18 политические основы конституционного строя. §2.3 Политические основы конституционного строя РФ

Политические основы. Глава «Основы конституционного строя» Конституции РФ открывается общей характеристикой российского го­сударства (Российской Федерации, России) как «демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления» (ст.1). К этому непосредственно примыкает определение РФ как социального (ст.7) и светского (ст.14) государства. Подробно такие важнейшие черты российской государственности, как демокра­тизм, правовой, социальный и светский характер, ее республиканские и федеративные конституционные формы будут рассмотрены в даль­нейшем (см. гл. 5-8). Здесь же важно кратко выделить лишь то, что, согласно Конституции РФ, входит в основы конституционного строя.

Политические основы конституционного строя России характери­зуются прежде всего его гуманизмом и демократизмом, народовласти­ем. Развивая и дополняя приведенное общее определение российского государства, две последующие статьи Конституции РФ закрепляют человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан­ность государства (ст.2); носителем суверенитета и единственным ис­точником власти в РФ является ее многонациональный народ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления; высшим непо­средственным выражением власти народа являются референдум и сво­бодные выборы; никто не может присваивать власть в РФ, а захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по феде­ральному закону (ст.3).

Принципы демократизма и гуманизма - наиболее общие, фунда­ментальные и важные основы конституционного строя России, кото­рые органично взаимосвязаны друг с другом. Не может быть подлинно демократического государства, не признающего человека важнейшей ценностью и не положившего в основу всей своей деятельности соблю­дение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В конституциях большинства стран мира соответствующие государства именуются де­мократическими. Но является ли эта декларация реальным отражени­ем действительного положения дел в обществе и государстве определяется прежде всего их отношением к личности, ее правам и свободам. Вне признания, соблюдения и защиты этих прав и свобод немыслимы ни гражданское общество, ни правовое государство. Не случайно в ст. 18 Конституции РФ констатируется, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. С другой стороны, только подлинно демократическое государство способно обеспечить реальное соблюдение и защиту об­щепризнанных прав и свобод личности. Именно это демократическое государство признает своей главной, первостепенной задачей.

Принципам демократизма и гуманизма должна отвечать и сама организация, функционирование и деятельность государства и всей политической системы. Поэтому в главе об основах конституционного строя Конституции РФ закрепляются принципы политического многообразия и многопартийности, свободы и равноправия обществен­ных объединений (ч. 3 и 4 ст. 13); принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и их самосто­ятельности (ст.10), принцип федерализма в организации, функциони­ровании и деятельности государственной власти (ст.4, 5, 11 и 15), принцип самостоятельного местного самоуправления, органы которого не входят в систему государственных органов (ст.12), принцип един­ства и равенства гражданства, полноправия и равноправия граждан (ст.6); принцип верховенства и прямого действия Конституции РФ (ч. 2 ст.4 и ч. 1 ст.15); положение о том, что общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст.15) и др.

Хотя принципы демократизма и гуманизма наиболее полно и ре­льефно воплощаются в политических основах конституционного строя, они находят своеобразное выражение и в других основах - эко­номических, социальных и духовных.


ффф2

Смотрите также:

Последние добавления:

Политические основы конституционного строя РФ

1. Демократическое государство. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.

2. Правовое государство. Обязательность соблюдения Конституции РФ и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Признание составной частью правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Гарантированность каждому гражданину РФ обладания на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

3. Федеративное устройство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ.

4. Республиканская форма правления.

5. Признание человека, его права и свободы высшей ценностью.

6. Суверенитет. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

7. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.

8. Признание и гарантирование в РФ местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

12. Экономические основы конституционного строя рф.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, – указывается в Конституции (ст. 8), – гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».* Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

Конституционный строй Российской Федерации

§2.3 Политические основы конституционного строя РФ

1. Демократическое государство

Статья 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Демократизм находит свое выражение в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

Народовластие - принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В преамбуле и статье 3 Конституции РФ содержится указание на то, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.

Разделение властей -- необходимое условие в формировании правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Принципы единства, разделения, взаимодействия, «сдержек и противовесов» властей были удачно и последовательно отражены в проекте Конституции России от 12 ноября 1990 г., разработанном Рабочей группой Конституционной комиссии, который, в частности, предусматривал, что в соответствии с принципом разделения властей органы государства в рамках своих правомочий действуют самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Станских С.Н. Особенности конституционного принципа разделения властей // Конституционный вестник. 2008. №1 (19). С. 159-170.

Конституционные положения, характеризующие основы разделения государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Для уяснения особенностей разделения властей и его правового регулирования на региональном уровне важно учитывать, что вся система организации государственной власти в субъектах Российской Федерации относится к вопросам, правовое регулирование которых находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Одним этим обусловлен сложный, многоуровневый характер правовой основы взаимодействия различных ветвей государственной власти в субъектах Федерации. Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2010. №4.

Следует отметить, что одной из существенных особенностей разделения властей на региональном уровне в Российской Федерации является то, что для субъектов Российской Федерации определяющее значение имеет проблема разделения полномочий, взаимодействия, ответственности не между тремя (что характерно для классического варианта разделения властей по горизонтали), а между двумя ветвями власти - законодательной и исполнительной.

Анализ регионального конституционно-уставного законодательства свидетельствует, что в большинстве конституций и уставов субъектов Российской Федерации разделение властей закреплен в качестве важнейшего принципа, основы их конституционно-правового статуса. Карелин А.В. Реализация принципа... // Новый юридический журнал. 2010. №4.

При системном рассмотрении конституционных норм принцип разделения властей в силу усложняющейся практики постоянно используется как законодателем, так и правоприменителем (толкователем), для добавления к тому, что «конституция уже включает». Стоит присоединиться к мнению Страуса К. (Strauss K.), рассматривающего суд в виде института, призванного своими решениями «приспосабливать непрерывно усложняющуюся структуру к конституционным требованиям разделения властей», при котором каждая ветвь должна выполнять собственные, уникальные функции. Некоторые исследователи справедливо считают, что в обязанности суда, в частности, может входить «определение степени вторжения одной конституционной ветви власти в другую и установление того, в какой мере это вмешательство препятствует совместной деятельности органов, осуществляющих государственную власть» (Barron G., Dienes C.). Также считает и Председатель Конституционного Суда России В.Д. Зорькин, по мнению которого Конституционный Суд выступает хранителем и защитником принципа разделения властей. Станских С.Н. Особенности … // Конституционный вестник. 2008. №1 (19). С. 159-170.

Таким образом, разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур, а работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных состояний.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций.

Надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства. Политический плюрализм может реализовываться только в условиях идеологического многообразия. Поэтому в Конституции России указано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Выделение партий в особую организационно-правовую форму можно объяснить тем, что им отводится важная роль в политической и государственной жизни. В создании и деятельности партии и общественные организации во многом похожи. Отличие партий от общественных организаций можно видеть в следующем:

1) в партии может быть лишь индивидуальное членство физических лиц, в то время как в общественных организациях возможно членство иных общественных объединений - юридических лиц;

2) в партию входят лишь граждане Российской Федерации, уставы общественных организаций допускают членство иностранцев;

3) партия является только федеральной организацией, в то время как общественные организации могут быть по территории деятельности федеральными, межрегиональными, региональными и местными (т.е. существовать в муниципальных образованиях);

4) партия должна быть зарегистрирована Федеральной регистрационной службой, а существование общественных организаций Закон допускает без юридической регистрации.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает категорию «союзы (ассоциации) общественных объединений». Их создают общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Зеленецкий А.С. Политические партии в современном демократическом правовом государстве // Новый юридический журнал. 2010. №3.

Таким образом, политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти. Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности, отсутствии общегосударственной обязательной идеологии, многопартийности и возможности быть беспартийным.

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление.

Результатом многолетней работы по организации местного самоуправления в XX веке в европейских государствах стало принятие в 1985 году в форме конвенции Европейской хартии местного самоуправления.

Российской Федерацией она была ратифицирована в соответствии с федеральным законом Российской федерации от 11.04.98 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».

Статья 3 Хартии гласит, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом».

Принятый в 2003 г. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных российским законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Как видно европейский законодатель приоритет в способности и ответственности за дела возлагает на органы местного самоуправления, а российский законодатель -- на население муниципального образования.

На сегодня в умах российских законодателей пока не сложилось четкой и ясной картины местного самоуправления, что зачастую приводит к неразберихе, путанице в нормативном регулировании в муниципальных образованиях, принятии (издании) противоречащих федеральному и региональному законодательству нормативных правовых актов органами местного самоуправления.

Для преодоления указанных противоречий необходимо:

Привести в соответствие с международными требованиями Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросах определения юридической сути местного самоуправления (природы, объекта и субъекта);

На основании юридической формулировки местного самоуправления определиться с вопросами, не подлежащими регулированию органами местного самоуправления. Хачатурян Б.Г. Понятие местного самоуправления, - или почему «буксует» организация местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2009. №1. С.126-132.

Итак, нормы, закрепленные в Конституции России и характеризующие ее как демократическое государство, на практике сегодня реализуются не в полной мере, а иногда и грубо нарушаются. Это свидетельствует о том, что не созданы еще условия, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства могут быть в полной мере реализованы.

2. Правовое государство

Конституция РФ провозглашает Россию правовым государством (ст. 1 Конституции РФ).

Главное в идее правового государства - его связанность правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.

Определение российского государства как правового большинство правоведов считает скорее направлением его развития, целью, к которой оно стремится, нежели уже достигнутым результатом.

В основу современной российской доктрины правового государства положен принцип верховенства Конституции и примата права. Эта позиция находит подтверждение в самой Конституции. Так, согласно п. 2 статьи 15 Конституции РФ, помещенной в главе первой «Основы конституционного строя», органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Конституция представляет собой фундамент правопорядка, основу конституционных и других отраслей права.

Важной задачей становится обеспечение целостности законодательной системы, стабильности и динамизма ее развития. Оптимальное сочетание стабильности и динамизма законодательства на любом этапе общественного развития играет важную роль в реализации принципа законности, особенно в период реформирования общества. Для успешного проведения реформ требуется, с одной стороны, быстрое развитие законодательства, чтобы оно не только отвечало требованиям совершенствования экономики, политических и социальных основ общества, но и опережало сложившееся реальное состояние общественных отношений, создавало условия для более успешного решения задач, которые могут возникнуть в будущем. С другой стороны, необходимо закрепление достигнутого, его сохранение и упрочение. Перекос в ту или другую сторону может оказаться, в равной мере, вреден.

Найти оптимальный баланс в этих условиях - искусство законодателя. К сожалению, следует констатировать, что российскому законодателю достигнуть такого баланса пока не удается. В принятые законы вносится много изменений. Нарушаются сроки введения их в действие, затягиваются сроки разработки нормативных актов. Имеют место факты, когда, внося изменения в тот или иной закон, законодатель «забывает» внести соответствующие поправки в смежный закон, регулирующий аналогичные или близкие по содержанию общественные отношения. Журавлев М.П. Стабильность и динамизм законодательства как условие обеспечения законности в правовом государстве // Ленинградский юридический журнал. 2008. №1. С.50-59.

Подобные несогласованности, нестыковки в законах, нарушения принципа системности законодательства свидетельствуют о поспешности в подготовке проектов нормативных актов, низком уровне профессиональной подготовки их разработчиков.

Принцип стабильности законов заложен в Конституции РФ. Сама она - гарант стабильности законодательства. В стабилизации и совершенствовании законодательства может сыграть важную роль правовая наука: как в разработке стратегии развития законодательства, так и в подготовке проектов конкретных законов. В этом отношении пользу могла бы принести научная экспертиза проектов законов, в частности, на их коррупционность, системность, согласованность между собой, что будет способствовать решению задач построения демократического правового государства с высоким уровнем законности и правопорядка.

Таким образом, на современном этапе в России идет становление правового государства. Основные принципы заложены в Конституции России и находят свое отражение в текущем законодательстве. К сожалению, законотворческий процесс сегодня не идеален и приводит к ошибкам. В Российской федерации отсутствует эффективная защита человека от произвола государства. До сих пор многие из государственных и муниципальных органов не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом. Поэтому построение в России правового государства потребует больших усилий и времени.

3. Федеративное устройство

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами -- в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М. : Норма, 2007, 784 с.

Образование Российской Федерации несколько отличается от ныне существующих в мире федераций. Она носит не договорно-конституционный или договорный характер, а конституционно-правовой характер. Это обусловлено тем, что республики, входящие в состав РФ, не являются ее учредителями, а, напротив, РФ создала Татарстан, Башкортостан, а также все другие формы национальной государственности в ее составе. Их учредительная власть является производной от федеральной власти. Журавлев А., Комарова В. Федерация и суверенитет в России // Право и жизнь. 2000. №30.

В статье 5 Конституции России указано, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, а также провозглашается равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это есть принципы федерализма Российской Федерации.

Таким образом, Конституция РФ утверждает суверенитет России, а не суверенитет республик, входящих в ее состав, так как в федерации суверенитет выступает прежде всего как единство государства, единство власти. Как ни странно, но жизнеспособность федерализма покоится на унитарной идее -- идее единства и целостности государства. Журавлев А., Комарова В. Федерация и суверенитет в России // Право и жизнь. 2000. №30.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации, и национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Таким образом, в составе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования. При этом автономия осуществляется только в административной форме.

Следует отметить, что закрепление в Конституции РФ федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 608 с.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституций, называется конституционным строем...

Основы конституционного строя

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.1). Российская Федерация есть демократическое государство Его демократизм находит выражение, прежде всего в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную...

Основы конституционного строя Германии

«Федеративная Республика Германия (ФРГ) - демократическое, правовое, социальное, федеративное государство, с республиканской формой правления - парламентская республика»[ Автономов А.С...

Основы конституционного строя как институт конституционного права

В современной науке государственного (конституцион-ного) права все чаще используется понятие «конституци-онный строй». Оно фиксирует строго определенную, ос-новополагающую часть социальных отношений...

Основы конституционного строя РФ. Граждане как субъекты гражданского права

Конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. По мнению О.Г. Румянцева...

Понятие и содержание основ конституционного строя РФ

В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны...

Политические основы конституционного строя составляют закрепленные в гл. 1 Конституции РФ принципы, характеризующие подчиненный праву механизм осуществления публичной власти в государстве, взаимоотношения органов власти с гражданами в связи с реализацией последними своих прав и обязанностей.

[ГПц Для справки

Слово «политика » происходит от греческого polis, что значит «государство». Главный вопрос политики - вопрос об отношении к власти, участии народа в делах государства, возможности влиять на реализацию его задач и функций.

На механизм осуществления публичной власти и реализации прав и свобод личности оказывает влияние соотношение действующих в государстве политических сил. Политические основы конституционного строя России направлены на поддержание стабильности, устойчивости баланса политических сил и национального согласия.

Политические основы конституционного строя России уже были перечислены в предыдущем параграфе: демократическое государство; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; республиканская форма правления; разделение властей и др.

Это интересно

Конституция РСФСР 1978 г. содержала главу «Политическая система», в которой закрепляла принципы народовластия, демократического централизма, социалистической законности, участия общественных организаций, трудовых коллективов в выработке политики государства и управлении государственными и общественными делами, руководящей роли коммунистической партии.

Демократическое государство. Характеристика Российского государства как демократического закрепляется в ст. 1 Конституции РФ, определяющей конституционный облик России - форму государства. Демократия обычно понимается как политическая форма осуществления государственной (публичной) власти в обществе, основанной на принципах народовластия, свободы личности и уважения прав человека, гражданского контроля над органами публичной власти. Провозглашение России демократическим государством предопределяет содержание многих конституционных норм, отражающих, по сути, признаки демократии:

  • 1) легитимный характер политической власти и законность ее действий;
  • 2) наличие представительных органов, формируемых на основе всеобщих свободных и периодичных выборов;
  • 3) реальное осуществление политических и иных прав и свобод человека;
  • 4) защищенность человека от произвола и беззакония;
  • 5) отсутствие единой, обязательной для всех членов общества официальной идеологии;
  • 6) свобода СМИ, отказ от цензуры;
  • 7) существование парламентских и оппозиционных политических партий, профсоюзных, молодежных, женских и других общественных объединений;
  • 8) учет интересов меньшинства, национальных и иных особенностей населения;
  • 9) гражданский контроль за деятельностью органов власти;
  • 10) разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Указанные признаки демократии находят воплощение не только в политических основах конституционного строя, но и в других основах - социально-экономических и культурных.

Демократическое государство должно способствовать развитию политической активности граждан, их самореализации, участию в политической, экономической и других сферах жизни общества. Демократическое государство стремится к гражданскому миру, к согласованию интересов различных социальных слоев, к оптимальному сочетанию интересов личности и государства, ограничению своего вмешательство в жизнь граждан. Государство выступает арбитром в социальных конфликтах, обеспечивает защиту прав личности, а в необходимых случаях - привлечение к ответственности.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью характерно только для демократического государства. Данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ как одна из основ конституционного строя России, представляющих систему ценностей. Государством признается много ценностей - демократия, федерализм, разделение властей, плюрализм и пр., но только права и свободы человека является единственно высшей и приоритетной ценностью. Следовательно, весь государственный механизм связан этой ценностью и подчинен ей.

Исходя из этой идеи Конституция РФ закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ исходит из того, что государство не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Эти права принадлежат людям от рождения и не могут приобретаться от государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает создание условий для их реализации и защиты, недопустимость незаконного вмешательства или ограничения свободы индивида. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации осуществляются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Республиканская форма правления Российской Федерации закреплена в ст. 1 Конституции и означает, что высшие органы государственной власти избираются (Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)) либо формируются представительным органом (Правительство РФ).

Признаками республиканской формы правления по Конституции РФ являются:

  • 1) отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;
  • 2) ориентация государственного строя на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка;
  • 3) создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;
  • 4) формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок 1 .

Конституция не уточняет разновидность республиканского правления. С формально-юридической точки зрения Россию можно охарактеризовать как президентско-парламентскую республику с доминирующим положением главы государства - Президента РФ.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную предусмотрено ст. 10 Конституции РФ. Органы каждой из ветвей государственной власти действуют самостоятельно в рамках установленной Конституцией и законом компетенции, не вмешиваясь в полномочия другой и не подчиняясь ей. Целью осуществления разделения властей является обеспечение сбалансированности полномочий и исключение сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

Это интересно

В дореволюционной юридической литературе использовался термин «распределение властей». Советская теория и практика государственного строительства отвергала принцип разделения властей, провозглашая принадлежность власти Советам народных депутатов. Впервые в России принцип разделения властей официально был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.

Разделение властей предусматривает не только функциональную специализацию органов государственной власти, но и взаимодействие, а также взаимное уравновешивание властей посредством «системы сдержек и противовесов». Данная система позволяет органам власти конструктивно сотрудничать в целях обеспечения более эффективного управления. Содержательное наполнение принципа разделения властей раскрывается в гл. 4-7 Конституции РФ, закрепляющих статус Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных судов. Понимание данного принципа осуществляется с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Единство государственной власти органично сочетается с конституционным принципом разделения властей, поскольку любая из функций органов государственной власти - законодательная, исполнительная или судебная - является функцией по осуществлению единой государственной власти. Компетенция органов власти в совокупности охватывает все функции государства, что свидетельствует о единстве государственной власти.

Это единство обусловлено принадлежностью всей власти в Российской Федерации исключительно ее многонациональному народу и обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права человека.

Государственный суверенитет. Единство системы государственной власти выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации. Под государственным суверенитетом понимается свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, на международной арене.

Для справки

Слово «суверенитет » происходит от лат. supraneitas (supra - выше) и буквально означает свойство власти, в силу которого она является высшей, т.е. ее верховенство.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Верховенство власти выражается в том, что она «определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан» 1 . Государственная власть является единственной политической властью, обладающей правом от имени народа издавать общеобязательные акты и требовать их исполнения, включая применение принудительных мер. Выражением верховенства государственной власти является верховенство на территории России Конституции РФ и федеральных законов. Все иные акты, включая конституции, уставы и законы субъектов РФ, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Суверенная государственная власть характеризуется независимостью , которая означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

В Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР, Россия определяется как суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

Государственный суверенитет неделим, им не обладают субъекты РФ.

Суверенитет государства небезграничен. Государство связано нормами международного права, ограничено конституцией и правами человека.

Н-д Судебная практика

Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П).

Идеологическое и политическое многообразие, многопартийность - важные составляющие конституционного строя.

Демократический конституционный строй предполагает идеологическое многообразие, которое означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, концепций, идеологий. В Конституции РФ устанавливается запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13). В этом проявляется гуманистическая сущность демократического государства, обеспечивающего свободное выражение индивидом своего мнения, терпимость по отношению к другим взглядам. Свобода мысли и слова не должна быть направлена на разжигание социальной, расовой, национальной и иной вражды.

Для справки

Идеология - система идей и взглядов (политических, правовых, религиозных и др.), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.

Идеологическое многообразие обусловлено многонациональным и многоконфессиональным составом населения, разнообразием социальной структуры общества и другими факторами.

Разные социальные группы населения для выражения своих взглядов и защиты интересов могут объединяться в общественные объединения, включая политические партии. Возможность различных партий и иных политических сил законными средствами бороться за власть, активно участвовать в общественной жизни страны, влиять на проводимую государством политику, на содержание принимаемых им решений характеризуется как политическое многообразие (плюрализм). Политический плюрализм создает условия для эффективного народовластия, «легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма» 1 .

Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Федерализм признается одной из основ конституционного строя и характеризуется сложным государственным устройством России. В составе Российской Федерации находится 85 субъектов, среди которых республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, которые Конституция признает равноправными (ст. 5).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на следующих принципах:

  • государственная целостность;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов РФ;
  • равноправие субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Государственная целостность означает единство сложносоставного государства, его территориальную неприкосновенность, единство государственно-правовой системы, единое гражданство РФ, единое экономическое пространство, запрет одностороннего выхода субъекта РФ из состава России или изменения его конституционного статуса.

Единство системы государственной власти подразумевает наличие единой системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. В эту систему входят федеральные государственные органы (Президент, законодательный, исполнительные и судебные органы), а также государственные органы всех субъектов РФ. Каждый орган государственной власти обладает собственными полномочиями, через совокупность которых реализуются функции государства.

Единство системы государственной власти предопределено тем, что единственным источником власти является многонациональный народ. Обеспечивается единство государственной власти обязательностью и верховенством Конституции РФ и федерального законодательства, а также субординационным единством органов исполнительной власти в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного с субъектами РФ ведения (ч. 2 ст. 77).

Система органов государственной власти основана не только на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, но и принципе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ , который Конституция признает одним из принципов федерализма. Конституция РФ, федеральные законы устанавливают рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов РФ. Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В Конституции предметы ведения РФ определены в ст. 71, предметы совместного ведения РФ и ее субъектов - в ст. 72. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Более детальное разграничение полномочий органов государственной власти осуществляется федеральными законами на основе Конституции РФ.

Судебная практика

«Подписание Федеративного договора или договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней не превращает Российскую Федерацию в конституционно-договорную или договорную федерацию» (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П).

Равноправие и самоопределение народов РФ провозглашается как один из конституционных принципов российского федерализма. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии экономики, культуры, социальной сферы и др. Равноправие народов не исключает особой государственной поддержки отдельных народов в силу особенностей их географического положения, экономического, социального, духовного развития. В России проживает свыше 60 малочисленных народов, почти половина из которых не имеет каких-либо территориальных образований (алеуты, ительмены, юкагиры и др.).

^ Например, Конституция РФ особо гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69). Положения международных актов отражены и в российском законодательстве - законах «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и т.д.

Народы РФ (нации, народности) пользуются равными правами на самоопределение, т.е. имеют право свободно устанавливать свой политический статус (избрание формы своей государственности) и обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Многие народы России реализовали свое право на самоопределение посредством объединения на своей территории в республики, автономную область и автономные округа.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 ноября 1970 г., закрепляет приоритет государственной целостности и прав человека, запрещая использовать ссылки на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. В Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий данной территории без различий расы, вероисповедания и цвета кожи. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

В России самоопределение народов может осуществляться не только через институты национальной государственности, но и посредством национальнокультурной автономии, представительства в Совете Федерации и др.

Равноправие субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти гарантируется установлением Конституцией РФ единых для всех субъектов РФ перечней предметов ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 71 и 72). Вместе с тем равноправие субъектов РФ не исключает особенностей правового регулирования в отношении тех или иных субъектов.

^ Например, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами данных субъектов РФ, в то время как в отношении других субъектов указанные параметры заданы федеральным законом.

К политическим основам конституционного строя относится самостоятельность местного самоуправления. Местное самоуправление рассматривается как проявление народовластия, один из элементов политической системы общества, благодаря которому наряду с общегосударственными гарантируются и местные интересы, непосредственно связанные с решением вопросов обеспечения жизнедеятельности населения отдельных муниципальных образований.

Это интересно

В СССР органы местного самоуправления рассматривались как местные органы государственной власти.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Они формируются гражданами для решения вопросов местного значения и обладают обширными полномочиями: разработка и утверждение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, организация проведения местных референдумов и выборов, охрана общественного порядка, организация социально-бытового обслуживания населения и др.

Мнения ученых

Местное самоуправление должно рассматриваться не только как институт публичной (муниципальной) власти, но и как выражение муниципальных институтов гражданского общества .

Конституция РФ объявляет Россию правовым государством (ст. 1), которое характеризуется прежде всего подчинением праву, Конституции и законам , признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, защитой человека от произвола публичной власти. Данный принцип следует рассматривать как целевое указание, перспективу будущего развития государства.

(РГЦ Для справки

Основоположником теории правового государства считается И. Кант, однако термин «правовое государство» в его трудах не употреблялся. Данный термин ввели в научный оборот в начале XIX в. немецкие ученые К.Т. Волькер и Р. Моль. В дореволюционной России среди сторонников правового государства были Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин и др. Известный государствовед Б.А. Кистяковский писал: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав».

Основные признаки правового государства:

  • верховенство права;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • защита прав и свобод человека и гражданина, возмещение вреда, причиненного им публичной властью;
  • разделение властей;
  • независимость суда;
  • признание общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ частью российской правовой системы.

лНЬ Судебная практика

$||в> «Правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах» (Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г.).

Правовым может быть только такое государство, в котором обеспечено верховенство права, прежде всего конституции и законов. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Наиболее важные сферы общественных отношений регулируются Конституцией и законами - основы конституционного строя, основные права и свободы личности, государственное устройство, формы собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления деятельности общества и государства. Подзаконные акты служат реализации Конституции и законов.

В правовом демократическом государстве принцип гласности и открытости обязывает публичную власть официально опубликовывать не только законы, но и любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Данные акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В России немало сделано для реализации принципа правового государства, однако подлинного верховенства права, подчинения ему государства, ответственного поведения власти и граждан еще не достигнуто.

  • См.: Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008. С. 49-69.

(ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - от греч. demos - народ, kratos - власть - и означает «демократия»).

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственная власть - не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (см. ст. 12 Конституции РФ).

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

2. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

3. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.


4. Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, - сказано в Конституции (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, поскольку в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы, объединения и сообщества граждан.

Правовое государство.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.

Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам государства и составляют основу всей системы права.

Федеративное государство.

Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. Таким образом, можно сказать, что государственное устройство - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства. Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации.

С учетом изложенного можно сказать, что государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

Суверенное государство.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Следовательно, верховенство государственной власти - это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве власть всегда ограничена правом.

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Республиканская форма правления.

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя.

И тем не менее республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Дело в том, что для монархии ее конституционный вариант - такое же искажение ее сути, как для республики - вариант тоталитарный. Поэтому конституционная монархия гораздо ближе по своему существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. И наоборот, тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.

В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.



Просмотров