Ограничение иностранных товаров по 44 фз. Что такое национальный режим в госзакупках. Запреты в легкой промышленности

В настоящее время огромное количество иностранных производителей стремятся выйти на российский рынок. По своей инвестиционной привлекательности Россия занимает одну из лидирующих позиций в рейтинге стран. Экономика Российской Федерации открыта международным инвестициям и предложениям. При этом Россия как страна, которая в первую очередь защищает своих граждан и интересы отечественного производителя, ввела ряд определённых ограничений по импорту товаров и услуг иностранного происхождения. Особенно строго регламентировано законом участие в государственных закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд отдельных товаров и услуг, происходящих из других государств. С целью обеспечения безопасности страны и поддержания её оборонной способности, для защиты основ конституционного строя, для стимулирования развития внутреннего рынка и поддержания национальной экономики и российских товаропроизводителей был разработан и внедрён так называемый национальный режим проведения государственных закупок. В рамках данного режима постановлениями Правительства РФ регулируются правила допуска иностранных товаров к госзаказам по обеспечению государственных и муниципальных нужд или их полный запрет в отдельных отраслях экономики. Если предприниматель хочет стать участником государственной закупки с привлечением иностранного товара, он должен подробно изучить все условия допуска таких товаров, знать свои возможности и имеющиеся ограничения. Это позволит избежать неприятных ситуаций и возможных финансовых потерь. Положения, раскрывающие суть данного национального режима и его особенности прописаны в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в отдельных постановлениях Правительства РФ.

На первый взгляд может показаться, что национальный режим подразумевает сплошные ограничения на производящиеся в других государствах товары в рамках системы госзаказов. Многие в этом убеждены и предпочитают свернуть с намеченного пути. Но целеустремлённые предприниматели видят в постановлениях Правительства и в отдельных нормативных актах правовые решения по выходу из ограничительных ситуаций.

Так, отдельными Постановлениями Правительства РФ введены строгие ограничения по допуску товаров, работ, услуг иностранного происхождения для нужд обороны страны и безопасности государства (Постановление Правительства от 14 января 2017 г. № 9), в отношении программного обеспечения (Постановление Правительства от 16 ноября 2015 г. № 1236), товаров лёгкой промышленности и услуг по их прокату (Постановление Правительства от 11 августа 2014 г. № 791), а также отдельных видов товаров машиностроения (Постановление Правительства от 14 июля 2014 г. № 656). Однако, не все проинформированы о том, что если Заказчику госзаказа удастся обосновать невозможность применения того или иного запрета, то в отдельных случаях, предусмотренных соответствующими Постановлениями Правительства, подобные товары, услуги и работы могут быть допущены к закупке. Это в очередной раз доказывает тот факт, что для успешного решения каждого конкретного случая необходим индивидуальный подход и грамотное юридическое сопровождение.

Также в закупках для государственных и муниципальных нужд ограничения по допуску некоторых видов товаров, работ, услуг иностранного происхождения устанавливаются определёнными нормативными актами, которые, в свою очередь, также оговаривают и условия возможности допуска таких товаров.

К примеру, с 30 сентября 2016 г. для обеспечения государственных нужд ограничен допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств. Перечень этой продукции содержится в приложении к Постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 (например, портативные компьютеры, принтеры, интегральные микросхемы, машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных и прочее). Ограничения устанавливаются и в отношении отдельных видов пищевых продуктов (Постановление Правительства от 22 августа 2016 г. № 832), лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление Правительства от 30 ноября 2015 г. N 1289) и отдельных видов медицинских изделий (Постановление Правительства от 5 февраля 2015 г. N 102). В большинстве случаев, если в заявках указан товар иностранного происхождения, в отношении которого установлен данный запрет или введены ограничения, то данная заявка будет отклонена Заказчиком. Однако, участники должны знать и помнить и об определённых возможностях допуска товаров данной категории. А именно:

Специальный инвестиционный проект;

Соответствие требованиям Постановления Правительства РФ № 719 «О продукции не имеющей аналогов, произведенных в РФ»;

Статус продукции РФ, присвоенный Минпромторгом;

Предоставление таможенным органом страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1;

Проведение закупки для обеспечения государственных нужд на территории иностранного государства.

В любой из представленных выше ситуаций иностранный товар может быть допущен к госзаказу. Также допускается поставка иностранных товаров, произведённых в странах-членах ЕАЭС, и им предоставляется особая преференция в отношении цены контракта в размере 15%. Порядок её предоставления зависит от способа осуществления закупки и предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.

Стоит обратить внимание участников государственных закупок на тот факт, что даже если удастся добиться разрешения допуска заявки с предложением поставки иностранного товара, то при осуществлении закупок товаров, работ, услуг будет установлен приоритет продукции российского производства. И выбор Исполнителя контракта будет осуществлён путём проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки. Под исключение попадают только закупки у единственного поставщика.

Приоритет товаров отечественного производителя может выражаться в следующих формах:

При закупке на конкурсе заявки с товаром отечественного производства оцениваются и сопоставляются с другими за вычетом 15 % от указанной в них цены.

При закупке на аукционе, если победила заявка с товарами, происходящими из иностранного государства, то договор с победителем оформляется за вычетом 15 % от победившей цены.

При закупке на аукционе на право заключить договор (Участник платит Заказчику), когда победила заявка с товарами, происходящими из другого государства, договор с победителем заключается по цене, увеличенной на 15 % от победившей цены.

Таким образом, участникам тендеров по государственным и муниципальным нуждам, товары, работы и услуги которого имеют иностранное происхождение, до участия в закупке следует первоначально проверить возможность допуска его заявки для участия в соответствующей закупке. И при обнаружении полного запрета либо частичных ограничений допуска подобной продукции, детально перепроверить имеющиеся постановления и нормативные акты на предмет правовых возможностей допуска к госзаказу. Приложив дополнительные усилия по изысканию таких возможностей, участник выиграет гораздо больше.

В отличие от давно действующих ограничениях для иностранных поставщиков в контрактной системе, в закупках по 223-ФЗ новые правила появились лишь в начале этого года, до этого не было никаких ограничений. С 1 января 2017 года вступило в силу Постановление №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». Постановление не содержит перечней отдельных товаров, работ или услуг, закупкой которых ограничивалась бы сфера его регулирования. Такой предельно широкий круг действия отчасти компенсируется тем, что норма ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ была исполнена буквально, и Правительство установило не запретительные, а именно преференциальные меры поддержки отечественных поставщиков. Постановлением № 925 установлены преференции именно для российских производителей, на поставщиков же ЕАЭС аналогичные преимущества не распространяются. При выработке механизмов поддержки отечественных производителей была введена лишь 15-% ценовая преференция, т.о. иностранный поставщик может участвовать в любых торгах, но для победы должен быть готов существенно уступить в цене.

Важно отметить, что ФАС РФ видит огромную пользу для российского рынка в присутствии на нем поставщиков иностранного происхождения. И заключается она не только и не столько в расширении предложения для потребителей, но, в первую очередь, в том, что это единственный серьезный стимул для развития отечественных компаний. Для того чтобы российские поставщики росли и были конкурентоспособными на международном рынке, в конкурентной борьбе на внутреннем рынке обязательно должна сохраняться конкуренция с иностранными компаниями. Рынок госзакупок и закупок госкомпаний не исключение отметил эксперт ФАС РФ.

Актуальные торги

Наименование и номер

Заказчик

Прием заявок

Цена, руб.

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Другие новости

Эксперты ЭТП ГПБ приняли участие в «II неделе контрактных отношений и закупок» в Ульяновске.

Минсельхоз подготовил поправки в закон для контроля качества закупаемого продовольствия

В России могут ввести обязательное лабораторное исследование продуктов питания при госзакупках

Госкомпании не будут учитывать закупку строительства морских судов при расчете годового объема закупок у МСП

Объем госзакупок в сфере информационной безопасности в первом полугодии 2019 г. снизился

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ГРАЖДАНСКИЙ РЫНОК ЗАКУПОК

Установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств , для целей осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд. Соответствующее постановление подписано Правительством РФ. Об этом сообщает пресс-служба Минпромторга России.

Речь идет о товарах легкой промышленности, изготовленных из иностранных материалов и полуфабрикатов . Такая мера предусмотрена в рамках разработки планов содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве на 2014-2015 годы.

По словам замминистра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова , в рамках высокой капиталоемкости рынка товаров легкой промышленности (по оценкам, около 3 трлн руб.) логичными становятся приоритеты государства по развитию собственного производства, увеличению доли товаров, произведенных в России. "Государственные нужды должны обеспечиваться за счет российской промышленности ", – подчеркнул он.

Предполагается, что рост спроса на российскую легкую промышленность будет способствовать и росту производства , что, в свою очередь, повлечет увеличение налогооблагаемой базы , расширение производства и создание новых рабочих мест. Кроме того, планируется продолжить работу по внедрению новых научных разработок, позволяющих повысить качество продукции и продлить срок ее службы, что также приведет к экономии бюджета за счет сокращения количества закупок в долгосрочном периоде.

Напомним, что на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 579602-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей", которым предлагается обязать российские госучреждения закупать товары и услуги исключительно у российских производителей и подрядчиков .

Как отмечает пресс-служба Минпромторга России, действие норм постановления Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 позволит активизировать механизм обязательного соблюдения заказчиками вещевого имущества требований по недопущению приобретения иностранных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства .

В ВТО поддержка отрасли в рамках госзаказа является разрешенной мерой поддержки.

Материалы по теме:


Из этого материала вы узнаете об ответственности, установленной за принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований законодательства о госзакупках и о многом другом.


Из этого материала вы узнаете о нюансах осуществления госзакупок образовательными учреждениями и органами местного самоуправления и о многом другом.


На вопросы пользователей портала ГАРАНТ.РУ по поводу нового закона о госзакупках отвечает эксперт электронной площадки "Аукционный Конкурсный Дом" Надежда Романенкова.


. Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.


. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.


Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.


В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Мнение:


В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...

Ветров Виталий ,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры"

Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;

товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

    некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;

    отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;

    отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Предоставление преференций

Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

    Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

    В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.

    В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

  • On 19.02.2018
  • 0 Комментарии
  • Запрос котировок, Запрос предложений, Импортозамещение, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион

Товарам из России и стран ЕАЭС в рамках закупочной деятельности представляются преференции. Это так называемый национальный режим в закупках. Нередко у поставщиков возникают вопросы, связанный с его применением. Попробуем ответить на некоторые из них.

Как определить, что в отношении объекта закупки действует национальный режим?

Заказчики обязаны указывать на это в плане-графике . Кроме того, в документах по закупке должно быть указано:

  • документ (постановление Правительства) , которым регулируется применение нацрежима в отношении закупаемого товара или услуги;
  • комплект документов , которым участник должен подтвердить российское происхождение товара;
  • условия для поставщика указать в заявке цену за единицу товара;
  • предупреждение о том, что за недостоверную информацию о стране происхождения поставщик несет ответственность .

Какими документами подтверждается происхождение товара?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно закупается. Действующие правила предусматривают такие

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Декларация о стране происхождения - составляется в свободной форме.
  2. Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты (выдается сроком на 1 год).
  3. Сертификат СТ-1 (выдается на основании указанного выше акта или по заявлению поставщика разово, на 3 месяца или на год).
  4. Копия СПИК - специального инвестконтракта, по которому юридическое лицо инвестирует в производство товара на территории страны 3 млрд рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В следующей таблице представлены некоторые группы товаров и документы, которыми подтверждается их российское происхождение.

Таблица. Документы для подтверждения некоторых объектов закупки

Объект закупки Документы

Радиоэлектронная продукция

  • СПИК,
  • подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России,
  • уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения,
  • разовый или годовой сертификат СТ-1
Мебель,

Продукция машиностроения

  • СПИК,
  • акт экспертизы ТПП,
  • сертификат СТ-1

Медизделия, для которых установлены ограничения допуска

  • сертификат СТ-1
Продукты

    декларация о стране происхождения товара,

    декларация о производителе товара

Товары легкой промышленности

    декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых произведен товар

Программное обеспечение

    название программного продукта,

    декларация в свободной форме о стране происхождения

В документации может быть установлено, что поставщик обязан в качестве подтверждения происхождения товара представить сертификат СТ-1 . Если такое требование отсутствует, то выбор документа остается на усмотрение поставщика.

Декларация о производстве продукции может быть составлена изготовителем самостоятельно в свободной форме.

Важно знать! Нужно правильно указать название страны, в которой произведен товар. Взять его следует из Общероссийского классификатора стран мира. В соответствии с ним, для отечественного товара следует указать Россия или Российская Федерация , но ни РФ.

Если поставщик проигнорирует требования подтверждающих документов

Иногда по невнимательности либо незнанию поставщики пропускают требования национального режима. Что будет в таком случае с их заявкой? Это зависит от того, какое именно ограничение действует в отношении объекта закупки:

  1. Если объект запрещено закупать . В этом случае при отсутствии подтверждающих российское происхождение документов заказчик заявку отклонит . Например, так будет, если объектом закупки выступает мебель.
  2. Если национальный режим в отношении объекта закупки реализован, как предоставление ценовой преференции , то заявка без подтверждающих документов пойдет как иностранная. Это значит, что снижающий коэффициент к цене заявки при оценке применен не будет .

    Если поставщик определяется , то заключить контракт можно будет лишь по цене, на 15% меньше предложенной.

  3. Если применяется правило «третий лишний », товар с неподтвержденной страной происхождения пойдет как иностранный.

    Правило «третий лишний». Иностранный товар будет рассматриваться в том случае, если на закупку, кроме него, будет подана только одна заявка с российским товаром. Если заявится еще один поставщик товара отечественного происхождения, заявку с иностранным товаром отклонят.

Данные в СТ-1 и декларации должны быть одинаковые

В первой части аукционной заявки поставщик прикладывает декларацию о происхождении товара. Во второй части заявки заказчик может потребовать сертификат СТ-1. Данные о стране производства в этих документах должны совпадать. Если такого соответствия не будет, заказчик должен заявку победителя отклонить . В этом случае будет считаться, что поставщик представил недостоверные сведения.

Будет ли заказчик проверять происхождение товара?

Это зависит от того, какие документы для подтверждения требуются. Если декларация в свободной форме , то предварительно проверять заказчик ничего не будет. В контракте он укажет ту страну, которую задекларировал поставщик. Когда будет производиться приемка товара, заказчик проверит страну его происхождения.

Если по условиям закупки необходимо представить сертификат СТ-1 , то проверить его не составит труда. Это можно сделать в реестре на сайте ТПП, и заказчик этой возможностью воспользуется.

Что будет, если в декларации указать Россию, а поставить китайский товар?

Заменять объект закупки, в отношении которого действует национальный режим, запрещено. Причем вы не можете его заменить даже на лучший товар. Заказчик такой объект закупки не примет , поскольку таковы требования законодательства.

Придется либо поставлять российский товар, либо расторгать контракт. При этом возможны два варианта:

  1. Контракт будет расторгнут по соглашению сторон . Но для этого заказчик должен пойти навстречу поставщику.
  2. Контракт будет расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или по решению суда . Основанием выступит недостоверная информация о соответствии товары требованиям. В этом случае исполнитель лишится обеспечение контракта, а также будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков .

Сертификат СТ-1 - где его взять?

За сертификатом нужно обратиться в региональное отделение Торгово-промышленной палаты. Сертификат выдается на основании акта экспертизы ТПП , который действует в течение года. Если акт есть, то для получения и СТ-1 участнику нужно помимо него подать заявление и правоустанавливающие документы.

Если акта экспертизы нет, то дополнительно нужно представить документы и сведения, которые подтверждают возможность производства товара. Например, лицензию, если она предусмотрена законом. Конкретный перечень каких документов необходимо уточнить в ТПП.

Если товар российский лишь частично

Иногда бывает, что часть объекта закупки имеет российское происхождение, а часть - иностранное. Что будет, если включить такой товар в заявку? Опять же, все зависит от того, как реализован национальный режим для этого объекта закупки.

Если действует полный запрет на иностранные товары , то такую заявку отклонят.

Если для российского товара предусмотрена ценовая преференция , то дальнейшие действия заказчика зависят от типа процедуры и доли указанного в заявке российского товара:

  1. Если это аукцион:
    • доля российского товара больше 50% - в случае победы поставщику не снизят цену контракта на 15%;
    • доля российского товара меньше 50% - вся цена контракта будет снижена на 15%.
  2. Конкурс, запрос предложений и . Если доля российской продукции больше 50% , поставщику предоставляются преференции и применяется понижающий коэффициент ко всей заявке.

Обратите внимание! В данном случае под долей российского товара подразумевается его стоимостная оценка, а не объем.

Пример. Товар А с ценой 10 рублей за единицу составляет 60% от объема заявки, а товар Б с ценой 30 рублей - 40%. Несмотря на большую долю в объеме, стоимостная часть товара А меньше, чем товара Б. Поэтому в данном случае преференция поставщику предоставляться не будет.

Поэтому для расчета доли того или иного товара в стоимости всей заявки необходимо указывать не только происхождение, но и цену каждой позиции.

Что делать, если закупаемые товары не производятся в России?

Под российским товаром в рамках национального режима понимается продукция, произведенная как в России , так и на территории других стран ЕАЭС (Таможенного союза) .

Если заявленные к закупке товар не производится в ЕАЭС, тогда заказчики могут закупать иностранные товары.

Возникает следующий вопрос - как доказать, что на территории Таможенного союза товар не производится? Ответ простой - должно быть соответствующее заключение Минпромторга . Только этот документ является основанием для закупки иностранных товаров, в отношении которых действует национальный режим. Все прочие доказательства будут отклонены, как и сама заявка.

Закон 44-ФЗ предусматривает запреты и ограничения на закупку иностранной продукции. Они действуют в рамках национального режима. К каким видам ТРУ относятся запреты и ограничения, расскажем в статье.

Запреты и ограничения по 44-ФЗ

Запретам и ограничениям в рамках нацрежима посвящена ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Они вводятся для защиты внутреннего рынка РФ, развития экономики, поддержки местных производителей, а также для безопасности страны и ее жителей. Перечни товаров, на которые распространяются запреты и ограничения, утверждает Правительство.

Сейчас действуют запреты в следующих сферах:

  • мебельная и деревообрабатывающая промышленность (постановление Правительства от 05.09.2017 № 1072);
  • машиностроение (постановление Правительства от 14.07.2014 № 656)
  • легкая промышленность (постановление Правительства от 11.08.2014 № 791);
  • программное обеспечение (постановление Правительства от 16.11.2015 № 1236);
  • оборонная отрасль (постановление Правительства от 14.01.2017 №9).

Если заказчик закупает продукцию из утвержденного списка, он должен отклонять заявки с зарубежной продукцией, за исключением товаров производства стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Как оценить заявки с импортом и кому дать преимущества по цене
Проверьте себя на практических кейсах, какой заявке вы бы предоставили преимущества по цене контракта, если участники подали вам часть заявок с импортными товарами, а часть - с отечественными.

Семь практических кейсов

Запрет и ограничения в сфере машиностроения

Список импортной продукции, на которую распространяется запрет допуска, достаточно велик. Он включает строительную технику, автомобили, автобусы, троллейбусы, автомобили спецслужб и т.д. Но есть исключения. Запрет не применяется, если:

  • продукция производилась по специальному инвестконтракту (абз. 2 подп. «а» постановления Правительства РФ № 656). В качестве подтверждающего документа участник может использовать копию такого контракта;
  • нет аналогов производства РФ. Подтверждающим документом служит акт экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ;
  • страной происхождения является государство-член ЕАЭС.

Запреты в легкой промышленности

В этой сфере также есть свои нюансы. К примеру, перечня ТРУ два - федеральных и региональный. Кроме того, в числе требований к поставщикам не только поставка продукции из ЕАЭС, но и использование в производстве предлагаемого товара материалов также из стран ЕАЭС. К примеру, если заказчик закупает одеяла, ткань не должна быть иностранного производства.

Мебель

При закупках мебели запреты и ограничения по 44-ФЗ не применяются, если поставка идет по специальному инвестконтракту и если аналогов нет в РФ. Запрет на закупку иностранной мебели действует до 01.12.2019.

С 4 июля 2019 года вступила в силу новая редакция приказа № 126н. Скорректировали список продукции, для которой применяют условия допуска. Смотрите, как формировать документацию, при каких обстоятельствах предоставить преимущества участникам с товарами из ЕАЭС и как сочетать условия допуска с ограничениями и запретами.

Ограничения по 44-ФЗ

Ограничения допуска иностранной продукции действуют для следующих категорий:

  • спортивное огнестрельное оружие, патроны и боеприпасы (постановление Правительства от 20.09.18 №1119);
  • лекарства из перечня жизненно необходимых (постановление Правительства от 30.11.2015 № 1289);
  • продукты (постановление Правительства от 22.08.2016 № 832);
  • радиоэлектроника (постановление Правительства от 26.09.2016 № 968);
  • медизделия (постановление Правительства от 05.02.2015 № 102, постановление Правительства от 14.08.2017 № 967);
  • стенты для коронарных артерий и катеров (постановление Правительства от 04.12.2017 № 1469.

Допуск будет ограничен, если одновременно соблюдены такие условия:

  • участники подали не менее 2-х заявок, соответствующих требованиям;
  • обе они содержат предложения о товаре из России и ЕАЭС;
  • обе они содержат предложения о товаре разных производителей.

Перечень товаров, к которым применяются особые условия допуска по 44-ФЗ, содержится в Приказе Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н . В этом НПА обновлены условия допуска и преференции для производителей из стран ЕАЭС.

Если проводится конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, участникам из стран ЕАЭС, чьи заявки признаны соответствующими, дается преимущество в размере 15% от предложенной ими цены контракта. При этом порядок предоставления преференций зависит от способа закупки. Если это конкурс, запрос предложений или котировок, цена участников из ЕАЭС снижается на 15%, в результате они получают конкурентное преимущество. При этом контракт с победителем заключается по цене, предложенной в заявке.

При закупках товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ соблюдайте требования национального режима. Установите запреты, ограничения или условия допуска для иностранной продукции. На какие товары, работы, услуги распространяется нацрежим, смотрите в справочнике. Для удобства продукция разбита по типам. Какую меру выбрать, зависит от того, что покупаете.

Продукция

Запреты

Мебель и товары деревообрабатывающей промышленности

Постановление Правительства № 1072

Товары машиностроения

Постановление Правительства № 656

Товары легкой промышленности

Постановление Правительства № 791

Программное обеспечение

Постановление Правительства № 1236

Товары для нужд обороны и безопасности

Постановление Правительства № 9

Товары станкоинструментальной промышленности

Постановление № 239

Ограничения

При проведении аукциона контракт заключается по цене на 15% ниже предложенной победителем, если в его заявке есть хотя бы один товар иностранного происхождения. Если победитель предложил товары производства стран ЕАЭС, с ним контракт заключают по указанной в заявке цене.

Преференции не предоставляются, если:

  • процедура признается не состоявшейся;
  • все заявки содержат предложения о товарах из ЕАЭС;
  • все заявки содержат предложения с иностранными товарами.

Практика о запретах и ограничениях по 44-ФЗ

Информация о запретах и ограничениях должна быть в документации о закупке. В примере из административной практики разберем, что грозит заказчику за нарушение этого требования (Решение Коми УФАС России по делу №ЗШ 299-11/18 от 29.01.2019). Заказчик закупал лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «меропенем» в форме для приготовления раствора для внутривенного введения. Этот препарат в перечень жизненно-необходимых и важнейших, а значит, должен закупаться с ограничениями по постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289.

Однако в извещении заказчик не установил ограничения и условия допуска. В документации об аукционе говорилось только следующее: «Применение национального режима при осуществлении закупок , содержащий указание: «применяется в случае установления в Информационной карте запрета». При этом в информационной карте никаких ограничений также не было. Кроме того, заказчик не потребовал от участников документы, подтверждающие соответствие условия допуска. УФАС посчитало это нарушением закона. Заказчика оштрафовали по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ на 3000 руб.



Просмотров