные права человека и общества. Современные концепции естественных прав. виды естественных прав человека

Центральное место естественных прав и свобод человека и гражданина в современном мире. Проблема политических свобод граждан в современном мире. Свобода убеждений.

Естественные права человека в современном мире

Происходящие в современном мире глобальные преобразования обусловлены возвышением человека в социальной сфере, гуманизацией общественных отношений и воспринимаются правоведами и философами как процесс становления новой цивилизации, новых способов коммуникации и деятельности, задающих новые цели, задачи, принципы отношений между субъектами. Исходя из посыла, что человеку, его естественным правам и свободам в изменяющемся правовом мире отводится центральное место, юридическая наука должна сформулировать качественно новые подходы, выработать принципиально иной взгляд на право. Центром преобразований общества на современном этапе развития является конкретный человек и его естественные права и свободы человека . Конкретный человек, обладающий естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, устанавливает определенные цели, задачи, принципы, для достижения которых он сам выбирает организационно-правовую форму своего существования. В рамках научной абстракции можно утверждать, что человек выбирает различные организации, в том числе и государство, сознательно ограничивая свою свободу в надежде на защиту с его стороны всего комплекса жизненно важных интересов. Государство определяет нормативные ориентиры, которые позволяют упорядочивать социальную жизнь, гарантировать человеку его естественные права и свободы и реализовывать свойственную человеку индивидуальность. В этом смысле динамика развития права характеризуется гуманизмом и антропологией. Данный подход к человеку как субъекту права имеет важное значение: во-первых, показывает источник и обусловленность существования человека адекватно потребностям; во-вторых, представляет субъекта как многомерную сущность. Специфика естественных прав и свобод связана с индивидуальными качествами самого человека. Естественные права позволяют человеку быть собой. Главной задачей в современное время является обеспечение реализации политических прав человека на уровне международно-признанных стандартов. В этих целях необходимо: 1) привести действующее законодательство в соответствие с нормами международно-правовых документов о политических правах граждан; 2) обеспечить фактическую возможность реализации всех политических свободе и политических прав граждан; 3) создать юридические механизмы и процедуры наиболее полного осуществления политических прав и свобод граждан и эффективной защиты в случаях их нарушения. В контексте намеченных путей обеспечения реализации политических прав и свобод человека особого внимания заслуживает проблема политических свобод граждан. К сожалению, в научном плане проблема политических прав и свобод как самостоятельная проблема, в отличие от политических прав, не рассматривалась. Политическая свобода человека - это тоже право на определенный вид свободного поведения. Чем же свободное поведение в рамках политической свободы отличается от такого же свободного поведения в рамках политического права? Есть ли особенности в порядке осуществления политических свобод? Какова роль государственных органов в обеспечении реализации политических свобод граждан? Эти, как и другие, вопросы оставались нераскрытыми. И в современном обществе рассматривается такая проблема. Также нужно отметить такие свободы, как свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, свобода объединений. Исходной в данном перечне свобод является свобода убеждений, которая выражается и обеспечивается всеми другими юридически гарантированными политическими свободами (свободы совести, религий, слова, печати, митингов, объединений и др.) и принципами функционирования, демократии (народовластие, гласность, выражение общественного мнения и др.). Свободу убеждений нельзя свести лишь к плюрализму мнений. Она означает и свободу действий, плюрализм организаций. Не может быть каких-либо ограничений идеологического порядка в высказываниях, мнениях и суждениях через печать и другие средства массовой информации, в том числе по вопросам оценки существующего общественно-политического строя, в проведении в этих целях митингов, собраний, шествий, демонстраций, в сборе подписей, в пикетировании и т.д. Такая свобода убеждений невозможна в условиях полного огосударствления общества. В целях осуществления реальной свободы убеждений необходимы разгосударствление общественно-политической жизни, развитие разнообразных видов печати и других средств массовой информации, школы, вузов, других учебных заведений, культурных учреждений.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

(natural rights) Права (rights), которыми люди обладают от природы, т.е. без каких-либо договоренностей, или при отсутствии каких-либо политических или юридических институтов. Естественные права, таким образом, принадлежат индивидам вне зависимости от времени и места. Их нужно отличать от позитивных прав, которыми наделяет или которые гарантирует конкретная правовая система. Естественные права высмеивались (см. : Bentham – Брентхэм) на том основании, что бессмысленно говорить о правах, если нет возможности ими воспользоваться, т.к. воспользоваться можно лишь тогда, когда существует правовая система, способная добиваться этой возможности, в т.ч. и с помощью принуждения. Более того, даже среди тех, кто признает естественные права, нет единства в отношении их содержания. Естественные права рассматривались как Божий дар, как "поправки" к обязанностям человека, возложенным Богом, как составные части, независимые от человеческой природы и разума. Различают права: естественные, моральные и юридические. Естественные права считаются универсальными и таким образом служат путеводителем к содержанию любой правовой системы. Моральные – не являются универсальными и должны признаваться конкретной правовой системой при существующих обстоятельствах. Юридические – признаются позитивным правом. Классификация прав отчасти зависит от понимания их цели и последствий применения.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА" в других словарях:

    Естественные права - свойства человека, то есть права (свойства), данные ему от природы. Основные естественные права человека: право иметь нормальную физиологию (быть здоровым) и психологию (думать), право бороться за существование и умереть естественной смертью,… …

    Понятие естественное право (лат. lex naturalis) принадлежит к числу самых древних категорий философии права и юриспруденции. Естественное право издавна противопоставляется положительному праву, во первых, как совершенная идеальная норма … … Википедия

    Естественные права - система неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека, принадлежащих человеку с момента рождения и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя право на жизнь, свободу, имя, честь и т.д … Теория государства и права в схемах и определениях

    Естественные права - ♦ (ENG natural rights) концепция в этике и юридической теории, согласно к рой люди обладают неотъемлемыми правами в силу своего человеческого статуса и естественного закона. В христианском учении исходным пунктом этой концепции может быть… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА и ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - (natural rights and natural law) 1. (Философия морали и политики) доктрина, согласно которой принципы правового поведения можно обнаружить путем рационального исследования природы Человека, какой создал ее Бог. Для такого политического теоретика… … Большой толковый социологический словарь

    Естественные права человека - находятся во взаимодействии с естественными правами других людей, порождая институт права и общественных отношений. Естественные права человека необходимо отличать от прав общества и государства (государственных институтов), которые людские… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Защитники прав животных утверждают, что животные это личности, а не частная собственность … Википедия

    Возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

    Права человека - (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

    ПРАВА - (RIGHTS) Понятие, играющее ключевую роль в обсуждении вопросов гражданства, равенства, справедливости и легитимности. Права бывают пассивными или активными и могут определяться как: (1) требования (например, право на возвращение долга); (2)… … Социологический словарь

Книги

  • Естественное право и естественные права , Джон Финнис. Фундаментальный трактат австралийского правоведа и философа Джона Финниса - один из наиболее успешных и авторитетных опытов реконструкции классической теории естественного нрава с учетом…

В отличие от европейских просветителей, которые делили историю человечества на жизнь в естественных и общественных условиях, Джефферсон был уверен, что жить в обществе - это значит жить в неестественных для человека условиях. Другое дело, следует различать три формы общественной жизни: первая - догосударственная ("без правительства, как это обстоит с индейцами"), вторая - народовластная ("при правительствах, на которые воля каждого человека оказывает свое справедливое влияние: так обстоит дело... в наших штатах"), третье - деспотическую ("при правительствах силы; так обстоят дела во всех... монархиях"). Естественные права американский просветитель понимал не как права, которые они получают по природе своего естественного рождения в качестве членов общества независимо от формы его существования. Естественные права врожденны и неизменны, в то время как гражданские права обретаются человеком в процессе его жизни в обществе, устанавливаются им и в общем преходящем.

В качестве основополагающих естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство, право на восстание. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними всегда разрешается в пользу естественных прав.

К числу естественных прав человека Джефферсон также относил:

* право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы, плоды своих трудов;

* право личной неприкосновенности;

* право свободы мысли и слова, свободы переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе общих интересов;

* право свободы совести и вероисповедания;

* право избирать ту форму общественной жизни, которая более всего поможет человеку стать счастливым и устранять ту, которая делает его несчастным.

Естественные права Джефферсон считал первичными и приоритетными по отношению к гражданским. Для защиты и сохранения е

стественных прав образуется государство и устанавливается законы, которые призваны сдерживать людей, что бы они не нарушали естественное право других. Назначение органов государственной власти состоит в охране тех естественных прав человека, которые не могут быть защищены им самостоятельно. В спорных же ситуациях судьей должна быть незаинтересованная и беспристрастная сторона. Данные идеи были развиты мыслителем в Декларации независимости США.

Путем включения в Декларацию так называемые естественные права превращаются в естественные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Государственное признание субъективных прав личности ставило известную преграду произволу государственной власти.

Проблема прав личности и связанные с ней проблемы демократической организации государственной власти является одним из основных в политической доктрине Т. Джефферсона. Противопоставляя права личности правам правительства, он высказывает идею о таком ограничении функций государственной власти, которая уменьшила бы опасность возникновения произвола последних по отношению к личности.

Декларация независимости США - первый в истории государственный акт, провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни. Из народного суверенитета проистекает право народа на восстание, а также установление угодной ему политической формы. В случае злоупотреблений и насилия со стороны государственной власти не только правом, но и естественной обязанностью людей является свержение такой государственной власти.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается для охраны людьми естественных прав человека, а власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. В силу такого происхождения власти правительства и такого условия его существования народ вправе изменить или уничтожить такую форму правления, заключает Джефферсон, если оно стремиться к деспотизму.

Далее в Декларации независимости 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму. Это дает основание провозгласить в Декларации об отделении от Англии и образование независимых Соединенных штатов.

Таким образом, Джефферсон выразил в Декларации независимости три основополагающие доктрины буржуазного просвещения: о равенстве естественных прав человека; об "общественном договоре" как основе политической власти; о праве на революционные ниспровержение деспотического правительства.

Ткаченко Георгий ученик 10 класса

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления. Их изучают, о них говорят с самых широких и разнообразных позиций. Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека. Права человека – это сложное многомерное явление. Цель исследовательской работы ученика состоит в том, чтобы изучить, как закреплены в законодательстве РФ естественные права и какие проблемы существуют в их реализации на практике.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующиезадачи :

1. Изучить и проанализировать литературу и Интернет - ресурсы для того, чтобы выяснить, что такое естественные права 2. Изучить и проанализировать нормативно-правовые акты Российской Федерации для того, чтобы рассмотреть, как законодательно закреплены естественные права и как они реализуются на практике.

Работа была представлена на конкурс «Мы выбираем будущее» в рамках проекта «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «СЛОБОДО – ТУРИНСКАЯ СОШ№2»

КОНКУРС « МЫ ВЫБИРАЕМ БУДУЩЕЕ»

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Ученик 10 класса

МКОУ «Слободо – Туринская СОШ№2»

Руководитель: Заровнятных Татьяна

Михайловна

Туринская Слобода 2012

1.Введение_________________________________________________3-7

2. Естественное право________________________________________8-10

2.2 Закрепление естественного права в документах______________ 10-12

2.3.Реализация естественного права в РФ

2.3.1. Право на жизнь_______________________________________12-15

2.3.2.Право на достоинство личности и личной

Неприкосновенности____________________________16-17

2.3.3. Право на свободу_______________________________________18-21

2.3.4.Основные методы нарушения естественного права____________21-23

3.Заключение________________________________________________24-25

Список литературы___________________________________________26

ВВЕДЕНИЕ

Формирование правовой культуры молодежи – одна из важных государственных задач. Только уважая законы, сохраняющие многовековые ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество. Правовая культура – это составная часть культуры общества, и современный образованный человек должен знать ее основы. От сегодняшних школьников зависит, каким будет завтрашний мир, и потому очень важно помнить о значимости правовых знаний, умений, формировать которые можно уже в школе. Изучение права в школе станет тем подлинным трамплином, который поможет выпускникам в будущем добиться успеха в жизни. Эту мысль высказал на одном из заседаний Медведев Д. А., эти слова и стали преамбулой к учебнику Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры».

Действительно, чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми. Несмотря на то, что право не всегда присутствовало в жизни общества (первобытное общество не знало его) трудно представить, что могло бы быть, если бы люди лишились этой важной системы регулирования поступков Произвол, хаос, и беспорядки способны привести к необратимым последствиям. Истории известны случаи, когда знания и умения в определенной области помогли людям осуществить мечту и оказывать правовые услуги людям.

Право – сложное социальное явление. Разобраться в том, что оно собой представляет, не так – то просто. На протяжении многих веков право понимали по – разному. Защитники естественно – правовой теории доказывали, что существует естественное и позитивное право.

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления. Их изучают, о них говорят с самых широких и разнообразных позиций. Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека. Права человека – это сложное многомерное явление. И исходит оно из нескольких очевидных и понятных истин.

Первая из них относится к уникальной и неповторимой ценности на земле – человеческой жизни. Жизнь человека самоценна, нет и не может быть ценности дороже человеческой жизни. «Жизнь должна и может быть не перестающей радостью», – писал Л.Н. Толстой; Софоклу принадлежит известное изречение: «Много великого есть на свете, но нет ничего более великого, чем человек». Таким образом, из этой простой истины вытекает первое притязание человека – это ценность человеческой жизни.

Вторая истина заключается в том, что каждый индивид принадлежит к сообществу таких же, как он, и равных ему людей. Конечно, все люди имеют свой темперамент, различаются по силе, ловкости, уму, богатству, материальному положению, но все они равны в своих притязаниях на жизненные блага, которые могут принадлежать им как членам данного общества. Признание такого положения ведет к признанию равноправия граждан, к констатации, что все люди равны в своих правах и человеческом достоинстве.

Третья истина – это осознание своего тела, которое полностью и бесспорно принадлежит индивиду со своими присущими только ему достоинствами и недостатками. Только он хозяин своего тела, должен заботиться о себе, своем благополучии. Отсюда проистекает его естественное и легитимное притязание на неприкосновенность своего тела, т. е. можно сказать, что он имеет право на телесную неприкосновенность.

Четвертая очевидная истина – это естественное обладание частной собственностью, необходимой каждому для поддержания жизни и здоровья. Получает ее каждый чаще всего от родителей, родственников, а потом преумножает ее своим трудом.

Из вышесказанного можно сделать заключение: все перечисленные притязания необходимы для нормальной жизни человека. Право на жизнь, равноправие, право на телесную неприкосновенность, право на частную собственность принадлежит человеку от рождения, то есть они естественны. Они естественны в силу своего природного происхождения, никем не дарованы, а значит, и не могут быть отняты.

Естественное право – это совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой. Но есть и другие права – это та система юридических норм, которая санкционирована или установлена государством и выражена в форме законов и подзаконных актов, это позитивное право .

Во многих государствах между естественным и позитивным правом возникали серьезные противоречия, которые могли привести (и приводили) к нарушению основных прав и свобод личности.

Конституция РФ признает права и свободы человека и гражданина «непосредственно действующими», показывая, что все создаваемые юридические правила не должны противоречить естественным правам человека. Конституция РФ провозглашает «Россию демократическим правовым государством». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в РФ. Нравственной основой построения такого государства является утверждение в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважение к правам других людей. Предпосылкой формирования правового государства должно стать создание законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, устанавливаются их взаимные права и обязанности. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их защита является одной из основных обязанностей государства. Закрепление и реализация естественных прав человека способствует становлению правового государства в РФ, этим и объясняется актуальность рассматриваемой проблемы в работе.

Собираясь в дальнейшем связать свою жизнь с юриспруденцией, я заинтересовался темой естественного права и захотел узнать не только, что это такое, но и поработать с документами, узнать, где это право зафиксировано и как оно реализуется на практике в нашем государстве.

Ответы на эти вопросы и стали предметом моего исследования.

Объектом исследования стали нормативно-правовые акты, учебная литература, общественные отношения в сфере реализации естественных прав человека, социологический опрос, проведенный среди старшеклассников нашей школы, педагогов и родителей.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что реализация естественных прав в РФ осуществляется не в полной мере.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, как закреплены в законодательстве РФ естественные права и какие проблемы существуют в их реализации на практике.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи :

1. Изучить и проанализировать литературу и Интернет - ресурсы для того, чтобы выяснить, что такое естественные права и как они реализуются на практике.

2. Изучить и проанализировать нормативно-правовые акты для того, чтобы рассмотреть, как закреплены естественные права.

При решении поставленных задач мною использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ Конституции РФ, Всеобщей Декларации прав человека, нормативно-правовых актов, научно – популярной литературы.

2. Проведение интервью с Ткаченко Юрием Анатольевичем – работником Слободо – Туринского РОВД.

3. Сравнение, сопоставление, систематизация и обобщение полученных данных.

Полученные в ходе исследовательской деятельности результаты представлены в работе в виде теоретического материала, анализа социального опроса, практических ситуаций, и соответствующих выводов, а так же Презентации мультимедиа.

2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Естественное право – в теории государства и права понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. Естественные права человека – это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Эти права принадлежат ему уже в силу того, что он человек, в силу человеческой природы. Они – суть его натуры, естества, поэтому их и называют естественными.

Признаками естественного права считается принадлежность к человеку с момента его рождения; неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека; выражение наиболее существенных социальных возмож ностей человека,

Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность.

Конечно, естественное право не есть некая правовая система, существующая и действующая наряду с позитивным правом, как это полагали в прошлом некоторые представители доктрины. Оно - явление по преимуществу, идеологическое, отражающее представления о справедливости, правах человека, иных социальных ценностях. Но эти представления формулируются как правовые требования, обращенные к действующему праву и законодателю. Их невыполнение как бы должно влечь и юридические последствия. «Несправедливый закон не создает право» - такова формула, идущая еще от Цицерона.

Практическая реализация подобных установок в судебной и вообще правоприменительной деятельности представляется достаточно сложной. Однако это не умаляет важность проблемы. Естественное право выступало как средство против использования властью закона в своекорыстных целях, против того, что позднее получило название «правонарушающее законодательство». Доктрина естественного права первая привлекла внимание к тому, что право и закон могут не совпадать, и всегда подчеркивала возможность этого несовпадения с его опасными последствиями.

Однако самая большая заслуга доктрины естественного права, ее непреходящая значимость - это утверждение идеи неотъемлемых прав человека и гражданина; они не дарованы человеку добрым правителем или законодателем, а принадлежат ему от рождения. Можно встретиться с самыми различными обоснованиями этого тезиса, но при любой трактовке права человека первичны по отношению к действующему праву, и государственная власть обязана признать их и снабдить конституционными и иными гарантиями. Право становится не только средством управления, но и системой основных прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «естественное право» родилось по противопоставлению с правом положительным, установленным, явившимся в результате человеческого изобретения. Оно является символом всего в правовом смысле истинного, не зависящего от случая и произвола, соответствующего вечным законам справедливости.

В основе учения о естественном праве, в качестве его всем понятной психологической предпосылки, лежит элементарно простая, но в то же время научно чрезвычайно неясная мысль: всему произвольно установленному противостоит непроизвольное, неустановленное, само по себе и необходимо существующее; образцом таких свойств является природа; следовательно, неустановленное право есть право природное, или естественное.

Среди основного перечня естественных прав многие юристы такие права, как право на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность выделяют в качестве фундаментальных человеческих ценностей и ставят их выше других прав. Остальные естественные права представляют собой так называемые вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве их частей. Например, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения, свобода мысли – составляющие обобщенного понятия свободы.

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно – при лишении жизни все другие права теряют смысл, так как носителя этих прав нет. Право на жизнь закрепляют и такие международные документы, как Всеобщая Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка и основной закон нашей страны – Конституция РФ.

Процесс исторического развития, где главной, или одной из главных, темой всегда было становление свободного индивида, не мог не влиять на отношение людей к обществу и государственной власти. Оно часто определялось в прямой зависимости от того, где находил человек надежную защиту: в обществе или государстве. Постепенно рассматриваемая проблема получила обобщение и предстала для некоторых в виде мнения: гражданское общество обладает законным правом защищать себя и своих членов от государства. Для других было очевидным, что и государство нельзя лишать аналогичного права.

Учение о естественных неотчуждаемых правах человека и гражданина выдвигалось на передний план всякий раз, когда вставал вопрос об исторической необходимости перехода от авторитарно-тоталитарных режимов (чуждых понятия естественных прав) к демократическим преобразованиям. Так было на рубеже XIX в., в ходе борьбы народов Франции и США с абсолютизмом, когда из идеологического лозунга естественные права человека и гражданина впервые стали буквой закона (Декларация прав человека и гражданина 1789 г.).

Так было во второй половине XX в. после горьких опытов тоталитарных режимов, когда права человека и гражданина, попиравшиеся этими режимами, были признаны и гарантированы не только отдельными государствами, но и на международном уровне (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие международно-правовые документы). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (Конституция Российской Федерации 1993 г., ч. 2 ст. 17).

2.2 Документы, закрепляющие естественное право

Сторонники естественного - правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они, конечно же, не отвергают последнее, то есть законы, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если не отвечает ценностям естественного права, то его нельзя считать правовым.

Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права – это человек, его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служить критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако, такое разграничение не абсолютно. В современном праве идет процесс сближения (и вполне закономерно) естественного права с позитивным.

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно – при лишении жизни все другие права теряют смысл, так как носителя этих прав нет. Право на жизнь закрепляют и такие международные документы, как Всеобщая Декларация прав человека (статьи 2,3,4,5,9,12,17) и Конвенция о правах ребенка (статьи 6,7,8,13,16,20,24), Семейный кодекс РФ (статьи 63,64), Гражданский кодекс РФ (статьи 150,151,152) и основной закон нашей страны – Конституция РФ. (статьи 20,21,22)

После права на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность занимают одно из ведущих мест в системе личных конституционных прав и свобод человека. Неслучайно в главе II «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ эти права установлены сразу после права на жизнь. Гарантируется свобода мысли и слова, свобода совести, право свободно передвигаться по территории страны, выбирая место пребывания и жительства, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Государство оставляет за собой право ограничивать свободу (в большей или меньшей степени) в качестве уголовного наказания на определенный срок или даже пожизненно, а также принудительно привлекать лиц к выполнению конституционных обязанностей, таких, например, как воинская обязанность.

Достоинство личности охраняется государством, и по Конституции РФ требованию уважения достоинства личности противоречат пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, а также проведение над человеком медицинских, научных или иных опытов без его согласия.

Конвенция о правах ребенка и Семейный Кодекс РФ закрепляет за ребенком право на уважение его человеческого достоинства. Это включает в себя также способы воспитания детей, которые должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение.

Согласно ст. 150 Гражданского Кодекса РФ достоинство личности, честь и доброе имя, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы. Человек имеет право на защиту чести и достоинства как до, так и после смерти. Он вправе требовать по суду опровержения порочащих его достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, а также требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Таким образом, естественные права закреплены и в Конституции России, и в законах РФ.

2.3.Реализация естественных прав в Российской Федерации

2.3.1. Право на жизнь.

Жизнь – это биологическое существование человека как живо го существа, а также процесс его социальной деятельности. Право на жизнь – это первейшее, естественное и неотъемлемое право человека. Человек, родившись, с первым самостоятельным глотком воздуха начинает жить, реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно к тому, что об этом может записать законодательный орган, и в дальнейшем любой человек стремится жить столько, сколько возможно. В данном случае человек ничем не отличается от другого животного существа, поскольку на первый план здесь выходят природные инстинкты, и право на жизнь можно назвать естественно-биологическим. Жизнь человека – это физическое существование человека; физическое и психологическое функционирование его организма как единого целого. В случае нарушения в организме человека каких-либо функций, человек не перестает пользоваться правом на жизнь. С точки зрения права его жизнь не теряет своей ценности, как и жизнь любого другого члена общества.

Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь естественного и позитивного права (закона), можно привести пример судебного дела, о котором пишет один из известных российских правоведов – Алексеев С.С..

Это произошло в тайге, где работали геологи. Выйдя как – то утром к реке, геолог Петров (фамилии изменены) услышал на противоположном берегу треск кустов. Он сразу подумал о медведе. И не случайно, медведи действительно частенько беспокоили лагерь геологов. Не теряя времени, Петров бросился за ружьем, к нему присоединился еще один геолог – Широков. Выскочив на берег, они одновременно выстрелили в черное пятно, видневшееся сквозь туман. Ружья у них были абсолютно одинаковые, купленные в одном магазине.

Финал истории трагичен: на другом берегу они убили не медведя, а начальника соседней геологической партии, который возился с рыболовными снастями. Во время судебного разбирательства выяснилось, что погибший был убит только одной пулей, а вторая, ударившись о патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля убила, определить было невозможно: стреляли оба. Но это было не умышленное убийство, хотя оба проявили грубую неосторожность, и вторая пуля отскочила только случайно. Поэтому суд признал их виновными. С точки зрения действовавшего закона все было верно. Однако Верховный Суд отменил это решение. Судьи рассудили: смерть наступила только от одной пули, значит, кто – то один заведомо невиновен. И вот тут проявилось глубокое понимание судьями самой сути права – права как справедливости. А справедливость требовала освободить невиновного. Но, кого? Определить невозможно. Освободили обоих.

Но чаще бывает, что право на жизнь нарушается сознательно и преднамеренно.

Ранним утром 15 мая 2011года люди в масках проникли в частный дом по улице Сабурова в Туринской Слободе. В это время в частном доме находились, помимо самого хозяина, его жена и дети 2001 и 2009 годов рождения. Всех их неизвестные в масках связали скотчем, обыскали весь дом и похитили полмиллиона рублей. Бандиты избили 37-летнего хозяина дома на глазах семьи, от многочисленных побоев тот скончался на месте происшествия. Преступники не найдены.

Человеческое существо, развиваясь, проходит ряд стадий – от оплодотворенной клетки до личности. В какой момент на этих стадиях начинается жизнь? Согласно древнейшей восточной традиции возраст человека отсчитывается с момента зачатия, а в западной цивилизации считали, что жизнь начинается с рождения. Естественнонаучная или физиологическая позиция связывала «начало» человеческой жизни с «началом» функционирования той или иной физиологической системы – сердцебиения, легочной или мозговой деятельности. В последнее время среди микрогенетиков получает все большее распространение позиция, связывающая начало человеческой жизни с моментом зачатия человеческого плода в чреве матери: уже самая первая клетка – зигота – является неповторимой личностью и содержит всю информацию о человеке. Тогда очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Во-первых, он генетически отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки – существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, заражение ребенка, как правило, может произойти только с момента родов. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона, по ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе. Ч ерез несколько дней после зачатия у ребенка формируются дыхательная, нервная и пищеварительная системы, внутренние органы. Через 18 дней начинает биться сердце, в 21 день приходит в действие его собственная система кровообращения. На 40-й день обнаруживаются электрические импульсы головного мозга, а в 43 дня уже можно снять энцефалограмму мозга, в 8 недель он начинает сосать палец, в 11 – 12 недель он активно дышит в околоплодных водах и т.д.

На Сессии Совета Европы по биоэтике в декабре 1996 г. ученые разных направлений науки говорили о том, что новейшие научные данные свидетельствуют: эмбрион является человеком уже на 15 день после зачатия. По последним данным эмбриологии здоровье человека формируется не с момента рождения, а в течение всего внутриутробного периода жизни с момента зачатия.

В нашей стране в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан «искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины – независимо от срока беременности». То есть, получается, что наш закон разрешает убийство эмбриона, тем самым прерывая жизнь.

Согласно статьям Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека и гражданина право на жизнь как основное естественное право возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения. На основе Конституции РФ был принят федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», где также провозглашаются права и свободы ребенка от рождения. Эти статьи не согласуется с нормами международного права. Из международных документов подписанных Россией, следует обратить внимание на Конвенцию о правах ребенка, в преамбуле которой говорится, что государства-участники Конвенции должны принимать во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в надлежащей правовой защите, как до, так и после рождения». Таким образом, ребенком является не только рожденное человеческое существо, но также и то, которое еще находится в материнской утробе, но еще не появилось на свет, а значит и на него распространяются все нормы, касающиеся прав и интересов детей, в том числе и ст. 6 Конвенции, в силу которой каждый ребенок имеет право на жизнь. А пока РФ занимает 1 место в мире по количеству абортов.

Кроме этого Россия занимает 1 место в мире по смертности от самоубийств среди подростков 15 – 19 лет, по смертности от заболеваний сердечнососудистой системы, по количеству самоубийств среди пожилых людей, по числу авиакатастроф, аварийности на дорогах (травмы, смерть), по умышленным убийствам; 2 место в мире по числу самоубийств (после Литвы); 57 место в мире по качеству жизни, по уровню жизни – 65 место, а по продолжительности жизни – 134 место в мире. А по общему коэффициенту смертности среди 207 стран мира РФ занимает 182 место.

По оценке Федеральной службы государственной статистики более тридцати пяти миллионов граждан России живут за чертой бедности, растет преступность (ежегодно в России совершается 32 тыс. убийств, около 20 тыс. человек умирают от нанесенных им тяжких телесных повреждений, профилактика преступности снизилась более чем на 40%), ежегодно около 40 тыс. человек гибнет от употребления некачественных спиртных напитков, безработица (особенно среди молодежи до 35 лет), все это свидетельствует о падении качества жизни россиян.

В соответствии с Конституцией и Уголовным Кодексом РФ государство оставляет за собой право лишать человека жизни, применив к нему высшую меру наказания за особо тяжкие преступления – смертную казнь. Однако, прежде чем вынести смертный приговор, обвиняемому дается право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. С 1996 г. в России существует мораторий на смертную казнь. В результате столь продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания.

2.3.2. Право на достоинство личности и личную неприкосновенность.

Человек является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому он имеет соответствующие естественно-социальные права. Так, право на достоинство личности возникает и формируется по мере развития общественных отношений, и человек с рождения получает это право – никто не может умалять его человеческое достоинство, которое должно осуществляться во всех сферах жизнедеятельности.

Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности.

Личная неприкосновенность – это недопущение без согласия человека действий, связанных с прикосновением к его телу, а так же направленных на проникновение в его жилище, просмотр лич ных вещей, записей, вторжение в другие аспекты личной жизни. Это право гарантируется Конституцией каждому человеку. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Достоинство личности – это ее состояние в социальной среде, которое характеризуется самоуважением личности и нарушение которого порождает негативные моральные переживания, а в оп ределенных нормах права случаях влечет юридическую ответ ственность. Это нравственная самооценка личности, оценка человеком своей связи с обществом, государством и правом и своей значимости в этой связи. Кроме того, достоинство человека – это признание обществом социальной ценности, уникальности, неповторимости личности, каждой конкретной индивидуальности.

Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление.

Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан и нарушение порядка проведения процессуальных действий. Унижение человеческого достоинства может явиться следствием грубости и обмана при проведении допросов и очных ставок, огласки при осуществлении необоснованных обысков и изучении дневников и личных бумаг.

Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования. Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции, как, например ситуация, описание которой я нашёл в интернете. Она произошла с женщиной в московском метро: «я была остановлена в метро парочкой милиционеров, женщиной и мужчиной. У меня потребовали паспорт. Мне 33 года, я мать семейства и не произвожу впечатление какого-либо асоциального элемента. Одета я была обычно, прилично, не вызывающе. Алкоголь не употребляю. Паспорта при себе у меня не оказалось. Меня задержали и проводили в пикет при метро, на все мои вопросы и требования объяснить, что происходит, грубили и говорили, что я наркоманка и сейчас они будут меня обыскивать, а если я не заткну свой рот, то они оставят меня здесь на сутки, пока не выяснят мою личность. Собственно, самое возмутительное в том, что в пикете находился еще их старший и полная клетка наркоманов и других каких-то лиц. При всех меня заставили снять пиджак, отобрали вещи. Пока мои вещи, сумку и пиджак, обыскивали эти два милиционера, женщина, при всех задрав мне футболку к самым ушам, принялась производить личный досмотр на предмет наличия наркотический средств. Я не хамила, я всего лишь пыталась призвать их к здравому смыслу и совести, в ответ мне опять же было предложено заткнутся, но теперь уже стали пугать какой-то больницей, куда меня непременно отправят для сдачи анализов, если я не буду стоять тихо. В результате, минут через 40 меня все-таки отпустили, но за время их обыска из кошелька пропала тысячная купюра... Вообще - то, обидно и противно».

Ещё пример: житель Туринской Слободы – гражданин Блюм А.Э, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришел в дом, где проживала гражданка Заровнятных В.Н. Проникнув против воли хозяйки в дом, он вынес оттуда домашний кинотеатр и распорядился им по своему усмотрению.

Другой пример о нарушении права на достоинство личности и личной прикосновенности. Нарушают закон и сотрудники ГИБДД. В Интернете я нашел видеозапись событий, которые произошли в сентябре 2010 г. на трассе М52. Машина ехала в направлении г. Новосибирска, на 61 км. ее остановил сотрудник ГИБДД и сказал, «что мы выехали на встречную полосу. Разметки на дороге нет. По нашему мнению (в машине было 4 человека) на встречную полосу мы не выезжали. Сотрудник изъял права, выписал повестку в суд города Искитим. Мы настаивали на том, чтобы суд был по месту проживания (в г. Новосибирске), он нам отказал, а на вопрос: «Почему?», ответил: «Потому». Я данный разговор записала на видео. Представиться сотрудник отказался, я наклонилась, чтобы снять на видео номер его жетона, а он рукой ударил меня по лицу. Все это зафиксировано на видео. Также сотрудник в личной беседе оскорблял, говорил, что ему всего год остался до пенсии. После этого мы поехали в прокуратуру города Искитим и подали заявление на возбуждение уголовного дела. Также я позвонила на телевидение, где очень заинтересовались этим видео. Далее нам начали звонить «высшие чины», которые хотели этот вопрос мирно (без прессы, без интернета) урегулировать».

2.3.3. Право па свободу.

Свобода – это деятельность, поведение, действия человека, со вершаемые им по желанному выбору, исходя из собственных убеж дений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим наиболее важным для человека ценностям, в со ответствии с установленными нормами права. В философском смысле свобода понимается как присущее человеку и социальным общностям возможность действовать, поступать как самостоятельным и независимым суверенам в соответствии со своей волей, по своему усмотрению. Свобода есть непременное условие становления, развития, реализации личности и общества.

Право на свободу – одно из основополагающих прав человека. Оно включает в себя возможность делать все, что не нарушает прав других людей и общества в целом. Право на свободу, в частности, включает комплекс конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной (свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, половая свобода и т.д.). политической (свобода мысли, свобода слова и т.д.), профессиональной (свобода труда, свобода творчества и т.д..) жизни.

Однако то, что написано в Конституции не только не выполняется, но и сама власть порой нарушает эти права. Так, 11 февраля 2006 г. был подписан Указ Президента РФ № 90, по которому граждане лишены права знать о промышленных выбросах и загрязнениях, об опасных продуктах и т.п. Ст. 39 Указа засекречивает «сведения, раскрывающие объемы выпуска или поставок стратегических видов сельскохозяйственного сырья», а ст. 45 – сведения «о дислокации и предназначении объектов административного управления». Государственной тайной признаются любые «сведения, раскрывающие производственные мощности, плановые или фактические данные о выпуске, поставках (в натуральном выражении) средств биологической, медицинской или ветеринарной защиты». На мой взгляд, данный Указ входит в противоречие со ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу «искать, получать и распространять информацию».

Нарушается и свобода слова. Нигде не прописаны никакие цензурные процедуры, но основные СМИ, и прежде всего, телевидение, так или иначе контролируются государством. Попытки помешать журналистам осуществлять свою профессиональную деятельность нередко сопровождаются мерами физического воздействия. Так, 31 мая 2005 г. на территории московского Кремля во время проведения несанкционированной акции протеста активистами Авангарда красной молодежи (АКМ) сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО) и милиция на глазах у многочисленных туристов избили трех журналистов, которые присутствовали там в качестве репортеров: Ирину Гордиенко («Новая Газета»), Шагена Оганджаняна («Новые Известия») и Айдара Бурибаева (газета «Газета»). «Нас всех, в том числе и журналистов, повалили на асфальт, стали бить ногами, мне несколько раз попали по голове. Потом отвезли в ОВД «Китай-город», – сообщил впоследствии Шаген Оганджанян. Избиение корреспондента «Новых известий» запечатлено на кадрах, показанных 1 июня вечером телеканалом НТВ.

Из 168 стран РФ занимает 147 место по степени свободы прессы, 2 место в мире по числу журналистов, убитых за последние десять лет (после Ирака). Международный комитет «В защиту журналистов» поставил РФ на пятое место в рейтинге стран, в которых права журналистов нарушаются больше всего. А международная неправительственная организация «Репортеры без границ» в своем докладе о свободе прессы поместила Россию на 140-е место в списке из 167 стран.

В Екатеринбурге 25 ноября 2010года состоялся очередной митинг обманутых дольщиков. Как сообщила корреспонденту ИА Regnum председатель общественного движения «В защиту прав участников строительства жилья Свердловской области» Анна Криндач, он нался в 18:00 местного времени (16:00 мск) и проходил на площади 1905 года. В ходе акции дольщики потребовали отправить в отставку заместителя главы Екатеринбурга Владимира Крицкого, которого считают одним из виновников своих проблем.

«По нашему мнению, главные виновники проблемы обманутых дольщиков Екатеринбурга – Аркадий Чернецкий (бывший мэр города) и Владимир Крицкий. Контроль за строительным рынком Екатеринбурга и разделение застройщиков на своих и чужих произошло задолго до прихода мишаринской команды. Что, конечно же, не снимает ответственности и с областных властей, но тем не менее, ситуация в Екатеринбурге в долевом строительстве стала критической именно благодаря стараниям бывшего мэра и нынешнего замглавы по строительству», – говорит Криндач.

По ее словам, в борьбе за отставку чиновника дольщики сталкиваются с давлением со стороны власти. Так, в начале ноября они разместили на улицах города 10 баннеров с требованием уволить Крицкого, но через несколько дней они были демонтированы, и теперь рекламные агентства отказываются заключать с ними новые договоры на размещение щитов.

По данным дольщиков, в Екатеринбурге насчитывается более 60 домов, возводимых при участии граждан, строительство которых заморожено или существенно отстает от графика. Между тем, как отмечают в областном министерстве строительства и архитектуры, в городе имеется 16 проблемных объектов жилья. При этом, как отмечает партнер юридической компании «Генезис» Владимир Коликов, если проблема обманутых дольщиков – физических лиц получила широкую огласку, в связи с чем активно ведется работа над соответствующим законодательством, то юридические лица, попадая в аналогичную ситуацию, остаются малозащищенными.

«Несомненно, законодательство совершенствуется в плане защиты юридических лиц, оказавшихся в ситуации с недобросовестным застройщиком. Например, закон о банкротстве теперь дополнен параграфом, согласно которому суд признает наличие у обманутого дольщика требования о передаче помещения или денежной компенсации не только на основании договора, но и по другим основаниям. В свою очередь, законодательство продвигается в этом вопросе слишком медленно. Например, было бы правильно ввести повышенные требования к минимальному размеру капитала застройщиков ради обеспечения интересов кредиторов», – считает Коликов.

Людям не всегда дают свободно выражать мысли не только в прессе, но и на митингах.

2.3.4.Основные методы нарушения естественных прав человека

В России

Применение незаконных методов дознания и следствия - сегодня обыденность. Избиения задержанных, пытки подследственных - общеизвестный, но, благодаря корпоративной солидарности правоохранительных органов, трудно доказуемый факт. В прокуратуру любого крупного российского города ежегодно поступают сотни заявлений о пытках и избиениях российских граждан сотрудниками правоохранительных органов. Но, как правило, «факты не находят подтверждения», и только в исключительных случаях дело доходит до суда.

По-прежнему зоной особой концентрации нарушений прав человека является армия. Несмотря на непрекращающиеся протесты общественности и уже нередкие судебные процессы, в армии сохраняются варварские обычаи издевательств старослужащих над новичками, по-прежнему многие офицеры эксплуатируют «дедовщину» в интересах «поддержания дисциплины».

Унижениям и всевозможным тяготам подвергаются сироты в детских домах, душевнобольные в «психушках» (иначе трудно назвать большинство этих медицинских учреждений), старики и инвалиды в специальных интернатах. Живя за проходными в скудных казенных условиях, которые и сами-то по себе тяжелы, а, подчас и невыносимы, подопечные этих «богоугодных заведений» страдают еще и от злоупотреблений и грубости со стороны недобросовестного персонала. Во многих из этих учреждений сформировались свои, не менее жестокие, чем в армии, «неуставные отношения», в детских домах - своя «дедовщина».

Наиболее очевидными, значимыми и тяжело переживаемыми большинством граждан являются нарушения социально-экономических прав, призванных гарантировать достойный для человека уровень жизни. По всем опросам общественного мнения, по опыту правозащитных организаций наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсий, пособий, льгот и т.п.).

Наиболее запущенная государством сфера прав человека - это права, определяющие качество жизни : право на образование и медицинское обслуживание. Бесправное положение пациентов, учащихся и их родителей даже не формулируется соответствующими государственными органами как проблема. Не меньшим препятствием для реализации этих прав становится и лавинообразное ухудшение качества предоставления образовательных и медицинских услуг, что напрямую связано с обнищанием государственного образования и здравоохранения, с соответствующим «вымыванием» наиболее квалифицированных кадров и падением «профессиональных нравов».

Казалось бы, решенная в России проблема свободы совести сегодня приобретает новое звучание. Становясь модным, формально-обрядовым, православие постепенно превращается в государственную религию. Бюджетные деньги вкладываются в строительство православных храмов и проведение религиозных праздников.

В соответствии с Конституцией, одной из гарантий свободы совести является право на альтернативную гражданскую службу для тех граждан, которые по убеждениям не могут служить в армии. Однако в большинстве субъектов Федерации это право остается фикцией.

Постоянным испытаниям в России подвергается свобода слова . Не являясь прибыльным бизнесом (из-за низкой платежеспособность потребителей - читателей и зрителей) большинство СМИ вынуждены продавать себя не за деньги потребителям и рекламодателям, а за политические услуги спонсорам.

В итоге свобода слова в России зависит от заказов и капризов собственников СМИ, в том числе государственных.

Несмотря на наличие в российском законодательстве норм, запрещающих ограничение права граждан на свободу передвижения и торжество свободы выезда за рубеж, у части россиян остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны.

Проблемы эти, прежде всего, связаны с институтом прописки; формально отмененном, но фактически продолжающем ограничивать свободу граждан в форме «регистрации».

Связано это с тем, что реализация многих социальных прав граждан производится соответствующими органами и организациями, как правило, по месту жительства, т.е. регистрации. Тесно привязано к «официальному» месту жительства предоставление медицинской помощи и оплата ее государством.

Почти ежедневно на бытовом уровне большинство граждан сталкиваются с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы.

Заключение

Достаточно просто родиться, и ты уже наделен такими неотъемлемыми правами, как право на жизнь, на свободу, на достоинство личности, на личную неприкосновенность. Даже если бы эти права не были бы закреплены в Конституции РФ, то все равно эти права имел бы каждый человек с самого своего рождения. Однако их реализация была бы затруднительна, тогда как закрепление их в Конституции усиливает правовые возможности реализации этих естественных прав, так как, обретя форму позитивных прав, они одновременно получают соответствующую конституционную обязанность государства гарантировать провозглашенные права человека и гражданина. Но гарантировать права, это еще не значит, что они будут реализованы.

Полученные в результате исследования данные подтверждают мою гипотезу исследования. Несмотря на то, что в современной России естественные права челове ка получили государственную поддержку, а соответствующие по ложения включены в Конституцию РФ, их реализация осуществляется не в полной мере. Сегодня эти права решаются в условиях, когда государство потеряло положение монопольного защитника прав человека.

Многочисленные проявления нарушений законности приводят к утрате уважения и к закону, и к органам государственной власти, так как существует расхождение интересов общества и государства, многочисленные факты некомпетентности, корыстности и коррумпированности не только отдельных официальных лиц, но и целых институтов в системе государственной власти и управления. Как могут защищать граждан и соблюдать законы правоохранительные и другие властные органы, если, по словам Президента РФ Дмитрия Медведева в их деятельности существует расхлябанность и прямое сращивание с криминалом?

Права человека всегда соотнесены с правами другого человека, социальной группы, государства, общества в целом и поэтому понимание характера и объема естественных прав человека в конечном счете зависит от самого человека. В этом смысле естественные права человека – это права конкретно-исторические, обусловленные как уровнем социально-экономического развития общества, так и уровнем гуманистического развития человека, уровнем развития его правосознания.

Правовой нигилизм, а также тенденция к коммерциализации законодательства и перевод законодательной защиты прав человека на второй план, неспособность власти привели к тому, что произошел разрыв между тем, что написано в Конституции и тем, что происходит в действительности. Несмотря на большое количество законов, и иных нормативных актов, необходимые меры по ознакомлению населения с этими жизненно важными для него документами не осуществляются. Между тем только знание законодательства может способствовать формированию активной позиции по отстаиванию своих прав, противодействию чиновничьему произволу, грубым нарушениям законности и прав человека.

Необходимо повышать правовую культуру населения страны, формировать общественное правовое сознание через СМИ, продол жать развивать систему школьного правового образования, вводя предмет «Право» как обязательный во всех 9 – 11 классах.

И хотя современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, не двигаться в этом направлении нельзя. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдет свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре и позволит создать подлинно свободное демократическое общество в нашей стране.

Результаты исследования можно использовать, как материал на уроках, занятиях кружков, факультативах по обществознанию, праву и на классных часах.

Список литературы :

1. Конституция РФ 12.12.93г. принята всенародным голосованием // Российская газета №237, декабрь 1993.

2. ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997//Российская газета. -1997. - 4 марта.

3. Аверкиев И.В. Как выглядят права человека в России и в мире?// Альманах «Будущее прав человека в России». Выпуск № 1 стр. 2-3. http://www.pgpalata.ru/reshr/alm/01-06.shtml.

4. Алексеева Л. В России нарушаются права женщин// CIVITAS вестник гражданского общества от 08.03.2009.. http://vestnikcivitas.ru/news/574.

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.191-192.

6. Боголюбов Л.Н.,Городецкая Н.И. идр.Обществознание учеб. Для учащихся 11 класса М.: Просвещение,2008-349с.

7. Всеобщая Декларация прав человека М.: 1998

8. Гражданский кодекс Российской Федерации М.:2011

9. Дмитриев Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. - М., 2005, с.15.

10. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М.: НОРМА, 1996, с. 1-27.

11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: ЮРИСТ, 1996, с. 399-400.

10.Личные права и свободы человека в России http://in1.com.ua/article/9142/.

12 . Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005, с.253.

13. Моршакова Т.Г. Конституционный Суд РФ/Постановления. Определения. 1992-1996 г. - М: Новый Юрист,1997, с.379-385.

14. Мартышкин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы //Государство и право. 1994, №10, с.36.

15. О дольщиках..http://Ekat.ru Новости онлайн

16 Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры. Учеб. Для 10 класса М.:ООО «Русское слово – РС» - 2006 - 176с. https://accounts.google.com

В период освоения естественных прав, на ранних этапах развития, закладывается основа тех механизмов, что впоследствии складываются в личность. В этом смысле, естественные права – один из основных обуславливающих факторов построения личности.

Само понятие естественных прав вводится у Лоуена, хотя пояснения к ним слегка размыты и очень приблизительны. В его перечислении этот список выглядит так: право быть, право быть обеспеченным, право на автономность, право на независимость и право желать-достигать. Каждое следующее право есть развитие и укрепление предыдущего, но вносит в него свои оттенки. При этом у Лоуена трудно понять разницу между автономностью и независимостью, кроме ссылки на биологический период. К тому же мы сочли необходимым разделить право желать-достигать на два отдельных права. Получившийся у нас список естественных прав содержит шесть пунктов: быть, обеспеченным, автономность, независимость, желать, достигать.

Право быть

Появляясь на свет, ребенок сам факт своего рождения воспринимает, как «то, что уже свершилось». Вся его дальнейшая жизнедеятельность основывается на убеждении «я существую». Более того, на первых порах жизни эта аксиома практически не подвергается сомнению и не нуждается в обосновании.

Право на существование, это первое право, которое мы воспринимаем. «Я достоин жить потому, что я уже родился». Подкрепляется это право тем что, пройдя перинатальный период и сам процесс родов, мы считаем, что уже заслужили свое существование. Хотя полное осознание этого права приходит позже. На начальном же этапе жизни оно воспринимается как прямая трансляция нашего опыта рождения, которая толкает нас на укрепление своего права существовать, на нахождение своего места в новых условиях реальности. Не малым подспорьем в становлении этого права является инстинкт самосохранения. Таким образом, право «быть» представляется как положительная антитеза страху смерти.

В результате, ребенок воспринимает необходимость жить как данность, не требующую доказательств.

Быть обеспеченным

Право быть обеспеченным в своих потребностях – второе из естественных прав, осознаваемых ребенком. Это убеждение складывается у нас еще в раннем детстве, проистекая из необходимости кормления, это тот период, который Фрейд обозначил как «оральная стадия» развития. Именно на этой стадии мы обнаруживаем, что теперь лишены былых благ. Потребность в пище, тепле и заботе вызывает чувство неудовлетворенности, которое в свою очередь, находит позитивное разрешение в контакте с матерью. Мать на данном этапе воспринимается как единственный источник удовольствия и удовлетворения насущных потребностей. Увязав удовлетворение потребностей в пище с получаемым в результате удовольствием, ребенок находит в этом событии соответствие удовлетворенной потребности. Что в свою очередь приводит к желанию испытывать это состояние как можно чаще. Создается взаимосвязь между понятием «удовлетворение моих потребностей» и испытываемым наслаждением. Взрослея и расширяя круг своих потребностей, мы по-прежнему транслируем на них свое первичное убеждение, что все они должны быть удовлетворены.

Все это приводит к формированию устойчивого убеждения: «раз я уже существую, то мои потребности должны быть удовлетворены», тем более что это подкрепляется еще и чувством счастья. В дальнейшем мы транслируем это право на все сферы жизни и воспринимаем как ее естественное проявление.

Быть автономным

Формирование этого права ярко проявлено на «анальной стадии» развития ребенка. Начинается первое столкновение с нормами опрятности, морали. Сфера внимания ребенка смещается от матери к себе. На этой стадии ребенок впервые разделяет себя и мать. Новой точкой приложения внимания служит сфинктер, опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Ребенок вдруг сталкивается с необходимостью как-то регламентировать и контролировать эти процессы в своей жизни. Притом, что биологической потребности в таком контроле нет, единственным двигателем в направлении усвоения этого навыка выступает потребность сохранить любовь матери. Эмоциональное отношение к матери у ребенка характеризуется одновременным переживанием любви и ненависти. Не понимая, почему вдруг мама перестала удовлетворять все его потребности, а вместо этого начинает что-то требовать от него самого, ребенок ищет выход из этого противоречия.

В процессе становления этого права, ребенок приходит к пониманию, что соблюдение норм ограничивает его свободу, но может привести к увеличению удовольствия. Когда малыш с гордостью приносит маме горшок, в который он только что наложил свою кучку, ребенок рассчитывает на одобрение родителя и как следствие на получение удовольствия от него. В случае же если ребенок сделает эту самую кучку к себе в штаны, он не получает любви, а получает наказание. В результате такого развития событий ребенок приходит к компромиссному для себя решению: «я могу получать удовольствие через соблюдение мной их требований». Ребенок учится принимать решения, сообразовываясь с нормами морали и порядка.

Таким образом, принимая «правильные решения» ребенок приобретает навыки самостоятельности. Отделение же себя от матери как самостоятельного объекта и приводит к автономности. Возможность получить удовлетворение некоторых потребностей без участия мамы, базисные навыки управления собственными эмоциями приводят к пониманию того, что «я могу действовать отдельно от родителей, быть автономным».

Быть независимым

Независимость является как бы продолжением права автономности, но на новой ступени развития. Трудность восприятия разницы между автономностью и независимостью основана на том, что и то и другое право формируется на анальной стадии.

Независимость возникает из понимания того, что управлять своим удовольствием ребенок может сам и не зависит в этом от мамы. Частным случаем такого понимания является ранняя детская мастурбация, в процессе которой ребенок замечает что может получать удовольствие сам, минуя маму. Играя с собственными гениталиями, ребенок не только восполняет недостаток тактильных ощущений, но осознает, что получает удовольствие совершенно независимо от мамы. Понимая это, ребенок начинает отстаивать свое право на независимость от родителей удовлетворения собственных потребностей. Противопоставляя себя родителям, ребенок учится говорить «нет». Таким образом, формируется убеждение, что «мои потребности не зависят от родителей, а значит, я могу удовлетворять их независимо от них». Это является неоспоримым подтверждением того, что ребенок переходит на новую ступень развития в своей жизни.

Это право является следующей ступенью по отношению к праву быть автономным. Только теперь идет борьба за свободу принятия решений, независимо от внешней оценки. Это стадия самоутверждения, заявление об отдельной самости человека. Формирование своей независимой системы оценок, когда чужое мнение постепенно заменяется своим собственным.

Желать

Приняв для себя идею собственной отдельности от родителей и того, что возникновение собственных базовых потребностей неподконтрольно им, ребенок понимает, что его желания представляют самостоятельную ценность. Формирование права желать приходится на начало эдипальной стадии развития (по Фрейду).

Сексуально окрашенные действия в этот период жизни не несут в себе смысл, который вкладывают в эти же действия взрослые. Это всего лишь проверка права испытывать такие желания. Протекание этого периода в жизни человека формирует у него отношение к собственным желаниям. На этой стадии ребенок учиться подбирать правильную реализацию своего желания или же вырабатывает механизмы подавления. Если несколько самых разных действий на удовлетворение одного и того же желания так и не находят своего положительного разрешения, то формируется запрет на само желание.

Право желать формируется под воздействием развития ранней сексуальности и столкновения этих желаний с нормами поведения. Этот конфликт имеет значительные последствия. Ребенок активно познает мир, ищет разнообразные пути реализации своих желаний, активно фантазирует, интеллектуально развивается, создавая максимальное количество возможностей для осуществления желания. Ведь тогда оно точно будет реализовано.

Достигать

Это право напрямую связано с желаниями, точнее с их реализацией.

Для человека становиться более важным не проверка правомочности своего желания, а действие на достижение. Удовольствие испытывается уже не только и не столько в процессе действия, а сколько уже по достижении результата. Определяется это тем, что удовольствие на этом этапе может приносить не только само действие, но и воспоминание о проделанном действии.

Опираясь на право автономности, ребенок стремиться доказать свое право не только испытывать определенные желания, но и достигать их реализации.

Нарушения

Чем реализованное естественное право личности отличается от нарушенного? Тем, что проявления нами реализованного права не замечаем и мы сами, и те, кто рядом с нами, т.к. приложенные усилия четко адекватны задаче решаемой в этот момент. А вот нарушенное право можно охарактеризовать двумя четкими нарушениями: слишком много усилий или недостаточно усилий, перестарался или недоделал.

Подробнее это выглядит так.

Право «быть» лежит в основе любого типа характера и постоянно является темой спекуляции и торговли в личных отношениях. В нормальном варианте развития это право приобретает функцию высшей точки наслаждения. Не зря на пике удовольствия у человека, переживающего это состояние, проскакивает крик-мысль: «Я живу!». Нарушение этого права может привести к двум исходам. При первом варианте нарушенного права человек впадает в полный ступор, что даже способно привести его к суициду. Дети с ярко выраженным нарушением этого права не могут развиваться дальше в привычном нам мире и если выживают, то зачастую становятся совершенно неадекватны. Замыкаясь в себе, они создают свой мир. К таким проявлениям можно отнести аутизм и состояния отстраненности от мира и других людей, кататанию например. При втором же развитии событий с нарушенным правом «быть» может сформироваться комплекс неполноценности, недостойности жизни и желание доказать всем что «Я есть!». В более позднее время эти выходы, при ослабленном проявлении, могут приобрести форму покорной, отчаявшейся жертвы в первом случае и доминирующего агрессора во втором.

Нарушение права «обеспеченности» приводит к тому, что либо человек постоянно пытается доказать свою исключительность, требуя от остальных удовлетворения своих потребностей, повышенного внимания к себе, либо человек смиряется и искренне считает, что «в этом мире нет ничего для меня, мне все равно не хватит». При нормально реализованном же праве проблем с адекватным проявлением себя и удовлетворения своих потребностей у человека не возникает. Говоря по другому, человек способен ждать – откладывать реализацию потребности на более подходящее для этого время и способен простраивать пути реализации своих потребностей сам. Если же право нарушено, то при отсутствии навыка ждать или при его слабовыраженности, человек, выбрав агрессивный путь, не способен адекватно оценить ситуацию и просто требует от других «немедленно» предоставить ему удовлетворение. Естественно, что он нетерпелив, капризен, сумасброден и т.д. Он склонен обвинять всех в невнимательности к своим потребностям. Такой человек искренне полагает себя обиженным, а всех вокруг виноватыми, в чем именно даже не важно, причина найдется. И именно за счет навязанного другому человеку приукрашенного чувства вины он и реализует свои потребности.

При пассивном же пути, т.е. чрезмерно развитом терпении, все прямо наоборот: потребности обеспечиваются, как плата за отказ от многого лишь бы сохранить и не потерять то малое, что он действительно считает своим. Где-то в глубине души такой человек считает, что своим рождением он создал большие проблемы своим родителям и именно по этому склонен испытывать вину за то, что у него вообще есть потребности. Испытывая чувство собственной недостойности и ревностной зависти к другим людям.

Что же происходит при нарушении права «автономности» ? Опять таки три варианта развития событий. Первый нормальный, когда все проходит именно так как положено, т.е. человек вступает в борьбу только с тем и тогда, когда это действительно необходимо для его автономности, в остальное же время, предпочитая мирное решение вопроса за счет заключения сделок, взаимовыгодного обмена. Оставшиеся два формируются при нарушении права. При слишком развитом навыке борьбы и нарушении права на автономность возникает необходимость отстаивания этого права. Этот тип людей склонен к диктаторскому стилю жизни. Для них вполне очевидно, что только возможность диктовать свои условия и устанавливать свои правила обеспечит удовлетворение потребности в автономности. Стремление к власти может носить у таких людей гипертрофированные формы, заявляя при этом, что они «в ответе за все». Ставя себя как образец во всем, они говорят о собственной непогрешимости и безгрешности. Основной же целью при этом является лишь возможность заставить остальных обеспечивать естественные права диктатора.

Если же ребенок не имеет навыка автономности, то он выбирает путь личной привлекательности и лояльности. Такой человек склонен воспринимать себя сам и соответственно подавать окружающим как «вечного ученика». Он чувствует себя виноватым за то, что не смог выполнить наказы своих родителей. Потому то такой человек стремится переложить необходимость принимать решения на плечи других людей. Он очень восприимчив к различного рода правилам и ритуалам, ведь именно регламент и правила позволяют ему удовлетворять свои потребности и автономность не испытывая чувство вины. Ведь это же не он принял такое решение, а так просто положено делать, «так сказано в писании», «так сказал старший», «так прописано в уставе» и т.д., обоснование может быть самым разным лишь бы не выбирать. Тем более что он очень хочет быть «хорошим» и «послушным», а «старшим лучше знать что — хорошо, что — плохо». А уж если возникает необходимость выбирать между чем-то, то это может вообще привести его к невротическому конфликту.

Компенсацию нарушенного права «независимости», зависшие на этом праве люди, достигают либо за счет преувеличения уровня собственных знаний, способностей. Причем эти знания, как правило, достаточно поверхностны, ведь целью их служит получение восхищения от окружающих людей. Умение блеснуть своей эрудицией, чувством юмора или любым другим талантом, цениться этими людьми наиболее высоко. Основа их жизнедеятельности комплекс неполноценности и, следовательно, подбор способов компенсации этого комплекса через собственную значимость. Они стремятся стать великими учителями, ведь они всегда все знают и способны ответить на любой вопрос или хотя бы просто неординарными и заметными. Очень хорошо эти типы людей описаны в работах Адлера.

Либо же становятся человеком «служения», пассивным рабом обстоятельств с преувеличенным комплексом ответственности, базирующимся на том, что человек сам испытывает чувство вины перед всеми остальными. Пытаясь искупить эту вину, человек старается полюбить всех. Для него любовь это самая сильная форма служения. Преувеличенное желание быть хорошим, любимым приводит их к переоценке функций любви, приводя их к жажде любить другого. Очень часто они воспринимаются окружающими как «альтруисты», «бессребреники», «милые люди», но при этом же к ним могут относиться и такие эпитеты как «фанатик», «скользкий человек», «мягко стелет, жестко спать» и т.д. Они достигают своих целей более пассивными путями через зависимость другого человека от них. Они стремятся быть любимыми и используют для этого все доступные методы, кроме откровенно агрессивных, ведь им необходимо доказать себе и всем окружающим что они хорошие. Не получая любви от конкретного человека они прибегают к страданиям как способу получить хоть какую-то любовь хоть от кого-то. Ну, если не любовь, то хотя бы жалость. Выставляя себя в свете «жертв обстоятельств» они склонны к депрессиям и покаяниям. Для них прощать и любить практически одно и тоже, поэтому они так часто просят прощения по поводу и без. Ведь это подтверждение того, что они любимы, невзирая ни на что.

При нарушении права «желать», в активной позиции развивается гипертрофированная жажда опекать, реализуемая либо через заботу о другом человеке, либо как управление действиями и желаниями другого. Руководящая роль этих людей строится зачастую на голословных утверждениях о том, что «им лучше знать». Они смело могут рассказать о событиях тысячелетней давности «как оно было на самом деле». Они придают очень большое значение уму и почти всегда ассоциируют себя с ним, в ущерб осознанию ощущений. Они хотят быть лучшими, что бы получить право желать за других.

В первом случае человек отказывает себе в праве желать и прячет свои желания от других, чтоб ни кто не догадался, что они у него вообще есть. Во втором, он проецирует собственные желания на другого человека и помогает тому осуществить «его» желания. Его кредо: «Я сам этого не хочу, а делаю только исключительно для вас и для вашего же блага, потому, что вы этого сами хотите». Соответственно в первом случае для такого человека наиболее актуальным становиться докопаться до истины. А изучение и защищенность для него возможно только в случае только на большой дистанции с другой личностью. Они очень мнительны, подозрительны, склонны к преувеличению опасности для себя и крайне недоверчивы.

Во втором случае дистанция тоже соблюдается, но при этом осуществляется четкое руководство партнером. Чем меньше возможности предоставит такой человек замечать хоть что-то кроме себя, тем меньше шансов, что его разоблачат в его желаниях. Его задачей становиться сделать себя максимально нужным для выбранного человека, стать его мозгом и духом. И как следствие развивается нелюбовь к людям.

Нарушенное право «желать» провоцирует человека на дистанцирование от других людей, и сосредоточенность на собственных проблемах.

Нарушенное же право «достигать» формирует запрет на достижение или запрет на начало действия. Стремясь реализовать себя, они часто напоминают маленьких детей, своими чрезмерными требованиями внимания к себе и своим желаниям и делам. В случае активной жизненной позиции они любят выбирать в обществе роль заводилы, но только обязательно самого центрального. При этом они очень болезненно переносят все, что с их точки зрения несовершенно. Для них не так важно завершить начатое, гораздо важнее довести это до идеала. За такими людьми не редко закрепляется слава чудаков и оригиналов.

Те же, кто выбрал путь более пассивный, испытывают затруднения с тем, что бы начать что-то делать. Как можно написать картину если еще не нашел модель? Они находятся в постоянном духовном поиске, пробуя самые разные вещи, но по возможности так и не приступая к более глубокому изучению или деланию. Повышенное внимание таких людей сосредоточенно на собственных ощущениях, это их единственный критерий в своем поиске. Поэтому они требуют такого же уважения к собственным ощущениям и от других людей.

Резюмируя выше сказанное, отметим базовые утверждения, которыми характеризуются нарушения естественных прав:

Право быть – 1. вас нет, 2. меня нет

Обеспеченности – 1. все мое, 2. мне не хватит

Автономности – 1. я всегда прав, 2. я правильный

Независимость – 1. я лучший, 2. я недостаточно хороший

Желать – 1. я не хочу, 2. хочу не я

Достигать – 1. главное процесс, 2. все не важно, поэтому оставьте меня в покое

Здесь: 1 – соответствует активной жизненной позиции при нарушении естественного права, а 2 – пассивной жизненной позиции.



Просмотров