Субъекты инкорпорации. Систематизация законодательства. Различают инкорпорацию официальную, официозную неофициальную. Полномочия инкорпоратора. Хронологическая инкорпорация. Предметная инкорпорация

Инкорпорацию как форму систематизации законодательства классифицируют по различным основаниям.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства выделяют официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную инкорпорацию. Курдюкова З.Н. Теоретические аспекты инкорпорации как формы систематизации законодательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/7_NITSB_2013/Pravo/8_129326.doc.htm. (Дата обращения: 24.03.2014)

Официальная инкорпорация осуществляется от имени, по поручению или с санкции правотворческого органа, который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание или Свод законодательства. В данном случае Собрание или Свод законодательства носит официальный характер, то есть приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов. Шопина О.В. Основные критерии классификации правовых актов // Вопросы теории государства и права. - 2003. - № 4. - С. 89 На материалы Собрания или Свода можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы.

Составление официальных Собраний, Сводов законодательства сопровождается большой подготовительной работой. Выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части. В другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы.

Официозная, или полуофициальная, инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции). В данном случае правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными или частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, то есть теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют данную деятельность по собственной инициативе. Примером тому являются сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, директоров и т.д.

Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства представлены неофициальной инкорпорацией.

Собрания законодательства по расположению в них материала подразделяются на хронологические и систематические документы.

В хронологических собраниях законодательства нормативные акты располагаются последовательно по датам издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях - в «Собрании законодательства РФ», в «Российской газете», бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания. В каждом разделе акты располагаются по предметному принципу - по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (например, имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри разделов акты располагаются в хронологическом порядке.

Систематические собрания являются более эффективными для правотворческой, правоприменительной и иной деятельности, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя нормативные предписания.

Инкорпорация может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. В этом случае выделяют генеральную (полную) инкорпорацию и частичную инкорпорацию.

Генеральная (полная) инкорпорация - это вид инкорпорации, при котором в собрание включается все законодательство государства или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта Российской Федерации и т.д.

При частичной инкорпорации собрания и сборники нормативных правовых актов составляются по определенным вопросам, по определенной сфере государственной деятельности, отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Издание Свода законов Российской Федерации является необходимой предпосылкой создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства.

6 февраля 1995 года был принят Указ Президента Российской Федерации «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». Литягин Н.Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Журнал российского права. - 1999. - № 11. - С. 38 В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, нормативно-правовой массив, являющийся объектом инкорпорации, может быть организован и упорядочен различными способами, зависящими от того, какой признак положен в основу инкорпорации, и какая цель при этом преследуется. Все виды инкорпорации преследуют цель - обеспечить пользование законодательством.

Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации -- инкорпорацию, консолидацию, кодификацию, некоторые авторы выделяют ещё один вид систематизации - учёт.

Учет

Учет - это сбор государственными органами, юридическими и физическими лицами необходимых для их деятельности НПА и поддержание их в контрольном состоянии, а также обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах.

Круг актов подлежащих учету в каждом конкретном случае определяется практическими, информационными потребностями. Взятые на учет акты поддерживаются в контрольном состоянии, это означает, что в них вносятся сведения о всех последующих официальных изменениях и дополнениях.

Виды учета НПА:

  • 1. ручной
  • 2. полумеханизированный
  • 3. механизированный
  • 4. автоматизированный

Процесс создания системы с ручным поиском включает в себя следующие этапы:

  • 1. Выявление круга вопросов по которым должен осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации
  • 2. Анализ поступивших на учет нормативных актов с целью выявления в них тематических вопросов предусмотренных предметом регулирования, либо отраслью права
  • 3. Фиксация, выявление в актах тематических вопросов (журнал или карточки).

Инкорпорация

Инкорпорация - это вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке -- алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.№

Для инкорпорации характерны следующие черты:

  • 1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
  • 2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации, и частные лица;
  • 3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
  • 4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;
  • 5) внешняя обработка заключается в том, что:
    • а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
    • б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
    • в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.

Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой:

Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены такие коррективы. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт.

Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация - утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации - это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно - правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР. Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг., “Бюллетень нормативных актов” министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации.

Неофициальная инкорпорация - производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях), то есть неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические.

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно - правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно - правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны для эффективной выдачи информации для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний, как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Инкорпорация преследует, прежде всего, цель обеспечить пользование законодательством.

Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 7.3. Инкорпорация законодательства

§ 7.3. Инкорпорация законодательства

Инкорпорация законодательства - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.

Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.

История создания различного рода сборников и собраний правовых актов в России имеет древние корни и довольно интересна и поучительна.

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России были предпринята еще в XI - XII веках, в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Позднее Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII века Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX века оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX века, проведенной под руководством известного юриста того времени М.М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 года.

Свод законов в России был издан в 1832 году и состоял из 15 томов. В него было включено около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. В него вошли все действующие законодательные акты, исходящие от царя, нормативные акты, принятые Сенатом, министерствами, Святейшим Правительственным Синодом.

В 60 - 70-х годах были подготовлены и изданы Систематическое Собрание законодательства СССР в пятидесяти томах и соответствующие собрания в союзных республиках. В них вошли расположенные по предметному принципу все действующие на момент издания собраний законодательные акты и нормативные решения правительств соответственно СССР и союзной республики. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х годах Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).

Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства РФ общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку.

Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х годов, характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х годах Свод законов РСФСР.

Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х годах.

Неофициальная инкорпорация осуществляется федеральными министерствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативных акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании законодательства Российской Федерации", газетах "Парламентская газета", "Российская газета", "Российские вести", бюллетенях нормативных актов органов исполнительной власти или муниципальных органов и др.).

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо выросли, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов РФ. Его издание - это необходимая предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства. Как известно, подготовительные работы по подготовке вышеуказанного Свода уже начались. Принят Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. № 94 "О подготовке к изданию Свода законов РФ". В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты (разумеется, кроме официально признанных секретными). Только при этом условии он может быть достоверным источником законодательства.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов РФ. Так, на основе Распоряжения Мэра г. Москвы от 4 августа 1998 г. № 799-РМ "О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы" начата интенсивная работа по отбору нормативных актов для помещения в Собрание. Ныне уже издан первый том Собрания.

Такое Собрание создается как официальное издание нормативных актов г. Москвы, включающее законы г. Москвы, нормативные постановления Московской городской Думы и Правительства г. Москвы, правовые акты нормативного характера Мэра столицы. В него должны быть помещены также подлежащие применению нормативные акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти г. Москвы. Собрание создается как систематизированный, полный, постоянно обновляющийся сборник нормативных актов столицы.

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

1. Возникновение антимонопольного законодательства Начало развитию антитрестовского законодательства США положил антитрестовский институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. этому примеру последовал штат Канзас и еще пять штатов, принявших законы, которыми объявлялись

Из книги Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Статья 55. Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда [Ст.55 наименование в редакции ЗП169 от 11.07.12, MO160-164/03.08.12 ст.545] (1) Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда [Ст.55

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Из книги автора

Мониторинг законодательства Жилищное законодательство – живая, развивающаяся система: ежегодно принимаются новые правовые акты, вносятся поправки в уже действующие, утрачивают силу устаревшие нормы. С начала 2011 г. вступили в действие несколько нормативных правовых

Из книги автора

§ 2. Система законодательства Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права.

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 7.4. Консолидация законодательства С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую дублируют друг друга, а

Из книги автора

§ 7.5. Кодификация законодательства Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также

Из книги автора

§ 8.4. Система законодательства Наряду с системой права в юридической теории существует и другое понятие - система законодательства. Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов

ИНКОРПОРАЦИЯ ИНКОРПОРАЦИЯ (лат. incorporatio) - способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновить содержание правовых актов. Однако И. дает возможность-внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. Различают И. официальную и неофициальную. В текстах международных договоров термин "И." иногда обозначает включение одного государства в состав другого на основе соглашения.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ИНКОРПОРАЦИЯ" в других словарях:

    Включение меньших объектов в состав большего Инкорпорация (бизнес) процесс создания корпорации Инкорпорация (право) вид систематизации нормативных актов Инкорпорация (Билль о правах) правовой термин американского Билля о правах Инкорпорация… … Википедия

    - (ново лат., от in в, и corpus тело). 1) присоединение к государству страны, бывшей самостоятельною. 2) в фармации смешение сухих и жидких веществ в одну массу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    инкорпорация - и, ж. incorporation f. , лат. icorporatio. 1. Включение, присоединение. Сл. 18. В привилегии инкорпорации провинции Прусской в Польше. Ек. II Бум. 282. // Сл. 18. Существует и другая действующая причина в пользу предложения инкорпорации членов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Инкорпорация - (от лат. incorpore) вид (форма) систематизации нормативных правовых актов, который не имеет правотворческого характера и состоит в объединении их по определенному основанию (критерию) в единые сборники. Инкорпорация представляет собой внешнее… … Элементарные начала общей теории права

    ИНКОРПОРАЦИЯ, инкорпорации, жен. (лат. incorporatio) (книжн.). 1. Включение, внедрение в состав чего нибудь (научн.). 2. Присоединение к государству новой территории, представлявшей ранее независимое государство (полит.). 3. Сведение в одно целое … Толковый словарь Ушакова

    Добавление, дополнение, прибавка, прибавок; включение, систематизация, инкорпорирование, присоединение Словарь русских синонимов. инкорпорация сущ., кол во синонимов: 6 включение (33) … Словарь синонимов

    Англ. incorporation А. Включение, присоединение других организаций. Б. В США предоставление фирме статуса юридического лица, корпорации. В. Систематизация законов государства, расположение их в определенном порядке в процессе публикации. Словарь… … Словарь бизнес-терминов

    - (от позднелат. incorporatio включение в свой состав) объединение в одно синтактико морфологическое целое (слово предложение) двух и более основ, автономных по своему лексическому значению. Отношения между этими основами соответствуют отношениям … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. incorporatio присоединение) 1) включение в свой состав, присоединение других организаций; 2) предоставление в соответствии с законом группе лиц статуса юридического лица, корпорации; 3) систематизация законов государства, расположение их … Экономический словарь

    инкорпорация - Включение тест молекул в природные макромолекулы например, И. 5 бромдезоксиуридина в ДНК при тестировании сестринских хроматидных обменов, И. предшественников, меченных радиоактивными изотопами, и т.п. [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо русский… … Справочник технического переводчика

Книги

  • , Нехаева И.Н.. Настоящая монография посвящена методологическим проблемам наук об искусстве - Kunstwissenschaften. Предлагается оригинальное решение возникшего в основаниях современногоискусствознания…
  • Философские этюды об искусстве , И. Н. Нехаева. Настоящая монография посвящена методологическим проблемам наук об искусстве --- Kunstwissenschaften. Предлагается оригинальное решение возникшего в основаниях современного искусствознания…

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

ПОНЯТИЕ ИНКОРПОРАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Е.В. Карнаухова

(научный сотрудник Тюменского юридического института МВД России)

Систематизация нормативных правовых актов (далее - НПА) - явление сложное и многогранное. Для осуществления систематизации используются различные приемы и способы, что привело к выделению ее видов. Вопрос о видах систематизации НПА в теории права не решен однозначно, но представителями всех подходов в качестве одного из видов называется инкорпорация.

Слово «инкорпорация» латинского происхождения, обозначает включение в состав, присоединение. В Словаре иностранных слов инкорпорация применительно к юриспруденции характеризуется как систематизация законов государства, расположение их в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, по отраслям права) без изменения содержания законов .

В юридической литературе выявлен аналогичный подход к осмыслению данного вида систематизации, имеющий длительную историю. Так, еще Е.Н. Трубецкой считал, что «инкорпорация представляет такую обработку законодательства, которая не вносит в нее никаких новых начал. Это - внешняя систематическая обработка действующих узаконений, которая облегчает пользование ими, располагает их в систематическом порядке, но оставляет без изменения их внутреннее содержание» .

Анализ определений инкорпорации, данных в последние десятилетия, показал, что рассматриваемое явление характеризуется преимущественно как вид (форма, способ) систематизации НПА, представляющий собой объединение НПА и извлечений из них в действующей редакции в

различного рода сборники по определенным критериям .

Одним из объектов систематизации являются локальные НПА - письменные документы определенной формы - подзаконные акты компетентных субъектов правотворчества организации (учреждения, предприятия), предназначенные для регулирования внутриорганизационных отношений, отличающиеся оперативностью принятия, внесения изменений. Как и другие виды НПА, они могут быть объединены в сборники. Существенного расхождения во взглядах авторов, исследовавших инкорпорацию локальных НПА, нет , поэтому приведем харак-теристику понятия, данную С.И. Архиповым, который наиболее полно исследовал систематизацию локальных НПА. По его мнению, инкорпорация является одной из основных форм упорядочения локального нормативного материала путем «... его обработки и объединения на основе определенных критериев и установленной схемы в сборник (сборники) актов предприятия (организации») . При этом подчеркивается, что объединение нормативного материала происходит без внесения в него правотворческих изменений, дополнений .

В целом с такой характеристикой инкорпорации следует согласиться. Понятие «форма систематизации» часто используется как синоним понятия «вид систематизации». Однако исходя из того, что форма есть способ существования содержания (в данном случае инкорпорируемого материала), служащий его выражением ,

Юридическая наука и правоохранительная практика более подходящим представляется название инкорпорации видом систематизации, результаты которой имеют форму сборника, собрания или свода НПА. Результаты инкорпорации локальных НПА, как правило, выражаются в форме сборников. Следует отметить что, инкорпорации на локальном уровне, как части более общего правового явления, присущи его основные черты. Однако имеются и некоторые особенности, обусловленные объектом и субъектами систематизации. Ниже предлагается характеристика инкорпорации локальных НПА именно как части инкорпорации НПА вообще, с выделением отличительных черт.

Будучи сложным правовым явлением, инкорпорация подразделяется на подви-ды, причем по разным основаниям. Одна из наиболее полных классификаций предло-жена в монографии под редакцией

А.С. Пиголкина .

1. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний НПА различают инкорпорацию:

Официальную, осуществляемую от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа. Кроме того, этот орган официально утверждает или иначе одобряет собрание или свод, на которые можно ссылаться как на источники официального опубликования НПА. В качестве примера можно привести Собрание действующего законодательства города Москвы, которое «.представляет собой официальное издание Правительства Москвы и Московской городской Думы» ;

Официозную (полуофициальную), также осуществляемую по поручению правотворческого органа специально уполномоченными органами. Однако впоследствии сборники или собрания не получают официального утверждения или одобрения право-творческого органа и, соответственно, официального характера (например, Системати-ческое собрание действующего законодательства РСФСР);

Неофициальную, осуществляемую ведомствами, организациями, издательствами и т.д. по собственной инициативе. Соответственно неофициальные сборники

НПА не являются официальными источниками права (например, Экологическое право России: Сборник нормативных правовых актов и документов).

Нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 44 организации, учреждения, предприятия городов: Белгород, Воронеж, Екатеринбург, Краснодар, Москва, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Саратов, Тюмень, Челябинск, а также городов и сел Тюменской области. Его результаты позволили выявить следующее: инкорпорация локальных НПА недостаточно распространена (положительный ответ дали 38,63 % респондентов; при этом 25 % из них отметили, что инкорпорация является официальной, 13,63 %

Неофициальной). Кроме того, выявлено смешение локальных, местных и региональных НПА, т.к. в качестве примеров сборников локальных НПА были приведены Сборник постановлений и решений главы города и Сборник законов области соответственно. Несмотря на положительные ответы респондентов из гарнизонного военного суда и районной прокуратуры на вопросы об инкорпорации локальных НПА, представляется необходимым усомниться в том, что данный вид систематизации в названных учреждениях осуществляется. В первом случае сборниками локальных НПА названы наряды, книги, журналы, во втором - наряды. Приведенные ответы в число положительных не включены.

2. По способу расположения материала различают хронологическую и систематическую инкорпорацию. При хронологической инкорпорации НПА располагаются в соответствии с датами их принятия (например, Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР). При систематической инкорпорации НПА размещаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, а внутри разделов - по предметному критерию (по отраслям и институтам права, сферам деятельности). Примером может служить Свод законов СССР.

Возможно также сочетание хронологического и предметного критериев, когда

разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

При заполнении анкет должностными лицами организаций, учреждений, пред-приятий были выбраны хронологический (11,36 % ответов) и тематический критерии расположения материала (31,81 % ответов); вид локального НПА назван в 1 анкете, что составляет 2,27 % ответов. Не отказываясь от мысли о значимости любых действий, предпринимаемых для систематизации локальных НПА, прокомментируем данные ответы следующим образом. Традиционна точка зрения, согласно которой хронологическая инкорпорация является основой систематической, предшествует ей. Однако было высказано справедливое мнение о том, что «.при определенных условиях, в частности, когда объем законодательного материала, подлежащего систематизации, не столь уже велик, можно себе представить составление систематического собрания законодательства и без предварительного создания хронологического собрания законодательства» . Думается, такой подход применим и к упорядочению локальных НПА, хотя количественные и качественные особенности внутриоргани-зационного нормативного правового материала не позволяют выйти на уровень систематической инкорпорации.

Кроме того, хронологические сборники менее удобны для пользователей, при их составлении трудно выявить пробелы и дублирование в правотворчестве. А если в организации (учреждении, на предприятии) ведется систематизированный учет и информационно-поисковая система (справочный аппарат), разработанная для фонда локальных НПА, позволяет осуществлять поиск документов по датам их принятия, то навряд ли целесообразно издавать сборники, в которых материал расположен по хронологии. По поводу таких сборников локальных НПА Т.В. Кашанина заметила, что они, как правило, «.представляют собой лишь первый опыт систематизации нормативных актов предприятия» .

Большое распространение тематических сборников локальных НПА было отмечено еще в 80-е гг. прошлого века С.И. Архиповым, который связывал это с особенностями локального нормативного правового материала и приоритетом субъектно-функционального принципа систематизации над другими. Он писал, что «для непосредственных исполнителей, адресатов норм удобнее пользоваться актами и сборниками, где нормативные положения, регулирующие их деятельность, объединяются в одном месте. Из опрошенных нами 30 руководителей юридических служб (юрисконсультов) предприятий Свердловской области 16 (53,3 %) отметили целесообразность упорядочения внутриорганиза-ционных норм с учетом (на основе) видов деятельности, осуществляемых предприятием, его подразделениями и работниками» .

Распределение локальных НПА в зависимости от видов актов нельзя оценивать однозначно. Зная наименование НПА, включающее его вид, легко найти документ. Но если объем сборника значителен, то одни разделы (например, устав, графики) будут легко обозримы, другие - нет (например, положения, приказы).

3. В зависимости от объема охватываемого материала различают генеральную (полную) и частичную инкорпорацию. Последнюю называют также выборочной или специализированной . Генеральной (полной) инкорпорация считается, когда «.в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д.», а частичной - «когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам» . Исходя из этого, полной будет и инкорпорация всех локальных НПА организации, учреждения, предприятия, а частичной - подготовка тематического сборника.

Согласно результатам проведенного анкетирования, полная инкорпорация

Юридическая наука и правоохранительная практика осуществляется в 18,18 % организаций, учреждений, предприятий, частичная - в 20,45 %. Между тем С.И. Архипов подверг сомнению возможность осуществления полной инкорпорации на локальном уровне. По его словам, «.даже самые полные собрания внутриорганизационных нормативных актов не охватывают и половины принятых на предприятии, в учреждении, организации нормативных положений. Это связано, как представляется, с большой интенсивностью, динамичностью локального нормотворчества, с частыми изменениями, дополнениями, вносимыми во внутриор-ганизационные акты, а также с большим количеством принимаемых здесь временных нормативных положений» . Сборники локальных НПА, как и другие, подлежат обновлению. Поэтому динамичность локального правотворчества не может быть помехой проведению полной инкорпорации. Важно верно определить периодичность обновления и выбрать удобную для внесения изменений и дополнений форму издания сборника. Проблема временных нормативных положений имеет место при отборе НПА, независимо от их вида, и может иметь различные решения.

4. В зависимости от метода обработки НПА инкорпорация может быть простой («.из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц») и сложной («.наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты») . По поводу осуществления сложной инкорпорации необходимо отметить следующее. Правовое действие НПА может быть прекращено по ряду причин, в том числе в случае принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений; в случае устаревания акта в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали правовому регулированию. То, что такие акты не были своевременно официально

отменены, - недостаток в соблюдении правил юридической техники. Одной из задач систематизации является «расчистка» законодательства, т.е. устранение устаревших и неэффективных правовых норм и НПА в целом. Но они должны быть официально отменены, для этого систематизаторами готовятся перечни НПА, подлежащих признанию утратившими силу. С особым вниманием при осуществлении инкорпорации следует относиться к НПА разной юридической силы, т.к. «.если принимается нормативно-правовой акт, имеющий большую юридическую силу, чем акт, уже регулирующий те же отношения, то это означает, что применяться должен акт, имеющий большую юридическую силу. В случае его отмены необходимо вернуться к тому акту, который не применялся, но не утратил своей юридической силы» .

Деятельность по подготовке и изданию сборников (собраний) НПА представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов. Различными авторами выделялось разное количество этапов . Однако по сути подходы очень близки и включают отбор, анализ НПА, внешнюю обработку включаемых в сборник актов, формирование сборника. Соглашаясь с обоснованностью выделения названных выше этапов, представляется необходимым добавить предварительный этап, а также заключительный этап - обновление сборника, содержание которых будет рассмотрено ниже.

Следует заметить, что качественная, высокого уровня инкорпорация возможна только при налаженном систематизированном учете НПА. Между тем из результатов анкетирования следует, что лишь в 29,41 % организаций, учреждений, предприятий, в которых осуществляется инкорпорация, учет локальных НПА организован в полном объеме. С большой долей уверенности можно предположить, что в большинстве случаев либо усложняется осуществление первого этапа инкорпорации, либо готовые сборники отличаются неполнотой (даже

при частичной инкорпорации в рамках определенного критерия).

Далее рассмотрим, кем осуществляется инкорпорация локальных НПА. По общему правилу, распространяющемуся и на локальный уровень, в организациях, учреждениях, на предприятиях создаются специальные комиссии и рабочие группы, состав и задачи которых официально утверждаются. В состав комиссии входят руководитель организации, учреждения, предприятия или его заместитель (заместители), руководители подразделений, юрисконсульт. Однако имеются случаи проявления инициативы сотрудниками, заключающиеся в подготовке неофициальных тематических сборников локальных НПА, регламентирующих деятельность того или иного подразделения или определенный круг вопросов (например, связанных с условиями труда и отдыха, трудовым распорядком и т.д.). При этом инкорпорация осуществляется на основе субъективного подхода, без составления плана, обоснования принципов, критериев отбора, без учета теории и практики данного вида систематизации.

Созданная комиссия должна решить ряд задач, которые определяются поставленной перед систематизаторами целью. Наиболее типичными являются следующие задачи:

«1) разработка плана подготовки сборника нормативных положений;

2) определение критериев группировки, объединения нормативного материала, установление схемы сборника, а также схем подлежащих включению в него укрупненных актов;

3) контроль за ходом выполнения предусмотренных в плане работ;

4) рассмотрение и представление руководителю предприятия (если он не входит в состав комиссии) готового сборника и проектов подлежащих включению в него ук-рупненных актов;

5) решение вопросов поддержания сборника в действующем состоянии;

6) рассмотрение других вопросов, возникающих в процессе проведения сис-те-матизационных работ» .

Если предполагается осуществление полной инкорпорации или объединение локального нормативного правового материала, затрагивающего различные направления деятельности организации, учреждения, предприятия, то обязанности по составлению отдельных частей сборника распределяются между соответствующими подразделениями. А в каждом из подразделений создаются рабочие группы во главе с руководителем подразделения. Небольшие по объему и простые по структуре сборники готовятся рабочей группой (без создания комиссии).

Перейдем к рассмотрению этапов инкорпорации.

1. Подготовительный этап. Он включает принятие решения о предстоящей инкорпорации (полная или частичная, хронологическая, тематическая или иная, официальная или неофициальная). Решаются организационные вопросы: создание комиссии, рабочих групп, утверждение их задач, определение структуры сборника, принципов отбора, размещения локальных НПА, порядок обновления. Рассматриваются технические вопросы: количество томов, способ издания (сброшюрованный сборник, в виде тетрадей, на разъемных листах), тираж и т.д.

2. Отбор локальных НПА для включения в сборник. От качества проведенного отбора документов напрямую зависит полнота и качество готовящегося сборника. Начинать осуществление данного этапа, по мнению С.И. Архипова, следует с того, что «на тех предприятиях, организациях, где имеется большое количество актов, принятых двадцать, тридцать и более лет назад и фактически утративших силу, целесообразно, не проводя их отбора и анализа, решить вопрос об отмене всех нормативных документов, утвержденных ранее определенной комиссией даты. При этом за основу может быть взята дата реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) предприятия» . Учитывая динамичность локального правотворчества, с данной точкой зрения можно согласиться, но с той же оговоркой: фактически утратившие силу

Юридическая наука и правоохранительная практика локальные НПА должны быть официально отменены (для чего готовятся перечень и обоснование).

Порядок проведения рассматриваемого этапа определяется тем, инкорпорация какого вида планируется, и заранее определенными частными принципами. По общему правилу, распространяющемуся и на инкорпорацию локального уровня, «акты, подлежащие систематизации, должны отбираться по первоисточникам и регистрироваться в специальной учетной ведомости, где указывается по каждому акту, какое принято по нему решение: включать или не включать его для анализа и, если не включать, то по каким именно основаниям» .

В качестве особенности инкорпорации локальных НПА необходимо отметить следующее. Интерес систематизаторов отличается утилитарностью, ограничен только действующими актами. Их задача - обеспечить актуальной правовой информацией сотрудников организации, учреждения, предприятия. Между тем НПА вышестоящих правотворческих органов, но утратившие юридическую силу, могут быть объектом инкорпорации в исследовательских, учебно-познавательных целях (например, Конституции советского государства).

В процессе отбора локальные НПА подвергаются предварительному анализу, в результате которого ряд актов отсеивается. Теорией и практикой определены принципы отбора, согласно которым не подлежат инкорпорации акты временного действия (определенно-длительного действия). При этом учеными допускаются «.отдельные исключения в отношении актов, имеющих особо важное значение и издаваемых на сравни-тельно длительный срок, а также актов, действие которых систематически продлевается» . Также исключаются акты оперативно-распорядительные; «.акты, направленные на организацию исполнения ранее установленных правил и не содержащие новых норм; акты, действие которых исчерпывается однократным применением, кроме содержащих

поручения об издании нормативных актов и некоторые другие» .

Осложняет отбор то, что многие локальные правовые акты содержат и нормативные, и индивидуальные предписания. Сборники НПА, несмотря на то, что пред-по-лагается их обновление, рассчитаны на длительное использование, поэтому из отобранных в них актов следует исключать индивидуальные предписания. Если же большая часть акта носит ненормативный характер, в сборник должны войти только содержащиеся в нем нормы права в виде извлечений из акта. Иными словами, указанные локальные правовые акты включаются в учетную ведомость или перечень для дальнейшего анализа и внешней обработки.

В сборник могут быть включены также общие и ведомственные НПА. В литературе приведен пример о включении локальных НПА научно-исследовательского института и приказов министерства, закрепляющих за ним определенные направления деятельности, в первый раздел сборника . Подобная практика обоснована С.И. Архиповым . В таком случае границы отбора расширяются, а инкорпорация выходит за рамки локальной.

3. Распределение по разделам отобранных для включения в сборник локальных НПА и их анализ. Данные действия взаимосвязаны. Чтобы осуществить качественный анализ инкорпорируемого материала, необходимо расположить его в соответствии с разработанной схемой сборника. Впоследствии порядок расположения уточняется и может быть изменен. А для того, чтобы распределить нормативный материал, необходимо ознакомиться с содержанием НПА, т.е. произвести их предварительный анализ.

«Необходимость группировки актов по отдельным вопросам возникает уже в самом начале работы, вслед за отбором актов, для проведения их анализа. Но в результате анализа многие акты исключаются... как фактически утратившие свое значение; из ряда актов по тем же основаниям выпадают отдельные статьи, пункты

и другие части. В процессе анализа происходит и некоторое перемещение актов из одного раздела в другой, а также внутри самих разделов. В связи с этим после анализа, когда состав действующих актов уже окончательно определился, необходимо пересмотреть и уточнить произведенную группировку актов. Только на данной стадии работы практически и можно дать всю систему расположения материалов внутри раздела, решить вопрос о том, где и какие должны быть даны извлечения из актов, отсылки к актам.» .

Очевидно, что, если сборник небольшой по объему и не предполагает на-личия структурных единиц, то целесообразнее осуществить полный анализ отобранных локальных НПА, затем внешнюю обработку оставшихся актов и последовательное их размещение.

Наиболее простой является техника составления хронологических сборников. Сами разделы и НПА внутри них располагаются в зависимости от даты принятия, а одинаково датированные акты - по номерам.

Один из главных принципов подготовки тематического (предметно-тематического) сборника - расположение материала в разделе, главе, параграфе и т.д. от общего к частному. Он способствует как последовательности освещения вопроса, так и удобству поиска НПА. В случае предметной инкорпорации акты объединяются по предмету - сфере регулируемых ими отношений, а тематической - соответственно по той или иной теме (вопросу). В качестве одного из вариантов критериев расположения материала внутри рубрик в литературе называется хронология принятия актов.

Глубина анализа НПА зависит от того, инкорпорация какого вида осуществляется. Большей она будет при тематической (предметно-тематической) инкорпорации, меньшей - при хронологической. Независимо от избранного вида инкорпорации локальные НПА проверяются на соответствие актам высшей юридической силы. Анализируя внутриорганизационные подзаконные акты, систематизаторы выясняют также, имеются ли в содержащихся

в них нормах противоречия и несогласованности, выявляют пробелы и излишнее дублирование.

Поскольку инкорпорация пред-

ставляет собой лишь внешнюю систематизацию, то, выявив несовершенства в локальном нормативном материале, систематизаторы не могут самостоятельно их устранить. Они готовят перечень актов, подлежащих отмене; перечень актов, которые следует объединить; перечень актов, которые необходимо привести в соответствие с НПА более высокой юридической силы; проекты локальных НПА, а также обоснование предложений для субъектов правотворчества организации, учреждения, предприятия. Следует отметить, что в перечень подлежащих отмене актов могут быть включены отдельные части НПА, например, «.с поручениями разового характера; срок действия которых уже истек; требующие исполнения отмененных документов; отмененные более поздними документами; формально не отмененные, но фактически замененные (дублирующиеся) в последующих документах пунктами аналогичного содержания; формально не отмененные, но фактически не применимые в связи с изменением реальных условий (например, норма о предоставлении главному инженеру права утверждать отчеты о командировках, тогда как на момент составления сборника эта должность была упразднена)» .

На этом этапе подготовки сборников наиболее ярко проявляются такие общие принципы систематизации, как демократизм, объективность, целесообразность, поскольку те субъекты, которые осуществляют анализ локальных НПА, учитывают собственную практику реализации содержащихся в них правовых норм и могут повлиять на совершенствование локального нормативного материала. Другими словами, максимально приближенными друг к другу оказываются правотворчество, систематизация и реализация права.

После анализа НПА уточняется порядок распределения актов в сборнике. Многие внутриорганизационные подзаконные акты, как и другие виды НПА, посвящены

Юридическая наука и правоохранительная практика нескольким вопросам и по содержанию могут быть отнесены к разным разделам сборника. Текст такого акта помещается полностью в разделе, которому соответствует его основное содержание, а в других разделах приводятся либо извлечения из него, либо отсылки. Замена текста акта отсылкой к нему является техническим приемом, позволяющим сократить объем сборника и сделать более удобной работу пользователей со сборником. «Включение отсылки означает, что в число норм, относящихся к тому или иному вопросу, входят также и нормы, обозначенные в акте, к которому делается отсылка. При размещении материалов в отношении отсылок применяется тот же порядок, что и при размещении полных или взятых в извлечении текстов актов» .

Непрофессионализм систематизаторов в юридической сфере преодолевается при помощи юрисконсультов. С.И. Архиповым названы следующие возможные варианты такой помощи рабочим группам: «1) в форме подготовки заключений о законности систематизируемых внутри-организационных нормативных положений; 2) путем обеспечения рабочих групп необходимой методической литературой и нормативными документами; 3) в форме ознакомления работников с правилами юридической техники и осуществления контроля за их использованием; 4) посредством разъяснения возникающих в процессе анализа сложных вопросов правового характера» .

4. Внешняя обработка включаемых в сборник актов. Как уже отмечалось, создание сборников локальных НПА преследует цель обеспечения сотрудников упорядоченными актами в действующей редакции. Поэтому необходимо включать в сборник акты в действующей редакции: «.удалить из текста отдельные статьи, пункты, абзацы, признанные утратившими силу, и, наоборот, включить. все последующие изменения, дополнения с указанием актов, которыми эти изменения или дополнения внесены; исключить из акта те его части, которые не содержат нормативных предписаний, сделав соответствующие отмет-

ки о причинах такого исключения; изъять сведения о лицах, подписавших акт» . Другие реквизиты (вид акта, название, дату, номер, наименование органа или должностного лица, принявших акт) сохраняются. Задача внешней обработки документов существенно облегчается, если организован систематизированный учет и имеются контрольные экземпляры локальных НПА.

Индивидуально решается вопрос об оставлении или удалении вводной части (преамбулы НПА). Помощь в его решении может оказать следующий тезис: «.если вводная часть (преамбула) содержит мотивы издания акта, не связанные с какими-либо временными условиями и обстоятельствами, и способствует правильному пониманию и применению акта, то она должна быть сохранена в тексте акта. И, уж конечно, должна сохраняться вводная часть, в которой говорится, что акт издан во изменение или в до-полнение какого-либо акта. Если же вводная часть не содержит мотивов, целей издания акта или эти мотивы связаны с какими-нибудь временными условиями, то сохранение ее в тексте помещаемого в собрание акта нецелесообразно» .

5. Формирование сборника. По выражению О. Кулистиковой, весь материал сборника можно разделить на две части: тексты НПА и справочный аппарат (перечни, содержащие дополнительную информацию по ряду вопросов . К моменту формирования сборника все НПА, а также извлечения из них и отсылки занимают свои места в структуре сборника.

Важным элементом в сборнике является система сносок, или подстрочных при-мечаний, которые принято подразделять на три группы: 1) сноски официального характера. Они являются обязательными и включают сведения о правотворческих преобразованиях НПА (признание акта частично утратившим силу, принятие акта во изменение или в дополнение данного акта и др.); 2) сноски, характеризуемые как «граничащие с комментированием законодательства» . Содержащаяся в них информация касается обстоятельств, кото-

рые необходимо учитывать при реализации норм, содержащихся в акте (например, о переименовании, реорганизации учреждения или структурного подразделения); 3) сноски технического характера. Они информируют о месте размещения упоминаемого в тексте акта или о том, что он отменен, и т.д. Такие примечания могут быть даны не в виде сносок, а по тексту акта - против номера исключенной статьи (пункта, подпункта, абзаца). Давать их в виде сносок рекомендуется только в случаях, когда из акта исключено много статей (пунктов) и такого рода примечания могут быть даны в обобщенном виде .

При формировании сборника важное значение следует придавать удобству поиска НПА сотрудниками организации, учреждения, предприятия. Для его обеспечения создается справочный аппарат, самым простым элементом которого является содержание. Многоаспектный поиск обеспечивают различные указатели (иногда их называют перечнями). Выбор того или иного вида указателя (алфавитно-предметный, хронологический, тематический, отмененных локальных НПА) или нескольких указателей зависит от вида осуществляемой инкорпорации и объема сборника. Однако в ряде случаев систематизаторы ограничиваются снабжением сборника лишь содержанием.

Выигрывают в плане информативности и удобства пользования значительные по объему и сложные по структуре сборники, которые снабжены предисловиями. Во вводной части сборника обычно говорится о его назначении, критериях отбора НПА, принципах их размещения, структуре, наличии указателей и т.д.

6. Обновление сборника. Подготовленный в организации, учреждении, на предприятии сборник решает задачу упорядочения локального нормативно-правового материала (полностью или частично) на определенное время, т.к. процесс локального правотворчества непрерывен. Поэтому инкорпорация не должна быть разовым мероприятием. Между тем, как написал С.И. Архипов о локальной инкорпорации, зачастую «.она осуществляется

недостаточно последовательно. Создание сборников и их дальнейшее обновление обычно носит эпизодический, неплановый характер» . В целом за прошедшие десятилетия ситуация не изменилась.

Если же инкорпорация осуществляется в соответствии с правилами, то необходимо определить периодичность обновления сборника, выбрать способ издания. Практике инкорпорации известны три способа: сброшюрованные книги, тетради, объединяемые в тома с помощью разъемного переплета, и свободные листы. При выборе каждого из них учитывается прежде всего финансовые и технические возможности издания сборника у организации, учреждения, предприятия, а затем - порядок и периодичность обновления, количество и объем томов. Большое распространение благодаря доступности и возможности легко обновить материалы получили сборники, состоящие из свободных листов.

Одним из технических приемов, облегчающих обновление сборника, является его издание в двух частях - основной, включающей более стабильные, неопределенного срока действия локальные НПА, и дополнительной - в виде приложения, содержащего акты, наиболее подверженные изменениям.

На основании изложенного выше сформулированы следующие выводы:

1. Инкорпорация локальных нормативных правовых актов - вид систематизации, осуществляемый сотрудниками организаций, учреждений, предприятий, заклю-чающийся в подготовке, издании и обновлении сборников локальных нормативных правовых актов и извлечений из них в действующей редакции в определенном порядке, направленный на упорядочение внутриорганизационного нормативного правового материала, в процессе которого достигаются и цели его совершенствования на основании выявленных пробелов, дублирования, неточностей.

Таким образом, можно выделить следующие признаки рассматриваемого явления:

1) инкорпорация локальных НПА

Один из видов их систематизации;

2) осуществляется в организациях, учреждениях, на предприятиях силами их сотрудников;

3) представляет собой деятельность по подготовке, изданию и обновлению сборников;

4) сборники включают локальные НПА и извлечения из них в действующей редакции, т.е. нормативное содержание актов не затрагивается;

5) цель инкорпорации - упорядочить локальные НПА для более полной и правильной реализации содержащихся в них норм;

6) являясь внешним видом систематизации, инкорпорация способствует и совершенствованию внутриорганизационно-го нормативного правового материала.

2. Подготовка сборников внутриор-ганизационных подзаконных актов является составной частью осуществляемой в РФ систематизации НПА, поэтому основана на общем порядке и технике инкорпорации. Вместе с тем инкорпорация локальных НПА имеет некоторые особенности, определяемые объектом инкорпорации, субъектами инкорпорации и ее назначением. Формой локальной инкорпорации является сборник, хотя в некоторых случаях результаты локальной инкорпорации именуют собраниями. Наиболее распространена хронологическая и тематическая инкорпорация. Первое объясняется недостаточным уровнем знаний и опыта систематизаторов локального уровня, а также сравнительно небольшим объемом локальных НПА; второе - тем, что удобно иметь упорядоченные внутриорганизационные нормы на основе видов деятельности, осуществляемых организацией, учреждением, предприятием, их подразделениями и работниками. Сборники локальных НПА готовятся сотрудниками организаций, учреждений, предприятий, для которых эта деятельность дает возможность не только упорядочить локальный нормативный материал, но и принять непосредственное участие в его совершенствовании путем подготовки перечней актов, которые необходимо официально признать утратившими силу, разработки проектов актов для

восполнения пробелов в правовом регулировании и т.д.

3. Инкорпорация локальных НПА включает следующие этапы: подготовительный - создание комиссии и рабочих групп, решение организационных, технических и иных вопросов; отбор локальных НПА; распределение по разделам отобранных для включения в сборник локальных НПА и их анализ; внешнюю обработку актов - приведение их в действующей редакции, удаление ненормативных частей, подписей субъектов правотворчества и т.д.; формирование сборника; обновление сборника.

4. Инкорпорация локальных НПА недостаточно распространена. В ходе анкетирования некоторые респонденты отмечали, что в инкорпорации нет практической не-обходимости. Это объясняется как небольшим количеством локальных НПА, так и тем, что к инкорпорации необходимо привлекать сотрудников, которые при этом не освобождаются от основной работы. Кроме того, подготовка и издание сборника связаны с временными и материальными затратами, а в дальнейшем требуется его регулярное обновление. Сопоставление распространенности и уровня осуществления инкорпорации локальных НПА в 1980-е гг. и в настоящее время не позволяет говорить о прогрессе в данной деятельности и о ее существенных перспективах, особенно в небольших организациях, учреждениях, на предприятиях.

Вместе с тем сейчас имеется опыт подготовки сборников локальных НПА, который следует обобщать и популяризовать на страницах печати, как это происходило в 70-е - 80-е гг. прошлого века.

1. Словарь иностранных слов. - 12-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - 608 с.

2. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права / Вступ. ст., сост. и примеч. И.И. Ев-лампиева. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

3. Бабаев В.К. и др. Теория права и государства в схемах и определениях: Учеб. пособие / В.К. Бабаев, В.М. Баранов,

В.А. Толстик. - М.: Юристъ, 2002. - 256 с.

4. Гусев Ю.И. Теоретические проблемы составления Свода законов Союза ССР: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 1973. - 22 с.

5. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2002. - 184 с.

- (Серия «Высшее образование»).

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. - 304 с.

7. Ксенофонтов В.В. Систематизация российского законодательства: Принципы и процедуры: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 2003. - 167 с.

8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: Норма-Инф-ра-М, 1999. - 552 с.

9. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. - СПб., 2001. - 642 с.

10. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005.

11. Архипов С.И. Систематизация локальных норм советского права: Дис. . канд. юрид. наук. - Свердловск, 1987. - 176 с.

12. Алиев А.М. Теоретические проблемы локального правового регулирования в современном российском праве: Дис. . канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2001. - 157 с.

13. Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М, 1999. - 815 с.

14. Ожегов С И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - 4-е изд.,

доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

15. Систематизация законодательства в Российской Федерации / А.И. Абрамова, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 382 с.

16. Петров А. Собрание действующего законодательства - правовая основа жизнедеятельности города Москвы // Право и экономика. - 2003. - № 3. - С. 22-25.

17. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. - М.: Юрид. лит., 1962. - 574 с.

18. Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций.

СПб.: Издат. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2004. - 864 с.

19. Конюший Л. Издаем сборники ведомственных нормативных актов // Хозяйство и право. - 1979. - № 10. - С. 32-34.

20. Петров А., Зайц Н. Каждой отрасли -упорядоченные акты // Хозяйство и право.

1977. - № 1. - С. 69-71.

21. Подготовка и издание систематических собраний действующего законодательства: Монография / Под ред. А.Н. Мишутина.

М.: Юрид. лит., 1969. - 342 с.

22. Захаров В. Наводя должный порядок. Из опыта систематизации локальных нормативных актов // Хозяйство и право.

1987. - № 5. - С. 42-45.

23. Кулистикова О. Подготовка сборников отраслевых нормативных актов // Хозяйство и право. - 1987. - № 9. - С. 52-55.



Просмотров