Что такое правовое. Что такое правовое государство!? Методы правового государства

Попробуем разобраться в особенностях договора мены, когда он считается исполненным, в чем его отличие от зачета взаимных требований.

Правовые основы договора мены

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Каждую из сторон можно считать одновременно и продавцом товара, который она обязуется передать контрагенту, и покупателем той продукции, которую она должна принять в обмен.

При этом товары, подлежащие обмену предполагаются равноценными. Денежные расчеты при мене производятся в исключительных случаях, когда обмениваемые товары признаются неравноценными. Сторона, передающая более дешевый товар, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар.Отношения сторон по договору мены и договору купли-продажи имеют одинаковые правовые последствия. Это подтверждается п. 2 ст. 567 ГК РФ, которым установлено, что к договору мены могут быть применены правила купли-продажи.Договор мены , так же как и , может быть заключен в отношении будущих товаров, тех товаров, которые будут созданы или приобретены ими в будущем. Для того чтобы признать такой договор заключенным, от сторон требуется согласовать и предусмотреть в нем существенные условия договора мены.Договор мены составляется в простой письменной форме.Основные признаки данного договора:– он относится к числу договоров, направленных на передачу имущества;– обмениваемые товары передаются в собственность;– договор мены отличается от других возмездных договоров характером встречного предоставления, а именно стороны обменивают один товар на другой. По этому договору в принципе исключаются как возврат товара, аналогичного полученному, так и оплата его стоимости.– право собственности на передаваемый товар переходит к сторонам с момента исполнения встречного обязательства по передаче товара. Т.е., если одна из сторон договора не передала товар другой стороне, хотя та и исполнила свои обязательства по передаче товара, то исполнившая свои обязательства сторона остается собственником переданного ею товара. Поэтому, если получившая товар сторона каким-либо образом утратит его, она будет обязана возместить другой стороне убытки в соответствии со ст. 15 ГК РФ.

Существенные условия договора мены

Предметом данного договора являются действия каждой из сторон по передаче в собственность другой стороне одного товара в обмен на другой.

Следует отметить, что условия о предмете относятся к числу существенных условий этого договора, так же как и любого гражданско-правового договора.Так же существенными условиями являются наименование и количество товара, подлежащего передаче одной из сторон. При отсутствии в договоре мены согласования любого из этих условий он считается незаключенным. Такой вывод следует в п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 № 69.Объектами договора служат движимые вещи, в том числе ценные бумаги и валютные ценности, а также недвижимое имущество, например земельные участки, постройки, квартиры и т. п. Так как к договору мены применяются правила договора купли-продажи, то к объектам отношений мены можно отнести и некоторые имущественные права, например корпоративные имущественные права, в том числе выраженные «бездокументарными ценными бумагами», в частности, в случаях обмена акций либо долей участия в хозяйственных обществах.Момент исполнения обязательств по договору меныПо договору мены каждая из сторон обязана передать товар в срок, установленный договором, а если такой срок не установлен – согласно правилам об исполнении бессрочного обязательства.При наличии условия о доставке товара одной из сторон договора момент исполнения обязанности передать товар определяется моментом вручения товара другой стороне. Если в силу договора товар должен быть передан контрагенту в месте нахождения товара (например, при передаче недвижимого имущества), то момент исполнения обязанности передать товар определяется моментом предоставления товара в распоряжение последнего в соответствующем месте (например, в месте нахождения недвижимого имуществе). Во всех остальных случаях такой момент определяется моментом сдачи товара перевозчику или организации связи.Непринятие переданного товара может служить основанием для отказа от исполнения договора, что влечет его расторжение, при этом контрагент сохраняет право требовать возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по принятию товара.Действующая судебная практика при разрешении споров, связанных с договором мены, отмечает следующие основные моменты:– двусторонние сделки , предусматривающие обмен товаров на такие же по стоимости услуги, к договору мены не относятся. Иными словами, объектами могут быть только однородные вещи. Например, товар обменивается только на товар;– при невозможности определить наименование или количество товара, подлежащего передаче одной из сторон, договор считается незаключенным;– договор, по которому произведена передача товара в обмен на уступку права требования имущества от третьего лица, не может рассматриваться как договор мены;– с момента внесения в договор мены условия о замене исполнения встречного обязательства уплатой стоимости переданного товара отношения между сторонами должны регулироваться нормами о договоре купли-продажи;– передача каждой из сторон товаров контрагенту сама по себе не свидетельствует, что между ними сложились отношения по договору мены;– изготовление продукции из материалов, полученных по договору мены, и передача ее в счет исполнения обязательства по данному договору не противоречат нормам, регулирующим отношения по договору мены.
Кроме того, определенная тенденция сложилась в арбитражных судах Российской Федерации при спорах по договорам мены о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК РФ.Так, ст. 395 ГК РФ применяется при наличии между сторонами денежного обязательства. Многие суды квалифицируют договор мены как договор взаимной поставки, так как по договору мены, по которому денежные расчеты не производятся, ст. 395 ГК РФ не применяется.

Отличие мены от зачета взаимных требований

Договор мены необходимо отличать от зачета взаимных требований, имеющего принципиально другую сущность. Дело в том, что согласно гражданскому законодательству РФ мена – один из видов договорных обязательств. И изначально предполагается, что стороны обмениваются принадлежащим им на праве собственности имуществом.

Согласно ст. 410 ГК РФ зачет взаимных требований – это основание прекращения ранее возникших обязательств. Причем он происходит после наступления срока платежа, даже в рамках взаимоотношений сторон по одной сделке. Взаимозачет по разным договорам совершается в условиях, когда первоначально расчеты должны были происходить в обычном порядке, но затем стороны для ускорения расчетов, из-за отсутствия у должника/должников денежных средств, для упрощения взаиморасчетов, по каким-либо иным причинам приняли решение зачесть требования друг к другу.В отличие от мены при взаимозачете организации заключают не один, а два договора. Каждый из них предусматривает, что одна организация поставляет товар, выполняет работу или оказывает услугу, а другая – оплачивает покупку деньгами. При этом после совершения сделок по двум договорам стороны изменяют порядок расчетов: одно из предприятий письменно заявляет о зачете взаимных задолженностей или обе стороны подписывают акт или соглашение о взаимозачете.

Процедура мены возникла задолго до . В современном мире, однако, применение договоров такого типа весьма ограничено. Заключение договора мены позволяет существенно сэкономить время в тех случаях, когда намерения двух лиц продать одну вещи и приобрести другую совпадают.

Характеристика

Гражданский кодекс РФ гласит, что мена предполагает добровольную передачу права владения одной вещью в обмен на получение права владения другой вещью. Правам и обязанностям лиц, вступающих в отношения мены, посвящена 31-я глава ГК РФ.

Особо важна статья 567, указывающая на то, что бартер в правовом поле равен купле-продаже , а его участники условно называются продавцами и покупателями . Предполагается, что обмен по умолчанию происходит товарами, обладающими равной стоимостью. Если же в документе будет оговорена неравноценность вещей, то одна сторона обязательно должна доплатить эту разницу.

Выделяют такие главные черты договора мены:

  • консенсуальность – это значит, что стороны заключают соглашение лишь на основе согласия;
  • взаимность;
  • возмездность.

Какие бывают виды договоров мены?

Существует несколько действующих классификаций договоров мены: они отличаются лишь принципом, по которому происходит разделение.

Виды договоров по типу обмениваемых товаров. Физические и юридические лица могут свободно обмениваться:

  1. транспортом;
  2. иными видами движимого имущества;
  3. частными строениями, жилыми или нежилыми;
  4. квартирами, комнатами, находящимися в частной собственности;
  5. .
    Можно сделать вывод, что в стороны меняются не просто каким-то товаром, вещью, а, прежде всего, правами собственности на них.

Интересно знать! В некоторых ситуациях можно заключить устный договор мены. Закон позволяет делать это, если стоимость обмениваемых вещей меньше, чем 10 минимальных размеров оплаты труда.

Договоры могут различаться и по типу субъекта. В отношении мены могут вступать;

  • физические лица;
  • юридические лица, т. е. различные организации;
  • юридические и физические лица (такие договоры называют смешанными).

В чем разница между договором мены и куплей-продажей?

Упоминаемая ранее 567 статья говорит о фактическом равенстве мены купле-продаже. Также участники договора для удобства могут быть названы продавцами и покупателями. Но несмотря на такое замечание, не стоит думать, что между этими соглашениями вовсе нет разницы. Основное отличие кроется в том, что при купле-продаже одно лицо передает другому денежные средства. При мене же денежные средства передаются лишь в случае признания товаров неравноценными.

Между кем возможен обмен жилыми помещениями?

Квартирами, домами или другим жилым помещением могут обмениваться лица, обладающие правом собственности на данное жилье. В случае если один из собственников не согласен на обмен, договор не может быть признан состоявшимся.

Обмениваться жилыми помещениями могут также и наниматели в домах государственного жилого фонда. Однако для заключения такой процедуры необходимо получить разрешение других членов семьи. Важно понимать, что в таком случае передается не право собственности, а право пользования.
Сторонами договора выступают не только физические, но и юридические лица (в таком случае передается и часть прав, связанных с хозяйственным ведением). Допускаются смешанные формы договоров.

Прежде всего, договор мены предусматривает равноправие двух сторон – продавца и покупателя. Также стороны имеют и равные обязанности перед законом. Лица, вступающие в договор, должны передать друг другу указанные в договоре товары, обладающие равной стоимостью. К тому же они должны потратить одинаковое количество денежных средств на передачу и получение вещи в собственность.

Если одна из сторон получила товар с браком или иными недостатками, то для другой стороны договора наступает такая же ответственность, которую она бы понесла в аналогичной ситуации в случае купли-продажи.

Если товар, полученный при обмене, изымается у одной из сторон третьим лицом, то она имеет право потребовать у второй стороны возвратить свой товар или возместить понесенные убытки.

Существенным условием договора мены является предмет договора, т. е. вид товаров, которые будут обмениваться. Без указания наименования обмениваемых вещей в документе, договор не может быть признанным официально заключенным.

Обычные и случайные условия

Обычные условия мены оговорены в Гражданском кодексе РФ. Даже без указания их в тексте документа, он будет признанным. К ним можно отнести то, что обмен будет проходить вещами, имеющими одинаковую стоимость. Если же в отдельном случае в договоре будет прописано, что один из товаров дешевле другого, то одна из сторон в таком случае будет обязана оплатить разницу.

Обычные условия предполагают, что обмен будет проходить одновременно в двухстороннем порядке. Однако бывают и исключения. В специально оговоренных случаях одна сторона может передать товар позже. При неисполнении условий договоренности для стороны-нарушителя предусмотрены санкции.

Предмет договора

Предметом договора мены могут быть товары различного типа. При специальном разрешении обмениваться могут и вещи, которые исключили из гражданского обмена. Стороны могут обменивать не только вещи, но и права на имущество (например, правами на жилье).

Стороны договора

Субъектами, заключающими договор, могут выступать собственники вещи или другого товара. Это могут быть не только физические лица, но и юридические: например, муниципальные или государственные предприятия. В таком случае юридическое лицо передает и такие свои права: право на управление и право хозяйственного ведения. Стоит отметить, что юридическое лицо может заключать договор мены как и с другим юридическим лицом, так и с физическим лицом.

Формирование цены

Указание цены в договоре мены не является обязательным, но это необходимо сделать для того, чтобы произвести бухгалтерский учет и избежать проблем с налогообложением.

Оценка стоимости обычно производится двумя способами:

  1. внутренняя оценка – без привлечения третьих лиц на основании бухгалтерского учета, данных о стоимости приобретения, стоимости идентичных предметов и т. д.;
  2. независимая оценка , производящаяся специалистами-оценщиками, руководящимися данными договоров или других исполнительных, судебных актов.

Алгоритм обмена жильем

Процесс обмена выглядит следующим образом:

  1. Необходимо выбрать второго участника договора мены. Если самостоятельно не получается выбрать себе партнера для сделки, то есть вариант обращения в фирму, предоставляющую подобные услуги.
  2. Нужно составить договор мены жилыми помещениями. Если квартиры обладают одинаковой стоимостью, то условия, прописываемые в договоре, сводятся к срокам, когда собственники ступают в новые права. При неравноценном обмене (например, если комната обменивается на квартиру), в договоре указывается компенсация, которую обязуется выплатить одна сторона другой.
  3. Следующий шаг – подготовить стандартный пакет документов: заявление о регистрации права собственности на новое жилье, свидетельства, подтверждающие права владения, договор мены, кадастровые паспорта на квартиры. В случае необходимости могут понадобиться заявления супругов, подтверждающие согласие на обмен, а также если одним из собственников является несовершеннолетние, разрешение органов опеки.
  4. Уплатить государственную пошлину.
  5. Пакет документов нужно предоставить в Управление Российского реестра, который находится возле одной из обмениваемых квартир;
  6. Далее необходимо получить в Управлении свидетельства, подтверждающие новые права собственности.

Важно знать…
Если у Вас нет возможности самостоятельно выполнить этот процесс, Вы можете предоставить такие полномочия другому лицу, согласному оформить соответствующий договор и новые права на жилое помещение. При оформлении нотариальной доверенности на другое лицо ссылайтесь на статьи 185 и 185.1 Гражданского кодекса РФ.

Налогообложение договора мены

Статья 658 Гражданского кодекса РФ указывает на то, что в случае обмена равноценными товарами, договор мены не подлежит налогообложению .

Если же стороны обмениваются неравноценными товарами и одна сторона выплачивает компенсацию, эта сумма признается доходом и подлежит налогообложению. Налог составляет 5% от разницы стоимости жилья . Чтобы избежать выплаты налога на законных основаниях, сумму компенсации включают в вычет (см. ст. 220 Налогового кодекса РФ).

Также при оформлении документов стороны обязаны уплатить государственную пошлину. Её размер устанавливается в зависимости от вида и предмета договора.

Как можно обменять жилье на аналогичное?

Договор мены — не единственная возможность оформить сделку по обмену недвижимости. Какие еще существуют схемы? Ответ на видео.

1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

2. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Комментарий к Ст. 567 ГК РФ

1. Определение договора мены, содержащееся в п. 1 комментируемой статьи, традиционно для российского законодательства. В соответствии с договором мены его участники взаимно обязуются передать друг другу в собственность какое-либо имущество (товар). При этом характерным для договора мены является то, что товар передается в обмен на другой товар, т.е. имеет место натуральный (товарный) обмен.

Из определения, содержащегося в п. 1 комментируемой статьи, следует, что договор мены является: консенсуальным (считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям, где каждая из сторон обязуется передать товар в обмен на другой); взаимным (двусторонним) (каждый из участников договора несет обязанность в пользу другого передать товар в собственность и имеет право требовать от другой стороны исполнения ее встречной обязанности), а также возмездным (по договору мены происходит встречное имущественное предоставление его сторонами в виде обмена товарами).

Поскольку каждая из сторон договора мены, приобретая в собственность вещь (товар), передает другой стороне другую вещь, то каждая из сторон такого договора является и покупателем (в отношении вещи, которую приобретает), и продавцом (в отношении вещи, которую обязуется передать).

2. Глава 31 ГК РФ не содержит специальных правил, регламентирующих предмет договора мены, ограничиваясь лишь термином «товар» в отношении обмениваемого имущества. В данном случае в силу отсылочного указания п. 2 комментируемой статьи регулирование осуществляется нормами о купле-продаже (ст. ст. 454, 455 Кодекса).

Предметом договора мены (как и договора купли-продажи), т.е. обмениваемыми товарами, могут быть такие виды имущества, которые: а) способны быть объектом права собственности, т.е. принадлежать кому-либо на праве собственности или ином вещном праве, и б) способны быть товаром, т.е. не изъятые из оборота. Такими объектами являются вещи как движимые, так и недвижимые. Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 455 ГК РФ товаром могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 Кодекса. Оговорка эта относится к оборотоспособности объектов, т.е. должен учитываться прежде всего правовой режим вещей, ограниченных в обороте или вообще изъятых из него.

Не могут быть предметом договора мены работы или услуги, даже если они оказываются (выполняются) в обмен на предоставляемый другой стороной договора товар. Такие договоры могут заключаться, но будут являться смешанными и к договору мены не относятся.

Судебная практика исходит из того, что в соответствии с комментируемой статьей по договору мены каждая из сторон может передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой (именно взаимный обмен товарами является конститутивным признаком договора мены). Значит, заключенная сторонами сделка, предусматривающая обмен товаров на услуги, не подпадает под нормы, регулирующие договор мены.

Как следует из п. 3 ст. 421 ГК РФ, стороны вправе заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре. Поэтому указанную выше сделку следует рассматривать как смешанный договор, содержащий элементы договоров купли-продажи и возмездного оказания услуг.

———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 69 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены» (п. 1) // СПС «КонсультантПлюс».

В юридической научной литературе нет единого мнения по вопросу о том, могут ли быть предметом договора мены имущественные права, и если да, то какие из них. Одни авторы категорически отрицают возможность включения имущественных прав в число объектов мены. Другие, напротив, используя отсылку п. 2 комментируемой статьи к правилам о купле-продаже, на основании п. 4 ст. 454 Кодекса допускают возможность мены любых имущественных прав, поскольку «сама по себе мена имущественных прав не противоречит природе договора мены» . Третьи считают, что быть предметом договора мены допустимо лишь некоторым имущественным правам, учитывая содержание или характер этих прав.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 265.

Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 130.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право» (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, переработанное и дополненное).

Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. II: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. С. 291.

Безусловно, характер и содержание тех или иных имущественных прав влияют на возможность выступления их в качестве товара. Это прямо следует из п. 4 ст. 454 ГК РФ. Так, например, имущественные права требования, вытекающие из обязательств, не могут выступать в качестве предмета договора мены.

Судебная практика исходит из того, что к объектам гражданских прав в соответствии со ст. 128 ГК РФ относятся вещи, иное имущество (товар), в том числе имущественные права. Понятие «имущество» является собирательным. Имущественные права как объект гражданских прав обладают определенными особенностями, которые должны учитываться сторонами при совершении сделок. Они не являются товаром в том смысле, который придает этому понятию Кодекс.

В соответствии со ст. 454 ГК РФ положения, предусмотренные § 1 гл. 30, применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.

Указанная статья не распространяется автоматически на те случаи, когда предметом договора мены являются имущественные права.

Уступка права требования не может быть предметом договора мены, поскольку в этом случае невозможен переход права собственности, как того требует договор мены, и не может быть соблюдено его условие о передаче одного товара в обмен на другой.

Поэтому договор, по которому происходит передача товара в обмен на уступку права требования имущества от третьего лица, не может рассматриваться как договор мены. Такой договор, конечно, может быть заключен (п. п. 2, 3 ст. 421 ГК РФ), но фактически будет являться смешанным договором.

Однако возможность, предоставленная некоторым определенным имущественным правам быть объектами купли-продажи, распространяется и на договор мены. Предметом договора мены могут выступать, например, корпоративные права (в частности, доли участия в обществах с ограниченной ответственностью, паи в кооперативах, поскольку и те, и другие по своему содержанию есть закрепление принадлежности корпоративных прав). Так, из текста ст. 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ) следует, что данный Закон при регулировании отношений перехода доли участника общества к другим лицам посредством возмездного отчуждения имеет в виду продажу, а не уступку доли. Поскольку доля участника общества может быть объектом продажи (покупки), являясь предметом договора купли-продажи, нет препятствий для приобретения ее и на основании договора мены.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Что касается корпоративных прав, закрепленных акциями, то в данном случае ситуация имеет еще более определенный характер. Поскольку законодательство прямо относит ценные бумаги к вещам (ст. 128 ГК), неважно, является ценная бумага документом (ст. 142 ГК) или бездокументарной (ст. 149 ГК), они могут быть товаром, и их возмездная передача за денежную плату подпадает под куплю-продажу (п. 2 ст. 454 ГК). Учитывая, что к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, а ст. ст. 454 и 455 Кодекса отождествляют понятия товара и вещи, можно сделать вывод о том, что и для договора мены эти понятия совпадают. Соответственно такие имущественные права (закрепленные акциями) могут быть предметом договора мены, причем как с одной стороны (когда происходит их отчуждение в обмен на другие движимые и недвижимые вещи), так и в случае, когда происходит обмен корпоративными правами.

В любом случае, когда ценные бумаги выступают не в качестве платежного средства, а удостоверяют определенные имущественные права и рассматриваются в качестве товара, они могут быть предметом договора мены, предоставляемым в обмен как с одной, так и с обеих сторон договора.

———————————
См., например, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 69 (п. 3).

Подробнее о предметах договора мены см. комментарий к ст. 454 ГК РФ.

3. Условие о предмете договора мены является его существенным условием (п. 1 ст. 432 ГК), соответственно отсутствие определенности в согласовании этого условия, а именно когда невозможно определить наименование или количество товара, подлежащего передаче, влечет признание договора незаключенным.

Так, например, когда между сторонами подписан договор мены, по условиям которого одна сторона обязуется передать другой индивидуально-определенную вещь в обмен на продукцию, наименование, ассортимент и количество которой подлежат дополнительному согласованию в течение определенного срока, такой договор мены будет считаться незаключенным, поскольку в подписанном сторонами договоре не определены условия о предмете договора (наименование и количество). При их отсутствии договор в соответствии со ст. 432 ГК РФ является незаключенным.

———————————
Там же. П. 2.

4. Поскольку мена, как и купля-продажа, опосредует отношения по возмездному отчуждению имущества, п. 2 комментируемой статьи традиционно предусматривает применение к мене правил о купле-продаже. Прежде всего сделано это в целях экономии нормативного материала и является часто используемым юридико-техническим законодательным приемом. В этом смысле каждая из сторон считается и продавцом, и покупателем в отношении соответствующего обмениваемого товара.

Следует отметить, что допускается применение к договору мены норм всей гл. 30 ГК РФ, а не только общих правил о купле-продаже. В зависимости от специфики предмета мены или субъектного состава к договору мены должны применяться также положения и об отдельных видах купли-продажи (§ 3 — 8 гл. 30 ГК). Критерием применения любых правил о купле-продаже является непротиворечие специальным правилам о договоре мены (например, ст. 570 ГК) и существу мены.

Например, не может применяться правило ст. 475 ГК РФ, по которому сторона по договору вправе требовать уменьшения покупной цены переданного ей товара ненадлежащего качества и дополнительной передачи товара в объеме, соответствующем сумме, на которую уменьшена его стоимость.

Денежные отношения по договору мены допускаются, если в соответствии с договором обмениваемые товары признаются неравноценными. Требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества и передаче дополнительно товара в объеме, соответствующем сумме, на которую уменьшена его стоимость, противоречат существу мены и правилам о ней гл. 31 ГК РФ.

Однако в рассматриваемом случае сторона по договору мены вправе по своему выбору потребовать от контрагента либо безвозмездного устранения недостатков полученного товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени), либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязанности по передаче товаров, — при отказе от исполнения договора.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

23. Гражданское общество: понятие и признаки

Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Структура гражданского общества

Политические партии.

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

Научные и культурные организации, спортивные общества.

Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

Независимые средства массовой информации.

Признаки современного гражданского общества:

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитость и разветвленность демократии;

правовая защищенность граждан;

определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

· равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

· гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

· экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

· гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

· свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

· создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

· свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

· существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично - с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни - с другой.

3. Гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт - эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Аннотация:

This article discusses the concepts and main features of the rule of law. The historical excursus of this concept is given. Also, the main problems in the creation of the rule of law in the Russian Federation are considered.

Ключевые слова:

правовое государство; гражданское общество; разделение властей; государство; гражданин; права и свободы человека; Российская Федерация

legal state; civil society; separation of powers; state; citizen; human rights and freedoms; Russian Federation

УДК-340

Закон - владыка над правителями,

а они - его рабы. (Платон)

Введение.

Термин правовое государство является либеральной политической теорией. Многие государства, которые встали на развитие демократических институтов также развивают активно идею правового государства. Правовое государство - это очень сложное понятие, политическая идея, которую очень тяжело реализовать на практики.

Актуальность.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что такое правовое государство? Как можно построить правовое государство? Какие условия необходимы для развития институтов и механизмов правового государства? Также эта тема очень актуальна для России, так как эта политическая идея достаточно новая, и её пытаются развивать на политико-правовой почве нашего государства. Именно для России необходимо изучить все условия, сущность и значение этого термина.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - изучить понятие правового государства. Задачи исследования:

1) Изучить понятие правового государства.

2) Выделить основные черты правового государства.

3) Рассмотреть исторический экскурс понятия правового государства.

4) Выделить проблемы создания правового государства в Российской Федерации.

Научная новизна.

Научная новизна заключается в анализе понятия и основных черт правового государства, проведение исторического метода исследования этого понятия.

Основная часть.

Правовое государство - это такая форма организации власти в стране, когда вся деятельность государства полностью подчиняется нормам права, и полностью реализуются установленные законом права, свободы человека и гражданина.

По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько считают, что у правового государства существуют две основных черты правового государства:

Свобода человека, его права

Ограничение правом государства.

Правовое государство рассматривается в нескольких значениях:

Как деятельность верховных органов власти, которые подчиняется судебным решениям

Как признак конституционного режима

Как проявление законности или верховенства права,

Рассматривается как противоположность диктатуре, неограниченной власти в стране, деспотизму, полицейскому государству.

Можно выделить основные цели правового государства:

Создание условий, для правомерных действий всех субъектов права, полная реализация прав и свобод граждан

Охрана общественных отношений, а также морали, справедливости, свободы, равенства, прав, достоинств.

Правовое государство может существовать, при наличии следующих институтов:

1) Назначение наказание за совершенные правонарушения, в соответствии с нормами и законами государства.

2) Юридическое равенство всех граждан. Этот принцип заключается в том, что граждане обладают одинаковой правовой защитой.

3) Наличие независимых, беспристрастных, доступных правоохранительных органов: полиции, суда,

4) Деятельность органов государственной власти должна быть четко регламентирована законами.

Существует две теории, которые объясняют сущность и правовою природу правового государства.

Согласно первой теории - формальная теория правового государства основана на теории правового позитивизма, и выражается в практической деятельности государства, эффективности и предсказуемости правовых процедур. Право представляет собой совокупность обычаев, традиций закрепленные в качестве закона. При этом нормативно-правовые акты отражают представления о морали, о справедливости, свободе, равенстве граждан. Главная функция по их мнению - это формальное соблюдение правовых норм и процедур.

Согласно второй теории - содержательная теории правового государства, она основана на теории естественного права, теории справедливости законов, наличия неотчуждаемых прав человека, которые обладают высшей ценностью. Согласно этой теории правовое государство не только охраняет права и свободы человека и гражданина, но и созидает определенный эталон, стандарт политического и правового поведения граждан. Важным является вопрос -каким должно быть право? Опираясь на естественную теорию происхождения права «несправедливый закон - это не закон». Это нашло закрепление в ряде конституциях Европейских государств, так в конституции Швейцарии.

Существует несколько условий, или принципов, при которых может существовать правовое государство:

1.Верховенство закона. Этот принцип заключается в том, что закон на территории государства обладает высшей юридической силой, и иные нормативно-правовые акты должны соответствовать им. Можно выделить несколько черт это признака правового государства:

Деятельность органов государственной власти и должностных лиц должны соответствовать законам и подзаконным актам.

Правовые нормы могут изменяться только согласно действующим, оговоренным законом процедуре.

Существуют легальные способы воздействия на правительство с целью выполнения ими законов.

Государство является единственным источником легального применения силы.

Деятельность правоохранительных органов должна быть в рамках закона и эффективной, доступной.

2. Равенство всех перед законом. Можно выделить основные черты этого принципа правового государства:

Законы относятся ко всем гражданам государства в одинаковой мере

Равенство перед правосудием,

Равенство не зависимо от происхождения, нации, расового, этнического, классового, полового признака, отношения к какой-нибудь религии.

Решения судов распространяется на всех граждан.

Общий, а не конкретный характер правовых норм. Нормы права должны иметь общий характер, а не издаваться для решения каких-то конкретных задач, не должно быть правовой дискриминации.

Равный доступ к правой защиты, охраны и системы. Из-за существующего социального неравенства, часто получается, что определенные люди, слои населения имеют некоторые преимущества в силу своего имущественного статуса при защите своих прав в суде.

3. Возможность исполнять принятые законы. Этот принцип имеет следующие черты:

Законы должны быть понятными, доступными для населения

Законы должны очень четко регулировать вопросы противоправности и наказуемости за определенные деяния.

Законы не должны противоречить общественным устоям, представлениями о справедливости, морали.

4. Независимость судебной власти. Этот принцип имеет следующие черты:

Независимость от исполнительной, и законодательной ветвей власти.

Реализация принципа разделения властей.

Если судебная власть связана с исполнительной, то подзащитный не сможет себя защитить, если судебная власть связана с законодательной, то свобода подзащитного является предметом произвольного регулирования.

5. Правосудие. По мнению профессора Нью-Йоркского университета Джереми Уолдрону, правосудие в правовом государстве должно иметь следующие черты:

Рассмотрение и вынесение решения по делу должно быть беспристрастно на основании фактов, законов

Судьи независимы от других ветвей власти, на них не кто не оказывает давление

Улики и доказательства собираются в установленном законом порядке

Право на присутствие на судебном процессе

Право на защиту и помощь адвоката

Право оспорить обвинение в суде

Право предоставлять свои доказательства

Право знать мотивацию суда при вынесении решения

Право обжаловать решения суда в вышестоящую инстанцию - апелляция, надзорная инстанция.

6. Защита прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип имеет следующие черты:

Законы не должны ограничивать всеобщие права и свободы человека и гражданина

Основа - естественная теория происхождения права

Учет местной традиции и культуры народов, то есть какие именно права у данного народа являются высшей ценностью.

7. Наличие высокой правовой культуры. Этот принцип имеет следующие черты:

Законность рассматривается как культурная ценность

С помощью закона осуществляется защита своих интересов

Ответственность граждан перед государством,

Ответственность государства перед гражданами,

Развитие институтов гражданского общества

Децентрализация государственной власти,

Защита собственности и рынка.

8. Наличие конституционного режима в государстве. Этот принцип имеет следующие основные черты:

Система сдержек и противовесов. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, приводит к ограничению какой либо власти.

Открытость и подотчетность, подконтрольность правительства перед другими органами власти - парламентом, генеральным прокурором, омбудсменом, Средствами массовой информации.

Разделение власти между различными социальными группами

Право отражает компромисс между разными социальными слоями населения

Политическое равенство граждан при создании законов

Конституция содержит, обеспечивает и гарантирует основные прав и свободы человека и гражданина.

9. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

10. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

11. Федерализм - разделение власти на центральную, власть субъектов и местную власть.

История развития представлений о правовом государстве.

Свод законов царя Хаммурапи - это первый кодекс, который ограничивал власти чиновников, и право толкование законов имелось только у судей.

Древние Афины. Законы рассматривались как средство борьбы с тиранией. Только собрание полноправных граждан экклесия могло издавать нормативные акты, которые были обязательны для всех членов общества. Судьи избирались по жребию, все граждане имели право на равный доступ к правосудию. Высшим органом правосудия был - суд присяжных. Конфликты в области торгового права должны были разрешаться на основании компромисса. При этом многие критиковали афинскую демократию, как считал Аристотель должна быть не власть народа, а власть законов.

Древний Рим. В период Римской республики имелись определеннее черты правового государства:

Более четкое разграничение исполнительной и законодательной ветвей власти

Наличие сильной и независимой судебной власти

Равенство граждан перед законом

Общедоступность законов

Право - это способ разрешения конфликтов

Определенный высокий уровень правосознания и правовой культуры.

В период средневековья, римское право стало очень тесно связанным с католическим правом. Согласно мнению Фомы Аквинского, законность - это естественный порядок, основанный Богом, и состоящий из законов Божьих. Католическая церковь активно вмешивалась в светские дела европейских государств. Григорий VII установил новое правило: преподавание канонического права в европейских университетах, которое обладало большой юридической силой перед королевским правом.

В арабском халифате, нормы ислама стали частью шариата. Церковные суды существовали наряду с светскими и осуществляли наблюдение за законностью и защитой прав граждан, они обеспечивали интерпретацию религиозных норм, равенство всех верующих.

В 1215 году принимается Великая Хартия Вольностей. Это первый законодательный акт, который ограничивал власть короля (монарха): король не мог без согласия Парламента вводить новые налоги, наказание в виде ограничение гражданских прав назначались только по суду присяжных заседателей.

В статуте княжества Литовского 1588 года содержалось правило, что в государстве должны господствовать законы, а не власть. Также происходило разделение государственной власти.

В период Реформации возникает много философов, которые уже задумываются об идеях правового государства:

  1. Томас Гоббс считал, что люди обладают страхом перед другими людьми и ищут защиту у государства, в виде законов. Когда все равны перед законом, то исчезает страх перед согражданами.
  2. Джон Локк считал, что государство само вызывает страх. Поэтому необходимо власть ограничить определенными рамками, законы должны соблюдать сами правители, признание естественных прав человека, верховенство закона.
  3. Шарль Монтескье считал, что только принцип разделения властей может обеспечить независимость судебной власти.
  4. Иммануил Кант считал, что цель государства - это обеспечение мирной жизни граждан и защита права собственности. Право должно представлять мораль, основу конституции. Согласно категорическом императиву И.Канта любому нравственному принципу можно придать форму обязательного всеобщего закона, который обязывает людей к действиям независимо от возможного результата. Кант считал, что закон должен быть «самодержавен» и независим.

Идеи правового государства нашли свое отражение в Билле о правах 1689г, в Декларации независимости США, Билле о правах США, Французской Декларации прав и свобод человека и гражданина. Эти правовые акты имели определенные последствия:

Запрет государству ограничивать неотчуждаемые права человека

Государство обязано обеспечить ряд прав человека

Повышение независимости судебной власти

Появление стандарта легитимности верховной власти.

Во второй половине XX века принимаются Всеобщая Декларация прав и свобод человека, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказание за него. Создаются Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека. Теоретически развивали идею правового государства ряд философов: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг, Макс Вебер, Джон Ролз, Фридрих Хайек.

Существует несколько трудностей при создании правового государства:

Создание разветвленной системы судов,

Произвол при толковании законов

Различное понимание субъектов права, в правовом государстве

Обеспечение законности правоохранительной системы

Правовое ограничение произвола власти

Строгое соблюдение законов может привести к неопределенному результату

Подробность и сложность законов может привести к определенному политическому кризису.

Не формируются общественные идеалы.

Критика правового государства.

Иеремия Бентам считал, что власть принадлежит правильным людям, поэтому не надо её ограничивать.

Анархисты вообще отрицали государство, и ограничение государственной власти.

Карл Маркс считал, что правовое государство отражает интересы только буржуазии, и не могут служить защитой интересов пролетариата.

Сторонники Технократии считают, что властью должны обладать специальные компетентные для этого люди. За место верховенства закона придет верховенство знания.

Из-за вынесения оправдательного приговора в отношении явных преступников по нарушению формы процессуальных отношений в суде, при водит к определенной критике судебной системы.

По мнению Джона Ролза правовое государство предоставляет определенную информацию людей друг о друге, и повышает требования к моральному поведению людей в обществе.

С точки зрения либерализма правовое государство является одним из центральных институтов. Правовое государство защищает права человека на жизнь, собственность свободу слова. Правовое государство сыграло большое значение на развитие западной цивилизации. Является фундаментом демократии.

Создание правового государства в Российской Федерации имеет некоторые основные черты:

Долгое время идея правового государства отвергалась советской идеологией как буржуазный принцип

Идея правового государства является новой, впервые была провозглашена на XIX Всесоюзной конференции, потом в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, и Конституции РФ.

В.Д. Зоркин председатель Конституционного суда РФ считает, что правовое государство - это центральное понятие континентальной правовой системе, и на современном этапе существует много теорий и проблем в области создания правового государства.

На сегодняшний день существует несколько основных проблем при создании правового государства в Российской Федерации:

Процесс создания правового государства растягивается на некоторый промежуток времени, нужно длительный промежуток времени

Российское государство сейчас находится в определенном кризисе: существует ряд проблем в государстве: рост преступности, рост коррупции, расцвет бюрократизма, сложное положение в области прав человека

Необходимо учитывать российскую правовой менталитет при заимствовании западных политических идей, а идея правового государство - это западная политическая идея. Необходимо учитывать черты русской политической и правовой культуры, правового нигилизма, слабость демократических черт, бюрократическое засилье.

В.А. Четвернин считает, что правовое государство - это некоторое абстракция, то есть идеал, который невозможно достичь, но к которому многие западные страны стремятся.

Необходимо учитывать историческое развитие России, её традиции и культуру.

Результаты исследования.

Правовое государство - это термин, который обозначает организацию власти, когда в государстве существует верховенство права, и реализация субъективных прав граждан.

Правовое государство может быть создано при наличии следующих условий: верховенство закона, равенство всех перед законом, исполнимость законов, независимость правосудия, защита прав человека и гражданина, наличие конституционного режима в стране.

Идея правового государства развивалась постепенно начиная от Древней Греции, Древнего Рима, и заканчивая XX веком с развитием международного права.

Российская Федерация встала на путь развития правового государства, но при этом существует ряд проблем, которые необходимо решать: правовая культура, политическая активность, коррупция, преступность, менталитет русского народа.

Заключение.

Таким образом, правовое государства - это такая форма организации публичной власти, при которой происходит защита и реализация прав и свобод граждан, и происходит верховенство права и подчинение этому праву государственных органов.

Библиографический список:


1. Правовое государство. [Электронный ресурс] Режим доступа: // http: //ru.m.wikipedia.org. (обращение на 25.08.2018)
2. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А,В, Малько. – 4 –е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.
3. Кудинов А./ Демократия как общественно-политическое явление: от истоков к современности/Современные тенденции развития науки в молодежной среде: Межвузовский конкурс научно-исследовательских работ, 1 марта – 30 мая 2017 г.: сборник статей участников / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2017. – 883 с.
4. Обществознание. Карманный справочник. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева.- Ростов на Дону: Легион. 2013. - 367 с.
5. История Отечественного государства и права: в 2 частях учебник для академического бакалавриата/ под редакцией О. И. Чистякова – 5 е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. – 510 с.
6. История политических и правовых учений Учебник для вузов 2 издание стереотип/ Под общей редакцией академика РА доктора юридических наук профессора В.С. Нерсяцанца - М.: Издательство Норма 2004 г.- 736 с.

Рецензии:

19.09.2018, 20:08 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия : Адибекян Оганес Александроич. Статья Кудинова А.С. продолжает показывать широту познавательных достижений автора в совокупности множества разных тем. Как уже его критиковали, используемый материал учебный. Даны оценочные позиции по историческим эпохам, странам, мыслителям. Все силы привлечены к разъяснению того, что представляет собой правовая характеристика государственной власти. Статья представит интерес для мало просвещенных в данном вопросе читателей, для неполитологов, неюристов. Другую ценность, кроме изучения и изложения, известных вещей указать рудно. Отсюда трудность рекомендации работы к публикаци. В статье не обособлены пренебрежения действующими законами высоко стоящими политическими деятелями, без исключения президентов, даже парламентов. Если этого нет, то это не поддерживает недовольство несоблюдением важных законов. Если продолжить замечания, то термин - понятийно-словесное обозначение чего-то часто и ответственно рассматриваемых вещей, объектов, событий. Его нельзя считать «теорией», раз «теория» состоят из массы терминов. А есть ли «неправовое государство»? Хоть одно можно указать? Если монарх принял решение, не согласующееся со всем составом действующих прав, то это его продукт присоединяется к составу государственных прав, изменяет их. Но если республиканский орган что-то сделал с игнорированием действующих законов, то это не исключение правового характера государства, а неуважение этого характера, преступление. Известны случаи увольнения президента, судебного преследования его после исчерпания полномочий, даже роспуск парламента. Почему этих вещей нет в статье нет? Как быть с тем, что десяток губернаторов Российской Федерации попало под суд? Кроме познавательных слабостей есть и грамматические: «… черт это признака…», «… действующим оговоренным законом процедуре...», «… закона и эффективной, доступной. », «… за место верховенства закона придет верховенство знания.» Но это уже неуважение «грамматических прав».

20.09.2018, 21:48 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Актуальность статьи не вызывает сомнений. Основные квалификационные требования соблюдены. Рекомендуется к публикации



Просмотров