Административная ответственность за экологическое правонарушение. Административные экологические правонарушения

  • 9. Место экологического права в системе права. Соотношение экологического права с другими отраслями права.
  • 17. Обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • 18. Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений.
  • 19. Понятие и общая характеристика права собственности на природные объекты и ресурсы.
  • 20. Формы и виды собственности на природные ресурсы.
  • 21.Объекты и субъекты права собственности на природные объекты и природные ресурсы.
  • 22.Право частной собственности на природные объекты.
  • 23.Право государственной собственности на природные объекты. Разграничение государственной собственности на природные объекты.
  • 24.Право муниципальной собственности на природные объекты.
  • 25.Правомочия собственника природных ресурсов и природных объектов. Правовые формы их реализации.
  • 27. Понятие, виды и содержание права природопользования
  • 1) По основаниям возникновения:
  • 2) В зависимости от объектов природопользования:
  • 3) В зависимости от сроков природопользования:
  • 5) В зависимости от способов возникновения отношений природопользования:
  • 28.Право общего природопользования(вызубрить)
  • 29.Право специального природопользования.
  • 30. Понятие и принципы права природопользования.
  • 31. Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
  • 32. Понятие, функции и методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 33. Виды управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 34.Система органов государственного управления в области природопользования и
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
  • 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • 36.Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окружаю-
  • 37.Понятие, виды и принципы экологической экспертизы
  • Виды экологической экспертизы
  • Принципы экологической экспертизы
  • 38.Государственная экологическая экспертиза.
  • 39.Общественная экологическая экспертиза.
  • 42. Нормирование в области охраны окружающей среды.
  • 43. Правовые основы технического регулирования. Технические регламенты: понятие, содержание, порядок разработки и утверждения.
  • 44. Правовые основы экологической стандартизации.
  • 45. Правовые основы экологической сертификации.
  • 46. Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения. Есть в фз об охране окр среды
  • 47 Государственный мониторинг окружающей среды.
  • 48 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).
  • 50. Плата за пользование природными ресурсами.
  • 51. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 52. Экологическое страхование.
  • 53 Понятие, общая характеристика и вида юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 54. .Понятие и состав экологического правонарушения
  • 55. Уголовная ответственность за экологические преступления
  • 56. Административная ответственность за экологические правонарушения
  • 57 Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
  • 58. Понятие и виды экологического вреда. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
  • 59.Вред экономический и вред экологический.
  • 60. Земля как основа жизни и деятельности человека, незаменимый компонент природы и окружающей среды, недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав.
  • 62. Содержание охраны земель
  • 63.Недра как объект использования и охраны. Основные требования охраны недр.
  • 64. Право пользования недрами: понятие, виды, основания возникновения и прекращения
  • 65.Правовое регулирование разведки и добычи полезных ископаемых.
  • 66. Воды как объект использования и охраны. Объекты водных отношений. Водное законодательство.
  • 67. Управление в области использования и охраны водных объектов.
  • 68.Право водопользования и его виды.
  • 69. Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
  • 70.Порядок предоставления водных объектов для специального (совместного) и обособленного водопользования.
  • 71.Правовая охрана вод.
  • Глава 6Водного кодекса рф устанавливает основные требования к охране водных объектов.
  • 72.Леса как объект использования и охраны. Объекты и субъекты лесных отношений.
  • 73.Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
  • Глава 10 лк рф, устанавливает основные положения управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов:
  • 74. Классификация лесов и ее правовое значение.
  • 75. Право лесопользования и его виды.
  • 76. Правовое регулирование заготовки древесины.
  • 78. Животный мир как объект использования и охраны. Законодательство об охране и использовании животного мира. (фз о животном мире)
  • 81 Право пользования животным миром и его виды.
  • 82. Правовое регулирование охоты.
  • 83. Правовое регулирование рыболовства.
  • 1) Промышленного рыболовства;
  • 84.Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Законодательство об охране атмосферного воздуха от загрязнения.
  • 85.Правовые меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
  • 86.Понятие и состав природно-заповедного фонда.
  • 88.Правовой режим национальных и природных парков.
  • 56. Административная ответственность за экологические правонарушения

    Четкое законодательное понятие административного экологического проступка отсутствует. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г.№7-ФЗ не содержит, в отличие от ранее действовавшего базового экологического акта, ни определения экологического правонарушения или экологического преступления, ни перечня составов. Но в доктрине экологического права такое понятие выработано. Под административным экологическим проступком понимается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования окружающей среды, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Данная ответственность выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения экологического правонарушения, лишении лицензии на пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, связанной с экологопользованием, с одновременным возмещением вреда, причиненного окружающей среде.

    Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях, специальным экологическим законодательством субъектов РФ, т. е. принятыми ими актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности. Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за нарушение.

    Административная ответственность за экологические правонарушения имеет ряд специфических особенностей:

    – ответственность может наступить только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные;

    – субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законодательством ответственны за административные проступки;

    – ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;

    – применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дел и т. д.);

    – применяются только предусмотренные законом взыскания, возможно освобождение от них при малозначительности проступка;

    – предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц;

    – наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.

    Экологические проступки в зависимости от обстоятельств рассматриваются: судьями, мировыми судьями, органами ветеринарного и фитосанитарного надзора, надзора в сфере природопользования, экологического, технологического и атомного надзора, органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, органами гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, государственного земельного контроля, органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил на различных видах транспорта, органами пограничной службы ФСБ РФ, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, здравоохранения и социального развития и органами внутренних дел в зависимости от вида административного экологического правонарушения, судьями гарнизонных военных судов и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в зависимости от субъекта нарушения.

    К правонарушителям применяются следующие меры административного наказания:

    – предупреждение; - штраф, который определяется в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда; - конфискация орудий рыболовства и других средств нарушения экологического права; - конфискация незаконно добыто продукции; - лишение права на охоту; - приостановление действия, аннулирование лицензий на осуществление видов экологической деятельности, лицензий на пользование природных ресурсов; - приостановление, прекращение работ, деятельности предприятия, отдельных цехов, агрегатов; - прекращение природопользования, изъятие природных ресурсов у пользователей.

    Административная форма (вид) ответственности налагается за совершенные административные проступки, указанные в законе, т.е. в КоАП, и законах субъектов РФ.

    В отличие от дисциплинарного, административный проступок является деянием как связанным с выполнением должностных функции или трудовых обязанностей, таки не связанным с ними. Еще одна особенность: за административное правонарушение виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными государственными органами, например органами охраны природы.

    Существенной особенностью административной ответственности является то, что она может выражаться, как правило, в виде штрафа, размер которого зависит от характера правонарушения. Административный штраф (в дальнейшем - штраф) - весьма существенная и часто применяемая на практике мера административного воздействия на нарушителей экологического и иного законодательства. Он налагается на виновных граждан, должностных и юридических лиц.

    Нарушение общих экологических правил и требований. Статья 8.1 КоАП устанавливает штраф, налагаемый на названных лиц, за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

    По ст. 8.2 КоАП штраф налагается на тех же лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

    Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, наказывается также штрафом.

    Вред, причиняемый землям, недрам,водам. Ст.8.6 КоАП устанавливает ответственность за порчу земель. Согласно этой статье самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа на виновных граждан или должностных лиц, а также юридических лиц.

    Объектами тут являются сельхоз земли.

    Статья 8.8 КоАП устанавливает штраф использование земель не но целевому назначению, а равно невыполнение обязанностей по проведению земель в состояние, пригодное для использования но целевому назначению.

    Статья 8.9 КоАП признает административным проступком и наказывает штрафом нарушение требований по охране недр и гидроминеральиых ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное; для разработки.

    Статья 8.10 КоАП предусматривает ответственность (штраф) за нерациональное использование недр, т.е. за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубожива-ние полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

    Установлена ответственность за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 8.42 КоАП).

    Посягательства на воздух, леса, животный мир. Статья 8.21 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха:

    Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения;

    Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него;

    Штраф за нарушение правил использования лесов установлен в ст, 8.25 Ко АII. Это нарушение правил заготовки древесины, порядка проведения рубок лесных насаждений, правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в нишу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

    Статья 8.35 КоАП устанавливает штраф за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пере» сылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов (например, чучел) без надлежащего на то разрешения иди с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.

    Правонарушения против собственности на природные ресурсы. Административная ответственность (штраф) наступает за:

    Самовольное занятие земельного участка или исполь-В зование земельного участка без оформления в установлен-Щвом порядке правоустанавливающих документов (ст. 7.1 КоАП);

    Пользование недрами без лицензии либо с наруше-Iнием условий, предусмотренных лицензией (ст. 7.3 КоАП);

    Застройку площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности.

    Правонарушения в области контроля (надзора). Штрафы налагаются за:

    Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

    Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна;

    Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором РФ. на объект, подлежащий международному контролю.

    Экологические правонарушения влекут за собой привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

    Дисциплинарная ответственность наступает за экологические правонарушения, совершенные в связи с исполнением трудовых, служебных обязанностей.

    Она регламентируется Трудовым кодексом РФ. В силу ст. 192 Трудового кодекса РФ могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы в случае систематического неисполнения требований экологического законодательства.

    Трудовые отношения лиц, работающих на предприятиях транспорта, атомной промышленности и иных организациях, деятельность которых представляет повышенную опасность, регламентируются Уставами о дисциплине и другими актами. За совершенные экологические правонарушения работники таких предприятий привлекаются к специальной дисциплинарной ответственности. Так, в соответствии с п.10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасными производствами в области использования атомной энергии, утвержденного постановление Правительства РФ от 10 июля 1998г. № 744 применяются следующие виды дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод с согласия работника на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев; перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года; освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности); увольнение за однократное нарушение законодательства РФ в области использования атомной энергии из числа правонарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

    Если в результате совершения экологического правонарушения был причинен вред предприятию (организации) работник может привлекаться также к материальной ответственности в порядке, предусмотренном статьями 232, 233, 238-248 Трудового кодекса РФ.

    Административная ответственность наступает в случае совершения экологического проступка и регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

    Предусмотрена административная ответственность за:

    Правонарушения в области охраны собственности на природные ресурсы: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ), пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требоывавний утверждения в установленном порядке технических условий (ст. 7.3. КоАП РФ); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4. КоАП РФ), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5. КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользованием им с нарушением установленных условий (ст. 7.6. КоАП РФ); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9. КоАП РФ); самовольная уступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда; участком леса не входящим в лесной фонд или водным объектом (ст. 7.10. КоАП РФ); пользование объектами животного мира без разрешения (ст. 7.11. КоАП РФ); повреждения гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7. КоАП РФ); уничтожение специальных знаков – межевых и иных информационных знаков, наблюдательных режимных скважин, объектов наблюдательной сети и т.д. (ст. 7.2. КоАП РФ);

    Правонарушения в области регулирования экологических отношений: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4. КоАП РФ); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5. КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12. КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4. КоАП РФ), невыполнение в срок законного предписания (постановление, представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)) (ст. 19.5. КоАП РФ), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6. КоАП РФ), непредоставление сведений (информации), в т.ч. экологической (ст. 19.7. КоАП РФ), нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9. КоАП РФ); нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих (ст. 19.14. КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, в т.ч. в отношении природных ресурсов (ст. 19.21. КоАП РФ);

    Правонарушения в области охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов; несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1. КоАП РФ); несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами (ст. 8.2. КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3. КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6. КоАП РФ); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7. КоАП РФ); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог (ст. 11.21. КоАП РФ), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9. КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, устройств (ст. 8.15. КоАП РФ); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19. КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21. КоАП РФ), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22. КоАП РФ), эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23. КоАП РФ), незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28. КоАП РФ); уничтожение лесной инфрастуктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30. КоАП РФ); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31. КоАП РФ), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32. КоАП РФ), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33. КоАП РФ), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.

    8.34. КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35. КоАП РФ), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38. КоАП РФ), нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39. КоАП РФ), невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6. КоАП РФ);

    Нарушения в области природопользования: использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10. КоАП РФ), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11. КоАП РФ), нарушение правил водопользование (ст. 8.14. КоАП РФ), нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ стандартов (норм, правил) или условий лицензии (ст. 8.17. КоАП РФ), нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18. КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.25. КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26. КоАП РФ), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37. КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40. КоАП РФ); нарушение правил пользования воздушного пространства (ст. 11.4. КоАП РФ); нарушение правил плавания (ст. 11.7. КоАП РФ);

    Нарушения в области преобразования, мелиорации природных ресурсов: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10. КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27. КоАП РФ).

    Меры административного наказания применяют должностные лица органов государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора и органов, осуществляющих контроль в сфере использования и охраны отдельных природных ресурсов: государственного земельного контроля, геологического контроля, лесной охраны, государственного охотничьего надзора и других.

    К правонарушителям применяются следующие меры административного наказания:

    · предупреждение;

    · конфискация орудий охоты, рыболовства и других орудий совершения экологического правонарушения, в том числе транспортных средств, используемых при совершении правонарушения;

    · конфискация незаконно добытой продукции;

    · лишение права на охоту;

    · приостановление действия и аннулирование лицензии на осуществление лицензируемых видов экологической деятельности, лицензий на пользование природными ресурсами;

    · приостановка, прекращение работ, деятельности предприятий (организаций), отдельных цехов, агрегатов и иных объектов;

    · прекращение природопользования, изъятие природных ресурсов у пользователей.

    Субъектами административной ответственности являются граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, должностные лица предприятий (организаций), органов государственной власти, органов местного самоуправления.

    Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом РФ 1996г. В УК РФ имеется глава 26 Экологические преступления, в которой содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность:

    · Статья 246 за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

    · Статья 247 – нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

    · Статья 248 – нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо иными биологическими агентами или токсинами;

    · Статья 249 – нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

    · Статья 250 – загрязнение воды;

    · Статья 251 – загрязнение атмосферы;

    · Статья 252 – загрязнение морской среды;

    · Статья 253 – нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне РФ;

    · Статья 254 – порча земли;

    · Статья 255 – нарушение правил охраны и использования недр;

    · Статья 256 – незаконная добыча (вылов) водных экологических ресурсов;

    · Статья 257 – нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;

    · Статья 258 – незаконная охота;

    · Статья 259 - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;

    · Статья 260 – незаконная рубка лесных насаждений;

    · Статья 261 – уничтожение или повреждение лесных насаждений;

    · Статья 262 – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

    Кроме того, статьей 358 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

    Предусмотрена уголовная ответственность за нарушение экологических прав граждан, общественных объединений. Так, по статье 140 УК РФ наступает уголовная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданам экологической информации, за предоставление неполной или заведомо ложной экологической информации, по статье 149 УК РФ – за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них, по статье 141 УК РФ - за воспрепятствование осуществлению права участвовать в референдумах по экологическим вопросам и статье 142 УК РФ - за фальсификацию документов таких референдумов, заведомо неправильное установление их результатов, нарушение тайны голосования.

    Экологическое значение имеют преступления, не относящиеся напрямую к экологическим, квалифицируемые по ст. 215 УК РФ - за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, если это могло повлечь радиоактивное загрязнение окружающей среды, ст. 220 УК РФ – незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными отходами, ст. 236 УК РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических правил, ст. 237 УК РФ – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для окружающей среды, ст. 243 – уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства.

    К уголовной ответственности за экологические преступления могут привлекаться граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица и работники предприятий (организаций) всех форм собственности и подчиненности, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Экологические преступления влекут за собой применение различных мер уголовного наказания:

    · исправительные работы,

    · лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

    · лишение свободы.

    Введение

    Глава 1. Общая характеристика административного правонарушения

    1.1 Понятие и виды административных правонарушений.

    1.2 Особенности и отличительные черты административных правонарушений

    Глава 2. Экологические правонарушения: понятие, субъект, объект

    2.1 Понятие и виды экологического правонарушения

    2.2 Субъекты и объекты ответственности

    Глава 3. Ответственность за экологические правонарушения

    3.1 Органы, осуществляющие контроль за экологической деятельностью

    3.2 Ответственность за экологические правонарушения

    Глава 4 Проблемы правоприменительной практики

    4.1 Проблемы разграничения оснований привлечения к уголовной и административной ответственности в сфере охраны окружающей среды

    4.2 Проблемы осуществления контроля за решением вопросов экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия

    населения

    Заключение

    Список использованных источни ков

    Введение

    Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

    Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды.

    С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические правонарушения причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

    Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.

    Изучение экологического законодательства важно потому, что правонарушения преступают интересы, обуславливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. Это выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов.

    Свод законодательных актов, существующих в РФ и касающихся защиты окружающей среды, служит одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды.

    Предметом – административная ответственность за экологические правонарушения. Цель данной работы состоит в кратком обзоре и анализе сущности явления экологических правонарушений, а также в обзоре видов и степеней ответственности, предусмотренных законом за экологические правонарушения.

    Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:

    Дать определение и классификацию понятию и видам экологических правонарушений;

    Проанализировать субъект, объект правонарушения, субъективную и объективную стороны правонарушения;

    Определить статус органов, осуществляющих контроль за экологической деятельностью;

    Охарактеризовать особенности административной ответственности за экологические правонарушения;

    Определить круг проблем в сфере административной ответственности за экологические правонарушения.

    В связи с заявленной проблемой исследования, а также определенной спецификой поставленных задач, необходимо отметить, что рассмотрение правовых основ административной ответственности за экологические правонарушения предполагает применение соответствующих методов исследования, которые позволят добиться более эффективной реализации имеющихся данных. Основой исследовательского подхода данного исследования стал синтез дедуктивного и индуктивного метода. Теоретический анализ действующего законодательства дополняется анализом эмпирической составляющей, практики применения этих норм в правоприменительной сфере. В качестве специального метода исследования применен формально-юридический метод.

    При исследовании темы использованы монографии и статьи из периодических изданий таких авторов как А.Б.Венгеров, Н.С.Малеин, Ю.А.Денисов, Н.А.Матузов, А.В.Малько и др.


    1.1 Понятие и виды административных правонарушени й

    Легальное понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

    Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния.

    Противоправность - это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.

    Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.

    Итак, первый признак административного правонарушения - общественная вредность.

    Второй признак - административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Третий признак административного правонарушения - это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

    Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения - это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

    Пятый признак административного правонарушения - виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.

    Шестой признак административного правонарушения - наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено, например, истек срок давности, отменена норма и т. д. .

    Классификация административных правонарушений может быть проведена по различным основаниям.

    Прежде всего, необходимо учитывать наличие различных источников правового регулирования. Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ). Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ).

    В качестве соответствующих примеров следует привести нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ), управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ), заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ).

    Что касается соответствующих законов, то можно упомянуть о Законе от 14 февраля 2003 г.№99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (с изменениями на 12 марта 2004 г.). В главе 4 настоящего закона, статья 4.2. устанавливает ответственность за совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, в том числе личные действия граждан, механических средств и технических устройств, за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения.

    Административные правонарушения можно объединить в различные группы, имеющие один и тот же основной объект (предмет) посягательства. Именно по этому признаку и сформированы главы Особенной части КоАП РФ.

    Таким образом, выделяются административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ), посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), в области охраны собственности (гл. 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), на транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16), посягающие на институты государственной власти (гл. 17), в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18), против порядка управления (гл. 19), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21).

    Составы экологических административных правонарушений сосредоточены в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Некоторые из них помещены в гл.7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», а также часть в гл.10. «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель». Имеется часть составов экологических правонарушений и в гл. 19 «Административные правонарушения против порядка управления».

    Административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст.8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст.8.3), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст.8.5).

    В КоАП РФ предусмотрена эта ответственность за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и комплексов природы. Ответственность предусмотрена ст. 8.6-8.40 КоАП РФ. Это нарушение правил охраны и использование земель (порча земель, ст. 8.6) и другие нарушения, связанные с повышением обязанностей по целевому использованию, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охраны почв (ст.8.7-8.8).

    Административная ответственность за нарушение правил и требований по охране и рациональному использованию, а также проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.10 - 8.11).

    Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрены также статьями КоАП РФ 8.12- 8.15.

    Ответственность по указанным статьям наступает за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. Далее, составы административных правонарушений, связанные с нарушением правил охраны и использованием континентального шельфа и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18 –8.21).

    Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, связанных с эксплуатацией механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст.8.21 –8.23). Ответственность за нарушение правил охраны и использования лесных ресурсов, освидетельствования мест рубки в лесах, не входящих в лесной фонд, а также нарушений правил лесопользования, нарушение правил осуществления побочного лесопользования и др. (ст. 8.25 –8.32).Составы правонарушений, влекущие ответственность за нарушение правил охраны и использование животного мира, уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил среды обитания или путей миграции животных, нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.8.34), уничтожение редких или находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст.8.36), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст.8.37) и

    нарушение охраны рыбных запасов (ст. 8.38), нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст.8.39).

    Административная ответственность наступает за нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40).

    Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность

    без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

    Административную ответственность несут военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ).

    Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

    В административном законодательстве экологические правонарушения сформулированы по следующим группам: охрана собственности на природные ресурсы (гл.7); охрана окружающей среды и природопользования (гл.8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10).Группа экологических правонарушений связанных с нарушением законов в области охраны собственности на природные ресурсы это следующие: самовольное занятие земельного участка (ст.4.1), уничтожение специальных знаков (ст.7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст.7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст.7.4), самовольная добыча янтаря (ст.7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст.7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или

    водоохранного сооружения, устройство или установка (ст.7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст.7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст.7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст.7.10), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст.7.16).

    Перечисленные составы административных правонарушений, совершаемые в области охраны собственности на природные ресурсы в целом охватывают круг экологических отношений, возникающих по использованию и охране окружающей среды.

    Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

    Как видно из содержания статьи в новом Кодексе не употребляется термин «административный проступок», а используется понятие «административное правонарушение». Административная ответственность наступает в том случае, если по своему характеру действия правонарушителя не влекут за собой уголовной ответственности. Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. Граждане привлекаются к административной ответственности при достижении к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3. Ко АП РФ). Что касается административной ответственности должностных лиц, то они подлежат указанной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением

    своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ).

    Под должностным лицом административное законодательство понимает лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями

    осуществляющие функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного

    самоуправления, государственных органах и муниципальных образованиях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

    Административные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, включают в себя также большую группу составов правонарушений. Ответственность за указанные правонарушения определена статьями 10.1-10.3,10.6-10.10 КоАП РФ.

    К примеру, ст.10.2 КоАП РФ « Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантийной продукции (подкарантийного материала, подкарантийного груза)» и другие статьи направленные на охрану окружающей среды в сельском хозяйстве. А ст. 10.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил в области сохранения животных. Как видно из названных составов, экологические административные правонарушения совершаются физическими лицами (гражданами и должностными лицами), а также и юридическими лицами.

    Порядок привлечения виновных к административной ответственности за экологические правонарушения регулируются нормами КоАП РФ и Правилами осуществления экологического контроля должностными лицами Министерства природных ресурсов РФ и его территориальными органами, утвержденными Минприроды России 17 апреля 1996г.

    За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета

    административного правонарушения; конфискация орудия совершения или

    предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу;административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация (ст. 3.2 КоАП РФ).

    Наиболее широкое распространение в практике применения наказания получил штраф. Основной целью данной меры наказания является

    предупреждение противоправных действий, совершаемых в более грубых формах,

    и влекущих пагубные последствия для объектов природы. Действующим законодательством предусмотрена возможность индексации размеров штрафов, налагаемых в области охраны окружающей среды и природопользования.

    Органам, которым предоставлено право налагать административные взыскания, являются специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области управления природопользованием и охраны окружающей среды (санитарно-эпидемиологический надзор, комитеты по охране природы субъектов Федерации, органы земельного контроля, инспекции труда профессиональных союзов и другие).

    В соответствии с п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Аналогичные правила административного наказания устанавливаются и для юридических лиц.

    Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Важную роль в деле обеспечения правопорядка в области охраны окружающей среды играют государственные инспекторы. Они осуществляют меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. К примеру, при обнаружении экологического правонарушения

    рыбинспектор, охотинспектор составляют в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении. Физическому лицу предоставляется возможность ознакомиться с содержанием протокола, и он вправе сделать замечания, которые прилагаются к протоколу.

    На основании протокола государственный инспектор по охране окружающей среды выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение на основании ст.75 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст. 3.5 Ко АП РФ.

    Размер штрафа налагаемого на виновного зависит от степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Постановление о наложении штрафа составляется не менее чем в трех экземплярах, из которых один вручается виновному под расписку или отправляется по почте.

    В течение 15 дней сумма штрафа должна быть оплачена. Решение о наложении штрафа может быть обжаловано в суде или арбитражном суде. Виновный не освобождается от возмещения вреда причиненного экологическим правонарушением.

    В соответствии со ст.78 Закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды осуществляются добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

    Внешне близкими к административным штрафам являются некоторые денежные санкции, применяемые в области гражданско-правовых отношений. Таковы, в частности, неустойки, взыскиваемые за нарушение правил отпуска леса

    на корню. Их, однако, нельзя отождествлять с административными штрафами, так как каждому из них присущи специфические признаки.

    В принятом законе РФ от 22 июня 2007г. № 116 –ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение». Закон был направлен на ликвидацию МРОТ, поскольку это затрудняло подсчет денежного взыскания в качестве административного

    наказания лиц, нарушающих экологическое законодательство.

    В ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф определяется как денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающим пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей или может выражаться в величине кратной. Далее законодатель поясняет, в чем конкретно выражается эта кратность. Подчеркнем, что не вполне оправдан порядок, когда администрация государственных заповедников, государственные инспекторы по использованию и охране земель, по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок передают подготовленные ими материалы для рассмотрения их в административные комиссии при муниципальных органах.

    Вследствие такой передачи затягиваются сроки рассмотрения дел, в ряде случаев они решаются менее квалифицированно, чем специальными органами, возникает излишний документооборот между инспекциями и административными комиссиями, усложняется контроль за выполнением принятых решений. Комиссия нередко проявляет либерализм по отношению к правонарушителям, дает им возможность уклонится от предусмотренной законом ответственности.

    Практика показывает, что эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования зависит от оперативности производства по делам об административных правонарушениях (многие дела рассматриваются с нарушением установленного 2-х месячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящимся правонарушении – двух месяцев со дня обнаружения). Имеются и другие причины, ведущие к снижению эффективности административной деятельности по борьбе с экологическими правонарушениями.

    В последние годы в практике применения норм природоохранительного законодательства имелась тенденция к ужесточению ответственности. Так, были внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях от 22 июня 2005 года1. В основном эти изменения касаются статьей 8.24-8.32. Речь в них идет об ответственности в области охраны окружающей среды.

    К примеру, статья 8.26 в КоАП РФ «Нарушение правил осуществления побочного лесопользования», содержание которой не всем понятна. По существу речь в ней идет о выпасе скота там, где запрещено, о самовольном сборе или уничтожением» лесной подстилки», то есть мхов, лишайников, покрова болот. Кроме того, в этой статье говорится о том, что нарушением также являются размещение пасек, где не положено, заготовка древесного сока, грибов и ягод там, где этого делать нельзя. В связи с изменением статей санкции таковы: штрафы выросли, и появилась конфискация «орудия совершения правонарушения» и

    заготовленной продукции. В статье 2.28.говорится о незаконной порубке деревьев, их повреждении или выкапывании кустов, лиан и деревьев. Причем как в лесу, так и в лесных питомниках и на плантациях. В указанной статье существовал только один пункт. Теперь появился второй пункт, которой определяет, что если уничтожение или выкапывание кустов, лиан, деревьев происходит с использованием механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и прочей техники и если эти действия не подпадают под уголовную ответственность, а лишь под административную, то штраф будет взиматься с граждан - от 1.5 до 2.5 тысяч рублей с конфискацией выкопанного и техники, а с должностных лиц – от 3 тысяч до 4 тысяч рублей. С юридических лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей. И везде тоже предусмотрена конфискация техники и выкопанных растений. Чтобы эти новые статьи заработали, тем же федеральным законом внесены изменения в статью 23.1. В ней речь идет о судьях рассматривающих административные дела. В перечень добавлены статьи, в которые внесены изменения.

    Вместе с тем, подчеркивая положительное явление - увеличение штрафов, отметим, что размер их все же небольшой за уничтожение природных объектов. Но выкопанное, добытое или заготовленное с лихвой его покроет, и дает еще определенную выгоду. Поэтому должны быть такие санкции, которые не дадут возможности уничтожить природу.

    Кроме того, введена новая статья 8.41, устанавливающая ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Представляется, что применение указанной статьи, природоохранительными органами в какой-то мере улучшит состояние окружающей среды.

    Показательным является возрождение административных комиссий в субъектах федерации. Так, В Челябинской области Законодательным собранием от 27 сентября 2007г. принят закон «Об административных комиссиях». Закон разрешил муниципалитетам создавать административные комиссии, которые будут рассматривать лишь дела о нарушениях, предусмотренных региональным законом « Об административных правонарушениях». Такой подход к решению этого вопроса не противоречит федеральному законодательству.

    Комиссии будут рассматривать дела о нарушениях местных правил, касающихся благоустройства и озеленения территории, без билетного проезда в транспорте, содержания животных и другие дела на местном уровне.

    Предполагается, что административные комиссии помогут разгрузить мировых судей. Решение административных комиссий является обязательными к исполнению. Количественный состав комиссии как минимум будет составлять 5 человек, из которых все кроме руководителя будут осуществлять свои функции на общественных началах.

    Закон определил – в муниципалитетах с численностью населения до 95 тысяч человек председатель будет работать на полставки, в городах и районах с населением более 95 тысяч человек – на ставке. Так, В Челябинске и Магнитогорске комиссии будут создаваться в каждом районе. Для этого выделено семь и три ставки соответственно. Эти цифры минимальные каждый, муниципалитет может увеличить число комиссий, расширить их численность, добавить оплачиваемые должности. Финансовые расходы возьмет на себя областной бюджет.

    Согласно закону № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» посягательства на природоохранные интересы носят противоправный характер. Такие действия расцениваются как экологические правонарушения, за свершение которых законодатель предусматривает ответственность. К этим нарушениям причисляется не только вред внешней среде, но и нецелесообразное использование природного потенциала. Рассмотрим, что представляют собой подобные злодеяния и каков процесс наложения взысканий за них.

    Понятие и разновидности деяний

    Экологическое правонарушение – это губительное действие либо бездействие физ- или юрлица, которое нарушает учреждённый законом порядок экологической безопасности. Такое деяние причиняет вред естественному окружению, здоровью и личным активам граждан.

    Эколого-правовые нарушения характеризуются рядом признаков:

    • виновностью;
    • публичной опасностью;
    • незаконностью;
    • способностью человека выступать агентом действия;
    • экологичностью наносимого вреда;
    • наказуемостью.

    Такие преступления вредят правопорядку в области использования природных резервов и защиты внешней среды. И это влечет правовую ответственность, которую устанавливает законодатель.

    Злодеяния в природоохранной сфере разделяют по 4 основаниям:

    1. По характеру наступивших последствий.
    2. По объекту посягательства.
    3. По типу применяемого наказания.
    4. По уровню общественной опасности.


    По связи нарушителя с естественными ресурсами различают природоохранные нарушения:

    • совершенные владельцем таких ресурсов;
    • произведенные их пользователем;
    • допущенные третьим лицом.

    Деление нарушений на группы

    В число административных деяний, которые наносят вред экологии, входит свыше 40 видов нарушений. Все они связаны с нанесением ущерба естественным объектам, с несоблюдением правил их использования или с несоблюдением требований экологии.

    Полный перечень административных злодеяний в области природоохранного управления содержится в статьях Главы 8 КоАП РФ. В качестве примера нанесения вреда объектам природы можно привести незаконную вырубку леса. Образец нарушения правил пользования природными активами – нецелесообразное использование недр. И пример несоблюдения требований экологии – нарушение экологических и санитарных норм в ходе работы с опасными отходами.

    Как устанавливается факт совершения проступка

    Для этого проводят специальную экологическую экспертизу. Цель процедуры – предупредить и определить неблагоприятное влияние на внешнюю среду. По результатам проверки устанавливается юридическая ответственность нарушителя за незаконное поведение.

    Экологическая экспертиза проводится представителями исполнительной власти на федеральном уровне. Она позволяет определить наличие и тяжесть эколого-правовых нарушений. Этой проверке подлежат все проекты градостроительства. Если в ходе процедуры обнаруживается несоблюдение законодательных норм, то нарушитель несет правовую ответственность.

    Степень тяжести деяния определяется по состоянию природного объекта, подвергшегося изменению по вине нарушителя. Это может быть порча, нанесение ущерба или ликвидация. Кроме того, экологическое правонарушение должно иметь юридический состав. Иначе не удастся доказать факт его совершения. Меры ответственности реализуются судебными и административными органами.

    Только совокупность всех элементов состава экологического злодеяния может свидетельствовать о том, что лицо совершило проступок или преступление.

    Порядок наложения взысканий на нарушителей

    Правовая ответственность за незаконные деяния в сфере экологии предполагает назначение справедливого наказания. Ответственность за экологические злодеяния выполняет 4 функции: стимулирующую, предупреждающую, компенсационную и карательную.

    Существует 4 вида ответственности за нарушение норм экоправа:

    • дисциплинарная;
    • гражданско-правовая;
    • уголовная;
    • административная.

    Первая выражается в выговоре или ином виде дисциплинарного взыскания. Наниматель применяет такое наказание, когда работник не выполняет или недобросовестно выполняет трудовые обязанности, связанные с природопользованием и защитой внешней среды. Это регулируется ст. 75 ФЗ № 7 и положениями ТК РФ.

    Второй вид взысканий предполагает возложение на совершителя обязательств по возмещению вреда. Это может быть моральный или материальный ущерб, нанесенный лицу по причине нарушения эколого-правовых требований. Специфика гражданско-правовой ответственности за свершение экологических правонарушений заключается в том, что она порой возлагается совокупно. То есть наряду с применением мер трёх других воздействий. Это позволяет компенсировать имуществом нарушителя вред, причиненный внешней среде и человеческому здоровью.

    Третий вид ответственности выражается в уменьшении , виновного в экологическом преступлении. УК РФ предусматривает наказания от штрафа до ареста и лишения свободы на некоторый срок. Но из-за сложности сбора доказательств и подтверждения материального состава довольно трудно привлечь человека к уголовной ответственности за экологическое преступление.

    Чаще всего в сфере экологии встречается четвертый вид наложения взыскания. Административную ответственность за экологическое правонарушение может понести как гражданин, так и организация. Она назначается, когда нарушение закона не имеет состава преступления.

    Самыми распространенными способами привлечения к управленческой ответственности за несоблюдение эколого-правовых норм являются предупреждение и штраф.



    Просмотров